Конспект занятия по лепке на тему дети. Конспект занятия по лепке «Грибы. организованной учебной деятельности

Ислибаева Людмила Анатольевна

МАДОУ "ЦРР - детский сад № 4",

Россия, республика Башкортостан, г. Агидель

Воспитатель

Конспект по лепке в средней группе на тему «Мисочка».

Учить детей лепить мисочку используя новые приемы вдавливания и оттягивания краев.

Развить интерес детей к процессу лепке, вести в активный словарь детей слова: мисочка, край.

Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, желание прийти на помощь.

Словарная работа: мисочка, край.

Оборудования:

Для воспитателя: пластилин, в стаканчики вода, готовый образец, салфетка, дощечка.

Для детей: пластилин, салфетки, дощечки для лепки.

Предварительная работа: чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Ход занятия:

Сегодня к нам в гости пришла гостья. А кто это постарайтесь отгадать по отрывку из сказки.

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Воспитатель выставляет картину из сказки «Федорино горе».

Воспитатель: Ребята, а Федору вам жалко? (ответы детей, прошу аргументировать свой ответ)

Воспитатель: Ребята, стареньким людям надо помогать, им очень трудно с хозяйством управляться. Давайте поможем Федоре, слепим и подарим ей новую красивую мисочку.

А что такое мисочка?

Приглашаю подойти всех к столу, на котором стоят разные мисочки.

Мисочка - это глубокая тарелка, в которую накладывают или наливают еду. Она круглая с высокими краями.

Прежде чем вылепить мисочку, давайте рассмотрим, что есть у мисочки.

Стенки, дно.

Какой формы дно у мисочки? (Круглое)

Какая часть шире у мисочки: нижняя или верхняя? (Верхняя)

Какого цвета мисочка?

Сейчас я вам покажу как надо лепить мисочку. Беру кусок пластилина и положу его на ладонь левой руки. Прикрываю пластилин ладонью правой руки. После этого я начинаю раскатывать шар. Как надо раскатать шар?

Круговыми движениями.

Когда я раскатываю шарик, пальцы должны быть вместе, ладони гладкие. Раскатываю обеими руками. Вот, ребята, посмотрите, что у меня получилось!
-Шарик.

Чтобы из шарика получить мисочку, вдавливаю середину пальцем и оттягиваю края вверх. Подравниваю края, чтобы она получилась ровной и гладкой. Вот ребята, у меня получилась мисочка.

Ребята, покажите ладошки, пальчики дружные, погладьте ладошки. Посмотрите на ладошки и улыбнитесь. Готовы пальчики трудиться? Возьмем пластилин в левую руку и приступаем к работе.(Во время занятия проверяю осанку детей, если требуется оказываю индивидуальную помощь.)

(дети лепят под музыку)

Ребята, посмотрите какие красивые мисочки получились у вас. А вам понравилась лепить? Скажи, какая тебе мисочка понравилась?

Почему? Найдите самую большую мисочку Покажите самую маленькую мисочку. Найдите самую глубокую мисочку? Найдите самую гладкую, ровную мисочку.

Спасибо, дети, Федора очень рада за новые мисочки. До свидания, ребята!

Молодцы, ребята, вы все очень хорошо справились с заданием. Все делали до конца аккуратно, красиво и правильно.

Программное содержание:
  • Закрепить явления зимнего периода, свойства снега.
  • Развивать у детей сюжетно - игровой замысел. Вызвать интерес к продолжению «сюжета».
  • Учить лепить из солёного теста фигурку снеговика: соединять части фигуры, дополнять характерные признаки персонажа разными деталями.

