Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья. Эмоциональное благополучие ребенка как фактор его гармоничного развития

В настоящее время важнейшей заботой взрослых, воспитывающих и обучающих детей, в период, когда их организм так еще хрупок, раним, является охрана и укрепление их здоровья. Мы должны позаботиться как о физическом, так и о психологическом здоровье наших воспитанников.

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Обладание хорошим психологическим здоровьем чрезвычайно значимо для возникновения у ребенка чувства самоценности, радости.

Забота о таком здоровье предполагает внимание, в первую очередь, к внутреннему миру воспитанника, его чувствам и эмоциональным состояниям, к личностной микросреде ребенка, его братьям, сестрам, взаимоотношениям со сверстниками в «детском обществе».

Дети среднего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей; эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют также социальному и нравственному развитию ребенка. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка- его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, на занятии или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе- в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Положение ребенка в группе сверстников, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом . От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей

1- неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликта со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность, приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

2- второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению . Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

3- третий тип поведения . Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальное проявление страха у детей от страха как свидетельства эмоционального неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными. Однако, начиная с первого года жизни, у них может развиться много страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства, например, боязнь собак вообще зачастую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты сами взрослые, которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если ты будешь плохо себя вести, я отдам тебя плохому дяде». Таким образом, при нормальном эмоциональном развитии страх связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемо. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он и начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.

Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка ( фрустрация - появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления)

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом развитии ребенка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми людьми, в ситуации обучения не отвечают на вопросы, так как боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

В основе неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (бронхиальная астма, приступы рвоты или головной боли и т. д.) как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Так замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать ясли, детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разные: злая крикливая учительница, обижающие дети-драчуны, постоянный испытываемый неуспех в какой-либо деятельности. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания, имеющие невротический характер.

Заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации.

Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями.

Эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» . Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных .

А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками .

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности .

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

1. Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

2. Переживание успеха - неуспеха достижения целей.

3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы понять, что именно входит в функции матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка.

Первые представления об эмоциональном благополучии ребенка возникли в рамках классических подходов к изучению психологии личности.

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем .

Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соответственно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов» между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза .

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви - деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта - матери. Для этого «достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие .

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней как к объекту, эту поддержку обеспечивающему .

Английский психолог Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и на преодоление эмоционального дискомфорта .

В.В. Лебединский выделяет две основные функции эмоциональной регуляции: тоническую и регулятивную. Эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме они принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенке, а также обеспечиваться с помощью аутостимуляции. Это состояние имеет вполне определенные физиологические параметры, характеризуемые как стеническое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которое субъективно переживаются как состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях .

В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем детстве обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и закрепления необходимы стабильное окружение и уверенность в его стабильности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать. В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку .

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.

Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь - матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) . М.И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка .

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках двух направлений отечественной психологии: в подростковом и предподростковом возрасте, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка. Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимоотношений. Второе направление связано с изучением вариантов материнско-детских отношений и их последствий для психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В рамках первого направления исследований выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте . Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру , активно-доверительное отношение к миру , устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая помимо физиологических удовлетворения потребностей ребенка и потребности в эмоциональном общении, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта на только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого , в эмоциональном взаимодействии со взрослым , к трем месяцам проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослого , потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым . Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

Эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я-Мир», и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия и типов материнско-детского взаимодействия.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности его развития. Оно не зависит от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы «мать-дитя» и поэтому может рассматриваться как критерий успешности материнства .

Понятие эмоционального благополучия ребенка в психологии

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (Некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях. Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, чувство страха, отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения потребности или несоответствия способов удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально в лице родителей).

Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе как внешнего источника этих переживаний положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем.

Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя, его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность, прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление и соответственно устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов» между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза.

К. Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога как результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви - деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это значение мира и соотношение его «хороших» и «плохих» свойств, а также их предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта - матери. Для этого «достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

В этологических исследованиях, начало которым было положено в экспериментах X. Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающимися без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. X. Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие «тела» (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально эмоциональный комфорт достигается именно за счет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они «собираются» в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации удалось «разнести» стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств). Революционность этих исследований состоит не только в выделении самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании стимулов, обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем объекте.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби., М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых, матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я - Другой»). Более поздние исследования привязанности показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две его основных формы - прочная, или безопасная, и непрочная привязанность), с некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой личностной характеристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формирование стиля мотивации достижений, а также наличие «циклов непрочной привязанности» в семейной истории.

