Примерный перечень игр и упражнений в сенсорной комнате для дошкольников. Конспекты занятий в темной сенсорной комнате

“Человек рожден для счастья, как птица для полета”. (Метафора)

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. “Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики”. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.

В нашем детском саду комбинированного вида создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста:

  • для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей;
  • для проведения развивающих занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;
  • активизации различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д., развитие двигательных функций;
  • создания и стабилизации положительного эмоционального состояния и развития детей.

В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком, а этот этап является начальным во всей психокорреционной и развивающей работе. Очень удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкое покрытие на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребенок защищен во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения малыша.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создает первичную базу, на которой начинается формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков не только для ребенка, но и для проведения психологических консультаций, тренинговых упражнений для педагогов.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой басен. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Дополнительно сенсорная комната украшена декоративным деревом со светящимися лампочками, различными игрушками – подвесками.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната используется в педагогической и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

  • обучение на основе сенсорной стимуляции;
  • психотерапии;
  • социальной адаптации.

В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • нормализации адаптационного периода;
  • смягчению выхода из полярной ночи;
  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Отсутствие опасных предметов, “мягкий” пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях сенсорной комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности сенсорной комнаты для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, для всех, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  • стимулирует все сенсорные процессы;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

С детьми дошкольного возраста занятия организуются в форме игры. Длительность их проведения зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.

В нашем детском саду сенсорная комната используется для, проведения развивающих упражнений и занятий с детьми, имеющимися различные сенсорные нарушения, коррекции игровой деятельности, для снятия стрессов в адаптационный период, в период выхода из полярной ночи, коррекции психических процессов.

При работе с гипервозбудимыми детьми снижается нагрузка на сенсорику, исключаются элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето и цветотерапия основаны на воздействии на организм ребенка через орган зрения – глаза. Светотерапия может помочь, тогда, когда организму так не хватает солнца особенно в осенне-зимний период, который длится у нас очень долго. Элементарные частицы света - фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме: осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; улучшают состояние иммунной системы; - регулируют функции многих гормонов; задают и поддерживают ритм суточных колебаний. Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Ведь не зря уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета.

Для формирования системных занятий об окружающем мире, дифференциации слуховых, зрительных и тактильных ощущений, как основы перцептивного и речевого развития, необходимо создание предметно-игровой среды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать с окружающим миром, активно вступать в контакт с окружающими.

У детей раннего возраста наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, выраженная моторная неловкость, недостаточная работоспособность, детей, способных заниматься в течение 10-15 минут мало. Дети этого возраста нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Попытки решить проблемы детей раннего возраста нашла свое отражение в использовании специальной полифункциональной среды сенсорной комнаты, то есть интерактивной среды, в которой присутствует специальная мебель, световые и релаксационные эффекты.

Используя оборудование сенсорно комнаты, мы убедились в том, что различные стимуляторы не только оказывают положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие дошкольников. Мы условно разделили сенсорную комнату на два блока: среда пулузатемненной сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.

Среда светлой комнаты сенсорного развития - это среда взаимодействия ребенка с определенными стимуляторами при различном свете. В сенсорном комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули: подушки – кресла-трансформеры с гранулами, шариковый бассейн, подвесной модуль “Сухой душ”. Шелковые ленты, спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Шелковые “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За “струями” лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых, застенчивых детей. Хорошо идет работа в использовании панно “Кривое зеркало ” - безопасное (акриловое) зеркало, встроенное в корпус из ламинированного ДВП. Зеркало изогнуто, для создания эффекта кривизны.

В полузатемненной части комнаты для релаксационных упражнений используется детское игровое панно “Светящиеся нити” в качестве игрового развивающего элемента интерьера, большое настенное панно с мерцающими звездами на фоне темного неба, с этой же целью и используется настенное панно “Бесконечность”- имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность, настенное панно “Водопад” с динамической имитацией движения воды, звуками падающей воды и пения птиц - для стимулирования органов слуха.

Сенсорные (аудиовизуальные и тактильные стимуляторы): подушечки разного цвета разной формы, набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов, тактильное панно “Ежик”, набор “Узнай звук” для дифференциации различных звуков. Это оборудование центра сенсорного развития - позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в игре и в движениях в приспособленной и безопасной среде. Кроме сенсорных эффектов, игры и упражнения с использованием оборудования центра релаксации дают возможность активизировать произвольное внимание, умственные способности, закреплять умение передавать свои чувства, эмоции и ощущения в связной речи, развивать коммуникативные навыки.

