Контроль организация самостоятельной деятельности детей. Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГТ. Игровые обучающие ситуации

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочнопознавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд общих условий:

1. Освободить достаточно времени для деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.

2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечить подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Так, если воспитатель видит, что дети перестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игрушки целесообразно на некоторое время убрать.

4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определенное место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не означает, что малыши должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится данный материал. Взяв игрушку, малыши могут действовать с нею в любом месте, но воспитатель должен следить, чтобы ребенку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если малыш взял мелкий строительный материал и стал заниматься с ним на полу, где играют другие дети с крупными игрушками, ему лучше предложить поиграть за столом, но, что должно являться обязательным, попросить после игры все убрать на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.

5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Особенно важно направлять деятельность тех, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии педагога нуждаются и дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им требуются помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Воспитатель показывает, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия. Но, помогая ребенку справиться с задачей, педагог должен учитывать, что в данном возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты к действию, как это делалось в предыдущей группе: надо побудить малыша выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.

Остановимся на некоторых методических указаниях по руководству сюжетной игрой.

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отражать свои впечатления. В практике детских учреждений материал чаще бывает расположен в виде готовых сюжетных уголков (сюжетный уголок для игры в доктора, парикмахера, магазин и др.). Подобное расположение пособий для развития сюжетных игр на данном возрастном этапе неудачно, так как при этом не учитываются изменения, которые происходят в развитии ребенка на третьем году жизни. Все за него уже продумано, даны определенные сюжеты и полностью подобран необходимый материал. Поэтому часто дети играют однообразно, неинтересно, сюжеты повторяются изо дня в день.

Как же все-таки разместить пособия в помещении группы?

В групповой комнате, где стоит крупная мебель (стол, стулья, кровати, шкаф для хранения чистой посуды), надо выделить место для сюжетных игр. Здесь можно поместить шкаф для одежды кукол (меняется в зависимости от времени года), плиту, диванчик, на котором будут располагаться куклы, и другие сюжетные игрушки. В этой части комнаты дети могут играть с игрушками, отображая различные бытовые сюжеты. Здесь же неплохо установить открытый шкаф или стеллаж для различных игрушек или атрибутов. Например, для игры в магазин понадобятся весы, некоторые овощи, фрукты (можно использовать игрушки или муляжи), сумочки, корзинки или другое оборудование, например для игры в доктора. Этот материал пополняют в зависимости от обогащения детей впечатлениями, новыми знаниями.

Для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений (в кабинете врача, на кухне, за работой дворника, няни в группе). Во время экскурсий и наблюдений воспитатель обращает внимание малышей на главное, существенное. Тем самым он помогает ребенку не только запомнить то, что он видит, но и разобраться во взаимосвязи между действиями, во взаимоотношениях взрослых. Полученные впечатления дают ребенку материал для новых сюжетных игр.

Как и на втором году жизни, важным средством для обогащения содержания игры являются специально организуемые воспитателем показы-инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и поступки людей. Например, устроив инсценировку «Упрямые барашки» (не захотели уступить друг другу дорогу через мостик и поэтому упали в воду), воспитатель противопоставляет показанному поведение двух девочек – Маши и Даши: они тоже шли через мостик, но уступили друг другу дорогу и преодолели препятствие благополучно. Сюжетом для таких инсценировок могут быть сказки с участием знакомых малышам игрушек. Это расширяет возможности их использования в повседневных играх.

Для обогащения сюжетных игр можно применять макеты из игрушек, например зимний сюжет: зима, куклы лепят снежную бабу, катаются с горок на санках, лыжах; или макеты, которые выполняются к праздникам: нарядные куклы едут на автомобилях с шарами и флажками.

Полезно рассмотреть макеты вместе с детьми, поговорить о том, куда едут нарядные куклы, и др. Совместные игры воспитателя и детей – эффективный метод обогащения их деятельности. Играя с малышами, педагог поддерживает у них интерес к игре, стараясь усложнить ее содержание. Если он видит, что кто-то из детей играет неактивно, остается безучастным, подсаживается к нему, задает вопросы по ходу игры, вызывает воспоминания, стимулирует воспроизведение прошлых впечатлений. Это не только удлиняет и обогащает игру, но и упражняет память малыша. Вопросы воспитателя вызывают детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на становление речи. Или, например, педагог видит, как ребенок завязывает бинтом руку, но у него плохо получается, и вот он уже готов бросить это дело, не достигнув цели. Воспитатель, обращаясь к малышу, говорит: «Я доктор, давай я тебя полечу». Внимательно осматривает руку, протирает ватой, бинтует. Затем предлагает: «Пойди спроси у ребят, не заболела ли у кого-нибудь кукла, я полечу». Своими действиями педагог подводит ребенка к ролевой игре.

Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, воспитатель делает это с большой осторожностью, чутко относится к интересам малышей. Нельзя мешать возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем случае не должно превращаться в натаскивание.

Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе должен быть крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, а также средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел на втором году жизни. Помимо этого, детей третьего года жизни подводят к сюжетной постройке, учат строить. Этот вид деятельности используется также для ознакомления ребенка с формой предметов, для развития пространственных соотношений. Поэтому руководство воспитателя играми детей с этим материалом важно и необходимо. Например, педагог в присутствии малышей создает разные сооружения, затем объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить: организует работу так, чтобы дети помогали ему, подбирали нужную форму. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предметов, поддерживает интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения. Например, ребенок играет в зоопарк. Воспитатель уточняет, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Совместно решают: надо сделать из кубиков домик. Наборы строительного материала желательно дополнять игрушками (куклы, животные, птицы), различными атрибутами для оформления построек (флажки, звездочки, елочки и др.).

По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф или класть его на стеллажи в соответствии с формой. Такое хранение помогает содержать его всегда в порядке. Кроме того, у ребенка закрепляется представление о форме предметов.

Наряду со строительным материалом детям этого возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может делать несложные предметы, например домик из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления, и др. Если, действуя с конструктором, малыш в чем-то затрудняется, не надо спешить ему на помощь. Но если ребенок не может обойтись без взрослого, не делая за него абсолютно все, надо ему показать и объяснить, что можно выполнить из деталей и почему именно так, чтобы в дальнейшем он мог сам решить подобную задачу.

Для развития самостоятельной деятельности детей большое значение имеют наблюдения. Путем наблюдений малыши знакомятся со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Объектами наблюдений могут быть животные, находящиеся в группе, рыбки в аквариуме, растения, картины, на которых изображены пейзажи, цветы (время от времени их надо менять). Рассматривая вместе с детьми окружающее, воспитатель пробуждает у них желание наблюдать самостоятельно. Если воспитатель видит, что ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь ему увидеть в наблюдаемом объекте или явлении главное, существенное. При этом малыши могут задавать вопросы, что будет свидетельствовать об уровне их познавательной деятельности.

Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину. После этого малыши успешно собирают пирамидку по форме и величине. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать пирамидки из 6–8 колец, детям от 2,5 до 3 лет – пирамидку из 8-10 (12) колец и даже фигурные пирамидки.

Малыши любят играть с матрешками. В первом полугодии (в возрасте от 2 до 2,5 лет) они собирают и разбирают 4-5-местные игрушки, а во втором полугодии – 6-7-местные.

С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой. Для самостоятельных занятий с ней детям дают образцы несложных рисунков геометрических форм. Выполняя рисунок по образцу, ребенок должен ориентироваться на форму и цвет. Так, играя, он закрепляет знание свойств предмета.

В группе должен быть игровой материал, различный по цвету. Располагать игрушки надо так, чтобы малыши могли ими пользоваться. Воспитатель помогает детям организовать игру. Например, в коробке подобраны разнообразные предметы основных цветов: грибы, шарики, палочки, кольца. К ним даны цветные дощечки таких же цветов. Взяв для игры пособие, ребенок должен сам разложить эти предметы на дощечки соответствующих цветов.

Для упражнений в восприятии и запоминании основных цветов надо иметь игрушки, предметы, окрашенные в эти цвета. Например, у кукол должны быть красные и желтые платья, у мишек синие штаны, у других кукол красные косынки. Строительный материал также должен иметь разную окраску. Во время самостоятельной деятельности детям можно предлагать, например, такое задание: «Давайте внимательно посмотрим, а что у нас в группе красного, желтого, зеленого или синего цвета?» Подобные задания способствуют развитию у малышей ориентировки в окружающем, наблюдательности.

