Физическое развитие детей дошкольного возраста. Всё о физическом воспитании детей дошкольного возраста: теория и практика

Физическое развитие детей.

Автор: Волкова Гульзифа Сагымбаевна воспитатель МКДОУ Кидышевский д/с "Теремок",Уйского района,Челябинской области.
Данная консультация может пригодиться воспитателям при проведении собрания на эту тему, а также разместить в информационном уголке для родителей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша физически развитым, здоровым, веселым, Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер:хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующие влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжках с разбега рассчитать перепрыгнуть препятствие.
Воспитатель активно формирует нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость во время выполнения движений детьми. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнение движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в тоже время относительно легко влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в беге и ходьбе, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества- выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых- родителей, воспитателей, старших братьев и сестер- для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные- туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Важным для малыша оказывается мотив эмоциональной привлекательности - красивый мяч, яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий. Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить своим положительным отношением, справедливой оценкой вызвать у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями.Роль взрослого- не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют к себе дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых игр, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, передача мяча и другое.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств- быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазанье, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды- все это необходимо детям в игровых жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных играх, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные способности.
При объединении детей с разным уровнем развития двигательных умений возможны взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного.Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец.
Физическим упражнениям и подвижным играм в детском саду отводится достаточное время в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулках, физкультурные досуги, физкультурные праздники.
За последние годы значительно вырос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок.Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:
Изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением,стремление действовать активно, самостоятельно;
Подбор участников игр(из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
Подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояние его здоровье и, в особенности уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Васильева Т.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №34 «Гульчечек» ЗМР РТ»

Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране, в последнее десятилетие наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие ребенка, имеется в виду его психическое и физическое здоровье. Целью этого направления является, возможность показать детям и родителям значимость физического состояния для их будущего, для развития нравственных качеств и душевных сил, нового поколения .

Задачами здоровья сберегающей системы являются:

    Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

    Обеспечение физического и психического саморазвития.

Как сказал С.Я. Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

Для полноценного развития ребенка физически, важен здоровый образ жизни семьи. Это не только отсутствие вредных привычек, чем могут похвастаться не все в семье. В понятие здорового образа жизни включают соблюдение режима дня, систематические физические занятия, закаливание, рациональное питание, благоприятную психологическую обстановку в семье.

Для благоприятного физического развития детей дошкольного возраста важен рациональный режим дня: достаточные по времени ночной сон и дневной отдых, регулярный прием пищи, необходимое количество времени для игр на открытом воздухе. Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно для сна (ночного и дневного). С возрастом больше времени дети бодрствуют, и это время посвящается творческим занятиям и играм на открытом воздухе. Важно не просто провести несколько часов на улице, а именно движения: на детской площадке, на лыжах или велосипеде, просто подвижные игры – существует множество вариантов.

Ребенок дошкольного возраста по природе своей весьма подвижен и активен. Обеспечивая дошкольнику физическое развитие, его активность даже не нужно стимулировать, ее только надо направить ее в нужное русло. Необходимо подобрать физические упражнения таким образом, чтобы ребенку было интересны занятия, с тем, чтобы они могли стать регулярными.

При этом для здоровья малыша важно, чтобы спортивные занятия были не изнурительными. Если вы хотите обеспечить правильное физическое развитие дошкольника, помните, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.

Выходом из положения может стать , танцы, плаванье, т.е. те занятия, которые нагружают опорно-двигательный аппарат равномерно, и могут содержать в себе элементы игры, что немаловажно для дошкольника.

При этом следует помнить, что, сколько бы удачных занятий вы не подобрали, физическое развитие дошкольника будет лишено очень многого, если из него исключить самые обычные, но такие важные прогулки на свежем воздухе. Для ребенка этого возраста побегать на детской площадке или в парке, поиграть в активные игры со сверстниками иногда намного более полезно, чем провести то же время в спортивных тренировках в пусть даже хорошо оборудованном, кондиционированном зале.

