Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах. Товарищеские отношения между мальчиками и девочками

Можно быть очень хорошими друзьями с представителями противоположного пола, не испытывая к ним никаких романтических отношений. Бывает так, что мальчику и девочке просто приятно разговаривать друг с другом на разные темы. Такого рода дружба оказывается очень полезной, потому что появляется возможность открыто обсудить все интересующие вопросы и при этом романтические чувства не будут мешать или заставлять стесняться.

Когда же у вас появляются романтические чувства к человеку противоположного пола (или если он вам кажется привлекательным), то нет никаких причин нарушать привычные дружеские отношения. Правда, при этом многие подростки чувствуют себя неловко, стесняются и не знают, как себя вести по отношению к объекту своих чувств. Лучше всего в таком случае успокоиться и быть самим собой.

Любой человек в какой-то момент своей жизни чувствует себя неловко.

В прошлом считалось, что первый шаг должны делать мальчики, а девочкам следует ждать признаний. В силу таких традиционных представлений некоторые думают, что должны следовать жестким правилам. Но в наше время все больше девочек первыми признаются в своих чувствах, а мальчики, как правило, ничего не имеют против этого.

Чувства к представителям своего пола

В период ранней юности молодые люди иногда испытывают сильные чувства к представителям своего пола. Это могут быть друзья, знакомые, ровесники или кто-нибудь постарше, например, учителя или друзья родителей. Эти люди могут нравиться потому, что они относятся к подростку с пониманием, добры к нему или просто кажутся привлекательными. В таких чувствах нет ничего ненормального, и они ничего не имеют общего с гетеросексуальными или гомосексуальными предпочтениями взрослых людей.

Иногда такие чувства пробуждаются вместе с первыми сексуальными мыслями и чувствами. Чаще всего это просто мечты, не подразумевающие никаких серьезных отношений и отражающие меняющееся отношения к миру. Возможно, это одно из объяснений того, что подростки часто страстно увлекаются поп - певцами или кинозвездами.

Когда я пытаюсь говорить с девочкой, я путаюсь и не понимаю, что говорю. Что в этом случае делать?

Любой человек в какой-то момент своей жизни чувствует себя неловко, особенно когда старается с кем-нибудь познакомиться или произвести на кого-либо впечатление. Постарайтесь поговорить о своих интересах и спросите ее, что ей нравится. Всем людям нравится, когда ими интересуются и выслушивают их мнение. Главное — не волноваться и быть самим собой. Помните: чтобы быть хорошим собеседником, не обязательно все время говорить. Не случайно молчание называют золотом.

Как уговорить девочку пойти на свидание?

Лучше всего — быть честным и сказать, что хочешь погулять с ней, а для этого неплохо отправиться в такое место, которое нравится вам обоим. Это может быть кино или кафе. Если вы встретились на школьной дискотеке или вечеринке, то для начала можно с ней просто побеседовать. Иногда легче пригласить девочку пойти куда-нибудь вместе с друзьями и подружками. Чаще всего это неплохой способ познакомиться с ней поближе, прежде чем отправляться куда-либо вдвоем.

Моей подруге очень нравится мальчик в нашем классе. Но она не знает, как сказать ему об этом? Что ей делать?

Такая ситуация совершенно естественна и может окончиться серьезными отношениями. Хотя заранее трудно сказать, это увлечение будет кратковременным или длительным. Если кто-нибудь вам нравится, лучше узнать этого мальчика поближе, а потом дать понять ему о своих чувствах. Пусть ваша подруга просто поговорит с этим мальчиком или предложит ему вместе сделать какое-нибудь дело, чтобы проверить, каково им быть вместе. Некоторые люди подсознательно предпочитают влюбляться в недоступных людей. Как только объект их страсти проявляет к ним интерес, их чувства угасают.

Как признаться в том, что любишь, чтобы меня не стали дразнить?

Когда люди взрослеют, их отношение к другим людям меняется и у них иногда пробуждаются сильные чувства к какому-либо человеку. Возможно, что некоторые из ваших знакомых еще не доросли до этой стадии и не понимают ваших чувств. В такой ситуации они смеются и дразнятся — это просто способ скрыть свое смущение и непонимание.

Лучше всего поговорить с объектом своего внимания наедине и выбрать для разговора тему, которая интересует вас обоих. Можно также заняться вместе чем-нибудь: например, поиграть во что-нибудь или сделать уроки. Впрочем, если вы не уверены, что вам ответят взаимностью, то стоит немного подождать, пока вы не обретете решительности.

