Почему пасху празднуем в разные дни. Почему пасха празднуется в разное время? Определение даты празднования Пасхи по формуле

Если наши бабушки четко понимали, когда в какой будет отмечаться Светлое Воскресение, то мы об этом узнаем из Интернета. И нас очень удивляет, почему Рождество, Благовещение, Спас отмечаются каждый год в один и тот же день, а день празднования Пасхи каждый год меняется. Отчего это зависит и как его рассчитать?

Почему мы отмечаем Пасху в разные дни

Есть давнее и единое для всех религий правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния. А первое полнолуние следует за днем весеннего равноденствия - 22 марта.

ВАЖНО. Есть два исключения из единого правила празднования Светлого Воскресенья:

Первое полнолуние выпадает на воскресенье - Пасха переносится на следующее;
. христианскую Пасху не празднуют в один день с иудейской.

Ориентируемся по лунному календарю, который составляет 354 дня (в солнечном - 365 или 366 дней, если год високосный). Также важно понимать, что лунный месяц состоит из 29,5 суток, таким образом, полнолуние наступает каждые 29 дней.

Получается, что первое полнолуние после дня весеннего равноденствия (21 марта) наступает в разные дни, поэтому и смещается дата празднования Пасхи.

ВАЖНО. Так как день весеннего равноденствия наступает в ночь с 21 на 22 марта, Пасха празднуется не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Определение даты празднования Пасхи по формуле

Эту простую формулу предложил Карл Гаусс в начале 19 века:

1. Год (его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А

2. Число года разделить на 4 = В

3. Число года разделить на 7 = С

4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D

5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е

6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9

Почему Пасху празднуют в разные дни в разных вероисповеданиях


Давно звучат призывы праздновать католическую и православную Пасху в один день, ведь эти церкви производят летоисчисление по разным календарям (православные - по юлианскому, а католики - по григорианскому).

В 2017 году - исключение, и Пасху мы отмечаем в один день - 16 апреля. А вот как будет обстоять в 2018 году и далее.

Православная Пасха 2017 год — 16 апреля
Католическая Пасха 2017 год — 16 апреля

Православная Пасха 2018 год — 8 апреля
Католическая Пасха 2018 год — 1 апреля

Православная Пасха 2019 год — 28 апреля
Католическая Пасха 2019 год — 21 апреля

Православная Пасха 2020 год — 19 апреля
Католическая Пасха 2020 год — 12 апреля

Православная Пасха 2021 год — 2 мая
Католическая Пасха 2021 год — 4 апреля

Православная Пасха 2022 год — 24 апреля
Католическая Пасха 2022 год — 17 апреля

Православная Пасха 2023 год — 16 апреля
Католическая Пасха 2023 год — 9 апреля

Православная Пасха 2024 год — 5 мая
Католическая Пасха 2024 год — 31 марта

Православная Пасха 2025 год — 20 апреля
Католическая Пасха 2025 год — 20 апреля

Причина такой разницы уходит в далекий 325 год, когда Первый Вселенский Собор постановил правило исчисления дня Пасхи: в Риме (у католиков) - весеннее равноденствие 18 марта, в Александрии (православные) - 21 марта.

ВАЖНО. С иудейской Пасхой (Песах) все гораздо проще: она всегда, ежегодно наступает на 15-й день месяца нисан. Это дата исхода евреев из Египта, а началом месяца в лунном календаре иудеев выступает новолуние, длится же лунный месяц - 28 дней.

Будучи великой «почемучкой», стараюсь интересоваться всем на свете: приятно знать то, о чём другие не подозревают или не задумываются. Увлеклась православной тематикой, даже несколько раз побывала в церкви, чтобы поглубже вникнуть в суть. Пообщавшись с отцом Николаем, нашла ответ на один животрепещущий вопрос: почему Пасха каждый год в разные дни, и с удовольствием поделюсь с вами информацией.

Что мы знаем о Светлом Воскресении Христовом, кроме того, что именно такое название носит Пасха, празднование которой приходится всегда на воскресенье, но разные даты? Пасха считается одним из основных переходящих событий православного календаря, одновременно привязанным к невероятно сложному лунно-солнечному исчислению, принятому среди еврейского народа.

