Занятие "Магнит.Свойства Магнита" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. «Магниты - волшебники или помощники?» Я- исследователь! Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольно

Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный - письмо, поднос, « волшебная» магнитная палочка, магнит, мяч.

Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, стакан с водой, картонные карточки с «лабиринтом».

Ход занятия.

Дети заходят в группу под «песенку Элли» (проходят по ковру, становятся полукругом)

В. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте, дорогие гости!

В. - Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришло письмо от Элли и ее друзей. Хотите узнать, что написано в нем? (Да!) Тогда нам поможет волшебная палочка. (Воспитатель берет письмо волшебной палочкой с подноса)

В. - Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?

В. - Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам такую легенду. Присядьте на коврик, чтобы было удобнее слушать.

Легенда:
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

В. - Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

В. - Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).

(Воспитатель показывает магнит)

"Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".

В. - Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

В. - Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Предлагаю всем пройти в нашу лабораторию.

Пока вы располагались в нашей лаборатории, я успела узнать из письма Элли, что с Железным Дровосеком случилась беда. После битвы с Летучими обезьянами у него растерялось несколько железных деталей. Как их быстро найти на поле боя? (С помощью магнита)

В.- Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали Дровосека?

В. - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.

В. – Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)

В. – Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т.д.)

Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.

В. - Ребята, неприятности Железного Дровосека на этом не закончились. (Воспитатель зачитывает письмо)

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Злая Бастинда похитила мой железный топор и закинула в глубокий колодец, наполненный водой. Я не знаю, как достать свой топор и прошу вашего совета, помогите!»

В. - Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку и бросьте ее в этот стакан. Теперь вы должны взять магнит и опустить его в воду, поднести к скрепке. Что же мы видим? (Дети высказываются)

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

В.- Вот вам задачка посложнее. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей)

В.- А мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к скрепке через стекло и попробуем ее передвинуть к краю стакана.

Вывод: магнит воздействует через стекло.

В.- А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас у всех лежат карточки с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

В. - Что происходит с монеткой? (Двигается)

В. - Почему так происходит?

Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через картон.

В.- Сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет». Осторожно выходим из лаборатории и встречаемся на ковре.
Игра с мячом «Притянет - не притянет» (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч)

В. – Молодцы, хорошо поиграли. А теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?

В.- Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

В. - Люди делают из природного магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.

Итог занятия.

В. - С чем мы сегодня познакомились?

В. - Какие свойства магнита вы запомнили? (Он обладает магнитной силой, магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон)

В. - Ну и наконец, я хочу спросить, разгадали вы секрет моего волшебства с палочкой? (Палочка магнитная, а в письме железная пластинка)

В. - Молодцы, вы замечательно поработали.

Выход детей под «песенку Элли».

Магнит - это ещё одна волшебная сказка от науки.

Наукой придумано много волшебных сказок. Ну что ж! Надо же чем-то заниматься, если за это платят приличные деньги. Я читал некоторые сказки от науки, например, про атом, Луну, о происхождении полезных ископаемых на Земле и другие.

Сказка про магнит тоже занимает достойное место в перечне сказок от науки. У неё есть все сопутствующие сказке компоненты. И основное - этого просто не может быть. Ею занимаются «всерьёз и надолго» даже научно-исследовательские институты. Например, Донецкий физико-технический институт, который тоже внёс свою лепту в познаниемагнита.

Неспроста я его упомянул. Ведь эту тему породило моё недавнее посещение Донецкого физико-технического института. С ним я безуспешно пытаюсь наладить контакт с 2006 года, предлагая совместно обсудить то, что написано мной в области естественных наук. Например:мою версию строения атома; как появилась у Земли Луна; происхождение полезных ископаемых на Земле и т. п. . Но всё тщетно. Вежливый отказ они мотивируют тем, что нет времени читать всякую чушь, которую им иногда приносят. У них есть свои объекты для исследований.