Но в большинстве случаев возвращаясь из детского сада, дошкольник попадает домой, он прочно усаживается перед телевизором с мультиками, а в выходные дни иногда и на целый день. Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной слабостью, одышкой и нарушением обмена веществ. На самом деле эти заболевания уже все чаще и чаще регистрируются у дошкольников, физическое развитие которых пущено на самотек. Спасти ситуацию может только правильно организованная физическая нагрузка.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает закаливание. Оно позволяет сделать организм ребенка невосприимчивым к неблагоприятным воздействиям погодных и других условий, благодаря этому ребенок будет меньше болеть и больше проводить времени с пользой.
Существует много разных методик закаливания, но все они используют природные факторы: солнце, воздух и воду. Перед началом закаливания необходимо проконсультироваться с врачом, прерывать процесс закаливания нельзя, а если все же занятия прервались то, после перерыва в 3 дня и более, потребуется начинать занятия по закаливанию с самого начала.
Рациональное питание необходимо для полноценного развития дошкольника. Оно должно включать все необходимые компоненты и быть разнообразным. В меню должны быть супы, каши, мясные и рыбные блюда, свежие овощи и фрукты, соки. Физические занятия дошкольников могут быть разнообразными. Начинать физическое воспитание дошкольников можно с 2-3 лет, в этом возрасте можно начинать обучение плаванию.
А начинать физическое воспитание детей дошкольного возраста стоит с простой утренней зарядки. Утреннюю гимнастику с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме, но при этом она должна включать упражнения для всех групп мышц и дыхательные упражнения.
Помещение перед занятиями нужно проветрить. Упражнения должны быть доступными дошкольникам, ведь цель утренней гимнастики – не воспитание спортсмена, а возможность дать ребенку заряд бодрости на весь день.
Сегодня не проблема приобрести спортивный уголок и разместить его дома. В спортивных и детских магазинах можно подобрать конфигурацию, подходящую к конкретному жилью, или смастерить уголок самостоятельно.

В систему физического воспитания дошкольников включаются бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и просто подвижные игры. Эти полезные со всех точек зрения занятия доступны в разное время года. Подвижные игры – самый простой способ для физического развития детей. Родители могут участвовать вместе с детьми в этих играх, их существует огромное количество: от салок в различных вариациях до спортивных эстафет.

Главное, что в результате родители, позаботившиеся о физическом воспитании детей дошкольного возраста, получат не только здорового ребенка. Такие дети обычно более организованны, сосредоточенны, им в будущем легче дается учеба. А так как спорт приучает к самодисциплине, то такие дети впоследствии вырастают целеустремленными и способными многого добиться в жизни.

Литература:

1. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. М.: «Аркти» 2001.

2. Материалы Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков, проведённого коллективом Научно – исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт – Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Государственной академии физической культуры П.Ф.Лесгафта, за 2010- 2011 годы. Научный руководитель докт. психол. Наук профессор Семёнов В.Е., и др.

3. Оздововление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В.Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –112с.

4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 152с.

5. Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.

6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост.М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.

В этой статье:

Физическое развитие детей дошкольного возраста - это непрерывный процесс, который имеет свои особенности. Одна из них - это его неравномерность. Речь идет о волнообразном росте малыша, который то усиливается, то наоборот, на время замедляется. Наиболее интенсивно ребенок растет с рождения и до года. За этот период он увеличивается примерно на 25-40 см, набирает 50% от массы тела при рождении.

Период после рождения

Как только малыш появляется на свет, в его организме начинаются серьезные изменения. В первую очередь это касается дыхательной системы. По-другому функционировать начинают и ЖКТ, изменяется обмен веществ, перестраивается аппарат кровообращения.

Хуже всего к моменту рождения у малыша развита нервная система. А именно она отвечает за приспособление крохи к новым условиям жизни. Головной мозг у новорожденного ребенка относительно большой по сравнению с массой тела, и в течение первого полугодия он будет продолжать увеличится. В дошкольном возрасте рост головного мозга уже не будет таким интенсивным.

А вот спинной мозг у новорожденного более совершенен. Он пока несколько длиннее мозга взрослого. Новорожденный малыш имеет целый набор врожденных рефлексов (кашель, мочеиспускание и пр.). Все эти рефлексы играют свою роль в адаптации детского организма к новым условиям жизни. Именно они впоследствии будут служить базой для выработки основных условных рефлексов, без которых сложно себе представить жизнь человека.

Анатомо-физиологическое строение костной ткани

В процессе роста и развития скелет малыша будет интенсивно меняться под влиянием внешних факторов. Принимая во внимание тот факт, что окостенение в утробе происходит на последних неделях, после появления на свет у ребенка еще достаточно много хрящевых тканей, особенно в таких частях тела, как таз, позвоночник и запястья. Кости малыша после рождения мягкие и гибкие, далеко не такие прочные, как у взрослого.

К концу второго года
жизни кости ребенка будут отдаленно напоминать взрослые, и только к 12 годам они станут такими же крепкими, как и у взрослых.

Особенность младенцев - это роднички в области головы, в виде соединительнотканных мембран. Всего таких родничков у крохи четыре. Они «закроются» в течение трех месяцев после рождения.

