Психогимнастика (интересные игры и упражнения). «Психогимнастика – как средство для сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей

Психогимнастика для детей 3 – 4 лет

1 . Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»

Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.

Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»

Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.

«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».

Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись,

В куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.

Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»

Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.

8. «Вот так позы»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»

Вариант 1

Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2

Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»

Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.


Содержание статьи:

Психогимнастика для детей - это не просто модное нововведение, но и одна из важных составляющих программы многих дошкольных заведений. Проще говоря, данная методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения (движений, мимики) предназначена для общего развития ребенка и разрешения некоторых его психологических проблем.

Что такое психогимнастика?

В начале 60-х годов в практику был введен описываемый термин. Наиболее четко его озвучил чешский специалист Ганя Юнова, которая разработала целую систему, в основу которой легли специальные элементы психодрамы. Ее разработки изначально использовались при работе с детьми, которым была необходима коррекция сознания. Однако затем и старшее поколение заинтересовалось данной методикой, преобразовав ее в тренинги для решения эмоциональных проблем у взрослых.

Психогимнастика - это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий.

Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников - это блокировка эмоционального напряжения у детей.

Подобные занятия не занимают много времени: от получаса до 60 минут. Однако при желании подопечных их можно несколько продлить. В идеале в группе не должно быть более 6 детей, и курс психогимнастики нужно ограничивать 20 сеансами. Организовывать их рекомендуется два раза в неделю, чтобы ребенок не потерял интерес к предложенным упражнениям и играм.

Если более детально рассмотреть озвученную методику, то можно выделить следующие ее позитивные стороны:

Прежде всего следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим чадом). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике.

Психогимнастика в младшем дошкольном возрасте


Чтобы добиться наибольшего результата при работе с малышами, следует придерживаться следующей тактики проведения занятия:
  1. Приветствие . Детям при этом предлагается изобразить свою особенную улыбку, когда они видят друзей. Даже если ребенок поначалу будет кривляться, то не стоит останавливать его. Инициатива в рамках разумного на таких занятиях только приветствуется.
  2. Разминка . На этом этапе детской психогимнастики рекомендуется привлечь внимание малышей какой-либо эффектной игрушкой и попросить описать ее при помощи жестов и мимики. На первых занятиях необходимо помогать детям словами типа «Как скачет зайчик?» и «Какие у него ушки, лапки и хвостик?». Того, кто лучше изобразил движения животного, при этом обозначать не надо, потому что воспитанники в данном возрасте довольно ревностно относятся к конкуренции.
Упражнения для отработки основных движений:
  • Игра «Сделай, как я» . Это довольное простое задание вызывает море эмоций у детей. Они с удовольствием будут изображать лисичек, медведей, обезьянок и других животных.
  • Игра «Урожай» . Несколько маленьких садовников должны подготовить землю для посадки семян и саженцев: взрыхлить почву и постоянно поливать ее. Задание остальных детей - выбрать себе какой-либо овощ или фрукт и изобразить потом, как он начинает расти.
  • Сценка «Репка» . Предварительно ознакомив детей с содержанием этой сказки, необходимо распределить роли и полностью воспроизвести сюжет действия при помощи декламации педагога. Чтобы игра стала еще более захватывающей, можно заранее приготовить маски с изображением персонажей «Репки». Вполне реально заменить эту сказку «Рукавичкой» или любым другим произведением, которое будет доступно для восприятия малышей.
  • Виртуальный шарик . Игры по психогимнастике для малышей можно разнообразить этой забавой. Детям предлагается представить себе шарик, а затем при помощи рук они должны «перекидывать» его друг другу, сопровождая свои движения улыбкой.
Упражнения для эмоционального общения:
  1. Игра «Покажи меня» . Воспитанники в этом возрасте любят копировать все то, что они видят. Однако следует развивать у них более широкое восприятие окружающего мира. Можно предложить им без слов изобразить, как улыбаются мама, добрая фея и прекрасная принцесса (хмурятся тучки, строгие доктора и волны на море; злятся непослушные или обиженные дети; пугаются трусливые зайцы и кошки при виде собак).
  2. Игра «Изобрази героев» . Для выражения своих чувств ребенок должен научиться их правильно демонстрировать. Своим подопечным необходимо предложить изобразить без слов предоставленные им ситуации. В качестве примера можно привести следующий эпизод из всем известной сказки. Красная Шапочка бежит по лесу к своей бабушке (радость), по пути ей встречается множество лесных жителей (любопытство и улыбка). Вдруг девочка увидела волка (испуг) и т.д. При эмоциональном восприятии сказки дети должны использовать не только мимику, но и двигаться.
Упражнения для наблюдения за поведением и поступками человека:
  • Игра в мяч . Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга - добрая, Колобок - глупый, Лиса - хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.
  • Работа над стихами . Во время выполнения этого упражнения детям предлагается в случае хорошего поведения главного героя похлопать в ладоши и покружиться вокруг себя. Если персонаж ведет себя плохо, то эмоции разрешается выражать любым удобным для ребенка способом. За основу лучше всего взять легкие для восприятия малышей четверостишия типа «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» или «Уронили мишку на пол».
  • Прощание . Дети в этом возрасте редко бывают полностью эмоционально закрыты. Под веселую музыку им можно предложить похлопать в ладоши, улыбнуться друг другу и даже обнять своих друзей. На заключительном этапе невербальное общение рекомендуется разнообразить чтением стихотворений или исполнением коллективной песни.
Упражнения по психогимнастике с малышами не должны превратиться в банальный урок физкультуры. Педагогу следует приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать своих воспитанников.

Психогимнастика в старшем дошкольном возрасте


В самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов.

Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):

  • «Снежная королева» . Кай насмехается над владычицей снежных равнин, за что она на него очень сердится (презрение мальчика - гнев Королевы).
  • «Дюймовочка» . Миниатюрной красавице навязывают в мужья жабу, майского жука, а затем крота (отвращение Дюймовочки - ярость и недоумение отвергнутых кавалеров).
  • «Зайкина избушка» . Серого обитателя леса из собственного дома выгоняет хитрая лисица (печаль Длинноухого - агрессия хищницы).
  • «Три поросенка» . Волк разрушает один за другим домики братьев (злость серого бандита - страх трех друзей).
  • «Цветик-семицветик» . Девочка отдает последний лепесток больному мальчику, чтобы он выздоровел (радость Жени - благодарность нового друга).
Упражнения для психомышечной тренировки:
  1. «Почему?» . При проведении этой разминки детям предлагается изобразить любопытного ребенка, который ничего не знает. Выражать свое недоумение они должны при помощи поднятия плеч и бровей «домиком».
  2. «Помощь» . Детям дается задание представить, что их мама вернулась из магазина с тяжелой сумкой. Необходимо отнести виртуальный багаж на кухню, изображая при этом все усилия, приложенные во время озвученной помощи.
  3. «Спящий кот» . Воспитанникам нужно лечь на коврик, свернуться калачиком и имитировать на свой лад повадки хвостатого друга во время сна. Следует показать, как он дышит, зевает и потягивается.
  4. «Движения Петрушки» . Задание этого упражнения заключается в том, чтобы скопировать прыжки данного героя, который передвигается на двух согнутых ногах, с висящими вдоль тела руками и наклоненной вбок/вперед головой.
  5. «Цапля на болоте» . Детям предлагается изобразить стоящую то на одной, то на другой ноге птицу. Время от времени она должна поймать за лапку скачущую мимо лягушку, а затем отпустить ее.
Упражнения для наблюдения за чертами характера человека:
  • Игра «Кто есть кто» . При ее выполнении дети разбиваются на пары. Одному ребенку на ухо озвучивается какой-либо герой или демонстрируется картинка с его изображением. Сказочный персонаж должен быть обязательно знаком детям этой группы. Затем при помощи мимики и жестов получившему задание воспитаннику необходимо показать повадки и черты характера этого героя сказки. Лучше всего выбирать такие образы, как Буратино, Колобок или Кот в сапогах, чтобы не затруднять задачу игроку, который отгадывает пантомиму-головоломку. Следует сразу предупредить детей, что они должны при помощи мимики и жестов не только продемонстрировать внешние данные героя, но и его черты характера.
  • Игра «Кто покажет лучше» . Сначала участникам тренировочной группы по очереди предлагается скопировать манеру поведения злого персонажа (образ выбирает педагог). При этом они могут сдвигать брови, рычать, топать ногами и т.д. Затем им нужно будет таким же образом описать доброго человека, волшебника или фею. В данном случае ничто не помешает детям широко улыбаться, танцевать и прикладывать руки к сердцу. Самого лучшего исполнителя должны выбрать сами маленькие актеры.
  • Игра «Калейдоскоп характеров» . Подобное упражнение очень нравится детям, потому что многие из них узнают в персонажах самих себя. Каждому участнику игры методом жеребьевки предоставляется образ, который он должен продемонстриовать для своих сверстников. За основу берутся так называемые плаксы, нехочухи, злюки, весельчаки, ябеды, скромняги и т.д. Каждый ребенок при помощи жестов и мимики должен максимально раскрыть предложенный ему образ.
  • Прощание . На этом этапе занятия детям необходимо успокоиться после полученного за короткое время общения с педагогом большого количества эмоций. В данном случае можно сесть на коврик и послушать расслабляющую музыку. Затем воспитанникам должно быть предоставлено время, чтобы они самостоятельно и по своему желанию повторили то, что больше всего им понравилось на занятии.
Методы психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста вполне подойдут и для учеников начальных классов. Отдельные их упражнения можно проводить вместо физкультминутки.

Смотрите видео про психогимнастику для детей:


Психогимнастика в детском саду - это коррекционная работа с воспитанниками данного учреждения, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться к советам данной статьи, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии управлять своими чувствами. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения, что должны помнить воспитатели и родители.

Методическое пособие из опыта работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны

Введение

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, вызванный рядами причин:

Увеличивающаяся патология рождаемости;

Причины новых открытий в физике (наличие души);

Кризисное, переходное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

Раннее начало обучения, усложнение учебных требований.

Дошкольному детству отведено всего 4 года, но от того, как они прожиты ребенком, во многом зависит его физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, нравственных качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием и развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание.

В годы детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию и работоспособности. Но эти задачи стоят не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья, а как подчеркивал крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин «…в культуре чувств, во внимание, в воле, в красоте, в культуре всего характера».

Данное пособие – результат работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны. Это – сборник материалов, необходимых воспитателю для работы с дошкольниками. Некоторые из них известны давно, но творчески переработаны, модифицированы автором. Основная часть создана самостоятельно на основе известной теории и методики развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой.

Книга состоит из двух частей. В первой, - состоящей из трех разделов, представлен практический материал: комплексы утренней гимнастики, конспекты физкультурных занятий. Которые доставляют малышу массу удовольствия, улучшают ритмичность движения, а комментарии позволяют описывать характер физических действий – силу, темп, резкость и направление внимания детей на осознание или сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Главными задачами здесь являются:

Дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путём подражательного повторений движений;

Тренировать ребёнка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

Тренировать ребёнка, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений – работы воображения и чувств.

Тематика здесь различна в зависимости от возраста детей, от задач занятия, но каждый раз это интересная, захватывающая игра, активизирующая положительные эмоции, создающие ощущения душевного комфорта, способствующая формированию первичных навыков саморегуляции.

Во втором разделе содержатся интегрированные занятия, на которых, помимо обучающих, решаются следующие задачи:

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимой);

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;

Выработка у детей положительных черт характера;

Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, выражения, речи;

Обучение приёмам саморасслабления, снятие психологического напряжения;

Обучение детей правилам хорошего тона.