Второй блок - среда сенсомоторного развития. Используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекция, что значимо для детей раннего возраста, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними, а не только выполнять физические тренировочные упражнения различной сложности. В центре релаксации и сенсорного развития имеются полифункциональные коврики “Топ-топ”, “Сенсорная тропа”, массажная дорожка. Эти и другие полифункциональные игровые модули способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы ребенка. Установлено, что одним из важнейших показателей у детей для развития их способности к освоению новых, более сложных действий является равновесие - умение сохранять устойчивость во время движения и в статистическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата в целом и двигательного опыта ребенка. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитее устойчивости для малышей, очевидна. Кроме того, занятия на различных ковриках, полезны для предупреждения и коррекции плоскостопия. Различные цвета и формы секторов “Сенсорной тропы” (красный, синий, зеленый) и разноцветных следочков позволяют закреплять представления об основных цветах и геометрических формах. А фактуру секторов можно сравнивать с твердой и ровной поверхностью пола, мягкой поверхностью коврика “Топ-топ”. В этом варианте работа педагога-психолога с детьми ведется в плане развития тактильной чувствительности. Положительный эффект отмечается при включении “Сенсорной тропы” в коррекционно-развивающие занятии с детьми, имеющими проблемы в сенсомоторном развитии. Можно предложить детям представить, “Сенсорная тропа” - это волшебная дорожка в лесу, тропинка в сказочную страну, мостик, безопасная полоса для движения по болоту и т.п. Например, начать можно так: “ Наша дорожка – это тропинка в сказочном лесу, тропинка в горах, на льдине, в глубоком снегу и пр. - в зависимости от сюжета, по ней надо ступать очень осторожно. Встаньте на правую ногу, почувствуйте опору, теперь можно приставить левую ногу, “укорениться” как цветок, посаженный в землю, представляем себе, как пустили глубоко корни. Внимание на стопы-корни!”.

Так, помимо развития моторно-двигательных и координационных способностей детей, пространственно-количественных представлений, “Сенсорная тропа” может быть с успехом использоваться в качестве атрибута для детских игр.

Коррекционно-развивающие занятия для детей трех лет, направлены на развитие восприятия, проводятся с использованием оборудования центра релаксации, который является средой, благоприятной для снятия невротических переживаний и обеспечения эмоционального комфорта детей. Материалы подобраны с учетом как возрастных особенностей детей, так и доступности формы проведения Занятия проводятся педагогом-психологом. На занятиях педагог-психолог использует такие приемы, как повтор событий, приветственные прощальные песенки, которые помогают войти детям в “рабочее состояние” и завершить занятие. В процессе движений, сопровождаемых словами, у детей появляется желание подражать и взаимодействовать, чувство уверенности и комфорта. Эмоциональное состояние можно отследить в упражнении. “Какое у меня сегодня настроение?”, используя пиктограммы веселые и грустные. Упражнение можно проводить в начале и в конце занятия.

Многофункциональность различных модулей заключается в возможности их использования различными специалистами ДОУ: воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, дефектологом. Работу с детьми разного дошкольного возраста, можно организовывать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Все зависит от творческого подхода педагога и индивидуальных и возрастных особенностей детей. Например, для гиперактивных детей мы стараемся снизить нагрузку на развитие сенсорики, исключаем элементы активной стимуляции. Всем педагогам рекомендуется включать игры, упражнения в центре релаксации и сенсорного развития как часть занятия. Такой подход дает возможность смены впечатлений, видов детской деятельности, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость, особенно в условиях длительного зимнего периода.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты в работе педагога-психолога, используется, как дополнительный инструмент в формировании развитии у детей внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей. Данные среза по определению тревожности группы детей старшего возраста развития и коррекции познавательной деятельности 2009-2010 учебном году показывают, что ее порог снизился по сравнению с началом учебного года на 5 %. А результаты диагностики школьной зрелости выпускников этой же группы детей, показали, что количество детей с высоким уровнем готовности выросло на 4 %. Дети после занятий в сенсорной комнате стали общительнее, эмоциональнее, радостнее.

Развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате.
(Серия конспектов занятий)

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Л.С Выготский говорил о том, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, он же называл ребенка раннего возраста “ярким образцом эмоционального типа поведения”

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты, созданной в нашем дошкольном учреждении. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитании обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного познавательного развития. Пребывание в ней способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.

Занятия, направленные на развитие восприятия и познавательной деятельности, проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое является средой, для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, для снятия тревожности в период адаптации и переживаний. Пособия и материалы подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Занятия проводятся педагогом-психологом ДОУ. Количество их - 10 (одно занятие в неделю, в течение 10-12 минут) имеется возможность, проводить их с несколькими группами детей на протяжении года.

Занятия рекомендуется начинать с сеансов, направленных на развитие общей чувствительности (развитие рецепторов, расположенных на коже и рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях), так как данный вид чувствительности является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для таких занятий можно использовать различные сенсорные панели для рук и ног. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру (ворс, ткань, пластмасса и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый- холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Можно использовать сухой басен. Это великолепное средство для точечного массажа тела.

Кроме того постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. А также, подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений малышу. Продолжением занятий могут стать игры на развитие тактильной чувствительности. Например, игра “Волшебный мешочек” (в непрозрачный мешок кладутся разнообразные по форме и материалу, предметы, которые ребенок должен найти на ощупь). Ребенок должен угадать, что это такое.

Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение и вызывало интерес.

Для проведения занятий используется интерактивное оборудование: напольное покрытие, маты напольные, разные подушечки с гранулами, пуфики - кресла с гранулами, сенсорная тропа, детский уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, пучок фиброоптических волокон с боковым сечением “Звездный дождь”, тактильное панно “Ежик”, диски с музыкальными произведениями, массажные мячики, отрезы прозрачного шифона (“Волшебная полянка”), “Волшебные воздушные платочки” и др.

Взрослые (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, другой специалист) – лишь сопровождают ребенка при переходе от наглядно-действенного мышления к образному. Чувство уверенности в себе, способность построить собственную картину мира и представление о своем месте в нем, а также психическое развитие ребенка в целом зависит от умения и такта педагога построить совместные действия с ребенком.

Основные задачи занятий :

  • создать эмоционально- положительный настрой в группе;
  • снять эмоционально-мышечное напряжение;
  • воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  • развивать наблюдательность и внимание;
  • развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • игровые навыки,
  • произвольность поведения,
  • тактильную чувствительность и зрительную координацию,
  • слуховое и зрительное восприятие.

На занятии могут присутствовать 6-7 детей, организуются они в первой половине дня, один день в неделю, начиная с октября. Перед проведением занятий детей необходимо познакомить с оборудованием сенсорной комнаты при дневном свете, затем переходить к проведению занятий в затемненной части комнаты.

В раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми должно происходить ласково, улыбкой, нежным словом поощряя выполнение действий ребенком.

Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми. В этой интроактивной среде специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации детей.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Конспекты разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей детей третьего года жизни. Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и ведущий.

Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

Занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для малышей условиям жизни в детском саду, улучшают состояние малышей при выходе из полярной ночи, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников. (

Семененко Елена Юрьевна педагог-психолог МБОУ лицей №3 имени академика В.М. Глушкова город Шахты Ростовской области

Что нам дают занятия в сенсорной комнате

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. В последние годы существенно возрос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которую оно играет в процессе формирования и развития личности а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутри семейных отношений и социально культурного общества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Школьное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в лицее. Поэтому лицей может оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

    Актуальность вышеизложенной проблемы здоровья детей и поиска системы методов предупреждения заболеваний и укрепления здоровья побудила нас использовать занятия в темной сенсорной комнате, которая у нас появилась в этом учебном году.

В ней было установлено следующее интерактивное оборудование:

    Панно «Звездное небо» — когда дети рассматривают ковер со звуками журчащей воды и пением птиц, происходит релаксационное воздействие; концентрируя внимание на изображение, слушая звуки природы – а это способствует развитию аудио – и визуальных представлений.

    Пуфики и кресла с гранулами – сидение напольное с пенополистирольными гранулами (поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, а легкие гранулы оказывают мягкое, приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет мягкого точечного массажа).

    «Детский уголок с пузырьковой колонной» это оборудование эффективно для стимуляции зрительных и тактильных ощущений (зеркало помогает визуально увеличить пространство), музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие.

    Стол для рисования песком – развитие моторики, воображения учащихся

    Сухой бассейн – возможность расслабления мышц спины, шеи, что очень важно для

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, я применяю дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы. Например, мягкая игрушка несет успокаивающую, стабилизирующую функцию, а мягкую подушку в народе называют подружкой.

Необходимые материалы для занятий: бумага (А4), ватман, рулон обоев (по 2 метра), краски, кисти и цветные карандаши на каждого, мяч 2-х размеров, свечи, журналы с картинками, пластилин, персонажи кукольного театра.

Музыкальное обеспечение: записи с лирической, романтической, ритмической музыкой.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. В связи с этим возникла необходимость создания комплексных занятий, целью которых является создание условий для коррекции психо-эмоциональных проблем детей школьного возраста.

Структура занятий состоит из следующих этапов:

    Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

    Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывание художественных текстов или рассказывание сказки либо истории.

    Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где я являюсь организатором дискуссии и подвожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

    Рисование по теме (с диагностической, профилактической или коррекционной целью).

    Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей; проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка.

    Заключительная часть – расслабляющие упражнения.

Приведем пример занятия:

Занятие №1.

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страхов, тревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.

Структура занятия.

Упражнение «Приветствие – Мое имя». (Дети сидят по кругу. По кругу передаю мяч.)

Инструкция. Ребята, когда окажется у вас в руках мяч, назовите свое имя (Я – Ваня), какой я? (Одним словом ответить на вопрос.)

Этюд «изобрази чувство». Упражнение «Чего я боюсь». (Рисование и уничтожение страха.)

Релаксационное упражнение (в сенсорной комнате с использованием панно «Живая вода»), свет приглушается, звучит музыка.

Рефлексия. Ритуал прощания (дети стоят по кругу).

