Формы организации воспитательной работы. Характеристика разных видов деятельности и роль их в развитии ребенка

Требования к учителю - это императивна система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности. Выделены главные группы способностей. Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п. Перцептивные проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых. Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли. В свете требований закона РФ «Об образовании» учитель должен выполнять основные принципы государственной политики: гуманистический характер (приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности), единство федерального и регионального, культурного и образовательного пространства, доступность, светский характер, свобода и плюрализм, демократический характер управления образованием. Известно, что основной целью деятельности педагога является формирование личности. Формируя личность, учитель должен, прежде всего, перевести воспитательную или иную задачу на язык задачи, понятный для учащихся, добиться выполнения этих задач с помощью определенных средств и способов. Он должен руководить этой деятельностью школьников, анализировать, предоставлять ей желаемого направления и оценивать ее, вместе с тем, он должен анализировать и свою деятельность - от содержания и способов постановки задач зависит характер деятельности учащихся, а это определяет процесс и содержание формирования личности. Такова общая схема работы учителя.

В.А. Сухомлинский во многих своих трудах отмечал, что педагогическая деятельность невозможна без элемента исследования, потому что по своей логике и философской основой она имеет творческий характер. По мнению известного педагога, каждая человеческая индивидуальность, с которой имеет дело учитель, - это в определенной степени, своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов.

Учитывая то, что педагогический процесс управляется объективными законами, без учета и использования которых педагог не может преуспеть, учителю очень важно знать основные закономерности процесса обучения и воспитания, постоянно совершенствовать свое педагогическое мышление. Теория дает общую ориентацию для действий, предлагает определенные образцы решения педагогических задач. Но каждый раз общие положения или принципы нужно использовать с учетом конкретных обстоятельств, особенностей педагогической ситуации.

В своей работе педагогу много приходится достигать, полагаясь на собственный опыт, сочетать знания с интуицией, анализировать результаты проб, исправляя допущенные ошибки. Даже то, что в методических указаниях представлены содержание и способы организации деятельности учащихся, еще не означает, что учитель получил в руки готовый алгоритм педагогического воздействия, который При осуществлении воспитательной деятельности учитель, воспитатель обязаны осуществлять следующие трудовые действия :

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

Проектирование и реализация воспитательных программ.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Для осуществления перечисленных функций учитель, воспитатель должны обладать необходимыми умениями: Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

иметь необходимые знания:

Основ законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и ФГОС общего образования.

Истории, теории, закономерностей и принципов построения и юфункционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

Основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности, индикаторов и индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможные девиации, приемов их диагностики.

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.

Основ методики воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).

формы организации воспитательной работы

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта. Это те виды деятельности, в которых идет организация внеклассной работы и отражается само содержание воспитания – диспуты, КВНы, русская ярмарка и т.д. Форма воспитания – это внешнее выражение этого процесса.

Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержание влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием, ведущая роль принадлежит содержанию.

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось, прежде всего, число детей: от единиц до десятков школьников в далеком пролом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий.

Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно оп­ределяется само понятие, во-вторых, есть множество класси­фикаций форм воспитательной работы. В словаре С.И.Ожегова дается девять значений слова «фор­ма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т.п. Говоря о форме воспитательной работы, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, прежде всего, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы че­рез определенную структуру отношений педагогов и учащих­ся. Функции. Первая функция - организаторская. Любая форма воспи­тательной работы предполагает решение организаторской за­дачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщен­ные методики (алгоритмы) организации различных форм вос­питательной работы, которые стали традиционными и исполь­зуются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предпо­лагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Вторая функция формы - регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различ­ные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. Третья функция - информативная. Реализация этой функ­ции предполагает не только одностороннее сообщение учащим­ся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющих­ся у них знаний, обращение к их опыту. Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТ

Мы исходим из того, что окружающая нас действительность представляет собой взаимовоздействие двух миров: мира природы (естественного) и мира социума (социального). Взаимовоздействия (воздействия) в природном и социальном мире различны. Естественные взаимовоздействия не имеют осознанной цели, а воздействия социума (человека на естественные предметы и его взаимодействия с другими людьми) являются сознательными – это социальные воздействия. В социуме при взаимодействии между людьми возникают отношения . Отношения способствуют осуществлению взаимодействий, которые, в свою очередь, реализуют возникающие отношения. С момента возникновения общества (социума) социальные воздействия на естественный мир и мир социума не прекращаются, что позволяет определить их как процесс социализации. Особенность процесса социализации такова, что всё, испытавшее на себе воздействие социума, социализируется, т. е. сохраняет в себе следы социального. Впоследствии из этих социальных и сознательных действий и воздействий развилось социальное явление – деятельность. Именно деятельность и позволяет устанавливать различия между видами социальных явлений.

Общество состоит из взрослых и детей, они взаимодействуют друг с другом. Это – очевидно . При взаимодействии дети овладевают духовно-практическим опытом взрослых (знаниями, умениями ими пользоваться и необходимыми личностными социальными качествами) и уже в ранге взрослых используют опыт своих предшественников. Дети, оказавшиеся вне пределов взаимодействия, не овладевают умениями и навыками взрослых. Это позволяет утверждать, что только взаимодействия взрослых и детей обеспечивают детям владение опытом взрослых. Это тоже очевидно, но обнаруженный факт не позволяет говорить о том, что здесь имеет место передача опыта. Чтобы установить это явление и решить эту проблему, необходимо более внимательно рассмотреть отношения взрослых и детей.