Позвоночник у новорожденных детей не имеет изгибов. Немного выраженная конфигурация становится заметной только к 3-4 годам. В первые месяцы после рождения грудная клетка не успевает расти так же быстро, как легкие. Удлинение ее начнется только с начала второго года, а окончательное формирование завершится не ранее 12 лет.

Физическое развитие мышечной системы

После рождения у ребенка слабо развиты мышцы, которые составляют всего одну четвертую от общей массы тела. Мышечные волокна неестественно тонкие, но по мере роста крохи они укрепляются и увеличиваются в объёме.

С первых
месяцев жизни мышцы детей находятся в постоянном тонусе – это состояние носит название физиологической гипертонии и напрямую связано с несовершенством нервной системы. При этом мышцы-сгибатели пребывают в большем тонусе, чем мышцы-разгибатели. Снижение тонуса можно наблюдать во время кормления или сна. Со временем это состояние проходит.

Развитие двигательной способности мышц начинается с мышц в области шеи, после чего к процессу подключаются мышцы тела и конечностей. С года и до трех лет малыш осваивает основные движения, нервная система созревает, и вот уже кроха уверенно ходит, бегает, играет с мячом. Чтобы двигательная активность развивалась правильно, необходимо с рождения не ограничивать свободу действий ребенка и участвовать в процессе укрепления его мышц.

Строение и развитие органов дыхания

В утробе матери легкие ребенка не функционируют и находятся в состоянии своеобразного сна. Как только ребенок появляется на свет и делает первый вдох, его легкие раскрываются. Верхние дыхательные пути по строению отличаются от
путей взрослого человека. Нос не такой длинный, а нижний носовой ход отсутствует. Слизистая носа характеризуется избытком кровеносных сосудов, подвержена внешним раздражителям.

Гортань по форме и величине у мальчиков и девочек одинаковая до трех лет. После трех лет у мальчиков угол пересечения щитовидного хряща заостряется, а голосовые связки становятся гораздо длиннее.

Бронхи у детей после рождения более узкие, чем у взрослых, легкие продолжают развиваться и отличаются избытком кровеносных сосудов.

У маленьких детей
дыхание имеет свою особенность: оно поверхностное и частое. Также для детей в первые недели после появления на свет характерна аритмия.

После года дыхание ребенка становится диафрагмально-грудным, а в возрасте 3-4 лет - исключительно грудным.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Естественно, что сердце и сосуды у ребенка дошкольного возраста имеют мало общего с органами взрослого. У младенца сердце достаточно большое, его масса составляет порядка 25 грамм. Оно будет интенсивно расти в первые два года жизни ребенка. Ближе к 3-4 годам его рост заметно замедлится.

В зависимости от возраста будет меняться и положение сердца. Если в первые два года жизни оно будет находиться более высоко, то после начнет приобретать косое
положение в связи с трансформацией грудной клетки, легких и прочими изменениями в организме ребенка.

Форма сердца до шести лет может быть в виде шара, овала или конуса.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, для него характерна большая лабильность. Оно легко понижается во время сна и повышается во время интенсивных физических или психических нагрузок.

Как развивается опорно-двигательный аппарат ребенка?

В дошкольном возрасте у детей происходит окостенение хрящевых тканей, но кости по-прежнему недостаточно прочные. Именно поэтому до окончательного укрепления костей (то есть до 12 лет) нужно оберегать малыша от участия в силовых видах спорта.

Развитие скелета напрямую связано с развитием связок, мышц и суставов.
По мере взросления мышечная масса у ребенка также увеличивается в объеме и концу дошкольного возраста приближается к 27% от общей массы тела. Важно следить за тем, как ребенок ходит и сидит, чтобы исключить возможные проблемы с осанкой в будущем.

Огромное значение в этом возрасте имеет питание. Малыш должен получать достаточно белковой пищи, а также в необходимое количество продуктов с высоким содержанием кальция и магния, которые положительно повлияют на укрепление костных тканей.

Развитие кожного покрова у детей

Кожа ребенка в дошкольном возрасте не похожа на кожу взрослого человека. Ее особенности - это практически неразвитый роговой слой и избыточное количество кровеносных сосудов. Несовершенство кожного покрова у ребенка накладывает определенные обязательства на родителей по уходу за ним.
Важно беречь нежную кожу малыша от солнца, помнить о ее ранимости, содержать в чистоте, исключая заражение и воспаление.

