Ребёнок боится громких звуков: причины страха и действенные способы его преодолеть. Грудничок боится

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были , и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Большинство детей любят купаться, и не только в ванной, но и в море, бассейнах и водоёмах. Особенно это касается новорождённых и малышей первых шести месяцев жизни. На подсознательном уровне ребёнок помнит, что находился долгое время в жидкости - околоплодных водах внутри тела матери. Поэтому во время погружения в тёплую воду он чувствует защищённость, комфорт и инстинктивно успокаивается. Однако с возрастом нервная система крохи формируется и у него могут появиться страхи и тревожность. Одним из объектов боязни часто становится вода. Некоторые малыши спокойно купаются в ванне, но боятся подойти к морю. А другие испытывают ужас только от одной мысли о плавании или вечернем душе, особенно это касается процедуры мытья головы. У психологов есть свои мнения на счёт того, что делать в этом случае.

Почему ребёнок боится воды: основные причины

Родителям стоит понимать, что у детей страх не возникает сам собой, для этого есть веские причины. Боязнь воды - один из самых распространённых случаев, с которыми сталкиваются взрослые у детей дошкольного возраста. Поэтому мама и папа должны попытаться выяснить причину и помочь крохе преодолеть свой страх.

Психологи утверждают, что не обращая внимание на эту ситуацию, родители совершают большую ошибку. Примерно до семи лет у детей на подсознательном уровне накапливается информация о том, чего они боятся. И если не помочь ребёнку преодолеть свои переживания, он станет испытывать страх и во взрослом возрасте. Именно поэтому у некоторых подростков, мужчин и женщин проявляются аквафобия - паническая боязнь воды, а также гидрофобия - заболевание, при котором человек испытывает ужас не только от контакта с водой, но и находясь рядом и даже боится выпить жидкость.

Если малыш чего-то боится, это вполне нормальная ситуация, ведь страх - эмоция организма. Однако детские психологи утверждают, что причины боязни воды отличаются в зависимости от возраста детей.

Новорождённый боится купаться

В этом возрасте ребёнок не испытывает страх перед погружением в жидкость, ведь он провёл в ней девять месяцев. Он боится неприятных ощущений, которые могли стать причиной такой реакции на воду:

  • неподходящая температура в ванночке: возможно, родители опустили младенца во время купания в слишком горячую или холодную жидкость, поэтому в следующий раз кроха боится снова почувствовать дискомфорт;
  • неприятные ощущения во время погружения: если у ребёнка на теле есть признаки аллергии, раздражения или сыпи, при контакте с водой малыш может испытывать жжение, зуди или боль. Именно поэтому он не хочет купаться и плачет;
  • страшится ныряния: сегодня очень популярны занятия грудничковым плаванием. Однако не все родители прислушиваются к советам специалистов и начинают проводить упражнения самостоятельно без квалифицированной помощи рядом. Вследствие этого во время погружения с головой малыш мог наглотаться воды и сильно испугаться;
  • психологический дискомфорт: очень часто молодые родители боятся купать новорождённого. Медики объясняют, что любые изменения в настроении мамы передаются и младенцу. Если женщина нервничает, страшится и неуверена в себе во время проведения процедуры, кроха также будет капризничать, плакать и бояться.

Причины боязни воды у грудничков с 6 до 12 месяцев

После полугода нервная система ребёнка начинает работать по-другому. Кроха познаёт окружающую среду, проявляет интерес ко многим вещам, у него появляются любимые игрушки. Тоже самое касается людей: малыш может с удовольствием и радостью идти на руки к родителям, а вот к незнакомым относится с настороженностью и небольшой тревогой.

Бывают случаи, когда ребёнок всегда с радостью купался в ванной, бассейне или родители уже показали ему море, а в какой-то момент резко начал пугаться воды. Скорее всего, подсознание запомнило неприятный момент, который произошёл во время нахождения в жидкости. И теперь кроха боится его повторения, думая, что он возникнет во время купания. Причины могут быть такие же, как и для новорождённого, но добавляются несколько новых:

  • малыш ударился, находясь в ванночке: например, поскользнулся на гладком дне ванны и ударился головой, рукой и т.д.;
  • мама резко открыла воду в режиме душа и кроха испугался сильного напора;
  • после проведения процедуры осталась вода в ухе и оно начало болеть или доставлять дискомфорт ребёнку, поэтому грудничок инстинктивно пытается предотвратить повторение ситуации и не хочет купаться;
  • родители использовали новый шампунь и пена попала в глаза или рот младенца;
  • взрослые накричали на ребёнка во время ритуала купания, поэтому кроха боится снова вызвать негативную реакцию со стороны родителей.