При внимательном, детальном анализе взаимодействий взрослых и детей можно обнаружить, что одна часть взрослых не привлекает к своей деятельности детей и старается не иметь с ними прямых контактов. Другая часть – привлекает к своей деятельности детей, но не помогает им овладевать опытом. Третья – привлекает и помогает; четвертая – помогает. Естественно, дети, которым помогали овладеть духовно-практическим опытом, овладевали им значительно быстрее и полнее, чем те, которым такой помощи не оказывали. Это не могло остаться не замеченным в обществе, и с течением времени стремление оказывать помощь и реальная помощь детям в овладении опытом взрослых образуют деятельность, целью которой становится передача опыта. Эту деятельность можно назвать деятельностью по передаче опыта взрослых детям, или педагогической деятельностью. При оказании помощи детям в овладении опытом взрослых, или при выполнении педагогической деятельности, между ними возникают и реализуются новые отношения, инициированные взрослыми, – это педагогические отношения.

Итак, продвигаясь от возникновения общества до появления (выделения) педагогической деятельности, нам удалось обойтись без употребления распространенных слов «обучение» и «воспитание». И, на наш взгляд, обучению и воспитанию нет места до тех пор, пока не обнаружены явления, которые нуждались бы в обозначении их соответствующими языковыми знаками (можно было бы назвать данными словами). Можно предположить: если есть деятельность по передаче опыта взрослых детям, то, очевидно, в этой деятельности должны иметь место и воспитание, и обучение. Возможно. Но тогда в деятельности по передаче опыта (в педагогической деятельности) мы должны обнаружить и выделить нечто, некоторые явления, которые можно было бы назвать воспитанием или обучением.

Помощь по передаче опыта развивалась своеобразно. Те стороны педагогической деятельности (помощи), которые позволяли детям быстро и уверенно овладевать знаниями об окружающем мире и умениями применять эти знания, получили весьма быстрое развитие, которое привело к появлению особого вида педагогической деятельности – к учебной деятельности. Выделенная учебная деятельность получила оформление в виде правил ведения учебной деятельности, учебных заведений, классов для проведения занятий, ее исполнителей (учителя и ученика), учебных предметов, учебных программ, закрепленного учебного времени. В связи с этим появляется и новый вид педагогических отношений – учебные отношения.

Наблюдения за детьми, завершающими и завершившими учебную деятельность, показывали, что дети, кроме владения знаниями и умениями, обладают и многими личностными социальными качествами. Такое положение вполне удовлетворяло общество и означало, что личностные социальные качества и владение знаниями и умениями являются результатами учебной деятельности и что нет никаких особых отношений, обеспечивающих образование у детей необходимых личностных социальных качеств.

Учебные отношения, возникающие во взаимодействии детей и взрослых при реализации учебной деятельности, не являются единственными отношениями. Владение опытом взрослых, представленного знаниями и умениями пользоваться ими, есть результат учебной деятельности, и практически все дети владеют одинаковыми знаниями и умениями. Учебная деятельность, если она участвует в образовании личностных социальных качеств, видимо, должна приводить и к одинаково положительным социальным качествам у детей. В действительности же социальные качества оказываются различными у каждого ребенка, они могут быть и отрицательными. Это позволяет предположить, что учебные отношения, обеспечивающие учебную деятельность, не участвуют в образовании у детей одинаково положительных личностных качеств. Очевидно, что во взаимодействии детей и взрослых, участвующих в учебной деятельности, имеют место, кроме учебных отношений, и те отношения, которые оказывают существенное влияние на образование у детей личностных социальных качеств.

Выделение взаимодействий и отношений, влияющих на образование необходимых личностных социальных качеств детей, и выделение самостоятельной деятельности, целью которой явилось бы образование должных социальных качеств, не произошло. Во-первых, не произошло, потому, что общество не испытывало острой необходимости в образовании положительных личностных социальных качеств у будущих граждан. Во-вторых, выделение требовало весьма развитых средств анализа, и, в-третьих, потому, что выделяемые отношения не позволяли усмотреть прямой связи с появлением того или иного личностного социального качества ребенка.

Таким образом, те взаимодействия, которые приводили и приводят к образованию у детей личностных социальных качеств, не были выделены и не получили оформления (как это произошло с учебной деятельностью) как самостоятельный вид педагогической деятельности, который можно и следовало бы назвать воспитательной деятельностью. Эти взаимодействия остались вне организационных и формирующих ее факторов: не было выделено специфического содержания воспитательных программ, воспитательных предметов, исполнителей, воспитательных групп, воспитательных заведений. Общество не получило развития до осознания необходимости выделить вид воспитательной деятельности, ее исполнителей (воспитателя и воспитанника) и подготовки профессиональных специалистов (воспитателей). А личностные социальные качества, представляющие опыт взрослых, продолжают оставаться следствием стихийной и неуправляемой социализации.

Воспитание будет рассмотрено именно как деятельность, а не как процесс, не как воздействие и не как взаимодействие. Подход к воспитанию как деятельности, позволяет, во-первых, отличить воспитание от всех других социальных воздействий и процессов, которые не являются деятельностью, а во-вторых, становится возможным определить воспитание как некоторую профессиональную деятельность по специфическому предмету и цели этой деятельности.

