Пренатальное развитие: возможно ли воспитание до рождения? Пренатальное воспитание

Зарождение человеческого существа в результате соединения этих двух клеток - событие уникальное. Сперматозоид и яйцеклетка - это единственные, в своем роде, клетки, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма, и называется зиготой .

После оплодотворения наступает период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около двух недель, - герминальный период (стадия зародыша ). Через несколько часов после оплодотворения зигота делится на две клетки, затем, в результате второго дробления, из этих двух клеток образуются четыре и так далее. Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток, которые, хотя и уступают по размеру зиготе, содержат тот же набор ДНК .

Иногда при первом дроблении зиготы образуются две совершенно идентичные клетки, которые затем разделяются и развиваются в два практически одинаковых организма. В этом случае на свет появляются монозиготные (или идентичные) близнецы. Так как эти близнецы развиваются из одной клетки, они всегда имеют одинаковый пол и одинаковые физические признаки.

Бывает и так, что из яичников одновременно освобождаются сразу две яйцеклетки , каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных (или разнояйцевых) близнецов. Генетические признаки, унаследованные разнояйцевыми близнецами, могут быть столь же различными (или столь же сходными), как признаки братьев (сестер), зачатых в разное время. Дизиготные близнецы могут иметь либо одинаковый, либо противоположный пол, поскольку яйцеклетки оплодотворяются двумя различными сперматозоидами.

К концу первой недели начинается дифференциация клеток в соответствии с их будущими функциями, образуется зародышевый диск, из которого впоследствии развивается эмбрион. В этот период начинают формироваться структуры, обеспечивающие питание и защиту развивающегося организма.

За герминальным следует эмбриональный период (стадия эмбриона) - второй период пренатального развития, который продолжается с конца второй недели до конца восьмой недели (считая с момента зачатия), во время которого происходит структурное развитие зародыша. В это время одновременно протекают два очень важных процесса: из наружного слоя клеток образуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее - и плод. Из зародышевого диска начинается развитие (по крайней мере, в общей форме) всех органов и характерных признаков самого эмбриона.


В течение этого периода у крохотного зародыша появляются ручки, ножки, пальцы, лицо, сердце, которое уже бьется, мозг, легкие и другие важнейшие органы. К концу эмбрионального периода в зародыше уже вполне различимы черты, из всех живых существ присущие только человеку (рисунок 1).

Рисунок 1. Пренатальное развитие человека

Тщательное исследование течения беременности у матерей этих детей показало, что характер дефекта определялся тем, в какой период беременности они принимали лекарство. Если мать принимала талидомид между 34-м и 38-м днем от последней менструации, ребенок рождался без ушей. Если препарат принимался между 38-м и 47-м днем беременности, у ребенка отсутствовали или были деформированы руки. При приеме талидомида между 40-м и 45-м днем беременности у ребенка наблюдались дефекты кишечного тракта или желчного пузыря; прием этого препарата между 42-м и 47-м днем приводил к отсутствию у ребенка ног или их деформации.

К факторам, влияющим на пренатальное развитие, относят питание, лекарства, болезни, факторы крови, радиацию, возраст матери на момент зачатия, стресс.

Так, установлено, что действие таких наркотиков, как морфин, героин, метадон ослабляет дыхание плода и может вызвать поведенческие расстройства у младенца. У женщин, регулярно употребляющих эти наркотики, рождаются дети, вес и рост которых не соответствуют норме, а реакции более вялы, чем у нормальных младенцев. Более того, эти дети обнаруживают симптомы “ломки”, что выражается в их повышенной возбудимости, приступах пронзительного плача, рвоты и нарушении терморегуляции.

В 4 месяца тельце таких детей напряжено и негибко, их двигательная активность выше, чем у нормальных детей, но движения менее скоординированы. До годовалого возраста им трудно поддерживать внимание, и проблемы с вниманием могут сохраняться у них на протяжении всего детства. Степень выраженности этих симптомов зависит от того, насколько сильно пристрастие матери к наркотикам, от величины принимаемых ею доз и от длительности интервала между приемом последней дозы и родами.

В отношении алкоголя размеры допустимой дозы не выяснены до сих пор и до недавнего времени считалось, что употребление алкоголя в период беременности в небольших дозах не вредит развитию плода. Можно с уверенностью сказать, что злоупотребление алкоголем оказывает вредное воздействие; до 32 % младенцев сильно пьющих матерей обнаруживают врожденные аномалии. Исследования подтверждают связь между употреблением женщинами спиртного во время беременности и внезапными выкидышами, врожденными дефектами, низкой обучаемостью их потомства. К середине 1970-х гг. стало очевидно, что до трети детей сильно пьющих матерей (алкоголичек) рождаются с ярко выраженными врожденными аномалиями.

Эти аномалии, входящие в структуру фетального алкогольного синдрома (ФАС), включают недостаточный рост и вес при рождении, возможную задержку психического развития и неврологические отклонения. Для таких детей характерны также специфические лицевые признаки: маленькая голова, тонкая верхняя губа, слабо выраженная впадина над верхней губой, широко открытые глаза и плоские скуловые кости (Rоsett et al, 1981).

Многие ученые полагают, что ФАС - это только одно, хотя и наиболее серьезное, из возможных негативных последствий употребления алкоголя во время беременности. У этих детей наблюдаются не столь сильно выраженные задержка роста и нарушение функций центральной нервной системы . Было обнаружено, что чем больше мать злоупотребляла алкоголем во время беременности, тем более низкий уровень интеллекта и моторной координации наблюдался у ее ребенка в 4-летнем возрасте, а когда такой ребенок достигал возраста 7 лет, проблем с его способностью сосредоточивать внимание и обучаться становилось еще больше (Barr et al., 1990; Streissguth, et al.,1989).

На протяжении последних 25 лет Ричард Най (1979, 1980, 1981) проводил широкомасштабные исследования последствий курения, которые привели его к следующим выводам:

1. Новорожденные, чьи матери курили во время беременности, весят примерно на
200 граммов меньше, чем дети некурящих матерей.

2. Чем больше сигарет в день выкуривает мать, тем меньше размеры ее будущего ребенка.

3. Это отставание в росте может продолжаться на протяжении нескольких лет после рождения.

4. Курение во время беременности может также приводить к врожденным уродствам.

Ричард Най продолжает изучать последствия курения во время беременности. В дальнейших исследованиях, проведенных с тысячами детей, он выяснил, что семилетние дети, чьи матери курили 20 и более сигарет в день, имеют более низкие оценки по чтению и письму, а также не могут долго сохранять внимание, как дети малокурящих или некурящих матерей. Последующие исследования подтверждают предположение о том, что у детей умеренно и много курящих матерей более высок риск снижения способности к научению и управлению вниманием.

Некоторые из лекарств также опасны для плода. Так, установлено, что такой распространенный антибиотик, как тетрациклин, оказывает вредное воздействие на зубы и кости, а также способствует появлению других врожденных дефектов. Сердечные препараты, транквилизаторы и вакцины также, по-видимому, оказывают токсическое воздействие на плод, вызывая отклонения в поведении новорожденных.

Многие химические вещества в составе среды, окружающей будущую мать, могут быть вредными для плода, однако беременная женщина практически не может контролировать эти условия. Например, в конце 1950-х гг. один из заводов в Японии сбрасывал отходы производства, содержащие ртуть, в океан. Дети женщин, живших в этой местности, рождались с явными признаками отставания в развитии и неврологическими нарушениями. Оказалось, что ртуть, перемещаясь по цепи питания от одного морского обитателя к другому, в результате накапливалась в организме крупных рыб.

