Территория родителей. Проведение опыта с водой и бумагой: «Волшебный цветок Как сделать цветы которые раскрываются в воде

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и с удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Краткое описание работы

Проблема : Изучение свойств и качеств бумаги.

Цель : Создание системы работ по изучению свойств и качеств бумаги экспериментальным путём, подводя детей к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, стремление осваивать различные способы их получения.

Задачи:

1.Подвести к пониманию детей, что бумага способна изолировать. При этом изоляция зависит от сорта бумаги.

2.Подвести к пониманию, что разные сорта бумаги по разному таят в воде (вводные капли на бумаге: салфетка, картон, офисная бумага).

3.Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги.

Опыт№1 С водой и со льдом.

Гипотеза: 1. Тёплая вода в стакане, обёрнутая в грубую обёрточную бумагу остынет медленнее, чем стакан с водой, неизолированный ни чем.

2. Лёд растает быстрее в неизолированном стакане, а лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, дольше продержится.

Результаты:

1.С детьми взяли два стакана с тёплой водой. Один стакан не изолировали, а другой изолировали грубой обёрточной бумагой. Оба стакана выставили наружу.

В каком стакане вода остынет (потеряет тепло) быстрее?

2.С детьми взяли два стакана со льдом. Один изолировали обёрточной бумагой, а другой оставили также. Оба оставили в комнате. Что случится со льдом в стакане, обёрнутом бумагу? В каком стакане лёд растает быстрее и почему?

Вывод:

1. Изолятор (бумага) не даёт теплу покидать стакан с горячей водой. Вода в стакане, обернутый в бумагу стынет медленнее, чем вода неизолированном стакане.

2. Бумага изолирует стакан, изолятор не даёт теплу проникать в стакан со льдом. Лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, остаётся в таком состоянии дольше, чем в другом стакане.

Опыт №2 Бумага в воде.

Гипотеза : Тонкая бумага тонет быстрее, чем толстая.

Результаты : Берём несколько сортов бумаги: туалетная бумага, писчая бумага, обёрточная бумага, папиросная бумага. Какая бумага тонет быстрее? И почему?

Вывод : Чем больше бумага впитывает и чем она тоньше, тем быстрее тонет.

Гипотеза: При намокании бумажные лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

С детьми вырезаем цветок из листа полупромокаемой, например писчей, бумаги. Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды с миской. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Вывод : Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводная часть

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и с удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Краткое описание работы

Проблема : Изучение свойств и качеств бумаги.

Цель: Создание системы работ по изучению свойств и качеств бумаги экспериментальным путём, подводя детей к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, стремление осваивать различные способы их получения.

Задачи:

  1. Подвести к пониманию детей, что бумага способна изолировать. При этом изоляция зависит от сорта бумаги.

2.Подвести к пониманию, что разные сорта бумаги по разному таят в воде (вводные капли на бумаге: салфетка, картон, офисная бумага).

3.Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги.

Опыт№1 с водой и со льдом.

Гипотеза: 1. Тёплая вода в стакане, обёрнутая в грубую обёрточную бумагу остынет медленнее, чем стакан с водой, неизолированный ни чем.

2. Лёд растает быстрее в неизолированном стакане, а лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, дольше продержится.

Результаты:

1.С детьми взяли два стакана с тёплой водой. Один стакан не изолировали, а другой изолировали грубой обёрточной бумагой. Оба стакана выставили наружу.

В каком стакане вода остынет (потеряет тепло) быстрее? Почему?

2.С детьми взяли два стакана со льдом. Один изолировали обёрточной бумагой, а другой оставили также. Оба оставили в комнате. Что случится со льдом в стакане, обёрнутом бумагу? В каком стакане лёд растает быстрее и почему?

Вывод:

1. Изолятор (бумага) не даёт теплу покидать стакан с горячей водой. Вода в стакане, обернутый в бумагу стынет медленнее, чем вода неизолированном стакане.