Психогимнастические образы, этюды и упражнения используются здесь с целью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Третий раздел посвящён работе с родителями. Автор уверен, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком, общения не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины: невозможно испытывать отчуждение, гнев злость на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

Вторая часть включает в себя описание этюдов, игр, упражнений, имеющих своей целью:

Развитие психических процессов (внимание, воображение, мышление, память), автоматизированный и выразительной моторики;

Выражение различных эмоциональных состояний;

Коррекцию нежелательных личностных особенностей того или иного ребёнка;

Расслабление, приведение в равновесие.

Таким образом, способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие. А удовлетворённое собой формирует и поддерживает положительную самооценку.

Условия реализации данного метода:

  • Отбор знаний наиболее актуальных для детей данного возраста.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности.
  • Деятельный подход.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Восприятие индивидуальности как особо значимой ценности.
  • Наличие у педагогов целостного и адекватного представления о каждом ребенке, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и индивидуальных сторонах его личности.
  • Предоставление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять свое место в жизнедеятельности сообщества.
  • Оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, направленных на формирование в детях общего, особенного и единичного.
  • Теоретическая и практическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.

Последовательность реализации метода:

  • Установка на определенную деятельность (эмоциональная подготовка детей к решению поставленной задачи).
  • Обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (создание условий для успешного решения).
  • Сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанное отношение к результату своего труда).

Критерии оценки данного метода:

  • Актуальность и важность поставленных проблем.
  • Социальная значимость проблем.
  • Самостоятельность разработки.
  • Реалистичность, экономичность.
  • Перспективность, практические результаты.

Прогнозируемые конечные результаты:

  • Повышение функциональных возможностей организма детей.
  • Рост уровня физического развития несовершеннолетних и осознание ими приоритета здорового образа жизни.
  • Активизация познавательного интереса у детей.
  • Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.
  • Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.
  • Повышение культурного уровня и знаний о традициях народов нашей Родины у дошкольников.

Часть I. Раздел 1

Комплексы утренней гимнастики на основе психогимнастики для детей 3-4 лет

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

Этюд «Пробуждение кошки»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу.

Плавно потянуться вверх.

3 раза

Движения мягкие, плавные

Этюд «Прогулка кошки»

Ходьба мягким пружинистым шагом, с движением рук.

1-2 круга

Максимальная имитация

Этюд «Любопытная кошка»

Ходьба на четвереньках.

½ круга

Спина прямая, руки ставить мягко

Этюд «Подлезание под забор»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, прогнуться с движением туловища вперед, назад: с поворотом головы в одну и другую стороны.

Выполняя последний раз, дети услышали «Кар» и посмотрели вверх.

3 раза

Максимальный прогиб спины, обязательный поворот головы

Посмотреть вверх

Этюд «Кошка кувыркается в песке»

И.П.: лечь на спину, ноги вместе, перекаты с одной стороны на другую.

5-6 раз

Самостоятельно

Этюд «Встряхивание песка»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, голень поднять вверх, выполняя волнообразные движения туловищем влево, вправо.

3-4 раза

Спину держать прямо голову не опускать

Этюд «Игра с мухой»

И.П.: стоя О.С. выполнять прыжки с выбросом рук вверх.

5 раз

Максимальные прыжки

Этюд «Царапки»

Погладить друг друга по спине.

Для детей старшего дошкольного возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Упражнения

Дозировка

ОМУ

Ходьба по залу со сменой направления.

2 круга

По звуковому сигналу

Этюд «В магазине зеркал»: упражнения выполняются с флажками.

А) «Азбука Морзе»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

Разноименные взмахи правой и левой руками.

Б) «Украсим дома»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки согнуты, флажки у плеч.

Поочередные повороты в сторону с выпрямлением рук.

В) «Фейерверк»

И.П.: то же.

Взмахи обеими руками вверх с прогибанием назад, наклон вперед со взмахом рук назад.

Г) И.П.: сидя, ноги вместе – прямые, руки прямые в стороны.

Ноги согнуть, флажки к коленям вертикально.

Д) «Пружинка»

И.П.: стоя, ноги – пятки вместе, носки – врозь, флажки вниз.

Присесть, взмах вперед.

Е) «Подскоки»

Чередовать с ходьбой.

4 раза

по 3 раза

5 раз

5 раз

6 раз

3 раза

Сопровождать сюжетным рассказом

Четкое повторение взмахов

Смотреть в сторону поворота

Следить за флажками

Спина прямая

Спина прямая, пятки отрывать от пола, колени разводить в стороны

Сбор флажков

Этюд на расслабление мышечного напряжения и психоэмоционального.

«Шалтай-болтай» или «Спящий котенок».

2 минуты

Музыкальное сопровождение

Р. Паулс «Колыбельная»

Для детей младшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

«Будь внимателен» – этюды на внимание и развитие имитационных способностей ребенка.

«Зайки» - прыжки на двух ногах,

«Лошадки» - ударяют ногой об пол,

«Раки» - пятиться,

«Птицы» - бегать, размахивая руками.

Задания выполняются во время ходьбы.

по 2 раза

Быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Построение в звенья.

«Силачи»

И.П.: ноги расставлены, руки в стороны.

1 – руки к плечам, кисти в кулак.

2 – И.П.

6 раз

С силой сжимаем руки

«Сильный ветер»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед, назад.

И.П.: сидя, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед.

по 4 раза

Крепко стоит дерево

Ветер качает куст, спина прямая

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Колени не сгибать

И.П.: сидя, руки в упоре сзади.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Спина прямая

Этюд на расслабление мышц

«Шалтай-болтай».

2 раза

«Перекат на пятки»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1 – подняться на носки.

2 – перекат на пятки.