Необходимо понимать, что кожа играет не последнюю роль в регуляции теплового обмена ребенка. Именно через нее малыш может терять до 90% тепла. У дошкольников механизмы, отвечающие за этот процесс, несовершенны, поэтому необходимо правильно одевать детей, избегая их переохлаждения или перегрева. По мере взросления функции кожного покрова будут совершенствоваться.

О развитии центральной нервной системы

В дошкольном возрасте центральная нервная система продолжает формироваться. Дошкольники быстро возбуждаются, не способны подолгу концентрироваться на одном занятии,
невнимательны. Малышам быстро надоедают однообразные задания, а их движения скорее хаотичны, чем продуманны.

Несмотря на видимую активность, дошкольники быстро устают с приближением окончания дня. Это связано с нестабильностью ребенка, который быстро меняет виды деятельности, без пауз переходя от слишком активных игр к требующим внимания и концентрации. Повышенная активность является следствием подвижности нервной системы. Родителям нужно напоминать малышам о необходимости регулярного отдыха в течение хотя бы 10 минут.

Как оценивать физическое развитие дошкольника?

Оценить уровень физического развития ребенка в дошкольном возрасте помогут упражнения для определения:

  • выносливости;
  • силы;
  • быстроты;
  • ловкости;
  • гибкости.

Как правило, для этого используются специальные игровые упражнения, которые малышам предлагают в соревновательной форме.

Общую реакцию детского организма на нагрузки оценивают с помощью функциональных проб в соответствии с возрастом дошкольника. Так, например, для детей в возрасте от 4 до 7 лет норма - это 20 приседаний в течение 30 секунд и учащение пульса не более чем на 50% относительно исходной величины. К нормам показатели должны вернуться максимум через три минуты. Отклонением будет считаться ускорение пульса более чем на 50%.

Достаточно часто уровень физического развития
ребенка проверяют с помощью степ-тестов, подразумевающих подъемы на небольшую платформу высотой не более 35 см. Дошкольнику нужнобудет провести два подхода подъемов с разной интенсивностью - с 20 и 30 подъемами в минуту с отдыхом между ними в 3 минуты.

В случае подъемов в количестве 20 раз пульс должен увеличиться не более чем на 20%, в случае со второй нагрузкой - не более чем на 60%.

Диагностировать физическое развитие ребенка необходимо для его оценки и выработки индивидуального плана дальнейшей работы с ним.

Важный показатель в данном случае - это выносливость, под которой подразумевается способность выдерживать утомление во время физических упражнений. Определяется она функциональной устойчивостью целого ряда нервных центров, а также функциями внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Определяют уровень выносливости, как правило, во время бега, дистанция которого рассчитывается на основании возраста дошкольника. Чем старше малыш, тем большую дистанцию ему нужно будет преодолеть.

Быстрота - это умение дошкольника выполнять задания в минимальный срок. Тестируют детей на быстроту с помощью бега на 30 метров. По команде ребенок начинает бежать к цели, отмеченной флажком.
Для точного определения результатов нужно дать ребенку выполнить упражнение в три попытки.

И последнее, сила - это способность дошкольника справляться с внешним сопротивлением. Сила проявляется за счет концентрации нервных процессов, отвечающих за регулировку работы мышечного аппарата. Измерить показатели силы можно специальным прибором - динамометром для рук и для ног.

Можно отметить, что большая часть показателей организма дошкольника отвечает уровню развития органов у взрослого человека. Тем не менее важно не забывать, что ребенок в
дошкольном возрасте еще не готов для выполнения серьезных физических упражнений и его возможности ограничены анатомическими особенностями возраста.

Профессиональный спорт для детей в три-четыре года - это колоссальная нагрузка, которая не принесет пользы их здоровью. Важно выбирать для малышей адекватные возрасту физические нагрузки, которые будут способствовать физическому и умственному развитию, а не тормозить его.

Отличный вариант для детей дошкольного возраста - это занятия легкой атлетикой, большим и настольным теннисом, плаваньем, гимнастикой.

Помните о том, что дошкольники требуют особого внимания и заботы. Они нуждаются в правильном питании, соблюдении режима сна и отдыха. В доме, где живет малыш, должна царить приятная, позитивная атмосфера, необходимая для гармоничного развития нервной системы малыша.

В заключение стоит отметить, что главная особенность дошкольника - это непрерывность его роста и развития. Под ростом подразумевается увеличение массы и длины тела, под развитием - совершенствование систем и отдельных органов организма. Эти процессы непрерывны, но порой происходят отдельно друг от друга. Если в одном возрасте преимущество отдается процессам роста, то в другом оно уже переходит к процессам развития, и это нормально. Именно за счет этих процессов можно определить возрастные различия дошкольников.


Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или общеукрепляющими упражнениями в современном мире стали очень модными, многие следят за правильным питанием, тщательно пекутся о своём здоровье. И, несмотря на это, статистика неумолимо говорит, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов.
Широко распространено заблуждение, что физическое воспитание касается лишь развития физических кондиций ребёнка, но этим оно не ограничивается. Также к физическому воспитанию малыша можно причислить укрепление и сохранение его здоровья. Маленький ребёнок ещё не способен самостоятельно, без помощи взрослых заботиться о собственном здоровье. Поэтому именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. В эту среду входят:

  • безопасность жизнедеятельности;
  • режим дня;
  • правильное питание;
  • организация двигательной активности и пр.

Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

К оздоровительным задачам относятся:

  • сбережение и укрепления детского здоровья;
  • закаливание детского организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

  • ознакомление малыша с устройством организма человека;
  • обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
  • обучение подвижным играм;
  • научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

  • воспитание смелости;
  • воспитание честности;
  • привитие культурно-гигиенических навыков.

Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость.
Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

Средства физического воспитания дошкольников

Формы физического воспитания детей в дошкольном возрасте

  • Для утренней гимнастики не нужно много времени - в день достаточно уделить ей 5 минут. Вместо традиционной формы гимнастики можно придумать что-то своё, например, поиграть с малышом в активную игру, потанцевать под задорную музыку, выполнить набор интересных упражнений, проводимых в игровой форме. Важно обеспечить малышу хорошее настроение и нацелить его на активную деятельность на протяжении остального дня.
  • Подвижными играми можно заниматься как на улице, так и дома.
  • Обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Дни здоровья, которые многие ошибочно считают событиями, присущими только образовательным учреждениям, можно и нужно проводить также и дома. Для этого практически ничего не нужно. Но ещё лучше всё-таки заранее подготовиться - подобрать подвижные игры и конкурсы, пригласить друзей малыша с их родителями. Гораздо проще организовать зимнее катание с горки или интересную велосипедную прогулку, заканчивающуюся весёлым пикником на природе. Здесь есть много возможностей для проявления фантазии, были бы возможности!

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

Дошкольный возраст считается очень плодотворным в плане укрепления здоровья детей и приобретения ими полезных навыков. Большинство привычек у детей постарше уже сформировались и под действием окружения способны лишь видоизменяться.
Физическое развитие детей по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) является такой программой, которая ставит главной целью привитие подрастающему поколению чувства необходимости занятий физическими упражнениями и укрепления выносливости своего организма. Основные пункты, предлагаемые этой программой, нацелены на реализацию следующих целей:

С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе испол...

  • получение и развитие качеств и навыков, важных для формирования опорно-двигательного аппарата (силы, скорости, выносливости, гибкости и координации);
  • качественное улучшение физических навыков детей и совершенствование основных движений при правильно подобранной нагрузке;
  • воспитание тяги к регулярным физическим упражнениям и постепенному совершенствованию отдельных навыков.

При реализации всех этих пунктов ФГОС во внимание принимаются особенности каждого малыша и его возрастная категория. Их полезно применять в разнообразных детских занятиях: играх, взаимодействиях, познании окружающего мира.

Важнейшие компоненты нормального физического развития согласно ФГОС


Когда родители отправляют в детский сад своего ребёнка, им полезно поинтересоваться, какие там есть основные виды занятий, и как регулярно они проводятся.
Чтобы лучше понять, что в ФГОС подразумевается относительно физической культуры, нужно ознакомиться с рекомендуемыми в качестве обязательных занятиями. При разработке упражнений нужно обязательно учитывать особенности детского физического развития в разные периоды.
Утренние упражнения являются первым важным пунктом ежедневных занятий. Дошкольника нужно приучать к самодисциплине, чтобы он был готов делать упражнения без напоминаний. Занятия лучше всего проводить на открытом воздухе, но если погода не способствует занятиям, то их вполне можно перенести в дом. Нужно выбрать тот или иной вид утренней гимнастики, согласовав его с особенностями и желаниями малыша, среди них:

  • утренний бег;
  • игровые упражнения (инсценировка маленькой сказки);
  • упражнения под любимую музыку, тренирующие чувство ритма;
  • импровизированная дорожка с препятствиями;
  • упражнения с обручем или скакалкой.