Как сказать родителям, что у меня есть парень?

Родителями всегда лучше быть честным. Некоторым родителям требуется время на то, чтобы привыкнуть к тому, что их дети взрослеют и начинают по-новому смотреть на мир. Иногда родители думают, что их дети еще маленькие и не могут испытывать серьезных чувств к представителям противоположного пола. Им кажется, что их дети еще не знают, что такое любить по-настоящему.

Возможно, стоит сказать, что вам нравится этот мальчик и вам приятно находиться рядом с ним. Скорее всего, они не будут так сильно беспокоиться, если вы будете гулять где-нибудь не вдвоем с этим мальчиком, а в компании нескольких друзей. Кроме того, родителям будет спокойнее, когда вы точно скажете, куда идете и когда вернетесь. Если вы сдержите обещание и вернетесь вовремя, то они станут больше доверять вам.

Хорошо ли, что я встречаюсь с парнем, который 6 лет старше меня?

Если вам 13, а парню 19 лет, то между вами, как вы догадываетесь, слишком большая разница. Конечно, люди взрослеют по-разному, но обычно 13-летние и 19-летние увлекаются разными вещами. В более солидном возрасте такая разница может казаться и не слишком заметной, но 19-летний парень ко многому может относиться по-другому, чем 13-летняя девочка. Например, ему может нравиться распивать спиртные напитки на вечеринках (а по закону после 18 лет он имеет на это полное право), он может захотеть задержаться где-нибудь до очень позднего времени или потребовать от вас более серьезных и долговременных отношений.

Такая разница в возрасте почти неизбежно подразумевает и разное отношение к сексу. Многие молодые люди в 19 лет ведут активную сексуальную жизнь. Большинство согласятся с тем, что в 13 лет еще рано заниматься сексом (установленный законом возраст — 16 лет). Если 19-летний парень займется сексом с 13-летней девочкой, то это будет нарушением закона.

Как заставить мальчика, чтобы он полюбил меня?

Трудно заставить полюбить кого-либо. Если вам нравится мальчик, то лучше не пытаться навязать ему свои ему свои чувства. Познакомьтесь с ним поближе, расскажите ему о своих интересах и поинтересуйтесь его увлечениями.

Стоит подумать…

И обсудить с родителями или взрослыми, которым доверяете

Попытайтесь представить себя на месте своих родителей и подумайте, о чем они могут беспокоиться во время вашего взросления. Вот лишь несколько возможных причин для волнения:

Вам могут нанести физические повреждения;

Вам могут нанести психическую травму;

Вы недостаточно хорошо учитесь в школе;

Вас могут заставить заниматься сексом;

Ваши друзья плохо на вас влияют;

Вы испытываете недостаток общения и проводите недостаточно времени со сверстниками.

Когда вы обсудите это со своими родителями, они станут меньше волноваться за вас.

Ирина Кашеварова
Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста

«Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста » на тему : «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста ».

Проблема общения является многогранной и актуальной проблемой современности, которая охватывает широкий круг разных вопросов, научное и практическое решение которых стало общественной необходимостью .

В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения , где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи) . Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте , когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования так же выделяет одну из образовательных областей – социально – коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремится к самоутверждению и персонализации себя в обществе , но весьма важно воспитать в нем социально – значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольным образованием встают проблемы : не просто организовать социальное развитие дошкольников , а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми и между собой.

Из кого же состоит современное общество ? Конечно из разных людей, из разных личностей. А эти личности – мужчины и женщины. Мужчины и женщины вырастают из мальчиков и девочек . Это тоже личности, только поменьше ростом. И живут они вместе в своем обществе – в дошкольном учреждении . Как же общение складывается между собой у них?

1. Чем похожи, а чем отличаются мальчики и девочки .

Обратимся за ответом к поэтам.

Быть мамой девчонок, конечно, не то :

Там куклы, посудка, больничка, лото,

Там пышные платья и косы до пят.

Тебе ж подарила судьба пацанят!

Твой дом украшают не вазочки роз,

А киборг-убийца, что сын твой принес,

Найдя его в луже у дома родного,

Почистил, помыл и теперь он как новый.

Нет, это не хлам, и не смей убирать!

Ты хочешь военную базу сломать?

Ты хочешь снести самолетный ангар?

Одумайся, женщина! Это ж кошмар!

Ты в бой поведешь оловянных солдат,

Будь смелой и дерзкой, ни шагу назад!

Так, с фланга зайди, артиллерией бей.