А рыба являлась главным продуктом питания для большинства местного населения. Известны аналогичные случаи отравления матерей и их детей свинцом. А попадание свинца в организм ребенка как в пренатальный период, так и после его появления на свет, даже в небольших количествах, задерживает когнитивное развитие. Дети, подвергшиеся воздействию свинца, обнаруживают большее время реакции и испытывают труд-ности в поддержании внимания: они более рассеянны, неорганизованны и беспокойны.

Вредное воздействие ртути и свинца общеизвестно, однако в окружающей среде немало других веществ, которые, вероятно, тоже вредны для ребенка. Исследования широкого спектра других возможных токсинов, включая пищевые консерванты, инсектициды и даже косметические препараты и красители для волос, ведутся непрерывно. В целом можно сказать, что воздействие лекарств и других химических агентов труднопредсказуемо. Вещества, безвредные для животных и взрослых людей, могут оказаться очень опасными для быстро развивающегося человеческого плода.

По происхождению тератогены могут быть как внешними, попадающими в организм из окружающей среды, так и внутренними, появляющимися в результате метаболизма в организме матери.

Из всего многообразия материнских факторов особого рассмотрения заслуживают два:

1. Резус-фактор . Иногда кровь матери и развивающегося в ее организме плода оказывается несовместимой. Если кровь матери резус-отрицательна, а кровь ее ребенка - резус-положительна, это чревато опасностями. Часть крови плода “просачивается” в кровеносную систему матери; материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые проникают обратно в организм плода и атакуют клетки его крови. Это не представляет угрозы для матери, но опасно для ее еще не родившегося ребенка.

2. Возраст матери. Возраст матери также может оказывать влияние на пренатальное развитие ребенка. Случаи пренатальных дефектов или аномалий встречаются чаще при первой беременности у женщин старше 35 лет и моложе 19, чем у женщин в возрасте от 19 до 35 лет. Хотя точная причина этого не установлена, возможно, здесь определенную роль играет гормональный баланс и рост тканей матери. Например, синдром Дауна (причина этой аномалии - неправильное число хромосом или их соединение) встречается наиболее часто у детей, матерям которых на момент родов было больше 35 лет. Риск возникновения синдрома Дауна почти в 10 раз выше для детей сорокалетних матерей, чем для детей тридцатилетних.

Недостаточное питание плода может быть вызвано несбалансированной диетой матери, нехваткой витаминов или нарушением обмена веществ в ее организме. Наиболее очевидными признаками недостаточного питания являются пониженный вес, маленькие размеры головы и всего тела плода по сравнению с нормально развивающимся плодом на тех же стадиях пренатального развития. У плохо питающихся беременных женщин чаще случаются выкидыши, дети часто рождаются недоношенными или умирают вскоре после рождения. Большинство случаев недостаточного питания плода приходится на малообеспеченные семьи.

Пренатальное развитие, в ходе которого происходит развертывание унаследованного потенциала, является одним из самых ярких примеров процесса созревания. Созревание будущего младенца в пренатальный период происходит в строго контролируемой среде - матке - и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности, о которых говорилось выше. Но даже и в материнском утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие.

Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде, и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не “чистый лист”. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды тоже представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

В любой культуре беременная женщина должна приспосабливаться к тем физическим, психологическим и социальным переменам, которые несет с собой материнство. Физические изменения при этом настолько очевидны, что игнорировать их невозможно. Еще до того, как беременность отражается на внешности женщины, она может испытывать приступы тошноты или ощущение наполненности и покалывания в груди.

На первых неделях беременности женщины страдают от усталости и обостренной эмоциональной чувствительности, тогда как в середине беременности они часто ощущают прилив сил и склонны видеть все в радужном свете. Одним женщинам беременность приносит чувство собственной исключительности, другие чувствуют отдаление от старых друзей, у третьих возрастает потребность в защите. У некоторых женщин беременность порождает неуверенность.

Они могут испытывать сомнения в возможности продолжения карьеры после родов, в том, что у них не хватит сил справиться с воспитанием ребенка, боятся рождения неполноценного ребенка, беспокоятся о финансовых вопросах или просто испытывают дискомфорт из-за происшедших перемен. Они могут с нетерпением ожидать появления ребенка и в то же время испытывать раздражение при мысли о том, что им придется теперь делить свое время, энергию и даже мужа с кем-то еще. С приближением родов второго ребенка женщина иногда начинает сомневаться, сможет ли она оправдать ожидания тех, кто в ней нуждается: ее первого ребенка, мужа, того, кто вскоре появится на свет, возможно, даже начальства и коллег по работе.

По сравнению с теми существенными физическими и психологическими изменениями, которые происходят с матерью, роль отца кажется не связанной со столь значительными переменами. Однако в наши дни, когда традиционная роль отца в семье меняется, это не всегда так. Отцы признаются, что они испытывают волнение и гордость, но в то же время и беспокойство по поводу предстоящих изменений своего образа жизни и отношений с женой. Некоторые отцы чувствуют себя лишними и опасаются, что будущий ребенок займет их место в сердце матери. Большинство мужчин испытывают повышенное чувство ответственности, которая иногда кажется им непомерной.

Некоторые из них испытывают зависть к своим женам из-за того, что им принадлежит активная роль в появлении на свет нового человеческого существа, тогда как сами они вынуждены оставаться лишь сторонними наблюдателями этого важного события. Кроме того, отцы тревожатся о будущем не меньше, чем матери: они волнуются, смогут ли они прокормить увеличившуюся семью и стать хорошими отцами. Некоторые видят в появлении ребенка возможность научиться лучше понимать и воспитывать детей. Многие мужчины стараются оказать эмоциональную поддержку своим женам.

Фраза “они ждут ребенка” означает, что будущие родители производят в своей жизни некие перемены, связанные с новыми ролями и отношениями. Эти важные жизненные перемены часто сопровождаются стрессом и требуют результативного общения при совместном решении ряда проблем. Молодым родителям необходимо изменить социальный и экономический уклад своей жизни, а зачастую - переоценить и изменить существующие отношения. Немалую роль играют типичные для конкретной культуры установки в отношении беременности, деторождения и воспитания ребенка, разделяемые семьей.

Мотивация деторождения существенно варьирует от культуры к культуре. В некоторых обществах детей расценивают как финансовые активы или как будущих кормильцев престарелых родителей. Иногда в детях видят хранителей семейных традиций или символ осуществления личных стремлений самих родителей. Случается и такое, что воспитание детей считают тяжким долгом или неизбежным бременем. В некоторых культурах к появлению детей относятся как к неизбежной естественной стороне жизни, никак не связанной с принятием сознательного решения о том, стоит ли заводить детей. Например, в Индии положение дел таково.

Индианки стремятся иметь детей, так как верят, что это зачтется им в загробной жизни. Особенно радуются они появлению сына - продолжателя рода, помощника отцу, опоры для родителей в старости, тогда как дочь расценивается как финансовый пассив, так как за нее семье придется платить приданое. Но обычай до сих пор требует, чтобы в каждой семье была, по крайней мере, одна дочь, которая впоследствии оставит семью, выйдя замуж.

Все эти противоречивые взгляды и социальные установки, в сочетании с личными нуждами и смешанными чувствами самих родителей, не могут нанести плоду непосредственный вред, если они не становятся причиной сильного или продолжительного эмоционального стресса матери.

Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых, этапов исследования личности посвященных изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психологических особенностей человека. Ей принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во время беременности и родов с целью практического применения этих знаний для получения поколения людей с лучшими качествами: более психически и физически здорового, умного, уверенного в себе, наполненного любовью к миру и окружающим, легко адаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося к природе. В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие:

· Выявление и научное объяснение тонких механизмов психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка.

