Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада. Психологические особенности развития детей разного дошкольного возраста. Важность общения разновозрастных детей

Любовь Топоркова
Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов . В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы .

В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие :

1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу );

3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп ;

4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей :

Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 10детей;

Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей;

Любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) –20детей

Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста , находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого , смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп , создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние : хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога , однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста .

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Психологи, педагоги, воспитатели и, конечно, родители по- разному относятся к феномену разновозрастных групп в детских дошкольных учреждениях.

Некоторые полагают, что именно в группах детей различного возраста обеспечиваются лучшие условия для общего психического и морального развития, поскольку здесь, по их мнению «старшие дети учатся помогать младшим» , «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются»

Другие, наоборот, считают, что в разновозрастных группах возникает ряд проблем, связанных с трудностями организации воспитательного процесса, невозможностью учета индивидуальных способностей детей разного возраста и пр .

Учебно-воспитательная работа в разновозрастных группах имеет ряд определенных сложностей, наиболее сильно проявляющихся в группах , укомлектованных детьми резко контрастного возраста. В первую очередь, это трудности организационного характера :

1) проблемы создания необходимого воздушно-теплового режима;

2) различная степень восприимчивости детей различного возраста к инфекционным заболеваниям и отличающийся уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности;

3) трудности при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем.

Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.

Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в детский садик, малыши попадают в уже организованный коллектив , легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение , поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки , которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста , для организации взаимопомощи , обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы , однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса , которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа , работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) - на занятиях с одной подгруппой .

Способа организации коллективных занятий в разновозрастной группе :

1. начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах , а окончание последовательное (через 15 минут - у младших, через 20 - у средних и т. д.) ;

2. последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой , потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).

Публикации по теме:

В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может.

Никто так хорошо не знает, не чувствует своего ребенка как родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать.

Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.

Консультация для родителей «Особенности логического мышления дошкольников» Детство-самая счастливая пора жизни человека. Ребенок в дошкольном возрасте очень энергичен и активен. Его притягивает практически все,он.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей с ЗПР» Особенности познавательного развития детей с ЗПР. Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость.

Консультация для родителей «Особенности второго года жизни ребенка» В кругу семьи. Уважаемые, родители, второй год жизни ребенка это период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно,.

Консультация для родителей «Особенности взаимодействия» Взаимодействие со старшим поколением. Старшее поколение – бабушки, дедушки – это люди, которые имеют большой жизненный опыт, но уже потеряли.

Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Консультация для воспитателей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды - Качество работы невозможно осуществить без создания условий осуществления.

Библиотека изображений:

Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. Однако в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.

В самом общем смысле слова разновозрастная группа - объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы. В качестве основных причин, обусловливающих появление разновозрастных групп, можно назвать следующие:

1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);

3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;

4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.

Следует отметить преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации учебно-воспитательного процесса. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами:

Разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях;

Поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

Очевидно, что организация учебно-воспитательного процесса требует от педагога глубокого осмысления его психолого-педагогических оснований, совершенствования профессиональных умений и навыков:

Владения и практического использования интерактивных технологий;

Организации самостоятельной работы детей и условий для ее реализации;

Побуждения дошкольников к деятельности с акцентом на внутреннюю мотивацию;

Создания творческой насыщенной среды как важного фактора продуктивного обучения.

Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе значительно усложняется, она требует от педагога, прежде всего:

Знания программ всех возрастных групп;

Умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

Понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

Обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными характеристиками .

С одной стороны, в таких группах создаётся благоприятная обстановка для развития личности как старших, так и младших детей. С другой стороны, разный возраст детей активизирует специфические трудности и проблемы и в первую очередь это - организация занятий. В одновозрастной группе воспитатель, подготавливаясь к занятиям, опирается на содержание, рассчитанное на определённый возраст. В разновозрастной группе он совмещает требования содержания программы по двум и более возрастам. Это требует от педагога дополнительных усилий. В ходе занятий педагог должен своеобразно состыковать различное содержание материала занятия соответствующим возможностям детей, быстро переключить своё внимание от одной возрастной подгруппы к другой.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одного возраста, прежде всего, необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребенком. При разработке плана работы воспитателю необходимо строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности.