Материал: Слепленная заранее из снега фигурка снеговика. Солёное тесто, палочки - сучки, клеёночки, салфетки, полосочки ткани для шарфиков, пластмассовые пробки (вместо ведра) и другие детали.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом: он холодный, из него можно лепить, он тает. Игры на участке, лепка снежков. Рассматривание картинок, иллюстраций. Чтение стихов и рассказов про снеговика.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей в кружок на ковре: «Дети, посмотрите все на гостей, поприветствуйте их, помашите им ручкой. А теперь возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом. Здороваться - это значит желать доброго здоровья друг другу. Давайте сядем на ковёр и послушаем загадку»
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: Зимой!
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: Как вы догадались, что зима?
Дети: Зимой бывает снег, мороз, лёд.
Воспитатель: А Даша знает стихотворение про снег, давайте послушаем:
Снег идёт, снег идёт
Прямо на дорожку,
А по снегу идёт
Чёрненькая кошка.
Кошка, кошка, уходи,
Свои лапки не студи.
Брысь!
Воспитатель: Что можно делать зимой?
Дети: Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика.
Воспитатель: А вы хотите слепить снеговика? Хорошо, если он сам придёт к нам в детский сад (незаметно стучит пальцем).
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучит. Наверное, это снеговик. А вот и он (заносит снеговика, который сидит на санках).

Снеговик: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что пришёл к вам в детский сад, посмотрите мой наряд:
На голове ведро вместо шляпы,
Шарфик, как у папы,
Руки - палочки-сучки,
Глаза - камешки,
Нос - морковка,
Рот нарисован.
Воспитатель: Скажите, дети, а из чего состоит туловище снеговика?
Дети: Из снежных шариков.
Воспитатель: А шарики одинаковые?
Дети: Нет, разные - один большой и два маленьких.
Воспитатель: Нравится вам снеговик? Может быть, оставим его поиграть с нами в группе? С ним ничего не произойдёт?
Дети: Он может растаять, превратиться в воду.
Воспитатель: Тогда давайте его проводим гулять на улицу, а себе для игры в группе вылепим других снеговиков.
(Дети прощаются со снеговиком)
Воспитатель: Вставайте на ножки. Сейчас мы с вами поиграем (физкультминутка).
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Тихонько пройдите и сядьте за столы
(Дети садятся)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Будем лепить снеговика из солёного теста. Чтобы вылепить снеговика, нужно комочек теста разделить на три части. Одна часть большая, другая поменьше и третья самая маленькая. Теперь раскатаем шарики круговыми движениями. Покажите, как мы будем делать? Помните, мы также лепили с вами колобка? Затем все шарики нужно соединить: на большой поставить поменьше, а сверху самый маленький. Берите комочки теста и начинайте лепить. (Во время работы детей звучит песенка «Белые снежинки кружатся с утра» муз. Г. Гладкова, сл. И.Шаферана. После того как шарики будут готовы, воспитатель помогает детям соединить их зубочистками или спичками).

Воспитатель: Вот Наташа катит ком,
Будет ком снеговиком.
И Сережа катит ком,
Будет ком снеговиком.
Три комка соединили
И морковку прилепили,
Уголёчки вставили
И метлу приставили,
Баба снежная стоит
И на деточек глядит,
Бабу снежную лепили,
Шаль надеть ей позабыли.
И волос у бабы нет,
И не баба - вышел дед.
(Вылепленных снеговиков ставим на поднос, застеленный белой бумагой (снежная полянка), на полянке бумажная ёлочка, вокруг которой снеговики водят хоровод).
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы дети, хорошо потрудились! Скажите, что мы делали на занятии? Из чего мы лепили снеговиков? Вам понравилось лепить из солёного теста? (ответы детей)
Воспитатель: Спасибо! Все молодцы! Занятие окончено. Снеговики, не скучайте, мы идём мыть руки и обязательно продолжим игру с вами.

Мастер-класс «Колючая сказка» по пластилинографии с детьми дошкольного возраста

Автор: Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
ГБОУ гимназия № 1409 г. Москвы, дошкольное структурное подразделение «Успех».

Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Назначение : оформление группы детского сада, поделка на выставку «Осень золотая».

Лепка из цветного пластилина является интересным занятием для дошкольников. А пластилинография обладает еще большей привлекательностью. Ведь ребенок может с помощью пластилина рисовать! Фон и персонажи могут быть не просто нарисованы, а вылеплены из пластилина, а значит, быть не плоскими, а объемными, выпуклыми. Также допускается использование дополнительных деталей – бисера, бусинок, природного и бросового материала.
Цели занятия:
- образовательные: формировать умение создавать выразительный образ, расширить представления детей о лесном животном – еже, об особенностях внешнего облика, учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части с помощью стеки, закрепить навыки рисования гуашью, получить серый цвет смешиванием черного и белого,
- развивающие: развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
- воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с пластилином и гуашью.