· Обнаружение, а при необходимости и устранение психологических, социальных, биологических помех, нарушающих развитие ребенка, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности.

· Разработка и научное обоснование технологии по дородовой охране матери и ребенка для первичной профилактики психических и психосоматических расстройств и заболеваний.

Перинатальная психология соприкасается с такими смежными областями знаний как медицина, генетика, эмбриология, валеология, акушерство, нейроэндокринология, психиатрия, психоанализ, философия, религия, этика. Вопросы, ставящиеся в рамках перинатальной психологии важны как для практической психотерапии, так и для теоретических исследований личности, природы сознания, антропологии. В самом деле есть два момента в жизни человека самых таинственных и непонятных, выводящих нас в сферы трансцендентного и мистического, в области опыта, где нас не могут удовлетворить лишь наукообразные объяснения процесса деления клеток или распада органической материи: рождение и смерть. Две точки перехода между бытием и небытием. Детский вопрос: ”где я был когда меня не было?”, вероятно, не так уж наивен, эта смелая попытка приблизиться к основам человеческой жизни, которые будоражат умы философов и исследователей. Являются ли эти вопросы познаваемыми, и какими методами может воспользоваться исследователь? Однозначно, что ответ не может быть получен в рамках строгого сциентисткого исследования. Об этом же свидетельствует и то, что вопросы перинатальной психологии впервые стали обсуждаться в рамках гуманитарных наук и среди практикующих психотерапевтов. Невзирая на то что сегодня еще не существует целостной модели пренатального развития, очевидно, что развивающаяся перинатальная психология приведет к пересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, развивающийся плод и родовой процесс, Окажет существенное воздействие на ведение беременности, технологию родовспоможения, отношение к неродившемуся ребенку и новорожденному.



Появление новой жизни – великое таинство природы. Каждый из нас прожил это чудо, родившись на свет, и ничего не помнит о 9 месяцах, проведенных в материнской утробе. Вновь соприкоснуться с тайной рождения дано каждой женщине, решившей стать мамой.

Что чувствует и понимает малыш, еще не родившийся на свет? Ответ на этот вопрос всегда интересовал людей. Интуитивно многие будущие мамы уже с первых дней беременности относятся к своему малышу как к реально существующей и вполне самостоятельной личности. И это дает родителям возможность жить вместе с ребенком еще до его рождения, общаться с ним, помогая малышу расти, взрослеть, умнеть, то есть заниматься его пренатальным (дородовым) воспитанием.

Стоит ли воспитывать ребенка так рано, в то время, когда сама природа заботится о нем, преобразуя крохотную клеточку в человеческое существо? Современные научные исследования внутриутробного развития ребенка подтверждают, что дитя воспитывается уже в животе мамы. Именно там ребенок проживает начальные стадии не только физического, но и психического созревания.

Еще до рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, люди используют выражение "чувствую кожей", возможно так в нашем языке сохранилась память о первом опыте познания мира.

На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения – ответную реакцию на свои проявления.

Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Помимо прикосновений ребенок нуждается и в словах, обращенных к нему. Многие будущие мамы мысленно разговаривают с ребенком с самого начала беременности. Малыш, конечно, чувствует, что вы говорите с ним. Любое ваше эмоциональное состояние ребенок ощущает на уровне гормонов, поступающих в кровь. Кроме того, малыш в утробе "слышит телом", воспринимая звуки материнского голоса через вибрации околоплодных вод и мышечные ощущения. Поэтому маме нужно говорить с малышом не только мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать и уже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела.

У детей, с которыми родители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь. Помимо интонации дети способно безотчетно усваивать ряд звуковых сочетаний. Уже на 5-м месяце ваш будущий малыш различает речевые звуки, которые вы произносите, реагируя на каждый из них сокращением определенных мышц. Вместе с развитием слуха до рождения малыша начинается и подготовка его к речи. Как известно, что у любого человека, слушающего речь или музыку, совершенно незаметно сокращаются мышцы голосового аппарата, как бы беззвучно повторяя слышимые звуки. Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки.

В музыке ребенку важны ритмы. Именно они организуют жизнь тела. Не случайно музыка лечит, помогая больным, аритмичным органам найти здоровый ритм. Прежде всего, речь идет о классической музыке. Благотворно влияет на ребенка музыка Моцарта, Вивальди, Баха, Чайковского. А вот произведения Вагнера противопоказаны маленьким слушателям. Прослушивайте вместе с ребенком ту музыку, которая приятна вам и наблюдайте за тем, как реагирует малыш. Если ребенок протестует, выключите музыку. Запомните реакции ребенка на различные произведения. Одна музыка успокаивает его, другая возбуждает. Зная это, вы всегда сможете помочь ребенку успокоиться или сможете побудить его к активным действиям, используя знакомые произведения как до рождения малыша., так и после. Дети, слушающие музыку внутриутробно, родившись узнают ее, улыбаются, гулят, двигаются в так знакомой мелодии. Наблюдая это, вы убедитесь в том, что ваш кроха обладает памятью и многое знает, только появившись на свет. Те песни, которые вы ему поете, сказки и стихи, которые читаете, станут хорошим культурным приданым для дальнейшего образования малыша.

Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Особенно полезны ему колыбельные. Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Поющая мама растягивает слова, акцентируя гласные. Так дети лучше усваивают звуковой строй речи, быстрее развивают языковые навыки. Чтение ребенку поэзии оказывает подобный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика и если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Во время беременности в женщине часто просыпается желание заниматься давно забытыми или даже непривычными делами: рисовать, петь, танцевать, мастерить, читать иные книги, слушать иную музыку. Возможно, это малыш просит удовлетворить свои потребности, нуждается в творчестве. Очень часто будущие мамы, занимаясь рисованием, говорят, что картину нарисовал малыш, или, музицируя, выбирают инструмент, звучание которого понравилось ребенку. Главное, что родители и дети приобретают в совместном творчестве опыт эмоционального общения, гармоничного сосуществования друг с другом, который останется с ними в дальнейшей жизни.

Уже до рождения малыш нуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота, разговаривает с ним вслух ласково, нежно. Говорите с ребенком обо всем, что вам важно сказать ему. Познакомьтесь с ним, расскажите, как ждете его и любите. Важно быть искренней с малышом. Чувствуя беспокойство, не стоит маскировать его радостными интонациями. Ребенок чувствует вас телом, слышит биение сердца, а не только голос. В те моменты, когда вы испытываете эмоции, с которыми трудно справиться, обратитесь к малышу и объясните, что ваши переживания не касаются его, он любим вами по-прежнему. Этим вы обезопасите ребенка.

Познакомьте малыша с теми, кто вместе с вами ждет его появления на свет. Пусть ребенок услышит их голоса. Наблюдая за реакцией ребенка, вы уже во время беременности научитесь чутко реагировать на его желания, и это пригодится вам в дальнейшей жизни с малышом. Общаясь с малышом во время беременности, развивая его до рождения, всегда опирайтесь на свою интуицию. Занимаясь с ребенком, сохраняйте естественность и спонтанность общения. Не стоит превращать занятия в регулярную обязанность для отца ребенка, если он еще не готов к активным действиям. Иногда будущим папам для начала бывает достаточно рассказов о том, как ребенок барахтается, наблюдений за шевелением живота, любопытных прикосновений, а после появятся и слова для будущего ребенка, возникнут ритуалы приветствия, стихи и песни ему.

Ребенок, появившись на свет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробе матери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые вы подарите ему, общаясь с ним во время беременности. Как помнят любящие люди "самое начало" совместной жизни – первые прикосновения, звуки и запахи, первые слова, сказанные друг другу, так и малыш возьмет с собой в жизнь первый опыт любви, который подарят ему родители.