Работа с рисунком на этих занятиях необходима, так как, особенность этой работы заключается в том, что ребенок после окончания рисования дает свой работе какое-то название и рассказывает о ней. И, конечно, рассказывает о своих чувствах (Как ты думаешь?, Чувствуешь? Можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Тебе нравится? Ты сделал, как хотел? Что получилось, а что – нет?). Я организую деятельность так, чтобы ребенок осознал проблему и нашел путь к позитивному изменению.

Занятия проводятся в темной сенсорной и светлой комнате индивидуально и с подгруппой (4-5 детей).

В конце всего цикла занятий проводится выставка некоторых детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы.

Занятия в сенсорной комнате необходимы детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощенным, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с высоким уровнем тревожности, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.

Еще одно направление для занятий в сенсорной комнате – тревожность. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. (Прихожан А.М.).

В сенсорной комнате работа проводится в следующем направлении:

    релаксационные упражнения для детей, которые снижают тревожное состояние, агрессивность, идет обучение саморегуляции;

    использование стимулирующих упражнений, направленных на активизацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

    использование упражнений на развитие общения (это имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развитие его самооценки и становления как личности).

На занятиях, которые проходят с детьми в сенсорной комнате, используется арт-терапию. Арт-терапия – это ключик к детской душе, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека.

Известный арт-терапевт М.Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде образов. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Психокоррекционные сказки помогают мягко влиять на поведение ребенка.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческой способности расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Сказки обладают свойствами будить воображение, приоткрывать дверь в непознанное, украшать нашу жизнь и объединять людей с друг другом». Форма метафоры, в которых созданы сказки, истории, притчи наиболее доступна для восприятия ребенком. Это делает ее привлекательной для работы направленной на коррекцию. Кроме того, сказка, фантазия развивает личность, создает невидимый мост между ребенком и взрослым. «Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства». В сказках дети проецируют на героях свои реальные взаимоотношения, существующие в жизни, чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Сказкой можно врачевать детские проблемы, строить мосты взаимопонимания.

Релаксационные упражнения проводятся на каждом занятии, они способствуют расслаблению мышц тела и ясности мышления, являются лучшим способом борьбы со стрессом, они помогают справиться со многими болезнями и сохранить здоровье, остроту и живость ума. Релаксация позволяет контролировать эмоции: подавлять грусть и смущение, делать чувственные удовольствия более острыми. Она несет мир, красоту и спокойствие. Если ребенок сосредотачивается на каких-либо предметах, он расслабляется и концентрирует внимание на объекте, звуках, запахах, тактильных ощущениях. Расслабление – это, по сути дела, физическое явление. Удобное сидение и спокойное эмоциональное состояние. Звуки спокойной музыки не вызывают неприятных ощущений. Вслушивание в звуки – самое простое упражнение, оно требует гораздо меньших затрат энергии даже чем дыхание. Дети стараются зафиксировать в сознании момент появления нового звука, наслаждаются особенностью звука. Много красивых вещей находится рядом с нами: цветущий куст, таинственные узоры звезд на ночном небе, яркая свеча, волшебные птицы, красивый водопад и т. Иногда глазные мышцы расслабляются настолько, что взгляд рассеивается и, при этом могут расслабиться и мышцы лица. Иногда мы фантазируем или придумываем различные ассоциативные связи. Например: бабушка и ее сад, где росли цветы, купание в реке или глядя на облака, в которых мы видим очертания животных.

Занятия в темной сенсорной комнате показывают, какой мощный лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.

Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и на другие органы чувств. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку (подростку, взрослому) развить свои сенсорно - перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты.

Оборудование сенсорной комнаты и его использование

Для наполнения и содержания нашей сенсорной комнаты используется современное оборудование фирмы «АЛЬМА».

Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка.

Активационный блок - в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс занятия в сенсорной комнате»

Тема занятия : «Волшебство в тёмной комнате ».

Цель: Сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды сенсорной комнаты.

Задачи :

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

Создание положительного эмоционального настроя;

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;

Облегчение состояния тревожности;

Развитие внимания, достижение эффекта релаксации;

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи групп «Zodiac», «Space», музыка водопад.

Ход занятия .

I .Организационный момент.Настрой на занятие.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Я приветствую всех вас в нашей волшебной комнате. Я вижу, что у некоторых мои слова вызвали удивление: в чём же состоит волшебство, ведь с виду это обычная комната. Я вам немножко подскажу, ребята: волшебство заключается в необычных предметах, которые находятся в этой комнате.

Тему нашего занятия я объявлю чуть позже, а пока начинаем работу.

Ребята, я хочу, что бы мы подарили друг другу улыбку. В этом нам поможет наш волшебный мяч. Я бросаю вам мячик и дарю свою улыбку, вы бросаете мячик обратно и дарите свою улыбку.

С таким позитивным настроем мы и начнём занятие.

II . Вхождение в тему занятия. Принятие правил работы в группе.