Материалы для занятия:
Плотный картон, гофрированная бумага белого цвета, клей-карандаш, гуашь черного и белого цветов, вода, палитра, кисти, игрушка-ежик, иллюстрации с ежами, книга со стихотворением С.Я.Маршака «Тихая сказка», пластилин коричневого, желтого, красного, зеленого цветов, зубочистки, шаблоны туловища ежа и листьев, вырезанные заранее из белой бумаги.

Предварительная работа: чтение рассказов Е.Чарушина «Еж» и М.Пришвина «Еж», сказки В.Росина «Зачем ежику иголки?», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».

1) Предложить детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
а ниток – ни одной. (Еж)


Прочитать отрывок сказки в стихах С.Я.Маршака «Тихая сказка».

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ...

Предложить рассмотреть строение ежика на примере иллюстрации или игрушки. Описать словами характерные особенности внешнего вида: туловище округлое, чуть вытянутое, с заостренной мордочкой, колючей спинкой.

Предложить сделать «Колючую сказку» - изобразить ежика, который гуляет по осеннему лесу. А чтобы еж смог защитить себя от врагов, у него должно быть достаточно иголок. Нам надо будет помочь ежу – сделать колючую шубку из зубочисток.

2) Плотный картон обтянуть гофрированной бумагой белого цвета, края бумаги проклеить с изнаночной стороны. В центре приклеить шаблон туловища ежа.


3) Из коричневого пластилина прямыми движениями раскатать колбаски, прилепить их к туловищу ежа плотно друг к другу.


4) Подготовить материалы для рисования иголок ежа: гуашь, кисть, воду, зубочистки.


5) Смешать в палитре черную и белую гуашь для получения серого цвета. Раскрасить зубочистки, поворачивая, для получения равномерного цвета.


6) После того, как высохнет гуашь, раскрашенные зубочистки с помощью взрослого воткнуть в пластилин под острым углом. Сделать глазки и носик ежика.


7) Взять шаблоны листьев различной величины и формы. Взять небольшие кусочки желтого, красного и зеленого цветов, скатать шарики, расплющить их до блинчика, прилепить к шаблону листьев, расплющить пальчиками и заострить. Стекой или пластилином выделить прожилки листьев.




8) Вот такие получились яркие осенние листья!


9) Приклеить листья на поверхности картона вокруг ежа.

Хитрый ежик - чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
возвращается к ежатам! (П.Воронько)

Цель и задачи обучения лепке:
Познакомить с разнообразием пластических материалов – пластилин, глина, солёное тесто, снег, папье-маше, их свойствами
Обучение умению создавать объемные изображения знакомых предметов из 2-3 деталей, выделять в них наиболее характерные признаки.
Обучение умению примазывать детали друг к другу, соизмерять нажим ладоней на комок глины, вытягивать или оттягивать часть формы для формирования клювика, хвостика и т.д.
Формировать зрительный контроль за движениями своих рук, умение синхронизировать работу обеих рук.
Развитие мелкой моторики.
Развитие эмоций и фантазии.
Развитие речи.
Ознакомление с окружающим миром.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять рабочее место в порядке.
Материалы и инструменты для занятий:
Пластилин, глина, солёное тесто

Бумажные салфетки

Для папье-маше, бумага 2-х видов, клей ПВА, крем детский;

Краски белая – водоэмульсионная, гуашь, кисти, бесцветный лак для оформления работы;

Формочки для теста, скалка
Дополнительное оборудование:
клеенки на столы,

доска для лепки,

фартук или халат и др.
Лепка 3-4

Формировать интерес к лепке.
Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить отделять от большого куска глины небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки в кольцо, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).
Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Занятие 1 «Мой веселый звонкий мяч»
Занятие 2 «Ягодки на тарелочке»
Занятие 3 «Помидор и огурец на тарелочке»
Занятие 4 "Репка на грядке"
Занятие 5 "Фрукты: яблоко и груша"
Занятие 6 Угостим цыплят зернышками.
Занятие 7 "Ёжики"
Занятие 8 "Я пеку, пеку, пеку."
Занятие 1

"Мой веселый, звонкий мяч".

