Картотека игр и упражнений по психогимнастике. «Психогимнастика – как средство для сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей

Надежда Войнова
Психогимнастика для детей 4–5 лет «Помощники машины»

Психогимнастика для детей 4-5 лет «Помощники - машины»

Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 61 Войнова Н. Г.

Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Разминка.

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: Упражнение-игра на внимание, на общую деятельность, контакт, совместные движения «Приветствие маши н». Дети стоят в кругу, выполняют приветствие сигналом, делая глубокий вдох, а на выдохе. выставляя вперед большой палец правой руки, произносим: «Би-и-и» (повторить 4 раза); «Приветствие фара ми» - взявшись за руки, зажмурили крепко глаза – отпустили руки, широко открыли глаза (3 раза); «Чистые машин ы» - на трассу выезжают чистые машины: повернулись друг за другом и щетками вымыли впереди стоящую машину (круговыми движениями рук поглаживают спину впереди стоящего ребенка).

Машины выехали на трассу.

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна! (К. Чалиев)

Игра на внимание «Светофор ». Дети в роли машин реагируют на сигнал светофора: желтый цвет – останавливаются и заправляются бензином; на зеленый – бег змейкой; на красный – останавливаются и замирают. Сигнал «красный цвет» - остановились. Полицейские машины двигаются быстро и внимательно; они следят за безопасностью в городе (бег по всему залу, не сталкиваясь друг с другом). Движения выполняют под музыку «Машина» (минусовка)

Время разминки примерно 5-6 минут.

Гимнасти ка.

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

Дети встали в одну линию на ковре. Светофор сломался на перекрестке и машины не знают, как ехать. На подмогу прибыл регулировщик

Упражнение «Регулировщ ик» У регулировщика в руке жезл. Он держит его крепко. Правая рука с жезлом вытянута вперед – прямая, напряжена как струна, левая вдоль туловища. Правая рука в сторону – вниз. Переложили жезл в левую руку. Левая рука напряжена – вперед – в сторону. (5-6 раз повторить).

«Машина – кр ан» грузит строительные блоки. Ноги на ширине плеч. Руки в замке прямые Кран поднимает тяжелый груз вверх, руки напряженны. – вниз - расслабление. - трос висит качается от ветра. Снова начал кран работать. (повторение 5-6 раз)

«Бульдоз ер» Сидя на полу, руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленях. Медленно с напряжением ноги выпрямляем. Поднимаем ноги. (повторение 5-6 раз) Бульдозер чистит дорогу

«Бетономешалк а» – лежа на коврике кувырки в правую и в левую стороны (повтор в каждую сторону 3 раза). Хорошо перемешался бетон.

«Экскават ор» – роет котлован тяжелые камни и глину поднимает ковшом выбрасывает в кузов грузовика

Можно нагрузить немало

В мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё что нужно

Быстро, весело и дружно!

Грузовик песок везет,

Удивляется народ

"Что за чудо - чудеса?

В нем песок под небеса!"

«Гора пес ка» Дети встают в упоре на прямые руки и прямые ноги, изображая гору песка. Ноги и руки напряжены.

«Пожарная маши на» – тушит пожар – круговые движения перед собой прямыми руками (руки соединены в замок)

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар!

«Скорая мчитс я» через туннель

Я скорая помощь на вызов спешу

Нужна я и взрослому и малышу

Доставлю я к вам медсестру и медбрата

Но лучше уж вы не болейте ребята

Дети проползают через туннель и выполняют бег по кругу (под музыку «Где-то на белом свете…» (минусовка)

Дети садятся на стульчики, слушают историю про маленького грузовичка Гвидо и разыгрывают эту ситуацию. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: помочь детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни; тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Ситуация «Маленький грузовичок Гвидо»

Большой грузовик Оптимус Прайм очень внимательный на дороге, потому что он отвечает за свой груз, который нужно доставить на строительство детской площадки. Маленький грузовичок Гвидо тоже хотел отвезти груз. Оптимус Прайм пытался объяснить правила на дороге: внимательным быть на сфетофоре. Но Гвидо не стал слушать и быстро помчался по дороге и случилась авария. Он столкнулся и упал у него отлетело переднее колесо и сломалось лобовое стекло. Вовремя подоспела скорая помощь Эмбер и эвакуатор. Он отвез Гвидо в мастерскую а водителя в больницу.