1. Гроф С. За пределами мозга. – М.,1993.

2. Гурьянова Л.С. Рождение в радости. - СПб.: Комплект, 1997.- 206 с.

3. З. Фрейд “ Введение в психоанализ: Лекции “ с. 127, 375 - 376

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей” М. 1986г. с.18

5. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность. Человек.- №6,- 1993.

6. Э.Эриксон “ О материнстве и детстве.”)


Приложение

Когнитивная теория личности Дж. Келли

Когнитивная теория личности, разработанная Дж. Келли, иначе называемая теорией личностных конструктов, имеет своей целью объяснить то, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Теория личностных конструктов Дж. Келли имеет общие точки соприкосновения с другими крупными психологическими течениями: с гештальтпсихологией, необихевиоризмом, интроспективной психологией. Ключевым понятием этой теории, составляющим ядро личности, выступает “личностный конструкт” – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемый личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемый на собственном опыте. “Личностный конструкт” организует и реализует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя “образ я”. Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. В силу общности и cоциальности опыта человека многие конструкты у разных людей схожи. Однако поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека. Экспериментальным методом, позволяющим выявить систему личностных конструктов человека, является техника репертуарных решеток. Связь личностных особенностей и аддиктивной патологии давно является предметом исследования психологов разных теоретических школ.

Техника репертуарных решеток представляет собой совокупность методических приемов исследования личности с позиций психосемантического подхода.

В качестве основного метода исследования личностного психосемантического пространства использовали тест репертуарных решеток Дж. Келли с модифицированным нами в соответствии с задачами исследования ролевым списком. Применяли оценочную решетку, элементы которой предлагали испытуемым традиционным способом – заполнением ролевого списка. У испытуемого методом триад (посредством установления отличий одного персонажа от двух других) выявляли 10 конструктов: с этой целью его просили сравнить между собой элементы ролевого списка, присоединяя при этом к сравниваемым элементам элемент “Я сам”. В модификации теста для данного исследования использовали простой вариант оценочной решетки (“галочки и пробелы на основании этих ответов выявляли 2 дополнительных биполярных конструкта (“проблемные” конструкты), по которым оценивали все элементы решетки. Эти же проблемные конструкты использовали при повторном тестировании. Использование подобной модификации традиционного репертуарного теста с элементами-ролями позволяет выявить тот уровень презентации индивидуального опыта, который, по Дж. Келли, регулирует реальное взаимодействие человека с его окружением, его поведенческие установки. Для каждого испытуемого по результатам эксперимента заполняли две оценочные репертуарные решетки, в которых столбцы соответствовали 16 элементам, а строчки – 12 выявленным конструктам. Каждую индивидуальную матрицу подвергали корреляционному и факторному анализу. Групповую матрицу данных также подвергали корреляционному и факторному анализу Изменения представлений испытуемых о себе выявляли на основе сравнения матрицы интеркорреляции элементов.


ИМИТАЦИОННЫЙ ТЕСТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тест ИТУПС обеспечивает экспресс-диагностику управленческих умений работников (и соискателей на менеджерские позиции) с целью выявления репертуара взаимодействия и готовности к руководству людьми. Данная методика знаменует новый подход в компьютерной психодиагностике. В ней реализован принцип СОР – «ситуационно-операциональной решетки». СОР можно рассматривать как одну из модификаций известного методика «репертуальных решеток» (Франселла, Баннистер) или «теста конструктов» (Дж. Келли).

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

В ходе выполнения теста испытуемому предъявляются 14 портретов условных персонажей и 14 кратких описаний стандартных управленческих ситуаций (кейсов), связанных с каждым персонажем. Испытуемый должен сначала оценить персонаж по нескольким параметрам, а затем, проанализировав связанную с ним ситуацию, выбрать то или иное управленческое действие из 10 возможных. Список 10 предъявляемых действий меняется в зависимости от ситуации (общий банк вариантов управленческих действий - 33). В каждом описании ситуации можно выбрать несколько ответов.

Время выполнения теста – около 30 минут.

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ:

общий балл (интегральный показатель пригодности)

визуальная диагностика (умение определить психические особенности человека по внешнему облику)

контроль (ориентация на контроль и управленческий стиль, предполагающий умение жестко потребовать от людей выполнения своих обязательств)

поддержка (умение мотивировать и создавать положительный климат в общении)

организация (умение планировать, видеть и решать не только узко-тактические задачи, но и организационно-стратегические).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Каждая шкала теста имеет три диагностические зоны, которым соответствуют три уровня интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

Для облегчения интерпретации тестовые баллы представлены в стенах - нормализованных стандартных баллах (на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10).

Cредние значения (от 3.5 до 7.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 70% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область низких (от 1 до 3.4 стенов) и высоких (от 7.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 15% респондентов. В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.

Результаты теста могут быть представлены в трёх формах:

графический профиль, указывающий значения факторов

текстовые интерпретации факторов

таблица данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

Результаты теста выражены в терминах точности управленческого поведения по 4 факторам, перечисленным выше. Общая оценка менеджерского потенциала дается по интегральному общему баллу.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Общеизвестный факт – малыш, еще только находясь в материнском животике, уже прекрасно слышит, чувствует и понимает, что происходит за пределами его «жилища», узнает голос матери и тонко ощущает особенности ее психологического и физического состояния. В связи с этим, возрастает роль дородового воспитания. Что же может сделать мама для того, чтобы начать воспитание и развитие своего малыша еще до его рождения?

Роль дородового воспитания

Врачи отмечают, что раннее начало развивающих и воспитательных занятий с малышом способствует активизации соответствующих отделов его головного мозга – и, как следствие, максимально полноценному развитию ребенка.

Не зря будущим родителям рекомендуется активно общаться с еще не появившимся на свет малышом. Оказывается, ежедневное «семейное» общение способствует выработке у ребенка представления о различиях между мамой и папой. В итоге родившийся ребенок уже будет иметь представление о том, какой голос у мамы, а какой у папы – и будет чувствовать себя намного комфортнее. Кроме того, активное общение родителей с еще не родившимся ребенком дает ему уверенность и чувство безопасности.

Говорите малышу, как вы его ждете, какой он у вас замечательный и как вы его любите, опишите ему, какой прекрасный мир ждет его появления на свет. Пусть будущий папа поглаживает Ваш живот.

Определить роль дородового воспитания помогает исследование американского ученого Станислава Грофа, который выделил 4 «базовые ступени» пренатального периода. Первая ступень – внутриутробное развитие плода в течение 9 месяцев. Гроф утверждает, что на первой ступени развития на плод влияют абсолютно все факторы, так или иначе сопровождающие беременность. Стрессы матери, неправильное питание или вредные привычки, разного рода негативные и позитивные переживания – все это остается в бессознательном неродившегося малыша.

Вторая, третья и четвертая ступени приходятся на период родов. Вторая ступень – предчувствие кардинальных перемен, третья – испытание огромными нагрузками во время родов, четвертая – непосредственно приход в этот мир.

Гроф считает, что только правильное и естественное прохождение всех этих четырех этапов обеспечивает нормальную адаптацию ребенка к жизни вне материнской утробы и достойное развитие.

В связи с этим, дородовое воспитание имеет огромное значение для нормального развития ребенка до и после рождения. Какие же методы дородового воспитания можно выделить?