Большой интерес в самостоятельных играх у детей вызывают складные кубики: из их частей можно собирать целый предмет. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать от 2 до 4 частей, детям от 2,5 до 3 лет – до 6 частей. На картинках должны быть изображены хорошо знакомые малышам предметы и их части, чтобы они могли сложить целый предмет.

В самостоятельной деятельности ребенок использует разнообразные лото («Лото малышам», ботаническое, зоологическое, лото «Транспорт», «Мебель», «Посуда»). Эти игры использовались на занятии, и дети знают, что нужно делать.

В работе с детьми третьего года жизни широко используют книги, серии картинок для воспитания умения самостоятельно пользоваться книгой, картинками. Рассматривать изображения, рассказывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рассматривания убирать их на место – все эти задачи воспитатель решает, организуя самостоятельную деятельность ребенка. К выбору места хранения книг и картинок надо отнестись особо внимательно. Место должно быть спокойное, светлое, чтобы малышу, пожелавшему заняться книгой, не мешали другие дети. Хранятся книги на полочке или в шкафу так, чтобы их можно было свободно брать. Для самостоятельных занятий детям дают те книги и картинки, которые использовались на занятии и им знакомы. Но вполне естественно, что в самостоятельное пользование можно предлагать и то, что малышам не знакомо. При этом содержание иллюстраций в книге или картинок должно быть таким, что, имея определенный опыт, ребенок может сам в нем ориентироваться, например тематические альбомы (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты и др.). Надо стремиться к тому, чтобы во время рассматривания иллюстраций дети больше говорили. Если воспитатель видит, что у ребенка исчез интерес к книге, надо или самому подключиться и своим участием поддержать интерес малыша, или же переключить его на другой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.

Для закрепления навыков изобразительной деятельности на третьем году жизни ребенку в самостоятельное пользование можно давать только мел и доску. Карандаши и пластилин использовать нецелесообразно, так как у детей пока еще нет устойчивого отношения к использованию данного материала, поэтому без внимания воспитателя малыши могут применять его не по назначению. В группе следует иметь доску настенную или переносную, на ножках.

В самостоятельной деятельности ребенка особое место должны занимать действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Малыш совершает их с большим удовольствием. Но поручение надо предлагать ребенку не для того, чтобы только чем-то занять его. Оно должно являться одним из средств трудового воспитания, а также способствовать решению задач развития ориентировочных реакций и речи. Давая ребенку поручение, надо проследить, чтобы малыш сумел его выполнить, так как на данном возрастном этапе дети часто отвлекаются и забывают о задании. Следует подбирать для ребенка такие поручения, при выполнении которых ему потребуется сделать усилие, подумать, как действовать. Полезны разнообразные словесные поручения: «пойди скажи», «пойди позови» и др. Они способствуют развитию общения и со сверстниками, и со взрослыми.

Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения, но и в этом возрасте ребенок устает от их однообразия. Дети не могут долго ходить, бегать, однообразно двигаться. Есть много средств для развития движений. С этой целью используют режимные и гигиенические процессы, привлекают детей к участию в работе взрослых, дают различные посильные поручения – что-то принести или отнести. Такие приемы расширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнообразят их деятельность, повышают двигательную активность.

Но особенно эффективным средством развития движений ребенка является игра. Во время игры малышу создают условия для движений как в группе, так и на участке. В игровой комнате должно быть достаточно места, где дети могли бы свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В группе должны быть игрушки, побуждающие детей к движениям: мячи разных размеров, широкие обручи, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, игрушечные автомобили, небольшие доски, ящики. Это особенно важно, когда дети по какой-либо причине не гуляют на участке. В групповой комнате, если позволяет площадь, или в каком-либо другом помещении можно разрешать малышам кататься на велосипеде (под контролем взрослого), играть в мяч, предложив ребенку не бросать его бесцельно, а чтобы ловил кто-либо из детей или взрослый, и показать, какие движения нужно делать.

На участке должны быть специальные пособия – шестигранники, лесенки, доски различной ширины, приспособления для игры в мяч, чтобы во время прогулок дети могли достаточно и разнообразно двигаться: развивать координацию общих движений, учиться преодолевать небольшие препятствия, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, согласовывать свои движения с движениями других детей.

Пособия, предназначенные для физических упражнений, должны храниться вне помещения группы.

Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

(выступление на районном МО воспитателей, подготовлено воспитателем Юровой Л.И.)