Сегодня у нас будет необычное занятие – путешествие-исследование на тему: «Волшебство в тёмной комнате».

Ребята, в детстве я мечтала полететь в космос. Да и сейчас, если бы мне предложили, с удовольствием посмотрела на нашу красавицу – Землю и отправилась погулять на Луну. А вы хотели бы побывать в космосе и стать исследователями других планет? (дети отвечают). А стать космонавтами- исследователями других планет.

- Сегодня у нас появилась такая возможность! Нам пришло необычное письмо, которое я вам сейчас зачитаю. (Педагог-психолог зачитывает письмо).

Здравствуйте дорогие ребята!!!

Пишет вам Лунтик, житель планеты Голубой звезды.

Когда я узнал, что на Земле живут такие умные, красивые и дружелюбные дети, я решил попросить вас об услуге.

Помогите мне, пожалуйста, собрать звездочки, которые случайно потерялись.

Для этого я приглашаю вас к себе на планету Голубой звезды. С уважением, Лунтик.

Перед полётом я должна познакомить вас с правилами настоящего космонавта:

    Слушай внимательно, не отвлекайся.

    Говори спокойно.

    Не нарушай дисциплину.

    Выполняй команды своего командира (т.е. меня).

III . Работа по теме занятия.

А) Упражнение «Качества настоящего космонавта».

Ребята, давайте подумаем, какими качествами характера должен обладать настоящий космонавт?

(внимательный, сильный, смелый, надежный, веселый, активный, справедливый, любознательный, общительный, вежливый и др.)

Вывод: Самое главное в космосе – быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Эти качества пригодятся нам и сегодня.

Б) Отправляемся в полет.

- Ну а теперь пора на старт. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, это наша ракета, считаем: 10, 9, 8,7,6,5,4,3,2,1,0 – старт,поднимаем руки «Ура мы летим!».(дети издают звук «У-у-у-у» и раскачивают руками. Педагог-психолог выполняет движения вместе с детьми.) Выключается свет, включается легкая музыка, «Зеркальный шар».

- Отлично! Мы в полёте, и сейчас у нас всех состояние невесомости. А вы знаете, что это такое?(Невесомость – это состояние, когда отсутствует сила земного притяжения и человек парит, как птица.Такое состояние обычно бывает в космосе). Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно, красиво, под музыку. Педагог-психолог следит за выразительностью движений детей, «летает» вместе сними.

- А сейчас давайте все вместе подлетим к иллюминатору (панно «Бесконечность»). Ребята, посмотрите сюда и представьте, что там, где-то далеко, видна наша планета.

Вы видите её? Какая она? Какого она цвета? Видно ли на ней горы, моря, города? А людей? (Ребята рассказывают о том, что увидели ).

А теперь все в круг, беремся за руки. Команде корабля приготовиться к посадке!

Дети становятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх.

Дети выражают эмоцию радости. Звучит музыка, можно включить свет.

- Итак, мы на планете «Голубой звезды» но не спешите, ведь она нам незнакома и здесь нас могут подстерегать опасности. Будьте осторожны! Помогайте друг другу! Приготовимся покинуть ракету!

(Педагог-психолог и дети «выходят» из ракеты по мостику. Педагог-психолог даёт чёткие указания детям, помогает, тем, у кого не получается):

Идём по мостику, держим равновесие, спинка ровная, руки в стороны.

Педагог-психолог предлагает детям пофантазировать:

Ребята, давайте осмотримся… Сколько здесь интересного!

В) Психогимнастика. Проектор «Солнечный» (сменный диск «Лес»).

- Посмотрите, перед нами космический лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите какие? А под ними растут невиданной красоты кустарники. Они не такие высокие, как деревья. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава и мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. (Дети показывают движениями высоту деревьев, кустарников, травы).

Скажите, похож ли этот космический лес на тот, который мы можем увидеть на Земле?

Ребята, посмотрите здесь тропинка. Давайте прогуляемся по Голубой звезде и исследуем её. Тропинка узкая и идти по ней нужно очень осторожно. (Проходят по сенсорной дорожке на носочках, на пути – пузырьковая колонна).

Г) Пузырьковая колонна.

Смотрите, какой необычный фонтан с пузырьками! Назовите, на что он больше всего похож?

Поймайте взглядом один пузырек и проследите за ним.

Прикоснитесь к колонне и скажите, что вы чувствуете? (тепло-холод, гладкая-шершавая, вибрация).

Сколько пузырьков?

Какого они цвета?m(синие, жёлтые, красные и т. д.)

Молодцы!!!

Д) Сухой бассейн.

Ой, что это? Это озеро! Какое оно необычное, яркое, переливающееся! Наверняка там кто то живет! Поищем?(Дети подходят к сухому бассейну и руками ищут там обитателей). Молодцы! Вот и обитатели нашего волшебного озера

А нам пришло время отправляться в путь. Дорожка - перед нами (дети идут по тропе на носочках).