Источником формирования прочной привязанности является доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У. Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не, развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери: 1) снятие стресса за счет увеличения подвижности; 2) угнетение двигательной активности («затаивание»); 3) аутостимуляция, или «поиск замены соска». Хорошо известно, что сосание для ребенка не только акт кормления, но и успокоение, то есть способ обретения эмоционального комфорта. В традиционных системах воспитания этот способ активно используется, иногда далеко за пределами грудного возраста. В.В. Лебединский выделяет две основные функции эмоциональной регуляции: тоническую и регулятивную. Эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенке, а также обеспечиваться с помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические параметры, характеризуемые как стеническое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях.

В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но выделяются состояние эмоционального комфорта и потребность в нем. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать. В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь - матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность ко взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) [Л.И. Божович]. М.И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течение периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка, в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках тех направлений отечественной психологии, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка (в младенческом, дошкольном, предподростковом и подростковом возрастах). Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий и т.п. В работах, относящихся к этим направлениям, выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте [А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.]. Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру [А.Я. Варга], активно-доверительное отношение к миру [М.В. Колоскова], устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая, помимо удовлетворения физиологических, а также эмоциональных потребностей ребенка, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру. Мать воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого [Л.И. Божович], в эмоциональном взаимодействии со взрослым [М.И. Лисина], к трем месяцам проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослого [С.Ю. Мещерякова], потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым [Г.В. Скобло]. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

Эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - Мир» и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия и типов материнско-детского взаимодействия и материнского отношения.

Оценка эффективности материнства проводится с помощью выявления уровня эмоционального благополучия детей. В исследовании детей старшего дошкольного возраста на основе работ А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, И.Ю. Ильиной, Г.А. Свердловой, М.В. Колосковой, Л.Л. Баз и О.В. Баженовой, Г.В. Скобло и О.Ю. Дубовик, Г.Г. Филипповой и др., эмоциональное благополучие ребенка оценивалось по баллам от 0 до 3 по двум группам показателей, характеризующим переживание эмоционального комфорта во взаимодействии со взрослым (в семье и вне семьи) и переживание успеха-неуспеха в индивидуальной и совместной со взрослым деятельности. Эмоциональное благополучие выражается в особенностях использования ребенком средств общения, в первую очередь невербальных - таких, как глазной и тактильный контакт, включения взрослого в совместную деятельность и эмоциональную реакцию на оценку последним результатов своих действий, в переживании эмоционального комфорта в семье и ситуации взаимодействия с матерью. Сопоставление уровней эмоционального благополучия детей с особенностями материнского отношения показало, что высокий уровень эмоционального благополучия детей устойчиво сочетается с адекватным материнским отношением (принимающим, эмоционально-поддерживающим), а снижение уровня эмоционального благополучия, во-первых, всегда связано с отклонением материнского отношения от адекватного, а во-вторых, положительно коррелирует с выраженностью такого отклонения.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. На основании приведенных исследований можно более конкретно охарактеризовать структуру эмоционального благополучия.

Структура эмоционального благополучия

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

    Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

    Переживание успеха - неуспеха достижения целей.

    Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

    Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

    Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы понять, что именно входит в функции матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка.

Формирование основ эмоционального благополучия в пренатальный период

Современные данные о пренатальном развитии ребенка позволяют обозначить начало формирования субъективного опыта со второго месяца после оплодотворения. В 5 - 6 недель начинается формирование нервной системы, с 7,5 недели появляется кожная чувствительность. В этот период закладываются первые структуры мозга, в частности лимбическая структура. Говорить о переживании плодом эмоций в этот период невозможно, так как для полноценного существования эмоций необходимо формирование целостной моторной, нейрогуморальной и проприоцептивной регуляции, которая возникает только к 5 месяцам [К. Изард, А.С. Батуев] Однако чувствительность у ребенка уже есть, то есть субъективное переживание как таковое несомненно присутствует. Более того, уже с 4 месяцев отмечается периферическое выражение основных эмоций (мимика лицевой мускулатуры). В 28 недель ребенок активно реагирует на вкус околоплодной жидкости не только изменением мимики, но и двигательными реакциями. Поскольку вкусовые почки на языке и обонятельные центры мозга есть уже на третьем месяце (9 - 10 недель), а заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок еще раньше, то вероятно существование очень ранней вкусовой чувствительности.

