Создание социальной ситуации развития детей в процессе. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития дошкольника

Игра как средство создания в ДОУ

социальной ситуации развития детей

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (п 2.4) определяет основные направления образовательной программы для организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Одно из наиболее важных направлений программы направлено на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.

Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

Навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

Умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

Умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

Умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.

Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.

Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации воспитателю необходимо:

Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)

Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)

Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)

Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)

Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения, настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:

- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;

- «Научим вежливым словам волчонка»;

- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.

В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.

Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.

Таким образом, игра, как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.


В пункте 3.2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования перечислены следующие условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1. обеспечение эмоционального благополучия через:

· непосредственное общение с каждым ребенком;

· уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

· создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

· недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

· создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

· развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

· развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

· создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

· организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

· поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

· оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе путем создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Система деятельности, позволяющая ребенку осваивать реальную и виртуальную среду, через игру, моделирование и конструирование, через использование современных информационных технологий и ресурсов

Общие основания

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.


Все виды деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране любого электронного устройства. Возможности использования современных информационных технологий, ресурсов, электронных устройств позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения электронные образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и, что очень актуально в дошкольном возрасте, - обучить самостоятельно приобретать новые знания.

Наталья Татарских
Социальная ситуация развития

Мы сегодня собрались на очередное методическое мероприятие, которое пройдет в форме «Устного журнала» по теме социальной ситуации развития

Тема : «Сопровождение педагогов для создания условий социальной ситуации развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель : Повысить уровни компетентности педагогов в вопросах создания социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста.

Задачи : 1. Расширить уровень теоретических знаний по вопросу установления партнерских отношений взрослого и ребенка.

2. Познакомить с основными понятиями социальная ситуация развития , сензитивные периоды дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию практических умений к организации образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО.

4. Создать условия по обмену и распространению опытом.

Форма организации : устный журнал

Ход мероприятия : Участникам при входе предлагается выбрать бэйджик ввиде цветка 3 цвета.

Наше мероприятие запланировано примерно на 1,5 часа. Надеемся, что оно будет для вас интересным, полезным и поможет в дальнейшем нашему развитию .

А начнем мы нашу работу с игрового упражнения «В кругу профессионалов» 1 слайд

Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!

1. Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.

2. Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.

3. Если вы уверены, что у каждого ребенка свой темп развития , дотроньтесь до кончика носа.

4. Если вы считаете, что дети развиваются благодаря богатой , насыщенной среде, кивните головой.

5. Если вы полагаете, что при развитии ребенка , не нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности закройте глаза.

Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что учет возрастных особенностей, сензитивных периодов важен в создании социальной ситуации развития ребенка . Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить и систематизировать знания по созданию социальных ситуаций развития детей дошкольного возраста. А сейчас обратите внимание на цвет вашего бэйджика и присесть за стол, обозначенным таким же цветом.

2 слайд Мы понимаем, что современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Мы помним, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на нас взрослых : на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения и создания благоприятных условий.

В связи с этим проблема развития ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.

1. Оказывать педагогическую поддержку детям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;

3. Развивать социальную компетентность дошкольников, установление правил взаимодействия в разных ситуациях .

4. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Начинаем листать страницы нашего журнала и первая страница «Информационная»

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум . Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Создание социальной ситуации развития необходимо для развития интеллектуальных , творческих, физических способностей.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, через создание способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой

6 слайд Мы предлагаем вашему вниманию ролик раскрывающий понятие Социальная ситуация развития .

2 страница нашего журнала «Практическая» , на которой

мы с вами попробуем сами дать определение понятию Социальная ситуация развития . (Заслушиваем варианты участников.)

8 слайд Давайте посмотрим какие определения и термины нам предлагает современная педагогоика.

Термин Социальная ситуация развития – Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка . Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка . Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития . Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Л. С. Выготский

Социальная ситуация развития – система социальных условий , определяющих психологическое развитие людей .

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности , отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие , в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

9 слайд Следующая страница нашего устного журнала : «Документ в действии»

Сегодня очень важно понимать ФГОС, важно знать понятия, которыми должен оперировать педагог. Перед вами на столах лежат карточки с терминами, вам необходимо установить соответствие между понятиями и определениями, т. к. они перепутаны.