Е) Сказочный цветок.

Что же ещё есть на этой планете? Посмотрите, здесь растут даже цветы!

(Дети находят красивый цветок, удивляются им, любуются, нюхают его).

Ребята, вы знаете, как называется этот цветок?

Это волшебный цветок Иланг-иланг. Давайте еще раз понюхаем его и наберемся здоровья и сил перед дальней дорогой.

А пока продолжаем путь.(Дети находят следы инопланетян, идут по следам).

Ж) Сухой душ.

(Звучит мелодия со звуком журчания воды).

Посмотрите, какой перед нами водопад.Вы любите купаться? Тогдадавайте подойдем поближе к водопаду. Рассмотрите его внимательно. Сколько в нём цветов?

Сегодня мы с вами преодолели нелёгкий путь и немного устали. Давайте смоем с себя усталость в струяхэтого водопада. Войдите в водопад, представьте, что вы стоите под струйками прохладной воды. Почувствуйте, как вода проходит сквозьвас и уносит с собой всё ненужное и плохое. Вы только посмотрите, звездочки разлетелись так далеко, что даже плавают в струйках водопада. Нужно их тоже собрать, пока их не унесло течением. А теперь давайте присядем и поговорим…

Кому из вас удалось представить настоящий водопад?

Смогли ли вы почувствовать воду?

Вам понравилось купаться в нашем водопаде?

Что вы чувствовали, когда купались?

IV . Заключительная часть.

- К сожалению, наше путешествие, заканчивается. Приходит время возвращаться домой на Землю. Там нас давно уже ждут наши друзья.

Становимся в круг, берёмся за руки. Поднимаем руки, делаем вдох(взлетаем), летим, держимся за руки, опускаем и делаем выдох. Приземлились!

Включается свет, выключается звездное небо и музыка.

Наше путешествие закончилось. Мы вернулись на свою планету Земля, в родную школу!

Вы только посмотрите, сколько друзей (гостей) пришло нас встречать. Мы вернулись с космического путешествия не с пустыми руками, а с подарками. Ребята давайте подарим нашим друзьям (гостям) волшебные звездочки, которые приносят удачу. (Дети дарят звездочки всем присутствующим гостям).

Педагог-психолог: Кончакова К.И.

Государственное казенное учреждение

Владимирской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Служба сопровождения замещающих семей и детей

Программа з анятия-тренинга

в сенсорной комнате

для детей среднего школьного возраста

« Серебристый туман »

Составил:

педагог-психолог

Шкарина С.А.

г. Собинка

Введение:

Занятие способствует улучшению эмоционального состояния, позволяют снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Занятие направлено на создание ощущение безопасности и защищенности, положительного эмоционального фона, снижения беспокойства и агрессивности, снятия нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

Цели:

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья с помощью мультисенсорной среды

Задачи:

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

Создание положительного эмоционального состояния.

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.

Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости.

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Развитие памяти, речи, воображения, оригинальности мышления.

Развитие коммуникативных навыков и элементов совладающего поведения

Время сеансов в сенсорной комнате: 60 минут.

Методики работы:

цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

Структура занятия:

Ритуал приветствия.

Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Обратная связь

Ритуал прощания.

Ход занятия «Серебристый туман»

Общее время: 60 минут.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисточки, вода, фломастеры, ножницы, клей, фломастеры для магнитной доски,

Оборудование: пуфики, подушки, маты, ноутбук, проигрыватель, «сухой душ», проектор

1. Упражнение «Мелодия настроения».

Цель: определить настроение ребенка на начало занятия.

Время: 5 -7минут.

Техника проведения: детям предлагается лист с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. На столе раскладываются «ноты» в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Ребенку предлагается определить свое настроение, приклеивая на нотном стане ноту, выбранного цвета на любой его линейке.

Инструкция: для того, чтобы мы начали работать, я хочу узнать, какое у тебя на данный момент настроение. Перед тобой лежит лист бумаги с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Обрати, внимание, на столе также разложены «ноты»: в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые ноты - обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Я предлагаю тебе обозначить свое настроение, приклеив на нотном стане на любой его линейке ноту того цвета, которая соответствует твоему настроению на данный момент,

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Испытывал ли затруднения при выборе цветов?

Можем ли продолжать работу?

2. Упражнение «Приветствия разных народов».

Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Просмотр презентация «Приветствия разных народов».

Демонстрация слайдов направлена на знакомство учеников с культурой приветствия у различных народов. На экран выводятся тематические иллюстрации в сопровождении названия страны и описания приветствия.

Для предъявления материала используется одиннадцать слайдов, оформленных с помощью эффектов анимации. Дети узнают о традициях следующих государств:
- Индия;
- Китай;
- Самоа;
- страны Латинской Америки;
- Лапландия;
- Япония;
- районы Тибета;
- Россия;
- Великобритания;
- США.