Образное мышление

Суть этого метода дородового воспитания в том, чтобы повлиять на развитие ребенка с помощью мыслей и создания образов у себя в воображении. Давно уже доказано, что мысли материальны – и они влияют на нашу жизнь. Точно так же мысли мамы могут повлиять на еще не родившегося малыша. Например, если будущая мама будет положительно настроена по отношению к предстоящим родам – то и малыш будет чувствовать эмоциональный подъем, а его развитие будет намного более интенсивным и гармоничным. Буквально с первых дней беременности будущая мама начинает формировать для своего ребенка жизненный фундамент – и только от нее зависит, каких «кирпичиков» в нем будет больше – положительно или отрицательно окрашенных. С увеличением срока беременности важно укреплять этот фундамент и противостоять его деформации под воздействием отрицательных впечатлений.

Такой метод еще называют медитацией-визуализацией – наверное, потому, что порой будущая мама, погруженная в мысли о ребенке и своей беременности, со стороны выглядит как йог, занимающийся медитацией. Сядьте поудобнее в кресло или прилягте на диван, закройте глаза и начинайте представлять, как беременности и роды позади, на улице прекрасная погода - и Вы гуляете в парке с коляской. Представьте, как Вы кормите малыша, как он улыбается Вам и тянет к Вам ручки. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что будущей маме полезно представлять, как малыш развивается у нее в животике.

Такой метод дородового воспитания включает в себя также формирование в воображении образа нерожденного малыша. Причем, лучше сосредоточиться не на внешности или поле ребенка, а на качествах его характера. Единственное «но»: некоторые родители так увлекаются этим методом дородового воспитания, что неосознанно навязывают малышу свои нереализованные мечты и желания.

Развитие органов чувств

Врачи пришли к выводу, что уже к 3 месяцу внутриутробного развития у малыша появляются обоняние, слух, вкусовое восприятие, развивается вестибулярный аппарат и тактильное восприятие. К 6 месяцам развития у малыша развивается зрение – и он начинает видеть свет, падающий на материнский живот.

Считается, что в этот период будущая мама должна жить в мире красоты: ходить на концерты и выставки, посещать музеи и театры и представлять, что вместе с ней наслаждается этой красотой и малыш.

Развитию органов чувств способствуют солнечные ванны, принимаемые мамой, музыка, которую она слушает во время беременности, пища, которой лакомится будущая мама. Младенцы, находящиеся в материнском животе, больше всего любят классическую музыку – а какое музыкальное произведение нравится именно Вашему малышу, Вы сможете узнать по его движениям внутри Вас. Кстати, исследования, проводимые учеными, подтвердили, что дети, рожденные матерями, слушавшими музыку на протяжении всей беременности, обладали абсолютным слухом.

Но, конечно, наиболее приятным и значимым для младенца звуком является звук материнского голоса. Как можно больше пойте для своего малыша. Это могут быть колыбельные, просто мелодичные песни или даже музыкальные напевы без слов. Ученые заметили, что дети запоминают мелодии, которые слышали, находясь в животе у мамы – и узнают их после рождения.

Для развития тактильных ощущения у малыша будущей маме полезно делать такое упражнение. Возьмите в руки предмет, ощупайте его, осознайте свои ощущения, запомните форму, вес, материал и другие характеристики вещи и, закрыв глаза мысленно передайте ощущения своему ребенку. Для большего эффекта почувствуйте себя ребенком, который активно познает мир, которому все интересно и ново.

Развитие речи

Научно доказано, что ребенок, находящийся в утробе, слышит человеческую речь и способен различать голоса, принадлежащие разным людям. Проводились эксперименты, которые доказывали, что дети узнают отрывки из литературного произведения, которые они слышали еще до рождения. В связи с этим, дородовое воспитание может способствовать развитию речи.

Находясь на прогулке, рассказывайте малышу обо всем, что видите, не жалея прилагательных и эпитетов. На последних месяцах беременности вместе с мужем разговаривайте с ребенком каждый от своего имени.

Например, Ваш муж говорит: «Привет, малыш, я твой папа», а Вы продолжаете: «А я твоя мама, я тебя очень люблю и жду!».

При общении с малышом не забывайте гладить животик, чтобы ребенок понимал, что Вы говорите именно с ним.

Развитие интеллекта

Начиная в 8 недели внутриутробного развития ребенка, у него бурно развиваются клетки мозга. С помощью дородового воспитания Вы можете поспособствовать развитию интеллекта ребенка.

Возьмите несколько листов цветной бумаги, поочередно смотрите на каждый цвет, формируйте у себя в воображении ощущение, связанное с этим цветом и передавайте его ребенку. Выделите для себя самый приятный и самый неприятный цвет. Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие ребенка, а также, активизирует развитие полушария, ответственного за невербальное мышление.

Важное значение для развития интеллекта у малыша имеет тактильный контакт мамы с ребенком. Существует даже специальная методика, автором которой является датчанин Франц Вельдман. Эта методика называется гаптономия (от греч. hapsis - прикосновение; nomos - закон; букв, «закон прикосновений»).

Калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кара также говорил о роли прикосновений в дородовом воспитании и ратовал за использование тактильного воздействия рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. 20-минутного ежедневного воздействия в третьем триместре беременности вполне достаточно.

Прикосновения к животу и эмоциональное состояние мамы положительно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. И, конечно, это по-настоящему сближает малыша с родителями.

Начиная дородовое воспитание ребенка, помните – воспитывать и развивать малыша нужно не с момента рождения, а с момента зачатия!

Сообщество для настоящих или будущих родителей, к-е хотят вырастить здорового ребёнка и иметь здоровую семью. Сообщество тех, кто верит в то, что гармония - норма жизни, а против природы идти - дело неблагодарное. Сообщество для достаточно грамотных людей, к-е далеко не всегда идут на поводу у стереотипов. Когда они слышат какую-то информацию, первым делом они подвергают её анализу, а источники информации - пристальному изучению. Базар, склоки, слухи, мифы такие родители не считают нормальными источниками информации, а вот, новейшим солидным исследованиям медицинской науки они доверяют. Давно доказано, что человек - существо стадное, что же делать? Главное, ребятки, выбрать приличное стадо!

1531 участник, 1258 вопросов

Психология Отношения матери с ребенком в период пренатального и раннего постнатального развития

В психологической литературе общение и взаимодействие с ребенком рассматривается в качестве наиболее важной детерминанты для становления и развития материнской сферы в процессе беременности. Однако после рождения ребенка исследователи наибольшее внимание уделяют рассмотрению материнского отношения как важнейшего источника детского развития.

Исследование влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребенка на этапе младенчества связанны с пониманием важности раннего общения матери и ребенка. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.”

Важность материнского отношения на ранних этапах развития ребенка, его сложная структура, множественность культурных и индивидуальных вариантов побуждали исследователей различных направлений делать этот период материнства предметом своего изучения. Достаточно широко и полно описана структура родительского отношения; модели и типы материнского отношения, детерминанты родительского отношения, внутренние механизмы и условия развития детско - родительских отношений на этапе младенчества.

В структуре родительского отношения выделено несколько факторов: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Причем, каждый из этих аспектов имеет достаточно сложное содержание. Эмоциональный фактор распадается на три оси: принятие - отвержение, симпатия - антипатия, близость - отдаленность. Поведенческий - доминирование - партнерство, потакание -автономия. Когнитивный содержит адекватное представление о ребенке и различные типы приписывания.

Разная степень выраженности составляющих эти факторы позволяет создать большую типологию родительских отношений. аиболее часто описываются в литературе следующие 6 типов родительского отношения:

1. отвержение - непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов - ограничение контактов с ребенком.

2. безразличие - холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребностей ребенка.

3. гиперопека или тревожное отношение - стремление оградить ребенка от трудностей и неприятностей. Самостоятельность и независимость наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место в семье. Отношения с ним эмоционально насыщенны.