10 слайд Правильные ответы предлагаем найти в документе ФГОС п. 3.2.5. – пожалуйста, проверьте себя!

Вывод : таким образом социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства своей личности.

В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого детского сада, который предполагает постановку задачи превращения уклада жизни в детском саду в социальную ситуацию развития личности ребенка . И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.

11 слайд А теперь, обозначив все эти понятия, позвольте перелистнуть следующую страницу журнала – страница «Проблемная» .

Без понятия «социальная ситуация развития » , введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка .

Выготский говорит следующее : социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция , будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка . И перед нами стоит проблема разобраться в этом вопросе и определить условия для создания социальной ситуации развития на каждом возрастном этапе дошкольника и заполнить таблицу. 1 команда участников заполняет младенческий возраст(0-1, вторая команда- раннее детство(1-3) и 3 команда - дошкольного периода ребенка(3-7)

возраст Ведущая деятельность. В чем заключается кризис Новообразования Социальная ситуация развития

0-1 0-6. ситуативно -личное общение со взрослым.

С 6 месяцев ситуативно -деловая форма общения ребенка со взрослым. Конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. Л. С. Выготский выделяет три момента, характеризующие кризис первого года жизни : становление ходьбы, наличие латентного (скрытого) периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли.

Кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство . Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития . Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.

Привязанность к матери, выделенность себя,

С 6 месяцев – специфические предметные действия.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

1-3 Предметная деятельность ребенка.

Овладение орудийными действиями.

Развитие предметных действий . Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений , кризис выделения своего «Я» , по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Становление «системы Я» и самооценки. Ребенок – взрослый в сотрудничестве, целью которого выступает усвоение общественно- выработанных способов употребления предметов.

3-6 Сюжетно – ролевая игра. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Кризис 7 лет - это переломная точка на кривой детского развития , отделяющая один возраст от другого.

Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт Становление иерархии мотивов деятельности.

Возникновение потребности в общественно значимой деятельности. Выражается в появлении у ребенка внутренней позиции и осознании своего поведения.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации . Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения : дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития .

12 слайд Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно . Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный , стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л. И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития . В этом нашла свое выражение идея А. Н. Леонтьева о бескризисном характере развития . Критический возраст в теории деятельности А. Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности, что и является по сути социальной ситуацией развития .

13 слайд А теперь я приглашаю вас к дискуссии : страница «Дискуссионная» . Давайте подумаем и ответим на вопросы : почему так важно учитывать индивидуальные особенности детей. Давайте попытаемся выделить варианты индивидуальных особенностей детей современного детского сада.

Примерные ответы участников.

Вывод : детский сад должен создавать условия для построения вариативного развивающего образования , ориентированного на каждого ребенка, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям , а также имеющим различные возможности здоровья.

Давайте представим, что в нашем детском саду все дети талантливы. Но даже при этом

разные, т. к. воспринимают окружающий мир каждый по-своему : один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и не обычные предметы.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать в естественных условиях развития .

Задание переделать текст знакомой песни «В лесу родилась елочка» от лица аудиала, визуала и кинестета.

Ответы. Аудиал-версия : «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку : «Спи, елочка, бай-бай» , мороз играл на дудочке : «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

Визуал-версия : «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу : стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку : «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

Кинестетик-версия : «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

6страница журнала - «Внимание, опыт!»

Вашему вниманию предлагаем еще один ролик из интернета «Социальная ситуация развития » .

Обсуждение ролика. Действительно материально обеспеченная семья это не залог создания ситуации развития , современные родители не имеют достаточных знаний в вопросах воспитания, общения со своими детьми. Конечно, сегодня каждый детский сад имеет свой опыт взаимодействия с семьей для создания социальной ситуации успеха . Вашему вниманию предлагается опыт работы МАДОУ № 131 «Проектная деятельность, как способ привлечения родителей в педпроцесс детского сада»

Страница Заключительная.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Этот метод можно использовать для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Команда с белой шляпой – выявляет факты, цифры, достижения педколлектива в процессе работы за год.