В соответствии с ФГТ и ФГОС образовательные задачи должны решаться

В ходе режимных моментов,

в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),

в самостоятельной деятельности детей

в совместной деятельности с семьей.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно - в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомов для свободного рассматривания детьми. Чтобы заинтересовать каждого ребенка в своей работе я применяю разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Которые планирую ежедневно в календарно-тематический плане (чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
Один раз в месяц в группе организовываю выставку книг. Первую - в начале учебного года - целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Стараюсь, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Последующие выставки могут быть тематическими: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. Каждый четверг у нас в группе проходит реклама книги, которую родители читали детям дома. Дети приносят книгу в группу и рассказывают о чем она всем детям. В группе также функционирует центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование - ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина, теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью. Иногда ребятам предлагаю придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.
Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.

Другое педагогическое условие - влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

Создать специальную предметно-развивающую среду;

Предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

Использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

Уровень детской самостоятельности;

Познавательная активность детей;

Уровень мотивации.

Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельную деятельность детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы : мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица» и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

С амостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

Создать специальную предметно-развивающую среду;

Предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

Использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

Уровень детской самостоятельности;

Познавательная активность детей;

Уровень мотивации.

Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

  • 1. Всё оборудование в группе подобрано согласно возрастным особенностям детей. Размещено оборудование рационально, удобно для детей.
  • 2. Во второй половине дня дети отдают предпочтение следующим играм - сюжетно-ролевым, строительным, подвижным, настольным.
  • 3. По инициативе воспитателя возникали сюжетно-ролевые игры: она предлагала новые игровые действия, новые роли, вносила дополнительное оборудование. Также воспитатель организовывала дидактические игры с целью расширения представлений детей об окружающем мире.
  • 4. По инициативе детей возникали подвижные, строительные, сюжетно-ролевые игры. Дети увлеченно конструировали, мальчики строили различные гаражи, дома; девочки предпочитали строить замки, дома для кукол. Некоторые дети любят раскрашивать. Они располагаются так, чтобы было видно, как играют другие ребята.
  • 5. В играх дети чаще всего воспроизводили сюжеты из обыденной жизни (поход в магазин, парикмахерскую, больницу; праздники).
  • 6. Дети подражали домашним делам своих родных, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика. В одной и той же игре часто сочетались элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу в больницу; родители с детьми идут на праздник и т.п.
  • 7. Часто структура сюжета была однотемной, но многоперсонажной.
  • 8. Иногда в настоящую работу дети вводили игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращался в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становился дворником.
  • 9. Роли распределялись исходя из половой принадлежности ребенка. Мальчики не хотели брать на себя роль девочек. Девочки также неохотно относились к ролям, где они могут играть роль персонажа противоположного пола.
  • 10. Ведущие игровые интересы детей: не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо был замечен интерес к играм с общественной тематикой.
  • 11. Своеобразие планирования руководства творческими играми в группе заключалось в том, что педагог старался организовать деятельность детей таким образом, чтобы в процессе игры дети познавали мир, всесторонне развивались.

Уровень развития умений в творческой игре

«От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Фактические игровые умения

Качалова Леонида

Желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Лёня часто проявляет желание организовать своих сверстников для сюжетно-ролевой игры.

Умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, путешествий.

Неоднократно замечала, что Лёня вносил в сюжет новые действия, приводив пример из своего восприятия окружающего.

Умение: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.

Лёня любит брать на себя ответственность подготавливать необходимые атрибуты для предстоящей игры. Проявлял чуткое внимание к своим сверстникам.

Уметь усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Чтобы не обидеть других детей недостаточным количеством ролей, Лёня придумывал и внедрял в игру новые роли. Или же отдавал свою роль обиженному, по его мнению, сверстнику.

Уметь коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Охотно принимал участие в возведении построек с другими ребятами. Лёня прислушивается к другим ребятам в коллективной работе.

Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

На протяжении практики не удалось пронаблюдать данное умение.

Уметь выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

На репетициях к предстоящему празднику удалось пронаблюдать его поведение в роли солиста.

Уметь выполнять правила игры.

Правила игры всегда соблюдает.

Уметь сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, определять изменения в расположении предметов.

Дидактические игры разного характера не вызывают затруднений. Любит подумать сам, а не просить помощи взрослых.

Иметь такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, культура честного соперничества в играх-соревнованиях.

Такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, у Лёни наблюдаются. В подвижных играх предпочитает честное соперничество.