Педагог должен тщательно подготовить содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. Следует также отметить, что, планируя работу со всеми подгруппами одновременно по одной теме, воспитатель обязательно указывает в плане программные задания для каждой возрастной группы. А.Н. Давидчук, описывая особенности воспитательной работы в разновозрастной группе, считает, что она во многом зависит от личностных качеств педагога, его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста .

Опытные педагоги предлагают два способа организации коллективных занятий в разновозрастной группе:

начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут - у младших, через 20 - у средних и т.д.);

последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).

В.Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе:

I - все дети заняты одним видом деятельности;

II - комбинированные занятия, исходя из индивидуальных характеристик каждого отдельного возраста;

III - занятия с каждой отдельной подгруппой по общепринятой методике .

Эти занятия обеспечивают правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успешное решение образовательных задач.

Однако при организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе существует проблемы не только организационного характера. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется соседством различных систем социального взаимодействия:

- «ребенок-взрослый»;

- «ребенок-сверстник»;

- «ребенок- ребенок старшего возраста»;

- «ребенок-ребенок младшего возраста» .

Система личных отношений является эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. Общение -- основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. У дошкольников наблюдается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.

Разновозрастная группа дошкольников -- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. Дети в этом возрасте проявляют различные взаимоотношения -- дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Дети старшего дошкольного возраста, которые в группе сверстников могли бы иметь обедненные межличностные отношения и невысокий социальный статус, находят свою нишу среди младших детей, с которыми они легко налаживают дружеские и игровые отношения, среди которых занимают определенную лидерскую позицию.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают друг друга не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольников с воспитателем, окружающими его взрослыми. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важно, чтобы дошкольники умели внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Основные средства общения дошкольников: улыбка, взгляд, выразительные движения, высказывания, вопросы, ответы, реплики. Общение приносит ребенку массу положительных и радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, замедляется и искажается его психическое развитие. В разновозрастной группе маленькие тянутся к старшим, много общаются, этим выражается потребность в общении, дети часто просят: «Не уходи, побудь со мной». Дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. Дети не сразу и не вдруг вступают в общение друг с другом. Сначала малыши тянутся к ребятам постарше, обижаются, если их не принимают.

Общение со сверстниками так же необходимо, как и со взрослыми, а во время игр, ещё более желательно. Общаясь в разновозрастной группе дети учатся не только считаться с другими, но и постоять за себя. При этом в группе появляются первые привязанности, которые представляют зародыш дружбы.

Общение -- один из важнейших факторов растущего человека. Чем старше становятся дети, тем труднее обучить их навыкам общения, ведь системы-то определенной нет. Учитывая это, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.

Воспитателю очень важно понять специфику детских отношений в дошкольных разновозрастных группах и выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению просоциальных форм поведения детей. Ему необходимо организовать воспитательную деятельность так, чтобы каждый из детей прожил все этапы дошкольного детства полноценно и все психические функции, соответствующие возрасту были должным образом сформированы.

Исследования разновозрастных групп дошкольников доказывают, что в таких условиях индивидуальные особенности детей проявляются весьма специфическим образом. Чаще всего они лишь еще больше усиливают возрастные различия.

Учет индивидуальных особенностей воспитанников - важнейшая составляющая учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, это часть вопроса о соотношении возрастных и индивидуальных особенностей участников разновозрастного взаимодействия и их учете в воспитательном процессе.

Во-вторых, в разновозрастных группах эта проблема выражена гораздо острее, в силу необходимости учитывать особенности сразу нескольких возрастных групп при выборе средств и приемов воспитания.

В-третьих, как уже было упомянуто, индивидуальные различия могут либо минимизировать различия в возрасте, либо усилить их воздействие. Следовательно, воспитателю следует уделить больше внимания данной проблеме.

В-четвертых, данную проблему необходимо воспринимать как возможность поиска наиболее эффективных педагогических приемов сочетания индивидуальных особенностей детей различного возраста .

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Курсовая работа

по дисциплине « »

студентки группы________________________

специальное НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Куприяновой Людмилы Леонидовны

Научный руководитель

к.п.н. Червинская О.Ю.