Почему дети старше года вдруг начинают бояться воды

В этом возрасте дети уже испытывают осознанный страх воды. Крохи до двух лет вдруг начинают устраивать истерики, прятаться, чтобы не идти купаться и даже небольшие брызги могут привести ребёнка в состояние тревоги и нервного напряжения.

Детские психологи обращают внимание родителей, что в этом случае необходимо как можно быстрее найти причину и помочь ребёнку побороть страх. Ведь до двух лет большинство детей не может чётко рассказать, почему они пугаются, что их беспокоит.

Трёхлетки и ребята постарше уже могут сформулировать свои мысли наиболее полно и рассказать родителям о своих переживаниях. В этом возрасте у малышей ещё очень неустойчивая психика, поэтому даже одно неосторожное предложение о том, что непослушных детей забирает водяной под воду может стать причиной страха на всю жизнь. У мальчиков и девочек такого возраста боязнь воды чаще связана с психологическими причинами, а не физическими, например, ударился во время купания или слишком горячая вода в ванне. Страх может появиться после таких ситуаций:

  • резкое увеличение количества жидкости: малыш всё время купался в ванночке, где чувствовал себя комфортно и в безопасности. Но родители решили начать ходить в бассейн или набрать полную взрослую ванну дома. Кроху без предварительной беседы просто опустили в жидкость, которой слишком много. На подсознательном уровне у ребёнка срабатывает рефлекс самосохранения и мозг начинает воспринимать воду как опасность, которой нужно бояться;
  • купание против желания: чаще всего это происходит на море или в бассейне, когда малышу просто нужно больше времени, чтобы привыкнуть в большой воде, познакомиться с новым местом для купания. А взрослые не хотят ждать и резко погружают ребёнка в море. Моментально кроху сковывает страх и паника, он не чувствует дна и начинает плакать, нередко такое состояние перерастает в настоящую истерику;
  • боязнь купаться одному: некоторые родители оставляют детей в ванной одних, мотивируя это тем, что малыши должны приучаться к самостоятельности, а воды в ванночке совсем немного. Однако ребёнок боится поскользнуться и упасть, например. Отсюда и проявляются страх.

Как помочь: методы борьбы со страхом воды у детей

Доктор Комаровский придерживается принципа, что у каждого поведения есть причина. Дети не плачут, истерят и капризничают просто так. Поэтому родителям прежде всего необходимо выяснить, почему ребёнок стал бояться воды, а потом срочно приступать к решению проблемы. С этой точкой зрения согласны и детские психологи.

Специалисты настаивают, что для детей разного возраста подходят свои правила поведения для родителей. Например, если с четырёхлетним сыном или дочерью можно поговорить и объяснить ему элементарные вещи, помочь побороть страх разговором, донесением информации. То с младенцем до года такой способ не пройдёт. Ребёнок просто не поймёт маму или папу и будет продолжать бояться.

Приёмы избавления от страха для новорождённых и детей первых шести месяцев жизни

С момента появления в доме младенца родители тоже учатся: как ухаживать за крохой, кормить, одевать, менять подгузники и, конечно же, как правильно купать. Знаменитый педиатр Евгений Олегович Комаровский обращает внимание, что от правильного организованного процесса ежедневного ритуала с водой зависит не только поддержание чистоты ребёнка, но и его психологических комфорт. Дело в том, что младенцу спокойнее, находясь в жидкости, он расслабляется и настраивается на крепкий сон, поэтому истерики, крики и слёзы в ванночке абсолютно не нужны. Чтобы не допустить развитие боязни воды у новорождённого или эффективно справиться с уже появившимся страхом, родителям необходимо:

  • контролировать температуру воды: это можно сделать с помощью специального термометра, который опускают в ванночку или взрослые пробуют жидкость локтём. Оптимальной считается 36 о - 37 о;
  • набирать не слишком много воды, чтобы ребёнок не испугался и не погрузился в неё с головой;
  • разговаривать с крохой, ведь мамин голос успокаивает младенца и настраивает на позитивный лад;
  • действовать постепенно: сначала окуните ножки крохи в ванночку, если ребёнок не плачет, медленно погружайте всё тело. Голову обязательно нужно поддерживать;
  • после проведения процедуры кроху нужно сразу завернуть в тёплое полотенце с капюшоном. Это делается не только для того, чтобы ребёнок не замёрз. В некоторых случаях резкие перепады температуры: в воде тепло и комфортно, как только достали из ванночки - холодно, могут стать причиной нежелания купаться;
  • использовать для гигиены младенца только специальную детскую косметику. Шампунь подбирать необходимо с пометкой «без слёз», чтобы в случае попадания в глаза он не вызывал жжения у крохи.