Почему так произошло?

Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций не повторялось?

Завершение.

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

«Автобус друж бы» едем до остановки д/с. Дети выполняют движения по тексту песни «Вот мы в автобусе сидим…», передавая разные эмоции удивление, радость; переживая единство, дружбу.

Рефлекс ия: Что понравилось в этом путешествии выполнять?

Публикации по теме:

Волшебная психогимнастика с предметами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная психогимнастика с предметами для старшего дошкольного возраста» «В гостях у сказки» Составил: инструктор физической культуры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Машины помощники» Цели: Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на один, измерять длину предметов, объемом жидких тел с помощью условной меры, соотносить.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69» ЭМР Саратовской области Конспект ННОД учителя - дефектолога Иоселевой Н. В. по социально-бытовой.

Конспект организации НОД детей подготовительной группы «Умные машины» Программное содержание: Формировать представление о том, как компьютеры, калькуляторы и т. д. облегчают труд людей, улучшают качество.

Психогимнастика для детей 3 – 4 лет
1. Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»
Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.
Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»
Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.
«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».
Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»
Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»
Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.
Вокруг себя повернись,
В куклу Машу превратись.
Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.
-Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.
Дети застывают в определенной позе.
-почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Этюд сопровождается музыкой.
Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»
Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.
8. «Вот так позы»
Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»
В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»
Вариант 1
Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.
Вариант 2
Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»
Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

для детей 3-4 лет

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

« Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Солнечный зайчик»

Игра - релаксация

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз».

«С добрым утром»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки .

Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.

Ведущий: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается)

Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза

Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

«Летний вечер»

Игра-драматизация

Цель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения.

(Действие выполняется под музыку)

В кресле усталый хозяин молчит.

Кот у него на коленях урчит.

Старая Джекки в зеленом домишке

Кость разгрызает и лает на мышку.

Тихо коровы лежат на лугу,

Дремлет пастух, приютившись в стогу.

Землю покрыла вечерняя тень.

Вот пролетел и еще один день!

(Уолтер Де ла Мэр)

«Цветочек»

Этюд - релаксация

Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.

Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.

Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают.

Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!

«Зимняя прогулка»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состояний

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

(Маршируем по кругу)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(По парам едут «На саночках»)

А ещё в снегу валялись.

(падают на ковер)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку.

«Веснянка»

Коммуникативная игра

Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

И цветочки вырастают

Позови ласково

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Тёплый дождик

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями.

Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 - 8 раз.

Мыльные пузыри

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:

На ковре котята спят. Мур - мур.

Просыпаться не хотят. Мур - мур.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Вот на спинку все легли. Мур - мур. (Дети выполняют)

Лапки вытянули. Мур - мур.

Потянулись и проснулись.

«Психогимнастика» М.И. Чистяковой

Картотека игр и этюдов
1. Этюды и игры на развитие внимания,
памяти, автоматизированной и
выразительной моторики. Этюды для
достижения расслабления у детей.
2. Этюды и игры для выражения
различных эмоциональных
состояний.
3. Этюды и игры с отображением
отдельных черт характера
Составила:
музыкальный руководитель
Михайлова Евгения Витальевна

1. Что слышно?
1-й вариант (для детей 5 - 6 лет):
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они
слышали.
2-й вариант (дли детей 7 - 8 лет):
По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на
окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать,
что где происходило.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева.
Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети
должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы
ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на
одной ноге.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

3. Слушай звуки! (для детей 7-8 лет)
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на
фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу
«плакучей ивы», когда верхнего - в позу «тополя».
Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит низкий
звук-дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому
плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу
«тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты
вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

4. Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)
Играющие идут по кругу.
Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны
остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки
в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу
лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,
руки между ногами на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

5. Канон (для детей 7- 8 лет)
Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола»
(отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт,
поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второйвторой и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на
очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую
руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди
опускают руки вниз.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

6. Канон для малышей (для детей 4 -5 лет)
Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню
«Селезенюшка» дети по очереди делают следующие
движения: один приседает и встает, другой хлопает в
ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

7. Зеваки (для детей 6 -7 лет)
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу
ведущего останавливаются, делают четыре хлопка,
поворачиваются кругом и продолжают движение.
Направление меняется после каждого сигнала. Не
выполнивший правильно задание выходит из игры.
Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

8. «Пишущая машинка» (для детей 8 -9 лет)
Каждому играющему присваивается буква алфавита.
Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех
слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква»
слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово
будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

10. Раздел 1. Игры на развитие внимания.