Малыша нельзя перегружать, а разные виды гимнастики следует чередовать, занимаясь ими около 10 минут и не больше.
Ещё одним важным пунктом, предусматриваемым ФГОС, является физкультурная разминка, снимающая у детей психическое напряжение. Нервная система дошкольников сформирована ещё не полностью, поэтому она не допускает слишком долгой умственной деятельности. Поэтому если задания не разделять краткими физическими разминками, то детишки будут терять к ним интерес, быстро уставать и терять сосредоточенность. Подобные разминки входят в программу детских садов, но их полезно использовать и дома. Если взрослый подмечает, что малыш устал, не может слушать внимательно, то ему можно предложить простые движения под песенку (приседания, хлопки в ладоши, повороты) или небольшой танец.
Между продолжительными занятиями требуется сделать мини-разминку, в которой чередуются короткие (не более 7 минут) нетяжелые физические задания и трёхминутный отдых в виде дыхательных упражнений. Дети уверенно повторяют знакомые упражнения, которые укрепляют их физические кондиции.

Активные прогулки с малышом в соответствии с программой ФГОС

Проведённое на свежем воздухе время должно быть потрачено правильно, а чтобы оно прошло максимально эффективно, нужно принимать к сведению физическое развитие ребёнка. Он во время прогулки может в полной мере выплеснуть избыток энергии. Стоит разработать комплекс упражнений, учитывая особенности ребёнка, и во время прогулок постепенно вводить их. Сюда относится:

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...

  • создание сюжетных игр, где ребёнок использует основные движения;
  • совершенствование уже освоенных навыков и на их основе изучение новых движений;
  • обучение детей соревнованиям и играм на выносливость, скорость, ловкость;
  • вовлечение их в коллективные игры, где дети учатся проявлять себя и взаимодействовать.

Для физического развития детей постарше необходимо внедрять подвижные игры, имеющие разные нагрузки. Детям потребуется некоторое время, чтобы изучить новое развлечение, поэтому на протяжении двух-трёх недель нужно повторять пару игр, после чего уже можно переходить к разучиванию новой пары игр. Время изучения развлечений можно укорачивать или удлинять в зависимости от их сложности. Если дети теряют к игре интерес, то её нужно оживить введением нового правила. Приоритетными должны быть игры, в которых для соревнования используются простые предметы (мяч, кубики, скакалки).
Учитывая особенности психики дошкольников, следует избегать заданий, где присутствует продолжительное выполнение однообразных действий. Хотя детские мышцы невероятно эластичны, но при монотонных упражнениях они быстро утомляются. Поэтому следует основывать игры на весёлой сказке или забавной истории, которая бы привлекала детское внимание.
Дошкольники нередко противятся выполнению стандартных упражнений. Но именно такие занятия, без элементов игры, нужно также им предлагать для воспитания силы воли. Чтобы вызвать у детей интерес к развитию основных движений, нужно объяснить им плюсы и важность таких умений.
Любой здоровый человек должен уметь бегать, поэтому регулярные пробежки нужны и малышу, а чтобы он совершенствовался в беге, можно менять маршруты, устраивать соревнования на выносливость или скорость. При чередовании бега с ходьбой ребёнок научится отдыхать и контролировать дыхание. Не стоит удлинять дистанцию свыше 350 м. Бег трусцой также полезен, но для того чтобы ему научиться, детям требуется время. Для детей постарше можно подготовить трассу с препятствиями, где они смогут улучшить координацию. Не следует ставить слишком много преград, поскольку каждая неудача убивает часть интереса к заданию. При создании дорожки можно проявить фантазию, например, кое-где натянуть ленточки или поставить фигурки, которые требуется обежать по определённой траектории.
Очень полезны занятия в лесу или на другой пересечённой местности, но при этом нельзя забывать про отдых.
Также полезны для физического развития всевозможные прыжки, но при этом их частоту и высоту взрослые должны строго контролировать. Детям старшего возраста по силам выполнить:

  • прыжок в длину;
  • прыжки с предметами (в мешке, со скакалкой, с зажатым между коленями мячом);
  • упражнения, где нужно прыгать то на двух ногах, то попеременно на каждой ноге, одновременно меняя при этом и положение рук.

Если ребёнок играет на спортивной площадке, то ему можно предложить упражнения из популярного вида спорта, показав, как они выполняются. Нужно стараться чередовать виды спорта, чтобы у ребёнка закреплялись разные навыки. На выбор видов спорта влияет и время года (летом ролики, зимой коньки).
После дневного отдыха очень важны для детей некоторые упражнения, позволяющие избежать плоскостопия или искривления позвоночника. Такие упражнения нужно выполнять около 20 минут. Начать нужно с простых движений (подъём в постели рук и ног в разном положении), а затем можно перейти к ходьбе по дорожкам с массажной поверхностью.
Естественно, что детям нужно время и для свободных игр и взаимодействий друг с другом, такие эпизоды продолжительностью 10-15 минут должны повторяться несколько раз в день. Если вокруг ребёнка будут разнообразные спортивные снаряды, то он с радостью будет проводить с ними свободное время.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Чем можно улучшить выносливость детского организма?