Видео: доктор Комаровский о купании младенцев

Помогаем справиться с боязнью воды детям до года

В этом возрасте, помимо правильно организованного процесса купания, младенца необходимо заинтересовать и создать комфортные условия для принятия ванны:

  • кроха уже умеет сидеть, поэтому на дно обязательно нужно постилать специальный коврик, чтобы ребёнок не скользил;
  • превратите купание в игру: можно купить различные игрушки для ванной, надувной круг или специальную шапочку. Конечно, некоторые дети бояться, когда на них надевают эти предметы, но другим нравится и они с удовольствием играю в воде;
  • постепенно увеличивайте время нахождения во время купания: сначала пять минут, затем 7, 10 и так до получаса;
  • включите ребёнку успокаивающую музыку: умиротворяющие звука помогают младенцу расслабиться и легче переносить процесс погружения в жидкость;
  • мама всегда должна быть рядом, можно рассказать сказку крохе, спеть песню или поиграть. Ребёнок должен видеть, что мама радостная, тогда это настроение передастся и ему.
  • если кроха сильно испугался, на несколько дней можно отменить купание в ванной, чтобы неприятные впечатления забылись, ведь груднички очень быстро стирают из памяти различные моменты, не только плохие, но и хорошие;
  • смените обстановку: дети всегда проводят ассоциации, поэтому как только мама входит в ванную комнату, малыш начинает плакать. Поставьте ванночку в комнате на диване и попробуйте искупать кроху там. Часто смена обстановки положительно влияет на восприятие ребёнком процесса погружения в воду.

Психологи предупреждают родителей, чтобы помочь малышу побороть страх, нужно набраться терпения и действовать медленно. Ни в коем случае нельзя кричать на младенца, а тем более бить его. Этим можно только усугубить ситуацию, что в будущем станет причиной развития настоящих фобий у подрастающего ребёнка.

С каждым днём ребёнок понимает всё больше. Он учится анализировать, находить причину того или иного действия, проявляет страх и пытается с ним бороться. Конечно, есть дети, которые, например, после неожиданного погружения под воду с головой, не испугаются, а попытаются повторить этот трюк ещё раз, или не придадут значения, быстро забудут и не станут бояться воды. Но таких меньшинство. Поэтому если ваш малыш внезапно начал испытывать тревогу от процесса купания, психологи рекомендуют следующие методы:

  • начинать купание в игровой форме: возьмите с собой любимую игрушку ребёнка, пусть он сам её искупает, при этом родители должны объяснять малышу, почему мыться необходимо. После предложите крохе самому погрузиться в воду, акцентируя внимание, что мама и папа всегда будут рядом и сразу достанут его из ванны, как только он захочет;

    Психологи настаивают, что нельзя забывать хвалить малыша. Даже небольшой шаг вперёд, например, ребёнок дотронулся ручкой до воды, - повод похвалить кроху и порадоваться вместе с ним. Для детей очень важно одобрение взрослых, поэтому они будут стараться преодолеть свой страх и постепенно избавятся от него.

  • купание вместе с родителями: некоторые взрослые с самого рождения младенца купаются в большой ванне вместе с ним. Но если вы этого никогда не делали, самое время начать. Ощущение мамы или папы рядом придаст уверенности ребёнку и научит его не бояться воды;
  • знакомство с жидкостью: до вечерней процедуры наберите малышу воду в игрушечное ведёрко или другую ёмкость, например, миску, кастрюлю. Вместе с ним окунайте пальцы и всю руку, бросайте мелкие предметы: одни будут тонуть, другие нет. Так малыш будет привыкать к жидкости и увидит, что с ней нет ничего страшного;

    Можно заняться дыхательной гимнастикой: на поверхность воды поставьте один или несколько предметов, которые не будут тонуть, например, крышки от пластиковых бутылок. Предложите крохе подуть на них, чтобы они начали двигаться по глади жидкости. Наверняка ему понравится такая игра. Затем предложите попробовать повторить её в ванне, ведь там намного больше пространства.

  • рассказывайте сказки, потешки, учите новые стихи, так малыш отвлечётся и не будет сосредотачиваться на своём страхе. Таким образом процесс купания будет проходить весело и в игровой форме;
  • предоставляйте выбор ребёнку: спрашивайте его, хватит ли столько воды или налить больше, а может, наоборот, вылить немного, если крохе страшно. Когда малыш сам будет контролировать процесс, у него появится стойкая уверенность, что нет никакой опасности, ведь в любой момент жидкость можно убрать или мама достанет его из ванны.

Если малыш с удовольствием купается в ванне, но боится войти в море или бассейн, не стоит его заставлять. Можно рассказать интересные истории, показать на примере других детей, которые спокойно плавают и не испытывают страх. Хороший метод - завлечь кроху с помощью нового предмета: матрас, плавательный круг, яркий мяч или другая игрушка, с которой можно плавать. Однако когда ребёнок боится, не стоит спешить, со временем он осмелиться, если будет чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей.

Видео: что делать, чтобы помочь крохе перестать бояться воды

Из опыта родителей

У нас было такое однажды удалось отвлечь игрушками.

Молода

Девочки у нас тоже была проблема с купаниями. Нам сейчас 1,6 года, правда у нас есть старшая дочка(ей 10 лет). Вообщем я включаю тоненькую струю воды и слив не закрываю, даю игрушки - она заигрывается и не замечает, как я затыкаю слив. Иногда пенку делаю ей и она заигрывается пенкой. Правда голову моем с нервами, но я старюсь это делать очень быстро и перед тем как вылезать нужно.

Галина Васильевна

http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=17417

У нас такой было, причиной оказалась маленькая трещинка между ягодичками (то ли запотела, то ли натёрла) - кричала, потому что щипало.стали мыть под душем, залечили трещинку, потом выждали недельку и снова купаться полюбила.

И у нас было. Помогло накидать новых игрушек и садить в ванную, когда ещё вода набирается.

MagicGirl

http://www.babyplan.ru/questions/133380-rebenok-boitsya-vody/

Моя внучка тоже не хотела купаться и я научила её так….Становились под душ обе одновременно и я старалась сперва мыть ей голову, чтобы не попадала вода в глаза (голову поднять вверх), и ещё один способ, я начала при ней мыть голову и лицо под душем и при этом дурачиться (мол вот как классно и т.д.) и она начала пищать как мышонок и давай под струю, теперь с удовольствием купается.

Раиса Ккэт

http://www.psychforum.ru/archive/index.php/t-265.html

У детей по мере взросления возможно появление многих страхов, но боязнь воды один из самых распространённых. В первую очередь многое зависит от родителей, ведь они лучше всех знают своего малыша и могут определить причину, которая послужила толчком к формированию тревожности и испуга. Детские психологи и педиатры рекомендуют не спешить, чтобы ещё больше не напугать кроху. Спокойствие и терпение взрослых передаётся и ребёнку, поэтому через некоторое время он сможет побороть свои опасения и с удовольствие купаться не только в ванной, но и в открытых водоёмах.

Как успокоить малыша и дать ему возможность убедиться в безопасности окружающего его мира?

Что такое страх

Давайте для начала разберемся: что же это такое – страх и для чего он нам нужен? Страх – это защитный механизм, присущий любому живому организму. Он появляется в процессе взаимодействия с чем-нибудь новым, незнакомым. Также страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и служит предупреждением организма о предстоящей опасности. Это позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности и побуждает искать пути ее избегания.

Итак, страх имеет большое значение в жизни человека. А потому при работе со страхами следует направлять усилия не на избавление от страха, а на умение адекватно реагировать на страх, владеть собой при его наличии.

Страхи глазами ребенка

Новорожденный ребенок привыкает к той обстановке, в которой он оказался после своего рождения. Изначально он чувствует себя спокойно. И вдруг вы начали замечать, как малыш вздрагивает, плачет – чего-то пугается. Как же определить источник его страхa?

Попытайтесь взглянуть на мир его глазами, представить себе, что слышит и ощущает младенец.

Что вы видите? Вы видите вокруг себя набор функционально значимых пред-метов. Вот кроватка, книжная полка, пеленальный столик с набором необходимых предметов. Все нормально и спокойно. А что же видит ваш малыш? Каждый из этих предметов для него – что-то новое, неизвестное, а потому может являться источником опасности и вызывать страх. Чтобы эта схема не работала, новорожденному нужно как-то определить для себя эти новые предметы. Помогите ему в этом. Попытайтесь понять, какие из предметов вызывают настороженность у ребенка. Возьмите их в руки, дайте прикоснуться к ним малышу, дайте попробовать их на вкус (если у ребенка возникнет такое желание). Помогите ему познакомиться с этими предметами в спокойной обстановке. Все! Предмет знаком. Ребенок определил его для себя как «хороший» или как «плохой», теперь он не «страшный».

Что вы слышите? Вы слышите различные источники звуков: радио, своего ребенка, голос мужа, себя, шаги в соседней квартире, шум на улице. Но есть еще звуки, на которые вы не обращаете внимания. Для вас они являются фоновыми, привычными. Это звук холодильника, лампочки, лифта. Но для новорожденного эти звуки являются новыми. Может, они таят в себе опасность? Он прислушивается, и если слышит резкие изменения в звуковом ряде, то может пугаться.

Постарайтесь определить звуковое наполнение, которое было в момент испуга новорожденного, и дальше следуйте по такой схеме. К примеру, ребенок вздрогнул и заплакал в момент включения холодильника. Нужно взять кроху на руки. При этом важно, чтобы вы находились в спокойном эмоциональном состоянии. Ваш малыш верит в вас и ваше бесстрашие. Он верит, что рядом с вами не может произойти ничего плохого. Если мама спокойна, то спокоен и ребенок. Подойдите к источнику пугающего звука (холодильнику).