(Не знаешь, что это - спроси сыновей) .

Ты выучишь с ними все марки машин,

А станут побольше все виды их шин.

Еще подрастут и тебя просветят,

Как действуют стартер, кардан и домкрат.

Без них ты могла б ничего не узнать

Зачем нужен лобзик? Неужто лобзать?

Тиски нам зачем? Может тискать кого-то?

Подшипник - что это? С шипами чего-то?

ТАК МНОГО ВСЕГО, ЧТО МОГЛО ПРОЙТИ МИМО!

НО ВОТ ОНО СЧАСТЬЕ - БЫТЬ МАМОЮ СЫНА!

Если был бы я девчонкой.

Эдуард Успенский

Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала :

"Молодчина ты, сынок!"

Конечно это шутка, в которой есть лишь доля правды. Чем же отличаются друг от друга девочки и мальчики ? А может они одинаковые? Ведь все они – дети?

Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному – мальчики , обычно, более активны. Новорожденные дети отличаются не только строением половых органов. Специфика поведения мальчиков и девочек существует с первых дней жизни.

Девочки в среднем дольше спят. У них ниже, чем у мальчиков , пороги тактильной и болевой чувствительности. Зато у мальчиков лучше мышечное развитие и способность, будучи положенными на живот, удерживать головку. Установлено, что девочки лучше реагируют на сладкое и при подслащивании молока увеличивают активность сосания больше, чем мальчики .

После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на окружающее : мальчики более восприимчивы при визуальном (зрительном) поощрении - активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы; девочки лучше воспринимают слуховое поощрение, например,

ласковое проговаривание. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков.

Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки больше времени проводят с матерью, неохотно уходят с рук и чаще возвращаются к ней, тяготеют к пассивным играм. Мальчики более самостоятельны и активны.

Начиная с трехлетнего возраста , все более проявляются различия у мальчиков и девочек в интересах , проявлениях эмоциональности и в поведении.

К четырем годам интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры больше связаны с природой и эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры . Мальчикам , в отличие от девочек , для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам . Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную : лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «Отчего?» или «Почему?» . Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Увидев что-либо новое, после вопроса «Что такое?» девочка оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво» .

В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Девочки используют все игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек . Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков . Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности : ухаживать, нянчить,

проявлять заботу, наставлять, поучать. Эти черты ярко проявляются в ролевых играх девочек- дошкольниц , в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды) .

Имеются отличия и в речи представителей разного пола. У девочек преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного в устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи - к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек , в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

Мальчики оптимистичнее , простодушнее и откровеннее девочек . Они всегда «более дети» , чем девочки , которые в пять лет уже «женщины» . Девочки видят намного больше мальчиков , лучше понимают, что творится в семье, точнее разбираются в людях. Они проявляют скрытность и недоброжелательность к более ярким девочкам и интересуются , во что одеты их подружки.

Мальчики хотят казаться хуже , чем они есть, девочки , напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее» , приветливее и вежливее. Нарушения дисциплины у девочек более редки , чем у мальчиков , и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда , когда истинными виновниками и зачинщиками нарушения порядка являются сами.

Мальчики уже с 3-6 лет более агрессивны, чем девочки . Поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена , различие следует считать врожденным. У девочек преобладает словесная агрессия - они обзывают, кричат, но стараются избегать прямого выражения открытой враждебности. В последние годы возросла агрессивность , как мальчиков , так и девочек которые , подобно мальчикам , стали прибегать к дракам.

У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга» . У девочек морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, происходит быстрее, чем у мальчиков . Именно поэтому на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел , решении задач и в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками . После периода полового созревания картина меняется.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики долго «раскачиваются» . Девочки лучше выполняют задачи типовые, шаблонные. Мальчиков увлекает поисковая деятельность, им лучше чуть-чуть не дообъяснить, натолкнуть на нахождение решения.

В организации образовательного процесса не всегда учитываются психологические особенности мальчиков . Существующие в современном образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны в большей степени на девочек , ориентированы на женскую модель поведения, так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости.

Мальчики более подвижны , непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают. По мнению Б. Хартли, более низкие достижения мальчиков в учебе , чем у девочек , частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков , где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств.

Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно , что конкретно оценивается, для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки (какой момент деятельности оценивается, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми , для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки, как положительные, так и отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать - он дезориентирован.

Девочкам нельзя сказать слово «плохо» , так как бурная эмоциональная реакция не позволит им осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип - прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.