Затем детям предлагается придумать и продемонстрировать мировое приветствие, т.е. объединить несколько понравившихся способов. Например, сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.

Инструкция: Ребята, теперь когда вы познакомились с культурой приветствия у различных народов давайте каждый из вас придумает и покажет нам «МИРОВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» , объединив несколько способов, увиденных на слайдах.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Какое приветствие показалось необычным?

Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?

3. Упражнение «Клякса»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: детям предлагается капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получается клякса, имеющая сложную форму. Затем предлагается продемонстрировать кляксу, а потом быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Материал: лист бумаги формата А4, гуашь.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и гуашь.. Тебе надо капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получится клякса, имеющая сложную форму. Ты мне ее покажешь, а затем быстро назовешь трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Что было необычного в его выполнении?

Вызвало ли упражнение затруднения?

Какое испытываешь настроение?

Релаксирующее упражнение «Серебристый туман»

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Время: 20 минут.

Техника проведения: воспитанникам предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача детей состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.

Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

Текст для релаксации.

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Анализ:

Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?

Удалось ли расслабиться?

Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?

5. Упражнение «Коса».

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Время: 5-10 минут

Техника проведения: это упражнение выполняется с помощью «сухого душа». Дети устраиваются рядом, обследуют оборудование снаружи и внутри, затем перебирают ленточки, заплетая косы.

Инструкция: перед вами «сухой душ», разноцветные атласные ленточки спускаются вниз, словно струи воды. Потрогайте их. По очереди пройдите внутрь и поднимите голову вверх - так можно увидеть свое отражение. А теперь перебирая ленточки, заплети косы.

6. Обратная связь.

Цель: узнать мнение детей о проведенном занятии.

Время: 5 минут.

Что понравилось в сегодняшнем занятии?

Какие задания выполнила без затруднений?

Какие задания вызвали затруднения?

Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

7. Упражнение «Мелодия настроения» (см. упражнение 1).

Цель: определить настроение детей на момент окончания занятия.

Время: 2 минуты.

Резюме психолога: Волшебный мир сенсорной комнат ы не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Психолог с помощью специальных элементов сенсорной комнаты помогает детям достичь ощущения комфорта и уюта, чувства полной безопасности, состояния мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения.

Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка, интересные упражнения способствуют профилактике психофизических и эмоциональных нагрузок, развитию позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом. Сенсорная комната это уникальное место для проведения занятий с детьми, как для профилактики, так и для восстановления психоэмоционального равновесия.

Составил:

Педагог-психолог Шкарина С.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

/data/files/i1527837816.rar (Презентация "Приветствия разных народов")

Мастер-класс

«Организация занятий в сенсорной комнате как средство сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья учащихся».

Цель мастер-класса: повышение методической компетенции педагогов в использовании здоровьеформирующих технологий.

Задача: продемонстрировать технические возможности сенсорной комнаты, активное и грамотное использование оборудования сенсорной комнаты в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги! Мастер-класс я бы хотела начать необычно, в школьном коридоре. Ответьте мне, пожалуйста, что находится за этой дверью? Сенсорная комната, что она из себя представляет? Для чего она нужна и все ли умеют правильно работать с оборудованием? Хотите, чтобы я открыла вам эту дверь, а вместе с ней и «тайну» сенсорной комнаты?

Для начала хотелось бы отметить, что проводимые занятия в этой комнате оказывают положительное влияние на весь организм в целом. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, создание радостного настроения позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей, различной возрастной категории, степени отклонений -гиперактивности или вовсе без каких либо отклонений.

В оснащение сенсорной комнаты входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. Так же массажные и тактильные изделия, бескаркасная мебель, светозвуковое и интерактивное оборудование. Со всем этим мы и познакомимся сегодня. Эффективнее проводить занятия в группах, состоящих из 3-7 учащихся, а так же индивидуально. Детей выбираю по карте здоровья или по наблюдению во время уроков. В сенсорной комнате используется метод релаксации. Занятие имеет три основные части :

Вводная – ритуал приветствия, разминка

Основная - релаксация, игра

Завершающая – ритуал прощания

Ну и для начала нашего занятия, давайте проведем ритуал приветствия:

Наши веселки (мячики-весёлки) улыбаются нам, они очень рады, что мы пришли к ним в гости, улыбнитесь, и вы им помашите рукой, скажите «здравствуйте»!