В очередной раз мне было тактично указано, чтобы я не совался к ним со своими пустяковыми домыслами и не отвлекал их отосновной работы.

Я поинтересовался в Интернете о Донецком физико-техническом институте, каков он и какие проблемы решает.

Ему около 50 лет. В нём работает более 500 сотрудников. Около 40 докторов и свыше 100 кандидатов наук. Институт занимает солидное, метров 200 в длину, пятиэтажное здание. Занимается изучением физики твёрдого тела, магнетизма и ряда других тем. Наверное, работы были успешными, поэтому 15 сотрудников были удостоиныГосударственных и именных премий.

Это недавнее посещение Донецкого физтеха сначала несколько удручило, а затем сподвигнуло меня на желание доказать им, что и я на что-то способен, а так как они изучали магнит, то и я решил заняться им.

Конечно, я доволен, что заинтересовался магнитом. У меня в это время была пауза после Тунгусского метеорита. Стал искать в различных источниках, что нового наука узнала о магните, кроме того, что общеизвестно? Но, в очередной раз, убедился, что многое для науки - ещё «тёмный лес», включая природу магнита. Правда, нескольких часов, которые я потратил для ознакомления с научными знаниями о магните, будет недостаточно, чтобыубедительно высказать свою версию о природе магнита, но этого уже было достаточно, чтобы оценить абсурдность некоторых утверждений науки.

Например, в числе научных поисков - магнитный монополь, то есть магнит, имеющий только один полюс. Как мне кажется, это точь-в-точь поиск чёрной кошки в тёмной комнате, в которой её нет, но ведь кто-то за эту работу получает неплохие деньги и имеет карьерный рост. Регулярно сообщает об успехах в поиске.

Я в одной из предыдущих статей, возмущался, какв 40-е годы, пусть учёному, но за глупость (он утверждал, что Тунгусский метеорит - это комета, упавшая на Землю) чуть не дали Сталинскую премию. Теперь усмехаюсь - сколько чуши сказано наукой о природе магнита. Конечно то, что лежит на самой поверхности, она преподносит правильно. Но заглянуть внутрь проблемы - там полный мрак.

Идут размышления. Почему чистое железо - мягкий магнит, и только в смеси (не в соединении)с другимиэлементами оно становится ферромагнетиком, порой сильнейшим?Для меня - это объяснимо, а для науки?Мнетакую возможность даёт моя модель атома, а наука пусть ищет.

Ну что ж! Ищите. Искать придётся долго, так как квантовомеханическая модель атома возможности для разгадки этой загадки не предоставляет. По версии науки электроны в твёрдом теле имеют возможность совершать вращательные движения по орбитам, при этом и сами вращаются вокруг своей оси, тем самым создавая магнитное поле, а в постоянном магните - намагниченность. Неужели так, не извиняясь за некомпетентность, можно объяснить степень намагниченности? Ну что ж! Верьте.Сложилась интересная ситуация: вроде бы очень многое знаем о магните, но не самую его суть.

Хотелось бы в этой связи придумать какую-нибудь сопоставимую аналогию из истории человечества. Например, о глине.

В средние века люди знали о глине всё. Что и как из неё можно сделать? Какие есть присадки, и для чего они нужны? Где и какие разноцветные глины можно найти? И ещё ряд знаний вплоть до врачевания глиной. Но никто не знал, что глина - это сложное химическое вещество с главным компонентом - алюминием, а это металл.

Так и теперь люди и наука знают очень многое о магните, единственно, ещё не знают его природы, поэтому применяют для объяснения его сути правдоподобные, с их точки зрения, домыслы.

Мнеповезло - это моя удача, что я занялся магнитом. В 2006 году я, ещё в стадии отрабатываниясвоей версии строения атома, узрел, что в 3-ем периоде(моей версии) есть какое-то несоответствие. Тревога за «неестественность» не покидала меня все эти пять лет. Вначале даже сомневался, отдать или не отдавать свою версию атома на патентование, но потом подумал, что версия всё же должна быть верной, а 18 элементов вместо 16, вызваны какими-то возможно нужными для Природы обстоятельствами, о которых ещё надо будет узнать.