На 5-м месяце ребенок эмоционально и двигательно реагирует на модуляции голоса матери и звуки из внешнего мира, температурные раздражители, например прикосновение холодного датчика УЗИ, тактильные прикосновения (мимические выражения, отплывание, отворачивание головы или, наоборот, приближение к источнику стимуляции). Уже в 3 - 4 месяца плод генерализованно отвечает общей двигательной активностью на локальное раздражение, тогда как до этого локальное раздражение вызывало ответную реакцию только раздраженного участка [А.С. Батуев]. В 21 – 24 недели сосательный рефлекс представлен в форме целостной двигательной координации, с ее центральным и периферическим механизмами, развита вкусовая чувствительность, наполнение желудка и опорожнение мочевого пузыря происходят регулярно.

Таким образом, в период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Некоторые типы этой стимуляции являются постоянными и сопровождают ребенка на всем протяжении его жизни с момента возникновения чувствительности и до рождения. Это вестибулярные раздражители (вестибулярный аппарат обеспечивает поддержание положения тела ребенка в околоплодной жидкости и начинает функционировать с шестой недели), слуховые, вкусовые. Менее однообразными, однако также участвующими в формировании субъективного опыта ребенка и развитии нервной системы являются кожная чувствительность и способность к светоощушению. Первая постоянно стимулируется соприкосновением с околоплодной жидкостью, стенками плодного пузыря и позднее матки своим телом, пуповиной. Она весьма разнообразна и рано становится связана с собственной активностью ребенка. Вторая отмечается с шести месяцев и проявляется как негативная реакция на освещение стенки живота матери ярким светом.

Кроме этой, богатой для формирования чувственного опыта стимуляции, ребенок, по данным многих исследователей, воспринимает и переживает эмоциональное состояние матери непосредственно под влиянием притока ее гормонов [А. Бертин, А.С. Батуев, А.И. Брусиловский, К. Флейк-Хобсон, Т. Verny и др.]. Он реагирует на них вполне адекватно их «значению»: проявлением удовольствия или неудовольствия, как эмоциональным выражением, так и двигательными реакциями. Если сама пренатальная среда не содержит стимулов, способных стать источником достаточно сильных отрицательных эмоций, так как уровень стимуляции в ней соответствует тому, который вызывает низкую и среднюю плотность нейронной стимуляции, соответствующую стеническим эмоциям, относящимся к разряду положительных [К. Изард], то от воздействия гормонов матери, возникающих при ее отрицательных эмоциональных состояниях (в первую очередь гормонов стресса - катехоломинов), ребенок практически не может защититься. Это факт, а также данные последних исследований с помощью внутриутробной кино- и фотосъемки послужили основанием для заключений специалистов в области пренатальной психологии о том, что ребенок испытывает эмоциональные «удары» под воздействием волны материнских гормонов, которые служат причиной формирования первичного чувства страха, безнадежности, тревоги, так как они никак не связаны с его собственной активностью и закономерно возникающими собственными переживаниями. И только устойчивое положительное отношение матери к беременности «защищает» ребенка от этих стрессов, быстро предоставляя ему «подкрепление» за счет возвращения самой матери к положительно-эмоциональному состоянию. В этом А. Бертин видит адаптивную роль эмоциональной лабильности женщины в беременности. Способность воспринимать стимуляцию от матери как с помощью сенсорных систем, так и через ее гормоны, позволяет ребенку, по крайней мере в третьем триместре, когда у него уже полностью сформирована нейрогуморальная регуляция, соотносить сенсорную стимуляцию и возникающее эмоциональное состояние. Это служит основой для объединения эмоционального переживания с наличием определенной стимуляции. Можно сказать, что «фоновая» материнская среда, обеспечивающая оптимальный (с точки зрения плотности нервной стимуляции) фон для самочувствия, приобретает статус маркера комфортного состояния, а модификации этой стимуляции, сопровождаемые определенными эмоциональными состояниями под воздействием гормонов матери, являются «материалом» для формирования первичных эмоций удовольствия-неудовольствия. Способность ребенка во второй половине беременности испытывать основные эмоции и адекватно реагировать на внешнюю стимуляцию подтверждаются практикой выращивания преждевременно родившихся детей - в 22, 20 и даже 18 недель (единственный пока случай). Активное реагирование этих детей на стимуляцию от матери, улучшение их развития в присутствии этой стимуляции послужили основанием для введения для недоношенных детей метода «кенгуру» (периодический физический контакт с матерью или ее дублерами).