Формировать умения раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина разного цвета, клеенки, салфетки бумажные, Мячики теннисные по количеству детей +1.

Демонстрационный материал: Мячи разного цвета, размера и материала, образцы готовых мячей из пластилина, комок пластилина для показа.
Ход занятия:

1. На столе стоят игрушки: мяч, матрешка, юла. Отгадайте загадку и найдите на столе отгадку.

Бьют его, а он не плачет.

Веселее только скачет.

Что это? Как догадались?

2. Рассматривание мячей. Чем похожи мячи, чем отличаются? Мячи похожи формой, отличаются размером, цветом, материалом из которого сделаны. Как с ними можно играть? Катать, бросать, ловить…

3. Воспитатель берет мячик и играет с ним – подбрасывает вверх, ударяет об пол и читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Мяч»:

Мой весёлый, звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!..

4. Сегодня мы будем лепить мячики, чтобы с ними поиграть. Сначала потренируемся. Возьмем теннисные мячики, положим на ладошку, а сверху прикроем другой ладошкой. Пальчики прямые смотрят в стороны, как лучики.
Покатаем мячик на ладошке и говорим:
«Крутим, крутим, крутим, крутим, очень круглый мячик будет».

5. Рассмотрим, как украшены наши мячики? Полосочками, кружочками, пятнышками.

6. Порядок выполнения работы:

Показ воспитателем кругового раскатывания шара

Дети имитируют движения лепки без пластилина

Лепка мячей выбор цвета по желанию детей (Воспитатель помогает жестами, приемом «рука в руке»)

Украшение мячей пятнышками из сплющенных пластилиновых шариков или полосочками, расположенными параллельно или перекрещенными.
Воспитатель помогает вопросами: «Как ты украсишь свой мячик? Какого цвета выберешь пятнышки?», помогает укоротить полосочки, при необходимости отщипнув лишнее.


Занятие 2

«Ягодки на тарелочке»

Задачи: Учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней и пальцев, показать возможность преобразования

(сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и загибания краев, «чтобы ягодки не выкатились»,

Вызвать интерес к созданию пластической композиции из 1 большого предмета и нескольких маленьких.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина разного цвета, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: плакат «Фрукты – ягоды», комок пластилина для показа лепки тарелочки и несколько вариантов готовых тарелочек. Комок пластилина для показа приема отщипывания и изготовления ягодок, игрушка воробей.
Ход занятия:

1. Хоровод «Ягодка малинка»
По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем,

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.
Солнышко на дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!
2.Рассматривание плаката. Какие еще ягодки здесь нарисованы?
3.3. Игра в мяч «Назови ягоду». Какие ягоды вы еще знаете?
- Где растут ягоды? В лесу, в огороде, в саду. Какого цвета бывают ягоды? Догадайтесь по названию: черника, малина, голубика. - На что похожи ягодки? - Какой они формы?
4. Пальчиковая гимнастика. «Ягодки на тарелочке» Шипунова.
Вот клубника, вот калина, вот душистая малина,

Клюква вот, а вот немножко вкусной желтенькой морошки.

У садовой ежевики фиолетовый бочок.

А от ягоды черники – синий–синий язычок.

(Загибают пальчики на каждое название ягодки)

Сколько всяких ягодок на солнышке поспело!

(Руки вверх, резко разжимаем кулачки – лучики солнышка)

Ягодка за ягодкой, тарелка опустела.

(«Берем» по ягодке с ладошки и кладем в рот)
5. В гости прилетел воробей. Угостим его ягодками. На тарелочку положу несколько ягодок. Это ягодка малинка, эта – земляничка, а это черника и брусника. Воспитатель берет готовую тарелочку из пластилина и выкладывает на нее ягодки-шарики разного цвета. - Кушай, воробушек. Поможете приготовить угощения для других воробьев?
6. Порядок выполнения работы:
- показ воспитателем кругового раскатывания шара и сплющивания его между ладоней в диск, загибание краев

тарелочки;

Лепка тарелочки, выбор цвета по желанию детей (Воспитатель помогает жестами, приемом «рука в руке»);

Показ воспитателем приема отщипывания небольших кусочков от большого куска пластилина и раскатывание его в шар пальцами;

Лепка ягодок детьми, воспитатель задает вопросы: «Что у тебя за ягодка? Какая она на вкус?».
7. Итог урока - выставка работ.
Занятие 3

Овощи. Огурец и помидор.
Задачи: Учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней, учить приему раскатывания цилиндра (колбаски).