Воспитательная деятельность как деятельность имеет все компоненты деятельности: исполнителя, цель, предмет, средства, совокупность действий, результат. Нам предстоит только выделить особенные признаки компонентов, которые позволят отличить воспитательную деятельность от других видов деятельности.

Определим, прежде всего, цель, ради которой должна осуществляться воспитательная деятельность. Целью педагогической деятельности , по нашему определению, является человек, владеющий частью культуры (совокупностью духовного и практического опыта), представленной обязательными программами в форме знаний и умений пользоваться ими и в форме высших нравственных качеств.

Цель воспитательной деятельности как вида педагогической деятельности более конкретна, а именно: человек, обладающий необходимыми личностными социальными качествами и приемлемыми формами их проявления, которые составляют часть культуры, выделенную для воспитания.

Поскольку цель предшествует началу воспитательной деятельности, а в эту деятельность вступает человек, не обладающий необходимыми личностными социальными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления, то по завершении воспитательной деятельности в качестве результата должна быть достигнутая цель, т. е. человек, обладающий данными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления. Итак, цель и результат, как компоненты воспитательной деятельности, выделены.

Предметом воспитательной деятельности явится выделенная совокупность необходимых личностных качеств и приемлемых в социуме форм их проявления.

Средствами , при помощи которых осуществляется воспитательная деятельность, являются природные свойства и качества, принадлежащие человеку, наличие социальных качеств и вспомогательные средства: художественные тексты, теле- и кинофрагменты, содержащие и представляющие совокупность необходимых лич-ностных социальных качеств, методические пособия, письменные принадлежности, различные инструменты и т. п., использование которых позволяет достичь цели воспитательной деятельности.

Следующим компонентом воспитательной деятельности является совокупность действий . Но при попытке выделить эту совокупность действий выясняется, что она состоит из двух деятельностей: деятельности взрослого и деятельности ребенка . Таким образом, совокупность действий, которыми должна быть выполнена воспитательная деятельность, оказывается не действиями, а двумя деятельностями и не может быть выполнена только одним из этих видов деятельности.

Каждая из этих деятельностей имеет свои признаки компонентов, отличающие их друг от друга, но они не выходят за пределы признаков воспитательной деятельности. Выделим эти компоненты.

Одним из компонентов деятельности является социально образованный челове к. Деятельность взрослого и деятельность ребенка выполняются социально образованными людьми. Но деятельность взрослого выполняется социально образованным человеком, имеющим и специальное педагогическое образование, т. е. воспитателем ; а деятельность ребенка выполняется социально образованным человеком, не имеющим специального образования, т. е. воспитанником . Вот теперь мы имеем основание сказать, что деятельность взрослого в воспитательной деятельности – это деятельность воспитателя , а деятельность ребенка есть деятельность воспитанника .

Слова «воспитатель» и «воспитанник» широко используются в педагогике и может показаться, что выделенные два вида воспитательной деятельности давно известный в педагогике факт. Но это не совсем так. В педагогике никто не устанавливал эти факты, а слова «воспитатель» и «воспитанник» использовались и используются только как названия людей, обычно взрослого и ребенка, взаимодействующих друг с другом, или участвующих в деятельности образовательного учреждения, без попытки установить существенный смысл используемых слов. Нами выделены деятельность взрослого и деятельность ребенка, которые при определенных условиях могут стать видами воспитательной деятельности. И тогда исполняющий этот вид деятельности взрослый становится воспитателем, а ребенок – воспитанником. Использование одних и тех же слов (воспитатель и воспитанник) создает и иллюзию совпадения значений, но совпадения нет. В нашем случае воспитатель и воспитанник обозначают субъектов воспитательной деятельности. В педагогике деятельность воспитанника никак не представлена , вместо нее обычно речь идет о деятельности ученика или учащегося. Ученик, учащийся и воспитанник – это различные социальные субъекты, но в современной педагогической практике и теории между ними не проведено достаточных признаков различия, а слова, представляющие этих субъектов, используются в качестве синонимов.

Следующими компонентами деятельности являются цель и результат. Поскольку деятельность воспитателя и деятельность воспитанника являются видами, составляющими воспитательную деятельность, то цель и результат деятельности воспитателя и воспитанника, очевидно, должны совпадать по содержанию с целью и результатом воспитательной деятельности. Различие заключается только в характере направленности деятельности: цель воспитателя – это оказание помощи воспитаннику в овладении необходимыми социальными личностными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления, т. е. его действия направлены как бы от себя к воспитаннику. А цель воспитанника – это обладание социальными личностными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления, т. е. его действия направлены к себе, на самого себя. Результатом двух этих деятельностей является воспитанник, обладающий предъявленными воспитателем социальными качествами и формами их проявления.

Обратимся к предмету деятельности. Предметом деятельности воспитателя , на который он воздействует , является часть культуры, которая представлена совокупностью социальных качеств и приемлемыми в социуме формами их проявления .

В практической деятельности воспитатель имеет дело не со всей частью культуры, предназначенной для воспитания, а только с частью, которая определена программами воспитания относительно той или иной группы воспитанников. Для каждого воспитателя в зависимости от программы предмет его деятельности может отличаться по качественному содержанию от предметов деятельности других воспитателей. Но какие бы качественные различия эти предметы не имели, они будут представлять собой одно и то же – предмет деятельности воспитателя.

Предметом деятельности воспитанника является продукт, который готовит для него воспитатель , но содержанием предмета деятельности воспитателя и деятельности воспитанника является содержание предмета воспитательной деятельности, или часть культуры, определенная программой.

Средства , которыми осуществляются деятельности воспитателя и воспитанника, такие же , какими осуществляется педагогическая деятельность: природные свойства и качества , принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением), которые развиты и могут быть совершенны у воспитателя и менее развиты и совершенны у воспитанника, а также вспомогательные средства : различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т.п.

Перейдем теперь к выделению совокупности действий , совершение которых в деятельности воспитателя и в деятельности воспитанника приводят к достижению цели воспитательной деятельности, или целей воспитателя и воспитанника. Здесь мы вновь встречаемся с аналогичной ситуацией: при ближайшем рассмотрении оказывается, что тот, кого называем воспитателем, и тот, кого называем воспитанником, выполняют не одну деятельность, а несколько. Следовательно, чтобы осуществить воспитательную деятельность, воспитатель и воспитанник должны выполнить не совокупность действий, а несколько деятельностей. Выделим и рассмотрим эти деятельности в той последовательности, соблюдение которой позволяет реализовать воспитательную деятельность.

Прежде всего, воспитатель должен подготовить материал для воспитанника. Обрабатывая предмет, которым является часть культуры, составляющая воспитательную программу, воспитатель выделяет из нее те или иные элементы и превращает их в специфический продукт. Назовем его воспитательным материалом (ВМ). Изготовление такого продукта является целью, организующей первую деятельность воспитателя (А) , а подготовленный воспитательный материал является результатом этой деятельности, совпадающим с целью. Этот продукт является целью и результатом.

Произведенный продукт (воспитательный материал) воспитатель должен предъявить воспитаннику. Это можно сделать в том случае, если предметом деятельности воспитателя станет сам процесс предъявления изготовленного им продукта. Для этого он должен осуществить еще одну специальную деятельность, в которой предъявляется изготовленный продукт. Состоявшееся предъявление и явится результатом второй деятельности воспитателя (Б) .

При осуществлении второй деятельности воспитателя одновременно выполняется первая деятельность воспитанника (а) , целью которой могут быть переживание, осознание и понимание предъявленного воспитателем. Предъявляемый воспитательный материал в данном случае становится предметом деятельности воспитанника. Завершается деятельность воспитанника по переживанию, осознанию и пониманию предъявляемого воспитателем тогда, когда завершается деятельность воспитателя по предъявлению воспитательного материала. Процесс переживания, осознания и понимания материала может продолжаться, но уже вне воспитательной деятельности (деятельности воспитателя и деятельности воспитанника), а как процесс образования, вызванный изменениями воспитанника, возникшими при участии в воспитательной деятельности. Завершая предъявление воспитательного материала, содержащего элементы культуры, можно сделать вывод, что восприятие этого материала и переживание его воспитанником не означают, что воспитанник овладел этим элементом культуры и обладает им. (Если бы предъявления воспитательного материала были достаточными, тогда само наличие культуры, в окружении которой живет ребенок, ее восприятие и переживание были бы достаточными для обладания ею. При таком положении воспитание как социальное явление не могло бы появиться. Не было бы необходимости в его появлении.)

Предъявив свой продукт, воспитатель организует практическую деятельность воспитанника с этим продуктом. Деятельность воспитателя по организации этой деятельности воспитанника есть третий вид деятельности воспитателя (В) . Цель ее – организовать деятельность воспитанника, а осуществление – ее результат. Деятельность воспитанника с воспитательным материалом, который становится предметом его деятельности, является вторым видом деятельности воспитанника (б) . Результатом этой деятельности должен стать изготовленный воспитанником продукт. В данном случае выражение «изготовленный воспитанником продукт» несколько условно, продукт воспитанника специфичен, он не изготавливается, как это имеет место в деятельности ученика, а представляет собой те изменения или те образования, которые произошли с самим воспитанником, при выполнении им деятельности с воспитательным материалом. Это не внешний продукт, а нечто появившееся, образовавшееся у воспитанника. Этот продукт в соответствующей ситуации проявляет себя в действиях воспитанника в форме социального качества, содержащегося в материале для воспитания.

Продукт воспитанника, или получившийся результат, должен поступить к воспитателю и стать предметом нового вида деятельности воспитателя – обработки. Обрабатывая этот продукт (предмет), воспитатель может судить об уровне обладания воспитанником элементом культуры, представленным им, получает возможность спланировать и осуществить свою последующую деятельность, позволяющую привести воспитанника к возможному уровню обладания необходимым элементом культуры, а также оценить проявившееся качество как результат деятельности воспитанника. Это и есть четвертый вид деятельности воспитателя (Г) .

Выделенные виды деятельности (табл. 6 ) составляют основу воспитательной деятельности и фактически исчерпывают воспитание. Если не осуществляется хотя бы один из ее видов, то, с точки зрения теории, воспитательная деятельность не может быть признана состоявшейся.

Таблица 6

Виды деятельности, составляющие воспитательную деятельность

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

А. Подготовка воспитательного материала (ВМ) на основе программы по воспитанию.
Б. Предъявление ВМ и организация работы с ним. а. Восприятие, переживание, осознание, запоминание, понимание ВМ и работа с ним.
В. Организация деятельности воспитанника по изготовлению воспитательного продукта. б. Изготовление воспитательного продукта на основе предъявленного ВМ.
Г. Обработка продукта воспитанника (анализ и оценка).

«Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня. Животное не «соотносит» себя ни с чем и вообще не «соотносит» себя; для животного его отношение к другим не существует как отношение» .

Помощь взрослого ребенку весьма многообразна. Ребенок с момента рождения не в состоянии овладевать опытом взрослых: ему необходима помощь взрослого, без которой он просто не сможет выжить. Это помощь в обеспечении биологической жизнедеятельности. Ее нельзя считать помощью в овладении опытом взрослых. Но именно ее обычно и называют воспитанием (от пищи, питать, питаться, воспитывать), хотя с разработанной и предложенной нами позиции это не оправдано. В данном случае имеет место взаимодействие социально неоформленного существа (ребенка) с социально образованным человеком (взрослым), сознательно влияющим на контактирующее с ним существо, – это и есть социализация.

Этот эмпирически установленный факт и составил впоследствии основу появившихся в педагогике концепций, претендующих на теорию воспитывающего обучения.

Современная педагогическая теория не имеет в качестве терминов понятия воспитанник, ученик. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» (гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002) отсутствуют словарные статьи для понятий «воспитанник» и «ученик», воспитатель определен как «лицо, осуществляющее воспитание », а учитель как «педагогическая профессия и должность».

В педагогике продолжает существовать понимание, что воспитатель – это субъект, воздействующий на воспитанника, а воспитанник – это объект (предмет), испытывающий на себе эти воздействия. Такое понимание представляет собой заблуждение, поскольку воспитатель воздействует на предмет своей деятельности. И никакие аргументы не могут доказать обратного.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Деятельность выражена в действиях человека. Именно действия с предметами, с орудиями труда и материалами, действия, включающие различные по сложности и структур ре моторные акты - движения, составляют внешнее выражение или внешнюю (видимую) сторону деятельности человека. Чтобы судить о внутренней стороне деятельности ребенка, необходимо уметь «читать книгу» его поведения.
Для достижения желаемого результата человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции: отбирает наиболее пригодные приемы, организует их в нужной последовательности, выполняет их в нужном темпе и с той силой и направленностью, которые отвечают поставленной цели.
Эта умственная сторона деятельности может совершенно отделиться от практических действий и превратиться в собственно умственную, мыслительную деятельность. Например, задолго до проведения праздника в детском саду музыкальный работник, воспитатели планируют его содержание и организацию: они заранее распределяют роли между группами детей, обдумывают веселые сюрпризы и роль каждого взрослого в предстоящем торжестве.
В развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую и перестройка последней.
Всякая деятельность направлена на определенную, ясно осознаваемую человеком цель. Поэтому деятельность его разумна. Развитый человек знает, чего хочет. Его действия целенаправленны. Он действует осознанно. Поставленная цель непременно фиксируется в речи: «Буду учиться», «Пойду в магазин», «Нужно прочитать эту книгу».
В любой деятельности зрелого человека «разумная цель как закон определяет способ и характер действия» (К. Маркс). Такая разумность формируется в процессе воспитания.
Цель может быть поставлена самим ребенком или подсказана ему другими людьми. Но при всех условиях достижение ее желаемо для самого действующего человека. Это желание может быть вызвано разными мотивами (побуждениями). Самое главное заключается в том, что ребенок захотел добиться цели в той деятельности, которой занят.
Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т. е. навыков и умений. Навыки - это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях они выполняются человеком все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют от него все меньшего нервного труда. Приведем пример. Движения, необходимые для написания буквенного знака, очень трудны для первоклассника. Но, повторяясь изо дня в день, они становятся все более свободными, легкими и согласованными. Уже к концу первого года обучения маленький школьник пишет графически правильно и красиво, а позже эти движения автоматизируются: человек выполняет их как заученные движения, механически, они не требуют постоянного контроля за ними действующего человека. Только в тех случаях, когда что-либо мешает выполнять заученные движения, включается внимание, контроль, и человек обходит или преодолевает неожиданно возникшее препятствие. Взрослый человек уже не думает над тем, как написать все нужные буквы, составляющие какое-то слово. Его внимание занято тем, что он пишет. Сами действия он выполняет как цепь заученных движений. Такие движения, автоматизированные многократными повторениями, называются навыками. Физиологической основой навыка является выработанный многократными повторениями динамический стереотип.
Подавляющее большинство повседневных действий и движений, выполняемых взрослым и ребенком,- это навыки. К ним относятся бытовые действия: шитье, застегивание пуговиц, действия с ножом и вилкой за едой; специальные спортивные навыки: разбег, прыжок и т. д. Существуют навыки и умственной деятельности: навыки чтения, орфографические, вычислительные и др.
Любая деятельность осуществляется системой специальных навыков. Любой навык вырабатывается повторениями и разрушается, когда повторения прекращаются.
Вместе с тем любая разумная деятельность не сводится к навыку. Человек должен уметь самостоятельно использовать целые системы, или наборы, освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т. е. выполнять, помимо физических действий, еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т. е. освоению способов действия.
Между навыком и умением есть общее: и та и другая категория действий вырабатывается в результате многократных упражнений и составляет исполнительную сторону всякой деятельности. Вместе с тем умения существенно отличаются от навыков.
Навык
1) Чаще всего физическое действие.
2) Вырабатывается многократными однообразными повторениями.
3) Составляет технику деятельности.
4) Быстро достигает совершенства.
5) Прекращение упражнения ведет к распаду, угасанию навыка.
6) Процесс выработки проходит так, как доказано на кривой А.
Умение
1) Сложное умственное действие по использованию выработанных навыков.
2) Вырабатывается в разнообразных упражнениях с разным содержанием.
3) Является методикой деятельности.
4) Вырабатывается медленно. Может совершенствоваться бесконечно.
5) При высоком уровне обобщения становится общим способом действия. Сохраняется как качество личности.
6) Процесс выработки проходит так, как показано на кривой Б.
Выработка у детей навыков и умений в их взаимосвязи является важнейшей задачей педагога на любой ступени развития ребенка. В любой деятельности выступает отношение к ней человека. Отношение может быть направлено на конечный результат или продукт деятельности. Его может вызывать и сам процесс деятельности. Однако чаще всего деятельность вызывает удовлетворение у человека и самим ее процессом, и получаемыми результатами. Школьник учится хорошо, когда ему интересно. Его радуют хорошие отметки и тот увлекательный труд, которого требует его учебная деятельность. Без радости, без положительных эмоций ни один вид деятельности не может оказать влияния на развитие перспективных сторон личности ребенка.
Развивающая роль любой содержательной и педагогически правильно организованной деятельности состоит в том, что она становится определенной формой практики чело века. В ней совершается упражнение, а значит, и развитие всех тех физических и психических сил, способностей, черт характера, которых требует данная деятельность.
Развитие ребенка совершается в его активном и разнообразном общении с предметным и социальным миром. Первоначально биологическая активность младенца превращается под руководством взрослых в разные виды его деятельности. От того, чем занят ребенок, о чем думает, что воспринимает, что делает, от того, как эта деятельность организована старшими, зависит и ее результат, т. е. сдвиги в развитии ребенка.
Однако каждый вид деятельности имеет свои особенности. По-разному используется активность ребенка в спортивной и игровой деятельности, в труде и пионерской жизни. Для того чтобы педагог мог с максимальным эффектом использовать образовательно-воспитательные возможности той или иной деятельности, необходимо знать природу каждой из них.
Для характеристики развивающего значения разных видов деятельности ребенка остановимся на самых основных: игре, учении, труде и специально на деятельности ребенка в быту.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Сложность и взаимопереплетение возникающих и функционирующих в реальной жизнедеятельности детей отношений делает организацию воспитательной работы нелегким делом, в связи с чем педагоги обычно выделяют в ней некоторые направления (стороны или области), по которым можно распределить основные группы отношений. Такая группировка позволяет более конкретно рассмотреть цели и задачи воспитания. Традиционно выделяют следующие направления воспитательной работы: нравственное; трудовое и экономическое; физическое; умственное; гражданское; эстетическое. Могут быть и другие направления (политическое воспитание, правовое воспитание, экологическое воспитание, половое воспитание, православное воспитание, валеологическое воспитание и т.д.). Все они различаются своими объектами, т.е. теми качествами личности и отношениями, формирование которых имеется в виду.