Таким образом, особенности пренатального развития определяют формирование основ структуры эмоционального благополучия ребенка:

    Постоянная стимуляция внутриутробной среды обеспечивает приток впечатлений, необходимый для формирования мозга и поддержания его оптимального состояния возбуждения. Этот уровень стимуляции является базой для соматического компонента положительного эмоционального состояния и будущего чувства эмоционального комфорта.

    Способность ребенка воспринимать изменения эмоционального состояния матери образует основу для постнатального включения соответствующей стимуляции от матери в потребность обретения и поддержания эмоционального комфорта.

    Возникновение во второй половине беременности эмоциональной реакции матери на шевеление ребенка служит основой для формирования сопоставления своих переживаний от собственной активности, впечатлений от соприкосновения со стенкой матки и эмоциональным «подкреплением» матерью этих впечатлений. Это является базой для будущего развития переживания результативности своих действий.

Уже в этом периоде развития имеются основы для формирования всех составляющих будущей структуры эмоционального благополучия, чувства эмоционального комфорта, его переживания в присутствии определенных стимулов от матери, включения реакции матери в оценку своей активности, соотнесение переживания удовольствия-неудовольствия со своей активностью и получаемыми в ее результате соматическими впечатлениями

Функции матери в этот период заключаются в следующем:

1.До начала ощущения от шевеления ребенка роль матери состоит в подчинении своим эмоциональным состояниям, регулируемым физиологией беременности (быстрая смена эмоций, преимущественно положительный эмоциональный фон, характерный в норме для второго триместра беременности). В первом триместре ребенок еще не подвержен изменению эмоционального состояния матери, так как у него еще не сформирована структура нейрогуморальной регуляции. В этот период эмоциональное состояние матери действует на ее собственную соматику и при сильных стрессах или продолжительной тревоге создает условия для нарушения состояния внутренних органов, в том числе и матки, что ведет к выкидышу или нарушению физиологического развития плода. Стрессы и депрессии второго и третьего триместра оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка и состояние его нервной системы.

2. Во второй половине беременности, после начала шевеления, функции матери состоят в обеспечении ребенку общего положительно-эмоционального фона, быстрого возвращения к положительному эмоциональному состоянию после кратковременных его нарушений, чему способствует общее положительное отношение к беременности, эмоциональная лабильность, ориентация интересов и эмоций матери на свое состояние и ребенка, а не на внешний мир. Это обеспечивает положительно-эмоциональное переживание шевеления ребенка.

Формирование основ эмоционального благополучия в пренатальном периоде развития является преддиспозицией для дальнейшего развития этой структуры постнатально во взаимодействии с матерью и включает в себя чувство эмоционального комфорта, переживание результатов своей активности, которое служит источником будущих эмоций переживания успеха-неуспеха и формирования мотивации достижений. В дальнейшем функции матери в развитии ребенка состоят не только в этом - они включаются в развитие когнитивной сферы и самой структуры деятельности.

Для характеристики функций матери в каждом периоде развития ребенка, до окончательного формирования базовой структуры эмоционального благополучия (до конца раннего возраста), целесообразно рассмотреть выделенные выше периоды развития (пренатальный, катальный и ранний неонатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст) по следующей схеме:

    Сенсомоторное развитие и развитие нервной системы.

    Развитие структуры деятельности.

    Развитие переживания успеха-неуспеха (как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры деятельности).

    Развитие чувства эмоционального комфорта.

    Введение

    Глава 1. Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия старшего дошкольника

    1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

    1.2 Родительские стили воспитания и установки

    1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника

    1.4 Особенности эмоционального благополучия ребенка

    1.4.1 Особенности эмоционального поведения ребенка

    1.4.2 Особенности эмоциональных отношений в семье

    Выводы по первой главе

    Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

    2.1 Программа эмпирического исследования

    2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников

    2.2.1 Описание результатов исследования родительского отношения к ребенку

    2.2.2 Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

    2.2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

    2.3 Интерпретация результатов исследования

    Выводы по второй главе

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    Введение

    Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

    Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.

    Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

    Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.

    Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И. Божович), в эмоциональном взаимодействии со взрослым (М.И. Лисина), в обретении чувства уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - Мир» и является необходимым условием его развития.

    В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.

    В связи с вышеизложенным, цель нашей работы: теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

    Задачи исследования :

    1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

    2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;

    3. Выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;

    4. Выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

    Объект исследования : дети 5 – 6 лет в количестве 51 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 51 человек.

    Предмет исследования : семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.

    Основная гипотеза исследования: особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений.

    Методы исследования:

    Методы обработки данных:

    описательная статистика, частотный анализ, методы анализа различий (Краскал-Уоллес, Манн-Уитни, таблицы сопряженности) статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерного пакета SPSSver. 18.0.

    Методы сбора данных:

    1. «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

    2. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);

    3. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);

    4. Проективный тест «Два дома»: направлен на определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы (Вандвик И., Экблад П.);

    5. Методика «Метаморфозы», позволяет выявить тип эмоционального поведения ребенка: условно нормативный, защитный и демонстративный тип (Ж. Руайер, адаптирована Н.Семаго).

    Теоретическая значимость исследования родительских отношений и эмоционального благополучия обусловлена выявлением новых граней в разработке социальной теории личности и вносит вклад в исследование детско-родительских отношений и таком мало изученном феномене, как эмоциональное благополучие ребенка. Реализована попытка обобщения имеющегося теоретического материала по вопросам влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие детей, и путях совершенствования воспитательного процесса в семье.

    Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно учитывать в практике психологического консультирования, психодиагностике, групповой и индивидуальной работе с родителями. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в своей работе психологами, дефектологами, педагогами для создания и реализации программ психокоррекционных и развивающих тренингов, а также разработки комплекса рекомендаций для родителей.


    ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

    1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

    В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

    «Эмоциональное благополучиеребенка»

    Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка?

    В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?

    Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

    Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?

    1.Нарушение режима дня

    2.Несогласованность требований к ребенку

    3.Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

    4.Изобилие информации

    5.Неблагополучное состояние в семье

    6.Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

    7.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

    Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

    Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

    Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

    Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

    Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

    Советы для родителей «Минуты нежности»

    1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

    2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

    3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

    4. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

    5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

    Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - иэто придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему озорнику – и он повеселеет.

    «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка -дошкольника»

    4 года

    Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

    Способен к сотрудничеству со сверстниками;

    Способен усвоить правила очерёдности;

    Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

    Напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

    5 лет

    Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

    Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

    Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

    Нормальное «плохое» поведение:

    Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

    Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

    6 лет

    Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

    Способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

    Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

    Начинает осознавать свои переживания;

    Начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

    Нормальное «плохое» поведение:

    Ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

    Повышенная двигательная активность;

    Ябедничество;

    Небрежность в выполнении монотонных операций.

    Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

    Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

    1. Легко расстраивается, много переживает.

    2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

    3. Капризничает и раздражается по пустякам.

    4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

    5. Бывают припадки злости.

    6. Заикается.

    7. Грызёт ногти.

    8. Сосёт палец.

    9. Имеет плохой аппетит.

    10. Разборчив в еде.

    11. Засыпает с трудом.

    12. Спит беспокойно.

    13. Неохотно встаёт.

    14. Часто моргает.

    15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

    16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

    17. Старается быть тихим.

    18. Боится темноты.

    19. Боится одиночества.

    20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

    21. Испытывает чувство неполноценности.

    Обработка результатов

    28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

    20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

    14-19баллов нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

    7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

    Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

    Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!