Работа защищена « » 2009

С оценкой_____________________

Зав. Кафедрой педагогики,

Дошкольного и начального образования,

Кандидат педагогических наук, доцент

ТРУСОВА Е.Л.


Введение

Глава 1. Теоретические основы организации жизнедеятельности детей в условиях разновозрастной группы

Глава 2. Специфика образовательного процесса в разновозрастных группах ДУУ

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и качественное дошкольное образование – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.

Перед работниками дошкольных учебных учреждений (ДУУ) стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение ценности, неповторимости дошкольного периода детства. На современном этапе развития системы школьного образования успешно функционируют новые типы дошкольных учреждений:

Ясли-сад семейного типа для детей, которые находятся в родственных отношениях;

Ясли-сад комбинированного типа с группами семейного и прогулочного типа;

Детский дом семейного типа.

В 2005 году выходит письмо МОиН Украины «Про организацию кратковременного пребывания детей в дошкольных учебных учреждениях», в котором раскрываются особенности организации кратковременного пребывания детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 6 лет в дошкольных учебных учреждениях.

Все вышесказанное определяет актуальность проблемы организации воспитания и обучения детей в условиях разновозрастных групп.

В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (Аванесова , Мищенко , Шиянова , Подласый ) по проблемам организации малокомплектных детских садов, сезонных дошкольных учреждений. В то же время, эта педагогическая литература периода 70-х-80-х годов, ориентированная на реализацию «типовой программы» и обучения в детском саду.

Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же значительная часть методической литературы по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

Представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих построение таких вариантов образовательного процесса, которые позволят продуктивно реализовать педагогические цели.

Объект исследования – процесс обучения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические и организационные условия обучение детей разновозрастной группы на занятиях.

Цель исследования состоит в изучении проблем обучения детей на занятиях в разновозрастных группах

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, что особая социальная среда и специфика организации занятий для детей в разновозрастных группах дает больший эффект в усвоении знаний.

Исходя из поставленной цели в ходе курсовой работы предстоит решить следующие задачи:

Изучить организацию педагогического процесса в разновозрастных группах

Рассмотреть требования к созданию предметно-развивающей среды в разновозрастных группах

Раскрыть специфику организации занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста

В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

1.1 Организация педагогического процесса в разновозрастных группах

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями .

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.

Наименее благоприятные условия для развития детей в тех учреждениях, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста:

Во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим;

Во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п.

В-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.

В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый...). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Воспитательно-образовательная работа в ДУУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность .

Дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы беспрерывного образования в Украине, а дошкольный возраст - базовый этап физического, психологического и социального становления личности ребенка. Это определено в Законе Украины 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» (с последними изменениями 26 декабря 2008 года).

Cо времени его принятия прошло уже 17 лет, за это время приняты десятки, если не сотни, разных постановлений, указов, программ, но проблем становится даже больше, чем до принятия закона. В системе дошкольного образования Украины применялись различные программы обучения и воспитания детей, построенные на основе Базового компонента дошкольного образования. Так в детских дошкольных учреждениях была внедрена базовая программа «Малятко», в частности Севастополь был одним из первых городов Украины, где был проведен практический эксперимент по внедрению данной программы . После того как методика воспитания и обучения по программе «Малятко» не получила положительных отзывов, в ДУУ была внедрена новая программа обучения «Дитина», данная программа применяется в настоящий момент времени в большинстве дошкольных учебных учреждений Украины и имеет положительные отзывы со стороны педагогов и родителей .

1.2 Требования к созданию предметно-развивающей среды в разновозрастных группах

Согласно «Базового компонента» правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в ДУУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

В вязи с этим в «Базовом компоненте» обращается особое внимание на создание развивающей среды в ДУУ и в группе. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в ДУУ, в том числе предметно-пространственная среда и социальная среда .

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д. .

В общем, обогащенное развитие - это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведет к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребенок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим среди всех нарисованных медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины) .

Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель - знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности - и это также будет заметно в созданной среде. Кому-то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики - все это так или иначе найдет отражение в среде группы.

Развивающее обучение направлено, прежде всего, на развитие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самостоятельность и активность. Источник целостного развития ребенка - его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность .

Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширения его сознания на основе познавательно-творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Взгляд на ребенка - как на полноправного партнера.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе ДУУ .

1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

Кроме того, детям должно быть ясно видно, как передвигаться по групповой комнате, чтобы не помешать деятельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования (зонирования). Так, возможен следующий подход к организации среды:

Центр сюжетно-ролевой игры;

Центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;

Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;

Центр строительно-конструктивных игр;

Центр математики (игротека);

Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в то же время многофункционален.

Возможно иное построение среды - «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды - он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом .

3. Принцип функциональности означает то, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место (раздевалку, кладовую и т.п.). Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны. Например, дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера» можно использовать для развития у детей представлений о числах натурального ряда, для развития вычислительных умений, для развития пространственных ориентировок, для развития умения выявлять свойства, зависимости, закономерности. Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; у дошкольников развиваются конструктивное мышление, творческое воображение .

4. Принцип опережающего характера содержания образования. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).

5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

1.3 Социальная среда развития ребенка

Социальная среда развития – условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в ДУУ. Его участники – воспитанники ДУУ, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников.

Воспитание дошкольников в разновозрастных группах ДУУ имеет ряд сложностей. Часть из них касается того, как взрослому организовать общение с ребенком и какими должны быть контакты между детьми. Дело в том, что общение с окружающими людьми играет огромную роль в общем психическом развитии ребенка. В отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что психическое развитие детей происходит в процессе освоения ими общечеловеческого опыта. Носителем этого опыта является взрослый. Он встает между миром, в который приходит ребенок, и самим ребенком, репрезентируя ему этот мир .

Изучение развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками показало, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии.

В общении детей с взрослыми выделяют 4 вида содержания потребности в общении:

Потребность в доброжелательном внимании –2 мес. – 6 мес.

Потребность в сотрудничестве – 6 мес. – 3 года

Потребность в уважительном отношении взрослого –3 года – 5 лет

Потребность во взаимопонимании и сопереживании – 5 лет – 7 лет

Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

1-ый – практически – эмоциональное – 2-4 года;

2-ой – ситуативно-деловое – 4 – 6 лет;

3-ий – внеситуативно-деловое – 6 лет.

Изменяется и содержание потребности в соучастии в совместных забавах к потребности в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка.

Общение со сверстниками, равными ребенку партнерами, способствует развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала, овладению нормами взаимоотношений. Но, организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель должен помнить о различных основаниях, заставляющих их искать общества друг друга, и соответственно коррегировать и направлять их .

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

2.1 Понятие образовательный процесс

Согласно статьи 22 закона Укарины 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» базовый компонент дошкольного образования – государственный стандарт, который содержит нормы и положения который определяют государственные требования к у ровню развития дошкольного возраста, а так же условия согласно которых они могут быть достигнуты .

Согласно учебной программы «Дитина» образовательный процесс трактуется как - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Понятие «образовательный процесс» исследователями рассматривается с разных точек зрения. В исследованиях В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева , А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова образовательный процесс представляет собой «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач». Б.Т. Лихачёв понимает под образовательным процессом «целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя» . И.П. Подласый определяет образовательный процесс как «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» . Образовательный процесс В.А. Ясвиным рассматривается также как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в её окружении» .

Анализ различных определений образовательного процесса позволил установить, что в широком толковании он представляет собой совокупность всех условий, средств, методов, используемых в образовательном процессе, направленных на решение глобальной задачи - образование. Когда же понятие «образовательный процесс» употребляется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содержания, средств, методов, форм организации обучения на каком-то отдельном субъекте (субъектах) для получения конкретного результата. Субъектами образовательного процесса являются две взаимосвязанные стороны - тот, кто образовывает (воспитатель, педагог), и тот, кого образовывают (воспитуемый, обучающийся, ребёнок). При этом образовательный процесс эффективен лишь при условии взаимодействия и того, кто воздействует, и того, на которого он направлен.