Давать оценку деятельности следует разными словами. Слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков . Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т. д.

2. Как «уживаются» мальчики и девочки в одном коллективе ?

Конечно девочки и мальчики очень разные . Как же они «уживаются» в одном коллективе между собой? Ссорятся или дружат? Радуются друг другу или нет? Во что играют?

Взаимоотношения детей дошкольного возраста - это и отношения мальчиков и девочек . Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как

воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой , он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

Перед игрой дети помнят кто они, мальчики или девочки . Мальчики в игре , подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии : летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же , подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

А в ходе самой игры они часто об этом забывают и общаются просто, как сверстники.

Чаще всего в общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности :

Дети группируются по полу;

Возникает общность интересов;

Появляется специфическое чувство «МЫ» : «Мы - мальчики » или «Мы - девочки » . В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек , а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей. Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек .

3. Проблемы формирования дружбы между мальчиками и девочками . Роль воспитателя в решении этой проблемы.

Формирование дружбы между детьми разного пола – одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Упускаются из виду учёт определённой специфики в развитии мальчиков и девочек . Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик – будущий мужчина , защитник Родины, опора в семье, а девочка – заботливая мать , жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространённое явление маскулинизации женщины, т. е. преобладание у неё типично мужских черт характера, а как следствие – снижение милосердия, сострадания; бескорыстной помощи. Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками . Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнёров предпочитают сверстников своего пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола) . Разобщённость

мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков , почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская» , «Магазин» , «Ателье» , «Детский сад» . В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками , а второстепенные роли редко привлекают мальчиков . К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы : «Госпиталь» , «Теплоход» , «Поезд» , «Космонавты» , «Милиция» . В совместных игах характер детских взаимоотношений различен.

Некоторые мальчики всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют как с равными, стараются помочь. Другие - могут относиться к девочкам по-разному , в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют , часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. Одни всегда - доброжелательны. Другие - в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. Кто то может относиться по разному, в зависимости от распределения ролей. Есть девчонки, которые всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям) . В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам , более требовательны и менее снисходительны. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются : организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.

Необходимо подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Прежде всего русские народные сказки. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены : «Подарок»

С. Баруздина, «Рассказы о детях» , «Волшебное слово» В. Осеевой, «Котёнок» Л. Толстого, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Самое страшное» Е. Пермяка

(где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком ) и т. д. Необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения : «Обидеть девочку недостойно мужчины » , «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват» , «Девочка должна помогать мальчикам , заботиться о них» , «Женщину украшает доброта и аккуратность» . Искусству - быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьёзной разработки. Это – проблема государственной важности. При условии успешного её решения дети будут воспитаны на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.

4. Из опыта работы.

В моей группе 21 девочка и 9 мальчиков . Возраст – 6лет , подготовительная к школе группа. Как ни странно, но девочки – это девочки , а мальчишки – натуральные мальчишки . Девочки разбиваются в игре на маленькие группы или на пары, а мальчишки играют все вместе . Вероятно потому, что их мало. Мальчики много двигаются , или играют в строительные игры, но обязательно по всей группе. Часто мешают девчонкам, овладевая пространством. Девочки «возникают» , мальчики – уступают .

Часто мальчики и девочки играют вместе , но это обязательно подвижные игры : пятнашки, прятки, подражания мультяшным героям, игры в пиратов и даже в «полицию» , или «войну» .

В спокойные с\р игры, такие как «Школа» , «Магазин» , «Больница» , девочки играют одни . Мальчишек там нет .

Б) Общение в режимных моментах .

Мальчики уступают место девочкам у раковины , или место на стуле, но только после напоминания взрослого.

Мальчики с большим желанием выбирают себе пару среди девочек , например при выходе на прогулку, а девочки нет . Предпочитают «подружку» .

Девочки любят яркие ножницы и передники, а мальчишки стесняются розовых предметов и блестящих карандашей.

Мальчики не очень стараются в танце с девчонкой. Кланяются и провожают девочку на место , только после напоминания взрослого.

Если случайно, мальчик грубо задел девочку в игре , он сразу просит прощения и пугается, особенно, если девочка заплакала .

Не все мальчики любят и умеют «дежурить» в процессе приема пищи, но очень любят готовить столы к продуктивной деятельности. Девочки все делают охотнее и помогают товарищу - мальчику .

Мальчишки стесняются , если девочка за ними ухаживает .

В туалете, я не замечала, что бы дети проявляли друг к другу интерес.