Пасха: преобразование даты, прошедшее через столетия

Современное исчисление времени строго ограничивает рамки возможного празднования переходящей Пасхи: в православии 4.04 – 8.05 по новому стилю и по старому 22.03 – 25.04 (с разницей в 13 дней между юлианским и григорианским стилями) для римо-католиков, иудеев и большинства протестантов.

Пасха иудеев в нынешние времена проводится в день первой полной Луны после равноденствия. Примечательно, что дата определяется по юлианскому календарю.. Христиане празднуют Воскресение Господне в день после иудеев (однако, если 21 марта оказалось воскресеньем, да ещё и с полнолунием, Пасху следует назначить на 28 марта).

Как правило, день первой полной Луны приходится на промежуток с 21.03 по 18.04. Однако в случае совпадения полнолуния, воскресенья и даты 18 апреля, христианам придётся отмечать праздник только через неделю – 25 число, поскольку библейская хронология и церковные правила требуют проведения иудейской Пасхи раньше Воскресения Христового.

Как по мне, всё это очень заморочено, однако правила устанавливаются Церковью, и не мне о них судить.

Дата Пасхи: как вычислить

Послушав немного путанный рассказ священника, пришла к выводу, что определение даты православной Пасхи – задача весьма непростая, сама пробовать не стала, но теорию сейчас расскажу.

Чередование дат Светлого Воскресения Христова связано с непростыми моментами согласования датирования по солнечному и лунному календарям, поэтому промежуток с 4.04 по 8.05 подчиняется ряду законов.

Минимальное количество лет, за которое Пасха принимает все возможные временные позиции, — 532. Этот массив называют Великим индиктионом, по прошествии которого число и месяц Пасхи будет чередоваться, так сказать, «по накатанной», в том же порядке, поэтому если в вашем распоряжении есть полностью рассчитанная Пасхалия, следить за ходом дальнейших изменений не составит труда.

Для тех, кому лень просчитывать такой огромный пласт дат, предлагаю воспользоваться формулой Карла Гаусса, выведенной в 19 веке. Что и как делать, показано на рисунке.

Кроме того, делюсь маленькой шпаргалкой для тех, кто хочет быть в курсе дат Пасхи на ближайшие несколько лет.

Надеюсь, теперь вы, как и я, будете знать ответ на вопрос «Почему Пасха в разные дни?», и поделитесь своим знанием с близкими.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Обычно Пасха отмечается весной в один из воскресных дней. Почему же каждый год этот великий праздник может праздноваться в разное время?

Иудейская и христианская Пасха

Изначально празднование христианской Пасхи было тесно связано с датой празднования Иудейской пасхи. Она отмечалась не по солнечному календарю, а по лунному еврейскому.

Суть Иудейской пасхи заключается в том, что она посвящена чудесному освобождению евреев из египетских рабских оков. Это событие имело место быть в середине 13 века до н.э. Оно описано во второй книге Библии – Исход.

В книге говорится, что Господь предупредил израильтян о предстоящем спасении и возвестил их о том, что в ближайшую ночь каждая египетская семья потеряет первенца, поскольку только такая кара заставит египтян освободить евреев из рабства. А чтобы это наказание не коснулось самих евреев, необходимо было двери их домов помазать кровью заколотого накануне ягненка (агнца). Его кровь спасет еврейских первенцев от смерти и освободит их из рабства. Так и случилось. С тех пор Пасха празднуется каждый год, а в память об этом событии закалывается пасхальный ягненок.

Этот агнец является прообразом Иисуса Христа, который явился Спасителем мира, распятым на кресте за грехи человечества. В Евангелии сказано: «Христос - Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. И его распятие непосредственно в день иудейской Пасхи отнюдь не случайно».

Это произошло в день полнолуния, после весеннего равноденствия, 14-го нисана по еврейскому календарю. А воскрес Иисус на третий день после распятия, который мы и называем воскресением. Вот почему даты празднования иудейской и христианской Пасхи так взаимосвязаны.

Первые три столетия христианской истории существовало сразу две даты празднования Пасхи. Одни отмечали ее 14-го нисана вместе с иудеями – как символ памяти о Христовом распятии и его смерти, другие же, которых оказалось большинство – в первое же воскресенье после 14-го нисана, как символ Христова воскресения из мертвых.

Окончательное решение о дате празднования Пасхи было принято в 325 году на первом Вселенском соборе. Было решено: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия».