4. сверхтребовательность - родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания введение запретов и ограничений. Основная задача родителя формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей.

5. устойчивость - восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но и не делают особых усилий чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное.

6. активная любовь или помогающее отношение - родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.

На формирование того или иного типа родительского отношения влияют различные детерминанты. В качестве таковых в литературе выделены следующие:

1. Особенности личности родителя.

2. Личностные и клинико-психологические особенности ребенка как фактор формирования родительского отношения.

3. Этологический фактор формирования родительского отношения.

4. Особенности семейного общения взрослых членов семьи.

5. Социокультурные и семейные традиции родительского поведения.

Наиболее полное освещение внутренних механизмов диадических отношений, наиболее важных аспектов взаимодействия с ребенком и динамики материнского отношения на этапе младенчества мы находим в работах психоаналитически ориентированных авторов: Д.В. Винникота, Р. Шпитца, Э Эриксона, М. Кляйн, А. Адлера, А.Фрейд, Ф. Дольто. В своих работах они доказали что все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) отношений в диаде мать - дитя в этот период максимально важны. Другое направление рассмотрения раннего взаимодействия матери и младенца исходило как из психоаналитических так и этологических идей, и предположения существования у младенцев инстинктивных программ поведения, которые вызывают необходимую для выживания и развития заботу со стороны взрослых. Идеи, получившие свое развитие в теории привязанности. Однако, Э. Эриксон опровергает их утверждения, считая, что влечения, с которыми человек появляется на свет - это не инстинкты, равно как и комплиментарные влечения его матери нельзя считать всецело инстинктивными по природе, рассматривая их в качестве просоциальных способностей ребенка. «Ни те ни другие не несут в себе паттернов завершения, самосохранения, взаимодействия с каким либо сегментом природы, как у животного», их еще «должна организовать традиция и совесть». Бессмысленно говорить о ребенке как о животном в процессе обучения. Детское воспитание через усвоение модусов физического подхода должно способствовать усвоению модальностей социальной жизни, научению ребенка жить в пространстве и времени его культуры.

В этих выводах просматривается явная аналогия с интерпсихической формой действия по Л.С. Выготскому, утверждавшем, что всякая психическая функция выступает на сцену дважды - сначала как распределенная между ребенком и взрослым в своей интерпсихической форме, и только затем как индивидуальное достояние самого ребенка, т.е. в интрапсихической форме. Особо следует отметить выводы характерные для всех указанных исследований о том, что взаимодействие с матерью в этот период оказывает воздействие на происхождение, природу и функционирование внутрипсихических структур в личности ребенка.

Из литературы посвященной анализу закономерностей развития ребенка видно, что период младенчества делится на стадии, отличные по содержанию решаемых в диаде задач и формам взаимодействия ребенка и матери.

Первая стадия, которая и является предметом нашего рассмотрения, в рамках эмпирического исследования - стадия первичного взаимодействия в психоанализе определяется как физиологическая прелюдия к объектным отношениям однако именно здесь закладывается основа будущих социальных взаимоотношений. Ее продолжительность примерно равна двум месяцам. Главной задачей для матери и младенца является стабилизация физиологических циклов для сохранения гомеостатического равновесия. Создается впечатление, что на этом этапе мать легко можно заменить другим человеком; однако это не так. Данные свидетельствуют о том, что ребенок подготовлен к взаимодействию именно с матерью. В этом взаимодействии используются различные физиологические системы как у матери так и младенца,(зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная). Утонченные биологические способности младенца и способность матери «отзеркаливать» (Винникотт) аффективные переживания ребенка приводит к образованию системы обратной связи. В термине «отзеркаливание» Винникотт описывает механизм взаимодействия матери с ребенком, при котором отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного «я» и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного. Этот решающий вклад матери подчеркивался и Кохутом, который отмечал, что детское выживание требует специфической психологической среды - наличия отзывчивых, выразительных Я - объектов, которые подтверждают ребенку его природную энергию и жизнеспособность. Таким способом развивается особая приватная форма взаимоотношений между матерью и младенцем, обеспечивающая основу для надлежащего психологического функционирования в последующие периоды развития. Это двустороннее отношение, обеспечивающее необходимые условия для развития ребенка, возможно лишь при определенном изменении способов взаимодействия с другими со стороны матери. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью» при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним. «Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. И лишь при определенных внешних помехах женщина не может быть «достаточно хорошей матерью» после рождения ребенка. Обобщая высказывания Д.В. Винникота, характеризующие «достаточно хорошую мать» можно сказать, что основным условием подобного отношения к ребенку является доверие матери своим внутренним ощущениям, связанным с ребенком, т.е. уверенность в себе как в родителе; слабая выраженность когнитивного компонента отношения, результирующегося в значенческих характеристиках отдельных качеств ребенка, и преобладание в материнском отношении на данном этапе аффективного и поведенческого компонента: мать действует в ответ на аффективные переживания. Вот почему любое вмешательство со стороны, направленное на рефлексию процессов, происходящих в диаде, может разрушить установившееся отношение. Как только отношение к ребенку стягивается к объектному полюсу отношений, оно престает быть условием полноценного развития ребенка.

Описывая феномены характерные для данной ступени развития Я.Л. Морено называет ее первой вселенной. Мать и ребенок образуют интеракциональное единство, являющееся прообразом всех последующих интеракций ребенка с другими людьми, т.е. является матрицей социального развития человека или «социальной плацентой». Подобно тому, как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает субстанциональную основу для социального развития. Ребенок пока еще не воспринимает мать как «Ты» а ее заботу о себе в качестве ее действий. В рамках первого своего переживания мира, в котором нет еще дифференциации между «Я» и «Ты» и в котором ребенок ощущает тождество с окружающем миром, он воспринимает мать как часть или продолжение себя самого. Мать же со своей стороны угадывает и понимает все потребности ребенка, исполняет все действия, которые он сам совершить еще не может, но которые являются необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей. Возможность такого материнского отношения к ребенку связана с самим процессом формирования отношений с другими в раннем онтогенезе, когда первоначальное единство «Я» и «Ты», сохраняясь как основание всех последующих отношений человека, позволяет вчувствоваться во внутренний мир другого. Для осуществления такого взаимодействия с ребенком мать должна обладать способностью к глубокому эмпатическому сопереживанию с ребенком с одновременным сохранением взрослой позиции, что позволит ей заботиться о ребенке, проявлять устойчивое отношение к нему в независимости от поведения ребенка в данный момент, то есть, сохранять свою зрелую самоидентичность не растворяясь в ребенке.

Именно при таком отношении матери в этой матрице социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования и совместного действования матери и младенца становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром и образует основу для дальнейшего доверия к собственному бытию. Оно соответствует описанному Эриксоном базисному доверию. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем - никакой предметностью и никакого другого содержания, кроме слитого «Я и Ты» это форма общения не несет. Младенец целиком сосредоточен на «Ты» взрослого, которое неотделимо от его «Я». Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Именно на этой стадии, по мнению ряда исследователей происходит закладка субъектного отношения к другому в самосознании ребенка.

На следующем этапе главной задачей младенца становится формирование твердой привязанности к матери. Действия, аффекты и восприятие младенца все больше сосредотачивается на межличностном взаимодействии с матерью, в котором активны оба участника. Опыты повторяющихся пристальных разглядываний матери, которая постоянно взаимодействует с ребенком и обеспечивает его чувством безопасности, ведет к закладке чувств постоянства объекта и постоянства себя - истоку самосознания. Наиболее важным аспектом взаимоотношений матери и младенца в этот период является аффективный климат. Именно аффективно обусловленный и взаимно стимулирующий диалог порождает обстановку, из которой возникают объектные отношения и внутрипсихические структуры.

Морено. описывая механизмы дальнейшего развития первичной вселенной, говорил о выделении матери как особой части мира ребенка, а затем о первичном отделение от нее посредством подражания ей как внешнему, иному объекту. Он называет этот этап стадией «познания Ты», так как ребенок сначала выделяет Другого как объект познания и через это выделение происходит процесс идентификации «Я». Однако автор оговаривается, что это процесс интеракционального познания, познания через внешнее действие. Осознание своих действие более поздний этап развития ребенка.

Теоретические построения, касающиеся ранних отношений матери и ребенка, постулируют следующие выводы: механизмы формирования отношений в процессе раннего взаимодействия матери с ребенком являются основой для последующего развития всех видов отношений человека к себе, другим, миру. Отношения в диаде мать - дитя динамичны и проходят в своем развитии два этапа: первичное интеракциональное и эмоциональное единство и последующая дифференциация между «Я» и «Ты».

Этапы развития отношений в онтогенезе находят свое отражение в двойственной структуре субъектного отношения к другому, содержащему в себе одновременно «другого» как внутреннее содержание сознания и «другого» как внешне воспринимаемого объекта.

Движение двух разнонаправленных интенций к Другому создает условия для развития индивидуального сознания. Именно таков механизм развития материнского отношения к ребенку и на этапе беременности.

Все изложенные нами закономерности находят свое отражение в исследовании отношений к вынашиваемому ребенку на этапе беременности. Этот аспект психологии беременности является наиболее полно исследованным. Выявлено, что отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через определенные этапы, соответствующие триместрам беременности. В первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность собственного Я женщины от вынашиваемого ребенка Это характеризуется аффективным и интеракциональным единством, слабой представленностью когнитивного компонента. Само это отношение является результатом актуализации в самосознании женщины «идеальной представленности» ребенка, как другого уже живущего в сознании до реальной встречи с ним. Причем этот внутренний другой лишен своей конкретной определенности и является обобщенным представителем рода: «В этом субъекте погашена индивидуальная особенность того или иного Я». Он принципиально не сводим к каким-то конечным определенным характеристикам, он причастен к субъекту и слит с ним изнутри. Именно такая идеальная форма бытия Другого во внутреннем пространстве субъекта является условием переноса уже существующего внутреннего содержания на конкретного ребенка в последующем и установления отношений с ним. Содержанием данного первичного отношения являются переживания, вынесенные из онтогенетического опыта женщины и культурно обусловленное содержание образа ребенка. В некоторых случаях отношение женщины к вынашиваемому ребенку может ограничиваться чувством физического симбиоза, при котором плод воспринимается лишь как часть собственного тела, от которой, при желании, можно с легкостью избавиться. В других же случаях уже на этом этапе наблюдается восприятие ребенка как субъекта отношения.

Второй триместр беременности, по мнению исследователей, сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. Это связано с таким явлением как шевеление ребенка, которые именно во втором триместре делают доступным восприятию матери внутриутробную жизнь плода. Ребенок начинает восприниматься женщиной как нечто уже существующее, отличное от нее, но в то же время витально неразрывное с нею. Появляется своеобразное «двойное Я», где ребенок - уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я».

Именно в этот момент обостряются амбивалентные переживания, связанные с тем, что две разнонаправленные идентификации актуализируются в подсознании женщины. Шевеления ребенка вынуждают ее идентифицироваться с материнской ролью, и в то же время она по-прежнему сама идентифицируется с ребенком, заново проживая свой ранний пренатальный и младенческий возраст. Ребенок, с которым предстоит сепарация, является внутренним содержанием самосознания женщины, интроецированный объект, присвоенный в прошлом. Осознание факта шевелений ребенка как проявлений его субъективности способствует процессу разделения с интроектом.

Итак, для отношения к ребенку у женщин второго триместра беременности характерным является: начало дифференциации Я матери и вынашиваемого ребенка.

Третий триместр характеризуется тем, что внимание женщин переносится из настоящего в будущее - на роды и последующее взаимодействие с ребенком. По мнению ряда авторов, женщина общается не с тем образом ребенка, который развивается внутри ее тела, а видит своего ребенка после рождения.

Таким образом, в третьем триместре беременности осуществляетсядальнейшее развитие процессов, начатых ранее: происходит дифференциация образа дитя от представлений матери о себе и других, и выстраивание прогностичной модели отношений с ребенком после родов на основе полученного опыта и представлений матери о себе и своем ребенке. В данных исследованиях указывается на существование взаимосвязи между отношением и восприятием женщины своего ребенка на этапе беременности и последующими детско - родительскими отношениями.

Особенности динамики материнского отношения на этапе беременности в целом весьма сходны с особенностями динамики ранних детско - родительских отношений. В ряде исследований, однако, указывается, что может не наблюдаться динамики данного отношения на этапе беременности, и основные характеристики восприятия женщиной своего ребенка остаются неизменными на протяжении всей беременности, порождая определенные трудности во взаимодействии с ребенком после родов.

Описаны варианты стилей переживания беременности по критерию отношения женщины к вынашиваемому ребенку, согласующиеся с наиболее часто, встречаемыми в литературе стилями родительского отношения: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный отвергающий.

Специфичность исследований диады мать - дитя на этапе беременности не позволяет с большей степенью достоверности утверждать, какие элементы структуры материнского отношения является наиболее важными для полноценного развития внутриутробного ребенка. Характер связи между переживаниями матери и судьбой будущего ребенка столь сложен, что даже простая типологизация содержания ожидания ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры этого феномена, требуют основательного и длительного изучения. Однако большинство исследователей указывают на то, что условием развития специфически человеческих способностей ребенка и вызревания материнской сферы в личности женщины являются социально - психологические процессы, разворачивающиеся между женщиной и ребенком.

Согласно концепции становления пренатальной общности, во втором триместре беременности может происходить установление коммуникации между матерью и ребенком: теперь женщина получает возможность придать смысл движениям плода, отвечать на них, вызывать их. Субъективность еще не рожденного ребенка уже формируется в субъективном пространстве матери. Подчеркивается, что в случае, если общение матери и ребенка отсутствует, то возникает формальная общность, где ребенок воспринимается как объект «для применения воспитательных техник и чужих советов». Т.е. не происходит идентификации ребенка как Другого, а его образ остается слитым с образом младенческого «Я» матери.

В работах французских психоаналитиков внутриутробный ребенок понимается как существо языковое по своей сути, а основным механизмом развития человеческой психики и специфически человеческих способностей являются опосредованные символикой языка отношения матери и ребенка. Витальность плода нуждается в языковом оформлении, которое должна осуществлять мать и делать это еще до рождения. Язык выступает здесь как искусственная форма самосозидания человека, конституирующая те специфически человеческие способности, которыми обладает новорожденный ребенок.