Прошло пять лет. Я даже писал об этом несоответствии в какой-то статье. А теперь. О, удача! «Так вот, где таилась разгадка моя» - как сказал бы вещий Олег о проблеме восемнадцати элементов в 3-ем периоде. Спасибо случаю, что меня раздосадовали в Донецком физтехе. Кое-что прояснилось и встало на свои места. Теперь уже магнитострикция (сжатие намагниченных тел) и Виллари эффект (изменение намагниченности при принудительной деформации) для моего понимания магнита стали естественны. Более того, думаю, что без этого природу магнита просто нельзя было бы объяснить. (Я по каким-то своим соображениям ничего конкретного о своей версии магнита пока говорить не буду.)

Может быть наивно, но я полагаю, что даже этой «записочкой» (то есть, не раскрывая сути дела) я сделал некий рывок в нашем познании существа магнита. Интересно было бы узнать, что весомее для познания природы магнита, то есть фундаментальных знаний о магните: работы Донецкого физтеха с его многочисленными сотрудниками за годы оплачиваемой работы, или то, что сделал «кустарь-одиночка» за 2-3 дня бесплатно в «шикарных» домашне-кухонных условиях?

Остаётся только передать привет Донецкому физтеху:

«Я, то, что вы знаете о магните, уже знаю, но попробуйте узнать то, что знаю о магните я. К моему сожалению, оказалось, что нам не по пути. Не хочу быть нулём перед вами. Арриведерчи».

В заключение - очередная благодарность Природе. Эти три элемента: железо, кобальт и никель - последние элементы, что рождается на Солнце из гелия, и принесены на Землю солнечными выбросами. Природа «подумала» и наделила их магнитными свойствами, чтобы человек разумный это использовал в своей жизнедеятельности.

Спасибо Природе, что она сотворила магнит для людей. А как образовался магнит? Этого вам знать пока не положено. Да и мне надо ещё «покумекать», чтобы «выродить» законченный продукт.





ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТОВ

Цель: Формирование представления о различных предметах и их выраженных качествах и свойствах.

Задачи:

    Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и его свойствах.

    Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства.

    Познакомить со способами использования магнита в практической и игровой деятельности.

    Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

    Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Оборудование: рукавица из ткани;

    тарелка с фасолью и металлическими предметами;

    тарелка с различными предметами (бумага, лоскутки ткани, мех, предметы из резины и пластмассы);

    магниты по числу детей;

    стакан с водой и металлической скрепкой;

    макет “Автодрома” с машинками по числу детей

    Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и конечно же очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку. (здороваемся с гостями)

2. Игра “Волшебная рукавица”

Воспитатель: Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а Золушка расстроена и огорчена. мачеха со своими дочерьми уехала на бал а Золушку оставила дома одну и заставила перебирать фасоль. Давайте поможем Золушке. Как же нам быстро перебрать фасоль? (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица, С ней я просто мастерица. Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите (Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей “волшебной рукавицы” я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

    Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

    А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.

Мы перебрали фасоль и теперь Золушка успеет на бал.

А сейчас, ребята предлагаю послушать одну старинную легенду. (дети садятся на коврик)

В давние времена на горе Ида один пастух по имени Магнис пас овец.Он заметил что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с металлическим наконечником липнут к черным камням которые в изобилии валялись под ногами. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил своих соседей. От имени пастуха Магнис и появилось название магнит.

Существует и другое объяснение слова магнит по названию древнего города Магнесия где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют природными магнитами.

Со временем люди научились и сами изготавливать магниты намагничивая куски железа.

3. Исследовательская лаборатория

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам стать учеными исследователями.

    А кто такие ученые исследователи? (это человек, который что-то изучает).

    Ученые исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов.

Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (одеваем бейджики со словом ученые приглашаю пройти за столы).