Для построения образовательного процесса важно иметь чёткое представление о его структуре. Под структурой понимается расположение элементов в системе, образующих целостное структурное единство. В ряде исследований современных украинских ученых-педагогов указывается, что образовательный процесс имеет структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов. Г.А. Ковалёв в качестве компонентов образовательного процесса выделяет физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения . О. Дункан, Л. Шноре определяют следующие компоненты: население, пространственно-предметную среду, технологию, социальную организацию .

Следует обратить внимание на исследования Шавровской В., которая выделяет также в качестве отдельного компонента образовательного процесса педагогическую диагностику. Она указывает, что «образовательный процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией. Прямая информация поступает от педагога детям, а обратная информация - о степени усвоения знаний, умений и навыков - от детей к педагогу. Эта обратная информация может быть получена с помощью педагогической диагностики. Используя педагогическую диагностику и получая данные об уровне развития детей, педагог может внести коррективы, изменить, дополнить педагогический процесс недостающим элементом» .

2.2 Организация занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста

Организации и планированию занятий с детьми раннего возраста посвящены работы как советских Г.М. Лямина , Э.Г. Пилюгина , Т.Г. Казакова , так и современных педагогов (Г.Г. Григорьева , Т. Доронова , С.И. Якименко , Л.П. Голян ).

Согласно рассматриваемой ранее учебной программы «Дитина» Занятие трактуется как это особая форма педагогического процесса, наиболее эффективный вид обучения, направленного на приобретение детьми знаний, умений и навыков. Занятия способствуют активизации высших психических процессов и пробуждают саму способность обучаться, то есть воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить материал. На занятиях вырабатывается необходимые навыки поведения. Все вышеуказанное является предпосылками учебной деятельности.

В каждой из возрастных групп раннего возраста организация занятий имеет свою специфику. Так например согласно статьи 14 Закона Украины от 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» (с последними изменениями 26 декабря 2008 года) наполняемость групп в ДУУ составляет не более:

В ходе написания данной курсовой работы цель работы достигнута. В рамках данной работы изучены проблемы обучения детей на занятиях в разновозрастных группах. Поставленные задачи выполнены, а именно: изучена организация педагогического процесса в разновозрастных группах, рассмотрены требования к созданию предметно-развивающей среды в разновозрастных группах, исследованы требования к социальной среде разновозрастных групп, изучено понятие образовательного процесса, рассмотрена специфика организации занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста. Так в ходе изучения теоретического материала установлено, что необходимо организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского учебного учреждения так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом – важнейшая задача воспитателя. Умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности. Все это не происходит посредствам повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

В рамках курсовой работы была изучена нормативно-правовая и методическая база в области дошкольного образования Украины. Так работа основывается Законе Украины от 11 июня 2001 року №1060 «Про дошкільну освіту» (с последними изменениями 26 декабря 2008 года) и программе дошкольного обучения «Дитина».

Теоретический анализ исследований в области дошкольного образования подтверждает гипотезу данной курсовой работы, действительно можно утверждать, что особая социальная среда и специфика организации занятий для детей в разновозрастных группах дает больший эффект в усвоении знаний.


1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. – 2-е изд. – испр. – М.: Просвещение, 1989. – 512 с.

2. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы).-М., 1998.-216.

3. Голян Л.П. Образование в детском саду. – К.: Освіта. 2003. – 256с.

4. Григорьев Г.Г. Дети, маленькие и большие. Как помочь им понять друг друга? // Ребенок в детском саду. – 2004. - №5. – С. 10-12.

5. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное образование. – 2004. - №2. - С.46-50.

6. Дронова Т.Н. Якобсон С.Г.Предпосілки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Дошкольное воспитание.-1985.-№6.-С.12-16.

7. Давидчук, Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. – С-Пб.: ФЕНИКС, 2002. – 198 с.

8. Закон Украины от 23 мая 1991 року №1060 «Про освіту» (с последними изменениями 20 мая 2008 года) // Відомості Верховної Ради. – 2001. - № 49. - Ст.259.

9. Закон «Про дошкільну освіту»- В книзі керівника дошкільного навчального закладу: Довідково-методичне видання / Упоряд О.А. Копєйкіна; Л.В. Гураш. - Харків: Торсінг плюс, 2006.-С.40-41:

10. Закон Украины от 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» (с последними изменениями 26 декабря 2008 года) // Відомості Верховної Ради. – 1991. - № 34. - Ст.451.