Держа ребенка на руках, говорите с ним, играйте. Дождитесь следующего включения холодильника, потрогайте его, дайте потрогать ребенку. Скажите, что это холодильник, в нем хранятся продукты; что это полезная и нужная вещь. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы абсолютно не боитесь.

Что чувствует ребенок

А какая разница в ощущениях взрослого человека и новорожденного? У нас, взрослых, есть богатый жизненный опыт. Он дает нам возможность предполагать, каким по ощущениям должен быть любой новый предмет или предлагать выбор: этот предмет, может быть мягким или колючим, гладким или твердым, холодным или горячим. А что же младенец? У него нет подобного опыта, и все, с чем он сталкивается впервые, для него ново. Он не ожидает чего-то определенного, а собирает информацию.

Что же может его пугать? В первую очередь, резкая смена ощущений. Ребенок прикасается к мягкому одеялу щекой, поворачивает головку и вдруг прикасается второй щекой к твердому бортику кроватки. Он не готов к получению нового, резко отличающегося от предыдущего ощущения. Малыш может испугаться. Также его может испугать что-нибудь контрастно холодное или горячее. Как же быть маме? Проследите за тем, чтобы в ближнем окружении ребенка не было предметов, вызывающих противоречивых ощущений. При знакомстве ребенка с новыми предметами готовьте его к новым ощущениям. Говорите ему: «Это плюшевый мишка, он мягкий и добрый, его можно трогать, гладить, касаться его щекой. А это металлическая мисочка. Она гладкая и холодная» и т. д. Ребенок может испугаться и новых резких запахов, поэтому малыша желательно от них оградить.

Посторонние люди

Считается, что нельзя показывать новорожденного посторонним до 1 месяца. И действительно, практика доказывает, что очень часто после общения с чужими людьми новорожденный становится плаксивым, беспокойным. Он начинает дергаться во сне, всхлипывать, плакать без причины. Давайте разберемся, в чем тут дело. Проведите эксперимент. Лягте на пол или на стулья. А вокруг вас пусть встанут ваши знакомые и родственники, наклонятся и начнут вами восхищаться. Минимальное, что вы почувствуете при таком расположении себя и окружающих, – тревожность и напряженность, которые могут перерасти в довольно ощутимый страх. При этом следует учитывать, что окружающие вас люди вам знакомы и вы одинаковы по размерам. А для новорожденного это неизвестные люди, которые воспринимаются им как гиганты (вспомните, как вы воспринимали взрослых в детстве, какими они казались большими). Неудивительно, что малыш пугается.

Подойдите к этому вопросу иначе. Не забывайте, что главное действующее лицо на этом празднике – празднике рождения – ваш малыш. И в первую очередь учитывайте его интересы. Если ребенок хочет спать – дайте ему возможность спокойно поспать, если он хочет есть – покормите его. Знакомьте не гостей с ребенком, а ребенка с гостями. При этом держите его у себя на руках. Не давайте подержать его всем остальным. Только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности. Будьте при знакомстве жизнерадостны и спокойны. Если мама испытывает боязнь перед знакомством ребенка с другими людьми, то скорее всего это негативное эмоциональное переживание передастся ребенку в виде необоснованного страха, чем возникнет страх посторонних как таковой.

Уделяйте больше внимания своим детям, прислушивайтесь к ним, следите за их реакцией на все новое. Учите малышей адекватно реагировать на свои страхи – и тогда эти чувства будут природными, помогающими разобраться в нашем разнообразном мире и не перерастут в панический или неуправляемый страх.

Детские страхи - это важная составляющая развития малыша именно потому, что преодолевая их, ребёнок взрослеет, его нервная система укрепляется. Однако для родителей появление тех или иных фобий у крохи, в частности если малыш боится громких звуков, вызывают массу вопросов, суть которых сводится к следующему: а всё ли нормально с карапузом? Разберёмся с причинами и методами борьбы с боязнью громких шумов у детей разного возраста.

Здоровые нормально развивающиеся новорождённые дети спокойно переносят любые шумы, не нервничают и даже не просыпаются, если окружающие, не ограничивая себя, шумят. Но с 2–4 месяцев у малышей может появиться боязнь резких звуков, таких как:

  • телефонные звонки;
  • громкий смех или кашель, храп отца;
  • жужжание кофемолки, дрели;
  • пение заводной игрушки;
  • лай собаки;
  • игра на гитаре;
  • звук работающего пылесоса, фена и пр.
  • Эти проявления не должны вызывать беспокойства у родителей: до 1–2 лет почти все страхи заложены у детей природой для правильного развития нервной системы крохи. Такая реакция проверяется рефлексом Моро - его ещё называют рефлексом испуга. В ответ на внешний раздражитель малыш вскидывает ручки и словно пытается за что-то ухватиться. Рефлекс Моро проявляется сразу после рождения и является важным показателем развития нервной системы ребёнка, угасает к 4–5 месяцу жизни.

    Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро

    Это интересно. К естественным страхам также относится боязнь оставаться без мамы, страх незнакомых людей, темноты. Но их следует отличать от приобретённых фобий, которые возникли как реакция на определённую ситуацию: например, боязнь воды после неудачного погружения во время купания.

    Если же к 3 годам страх громких и внезапных звуков не прошёл, то это может говорить о том, что нервная система вашего ребёнка слишком чувствительная. И в этом случае нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом. Или же страх стал приобретённым из-за того, что родители не помогают исправить ситуацию, а, наоборот, только усугубляют её порицаниями, насмешками, криком и излишней эмоциональностью. Да, крик «Не ходи туда - упадёшь!» будет в эту секунду действенным, но не факт, что ребёнок снова туда не полезет - это раз, а второе - такая реакция близкого человека точно вызовет стресс, тормозящий всякую борьбу со страхами. Нередко описываемый страх развивается на почве негативных воспоминаний: малыш слышал разговор родителей на повышенных тонах, и теперь любое изменение голоса в сторону крика воспринимает как угрозу спокойствию и безопасности.

    Иногда даже разговор на повышенных тонах может заставить страх прогрессировать

    Это интересно. Боязнь громких резких звуков и приборов, которые их издают, называется лигирофобией.

    Что делать, если малыш испугался

    Если маленький трусишка вздрагивает от малейшего шороха, мама и папа должны понимать, что на этом этапе развития малыш так воспринимает окружающий мир, и это пройдёт. Гораздо более опасно, если родители наказывают или резко отвечают на проявление такой реакции у крохи: малыш может начать скрывать свой страх, но от этого он никуда не денется, наоборот, только усилится.

    Это интересно. Слишком большое количество шумов вокруг приводит к тому, что слуховой аппарат ребёнка теряет чувствительность, сердце начинает давать сбои, клетки мозга перенапрягаются. Вследствие этого возникает тревожность, дети всё реже улыбаются, не могут полностью расслабиться, быстро утомляются и плохо спят.

    Тактильный контакт с мамой очень важен, чтобы успокоить ребёнка

    Как помочь малышу до года: используем голос и магнитофон

    Подойдите к решению проблемы комплексно. Для этого нужно:

  • Как можно больше разговаривать с ребёнком, используя одну спокойную интонацию. Очень полезно, если с младенчества кроха слышит мужские голоса, которые помогут ему привыкнуть к непривычному тону звука.
  • Периодически включать ребёнку красивую и мелодичную музыку (лучше классику, например, Моцарта, Бетховена и др.). Кстати, такое сопровождение поможет справиться и с другими видами страха, например, боязни воды на раннем этапе развития.
  • Успокаивая, тихо напевать песенки.
  • Ни в коем случае не создавать идеальные условия для сна, то есть выключать все приборы и самим «ходить по воздуху». Так вы защитите кроху от пробуждения в случае резкого звука, например, скрипа открывающейся двери или звонка в дверь. Так что скажите «да» включённому телевизору на небольшой громкости или спокойному разговору.
  • Как помочь ребёнку от 1 до 3 лет: приучаем к музыке и бытовым приборам

    К тем приёмам, которые описаны выше, добавляется ещё несколько способов исправить ситуацию:

  • Если вы слышите громкий звук, не нужно резко вскакивать или вскрикивать - старайтесь себя контролировать. Мало того, что сохраните свою нервную систему, так ещё и не покажите неправильный пример малышу. Ведь в 2–3 года у карапузов начинается возраст подражания взрослым.
  • По возможности демонстрируйте ребёнку источник шума, например, гудящий пылесос или сигналивший автомобиль. Ещё лучше - дать подержать вибрирующий и «поющий» телефон, работающий фен.

    Дети должны понимать, что бытовые приборы шумят, но в этом нет ничего страшного

  • Научите ребёнка шуметь . В смысле кричать, по-волчьи выть, по-медвежьи рычать, по-кошачьи мурчать и т. д. Позвольте ему любимое занятие всех детей - погреметь кастрюлями. Эти звуки произносятся с разной высотой, то есть, увлёкшись игрой, малыш будет спокойнее реагировать на шумы разной силы.