4 раза

Спина прямая голову не опускать

«Попрыгаем!»

И.П.: О.С., руки на поясе.

8 подпрыгиваний, поворот вправо – 8 шагов

3 раза

Прыгать легко

Этюд на мышечное и эмоциональное расслабление. «Идем за синей птицей».

Для детей среднего возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Мероприятия, упражнения

Дозировка

Ходьба по залу под тихие удары бубна – ходьба на носках;

«Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением;

«Раки» - пятиться.

3 круга

чередуя со строевой ходьбой.

Ходьба строевая, спина прямая, руки на поясе

Построение в круг.

Этюд «Поиски Карлсона», на координацию движений и развития мимики.

Имитация подтягивания на перекладине, заглядывания за нее.

6 раз

Мимика – глаза широко открыты, рот закрыт, но зубы разжаты (удивление)

Ноги прямые, руки согнуты в локтях

Этюд «Карлсон-толстяк»

И.П.: стоя, ноги расставлены, руки опущены. Изобразить толстяка.

3 раза

Предельное разведение рук в стороны и слегка назад, надувание щёк.

Этюд «Заведи пропеллер »

И.П.: стоя, руки перед грудью, на сигнал «заводи», произвести вращательные движения согнутыми руками, озвучивая движения звуком «р»

4 раза

Постепенное ускорение вращательного движения.

Этюд «Завяжи шнурки, банты »

И.П.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Наклоны к ноге, имитируя завязывания шнурков и бантиков.

6 раза

по три наклона к каждой ноге

Колени не сгибать.

Этюд «Оглянись»

И.П.: стоя, руки на поясе, повороты в правую и левую стороны.

6 раз

Ноги прямые, повороты туловища и головы глубокие.

Этюд «Карлсон-шалун»

И.П.: лёжа на животе, руки и ноги напряжены, перекат на животе.

7 раз

Кисти держать вместе, руки и ноги напряжены.

Этюд «Радость»

И.П.: прыжки на двух ногах.

5 раз

Прыгать легко

Этюд «Отдых»

Дети располагаются, кто, как хочет, и слушают музыку.

2 минуты

Глаза закрыть.

Для детей старшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

«Слушай хлопки» -этюд на развитие мимики

1- хлопок «лягушки»

2- хлопок «аисты»

3- хлопок ходьба с продвижением

3 круга

2 раза

Будь внимательным!

Бег по залу с заданием

«Будь внимательным!» - этюд на координацию движения, ходьба на носках на тихие удары бубна.

2 круга

2 раза по ½ круга

Спина прямая.

Построение в 2 шеренги.

Этюд на развитие мышц лица «Грустный и весёлый клоун»

2 раза

Мимика, жесты, пантомима

Этюд «Два клоуна» на координацию движений. подскоки, взявшись за руки с кружением.

30 сек

Движения согласованы

«Жонглёры»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу. Имитация бросания колец друг другу.

1 минута повторить 2 раза

Движения плавные, согласованные

«Акробатический этюд»

И.П.: стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, кисти рук положить на плечи другу. Поочерёдные махи прямой ногой назад.

8 махов каждой ногой повторить 2 раза

Прогнуться максимально назад

Этюд «Благодарю»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Глубокий наклон с поворотом головы вправо, влево, руки прямые максимально отвести назад.

5 раз

Ноги прямые, глубокий наклон, обратить внимание на поворот головы и улыбку.

«Качели»

И.П.: стоя лицом друг от друга, сцепиться руками, поочерёдные наклоны вперёд.

По 4 раза

Максимально приподнять друга

«Лодочка»

И.П.: сидя друг перед другом, ноги переплетены, взявшись за руки, поднимая друга из положения лёжа.

5 раз

Руки при движении прямые

Прыжки с закрытыми глазами.

И.П.: О.С., руки на поясе, прыжки – ноги вместе, врозь с закрытыми глазами.

10 прыжков

по 2 раза

Носок оттянуть

Этюд «Солнышко и тучка» - пантомима на сокращение и расслабление мышц.

2 раза

Чёткие имитационные движения

Этюд «Загораем»- на полное расслабление организма.

2 минуты

Полное расслабление всех мышц

«Стряхнём песок » - имитация встряхивания песка, поглаживание всех частей тела.

Поглаживание.

Конспект физкультурного занятия с применением нетрадиционных оздоровительных методик «В гостях у Нептуна»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Упражнять в подтягивание на животе, по гимнастической скамейке, двумя руками.
  2. Продолжать учить прыгать из обруча в обруч, отталкиваясь двумя ногами.
  3. Отрабатывать ходьбу по канату, не касаясь, пола носками ног.
  4. Закрепить подлезание по тоннелю на четвереньках.
  5. Упражнять в подпрыгивание и удара по предмету – амортизатору.
  6. Во время дыхательных упражнений следить за правильным глубоким диафрагменным вдохом через нос и выдох энергичный через нос.
  7. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания к своим друзьям, уважение к себе и к друг другу.

Оборудование: гимнастическая скамейка, канат, 5 набивных мячей, 4 обруча, обручи для игры по количеству детей, тоннель, дорожка препятствий, «речка», свисающие предметы.

Ход занятия: построение в шеренгу. Настрой «Я здоровый! «У меня хорошее настроение! Я буду хорошо заниматься!»

Упражнения

Дозировка

ОМУ

I

Чередование ходьбы на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, прыжки на двух ногах. Сели с задержкой дыхания. Бег, отталкивающие предметы – амортизаторы, пролезание.

Дыхательное упражнение

«Подуем на волну»

Перелезание. Высота предмета 40 см. ОРУ «Морское путешествие»

2 минуты

3 минуты

1 раз

Идём по песчаному берегу, не наталкиваясь. Впереди река: на нас движется волна. Набрали воздух – сели. Погуляем по дну: оттолкните медузу, пройдите под щукой.