2. Бумага изолирует стакан, изолятор не даёт теплу проникать в стакан со льдом. Лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, остаётся в таком состоянии дольше, чем в другом стакане.

Опыт №2 Бумага в воде.

Гипотеза : Тонкая бумага тонет быстрее, чем толстая.

Результаты : Берём несколько сортов бумаги: туалетная бумага, писчая бумага, обёрточная бумага, папиросная бумага. Какая бумага тонет быстрее? И почему?

Вывод: Чем больше бумага впитывает и чем она тоньше, тем быстрее тонет.

Опыт№3 Раскрывающиеся водяные цветы.

Гипотеза : При намокании бумажные лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

С детьми вырезаем цветок из листа полупромокаемой, например писчей, бумаги. Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды с миской. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Вывод: Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».


Простые опыты с бумагой

«Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Мир бумаги

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги -> разорвать пополам -> разрезать на две части -> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой - медленнее.

Свойства бумаги

Оборудование: бумага разных видов, ёмкости с водой, лоскуты ткани

"Сминание бумаги"

Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.

"Разрывание бумаги"

Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее.

Опыт с водой и бумагой

Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло? Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия. А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче разорвать, чем толстую.

«Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Танцующее конфетти

Для проведения этого опыта нам понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать. Детей наверняка заинтересует, почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет. Расскажите ему о статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических). Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.

Притягательный воздушный шар

Этот опыт является логическим продолжением предыдущего. Надуваем воздушный шарик, трем им о шерсть, мех или волосы (будьте осторожны: при частой электризации концы волос секутся) и насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипает к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Укротитель змей

Для этого опыта нам потребуется змея, которую вы легко можете сделать сами, разрезав по спирали круг и украсив его подходящим узором. Не забудьте оформить голову змеи, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашем мастерстве фокусника.

Когда все приготовления окончены, берем полистироловую пластину из первого опыта и трем ее о шерсть. Теперь можно говорить любые подходящие слова заклинания и подносить пластину к голове змеи. Будьте уверены, змея послушно прилипнет к наэлектризованной пластине и будет двигаться за вашей рукой. По мере того, как заряд израсходуется, змея упадет на стол, и опыт придется повторять заново.

Сильная бумага

В следующем опыте для детей с бумагой я предлагаю вам продемонстрировать малышу зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Простые опыты с бумагой.

1. Если лист бумаги полить маслом или водой, то сквозь бумагу можно будет прочесть текст, напечатанный на другой стороне листа. Почему?

Ответ . Бумага частично пропускает свет. Однако вследствие её волокнистого строения и большого числа пор рассеяние света во все стороны очень велико. Поэтому прочесть текст невозможно. Масло или вода, заполняя поры, уменьшают рассеяние света, так как их показатель преломления близок к показателю преломления бумаги. Свет начинает проходить сквозь бумагу, не испытывая значительных отклонений. Вследствие этого текст легко прочесть.

2. Почему сквозь тонкую (например, кальку или папиросную) бумагу можно прочесть текст только в том случае, если бумагу непосредственно наложить на страницу книги?

Ответ. Тонкая бумага, например калька, падающий на нее свет рассеивает во все стороны. Если бумага находится на некотором расстоянии от текста книги, то расходящиеся пучки света, отражённые от белых участков страницы (между буквами), перекрываются на обратной стороне этой бумаги, (т.е. стороне обращённой к тексту.) В результате вся поверхность бумаги окажется освещённой приблизительно равномерно, и вследствие рассеяния ею света, прочитать текст будет нельзя. Если бумага непосредственно наложена на текст, то освещённость прилегающей к тексту стороны бумаги не будет равномерной. Соответственно интенсивность рассеянного света будет различной в различных участках листа бумаги, что позволяет прочесть текст.

Опыт с водой и бумагой

Для опыта нам понадобится:

ножницы;

карандаши или фломастеры;

клей;

цветная бумага разной плотности;

широкая емкость – таз или поднос;

вода.

Ход опыта

Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.