Команда с красной шляпой –делится своими эмоциями, чувствами, переживаниями о проведенных мероприятиях, о выполнении задач годового плана, вспоминают о том, какие эмоции переживали дети, педагоги во время проведения занятий, праздников, прогулок. Команда с черной шляпой – высказывает сомнения, выявляет проблемы и негативные стороны при реализации всего годового плана работы, с какими трудностями столкнулись. Команда с зеленой шляпой – ищет пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретает новые пути решения.

Команда с желтой шляпой – раскрывает позитивные стороны работы за год. Команда с синей шляпой – подводит итоги, делает выводы, оценивает деятельность всех участников.

Министерство образования и науки РФ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Институт психологии, педагогики и управления образованием

Кафедра практической психологии

Курсовая работа

Социальная ситуация развития ребенка

Научный руководитель :

старший преподаватель кафедры

практической психологии С.М. Колкова

Выполнила : студентка 2 курса

вечернего отделения

И.Л. Васюкявичюте

Введение

1. Социальная ситуация развития младенца

2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

4. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

Заключение

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем , Д.Б. Элькониным , который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. .

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.


Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей, он скорее является объектом ухода, чем субъектом социальной жизни. Отсюда легко возникает впечатление, что младенец представляет собой чисто биологическое существо, лишенное всех специфических человеческих свойств.

На самом деле младенец живет в совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуации развития . Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек – взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей. Объективная зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе). Эти отношения всегда опосредованы другими, всегда преломляются через призму отношений с людьми. Поэтому отношение ребенка к действительности с самого начала есть социальное отношение . В этом смысле Л.С. Выготский называл младенца «максимально социальным существом». Всякое, даже самое простое отношение ребенка к вещам или вообще к внешнему миру всегда осуществляется с помощью или через другого человека.

Взрослый человек – центр всех ситуаций в младенческом возрасте. поэтому удаление его сразу означает для ребенка резкое изменение ситуации, в которой он находится. В отсутствии взрослого младенец попадает с ситуацию полной беспомощности: его активность как бы парализована или в высшей степени ограничена. В присутствии взрослого для ребенка открывается самый обычный и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Вот почему смысл всякой ситуации для младенца определяется прежде всего присутствием взрослого – его близостью, отношением к ребенку, вниманием к нему и т.д.

С объективной социальной ситуацией развития младенца связано и своеобразие ее отражения ребенком. Л.С. Выготский высказал предположение, что физически отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически. Эта слитость с матерью продолжается до конца младенческого возраста, пока ребенок не научается самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступает еще позднее. Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра – мы », и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Это первоначальное переживание слитости себя и другого предшествует возникновению сознания собственной личности, т.е. осознанию своего отдельного Я. Эту точку зрения Л.С. Выготский аргументировал двумя известными фактами .

Первый факт касается представлений младенца о собственном теле: вначале ребенок не выделяет своего тела из окружающего мира вещей. Он раньше воспринимает и осознает внешние предметы. Сначала он рассматривает руки и ноги как посторонние предметы и только потом приходит к осознанию того, что это части его собственного тела.

Второй факт, подтверждающий эту точку зрения, заключается в зависимости реакций ребенка от пространственного положения вещей. физическое отдаление предмета означает и его психологическое отдаление. отдалившись на определенное расстояние, привлекательный ранее предмет теряет всякий интерес для младенца. Предмет на расстоянии как бы вовсе не существует для него. Но интерес оживает с новой силой, как только рядом с предметом – в одном оптическом поле с ним – появляется взрослый человек. Это чрезвычайно важный феномен. Казалось бы, в предметной ситуации ничего не изменилось: ребенок воспринимает предмет столь же удаленным и недостижимым, как и раньше. Но аффективная привлекательность предмета, находящегося на расстоянии, зависит от присутствия взрослого рядом с этим предметом. Причем ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому, чтобы получить нужный предмет. Взрослый здесь нужен не для того, чтобы достать недоступный предмет, а чтобы этот предмет стал привлекательным для ребенка.