    Все дети любят пошуметь, и это правильно

  • Придумайте сказку. Если карапуз боится какого-то конкретно шума, например, работающего фена, придумайте вместе с ним сказку о заколдованном звуке, который вынужден прятаться в приборе от злой колдуньи и только при включённом фене может выйти спокойно погулять. То есть этот шум не страшный, наоборот, его нужно пожалеть. Можно также нарисовать иллюстрацию к придуманной истории.
  • Позаботьтесь о спокойствии ребёнка. Возможно, малыш часто бывает перевозбуждён, гиперактивен. В этом случае нелишними будут ванночки с успокаивающим сбором. Хотя и эта безобидная, казалось бы, мера должна быть согласована с доктором.
  • Родители должны с пониманием и терпением отнестись к своему трусишке: не кричать, а успокаивать и приободрять

    Это интересно. Если ребёнок постоянно боится сильных шумов, слишком эмоционально на них реагирует, вплоть до истерики, с трудом успокаивается, его душит страх, то малыша нужно обязательно показать невропатологу для выявления нарушений в работе нервной системы и выбора адекватного лечения.

    Мнение Комаровского: покажите бытовой прибор - источник шума

    Евгений Олегович Комаровский, педиатр со стажем, автор книг о воспитании детей, считает, что самый лучший способ избавить нормально развивающегося малыша от страха громкого шума - показать источник этого шума. Только так можно вернуть ребёнку чувство защищённости, которое он, по его мнению, может потерять вследствие таких сильных шумов.

    Чтобы развеять детский страх, обязательно покажите им источник шума, чтобы было ясно, что «дело-то житейское»

    На самом деле причина таких страхов - в отсутствии чувства защищенности. Что дядя - о, ужас! – заберёт ребёнка, а родители - О, ужас, ужас! – его этому дяде отдадут. Придётся делать шутку правдой: сходить в гости к соседям и посмотреть, кто там стучит. Что это дядя, что он действительно работает, что он стучит вот этой штукой. А главное - что ему нафиг не нужен ваш ребёнок, а вы малыша никому не дадите в обиду.

    Энциклопедия практической психологии «Психологос» http://lib.komarovskiy.net/strax-temnoty-detskij.html

    Боязнь сильного шума у детей с органическими поражениями головного мозга

    Органические поражения головного мозга - это группа заболеваний, при которых происходят структурные патологические изменения в тканях головного мозга. Неврологи доказывают, что такой диагноз можно поставить 9 из 10 пациентам разного возраста. Но если изменения в тканях затронули больше 20–50% мозга, то начинают проявляться симптомы той или иной болезни или опухоли. У детей органические поражения связаны с перинатальными повреждениями головного мозга. К ним относятся заболевания матери, в том числе различные инфекции, генетическая патология, гипоксия или ишемия при родах, действие радиации и т. д. При осложнениях эти нарушения могут перерастать в ДЦП, гидроцефалию, олигофрению и эпилепсию. У детей с такими диагнозами боязнь громких звуков является одним из характерных признаков.

    Филь Татьяна Александровна

    Как известно, дети часто боятся. Они могут бояться темноты, собак; боятся оставаться одни, либо наоборот, боятся коллектива. Как же помочь своему малышу перебороть страхи?

    Природа страха. Давайте для начала разберемся: что же это такое - страх, и для чего он нам нужен. Страх - это защитный механизм, присущий любому живому организму. Он возникает в процессе взаимодействия с чем-нибудь новым, незнакомым. Так же страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и служит предупреждению организма о предстоящей опасности. Это позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности и побуждает искать пути ее избегания.

    И так, страх имеет большое значение в жизни человека. А потому при работе со страхами следует направлять усилия не на избавление от страха, а на умение владеть собой при его наличии (адекватно реагировать).

    Страхи у новорожденного. Новорожденный ребенок привыкает к той обстановке, в которой он оказался после своего рождения. Изначально он чувствует себя спокойно. И вдруг Вы начали замечать, как Ваш ребеночек вздрагивает, плачет - чего-то пугается. Как же определить источник его страхa?

    Попытайтесь взглянуть на мир его глазами, послушать мир его ушами и ощутить мир так, как ощущает его младенец.

    Что Вы видите? Вы видите вокруг себя набор функционально значимых предметов. Вот кроватка, книжная полка, пеленальный столик с набором необходимых для пеленания предметов. Все нормально и спокойно. А что же видит Ваш малыш? Каждый из этих предметов для него - что-то новое, неизвестное, а потому может являться источником опасности и вызывать страх. Чтобы эта схема не работала, новорожденному нужно как-то определить для себя эти новые предметы. Помогите ему в этом. Попытайтесь определить, какие из предметов вызывают настороженность у ребенка. Возьмите их в руки, дайте прикоснуться к ним малышу, дайте попробовать их на вкус (если у ребенка возникнет такое желание). Помогите ему познакомиться с этими предметами в спокойной обстановке. Все! Предмет знаком. Ребенок определил его для себя как "хороший" или как "плохой", теперь он не "страшный".