Юлианский и Григорианский календарь

Таким образом, начиная с 325 года, христиане всего мира начали праздновать Пасху и другие христианские праздники в один день.

Однако после раскола Христианской церкви в 1054 году появилась так называемая Римско-Католическая Церковь. Сначала календарь праздников оставался единым, но затем в 1582 году папа Римский Григорий 13-й ввел Григорианский календарь, а значит и новое летоисчисление. Данный календарь считался более точным с точки зрения астрономии, потому сейчас он принят в большинстве стран мира.

А Русская Православная Церковь и по сей день пользуется старым Юлианским календарем (который еще в народе называется Православным), поскольку Иисус Христос жил в те времена, когда действовал Юлианский календарь.

Исходя из этого календаря, Пасха, описанная в Евангелии, по хронологии идет сразу после Пасхи еврейской. В Григорианском же календаре считается, что католическая Пасха может не только совпадать с еврейской, но и быть несколько раньше нее.

Таким образом, порой православная Пасха совпадает с католической, а иногда бывает достаточно большое расхождение в числах.

Стоит также отметить, что Григорианский календарь, безусловно, точнее, однако вот уже на протяжении столетий благодатный огонь в Вифлееме нисходит именно в день Пасхи по Юлианскому (Православному) календарю.

Пасха – это прекрасный весенний праздник. Отмечают его все христиане. Но для многих остается загадкой причина изменения даты празднования великого Воскресения.

Причина изменения даты Пасхи

Пасха является главным переходящим праздником в церковном календаре. Многие связывают изменение даты праздника с Рождеством или другими религиозными праздниками. Но это суждение ошибочно.

Причина постоянного изменения даты уходит своими корнями в историю древних иудеев. Момент воскресения Христова совпал со старинным еврейским праздникам – Еврейской Пасхой (Песахой). В этот день иудеи отмечают исход из Египта. Эта дата у них закреплена и не меняется. Она приходится на 14 день месяца авива иудейского календаря. В этот день всегда происходит первое полнолуние после весеннего равноденствия. По юлианскому календарю (он использовался во время жизни Христа) равноденствие приходилось на 21 марта. И так как количество дней в этих календарях отличалось, то праздник Пасхи стал переходящим и отмечается в зависимости от полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия.

Как рассчитать дату Пасхи

Самостоятельный расчет даты Пасхи довольно хлопотное дело. Для этого понадобится знание лунного календаря.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после полнолуния, следующего сразу за весенним равноденствием. Это может быть любой день начиная с 4 апреля и заканчивая 9 мая. Причем количество вариантов дня празднования составляет 532. Т.е. все возможные варианты занимают 532 года. Этот период носит название Великого индиктиона и он постоянно повторяется.

В современном мире специально для удобства были разработаны программы, позволяющие рассчитать день праздника. В них уже внесены все необходимые данные и надо указать только интересующий год. К тому же всегда можно приобрести календарь с указанием всех православных праздников, в том числе и переходящих.

Почему отличается католическая и православная Пасха

Разница между двумя датами одного праздника заключается в том, католики и православные используют разные календари. Другими словами, 21 марта по юлианскому календарю (старый стиль) и по григорианскому календарю (новый стиль) будет приходиться на разные дни. Именно поэтому католическая Пасха празднуется обычно на неделю раньше. Но бывают и редкие исключения, когда светлое Воскресение у католиков и православных совпадает

"И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его…. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его" (Исх. 12:1-14).

Из данного текста следует, что Пасха должна праздноваться в один и тот же месяц и день. Этой постоянной датой был четырнадцатый день первого месяца. Первый месяц у евреев до Вавилонского пленения назывался Авив, а после Вавилонского пленения - Нисан. По современному календарю это соответствует второй половине марта и первой половине апреля.

На сегодняшний день в христианстве существуют две даты празднования Пасхи. На Западе, а также в странах, где исторически сложилось большее влияние Католической церкви, Пасха отмечается раньше, тогда как в странах с доминирующим влиянием Православной церкви этот праздник отмечается позже. Итак, почему же Пасха, празднуется в разное время различными церквами?