Итак, задание:

1. Рассмотрите магнит и предметы, лежащие на ваших столах в тарелочке, и определите из каких материалов они сделаны.

Выбранные предметы я попрошу положить в отдельную тарелочку.

    Вы определили, из какого материала сделаны эти предметы?

    Какой вывод мы можем сделать: на какие предметы не действует магнит и на какие действует.

    Предлагаю пройти к гостям и проверить какие предметы у них примагнитятся (заколки, застежки, молнии)

    В. Действует ли магнит через другие материалы? Давайте проверим. Возьмите лист картона, положите на него скрепку поднесите магнит снизу картона. Что происходит?

    Д. Скрепка следует за движением магнита.

    В: Что же двигает скрепку?

    Д: Магнитная сила.

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

    (То же самое с тканью)

    В. Возьмите магнит и поднесите к нему скрепку. Что произошло?

    Д. Она намагнитилась

    В. Возьмите еще одну скрепку и поднесите к первой скрепке. (Еще две скрепки). Что происходит?

    Д. Они примагнитились друг к другу.

    В. Теперь уберите магнит. Что происходит?

    Д. Скрепки держатся друг за друга.

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнит передал свою силу на некоторое время скрепкам.

    ФИЗМИНУТКА РЫБАЛКА

    В. Уронила скрепки в воду «нечаянно»

    В. Ребята, а как достать скрепку не замочив руки

    Д. версии детей

    В надо вести магнит по внешней стороне стакана

    Что двигает скрепку

    Д Магнитная сила

    В Какой можно сделать вывод

    ВЫВОД Магнитная сила проходит через стекло.

    В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут?

    Д: Ответы детей.

    В: Сейчас мы это проверим. Опустите одну скрепку в тарелочку с водой. Проведите магнитом над водой.

    (Дети проводят магнитом над водой, скрепка находящиеся на дне, притягивается к магниту).

    В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

    Д: Я провел над тарелочкой с водой магнитом, и скрепка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась,

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду.

Ребята, ваши магниты раскрашены в два цвета синий и красный - У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

    Поднести два магнита друг к другу.

    Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. Что происходит?

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА МАГНИТ

6. Игровая деятельность детей с макетами “Автодром”

Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас игру “Автодром. С помощью магнитов вы можете передвигать машинки по дорожкам автодрома. Но прежде чем вы начнёте играть, давайте вспомним, что нового вы узнали о магните и его свойствах, чему научились.

С точки зрения детей, магнит – это удивительная вещь, которая способна творить чудеса. А испытания силы его притяжения, в том числе через бумагу или ткань, превращается в увлекательную игру. Прекрасная возможность для организации опытно-экспериментальной деятельности детей!

Посмотрите, каким образом этой возможностью воспользовались Ваши коллеги. Свой опыт они изложили в публикациях данного раздела – в виде конспектов НОД и занятий по познавательно-исследовательской деятельности. Здесь можно найти массу положительных примеров удачного направления игровой активности детей, их любознательности, в научно-популярное русло.

«Магнитные эксперименты» - интересные моменты.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 431 .
Все разделы | Магнит. Изучаем свойства магнита

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный мир магнитов» Занятие в старшей группе«Волшебные свойства магнита Цель : Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов . Задачи : Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом , магнитом его свойствами . Сформировать представление о свойствах ...

Проект по познавательному развитию для детей старшего возраста «Волшебная сила магнита» Вид проекта : познавательно-исследовательский. Длительность : краткосрочный. Участники : дети старшей группы (5-6 лет, воспитатель, родители. Цель : познакомить с магнитом , его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе. Данная цель реализуется через решение...

Магнит. Изучаем свойства магнита - Конспект занятия по экспериментированию на тему «Магнит» (средняя группа)

Экспериментальный магнит Цель: развитие познавательной активности детей в процессе Знакомство со свойствами магнита. Задачи: образовательная:формирование у детей знаний о свойствах Магнита в формировании умений приобретать знания последствиям проведения опытов делать выводы...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

ВОЛШЕБСТВО МАГНИТА Цель: Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о...