Набирайте больше воздуха, дуйте сильнее. Вот мы и на поверхности. Смотрите корабль.

Проходите на него. Встали удобно.

1 . И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 поочерёдное движение рук вперёд – в сторону, корпус слегка поворачивается.

8 раз

Покажите, как вы сейчас плыли.

2. «Штурвал»

И.П.: ноги на ширине плеч руки согнуты в локтях у груди 1-4 покачивания

8 раз

Взяли «штурвал», руки округлили: «В путь!»

3. «Земля»

И.П.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1- посмотреть вправо, поворот, 2- влево, 3- наклон вперёд, 4 – повернуться назад.

4 раза

Посмотрите, что на горизонте, смотрит дальше голову не опускать. Ноги не отрывать от пола: «Земля!»

4. «Гребля»

И.П.: сидя ноги прямые врозь, руки согнуты в локтях у плеч, 1- наклон вперёд, «имитируем греблю», 2- вернуться в И.П.

6 раз

Но здесь корабль не пройдёт, нужно пересесть на лодки. Гребите сильнее. Посмотрите, какие на острове раки.

5. «Раки»

И.П.: сидя упор на ладонях и ступнях со спины.

2 минуты

Покажите, как они передвигаются.

6. «Водоворот»

И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки смыкаются на коленях. Передвигаемся вокруг себя.

4 круга

Ой, ребята, что это с нашими лодками – нас засасывает. Закрутило, закрутило. Давайте выбираться, помогайте руками.

7. И.П.: основная стойка. Прыжки произвольные. Ходьба. Бег широким шагом, со сменой направления «Проверяем осанку»

20 прыж.

10 сек.

1 минута

20сек.

Ура! Мы на суше! Легко, выше.

А теперь можно обрадоваться, остров – вперед. Следим за движением, спина прямая.

II

Основные виды движений:

1 . Потягивание на скамейке двумя руками одновременно, ноги прямые.

4 раза

На этом острове нас ждут много препятствий. Готовы вы их преодолеть, тогда начали.

2. В прыжке достать до подвешенного предмета-амортизатора

4 раза

Подпрыгнуть выше, вытянуться вверх.

3. Бег «змейкой» между набивными мячами.

4 раза

Не задевайте колючки, оббегайте их.

4. Переход по канату, лежащему на полу.

4 раза

Осторожно идите по узкой тропинке, не касайтесь пола.

5 . Подлезание под канатом на четвереньках

4 раза

Будьте внимательны в тоннеле.

1. Прыжки из обруча в обруч

Упражнения для глаз

Игра «Море волнуется раз»

4 раза

20 сек

3 раза

«Спрыгните в воду», приземление на носки.

А теперь можно дать отдых глазам.

Обручи по количеству детей. Быстро занять пустой домик (берет коврики).

III

Отдых на «берегу моря» - полная релаксация.

40 сек

Мы с вами долго путешествовали, а теперь давайте отдохнем. Лягте на тёплый песок, закройте глаза и слушайте музыку. А как она закончится, вы встанете.

Спасибо наше занятие закончено. До свидания.

Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики «Путешествие в лес»

(средний дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Обогащать умения у детей фантазировать, заменять реальные предметы на импровизированные;
  2. закрепить ходьбу по гимнастической скамейке, приставляя пятку к носку другой ноги;
  3. упражнять в прыжках с мешочка на мешочек;
  4. закрепить ходьбу по скамейке, с опорой на ладони и ступни;
  5. упражнять детей в ползании на четвереньках с опорой на ладони и колени «змейкой»;
  6. воспитывать дружеские отношения, умение придти на помощь друзьям в преодолении препятствий.

Оборудование: 2 скамейки, 6 мешочков (400 г), 5 набивных мячей, 2 наклонные доски.

Сегодня, дети, мы отправимся в лес. С собой мы возьмём рюкзаки со всем необходимом. (Дети одевают рюкзаки).

В лесу нужно быть очень внимательными, дружными, ловкими и послушными. А теперь – в путь!

Упражнения

Дозировка

ОМУ

1.Ходьба по залу с высоким подниманием колен;

на носках;

обычная ходьба.

20 сек.

20 сек.

10 сек.

Дети, поднимайте ноги высоко, здесь высокая трава.

Ой, кажется рядом спит какой-то зверек, идите на носках, чтобы его не разбудить.

2. Бег с «горки»

1 мин. 20 сек.

Наш путь лежит через горы, бег легкий.

3. Ходьба, упражнения для глаз.

ОРУ (в движении)

40 сек.

Наш путь лежит через густой лес. Трудно пробираться, помогите руками, берегите глаза.

4. И.П.: руки вперед в стороны, поочередное движение.

10 метров

5. «Сбор ягод на поляне»

И.П.: ноги чуть расставлены, наклоны вперед– вниз, колени слегка сгибать.

10 раз

А вот и полянка, сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды.

6. «Разминка»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

1-2 – хлопки прямыми руками вперед и назад.

10 раз

После сбора ягод нужно размяться.

7. И.П.: лежа на спине встать на «мостик».

стойка 10 сек.

Старайтесь больше прогнуться, выпрямите руки, ноги слегка согните в коленях.

8. «Наклоны вперед»

И.П.: сидя ноги вместе, руки сзади упор

1 – наклон вперед, касаясь носков;

2 – в И.П.

7 раз

Колени не сгибать.

9. «Березка» - дренаж.

И.П.: лежа, поднять прямые ноги, стойка на предплечьях и лопатках.

10 сек.

На поляне очень много красивых и стройных берез. Покажите, какие они стройные.

10. И.П.: О.С. прыжки ноги вместе – ноги врозь с хлопками над головой.

35 прыжков

Ребята, а вот побежал заяц в кустах. Покажите, как он скачет.

11. Ходьба, оттягивая носок

20 сек.