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю и обратим внимание на методы летоисчисления. Израильтяне, как и некоторые другие народы древности, отсчёт времени вели по лунным годам. У египтян и у других народов существовал отсчёт времени по солнечному календарю. Лунный годичный цикл состоял из 12 месяцев. Месяцы попеременно содержали 29 и 30 дней. Всего дней в году было 354. Солнечный год содержал в себе также 12 месяцев. В каждом месяце по 30 дней. Ещё каждый год добавлялось по 5дней. Итого в сумме было 365 дней. Разница составляла 11 дней. Это требовало согласования между лунным и солнечным календарём. Поэтому евреи каждые 2-3 года вводили дополнительный тринадцатый месяц, который назывался Ве-Адар. Это соответствовало нашему високосному году, когда в феврале месяце 29 дней, вместо обычных 28. У римлян в солнечном году было 355 дней. У греков в солнечном году было 354 дня. Римляне были суеверны и считали, что нечётные числа счастливее. У некоторых народов год начинался с марта, длился 10 месяцев и содержал 304 дня. А потом просто добавляли два месяца: январь 29 дней и февраль 28. Всё это вызывало несоответствие между явлениями природы и календарными числами. А евреи знали, что праздник Пасхи не должен был отмечаться раньше уборки урожая (Лев. 23: 10-16). Нужно было всё это упорядочить.

Гай Юлий Цезарь, римский император, в 46 году до Рождества Христова, сделал реформу. Было принято в году 365 дней, а через 3 года на четвёртый год 366 дней. Этот день добавлялся к февралю месяцу. День приходилось добавлять, чтобы исчисление времени соответствовало обращению Земли вокруг Солнца. (Здесь следует отметить, какая точность у Бога - Творца! Проходят столетия, тысячелетия, а Божии законы работают секунда в секунду).

Итак, был введён Юлианский календарь, или солнечный год. И параллельно существовало исчисление по лунному календарю. Это продолжалось до 325 года. В 325 году на Никейском соборе епископов для всего христианского мира был введён Юлианский календарь. В честь Юлия Цезаря был назван месяц июль. В честь императора Августа месяц август. Юлианское летоисчисление существует до сих пор в Православной церкви. Его принято называть старым стилем.

Весеннее равноденствие выпадало на 21 марта, и от этого дня определяли Пасху. Но неточность человеческих исчислений вскоре сказалась снова. По календарю наступало 11 марта, а фактически было уже весеннее равноденствие, т.е. 21 марта.

Опять была сделана реформа. Римский Папа Григорий XIII создал комиссию для реформы. Год сделали состоящим из 365 дней, 49 минут, 16 секунд. Итак, в 1582 году был принят Григорианский календарь. Это летоисчисление называют новым стилем.

В разных странах он был введён в разное время. В тех странах, где доминировали католики, календарь был введён в 1582 году. В России новый стиль, или Григорианский календарь, был введён в 1918 году.

В государствах, где было развито лютеранство, говорили так: лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Папой Римским. Православная Церковь яростно выступала против нового стиля. Дело доходило до восстания и кровопролития. Тем не менее, параллельно продолжали существовать два летоисчисления, два календаря: Юлианский и Григорианский. Расхождение между ними было следующим: 1582 год - разница в 10 суток, XVIII век - разница в 11 суток, XIX век - разница в 12 суток. И, наконец, XX век - разница в 13 суток. Божии же часы остаются точны как в первом веке, так и в XX, а теперь уже и в XXI. Таким образом, на сегодняшний день Православная церковь сохраняет старый стиль, или Юлианский календарь, а весь остальной мир живёт по новому стилю, или по Григорианскому календарю.

Формула вычисления даты Пасхи остаётся прежней. День Воскресения Господа празднуется при наступлении весеннего равноденствия, в первое воскресение после полнолуния. Таким образом, Пасха не может быть ранее 22 марта и позднее 25 апреля по старому стилю.

Возлюбленные Господом братья и сёстры! Это, конечно, неплохо знать, но апостол Павел говорит и утверждает более важную истину, пожалуй, самую важную. В Послании к Коринфянам (1Кор. 15) он говорит, что если Христос не воскрес, то всё напрасно: и наша вера, и наша надежда, и мы всё ещё остаемся во грехах; мы самые несчастные люди. Главное - Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших! И Он говорит сегодня: "Я живу, и вы будете жить!"

Пользуясь возможностью, я со страниц журнала поздравляю всех читателей с торжественным праздником Христова Воскресения.

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!