Внутриутробный ребенок в гуманитарных науках понимается как человеческое существо, он обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной. С этой точки зрения, травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного младенца отсутствуют средства коммуникации, он не был услышан и понят матерью. Практика, основанная на этой модели, стремится к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает психотерапевтическая группа и/или психотерапевт, помогающие перевести в слова телесные и визуальные переживания. Основная интенция подобных практик сформировать или актуализировать полюс персонификации в отношении к ребенку, предполагающий выделение его как субъекта, другого, присутствующего во внутреннем диалоге матери Условием запуска процессов сепарации в материнском сознании собственного Я и ребенка как отдельного от нее субъекта является символически опосредованое взаимодействие матери со своим ребенком. Именно с этой точки зрения происходит анализ процессов происходящих в период беременности в концепции Ю Шмурак. Она утверждает, что в процессе беременности происходит становление детско - родительской общности, названной ею «пренатальная общность». Пренатальная общность ограничена во времени зачатием и рождением и включает в себя все связи и отношения с миром, реальные и воображаемые, в которых находится женщина, ожидающая ребенка. Для анализа существующих представлений о развитии пренатальной общности автор использует понятия из концепции развития субъективности психологической антропологии. Та или иная форма субъективности является результатом развития со-бытийной общности на некотором временном отрезке жизни. Общая возрастная задача человека на ступени пренатального развития состоит в том, чтобы к моменту рождения стать со-участником общения в сознании, переживаниях и деятельности матери. Процесс становления пренатальной общности согласует и упорядочивает пренатальные способности внутриутробного младенца, создавая основу для материнской программы постнатального общения. В данном подходе автор предполагает возможность интериоризации материнского отношения и превращение его в социально-психологические способности вынашиваемого ребенка уже в период внутриутробного развития за счет организации пренатальной общности как единого смыслового пространства существования матери и дитя, и позволяет ему сформироваться как человеческому существу, субъекту общения и отношения. При этом становление и развитие материнского отношения к ребенку связано с особенностями их взаимодействия, реализуемого в виде конкретных культурных моделей уже на стадии беременности. А именно чередование в материнском сознании двух полюсов отношения к ребенку как к тому «другому», который является частью ее самосознания и с которым ей необходимо сепарироваться и как к «другому» внешне противостоящему ей объекту, к которому ей необходимо выстраивать определенные смысловые отношения. По мнению автора, чередование этих двух стратегий и является условием развития конструктивной детско - родительской общности.

Предпосылкой для рассмотрения социально - психологических процессов, между матерью и вынашиваемым ребенком явились открытия в области эмбриологии, перинатологии и психологии. В начале 70-х годов были проведены экспериментальные наблюдения за взаимодействием новорожденного ребенка и матери, которые оказались революционными с точки зрения понимания социально - эмоционального развития ребенка. У младенцев были обнаружены столь необходимые для взаимодействия с матерью и дальнейшего развития врожденные «способности устанавливать человеческие взаимоотношения». Было установлено, что новорожденный ребенок обладает не только биоинстинктивными способностями но и просоциальными, обеспечивающими возможность раннего взаимодействия со взрослым. Представители Британской школы объектных отношений и близкие им американские исследователи считали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются на физиологических потребностях. Утверждали, что основное влияние на развитие ребенка оказывает не удовлетворение биологических потребностей, а ранний социальный опыт. Тому способствуют и открытые в последнее время закономерности пренатального развития психики. В процессе развития пренатологии и пренатальной психологии было установлено, то огромное значение материнского отношения к вынашиваемому ребенку для развития, выживания и формирования психического здоровья еще на этапе внутриутробного развития. “...истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению”. Основная парадигма данного подхода опирается на факт доказанности связи между содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением. Механизмы передачи информации от матери к ребенку и ее запоминание в период беременности в настоящее время только начинают исследоваться учеными, однако, современная перинатология опирается на иные парадигмальные установки. Парадигма XX века состояла в том, что развитие идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму. При этом органы и системы растут и развиваются, чтобы после рождения начать функционировать.
Действительность разрушила эти представления: формирующаяся структура немедленно проявляет свою функцию. Все системы: кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения, др. - по мере формирования и созревания начинают функционировать с различной интенсивностью и в различном объеме. То же относится и к органам чувств: кожная чувствительность обнаруживается уже с 7 недель от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата - с 12, вкусовых сосочков - с 14, органов зрения и слуха - с 16-18 недель, то есть задолго до рождения органы чувств человека уже способны воспринимать информацию из окружающего мира. Ученые обнаружили, что структура мозга младенца в 24-28 недель от зачатия соответствует его структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. Научные исследования, проведенные в области эмбриологии, психонейроэндокринологии позволили прийти к заключению, что с момента своего формирования нервная система, мозг участвуют в регуляции функций всех органов и систем неродившегося ребенка. Органы чувств, тесно связанные с мозгом, по мере своего формирования начинают функционировать и воспринимать раздражители, что сопровождается соответствующими реакциями со стороны других органов, например, музыкальное воздействие на орган слуха неродившегося ребенка вызывает изменение его сердцебиения. Со второго триместра беременности внутриутробный ребенок способен видеть, обонять, воспринимать вкус, слышать и помнить о событиях фетальной жизни, т.е. именно с этого периода начинается подлинная психическая жизнь плода. Возражения о неполной миеленизации нервного волокна в результате чего плод не получает сигналов от своих органов чувств не состоятельны: сегодня уже доказано, что высокая организация деятельности мозга возможна и при неполной миелинизации. Важно, что именно во втором триместре и в сознании матери начинают происходить наиболее важные изменения, касающиеся ее отношения к ребенку, осознания себя в качестве матери. Одним из наиболее изученных факторов являются эмоций матери влияющие на психику и физическое здоровье внутриутробного ребенка. Открытие нейрогормонов позволяет говорить о механизме передачи эмоций матери плоду. Исследования отечественных и зарубежных ученых, проведенные на больших выборках, говорят о том, что сильное эмоциональное напряжение во время беременности 100% коррелирует с нарушениями у плода. В настоящее время получена масса прямых статистических данных, что материнские страхи, напряжение, депрессия и тому подобные психические состояния могут повредить развивающемуся плоду.

Многочисленными исследованиями психологов, психоаналитиков, психотерапевтов установлено, что информация, полученная неродившимся ребенком, фиксируется в его памяти. Эта информация, в сочетании с генетической обусловливают психологические и поведенческие особенности человека. Если она имеет негативное содержание, то появляющиеся особенности могут осложнять жизнь индивида, нарушать его взаимоотношения в социальной среде, способствуют вовлечению его в конфликты большей или меньшей степени выраженности. Однако, в силу высокой корреляционной связи между наблюдаемым отношением к ребенку и поведением матери на этапе вынашивания и особенностями этого отношения после рождения, неправомерно утверждать, что именно пренатальный период является базовым для формирования указанных личностных структур. Гораздо более существенным является исследование факторов, влияющих на само формирование материнского отношения в процессе беременности. Этот аспект отношения матери к вынашиваемому ребенку на этапе беременности является наименее изученным. В этой области можно сослаться на незначительное количество работ, где прицельно рассматриваются детерминанты формирования материнского отношения к ребенку на этапе беременности.

В рамках этого направления выделены и описаны наиболее существенные характеристики восприятия ребенка, обусловленные соматическим статусом матери и ее личностными особенностями и их взаимосвязь с формирующимся материнским отношением. Наиболее важными для формирования материнского отношения считаются субъектность - объектность и позитивность - негативность образа будущего ребенка, что обусловлено личностными особенностями матери. Именно эти характеристики оказывают наибольшее влияние на течение беременности, клинические характеристики перинатального периода и более всего коррелируют с теми особенностями детско - родительского взаимодействия, которые наблюдаются после родов.

В качестве еще одной детерминанты выступает семейная история будущей матери, повлиявшая на формирование той или иной модели материнского отношения. Так в частности констатируется, что большинство беременных с девиантным стилем переживания беременности были воспитаны в семьях, где были случаи отказа от детей.

Таким образом, в настоящее время не исследованными являются влияние семейного общения и особенностей взаимоотношений женщины с партнером - отцом ребенка, их влияние на формируемое материнское отношение к ребенку. Что и будет проанализировано нами в следующих частях работы.

к.п.н., перинатальный психолог
Могилевская Елена Викторовна

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!