В конце учебного дня с помощью массажных движений у ребёнка можно снять напряжение и улучшить циркуляцию крови. Он может даже делать самомассаж и поэкспериментировать над собственной кожей. Но более эффективный массаж могут сделать всё же родители. Делая массаж маленьким детям, его можно сопровождать забавной историей или песенкой.
Движения необходимо делать в направлении кровотока, от периферии к центру. Детям любого возраста нравится гимнастика для глаз, которой они охотно занимаются. Ребёнка нужно попросить следить за предметом или останавливаться на нём взглядом. Пусть он вращает глазными яблоками, словно рисуя взглядом воображаемые цифры. С помощью такого массажа глаза отдыхают и предотвращаются нарушения зрения.
Для будущей выносливости детям важно совершенствовать свои дыхательные способности. В процессе выполнения упражнений ребёнку нужно учиться контролировать своё дыхание. Родители могут придумать рассказ, в процессе которого ребёнок должен то выдыхать со звуком, то задерживать дыхание. Поскольку эти упражнения неплохо расслабляют, то их полезно сочетать с массажем.

Закаливание

Есть родители, которые избегают закаливания, являющегося обязательным компонентом физического здоровья ребёнка и развития у него полезных качеств. Подобные занятия, безусловно, присутствуют в программах, соответствующих ФГОС. С их помощью крепнет выносливость детского организма, он лучше адаптируется к резкому изменению погодных условий. Закаливание нужно проводить последовательно, повышая нагрузку на организм постепенно. Виды процедур и режимы нужно подбирать индивидуально, не забывая о важности регулярности таких процедур.
Варианты закаливания:

  • Если ребёнок здоров, то прогулки должен осуществлять в любую погоду.
  • Руки и лицо мыть прохладной водой, обязательно полоскать горло перед сном водой с комнатной температурой.
  • Не вытираться после душа, а позволить коже обсохнуть естественным образом.
  • Летом совершать босоногие прогулки.

Сон и здоровое питание оказывают огромное влияние на физическое развитие ребёнка и укрепляют его иммунитет. Поэтому родителям стоит подумать над правильным рационом, после чего уже можно переходить к закаливанию.

4 3

Для детей любого возраста необходимо организовать здоровый быт в семье. Чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте проходило должным образом необходимо правильно воспитывать гигиенические навыки, качественно организовать режим дня, а также безошибочно проводить закаливания водой, воздухом и солнцем

Забота о чистоте малыша преимущественно лежит на его матери. Но в этом возрасте уже можно терпеливо и настойчиво приучать детей самостоятельно выполнять некоторые требования гигиены. Почему же именно в этом возрасте? А все потому, что у детей появляется желание все делать самостоятельно. В этот момент родителям нужно идти навстречу всем стремлениям малыша, и не важно то, что маме это неудобно, и она может все это сделать сама, и в разы быстрее. Поверьте, через время, когда малыш научится все делать сам, вы почувствуете облегчение.

Ничем хорошим не закончится, если вы будете недооценивать возможности ребенка и делать все сами (например, умывать пяти-шестилетнего ребенка, раздевать или одевать его). Но также бывают случаи, когда родители ставят слишком сложные задачи своим детям. Поэтому нужно четко осознавать, что можно потребовать от ребенка на данном этапе его развития.

Благодаря детским садам удалось определить, какие гигиенические навыки можно выработать у детей 3-6 лет. Давайте рассмотрим их. А знаете ли Вы, ?

В 3 года можно спокойно начинать приучать ребенка самостоятельно умываться. В 4 дети уже должны запомнить порядок умывания. Полоскание рта с утра, после каждого приёма пищи и, соответственно, на ночь — все это должны уметь дети 3-4 лет. Еще в 3 года дети должны одеваться и раздеваться с минимальной помощью мамы или папы, а уже в 4 года — самостоятельно. Кроме этого дети уже должны уметь самостоятельно и аккуратно есть ложкой, а ближе к четырем годам можем учить пользоваться вилкой. Принимать пищу следует по чуть-чуть, тщательно пережовуя с закрытым ртом. После приёма пищи рот вытереть салфеткой.

В 5-6 лет дети уже должны уметь умываться не только самостоятельно, но и чисто и достаточно быстро.