А теперь можно в путь. Ой, кажется, здесь крапива. Идите осторожно.

II

1. Основные виды движений:

Ходьба по гимнастической скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки в стороны.

2 раза

На нашем пути река. Мостик очень узкий, смотрите, не упадите!

2. Прыжки из мешочка на мешочек (5 шт.)

2 раза

А здесь можно и по камушкам перебраться, не промахнитесь, страхуйте друг друга.

3. Ходьба по гимнастической скамейке на ладонях и ступнях.

2 раза

Посмотрите, какое бревно лежит у нас на пути.

4. Ползанье на четвереньках с опорой на колени и ладони «змейкой»

5 мячей

2 раза

5. Ходьба по залу со сменой направления.

30 сек.

Вот и выбрались мы на хорошую дорогу и садик совсем близко. Вот мы и пришли.

III

Игра «Охотники и обезьяны» (полная релаксация).

1. Ходьба с закрытыми глазами.

2 раза

15 сек.

Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Ходить не натыкаясь друг на друга.

Литература:

  1. М.И.Чистякова «Психогимнастика»
  2. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»
  3. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки»
  4. В.Е.Дружинин «Психическое здоровье детей»
  5. Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций детей 5-7 лет»
  6. Т.Б.Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»
  7. Н.Т.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»
  8. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
  9. А.Н.Максаков, Т.А.Тумакова «Учите, играя»
  10. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольника»
  11. Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей»
  12. Е.Л.Агаева «Чего на свете не бывает?»
  13. В.Волина «Праздник букваря»
  14. В.Волина «Праздник числа»
  15. А.Ф.Чистяков «Пословица не зря молвится»
  16. Е.Н.Арнаутова «Педагог и семья»

Полную версию работы можно .

Транскрипт

1 ПСИХОГИМНАСТИКА (интересные игры и упражнения) Педагог психолог Маркова Мария Дмитриевна Советск

2 Приветствие "Здороваемся глазами" Дети и ведущий сидят в кругу. Инструкция. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Приветствие "Здороваемся рукопожатиями". Дети, стоящие в кругу, берутся за руки и легонько пожимают соседям, стоящим справа и слева от них. Ведущий может дать задание: пожмем руку соседу, стоящему слева, пожмем руку соседу, стоящему справа. "Природный массаж". Дети, сидя в кругу, распределяются по парам и делают друг другу массаж. Правила: - массаж делаем двумя руками; - по всей поверхности спины; -делаем аккуратно, старательно, чтобы было приятно и не больно вашему партнеру. Схема массажа: 1) "Ярко светит солнышко". 2) "Прилетел легкий ветерок". Зигзагообразные движения кистью рук. 3) "Налетел сильный ветер - ураган". Резкие, прерывистые, хаотичные движения пальцами и всей кистью. 4) "Пошел мелкий дождик". Хаотично перебираем всеми пальчиками. 5) "Пошел крупный проливной дождь" 6) "Снова выглянуло солнышко". 7) "Поползли муравьи". Перебираем средним и указательным пальцами. 8) "Появились гусеницы" Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения. 9) "Выползли ёжики". Руки в "открытом замке" - массируем спинку перекатывающимися движениями. 10) "Пошел нежный весенний дождик" Хаотично перебираем всеми пальчиками 11) "Выглянуло солнышко". Упражнение "Четыре стихии" Дети стоят в кругу. Инструкция. При слове "земля" присесть; при слове "вода" произвести плавательные движения; "воздух" - руки вверх; "огонь" - руки вверху и произвести плавные, волнообразные движения от кисти и до плеча ("язычки пламени").

3 Релаксация "Напряжение - расслабление" Дети лежат (сидят) на ковре, на спине, руки вдоль туловища. Инструкция. Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая. Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно! Напрягаем плечи, сильно-сильно -расслабляем. Напрягаем руки, сильно-сильно -расслабились. Кладем руку на живот и "надуваем шарик", держим, бших -"сдули шарик". Напрягаем ноги, сильно-сильно -расслабили. Отдыхаем, чувствуем, как расслабились ножки, ручки, плечики... Звучит музыка для релаксации. Выход из релаксации. Упражнение "Выполняй по хлопку" Дети стоят в ряд, лицом к ведущему. Инструкция. 1 хлопок - шаг влево; 2 хлопка - обернуться вокруг себя; 3 хлопка - попрыгать на правой ноге. Ведущий может заменить хлопок написанной на бумаге цифрой. Упражнение "Ближе - дальше" Дети сидят в кругу. Инструкция. У каждого из вас будет свое задание, и выполнять вы его будете по очереди. Начнет тот, кто сидит справа от меня. (Пример: Ваня называет предмет красного цвета, который расположен близко к нему, и предмет этого же цвета, который расположен далеко от него.) Очень важно, чтобы вы запомнили "свои" предметы. Они вам пригодятся. В игре участвуют все игроки. Рисунок Инструкция. Вспомни и нарисуй предмет или предметы, которые ты выбрал в игре "Ближе- дальше". Упражнение "Пальчиковая рулетка" Ведущий вытягивает вперед свою правую руку (пальцы сложены в кулаке), затем он показывает какое-нибудь количество пальцев, а ребёнок должен показать это же количество на своей правой руке. Упражнение "Лезгинка". Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки. Смена позиций происходит 6-8 раз. Усложнение: увеличиваем скорость.