Помещаем цветы в емкость с водой.

Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки. Время, через которое это происходит, зависит от плотности бумаги.

Объяснение

Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью.


Простые, но эффектные трюки с обычным листом бумаги, которыми можно удивить и порадовать своих друзей и коллег по работе.

1. Простейшая несуществующая фигура из листа бумаги



Это простой, но невероятно эффектный трюк, который наверняка приведет в недоумение зрителей. Всего три разреза на обычном листе бумаги, немного ловкости рук, и на столе "несуществующая" фигура. Скачать шаблон можно по ссылке http://i.imgur.com/RVofGgw.png

2. Вечно вращающаяся спираль




Этот трюк основан на простейших законах физики. Нагретый лампой воздух поднимается вверх, вращая вырезанную из бумаги спираль. Будьте осторожны, внимательно следите, чтобы бумага не загорелась. Скачать шаблон можно по ссылке http://i.imgur.com/FMnJ1v0.png

3. Как пройти через лист бумаги




Еще один старый, но по-прежнему актуальный и эффектный трюк. Важный нюанс: чем будут тоньше полоски, на которые нарезается лист, тем будет больше диаметр у получившегося отверстия. Скачать шаблон можно по ссылке http://i.imgur.com/9ODGLfR.png

4. Простейшая бумажная гуделка




Сделать такую гуделку можно за пару десятков секунд, но результат превзойдет все ожидания. Противным дребезжащим звуком гуделки можно будет достать кого угодно.

5. Как сломать линейку при помощи одной руки и листа бумаги




Чтобы сломать линейку достаточно одной руки и листа бумаги. Во время удара даже один лист бумаги может стать отличным противовесом.

6. Два варианта ленты Мебиуса из бумаги




При помощи одного разреза ножницами из полоски бумаги можно сделать не только простейшую ленту Мебиуса, но и скрепленные "кольца Мебиуса".

7. Сколько раз можно сворачивать вдвое обычный лист бумаги формата A4?


Результат этого трюка зависит от плотности бумаги. Практика показывает, что обычный лист A4, используемый для печати на офисном принтере, можно свернуть в 8 раз.

8. Бумажный цветок, который раскрывается в воде




Один из самых эффектных трюков с бумагой, особенно он нравится детям. Обратите внимание, что слой воды на тарелке должен быть тонким. разного размера, вырезанные из бумаги разной плотности, будут раскрываться с разной скоростью. Используя одновременно несколько с разными параметрами и раскраской можно добиться впечатляющего эффекта.

9. Простейшая бумажная хлопушка






Трюк демонстрирует поразительную "силу" бумаги. Шесть цилиндриков, скрученных из полосок, на которые разрезается один бумажный лист, могут выдержать вес до 27 килограммов. Чем меньше ширина полосок, тем больше цилиндриков можно получить из одного листа, тем больший вес выдержит конструкция.

Бумага настолько универсальный материал, что с ее помощью можно не только создавать забавные трюки, но и, например, .

Мастер-класс с детьми
Экспериментирование в детском саду.
Проведение опыта с водой и бумагой:
«Волшебный цветок»

Цель:

  • создать условия для знакомства детей со свойствами бумаги, опущенной в воду.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с окружающим миром (свойства воды и бумаги, качество материалов, действия с водой и предметами);
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш, тазик с водой.

Ход мастер-класса:

Педагогам:

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Пожалуй, самыми простыми и интересными будут опыты с водой и бумагой. Для их проведения не понадобится сложного оборудования или повышенных мер безопасности. Достаточно самого элементарного «инвентаря» - бумаги и воды.
Один из самых простых и известных опытов с водой и бумагой – «Распускающийся цветок», в литературе этот опыт называется «Цветок лотоса». Мы же этот опыт назвали «Волшебный цветок».

Для проведения опыта в зал приглашаются дети, садятся на стульчики.