9. Четыре стихии (для детей 6 -7 лет)
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с
ними, что, если он скажет слово «земля», все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки
вперед, слово «воздух»-поднять руки вверх, слово
«огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и
локтевых суставах. Кто ошибается, считается
проигравшим.

11. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

10. Повтори за мной (для детей 6 -7 лет)
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному
ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом:
ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают
исполнение движениями: поднимают вверх большой палец,
если хлопки правильные, и опускают его вниз, если
неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей
структуре

12. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

11. Запомни движения (для детей 5 -6 лет)
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда
они запомнят очередность упражнений, повторяют их в
обратном порядке.

13. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

12. Запомни свое место (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый
должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского
«Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны
вернуться на свои места.

14. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

13. Запомни свою позу (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен
встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка,
все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои
места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С.
Бодренков. «Игра в горелки».

15. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

14. Слушай и исполняй! (для детей 7-8 лет)
Ведущий называет 1-2 раза несколько различных
движений, не показывая их. Дети должны произвести
движения в той же последовательности, в какой они были
названы ведущим.

16. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

15. Вот так позы! (для детей 5-6 лет)
Играющие принимают различные позы. Водящий,
посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их,
когда все дети вернутся в исходное положение.

17. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

16. Запомни порядок! (для детей 5-6 лет)
4 - 5 играющих выстраиваются друг за другом в
произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей,
должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем
водящим становится другой.

18. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

17. Кто что делал? (для детей 5-6 лет)
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку
Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди
выполняют различные движения и повторяют их 4 раза.
Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и
повторить их движения.

19. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

18. Художник (для детей 5-6 лет)
Ребенок играет роль художника. Он внимательно
рассматривает того, кого будет рисовать, потом
отворачивается и дает его словесный портрет.

20. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

19. Тень (для детей 5-6 лет)
Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы»
(из кинофильма «Синяя птица»).
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на дватри шага сзади. Второй ребенок-это «тень» первого. «Тень» должна
точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет
цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на
одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

21. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

20. В магазине зеркал (для детей 5- 6 лет)
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел
человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела
себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки,
и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей
тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал
погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки
топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все
остальные в точности повторяли ее движения.

22. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

21. Разведчики (для детей 5- 6 лет)
1-й вариант (для детей 6 - 7 лет). В комнате в произвольном порядке
расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату,
обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир),
запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем
разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик
прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд
и т.д.
2-й вариант (для детей 6 - 7 лет). Начало игры такое же, как в 1-м
варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел
разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное
сопровождение: Е. Брусиловский.

23. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

22. Флажок (для детей 4- 5 лет)
Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню»
(обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок
вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка
продолжает звучать.

24. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

23. Запретный номер (для детей 6 - 7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя
произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в
ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается,
когда первый ребенок скажет: «Один», следующий
продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча
хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.

25. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

24. Противоположные движения (для детей
5 - 6 лет)
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под
музыку «Канадской народной песни» на начало каждого
такта вторая шеренга выполняет движения,
противоположные цервой.
Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает.
И т. д.

26. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

25. Стоп! (для детей 5 - 6 лет)
Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш».
Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в
прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

27. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

26. Замри! (для детей 6 - 7 лет)
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны»
(ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками
над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается -
играющие должны успеть застыть в позе, на которую
пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка-
оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока
останется только один играющий, который признается
победителем.

28. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

27. Пожалуйста! (для детей 7 - 8 лет)
1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в
круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения
(физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их
повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово
«пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
2-й вариант. Игра идет так же, как в 1-м варианте, но только тот, кто
ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание,
например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

29. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

28. Запрещенное движение! (для детей 5 - 6 лет)
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского
«До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они
выполняют руками движения, которые показывает
ведущий.
Затем выбирается одно движение, которое повторять
запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение,
выходит из игры.

30. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

29. Пустой угол (для детей 7- 8 лет)
Три пары играющих детей размещаются в трех углах комнаты, четвертый
угол остается пустым. Под музыку дети парами перемещаются в пустой угол
в определенном порядке: 1-я, 2-я, 3-я пара; 2-я, 3-я и т. д.
Когда действие перемещения становится автоматическим, ведущий
предупреждает, что на слово «еще» пара, которая только что добежала до
пустого угла, должна вернуться обратно, а следующая за ней пара,
собравшаяся перемещаться в их угол, остаться на месте и только на
следующей музыкальной фразе перебегать в новый пустой угол.
Дети заранее не знают, когда ведущий подаст команду «еще», и должны
быть начеку. Если детей меньше шести, то в каком-то углу может стоять один
ребенок, а если больше шести, то допустимо объединение троих детей.

31. Раздел 1. Подвижные игры.

30. ПОССОРИЛИСЬ ДВА ПЕТУШКА (для детей 5 -6 лет)
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся
на одну ногу и, пока звучит музыка А. Райчева
«Поссорились два петушка», подпрыгивая, пытаются
ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.

32. Раздел 1. Подвижные игры.

31. Иголка и нитка. (для детей 4 -5 лет)
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок-
иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за
ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает
французская народная песня «Горбуны».

33. Раздел 1. Подвижные игры.

32. Дракон кусает свой хвост. (для детей 5-6 лет)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона,
последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.
Нурыева «Восточный танец», первый играющий пытается
схватить последнего -дракон ловит свой хвост.
Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если
дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона
встает другой ребенок.

34. Раздел 1. Подвижные игры.

33. Скучно, скучно так сидеть. (для детей 5-6 лет)
Играющие сидят на маленьких стульях.
У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше.
Ведущий говорит: Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать
и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены.
Проигрывает тот, кто остался без стула.

35. Раздел 1. Подвижные игры.

34. Ловишки. (для детей 5-6 лет)
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись
к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку (И. Гайдн, «Рондо». Отрывок) дети подбегают к
ловишке, хлопают в ладоши и говорят: Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас
лови!
Затем - бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят.
Игра повторяется.
Ловишкой становится тот, кого поймали.

36. Раздел 1. Подвижные игры.

35. Лисонька, ты где? (для детей 5-6 лет)
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они
отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по
кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением
назначает лису, остальные - зайцы.
По сигналу все открывают глаза, но никто не знает; кто же
лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна
выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в
третий-лиса отвечает: «Я здесь» - и бросается ловить зайцев. Зайца,
присевшего на корточки, ловить нельзя.
Пойманные зайцы выходят из игры.

37. Раздел 1. Подвижные игры.

36. Сова. (для детей 4-5 лет)
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в
гнездо и спит, в это время дети начинают бегать и прыгать.
Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза
и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть.
Кто пошевелится или засмеется, становится совой.
Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

38. Раздел 1. Подвижные игры.

37. Белые медведи. (для детей 6 -7 лет)
Намечается место, где будут жить белые медведи.
Двое детей, берутся за руки - это белые медведи.
Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут,
стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих.
Затем снова идут на охоту.
Когда поймают всех играющих, игра кончается.

39. Раздел 1. Подвижные игры.

38. Самый ловкий наездник (для детей 5 -6 лет)
По залу в случайном порядке расставляются стулья.
Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда
заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать
по залу, подражая движениям лошади.
В это время ведущий убирает один стул. С
окончанием музыки (Р. Шуман. «Смелый наездник») дети
должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке.
Оставшийся без стула выходит из игры. Игра
продолжается до тех пор, пока не останется всего один
стул для самого ловкого наездника.