В «дни рождения» и мальчики , и девочки , с удовольствием говорят друг другу разные пожелания.

Если ребенок долго отсутствовал в группе (например : отпуск у родителей, все дети, и мальчики , и девочки очень радуются друг другу.

На занятиях мальчишки предпочитают сесть все вместе, как – то объединиться. Приходится делать акцент : «сели : мальчик- девочка » . Не обижаются – выполняют.

Наблюдаю, что мальчики и девочки симпатизируют друг другу. Редко, но услышать можно : «Я люблю Захара» …Такая «любовь» больше прослеживалась в старшей группе, чем в подготовительной.

Мальчик маленького роста , как правило, в пару выбирает высокую девочку .

Никто никогда не обзывал друг друга «толстяком» или «толстухой» .

Девочки больше подстраиваются под игры мальчиков , если они вместе играют.

Дети в моей группе очень добрые, вероятно они любимы нами взрослыми и родителями. Конфликтов между детьми практически нет, и тем более между мальчиками и девочками .

В) Высказывания мальчиков и девочек друг о друге . Разговор «по душам» с подгруппой девочек и с одним мальчиком .

Воспитатель (я) : «Девочки , в нашей группе есть дружба между мальчиками и вами девочками

Настя (6,4) : «Я думаю, что некоторые между собой дружат, а некоторые

нет, я дружу со всеми».

Соня (6,8) : «Не все дружат, а я со многими дружу, у меня полно друзей – мальчишек , даже которых вы не знаете».

Милена (6,5) : «А я н дружу с нашими мальчиками , потому что люблю Антошку, вы его не знаете, ему 10 лет».

Воспитатель : «Во что в любите с ними играть?»

Настя (6,4) : «На улице, в догонялки. Еще люблю с мальчиками просто разговаривать, особенно с Захаром».

Воспитатель : «Почему именно с Захаром?»

Настя (6,4) : «Да он маленького размера, ну т. е роста и он хороший» .

Соня (6,8) : «Я люблю с ними играть в морской бой» .

Присоединилась к разговору еще одна Настя (6,3) : «А я люблю только Диму, и ни с кем больше н хочу дружить» .

Воспитатель : «Почему только Диму?»

Настя (6,3) : «Он мне помогает кровать заправлять и один раз подарил цветок, только не настоящий».

К нам подошел Максим(6,1) .

Воспитатель : «А ты, Максим, как думаешь, в нашей группе мальчики и девочки дружат

Максим(6,1) : «Не знаю» .

Воспитатель : «А ты во что бы с девочками поиграл

Максим(6,1) : «В догонялки» .

Воспитатель : «А тебя девочки берут в игру

Максим(6,1) : «Нет, не берут. Да мне Настя нравится, он высокая красивая и быстро бегает».

Заключение.

Конечно, в дореволюционной России, девочки и мальчики воспитывались отдельными учителями, разными методами, в разных помещениях. И в этом была своя правда.

Да, они совсем не похожи друг на друга, и учителя им необходимы разные, и игры, и развивающая среда. Но наш современный мир слишком уж «современный» . Культура очень разнообразная, технический прогресс развивается со скорость света. Родители, да и педагоги живут со словами «давай быстрей» . Все второпях. Где уж нам задуматься над гендерным воспитанием? Женщины становятся сильнее, мужчины слабее, во всех смыслах. Матери чаще воспитывают детей одни. Трудно разобраться, как правильно воспитывать мальчиков , а как девочек . Все как -будто перемешалось, перепуталось.

Я думаю, что если мужчины и женщины, девочки и мальчики , не будут друг друга поддерживать в нашем мире, все пропадем.

Пусть девчонки и мальчишки растут вместе . А что будет дальше – время покажет. Но нам педагогам, да и родителям, нельзя забывать, кто есть кто.

Литература :

1. Бочарава Ю. Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В. П. Астафьева, «Психолог в детском саду» .

2. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» , - М 2009

3. Пол или гендер? (Девочки налево , мальчики направо ) // Обруч, 2009 г. №3

4. Мальчики и девочки // Обруч , 2007г. №5

5. Мальчики и девочки : две половинки? // Обруч, 1998г. №6

Опыт работы. Интернет – ресурсы.

Егорова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: родительский лекторий
Тема: Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: среднее профессиональное

Родительский лекторий

по теме: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в

подростковом возрасте».

К 13годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ

взаимодействия с противоположным полом.

Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на

увлечение. Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный

гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и

девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.

Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя

чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа,

особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как

мужчина (или я как женщина).

Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная

внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах

сверстников.

А вот ответ на свой вопрос: « Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?»

подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и

эстрадных певцов становятся объектом подражания.

И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в

развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих

переживаний.

В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики

выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у

подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так

необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные,

неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые

отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.

Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной

стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом

любви, как раньше, уже не получается.

Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне

противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма

привлечения к себе внимания.

И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое

внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче

общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто

вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают,

но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо

стеснительность при общении с противоположным полом.

Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает

еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.

И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже -

группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с

понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.

Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо

суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны

сверстников. А это сложно.

Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с

девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают

выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму

взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной

ситуации.

Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг

общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным

негативным эмоциям.

Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему

придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие

мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной

дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых

потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями

дочерей, их поздними возвращениями домой.

В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит,

самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать

его как личность.

Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете

знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И

вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию

сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать

людей вообще.

Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и

переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной

для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют

себя с героями фильмов, литературных произведений.

Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в

котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях,

проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие

подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое

значение придается взглядам, улыбкам.

Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак

принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью

говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!

Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же

духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит!

Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют.

Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.

Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно

одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А

значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!

И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для

ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый - родитель или значимый для

ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека

не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в

сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может

случиться непоправимое.

Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за

несчастной любви или чувства одиночества... В этом возрасте подростки очень ранимы и

рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему

нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.

Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и

первыми пойдите на контакт.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом.

Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.

Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном

принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не

выражают это при всех.

Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что

их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем

реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.

Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие

на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища

Взрослые часто бестактно относятся к проявлениям влюбленности у учащихся, начинают

упрекать и бранить их, нередко бросают такие необдуманные фразы - «он уже начинает

играть в любовь», «она уже путается с мальчишками» и т. п., иногда даже зло смеются и

поддразнивают.

вызывает

подростков

переживания.

насмешек

приводит к тому, что мальчики и девочки начинают опасаться проявлять даже обычные

товарищеские чувства, а иногда и перестают дружить

Нужно иметь в виду, что возникающее в детские и подростковые годы отношения между

полами, вырастающие из дружбы во время учебы, в игре и труде, имеют большое значение

для будущей совместной жизни молодых людей. Дело в том, что различные формы

благоприятных

условиях

стимулом,

неоднократных

влюбленностях

переживания

формируют

личность

подростка

оказывают

положительное

отношения

между полами в будущем.

Дружба не всегда связана с половым влечением, как известно, дружить могут и девушка с

девушкой, и юноша с юношей. Тем не менее нельзя не видеть, что дружба двух юношей и

дружба юноши и девушки имеют серьезные различия. Дружба девушки и юноши имеет

поэтична

эмоционально

приподнята.

становится более подтянутым и вежливым, девушка - мягче и женственнее. Это еще не

любовь, но она уже овеяна ее предчувствием, а жизнь, освещенная ею, становится более

яркой и значительной. Первое любовное увлечение иногда и является той искрой, от

которой возгорается «костер» настоящей человеческой любви.

Юноша не должен забывать, что его друг именно девушка и что его обязанность по

отношению к ней - беречь ее девичью честь, вступаться за нее, если кто-либо проявит

оскорбительное

отношение.

переживаниями, помогая ей, проводя с ней часы досуга, он не должен допускать никаких

излишней

вольности,

дозволенной

близости.

Необходимо еще с детства мальчика воспитывать так, чтобы он обладал определенным

«чувством дистанции» по отношению к девочке, а юноша - к девушке.

Простота

естественность

отношений,

свободная

грубости

легкомысленного флирта, украшают дружбу. У известного педагога А.С. Макаренко как-то

спросили: какими должны быть здоровые отношения между юношей и девушкой? Он

ответил: «Искренние, такие, которые ничего не преувеличивают и не преуменьшают. Когда

не обманывают друг друга, когда есть уважение к себе и к другому, тогда отношения будут

здоровые, независимо от того, какие это отношения: дружеские, любовные и т. д. Во

всяком случае, если есть забота о жизни и счастье другого,- такие отношения всегда будут

Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Межличностные отношения, общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками.

Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.

Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

Особой популярностью среди юношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора. Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковой группы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами в центре внимания.

Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.

Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.

И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения.

В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения - и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.

Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно. Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Меняются и отношения между мальчиками и девочками.

В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.

Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний. Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше.

Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят, что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола.

При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В. Волковой. (Приложение №1)