«Волшебный камень - магнит». Конспект открытого занятия Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах. Задачи: расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя...

Конспект НОД в старшей группе «Свойства магнита» Конспект НОД в старшей группе. «Свойства магнита» Направление: познавательно-исследовательское развитие Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд. Возраст детей: 5 – 6 лет. Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная...

Магнит. Изучаем свойства магнита - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный магнит»

Тема: «Волшебный магнит» Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы. Формировать умения детей...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебный камень - магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень - магнит» Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: - Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами. -...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
с использованием современной образовательной технологии:
исследовательская деятельность.
Образовательная область «Познание»

Знакомство с магнитом и его свойствами

Бозванова Оксана Анатольевна,
воспитатель I категории ГБОУ СОШ №38,
отделение дошкольного образования детей
Приморского района Санкт-Петербурга

Количество детей: подгруппа.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов,

делать выводы, обобщения.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования.
Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами.
Ребята, а кто-нибудь знает что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь.
Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга
Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины(дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в лабораторию.
А кто знает что такое лаборатория? (ответы детей).

Воспитатель: в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Воспитатель: А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали.

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт 1
Что магнит не притягивает к себе?

Детям предлагается: брусочки дерева, кусочки ткани, полиэтилен, резина, бумага.

Вывод: магнит не притягивается к телу, бумаге, дереву, ткани, полиэтилену, пластмассе, резине.

Опыт 2
Что притягивается к магниту?

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки

Вывод: Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту.

Опыт 3
Может ли магнит действовать через препятствие?

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
(дети проводят эксперименты и делают вывод) .

Вывод: Магнит может действовать через препятствие.
Опыт 4
Может ли магнит действовать через другие материалы?

Для опыта предложены: бумага, ткань, пластмасса, полиэтилен.

Вывод: магнит может действовать через другие материалы.

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.
Игра называется «Магнит и скрепки».

Цель игры:

Я, буду магнитом (показать детям магнит и как он взаимодействует со скрепками), а вы детки будете скрепками.
Звучит команда: Магнит, включился. Дети подбегают со скрепки к магниту. Звучит команда: Магнит, выключился. Дети отбегают от магнита, бегают в разные стороны и бегают.
Звучит команда: Магнит, включился, дети опять прибегают к магниту. (Повтор несколько раз.)

Воспитатель: ну, а теперь, мы продолжим пополнять наши знания о магните.

Опыт 5
Может ли магнит намагничивать другие предметы?
(дети проводят эксперименты и делают вывод).

Для того чтобы намагнитить железный предмет, к примеру, скрепку, нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении.

Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт 6
Можно ли создать магнитное поле искусственно?

К сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.
Для эксперимента предлагается магнит и маленькие и большие скрепки (дети проводят эксперимент и делают вывод).

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель: мы с вами сегодня отправлялись в мир знаний и экспериментов, а значит мы с вами исследователи. А исследователи и путешественники имеют компас. Компас очень нужная вещь. А компас у нас нет, но мы благодаря своим новым знаниям, сможем его смастерить, и сделаем это благодаря магниту. Мы возьмем магнит и намагнитим гвоздь, приклеим его к круглому плоскому кусочку пробки и опустим в чашку с водой. Когда гвоздь придет в состояние покоя, он укажет кончиком на север (рядом не должно быть других магнитов).

Наша земля имеет магнитные полюсы, которые тянутся от одного до другого полюса. Как-будто в самом центре планеты у нас движется огромный магнит. Иголка компаса отыскивает магнитное поле Земли и поэтому всегда указывает намагниченным острием в сторону севера.

Я очень надеюсь, что вам понравилось изучать новое, и мы с вами теперь знаем что такое магнит и его волшебные свойства. Вы сможете использовать свои знания в дальнейшем.