40. Раздел 1. Подвижные игры.

39. Тропинка. (для детей 6 -7 лет)
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих.
В каждой команде дети берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу
ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не
прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: (6, 12, 18
и т. д.).
После этого ведущий дает задание, которое выполняется обеими
командами. Бели ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды
становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего,
приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!»,
все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в
центре. Если «Кочки!», все участники игры приседают, положив руки на
голову.
Эти задания чередуются ведущим.
Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Игра выполняется под русскую народную песню «Кума».

41. Раздел 1. Подвижные игры.

40. Веретено. (для детей 6 -7 лет)
Играющие делятся на две. группы и становятся друг за
другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми,
должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя.
Потом соседи берут их за талию и оборачиваются
уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа, дети которой обернулись, быстрее.
Музыкальное сопровождение:
«Лезгинка» (дагестанский народный танец).

42. Раздел 1. Подвижные игры.

41. Реченька. (для детей 5 -6 лет)
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на
полу неширокую речку, подходят к ней по одному от
каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть.
Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе, а кто
нет-должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше,
та и выиграла.
Игра сопровождается азербайджанской народной
танцевальной музыкой в обработке С. Рустамова.

43. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

42. Слушай команду! (для детей 5 -6 лет)
Дети идут под музыку (Р. Газизов. «Марш») в колонне
друг за другом; когда музыка прекращается, все
останавливаются и слушают произнесенную шепотом
команду ведущего и тотчас же ее выполняют.
Команды даются только на выполнение спокойных
движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо
слушает и точно выполняет задание.

44. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

43. Расставить посты. (для детей 6 -7 лет)



немедленно остановиться.

45. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

44. Смотри на руки! (для детей 5 -6 лет)
Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт! «Марш»)
друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир
хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен
немедленно остановиться.
Так командир расставляет всех детей в задуманном им
порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

46. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

45. Кто за кем? (для детей 5 -6 лет)
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В
зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок,
которого вызвал ведущий, ходит между стульями и,
услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул.
Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет
действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на
стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и
идти нпрежнее место.
Подниматься они должны в таком порядке, как их вызывал в
начале игры ведущий.
Не спеша…..?????

47. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

46. Идем за синей птицей (для детей 5 -6 лет)
Дети вдут по залу, взявшись за руки и произнося
многократно под музыку (И. Сад. «Шествие») слова:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

48. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

47. Это я! Это мое! (для детей 4 -5 лет)
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая,
оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с
бабушкой надо разговаривать при помощи рук:4 ничего-то
бабушка не слышит.
Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя
играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п.
Мальчик отвечает жестом. Выразительные движения:
рука согнута в локте, указательный палец направлен
на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё,
принадлежит мне!»

49. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

48. Заколдованный ребенок (для детей 5 -6 лет)
Ребенка заколдовали. Он не может говорить.
На вопросы отвечает жестами.
Указательным пальцем он показывает различные предметы
и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

50. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

49. Сколько звуков. (для детей 5 -6 лет)
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу.
Ребенок должен показать на пальцах, сколько прозвучало
ударов.

51. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

50. Вот он какой! (для детей 5 -6 лет)
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и
форме хорошо известных ему предметов.
С помощью жестов он характеризует предмет:
маленький, большой, заостренный, крупный, круглый,
четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

52. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

51. Тише! (для детей 3 -4 лет)
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой
спит котенок. Они то идут на носочках, то
останавливаются и знаками показывают друг другу:
«Тише!».
Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий
котенок».
Выразительные движения: шею вытянуть вперед,
указательный палец приставить к сжатым губам, брови
поднять вверх.

53. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

52. Отдай! (для детей 4 - 5 лет)
Ребенок требует отдать ему игрушку.

горизонтально ладонями кверху.

54. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

53. Иди ко мне! (для детей 3 - 4 лет)
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить
самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки
вытянуты навстречу малышу.

55. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

54.Уходи! (для детей 3 - 4 лет)
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: кисти рук держать
вертикально, ладонями наружу.

56. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

55. До свидания! (для детей 3 - 4 лет)
От пристани отходит огромный белый теплоход.
Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и
пассажиров машут им высоко поднятой рукой:
«До свидания! До встречи!»

57. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

56. Не покажу! (для детей 5 - 6 лет)
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы
она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили
девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав
ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится
из стороны в сторону: «Не покажу!»

58. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

57. Я не знаю! (для детей 6 - 7 лет)
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только
пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не
имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительные движения: приподнять брови, опустить
уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка
развести, ладони раскрыть.

59. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

58. Игра в снежки (для детей 5 - 6 лет)
Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве
«Веселая горка».
Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками
снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким
движением, широко раскрывая пальцы.

Конспект по психогимнастике для 3-4 лет «Добро и зло»

Камаева Инна Вячеславовна, методист МАОУДО "ДДЮТ" г.Чебоксары.
Описание : предлагается конспект по психогимнастикке для детей 3-4 лет. Это занятие с легкостью можно провести в дошкольном образовательном учреждении без специальной психологической подготовки.

Цель: развитие невербального общения.
Задачи:
- научить различать добро и зло, дифференцировать эмоциональное состояние по мимике, жестам, пантомимике;
- развить координацию движений;
- воспитывать доброжелательность к сверстникам и окружающим людям.

Материалы: игрушки гномиков – на доброго повязать желтую ленточку, на злого – синюю; листы А4, скамейка, раздаточный материал на задание, карточки желтые и синие, карточки с картинками сказочных персонажей.

Краткая техника безопасности: не бегать, не драться, мелкие предметы в рот/нос/уши не засовывать, карандаши не зрызть, как отпрашиваться в туалет (напоминать на каждом уроке).

Разминка

Ребята, обычно к нам приходят гости (вспомните - кто? Зайчик, ежик, грузовик, котята), а сегодня мы пойдем в гости. Для этого всем надо взяться за ручки и пойти.

Идем – идем по кочкам (разложить листочки А4 – это кочки).
Осторожно, не оступитесь, а то упадете в болото…
Идем-идем по мостикам (использовать скамейку, если есть).
А теперь надо идти гуськом – сверху колючие-колючие ветки.
Пришли, молодцы.

Садимся на свои стульчики.

Знакомство с добром и злом

Ребята, посмотрите, к кому мы пришли в гости? К гномикам. Эта два брата, только один добрый, а другой злой. Сейчас я прочитаю стишки, которые они написали вам и мы постараемся понять – кто добрый гномик, а кто злой. Педагогу необходимо подобрать соответствующую интонацию.

Я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд,
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.

Ребята, какой это гномик? Злой, конечно. Чтобы мы не путались, давайте повяжем ему ленточку. Он всех доводит до слез, поэтому мы повяжем синюю ленточку.

Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

А это какой гномик? Добрый. А ему мы повяжем желтую, как солнышко. Когда человек добрый, на него приятно смотреть, как на солнышко.

Затем дети показывают мимикой и жестами злого и доброго гномика.

Где добрый, а где злой гномик?


Обсудить почему (у одного брови нахмурены, наверняка, он злой).

Корзинка с добром и злом

Детям предлагаются карточки со злыми и добрыми «колобками». Необходимо всех добрых «поместить» в «добрую корзинку», а злых – в «мусорную корзину».

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым?
-Кого называют злым?
-Как ведут себя добрые люди?
-А как ведут себя злые люди?
-Какие слова говорят добрые люди?
-Какие слова говорят злые люди?
-Кого из родных или знакомых Вы можете назвать добрыми людьми? Почему?

Викторина: «Добрые и злые сказочные персонажи»

Детям предлагаются две карточки: желтая обозначает доброго героя, синяя – злого. Затем педагог показывает карточки сказочных персонажей, например, волк, Чебурашка, кот Леопольд, Дюймовочка и другие, а дети, карточкой обозначают его поведение.


Заключение

Ребята, какие Вы хотите быть – добрыми или злыми? Конечно, будем добрыми-добрыми. Что будем делать? Помогать маме, улыбаться, делиться…
А теперь все улыбнемся широко-широко, как солнышки. Какие все сразу красивые стали. До свидания, ребята.