Реализация выше перечисленных задач воспитательной работы обеспечивает успешное развитие ребенка с нарушением интеллекта в ведущих видах деятельности, общении, быту. Следовательно, деятельность, общение, образ жизни ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, с помощью которых педагог - воспитатель осуществляет физическое и духовно-нравственное воспитание, содействует развитию здоровья каждой личности. Исходя из этого, для планирования воспитательной работы педагог может использовать целевые программы и подпрограммы, например, «Здоровье», «Общение», «Образ жизни», «Учение», «Досуг».

В специальной (коррекционной) школе VIII вида можно предложить использовать при планировании воспитательной работы концепцию, которая основывается на ценностном, культурологическом и организационно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах к воспитанию. В связи с этим выделяются следующие разнообразные виды деятельности учащихся: ценностно-ориентировочная, познавательная, трудовая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная, коммуникативная и др.

Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на осмысление и формирование общечеловеческих и социальных ценностей мира, моральных качеств, черт характера личности, осознание своего «Я». Задачи этого вида деятельности зависят от уровня раз­вития общества, его морали и современных представлений эти­ки. Необходимо воспитать человека ответственного и само­критичного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, неспособного на обман и воровство. Усложняющиеся социальные условия требуют воспитания у школьников и особых качеств личности: самостоятельности, внут­ренней независимости, творческой инициативы, самодисцип­лины, способностей и привычек самоконтроля, самоуправления, самопознания и саморегуляции.


Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.

Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает, прежде всего, формирование такого мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике.

Ценностно-ориентировочная деятельность предполагает и формирова­ние у школьников с нарушением интеллекта чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.

Еще одна важная задача – воспитание навыков и привычек общественного поведения. На пути решения этой задачи возникает много трудностей, обусловленных особенностями детей с нарушением интеллекта. Среди них можно назвать относительную слабость побуждений, ярко выраженную эгоцентрическую направленность, подверженность отрицательным влияниям. В результате коррекционно – воспитательной работы все эти трудности преодолеваются.