4 Приветствие "Доброе животное" Все участники занятия встают в круг, берутся за руки. Ведущий: представьте, что мы с вами - это одно большое доброе животное. Давайте представим как животное дышит. На счет ведущего "Раз" все участники делают глубокий вдох. На счёт "Два": задерживают свое дыхание. На счет ведущего "Три" делают глубокий выдох. На счёт "Четыре" задерживают свое дыхание. Повторяем несколько раз. Вторая часть. Большое доброе животное смотрит на солнце. Представьте, что солнце у нас над головой. На счет "Раз" все поднимают взгляд вверх, на счет "Два" опускают взгляд вниз. Упражнение повторяется несколько раз. Упражнение "Ухо-нос" Левой рукой взяться за кончик носа, а правой-за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Релаксация "Ковер-самолет" Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища. Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает ваши усталые ручки, ножки; все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате, и вы уже чувствуете пол под собой, вы приземлились... Откройте глаза. Выход из релаксации. Упражнение «Капризный фотограф» В роли фотографа выступает сам ведущий. Дети сидят в кругу. «Фотограф» организует ребят для групповой фотографии, например, так: «Настя будет стоять посредине. Слева от Насти Петя, рядом с Петей Вова, справа от Насти Катя. Впереди Кати Наташа». И т.д. Можно услонить упражнение: не называя имени ребенка, дать его описание во что одет, какой цвет глаз, волос, какой у него характер, и пр. После того как групповой портрет будет составлен, можно попросить ребят сфотографироваться: грустными; веселыми; рассерженными; удивленными; испуганными. Фотографом может стать любой желающий ребенок. Упражнение «Печатная машинка» Дети сидят за столами. Психолог имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем двумя какими-нибудь пальцами одной руки, а потом обеих рук.

5 Упражнение на взаимодействие «Мы все вместе сядем в круг» Ход задания: 1. Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев: Руки вместе, станем в круг (соединяют руки). Руки вместе, станем в круг. Мы все вместе в этом круге (руки соединены). Мы все вместе в этом круге. В нашем классе, в нашем классе. Держимся мы все за руки. 2. Образуйте более тесный круг и сядьте. Достаньте любую игрушку или круглый предмет и скажите детям, что вы будете медленно перекатывать (передавать) его друг другу. Когда предмет попадает в руки к одному из детей, все хором должны произнести его имя. Затем этот ребенок передает предмет к другому, пока имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно все повторить сначала. Упражнение на взаимодействие «Магнит» Ход задания: 1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Когда начинает звучать музыка, дети начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, вы называете имя одного из детей. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и осторожно до него дотрагиваются (он "магнит"). Напомните детям, что дотрагиваться надо бережно и нежно. 2. Как только последний ребенок дотронулся до "магнита", снова включите музыку. Все опять становятся в круг; берутся за руки, и все повторяется снова. 3. Продолжайте эту игру, пока каждый ребенок не побывает "магнитом". Упражнение на взаимодействие «Таинственные голоса» Ход задания 1. Попросите детей по одному заходить в комнату, где вы будете записывать их голоса. Попросите каждого ребенка и учителя из класса произнести одно и то же предложение, например, "Ты мне нравишься" или "Ты знаешь, как меня зовут?" 2. После того, как все голоса будут записаны, включите магнитофон, когда в очередной раз соберете детей в круг, и попросите их определить, кому принадлежат эти голоса. В другой раз вы можете поставить эту запись для детей, которые чувствовали себя некомфортно и не захотели в большой группе отгадывать, кому принадлежит тот или иной голос.


Занятие 1 БУКВА 1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.1 ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (И.П.) лёжа на спине. Делаем глубокий вдох через нос, надувая при этом живот как шарик, делаем выдох через рот-трубочку, имитируем звук У,

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуалы

ИГРЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ Дорогие родители, Вам необходимо помнить, что гиперактивность - особая черта, присущая Вашему ребенку, и ему требуется Ваше внимание и помощь. В частности,

Производственная гимнастика для работающих в положении сидя или стоя Н. Л. Бацукова, заведующая кафедрой общей гигиены УО «Белорусский государственный медицинский университет», к.м.н., доцент Примерный

Релаксационные упражнения «Кулачки» Отдыхаем. Руки на коленях. Что это? Волшебная сила сжала руки в кулачки, сильно, еще сильнее... Попробуем пересилить ее, пошевелим пальчиками, подуем, расслабим. Вот

РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Воздушные шарики Представьте себе, что все вы воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ ПСИХОГИМНАСТИКА. Релаксация «Путешествие в волшебный лес» Пед.: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.д.тарасова г.озерска Калининградской области Занятие по психологии в1 классе «Космическое путешествие». Педагог-психолог

Гимнастический комплекс «Проснись и улыбнись!» (для детей 3-4 летнего возраста) Комплекс 1 «Весёлый котёнок» 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить

От инструктора по физическому развитию Комплексы оздоровительной гимнастики. Инновационная работа Андреянова О.г. 20.10.2016 Комплекс «Собери урожай» И.П. сидя на полу, ноги согнуты, стопы соединены друг

Музыкальные странички для детей и любящих родителей МДОУ 54 ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ МАССАЖ Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста,

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. 2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно

Комплексы упражнений для школьников. Начальных классов Стрекалова Ю.Б. 1 Комплекс упражнений утренней зарядки для школьников: 1. Ходьба на месте в спокойном темпе, не нарушая дыхания. Выполнять 1 минуту.

Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс 1. 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 3 с. Бехтеевка Корочанского района Белгородской области» Конспект проведения интегрированной непосредственной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 69 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

Конспект занятия (средняя группа) Тема: «Радость» Цель: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕЧ Сначала упражнения следует выполнять 3-5 раз, постепенно увеличивая число повторений в серии, вплоть до 10 повторений. Можно повторить несколько циклов с перерывами между ними. Каждое

Для работающих сидя Для работающих стоя Для снятия утомления органов зрения Комплекс производственной гимнастики выполняется на рабочем месте с целью предупреждения утомления, повышения работоспособности,

Комплекс упражнений для улучшения зрения 1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном

Сентябрь 1-15 Гимнастика после дневного сна. Петушок Карточка 1 3-4 года. 1. "Петушок спит" И.п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 - поднять прямые ноги вверх, руки вверх, потянуться,