11. Казакова Т.Г. Индивидуальный подход в воспитании. – М.: Просвещение, 1993. – 112с.

12. Ковалёв Г.А. Дошкольная педагогика. – К.: Вища. Школа, 2003. - 576с.

13. Коментар до Базового компонента дошкільної освіти в Україні. В книге Перцвника с. 201.

14. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

15. Лямина Г.М. У каждого ребенка свой темперамент и характер // Дошкольное воспитание. – 1989. - №2. - С. 52-62.

16. Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. Работа в разновозрастной группе. – К.: Освіта, 2001. – 346 с.

17. Пилюгина Э.Г. Учет индивидуально–психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. – 1998. – №5. - С.38-42.

18. Подласый И.П. Воспитание детей в дошкольных учреждениях в условиях разновозрастной группы. – М.: Педагогика, 1998. – 345 с.

19. Прокопенко Л.В. Родинній групі цікаво й затишно // Дошкільне виховання. - 2004. - №11. – С.20-22.

20. Програма виховання і навчання дітей дошкільного віку «Дитина в дошкільні роки». – К.: Липс, - 2003. – 98 с.

21. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Малятко». – К.: Педагогічна думка, - 1999. 132 с.

22. Сборник нормативно-правовых документов по дошкольному образованию / под. ред. А.В. Баженова. – К.: Вища освіта, - 2005. – 318 с.

23. Шавровская В. Модернизация обучения и воспитания в разновозрастных группах // Палитра педагога. – 2004. - №4. – С.19.

24. Щербакова Е. И., Л.И. Щербань. Роль педагога в обучении детей в разновозрастной группе. – Дн-ск.: Принт-сервис, 2005. – 428 с.

25. Ясвин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. – 2006. – № 5 – С. 27-33.

В практике дошкол. воспитания всегда существовали разновозрастные группы (РВГ). С одной стороны, такие группы имеют явные преимущества, по сравнению с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. С др. стороны: старшие обижают малышей, малыши мешают занятиям старших, бывает трудно организовать детей и т. д.

Были выделены следующие типы отношений между детьми:

Отстраненное отношение х-сь низким интересом к др. детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у мл. детей это выражалось в предпочтении индивид. форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к др. детям. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие помогали младшим, но делали это формально и равнодушно, без эмоц. включенности. Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

Эгоцентрическое отношение х-сь ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Др. ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это проявлялось в демонстрации своих преимуществ и в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать. Делай, как я говорю». Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила. Каждый стремился действовать в свою пользу.

Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения др. детей. Такое отношение могло распространяться на личность др. ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентр. отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Мл. при этом либо протестовали либо терпели и подчинялись воле старших.

Отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали лучшее, помогали в игре, причем все это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения старших.

Конкурентное отношение выражалось в том, что др. ребенок выступал как объект для сравнения. При исходно равных возможностях проявлялось стремление подчеркнуть свое превосходство: кто быстрее и лучше нарисует, кто выиграет и т. д. Главным при этом выступало соревнов. начало.



Х-р межличностных отношений в разновозрастных группах д/с отличается широкой вариативностью, при этом в каждой из них доминирует какой-либо определенный тип отношений между детьми. В одновозрастных группах более равномерно представлены различные типы межличностных отношений, в тех же ситуациях нет проявлений безразличия к другим: дети не толкались, не отбирали мелки, как это нередко делали старшие по отношению к младшим. Отношения сверстников никогда не доходили до обесценивания и унижения др. ребенка, что нередко наблюдалось в разновозрастных группах. Высокомерная, менторская позиция также присутствовала только в разновозрастной группе. Однако в одновозрастных группах были выражены конкурентные отношения.

Основ. фактором, влияющим на межличностные отношения детей в разновозрастных группах, является х-р взаимодействия воспитателя с детьми . Воздействие воспитателя и стиль его общения с детьми становятся моделью поведения старших детей по отношению к младшим. Состав разновозрастной группы создает благоприятные условия для реализации, воспроизведения и присвоения того типа отношения к младшим, который демонстрирует взрослый.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

Метелица Ирина Александровна,
Донецкая область
г. Шахтерск

Украина.