На основании наблюдения за Леонидом Качаловым и беседы с ним я пришла к выводу о том, что его уровень развития творческой игры высок. Он обладает большинством игровых умений, которые рекомендованы программой «От рождения до школы». Умеет организовать сюжетно-ролевую игру, придумать для её обогащения новые роли и новые действия. Дисциплинирован в соблюдении правил игры. По отношению к другим детям проявляет дружелюбие. Охотно включается и активно работает в группе детей.

Организация самостоятельной детской деятельности по интересам. (из опыта работы) В логике Федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, самостоятельная деятельность является одной из основных форм организации образовательного процесса наряду с совместной деятельностью. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения прописана ежедневная организация жизни и деятельности детей, где определено время в режиме дня для самостоятельной деятельности дошкольников 4-5 лет, которая занимает – 3 часа 15 мин . (во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).

(во время утреннего приёма – 10 мин., на перерыв во время НОД – 5 мин., на первую прогулку – 45 мин., после обеда – 15 мин., на деятельность, освоенную на уровне самостоятельности (труд, игра, конструирование) – 45 мин., вторую прогулку – 45 мин., прогулку перед уходом домой – 30 мин.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно,индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

В начале года в ходе серии наблюдений за самостоятельной деятельностью детей я изучала их игровые предпочтения в использовании центров - уголков группы, фиксировала местоположение всех детей группы.

На основе анализа выделила пространственные зоны, где дети предпочитали заниматься самостоятельной деятельностью.

Исходя из результатов диагностических наблюдений для успешной организации самостоятельной детской деятельности по интересам, я поставила задачу:

Совершенствовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам, которая позволяет ему действовать со сверстниками или действовать самостоятельно.

В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными игрушками, пособиями, играми, атрибутами, материалами, т.е оснащённость предметно-развивающей среды в соответствии возрасту.

С учетом ФГОС организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Учитывая, что основное место в программе «Детство» (авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) занимает организация самостоятельной и совместной деятельности, я уделяю особое внимание созданию условий используя разные приёмы и методы, которые помогают развивать детские интересы, способности, стимулируют активность и самостоятельность, способствуют развитию субъектной позиции в деятельности.

Чтобы в самостоятельной деятельности дети проявляли интерес к театрализованной деятельности я показывала, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушали, потом рассматривали иллюстрации, затем инсценировали ее в настольном театре. Впоследствии эти приемы совершенно самостоятельно применяют в самостоятельной деятельности..

Уголок театрализации пополнили современными мягкими игрушками. В самостоятельной деятельности с мягкими игрушками обожают играть все дети.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг в книжном уголке. Чтобы в самостоятельной деятельности дети проявили интерес к книжному уголку, я организовываю выставку книг, (соответственно тематическим месяцам), а так же через такие приёмы как чтение, рассматривание и обсуждение, починка заинтересовываю их.

Считаю, что немаловажным является предоставление детям самостоятельности в трудовой деятельности. Мой личный пример привлекает детей к самостоятельным трудовым действиям.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной, я создаю специальную предметно-развивающую среду. Например, предлагаю цветные счётные палочки, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур из специальных наборов из которых дети любят выкладывать различные фигуры.

Согласно комплексно – тематическому планированию образовательного процесса при организации самостоятельной деятельности детей вызываю интерес у детей внесением нового атрибута . Например: тема недели «Дорожная безопасность», внесла светофор. Мы с детьми рассматривали, учили стихи. В свободной самостоятельной деятельности уголке по безопасности предпочитают играть и девочки и мальчики.

В уголке изобразительной деятельности, внеся материал, разнообразных свойств

для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, тематические раскраски) я мотивирую детей на самостоятельное художественное творчество.

Организуя самостоятельную деятельность, дети наиболее активно используют предметы и игрушки, представленные в строительном и кукольном уголках. Девочки с наибольшим интересом играют с куклами небольшого размера, мальчики – с наборами, состоящими из мелких фигурок солдатиков, роботов.

Организуя самостоятельную детскую деятельность по интересам используя различные приемы, стараюсь поощрять самостоятельные действия детей, контролировать качество выполнения действий, поведение детей, а если нужно, то предлагаю другой вид деятельности.

Таким образом, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной детской деятельности, условием для своеобразной формы самообразования дошкольника. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения), происходит развитие личности.