Точечный массаж и дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 Конспект занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе Путешествие в страну «Кругляндию» - страну

ВЕСЕЛЫЕ ФИЗМИНУТКИ. Дошкольники быстро утомляются при физической и умственной нагрузке. Они отвлекаются, внимание их рассеивается. Снять напряжение помогут физминутки. Проведение физкультурных пауз в течение

Инструктор по физической культуре СП 6 ГБОУ Школа 283 Филатова Татьяна Валерьевна Гимнастический комплекс для профилактики и снятия напряжения в мышцах «Сохраним здоровье педагога» 1.Сидя, расправьте плечи,

Интегрированное занятие на тему: «Здоровье большое богатство человека» (с участием специалистов ДОУ) Цель: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Центр детского творчества Практико-значимая работа по теме:

Картотека утренней гимнастики для подготовительной к школе группы (по Пензулаевой) 1 Сентябрь Комплекс 1 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную.

МКОУ «Гимназия 13» ДСО 1 Методическая разработка ООД с детьми второй младшей группы -2 Тема: «Мишка в гостях у ребят» использование социо-игровой технологии в физическом развитии детей Воспитатели: Алхасова

Каша кипит 1 Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф». Повторяют 3-4 раза. Воздушный

Новых Наталья Викторовна МБДОУ г. Мурманска 105 Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус «Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат.

Комплексы утренней гимнастики Воспитатель: Беденко Н.А. (Без предметов) 1. «Пропеллер». И.П.: ноги слегка расставить, руки опущены. 1 руки в стороны; 2 перед грудью, вращать одну вокруг другой, говорить

Коррекционно-развивающее занятие с детьми младшего школьного возраста (из программы «Я волшебник») Тема: «Развитие навыков совместной деятельности». Цель: Развитие навыков общения, умения сотрудничать

Цель: Укрепление здоровья детей, содействие их правильному развитию. Задачи: 1. Продолжать обучение общеразвивающих упражнений в движении и на месте. Закрепить навыки прыжков в длину с места. Учить сохранять

Пальчиковая гимнастика. Дом и ворота На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу". Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

ПОМНИТЕ! Физические упражнения способствуют поддержанию полного объема движений в руках, ногах и туловище, нормализуют тонус, силу и трофику мышц, улучшают кровообращение и лимфообращение в околопозвоночных

Упражнения с элементами релаксации Цветок Цели: снятие психоэмоционального напряжения. Возраст: дошкольный, младший школьный. Материалы: спокойная расслабляющая музыка, фотографии различных цветов. Описание

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (образовательная область «Физическая культура») с учётом гендерного подхода для детей подготовительной к школе группы Подготовила и провела: инструктор

Упражнения для ног Упражнения для ног я рекомендую делать дома после работы, так как, во-первых, для них нужно больше места, а во-вторых, их следует делать тогда, когда новых нагрузок на ноги уже не предвидится.

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ И ЛИЦУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ УХОД ЗА ПАЦИЕНТОМ Общая программа упражнений: Уровень 1 В этой информации описывается Уровень 1 общей программы упражнений, которая поможет вам с физическим восстановлением.

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ: ОБОРУДОВАНИЕ ФОРМА РАБОТЫ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: 1. Психологический настрой (ритуал приветствия) Цель: привлечь внимание детей, сплотить их, создать атмосферу группового доверия и принятия.

«Самолёт». Самолѐт, самолѐт, отправляемся в полѐт. Лягте на живот, голову поднять, взгляд вперѐд, руки расставить в стороны, ноги согнуть в коленях, ступни поднять вверх. Изобразить полѐт самолѐта, покачивая

Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса,

Дыхательная гимнастика. Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм, может обходиться, несколько месяцев,

«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

«Дудочка»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

«Зайки и слоны»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Солнечный зайчик» Игра – релаксация
Цель: Снятие напряжения мышц лица.
Ведущий:
Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"? (Звучит музыка)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Этюды на расслабление мышц
«Штанга 1»
Цель: Расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
«Штанга 2»
Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».
Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Шалтай-болтай»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай". Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" резко наклоняем корпус тела вниз».

«С добрым утром»

Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки.
Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.
Ведущий: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается).
Вы проснулись?
Указательными пальцами поглаживать глазаСделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него
С добрым утром, ушки!Вы проснулись?
Ладонями поглаживать ушиПриложить ладони к ушам “Чебурашка”
С добрым утром, ручки!Вы проснулись?
Поглаживать то одну, то другую ручкиХлопки в ладоши
С добрым утром, ножки!Вы проснулись?
Поглаживание коленокПотопать ногами
С добрым утром, солнце!Я - проснулся! (проснулась)
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце(посмотреть вверх)

«Летний вечер» Игра-драматизация
Цель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения.
Действие выполняется под музыку.
В кресле усталый хозяин молчит.
Кот у него на коленях урчит.
Старая Джекки в зеленом домишке
Кость разгрызает и лает на мышку.
Тихо коровы лежат на лугу,
Дремлет пастух, приютившись в стогу.
Землю покрыла вечерняя тень.
Вот пролетел и еще один день!
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Цветочек» Этюд – релаксация
Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.
Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.
Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают.
Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!

«Зимняя прогулка»
Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики
Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состояний.
Ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
(Маршируем по кругу)
Бабу снежную лепили,
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(По парам едут «На саночках») [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А ещё в снегу валялись.
(падают на ковер)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку.

«Веснянка» Коммуникативная игра
Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают!

«Позови ласково»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

«Тёплый дождик»
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями.

Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

«Мыльные пузыри»
Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.

«Котята»
Цель: Коррекция психоэмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя.
Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:
На ковре котята спят. Мур - мур.
Просыпаться не хотят. Мур – мур.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли. Мур – мур.
(Дети выполняют)
Лапки вытянули. Мур – мур.
Потянулись и проснулись.

Blowing soap bubbles - 2Young girl blowing soap bubbles