    Что Вы слышите? Вы слышите различные источники звуков: радио, своего ребенка, голос мужа, себя, шаги в соседней квартире, шум на улице. Но есть еще звуки, на которые Вы не обращаете внимания. Для Вас они являются фоновыми, привычными. Это звук холодильника, лампочки, лифта. Но для новорожденного эти звуки являются новыми. Может, они таят в себе опасность? Он прислушивается, и если слышит резкие изменения в звуковом ряде, то может пугаться. Постарайтесь определить звуковое наполнение, которое было в момент испуга новорожденного, и дальше следуйте по такой схеме. К примеру, ребенок вздрогнул и заплакал в момент включения холодильника. Нужно взять его на руки. При этом важно, чтобы Вы находились в спокойном эмоциональном состоянии. Ваш малыш верит в Вас и Ваше бесстрашие. Он верит, что рядом с Вами ничего не может произойти плохого. Если мама спокойна, то спокоен и ребенок. Подойдите к источнику пугающего звука (холодильнику). Держа ребенка на руках, говорите с ним, играйте. Дождитесь следующего включения холодильника, потрогайте его, дайте потрогать ребенку. Скажите, что это холодильник, в нем хранятся продукты; что это полезная и нужная вещь. При этом очень важно, чтобы ребенок понял, что Вы абсолютно не боитесь.

    Ощущения. А какая разница в ощущениях взрослого человека, и человека, только что родившегося? У нас, взрослых, есть богатый жизненный опыт. Он дает нам возможность предполагать, каким по ощущениям должен быть любой новый предмет или предлагать выбор: этот предмет может быть мягким или колючим, гладким или твердым, холодным или горячим. А что же младенец? У него нет подобного опыта, и все с чем он сталкивается впервые - для него ново. Он не ожидает чего-то определенного, а собирает информацию. Что же может его пугать? В первую очередь, это резкая смена ощущений. Ребеночек прикасается к мягкому одеялу щекой, поворачивает головку и резко прикасается второй щекой к твердому бортику кроватки. Он не готов к получению нового, резко отличающегося от предыдущего ощущения. Малыш может испугаться. Так же его может испугать что-нибудь контрастно холодное или горячее. Как же быть маме. Проследите за тем, чтобы в ближнем окружении ребенка не было предметов, вызывающих противоречивых ощущений. При знакомстве ребенка с новыми предметами, готовьте его к новым ощущениям. Говорите ему: "Это плюшевый мишка, он мягкий и добрый, его можно трогать, гладить, касаться его щекой. А это металлическая мисочка. Она гладкая и холодная" и т. д. Так же ребенок может испугаться новых резких запахов.

    Страх перед посторонними. Считается, что нельзя показывать новорожденного посторонним до 1-го месяца - могут сглазить. И, действительно, практика показывает, что очень часто после общения с посторонними людьми, новорожденный становится плаксивым, беспокойным. Начинает дергаться во сне, всхлипывать, плакать без причины. Давайте разберемся, в сглазе ли тут дело. Ведь первые люди, с которыми познакомился в нашем мире ребенок - это не только мама и папа. Это так же и врачи и другой персонал роддома, в котором малыш появился на свет. При этом он не проявлял никаких признаков беспокойства. Но вот он попал домой, пришли родственники и друзья, и что-то с ребенком случилось. Проведите эксперимент. Лягте на пол или на стулья. А вокруг Вас пусть встанут Ваши знакомые и родственники, наклоняться и начнут Вами восхищаться. Минимальное, что Вы почувствуете при таком расположении себя и окружающих - тревожность и напряженность, которые могут перерасти в достаточно ощутимый страх. При этом следует учитывать, что окружающие Вас люди Вам знакомы и Вы одинаковы по размерам. А для новорожденного это неизвестные люди, которые воспринимаются им как гиганты (вспомните, как Вы воспринимали взрослых в детстве, какими они казались большими). Не удивительно, что малыш пугается. Подойдите к этому вопросу по-другому. Не забывайте, что главное действующее лицо на этом празднике - празднике рождения - Ваш малыш. И, в первую очередь, учитывайте его интересы. Если ребенок хочет спать - дайте ему возможность спокойно поспать, если он хочет есть - покормите его. Знакомьте не гостей с ребенком, а ребенка с гостями. При этом держите его у себя на руках. Не давайте подержать его всем остальным. Только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности. Будьте при знакомстве жизнерадостны и спокойны. Если мама испытывает боязнь перед знакомством ребенка с другими людьми, то скорее это негативное эмоциональное переживание передастся ребенку в виде необоснованного страха, чем возникнет страх посторонних как таковой.

    Уделяйте больше внимания своим деткам, прислушивайтесь к ним, следите за их реакцией на все новое! Больше объясняйте им, делитесь с ними своим многолетним опытом! Учите детей адекватно реагировать на свои страхи - тогда они будут природными, помогающими разобраться в нашем разнообразном мире и не перерастут в панический или неуправляемый страх.

    О страхах в раннем детском возрасте читайте в следующей статье.