Если первый факт характеризует неспособность младенца выделить из окружающего мира и осознать свое собственное тело и свое автономное существование, то второй говорит о том, что социальное отношение ребенка и его отношение к внешним предметам неразделимы для ребенка: предметное и социальное содержания еще слиты для ребенка. Оба факта могут свидетельствовать о том, что собственная психическая жизнь ребенка осуществляется не иначе, как при условии психической общности, в условиях сознания «пра – мы».

Такой взгляд на социальную ситуацию развития младенца коренным образом меняет представление о его развитии. В традиционных научных представлениях младенец рассматривался как совершенно автономное существо, не знающее ничего, кроме себя, и целиком погруженное в мир собственных переживаний. Согласно этому взгляду, неразвитая психика ребенка максимально изолирована, неспособна к социальным отношениям и реагирует лишь на примитивные раздражения внешнего мира. Только в последствии младенец становится социальным существом, социализируя свои желания, мысли и поступки. Л.С. Выготский категорически опровергает такое представление .

Психика ребенка с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей и именно через них воспринимает и познает окружающий мир. Младенец живет не столько среди безжизненных внешних раздражителей, сколько во внутренней общности с другими людьми. Взрослый для младенца не внешняя среда, не воспринимаемый и познаваемый объект внешнего мира, но внутренне содержание его психической жизни. Сначала младенец как бы живет в другом, он слит с ним изнутри. И лишь в дальнейшем происходит постепенно психологическое отделение его от взрослого.

Тема 5: Развитие психики в дошкольном возрасте

1. Физическое развитие ребенка

2. Социальная ситуация развития дошкольника

3. Деятельность в дошкольном возрасте

4. Умственное развитие

5. Развитие личности дошкольника

6. Психологическая готовность к школе

Дошкольный возраст длится от 3 до 6-7 лет и завершается началом обучения в школе.

Физическое развитие ребенка

На пятом году жизни облик маленького ребенка начинает сильно изменяться. Для ребенка наступают годы роста в длину. Большая часть его приходится теперь на ноги. В то время как маленький ребенок сохраняет еще свое младен­ческое лицо, конечности начинают расти и становиться длинными и стройными. Жировой рельеф исчезает, становятся видны мыш­цы, суставы, образующие утолщения в рельефе конечностей. В сущности, более оформление выступают и колени. Становятся видны коленные чашечки и выделяются широкие концы полых костей. Нос еще мал, хотя немного больше выражен. Но верхняя губа еще выдается над нижней губой.

В движениях появляется угловатость, целеустремлен­ность, они становятся очень ловкими. Его походка приобре­тает другой характер. Вместо того чтобы по-детски семенить, ребе­нок начинает шагать. Большое различие проявляется в беге. Как следствие, и туловище становится стройнее. Оно делится на две части: образуется талия при переходе грудной клетки в живот, при­чем он становится внизу уже, потому что ребра теперь расположе­ны по-другому и вследствие этого острее становится реберный угол. Грудина образует впадину между рельефом больших грудных мышц. Живот уплощается и полукруг внизу исчезает. Позвоночник обре­тает S-образную кривизну и тем самым становится изящнее. Плечи расширяются и становятся более сформированными. Обозначаются ключицы. Под ними возникают углубления кожи, через ко­сые проступают плечевые суставы. На спине выступают лопатки. Шея теперь вырастает, благодаря чему голова свободнее и гар­моничнее возвышается над туловищем.

Социальная ситуация развития дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок переживает сильнейшее потрясение – обнаруживает, что он не является центром мироздания и семьи. Причинами этого открытия являются: 1) посещение детского сада; 2) появление второго ребенка; 3) отделение ребенка от взрослого, отношение к нему как «ко взрослому». Потрясение проявляется в ревности, капризах и требовании дополнительного внимания, которые в норме сглаживаются к 5-ти годам.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и само­оценке и т.д.


Стиль общения в семье оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Авторитарный стиль отличается жестокостью, подавлением инициативы, требованием неукоснительного подчинения, опорой на окрики и наказания. Это не означает, что родители не любят ребенка. Часто, напротив, от ребенка ожидают великих достижений и стремятся «ограничить его жизнь для его же блага». Любовь в такой семье изливается экспрессивно, зависит от настроения родителей, и ребенок никогда не может быть уверен, похвалят его или поругают. Данный стиль воспитания формирует у ребенка несамостоятельность, неуверенность, тревожность, конформизм, либо, напротив, агрессивность и авторитарность (в подражание родителям).

Либерально-попустительский стиль отличается вседозволенностью, потаканием капризам ребенка, отсутствием четких требований, правил и ограничений. Данный стиль воспитания формирует у ребенка эгоистичность, обидчивость, неумение строить нормальные отношения с другими, повышенные требования к другим, утверждение себя через требования и капризы.

Гиперопекающий стиль является вариантом либерально-попустительского и иногда называется «стилем бабушек и дедушек». Семья полностью фиксирована на ребенке, растворяется в нем, посвящает ему всю жизнь. Такой стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном планах. Данный стиль воспитания формирует у ребенка инфантильность, неуверенность в себе, эгоизм, несамостоятельность, потребительское отношение к другим.

Дружеский стиль характеризуется совместными играми, разговорами на интересующие темы, частым совместным времяпровождением, четкой системой требований и обязанностей. В подобной семье у ребенка возникает уверенность в себе, умение общаться с другими, самостоятельность, инициативность, любознательность.

Отчужденный стиль характеризуется глубоким безразличием к личности ребенка, когда его «не видят», избегают, поддерживают психологическую дистанцию. Ребенок чувствует себя одиноким и несчастным. На этом фоне возникает отчужденное отношение к людям, агрессивность, потребительское отношение, или, напротив, переоценка отношений, стремление во что бы то ни стало быть включенным в какую-нибудь группу.

В общении с воспитателем дети постигают и осваивают свойства других людей и собственные качества, не лежа­щие прямо на поверхности, а умозаключаемыена основе происходя­щего (смекалка, ум и др.). По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о соответствующих качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Само­оценка их, правда, остается хрупкой и неустойчивой, но наличие высказываний о себе, критическое отношение к своим качествам сравнительно с качествами взрослого свидетельствуют об успехах в становлении самосознания ребенка.

Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышен­ной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Кроме того, отношение воспитателя к ребенку часто отражается и на отношении к нему сверстников.

Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, первые контакты со сверстниками тоже отмечаются довольно рано.

По данным Э.Л. Фрухт, они заметны уже в 8-9 месяцев, но сведения насчет взаимодействий младенцев почти полностью исчерпываются утверждением, что на 1-м году жизни ребенок «любит наблюдать за другими детьми».Так, по данным М. Льюса и Дж. Брукса, младенцы, пугавшиеся незнакомого взрослого, давали поло­жительную реакцию на незнакомого ребенка-сверстника. Если же с помощью зеркала создать впечатление, что ребенок сам приближается к себе, то младенец выказыва­ет не меньшее восхищение, чем при появлении матери.

На 2-3-м году жизни, по данным Б. Спока, дети вступают во все более тесные контакты практического плана, и между ними возникают эмоциональные связи. Двух­летние дети, хотя еще почти и не играют вместе, тем не менее любят наблюдать за игрой друг друга и «просто быть неподалеку» от других. Если же они играют вместе, то обходятся «безо всяких церемоний» и лишь после 3 лет научаются «считаться друг с другом. По данным В.С. Мухиной, к середине 2-го года ребенок «чувствует симпа­тию к другим детям», встречает их несмелой улыбкой.

После 3 лет взаимодействие детей друг с другом интенсифицирует­ся, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; обнаруживается потребность детей друг в друге; ребенок перестает бесцеремонно обижать других детей, чаще делится с ними игрушками и сладостями, получая удовольствие от их общества.

Все это свидетельствует о формировании потребности в общении с другими детьми. Потребность эта избирательна: так, в работе Р.А. Смирновой было показано, что дошкольники 3-7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потреб­ность в доброжелательном внимании. Далее следуют товарищи, вы­полняющие программу игрового сотрудничества и сопереживания.

Выделено несколько комплексов проявлений детей в адрес свер­стников, позволяющих считать их типами (вариантами) общения со сверстниками.

1. Ребенок нацелен преимущественно на совмест­ную деятельность со сверстником и на ее организацию. Он стремится к деловым контактам с ровесником, дает советы, вносит предложения по организации деятельности вообще или отдельных действий, оце­нивает свою совместную работу с партнером («Мы красивый дворец построили»). Во всех своих действиях и высказываниях ребенок серь­езен и деловит; он внимательно следит за сверстником, наблюдает за его движениями, комментирует их, если нужно - помогает; прислу­шивается к деловым или познавательным объяснениям партнера. Существует 3 варианта проявлений этого комплекса:

· ребенок преимущественно учится у ровесника приемам, содержанию и организации деятельности;

· ребенок сам организует деятельность, на­вязывает свои образцы, но принимает также предложения и образцы партнера (первый вариант повторяет во взаимодействии со сверстни­ками позицию, которую занимает ребенок по отношению ко взрос­лому - ребенок остается в положении «младшего» по отношению к партнеру - «старшему»; а при втором варианте они - равные партне­ры);

Первый комплекс отражает стремление ребенка к деловым кон­тактам, совместной деятельности, сотрудничеству со сверстником, т.е. реализует деловые мотивы.

2. Ребенок начинает резко отделять себя от свер­стника, подчеркивая свои реальные или приписываемые умения («Я построил...», «Я могу...»). Он проявляет интерес и к умениям партнера, но в пристрастнойформе («А ты так можешь?»); он сравнивает партнера с собой, как бы конкурируя с ним. В поведении ребенка наблюдается феномен, описанный Р.И. Деревянко как феномен «соревновательного подражания». Суть его состоит в следующем: ребенок проделывает свою работу по образцу сверстника, а затем объявляет ее лучшей.

Ребенок перехватывает инициативу у сверстника в репликах и действиях, обычно не подчиняется почину ровесника и тем более его распоряжениям, если они сделаны тоном старшего. Сам же команду­ет, внося категорические предложения, не предполагающие обсуж­дения. Действия сверстника постоянно критикуются; часто возника­ют споры, характерная особенность которых - стремление ребенка отстоять свою позицию как знающего и правого. При этом он не прислушивается к доводам сверстника, даже если они разумны, и любой ценой, отвечая самыми небывалыми аргументами (а часто обходясь и вовсе без них), настаивает на своей правоте.

Высока чувствительностьребенка к отношению партнера. Он обижается, протестует, прекращает общение, если партнер не соглаша­ется с ним или не подчиняется его намерениям. Обида встречается в этом случае значительно чаще, чем при других комплексах проявле­ний детей в контактах со сверстниками.

Этот комплекс реализует потребность дошкольников в уважении сверстников.

Средством проявления отношения к сверстнику или передачи переполняющих ребенка собственных впечатлений и чувств выступа­ет ласковое или (чаще) шутливо-ласковое прикосновение. Ребенок выплескивает свои впечатления (настоящие и прошлые), делится событиями жизни, стремится обязательно довести сообщаемое до понимания партнера.

В третьем комплексе личностно мотивированных проявлений ре­бенка в адрес сверстника актуализируется потребность в сопереживании со стороны ровесников.

4. В нем поведение детей характеризуется пе­реходом от серьезного взаимодействия к веселью и фантазированию: они сочиняют небылицы, говорят «чушь» по телефону, подхватыва­ют и развивают шутки и фантазии другого. Одобрение партнера (смех, включение в необычную беседу) вызывает у ребенка еще больший прилив воображения: он подхватывает отдельные слова, фразы свер­стника и изменяет их, часто рифмуя или играя морфологией слова. Ребенок то и дело специально смешит партнера, разыгрывая веселый сюжет, издавая необычные звуки, строя гримасы, передразнивая высказывания партнера, утрирует, пародирует действия сверстника. Сразу после этого дети становятся внимательнее друг к другу.

Все это квалифицируется как стремление ребенка к сотворчеству со сверстником. Основные черты его: необычность (в произнесении слов, фантастичности сюжетов и персонажей), высокая эмоциональность (частое сопровождение смехом), новизна всех аспектов действий.