Детям:

  • Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы с вами будем проводить опыт с водой и бумагой, который называется «Волшебный цветок». Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей.)
  • Сейчас мы с вами проведём опыт и постараемся найти правильный ответ на этот вопрос.

Педагогам:

  • Предварительно в группе я показала ребятам этапы изготовления цветка: из цветной, лучше двухсторонней, бумаги вырезать квадрат. Сложить его по диагонали. Получившийся треугольник сложить пополам. Снова треугольник сложить пополам. Нарисовать на получившемся треугольнике детали цветка. Вырезать по контуру (показываю).

Педагогам и детям:

  • Берём заготовку цветка, разворачиваем. Теперь лепестки загибаем так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. Цветок для опыта готов!
  • Теперь нам понадобится ёмкость с водой (ставлю тазики с водой).
  • А сейчас самое интересное! Аккуратно положите цветок на поверхность воды. Теперь понаблюдаем, что произойдёт дальше.
  • Что произошло с цветком? (Цветок стал распускаться.)
  • Как вы думаете, почему цветок в воде стал распускаться? (Ответы детей.)
  • Вода, обладающая капиллярностью, способна проникнуть в совсем небольшое пространство между волокнами бумаги, постепенно заполняя его. Получается, что бумага в воде намокает, набухает, постепенно становится тяжелее и сгибы начинают распрямляться. В итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.
  • Ребята, а почему этот опыт мы назвали «Волшебный цветок»? (Ответы детей.)
  • Верно, бумажный цветок без нашей помощи раскрыл свои лепестки.
  • Вам понравился опыт?
  • Напомните мне, пожалуйста, каким свойством обладает вода? (Капиллярностью.)
  • Что происходит с бумагой в воде? (Она намокает.)
  • Я хочу подарить вам по цветку. Дома родителей попросите налить в тазик воды и проведите с ними этот опыт. А сейчас нам пора возвращаться в группу.

У нас с детьми есть интересная "Большая книга экспериментов", которая содержит и подробное описание опытов, и, что самое главное;), их объяснение.

Вода уникальный объект для исследования и проведения опытов, поэтому мы пролистали часть книги и сразу начали с раздела про воду. Помню, мои дети с самого раннего возраста очень любили плескаться в воде, под вечер, когда уже все сделано-переделано, во все игры сыграно-переиграно, очень выручала ванна. Я сажала туда младших (на дно резиновый коврик), выдавала разные емкости, и дети могли часами заливать/переливать/отмеривать, а я сидела рядом с книжкой в руках и завидовала сама себе:)))


А это уже из нашей книги:
Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займет все возможное пространство. Вода течет вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты ее сила может превращатьс в электроэнергию. Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.

Для эксперимента необходимо вырезать из бумаги цветок

и загнуть лепестки внутрь.

Положить цветок в воду, которую для лучшей наглядности мы подкрасили в оранжевый цвет.

В результате : цветок начинает постепенно раскрываться. Дети с таким в жизни, конечно, не сталкивались, да и кто отправляет в воду бумажные цветы, поэтому бурно реагируют на результат: сначала удивление, потом восторг, потом "еще!" как Маша из мультика про "Машу и медведя", а потом начинают спрашивать, почему это происходит.

А происходит это благодаря такому явлению, как капилярность - вода поднимается вверх словно что-то ее притягивает. Она проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы в бумаге распрямляются и цветок "распускается".

На эту же тему можно провести еще один опыт: налить в банку воду, подкрасить ее каплями чернил и опустить в нее ветку сельдерея, поставив банку в теплое место. Через несколько часов ветка и листики приобретут цвет чернил. Именно явление капиллярности позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям. Таким же способом можно окрасить белые цветы, например, продают синие орхидеи в магазине, это подкрашенные таким образом цветы. Потом уже дома если распускают новые цветы, то сначала они слегка подкрашенные (еще остаются чернила в корнях), а потом уже белые.

Для закрепления материала вот тут вот видео с опытами на тему капиллярности: ссылка .


Posted on Feb. 6th, 2018 at 12:23 pm | |