Значительное место в этом виде деятельности занимает установление правильных взаимоотношений воспитанни­ков в коллективе. Взаимоотношения между учащимися с нарушением интеллекта складываются и развиваются по тем же законам, что и между учениками общеобразовательной школы. У старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида устойчивость отношений даже больше, однако дети неадекватно оценивают свое положение в системе личных отношений. В ходе коррекционно-воспитательной работы положение учени­ков в коллективе может быть изменено.

Целями деятельности являются: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей; передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей. Задачи деятельности: формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания; формирование осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем; формирование культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся.

  1. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  2. Знакомство учащихся с нравственными позициями людей и их нравственным подвигом во имя человечества.
  3. Изучение способности к общению каждого ученика в дет­ском коллективе.
  4. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
  5. Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, про­являя эмпатию и положительные эмоции.
  6. Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
  7. Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам существования человека. Выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида школы должен стать професси­оналом в полученной им специальности и доводить каждое взя­тое на себя дело до конца. Надо воспитывать людей практич­ных, полезных обществу, своей семье и себе самим. Школа должна подготовить детей к условиям рыночной эко­номики. Воспитать у них бережливость, экономность, хозяйственность и расчетливость, умение разбираться в соотношении и развитии цен и услуг, качест­ва культурного потребителя и добросовестного налогопла­тельщика.

Задачи трудовой деятельности сводятся к сле­дующему: убедить школьников в необходимости труда и для общества, и для себя самого; воспитать интерес и уважение к труду и к тем, кто хорошо, высокопрофессионально работает, а также же­лание трудиться; выработать у школьников привычку к тру­ду, стремление к его высокой продуктивности и хорошему ка­честву; возбудить стремление к сотрудничеству с другими участниками трудового процесса и навыки коллективного труда; готовить к выбору будущей профессии.

Трудовая деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержит бо­гатые коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой дея­тельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретно­сти и доступности, чувственному восприятию помогают ученикам выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выби­рать наиболее рациональные приемы для выполнения работы. Изготовление практически полезных изделий повышает актив­ность и интерес к работе. Необходимо понять важность формирования у воспитанников прочных навыков самообслуживающего труда не только как фак­тора, способствующего укреплению порядка и дисциплины в школе, школе-ин­тернате, но и как средства воспитания таких качеств личности, как чувство коллективизма, взаимопомощи, собранности, ак­куратности. Важным моментом в трудово­й деятельности является профессиональная ориентация учащихся.

Спортивно-оздоровительная деятельность занимает важное место в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так как способствует физическому развитию учащихся, становлению таких важных личностных качеств, как активность и воля, быстрота и правильность ориентировки, ловкость и смелость, а также вырабатывает навыки личной и общественной гигиены, культивирует здоровый образ жизни.

Специфической особенностью данного вида деятельности является его коррекционно-оздоровительная направленность. Нарушения мото­рики детей с нарушением интеллекта обусловлены, прежде всего, отклонениями в нервно-психическом статусе. Вследствие этого у многих детей недостаточно четки и нескоординированы движения, несовершенны построения целенаправлен­ных двигательных действий. Они не умеют использовать свой дви­гательный опыт, быстро перестраиваются, испытывают затрудне­ния при выполнении движений по команде педагога. Кроме того, некоторые учащиеся страдают парезами, мы­шечными атрофиями и другими расстройствами двигательной сфе­ры. Недоразвитие моторики учащихся за­трудняет их производственную деятельность, тормозит общее раз­витие, так как физическое здоровье является той базой, на кото­рой развиваются и умственные способности ребенка.

Педагог-воспитатель должен ясно представлять особенности физического развития детей с нарушением интеллекта, организовывая подвижные игры, физкультминутки, утреннюю гимнастику, так как все это активизирует психическую деятельность учащихся и спо­собствует их физическому развитию.

Цель и задачи данного вида деятельности диктуются и теми условиями, в которых живет современный человек (питание, гиподинамия, нервно-психическая перегрузка и т.п.).

В связи с перечисленным выше цель работы педагога-воспитателя: использование здоровьесберегающих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья.

Задачи сво­дятся к следующему: создать условия для нор­мального развития тела детей (костной, мышечной, нервной систем, внутренних органов); повысить физическую выносливость и здоровье детей за время пребывания их в школе; под­готовить к физическому труду; предупредить втягивание детей в нездоровый образ жизни, алкоголизм и наркоманию; обеспечить физический расцвет и красоту; приучить к здоровому спортивному образу жизни.

Основные моменты деятельности педагога-воспитателя:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся.
  2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы.
  3. Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей.
  5. Организация и проведение мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  6. Формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Художественно-творческая деятельность развивает способность восприятия и понимания прекрасного в действительности и в ис­кусстве, эстетические взгляды и чувства, потребнос­ти и способности создавать прекрасное. Нарушения эмоционально-волевой сферы у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида задерживают развитие отзывчивости на красивое в природе, живописи, музыке. Свойственные детям с нарушением интеллекта недостаточность внимания и слабость волевых усилий пре­пятствуют формированию у них умения внимательно всматривать­ся в картину, слушать музыку и т. п.

Задачи деятельности таковы: научить воспринимать красоту природы и развивать способность наслаждаться ею; научить понимать красоту человеческих отношений и вносить гармонию во взаимоотношения с другими людьми; воспитать вкус читателя, слушателя, зрителя; пробуждать потребности знакомиться и познавать произведения искусства - живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, художественной литературы; формировать умения и привычки создавать прекрасное; воспитать здоровый вкус по отношению к произведениям искусства, окружающим вещам, быту, одежде и умения охарактеризовать свой чувственный опыт.

Благотворное эстетическое воздействие на учащихся оказыва­ют экскурсии в природу, когда воспитатель обращает внимание детей на окружающую красоту - учит видеть красивое, понимать, слушать звуки природы. Наблюдения детей за различными явлениями и предметами природы обогащают их чувства, мышление, речь. Экскурсии в при­роду учитель и воспитатель должны связывать с занятиями по развитию речи, лепкой, аппликациями, рисованием и другой практической деятельностью. Изобразительная деятельность учащихся занимает важное место в данном виде деятельности, т.к. влияет на формирование эмоций, эстетических вкусов и потребностей у школьников. Свойственные изобразительной деятельности наглядность, яркость, выразительность позволяют ученикам конкретизировать, делать до­ступными для них понятия эстетического характера. В результате систематического, целенаправленного воспитания у учащихся вырабатываются элементарные эстетические вкусы и потребности.

Общественная деятельность содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, готовит де­тей к исполнению гражданских обязанностей. Научить воспитанников осознавать ответственность за свое по­ведение - один из важных моментов воспитательной работы. Сделать это возможно только через конкретную деятельность детей с нарушением интеллекта, так как они способны усваивать факты действительности, ощущая на практике их значимость.

Но наличие указанных качеств еще не обеспечивает активного участия личности в общественных делах и не удов­летворяет потребностей человека в активной деятельности среди других людей. У каждого ребенка необходимо сформи­ровать социальную активность. Необходимо выработать у школьников желание, умения, на­выки и привычки активно участвовать в общественной дея­тельности; формировать общественно значимые мотивы деятель­ности, интерес к общественной работе, инициативу, испол­нительность, стремление и готовность помогать людям, требовательность к себе и другим.

Общественная деятельность начинается с момента поступления детей в школу. На уроках и во внеклассной работе учителя должны раскрывать перед детьми в доступной для них форме основные положения Конституции РФ, знакомить с достижениями страны. Сущность этих важных вопросов можно донести до сознания школьников с нарушением интеллекта, рассматривая конкретные приме­ры труда и жизни людей, на основе широкого практического ознакомления детей с деятель­ностью родителей, максимального использования материалов художественной литературы, давая материал исторически и отражая политику РФ. Во внеурочное время большую возможность представляют читательские конференции по прочитанным книгам, кружковая работа, вечера и утренники, свя­занные с изучением родного края, встречи с героями Великой Отечественной войны и др.

Школа должна воспитывать у учащихся патриотизм, деятельную любовь к Родине, стремление знать отечественную историю, гордость за мировые достижения отечественной культуры. Живя в многонациональной стране, школьники должны приучаться к культуре межна­циональных отношений. Воспитание любви к своей Родине начинает­ся с любви к родному селу, городу, школе.

Целью общественной деятельности является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи: обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития; формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых от­ношений с обществом; формирование гуманистического мировоззрения, способ­ного к осознанию своих прав и прав других людей.

Основные моменты деятельности:

  1. Знакомство с законами и правовыми нормами государства
    и формирование ответственного отношения учащихся к
    законам и правовым нормам.
  2. Сотрудничество с правовыми организациями в целях пра­вового просвещения учащихся.
  3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, на­правленных на формирование умений и навыков правово­го поведения.
  4. Формирование умений руководствоваться мотивами дол­га, совести, справедливости в ситуациях нравственно - правового выбора.

Познавательная деятельность обогащает представления уча­щихся об окружающей действительности, вооружает современными знаниями, методами овладения этими знани­ями и применения их на практике, а также формирует умение рационально использовать свободное время.

Познавательная деятельность реализуется как в ходе общения со взрослыми и сверстниками, в играх, так и в процессе систематического обучения. Значительная часть времени ученика приходится на учебную деятельность: уроки, самоподготовка, экскурсии. Принцип воспи­тывающего обучения связан с содержанием и методами обучения. Умственное развитие не автоматический результат обучения, поэ­тому олигофренопедагогу при построении урока или подготовке внеклассного мероприятия необходимо:

учитывать доступность содержания учебного материала для детей с нарушением интеллекта;

использовать эффективные методы и приемы обучения, выра­батывать жизненно необходимые навыки у воспитанников.

Целью деятельности педагога-воспитателя является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно.

Задачи: определить круг реальных учебных возможностей ученика
и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; развивать кругозор и любознательность учащихся;

Основные моменты деятельности:

  1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся и организации коррекционной работы.
  2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
  3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  4. Сотрудничество с психологической службой школы по организации коррекционно-развивающих занятий.
  5. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Коммуникативная деятельность . Цель работы педагога-воспитателя в этом виде деятельности – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «взрослый – ребенок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений.

Основные моменты деятельности:

1. Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики.

2. Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей.

3. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

4. Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения.

5. Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения.

6. Обучение родителей активным формам общения с детьми.

Досуговая деятельность направлена на создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачами этого вида деятельности являются: создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время; использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности; просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций; постоянная демонстрация достижений, результатов учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам; развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

Основные моменты досуговой деятельности:

1. Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий.

2. Изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся в их работе.

3. Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них.

4. Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в досуговой деятельности, результативности участия в ней.

5. Стимулирование активности учащихся.