Смотрите, сколько здесь много интересного и разгуляться нашей фантазии есть где. Давайте представим, что мы очутились на берегу моря. (Музыка прибоя, сухой бассейн) можно посидеть на берегу, послушать шум моря, «помочить» ножки, а то и поплавать.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, активизирует деятельность обменных процессов, способствует нормализации массы тела, создает положительный психо - эмоциональный фон. Сухой бассейн создает массажный эффект, эффект погружения, эффект ускользающей податливой опоры, расслабляющий эффект, сенсорный эффект, тренирующий эффект. Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. Занятия в бассейне показаны при ДЦП, нарушениях осанки, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при сколиозах, остеохондрозах, заболеваниях нервной системы, после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей. Противопоказания: повышенное давление 140\90, острый период заболевания, повышенная температура тела 37,5, заболевания кожи - гнойничковые, грибковые) В сухом бассейне можно проводить как специальные, так и общие развивающие упражнения, массажные движения, дыхательные упражнения, упражнения в сопротивлении, в равновесии, с дополнительными предметами. Исходные положения в бассейне: лежа на животе, спине, боку, сидя, сидя по - турецки, стоя на коленях, четвереньках, сидя и лёжа ноги свешиваются на бортик бассейна. Продолжительность занятий 10-15 минут с применением цветовой гаммы мячей и подсветки.

Поиграем? (показывает ассистент)

1 упражнение «Часики» (с опорой или без опоры на руки) сидя в бассейне с упором, ноги вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней. И так по кругу. Игра служит для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

2 упражнение «Солнышко» стоя перед бассейном опускает руки внутрь и рисует солнышко (вращательные движения обеими руками) - укрепление мышц плечевого пояса.

3 упражнение «Шаловливые ножки» сидя на бортике, опустив ноги в бассейн болтать ими как в воде - укрепление мышц голени

4 упражнение «Нырки» стоя у бассейна, руки в упоре достаем головой дно бассейна - массаж шейного отдела

5 упражнение « Перекаты » лежа на бортике, перекатываемся с бортика и перекатами добираемся до другого бортика – массаж и коррекция работы позвоночника

6 упражнение «Салют» лежа на спине ноги врозь, соединяя ноги захватывать мячики и подкидывать их вверх – укрепить мышцы живота и ног.

Давайте перейдем к другому месту игр. И, переходя к песочному столику, мы опять же проведём незамысловатее упражнения на тактильных дорожках, сделаем массаж нашим ножкам. Тактильная дорожка состоит из 7 отделов, наполненных различными наполнителями. Есть основное правило, отделы должны чередоваться мягкий - твердый, жесткий – гладкий. Ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, ведь на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу того или иного органа и организма в целом.

Вот мы с вами и подошли к песочному столику .

Многие из вас любили в детстве играть в песке, строить башенки, рисовать на нем, давайте сейчас и попробуем (столик с песком, подсветка) можно рисовать замысловатые картины, фантазировать, используя различную подсветку. Игры в песке снимают психическое напряжение, учат общаться со сверстниками, развивают глазомер, творческие способности.

Игры: - оставляем следы

Рисование

Закапывание и раскопки

Многие из нас в детстве любили играть в лабиринты, загоняя шарики в лунки, а здесь вам предлагается попробовать то же самое проделать не только руками,но и ногами. (Лабиринты) - развитие координации движения, мышц ног, рук, глазомер.

Говорят, что человек без устали может смотреть на огонь и на воду. Обратите внимание на эти колонны с пузырьками воздуха. На них так же можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной и рыбки, которые плавают в этих колоннах, оживают и нам кажется, что они виляют хвостиками. (Колонны с пузырьками) Вглядываясь в зеркала, нам кажется, что этих столбов с пузырьками, гораздо больше. С зеркалами так же можно поиграть, построить различные рожицы.

Играя, учимся активизировать зрительное восприятие, развитие зрительно моторной координации, учимся концентрировать внимание, идет формирование фиксации взора.

Упражнения: - найди такую же рыбку

- посчитай пузырьки

- проследи взглядом

Я думаю, что многие из вас сейчас если и любят дождь, то только когда вы находитесь в помещении. Я вам предлагаю поиграть с дождем и сейчас, но не настоящим, а «волшебным». (Фиброоптиковолокно)

Пучок волокон уже сам по себя является анти депрессантом. Волокна мягкие, приятные на ощупь, их можно переплетать, мастерить замысловатые фигурки, применив скотч. Прибор предназначен для создания релаксационного светового эффекта, развития мелкой моторики, тактильных ощущений, развитие аналитического восприятия свойств и признаков предметов.

Игры:

Заплети косу

Слепи улитку

С наступлением вечера, яснее становятся запахи лета (аромалампа) пахнет высохшей травой, морем. Хочется полежать на берегу, посмотреть на небо, на звезды, помечтать.

(Звучит релаксационная музыка.)
- Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар, аромалампа с ароматом.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

И в конце нашего занятия ритуал прощания:

Отдохнули, поиграли

И совсем мы не устали

Скоро мы придем опять

Будем вместе мы играть.

Помашите ручками нашим «Веселкам», улыбнитесь. Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь как они, тогда и настроение у вас будет хорошим всегда. С детьми мы так же отмечаем, как изменилось наше настроение и самочувствие после занятия.

Уважаемые коллеги, в конце мастер класса мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими ощущениями, чувствами, мыслями по поводу всего увиденного. Удалось ли мне вам раскрыть тайну сенсорной комнаты? (ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕФЛЕКСИЯ)