Психологическая характеристика демонстративного ребенка. Работа с ближайшим окружением демонстративного ребенка. Демонстративный ребёнок

ирина храмцова
В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство . Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться , быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства : кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу : «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью - традиционная форма демонстрации себя . При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка . Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности : «Я круче всех - у меня есть телефон» .

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком , необходимо учитывать причины его демонстративного поведения .

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими - главный мотив всех действий и поступков такого ребенка . Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье , из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.

«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами» . Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.) .

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок . В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети , по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество , общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры. Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например :

«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев) ;

«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик) ;

«Осенняя сказка» (А. Каралийчев) ;

«Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии . Приведем примеры нескольких игр.

«Волшебные очки» . Необходимые материалы - фантазийные очки (маскарадные) . Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает - дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов» . Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно - иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.

Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

«Рукавички» . Необходимые материалы - вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры, цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.

Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку . Задача детей - по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Анализ игры :

Легко ли было действовать сообща, как одно целое?

Как вы договаривались? Кто выбирал цвет карандашей?

Что вы чувствуете?

«Небоскреб» . Материалы - складной метр, два-три деревянных кубика на каждого ребенка , деревянные цилиндры. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.

Педагог предлагает детям взять по два кубика и сесть в круг на пол : «Сейчас все вместе вы будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство - положит в центре кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Я буду измерять, на какую высоту уже поднялся небоскреб».

Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.

Анализ игры :

Понравилась ли игра?

Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

«Неожиданные картинки» . Материалы - бумага и восковые мелки на каждого ребенка , музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2–3 мин. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки - каждый своему соседу слева. В течение 2–3 мин они работают с рисунком соседа. И так далее до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг. Если группа большая , игру можно остановить после

Анализ игры :

Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

Какой рисунок тебе нравится больше всего?

Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

«Герой дня» . Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре : «Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет… (называет имя ребенка ) ». Для первого раза нужно выбрать ребенка , который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений . «(Имя ребенка , встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим… (имя ребенка ) как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать (имя ребенка ) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь (имя ребенка ) . Представьте, что вы заливаете (имя ребенка ) не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. Скажите (имя ребенка ) приятные слова, например : «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу » , «Я люблю с тобой играть» , «Ты моя подружка» , «Ты мне нравишься» . Вы можете высказать (имя ребенка ) свои пожелания, например : «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» , «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» .

Эта игра может стать одним из важнейших событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы . С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.

Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем» .

Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому - тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Значимость игр для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста сложно переоценить. Их возможности выходят далеко за пределы организации увлекательного досуга. Правильно подобранные и грамотно реализованные, они обладают огромным педагогическим и воспитательным потенциалом. Про игры, развивающие навыки счёта, чтения, письма, тренирующие физическую силу и ловкость, воображение, творческое и логическое мышление, эрудицию и эмоциональный интеллект мы писали много (но, конечно же, напишем ещё больше). А сегодня вашему вниманию, дорогие друзья, мы предлагаем игры для коррекции поведения дошкольников.

Сегодня мы опишем игры, которые помогают:

Виды коррекционных игр

Игры с правилами

Наличие чётких инструкций, без следования которым не выполнить игровые задачи, учит импульсивных детей подчиняться требованиям и не нарушать запреты. Это эффективный инструмент воспитательно-коррекционной работы с малышами, имеющими проблемы с дисциплиной.

Соревнования

В соревнованиях тоже есть правила. Но они предельно понятны и просты, что максимально упрощает для ребёнка самостоятельный контроль над собственным поведением. Нетерпеливым малышам бывает непросто принять тот факт, что проигрыши неизбежны, но постепенно, при грамотной совместной работе взрослых в детском характере вырабатываются столь важные черты, как самообладание и выдержка.

Театрализованные представления

Игры-драматизации, основанные на театральной постановке по мотивам любимых литературных произведений ребёнка помогают преодолеть стеснительность, раскрыть творческий потенциал, снизить уровень тревожности. Возможность действовать свободно в определённых рамках помогает нерешительным малышам обрести уверенность в себе и повысить самооценку.

Сюжетно-ролевые игры

Различные вариации ролевых игр открывают широкие перспективы для эффективного воспитания. Закладывая сюжеты и прописывая роли для игроков, вы можете отрабатывать детские страхи, корректировать демонстративное поведение, привлекать внимание детей к нравственно-этическим проблемам.

Коллективные игры

Продолжительные игры со сверстниками помогают ребёнку освоить правила поведения в обществе, взять под контроль упрямство и эгоистичность, побороть стеснительность и робость. Очень важно, чтобы во время коллективных игр взрослый сумел без явного вмешательства в игровой процесс корректно, но эффективно направлять совместную деятельность для достижения поставленных игровых задач.

Игры для коррекции демонстративного поведения

«Зеркало»

Встаньте в пару с ребёнком. Объясните правила: вы показываете любое движение, а малыш должен повторить его за вами, как зеркальное отражение. Движения могут быть совершенно любыми: поднять одну руку, поднять две руки, присесть, попрыгать и пр. Можно задействовать мимику: улыбнуться, высунуть язык, округлить глаза…

Если в игре участвуют несколько детей, сначала покажите им примеры движений, объясните, что надо делать игрокам, а затем разбейте всю компанию на отдельные пары.

Если с простыми движениями малыши справляются на «отлично», предложите им имитировать для своего отражения целые ритуалы: причесываться, чистить зубки, умываться, одеваться и т. п.

«Эхо»

Если вы впервые предлагаете ребёнку эту игру, расскажите ему, что такое эхо, где и почему оно «живёт». А теперь договоритесь, что временно функции эхо придётся выполнять карапузу.

Произносите любые звукосочетания, а ваше персональное «эхо» пусть повторяет. Постепенно усложняйте исходник для повторения, вплоть до декларации небольших стихотворений или строк из любимых сказок вашего малыша.

«Рассмешить Несмеяну»

Перед началом игры прочитайте ребёнку сказку о царевне Несмеяне. Обсудите с малышом, почему искренний смех - это очень важно. А теперь поделите между собой роли: один должен притвориться Несмеяной и изо всех сил сдерживать улыбку, пока второй игрок будет придумывать забавные шутки и корчить рожицы. Но, как только Несмеяна рассмеётся, меняйтесь ролями.

Игры для коррекции агрессивного поведения

«Каратист»

Выделите ребёнку, склонному к проявлению агрессии, ринг. Это может быть начерченный на асфальте круг, мягкий детский коврик (татами) или обруч-халахуп. Внутри ринга малышу дозволяется выполнять серию ударов руками и ногами, имитируя бой с невидимым противником. Подбадривайте маленького каратиста, мотивируйте его выплеснуть всю негативную энергию.

Таким же образом можно изобразить боксёра. В этом случае на ринге надо перемещаться прыжками, а удары совершать исключительно руками.

В конце игры пожмите ребёнку руку, как это делают спарринг-партнёры в единоборствах.

«Цирковые зайчики»

Это игровое упражнение поможет ребёнку сфокусировать внимание на собственных мышечных ощущениях, научит его управлять своим телам, сохранять над ним контроль.

Предложите ребёнку сыграть роль циркового зайца, который умеет быстро-быстро бить своими сильными лапками по барабану, при этом приветливо улыбаясь завороженным зрителям. Пусть малыш сожмёт кулачки, ощутит собственную силу, прочувствует, как напряглись его ручки, плечики. Пусть он выпрямит спинку. А теперь барабаним - сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Можно использовать воображаемый барабан или барабанить по плотной подушке. И не забывайте: подушку мы не бьём. Мы не злимся. Мы выступаем перед зрителями себе в удовольствие и им на радость. Улыбайся, зайчик, улыбайся!

«Садово-огородные обзывалки»

Эта игра полезна как для агрессивного малыша, склонного к обидным обзывалкам, так и для обидчивого, .

Предложите вдоволь пообзывать друг друга. Но главное - соблюдать правило: все прозвища должны быть с огорода:

  • ты редиска;
  • а ты тыковка;
  • а ты морковь;
  • а ты картошка.

А теперь придумываем «фруктовые» прозвища:

  • ах ты ягода-малинка!
  • а ты персик;
  • а ты яблочко.

Если в игре участвуют несколько детей, внимательно следите, чтобы в пылу азарта один из игроков не перешёл на вызывающий, оскорбительный тон.

Игры для коррекции тревожности

«Зайки и слоники»

В этой игре ребёнку предлагается примерить на себя две противоположные роли: трусливый серый зайчишка и уверенный в себе, сильный и смелый слон.

Чтобы игра проходила веселее, подберите подходящее музыкальное сопровождение.

В роли зайчика предложите малышу доступными выразительными способами демонстрировать свои страхи. Пусть он дрожит, робко жмётся в угол, делает испуганные глаза.

«Превратившись» в слона, малыш ходит величаво, спокойно, размеренно. Его голова горделиво поднята вверх. Он вальяжно осматривается по сторонам.

После игры обсудите, какая роль больше понравилась ребёнку. Почему?

«Снеговик»

Эта игра направлена на то, чтобы научить ребёнка сбрасывать накопившееся напряжение. Сначала вы «лепите снеговичка», мягко постукивая ребёнка, предлагая ему напрягать ту часть с тела, к которой вы прикасаетесь. Когда снеговик полностью готов, остаётся надуть щёки и постоять так минутку. А теперь тёплые солнечные лучики попали на нашего красавца, и он начал «таять»: постепенно, часть за частью малыш «оттаивает», расслабляя всё тело.

«Мячик-хвастунишка»

Тревожные малыши часто страдают от заниженной самооценки. Таким деткам очень важно не просто слышать от вас, что они многое умеют и знают. Им важно осознать это. Отличный помощник в таком ответственном задании - мячик-хвастунишка.

Вы кидаете ребёнку мяч со словами:

  • я умею;
  • я могу;
  • я знаю;
  • я скоро научусь;

Малыш должен поймать мячик в руки и вернуть его вам, закончив предложение. Повторяйте каждую фразу по несколько раз, чтобы ребёнок прочувствовал, понял, как много он уже умеет и знает: кушать самостоятельно, надевать штанишки, завязывать шнурки, считать, читать и пр.

Друзья! Обращаем ваше внимание, что лучшая защита от любой напасти - эффективная своевременная профилактика. А потому коррекционные игры уместны даже в случае, когда, к счастью, нет серьёзных оснований для опасений за поведение и психологический комфорт ребёнка.

Пусть ваше родительство будет счастливым! Добра, мира и спокойствия вашей семье! До новых встреч!

Демонстративное поведение – это выразительные поступки и действия индивидов, направленные на привлечения внимания к себе, вне зависимости от потребности людей, которые окружают их. Такое поведение в случаях, когда не выходит за определенные рамки является удобным средством, с помощью которого можно разрешить множество жизненных ситуаций, проблем и задач.

Демонстративное поведение часто свойственно лидерам харизматичного типа и многим женщинам. Некоторые психологи считают, что данное поведение обуславливает в целом женское поведение, так как наиважнейшей женской потребностью является привлечение к своей особе повышенного внимания.

Демонстративное поведение у детей

Важным составляющим и одновременным индикатором развития малыша служит его поведение. Различные нарушения в формировании личности малыша, например, завышенная или заниженная самооценка, плохой самоконтроль, обязательно проявляются в поведении.

Развитие малыша всегда обусловлено его воспитанием и обучением. Исследования психологов показывают, что дети, которые растут в обстоятельствах эмоциональной нехватки, которая связана с недостатком внимания со стороны родителей, любви и заботы, часто развиваются неполноценно.

Демонстративное поведение в большинстве случаев обнаруживается у капризных детей. Дети с таким поведением все делают по-своему.

Демонстративное поведение причины: единственная возможность для малыша привлечь внимание к своей личности; потребность в самоутверждении; реакции малыша на определенную эмоциональную травму, например появление младших детей в семье; своеобразный протест на что-либо. Чаще такое поведение встречается в семьях с авторитарным воспитанием, когда родители практически не уделяют внимания детям, не общаются с ними, больше обращают внимание на детей тогда, когда они плохо себя ведут.

У малыша к пяти годам надобность в уважении и признании начинает занимать главенствующую позицию. В этом возрасте дети начинают волноваться о том, что могут о них подумать окружающие. Упреки и невнимание вызывают обиду, появляется конкуренция. Дети сравнивают себя с другими. Главное, чтобы при этом малыш смог реально оценить себя и других сверстников. В случаях, при которых малыши не смогут адекватно оценить себя и их мнение о себе не будет совпадать с мнением о них других детей, появится желание доказать другим свою правоту и требование к себе повышенного внимания. В этом возрасте главным становится потребность в позитивной оценке со стороны людей, которые их окружают, для удовлетворения гипертрофированной надобности в самоутверждении.

Главенствующей особенностью детей с демонстративным поведением является привлечение внимания к своей маленькой персоне любыми доступными методами. Такие дети довольно активны в общении, но по большому счету собеседник их совсем не интересует, он всего лишь служит для них платформой для проявления и демонстрации себя. Они нуждаются не в простом внимании, а в восхищении собой.

Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Так как, когда детей кто-то начинает не понимать, то это их раздражает, провоцирует их на скандалы. Если они не смогут быть выше других, тогда другой должен стать ниже. В речи таких детей преобладают сравнительные формы, например, красивее и некрасивее, быстрее и медленнее, лучше и хуже и др. Все такие сравнения будут обязательно в их пользу.

Дети, склонные к демонстративным проявлениям, часто критикуют других, они запоминают все ошибки окружающих, чтобы потом при удобном случае напомнить о них. Часто они не дают другим детям проявить себя, постоянно вмешиваясь в их действия, перебивая и постоянно подсказывая им. Однако, при этом личная моральность детей страдает. У ребенка с демонстративными проявлениями, поведение с другими детьми может кардинально меняться тогда, когда при их общении находится важный для него взрослый. Т.е. дети с таким поведением думают лишь о внешнем проявлении одобряемого поведения, а не о помощи другим. Такие дети хорошо себя ведут или совершают добрые поступки только ради одобрения.

Демонстративное поведение достаточно легко можно распознать, а вот понять причины и откорректировать развитие такого малыша намного сложнее. Эффективным методом корректировки поведения будет являться игра. Взрослый при помощи игры создает малышу специальные условия, направленные на максимально яркое проявление его демонстративности. Данное заострение негативных свойств является одновременно и возможностью для самовыражения детей, и способом их самопознания.

Демонстративное поведение подростка

Подростковый возраст является самым тяжелым и сложным периодом в развитии личности индивидов. Демонстративный в дословном переводе означает указательный, т.е. наглядный, подчеркнутый.

Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе. При этом для подростков неважно позитивное ли это будет внимание или негативное, например, удивление, восхищение, сочувствие, почитание, негодование, даже ненависть и др. Их устроит любое проявление эмоций лишь бы не равнодушие и не безразличие.

Демонстративное поведение причины возникновения у подростков: ошибки в воспитании или неполные семьи (неблагополучные); привлечение внимания, как родителей, так и сверстников; желание выделиться; потребность в уважении, любви; активный протест на что-либо; индивидуальные особенности психики.

Подростки реализуют желания выделиться в разных направлениях, перетекающих одно в другое, или наоборот не меняющихся совсем. Главное, чтобы результат удовлетворил подростков. Одним из таких направлений могут быть действия, которые устремлены на получение уважения, симпатии, восхищения. Если данное стремление будет удовлетворено, т.е. попадет в благодатную среду, как дома, так и в школе, то такое направление останется неизменным. В таких случаях дети стремятся выделиться посредством отличной учебы или занятий спортом. Успеваемость по предметам чаще бывает избирательной – она будет выше по тем предметам, где учителя устанавливают индивидуальный подход, который обеспечит ребенку повышенное внимание. При этом все неудачи в учебе подросток будет объяснять внешними условиями.

Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

Третьим направлением может быть использование негативных реакций окружающих на себя для привлечения внимания. Такие подростки склонны к бравированию, паясничеству, хамству, грубости, нарушениям дисциплины и другим распространенным отклонениям в поведении. Подростки как бы переходят в оппозицию по отношению к социуму. Самым опасным в таком проявлении могут быть суицидальные наклонности и побеги из дома.

Демонстративное поведение у подростков опасно тем, что действия по привлечению внимания могут иметь фатальные последствия, связанные с неосторожностью, неправильностью расчетов или других обстоятельств. Еще одной опасностью такого подросткового поведения является то, что в их возрасте достаточно тяжело дифференцировать истинные суицидальные наклонности или демонстрацию ради привлечения внимания.

Демонстративное поведение у взрослых

Демонстративное поведение в психологии означает ярко выраженные в своем проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности в своей личности вне зависимости от желаний социума. Такое поведение может проявляться различными психопатологическими симптомами. Так, например, депрессивная личность будет демонстрировать потерю интереса ко всему, утрату смысла жизни; субъект с манией величия будет демонстрировать свое доминирование над другими, ценность своих мыслей и идей. Нередко термины «истерическая личность» и «демонстративная личность» применяются как синонимы к термину «демонстративное поведение».

Основными причинами такого поведения у взрослых могут служить желания получения или демонстрирования своего личного статуса в социуме или желания быть лучше, чем другие (своеобразная конкуренция). Это может проявляться в покупке дорогостоящих аксессуаров, демонстрации своих навыков, знаний.

Основным свойством демонстративного характера является огромная способность к вытеснению рационального, критического взгляда на самого себя, вследствие чего происходит проявление демонстративного или «актерского» поведения.

Главными чертами, характеризующими индивида, склонного к демонстративному поведению, являются: безграничный эгоцентризм, тяга к повышенному вниманию и признанию, потребность в любом эмоциональном проявлении по отношению к себе (эмоциональное проявление может быть, как позитивно окрашено, так и негативно). Такие люди не выносят равнодушия к своей персоне.

Многие психологи пришли к единому заключению, что суть демонстративной личности определяется аномальной способностью к вытеснению, избирательным отбором впечатлений о мире в общем и о своей личности в частности. Таким личностям будет приятно то, что устремлено на приукрашивание их. И, наоборот, все нейтральное или противоположное будет просто вытесняться из их сознания и памяти. Характерным для демонстративного поведения может быть осознанное и намеренное нарушение правил и норм поведения, принятых в социуме.

Моя девочка - самый настоящий демонстративный ребёнок, она очень любит привлекать к себе внимание окружающих, где бы она ни находилась, ведёт себя демонстративно, всё время доказывает, что она лучше всех.

Демонстративность ребёнка может сильно утомлять. Целый день такой малыш что-то доказывает и оценивает, поёт и кривляется, притягивая к себе всё внимание родителей.

У таких детей высока потребность в самоутверждении, поэтому они всё время озабочены тем, чтобы показать своё превосходство над другими детьми. Их главная цель - получить положительную оценку окружающих.

Демонстративные дети пытаются привлечь внимание всеми возможными способами. Они очень общительны, и это могло бы быть хорошей чертой, если бы не формальность такого общения. Обращаясь к партнёру, дети не испытывают к нему интереса, они хотят вызвать восхищение: говорят о себе, демонстрируют свои игрушки, навыки и умения: «Смотри, какие у меня туфельки, как я умею танцевать, рисовать…»

Демонстративность ярко выражается в желании обладать определёнными предметами. Подметив у сверстника интересную игрушку, демонстративный ребёнок начинает просить такую же или ещё лучше, дороже. Но новая кукла или машинка нужна не для игры, а для того, чтобы демонстрировать во дворе или в саду своё имущество, а значит, преимущество.

Самоутверждаются такие дети часто за счёт принижения другого. Например, увидев рисунок сверстника, малыш может сказать: «Ну и что? Это не очень хороший рисунок, я рисую лучше». Слова «лучше-хуже, красивее-не красивее» часто звучат из уст малыша. И сравнение всегда в его пользу. Также дети болезненно реагируют на похвалу, которая обращена к другим детям. Ребёнок вряд ли будет аплодировать победителю конкурса, а при случае постарается его унизить, показав, кто на самом деле лучше всех.

Другие способы привлечения внимания - кривляние, капризы, проявления агрессии, напускная застенчивость или подчёркнуто «идеальное» поведение. Когда отношения со сверстниками или взрослыми у детей не складываются, они могут провоцировать ссоры и скандалы. Нередко дети симулируют приступы болезни, чтобы вызвать сочувствие взрослых.

Демонстративность прячется под маской агрессивности. Ребёнок удивляет окружающих своим «ужасным» поведением, родители ругают и одёргивают его, но для шалуна это является не наказанием, а поощрением. Отсутствие внимания взрослых для него невыносимо. Демонстративность можно даже выявить по рисункам крохи. Как правило, дети рисуют людей во всех подробностях, уделяя особое внимание деталям. Человек на рисунке экстравагантно одет, прорисованы украшения, медали, погоны и т. д.

В школе такие дети стремятся к лидерству, позволяют себе выкрики с места, тянут руку, не зная правильного ответа - только бы на минутку оказаться впереди всех. Став постарше, подростки красят волосы в безумный цвет, чтобы выделиться из толпы, рано начинают курить, а родителям угрожают обещаниями сбежать из дома и т.д.

Хорошо или плохо?

Не спешите определять демонстративность как однозначно плохое качество. Есть у этой особенности свои преимущества. Демонстративные дети отдают много сил той деятельности, в которой хотят достичь успехов.

Многие отличники - демонстративные дети. И в искусстве демонстративность только помогает: пение, танцы, театр - всё подвластно такому ребёнку. Человек, умеющий привлечь к себе внимание окружающих, добьётся больших результатов и в спорте, политике.

Но и оставлять демонстративность без внимания опасно, эта черта может перерасти в невроз, когда ребёнок может рыдать, биться в истерике до судорог. Кажется, что демонстративному малышу всё даётся легко, на самом деле он постоянно напряжён - боится оказаться хуже других, для него это катастрофа. Отсюда - тревожность, неуверенность в себе, постоянное хвастовство, принижение других.

Ребёнок так сосредоточен на себе, что не замечает ничего вокруг себя, думает только о том, что говорят о нём другие. Это мешает ему просто радоваться жизни.

В будущем такой человек скучает с самим собой, стремится к славе, богатству, блеску, к сильным и влиятельным личностям. Свои недостатки и плохое поведение он стремится «не замечать». У него возникают сложности с умением сдерживать свои чувства, критически относиться к себе.

Вместе со всеми

Избавиться от демонстративности полностью вряд ли получится, но помочь можно и нужно. В первую очередь избегайте оценок и сравнения детей.

Избавьте ребёнка от необходимости доказывать своё превосходство. Игры-соревнования, конкурсы, поединки широко используются в практике воспитания, но для демонстративного ребёнка они противопоказаны. Он должен чувствовать, что его любят за то, что он есть, а не за достижения.

Очень важно показать такому малышу, что отношение других людей к нему - далеко не самое главное в жизни. Конечно, объяснить на словах это трудно. Создайте условия, в которых малыш будет сотрудничать со сверстниками, а не соревноваться с ними. Полезна коллективная работа - пусть рисует с другими детьми на листе ватмана, собирает конструктор, лепит детали замка.

Покажите ребёнку, что ровесники - это партнёры, а не конкуренты. Включайте малыша в самые простые коллективные игры с правилами, да хоть просто водите хороводы. Главное, чтобы он чувствовал свою причастность к общему делу. Учите слушать других людей. Начните с аудиокниг, перейдите к чтению по ролям, устройте семейный совет, на котором каждый должен выслушать другого, не перебивая.

Если ребёнок привык баловаться, кривляться, чтобы привлечь внимание, ему также можно помочь. Уделяйте ему внимание, когда он хороший, а не плохой. Откажитесь от бурных эмоциональных реакций на его проделки. Ваш тон должен быть нейтральным, поведение - спокойным. Найдите крохе поле деятельности, в котором его талант проявится настолько, что отпадёт желание постоянно что-то доказывать. Это могут быть театральный кружок, студия художественной самодеятельности, танцы, рисование.

И помните: нельзя держать демонстративного ребёнка «в чёрном теле» из «лучших» побуждений («девочка должна быть скромной»). Не бойтесь хвалить. Загнанная внутрь демонстративность может породить психические заболевания. Давайте ребёнку посильные поручения, в которых бы демонстративность нашла выход, - прочитать стихотворение перед компанией взрослых, приготовить доклад и выступить на классном часе и т.д.


Демонстративные дети.

Особенности поведения и возможности его корректировки .

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. Такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. Что же служит причиной такого поведения? Чего добиваются такие дети? И как с ними работать?

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Дети начинают привлекать внимание других и улавливать в их реакциях отношение к себе. Если же в ответ не было никакой реакции, то такие дети начинают демонстрировать обиду. Закономерным и необходимым для развития межличностных отношений в этом возрасте является проявление конкурентного и соревновательного начала. Дети начинают сравнивать себя с другими. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Если при сравнении у ребенка будет несоответствие того, что он думает о себе и того, что думают о нем другие, то может появиться стойкое желание доказывать во всем свою правоту и требовать к себе внимания со стороны взрослого больше, чем к другим детям. Получается, что у дошкольника выходит на первый план необходимость положительной оценки со стороны окружающих, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Негативной стороной этого становится агрессия. Ведь если дошкольника кто-то не принимает, то он начинает раздражаться, провоцировать скандалы, жаловаться. Невозможность быть выше другого подталкивает ребенка к такому решению: если я не могу быть выше, пусть другой станет ниже. К примеру, увидев, что у кого-то поделка из пластилина лучше, демонстративный ребенок поспешит сказать: «Какая у тебя некрасивая поделка! Я умею делать лучше тебя!»

В речи дошкольника с демонстративным поведением постоянно встречаются сравнительные формы: быстрее/медленнее; красивее/некрасивее; лучше/хуже и т.д. Все сравнения в любом случае идут в их пользу - как же иначе?

Дети с демонстративным поведением критикуют других ребят, запоминая все их плохие действия, и припоминают их в нужный момент. Иногда эти дети не дают другому что-либо сказать или сделать, они постоянно вмешиваются и перебивают, чтобы подсказать как сделать или научить.

Дети с демонстративным поведением обладают еще одним интересным качеством. Они не отвечают на просьбы о помощи, а потом сами, как бы снисходя, предлагают ее. Демонстративную Марину на занятии сосед просит дать карандаш, Марина делает вид, что не слышит. Через время она смотрит на рисунок соседа и громко восклицает: « Ой, у тебя все такое мрачное! Хочешь я дам тебе желтый карандаш, чтобы ты украсил свой рисунок?»

Другим детям будет дана оценка в зависимости от того, как этот ребенок относится к демонстратору. Например, если с ним поделились игрушкой, то ребенок хороший.

Демонстративное поведение у ребенка не так трудно распознать. Гораздо труднее разобраться с ним и подкорректировать развитие ребенка.

На что же следует в первую очередь обратить внимание педагогам и родителям детей с демонстративным поведением.

Сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможность ребенку увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Родители и педагоги должны избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство . Ребенок должен и без этого чувствовать любовь и уважение к себе. И только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное - показать ребенку, что оценка и отношение других - далеко не самое главное в его жизни , и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. "Сдвинуть" ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение . Открывают богатые возможности для этого традиционные занятия – рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры - не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него партнерами по общему делу, а не источником обиды. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и др.

Приведу примеры нескольких игр, которые помогут детям с демонстративным поведением лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить с ними чувство общности.

В этих играх могут принимать участие от 2 до 6 детей 5 – 6 летнего возраста.

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна"

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

"Конкурс хвастунов "

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.