Причесывать короткие волосы гребнем могут и дети 5 лет, а к 6 годам они справляются и с расчесыванием более длинных волос.

Старшие дошкольники (5-6 лет) уже умеют правильно пользоваться носовым платком (сморкаться в одну ноздрю, закрывая другую платком). С 5 лет следует приучать детей чистить на ночь зубы, а утром и после каждой еды полоскать рот.

Ребята легко научаются, раздеваясь, складывать одежду в определенной последовательности на стул. К 6-7 годам ребенок может, кроме того, самостоятельно почистить одежду и, возможно, даже пришить оторванную пуговицу.

Воздушные ванны

Некоторым детям по совету врача солнечные ванны заменяют воздушными, и тогда раскладушку ставят в тени; дозировка, в основном, та же.

Но чаще воздушные ванны принимаются не в положении лежа, а в движении; в теплые дни - на затененной площадке, в прохладные - на солнечной площадке. При этом, при освобождении ребенка от одежды проявляют осторожность. С установлением летней теплой погоды он остается во время ванны в одних трусах.

В прохладный день надо дать детям сначала немного побегать, а потом предложить им интересные задания подвижного характера: покатать обруч, попрыгать через скакалку и т. п. В теплые дни воздушные ванны в движении носят более спокойный характер (бросание и ловля мяча, непродолжительный бег, метания мяча в цель и т. п.).

Продолжительность воздушных ванн в движении увеличивается постепенно. Первое время они длятся 4-5 минут, а затем доходят до 15-20 минут.

Обтирание начинают с температуры воды примерно +30-32 градуса. Обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот, спину, каждый раз растирая тело полотенцем «докрасна». Когда выработается привычка к такой температуре, переходят к обтиранию всего тела сразу. Обтирание производят варежкой, сшитой из вафельной или мохнатой полотенчатой ткани, воду слегка отжимают. Температура воды каждые 2-3 дня снижается на 1 градус. Для трех-четырехлетних детей ее доводят до +22-20, а для пяти-шестилетних - до +18.

Обтирание надо делать ежедневно. В случае вынужденного перерыва на 1-2 дня повторяется дозировка последнего раза. При более длительном перерыве, особенно после болезни ребенка, температура воды первое время дается на 3-4 выше.

Обливание всего тела оказывает сравнительно более сильное действие - поэтому температуру воды снижают медленнее: вначале через 3 дня, а потом через 4-5 на 1 градус.

Купание

Детей дошкольного возраста можно с проточной, незагрязненной водой, ровным, не илистым дном, без ям и подводных течений. Начинать купание надо при установившейся погоде, при температуре воды не меньше + 22. Но если по условиям климата ждать такой температуры долго, можно начать купание раньше, предварительно подготовив детей обливаниями (с постепенным снижением температуры воды).

Начинают купание с 2-3 минут и постепенно доходят до 5-8 минут. При этом необходимо внимательно следить за самочувствием детей. Ни в коем случае не допускать озноба, а тем более посинения губ. При первых признаках озноба надо прекратить купание, сильно растереть ребенка и предложить ему побегать, чтобы согреться.

Когда он привыкнет к купанию, не следует прекращать его и в более прохладные дни (например, при температуре воды +18). Но в такие дни находиться в воде надо очень недолго (2-3 минуты), после чего быстро досуха вытереться полотенцем и одеться теплее обычного.

Дошкольники обязательно должны купаться под присмотром старших и выходить из воды по первому их зову.

Детей 5 лет уже можно обучать плаванию, во всяком случае приучать не бояться воды, свободно передвигаться в ней.

О закаливании физически менее крепких детей

Вполне естественно, что родители с особой тревогой и заботливостью относятся к детям, физически менее крепким, часто болеющим, стараются создать им возможно лучшие условия, берегут их. Однако это оберегание не должно быть чрезмерным.

Постоянное внушение, что можно простудиться, заболеть, угнетающе действует на психику ребенка, которого и так бывает нередко ослаблена. А между тем хорошее, бодрое настроение - одно из основных условий укрепления детского организма.

По совету врача надо выбрать для слабого ребенка подходящий вид закаливания и последовательно проводить его. Меры закаливания, в основном, те же, что для здоровых детей. Но здесь нужна большая постепенность. При водных процедурах температура воды снижается медленнее, солнечные ванны назначаются не сразу на всю поверхность тела - обнажение идет по частям и т.д.

Систематическое использование естественных сил природы в целях закаливания в сочетании с правильным режимом жизни нередко укрепляет физически менее крепких детей и без применения лекарственного лечения.