Вызвать интерес к созданию пластической композиции из 3 предметов.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина красного, зеленого цвета (+1 по выбору для тарелочки), клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: плакат «Овощи», пластилин для показа приемов лепки овощей. Натуральные овощи помидор и огурец для исследования формы.

Ход занятия:
1. Подвижная игра «В огород мы пойдем»
В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы качан капусты

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Какие овощи собирали?
2. Рассматривание плаката. - Какие еще овощи здесь изображены?
3. Игра «Узнай на ощупь».
- Какие овощи спрятались в чудесном мешочке?

(Огурцы и помидоры разного размера.)
4. Рассматривание овощей.
Дети рассматривают и ощупывают помидор и огурец (натуральные) - Какого цвета помидоры? Какой формы? На что похожи? Какие на ощупь? (гладкие) Какого цвета огурцы? Какой формы? На что похожи? Какие на ощупь? (шершавые) Воспитатель кладет 1 помидор и 1 огурец на тарелочку. - Сегодня мы будем лепить эти овощи. Какого цвета нам понадобится пластилин? Почему?
5. Пальчиковая гимнастика. «Овощи» Ю.Тувим.
Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

(шагают по столу пальчиками)

Петрушку и свеклу, ох!

Тут овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(изобразить как моют руки)

Петрушка иль свекла? Ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Указательным пальцем правой руки

«резать» по ладошке левой)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Положить ладошки одну на другую на стол или на колени)

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла, ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

И суп овощной оказался не плох!

(круговые движения ладони по животу)
6. Порядок выполнения работы:
- показ воспитателем приема раскатывания цилиндра;

Дети имитируют движения лепки без пластилина;

Лепка огурца (воспитатель помогает жестами, приемом «рука в руке»);

Самостоятельная лепка детьми помидора
7. Итог урока - выставка работ.
Занятие 4

Репка на грядке.
Задачи: Вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме.

Показать возможность создания композиции на бруске пластилина (грядке).

Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов.

Развивать чувство формы.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина желтого, оранжевого (на выбор) и зеленого цвета, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: плакат «Овощи», пластилин для показа лепки репки.
Ход занятия:
1.Рассматривание репки.
Воспитатель приносит корзинку, покрытую салфеткой, говорит детям, что в корзинке лежит овощ, который вырос на грядке у дедушки с бабушкой. Дети высказывают свои догадки.

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Да, это репка большая-пребольшая и показывает детям репку (возможно, муляж или поделку).

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? … Репка.

Вот такая загадка про репку. Как вы догадались, что это именно репка? Круглая, как колобок, желтого цвета, растет на грядке, в земле.
2.Рассказывание сказки "Репка" с использованием фигурок настольного театра.
3.Подвижная игра «В огород мы пойдем».
В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, круглый, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(выполняем движения по тексту стихотворения)
- Какие овощи еще растут на грядках?
4.Игра в мяч «Назови овощ».
Воспитатель бросает мяч и просит назвать овощ, ребенок возвращает мяч, называя любой овощ, не повторяя, услышанных ранее названий.

5.Порядок выполнения работы.
- Воспитатель показывает способ лепки репки:

Раскатывает пластилин желтого или оранжевого цвета в ладошках (круговые движения), немножко сдавливает.

Для листочков отрывает кусочки пластилина зелёного цвета, сплющивает, сдавливает ладошками, чтобы листочки стали широкими.

Прикрепляет листочки к репке.

Прикрепляет репку на грядку – пластилин коричневого или черного цвета.

Самостоятельная лепка детьми репки. Воспитатель помогает детям советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом способов лепки.
6.Итог урока. Выставка работ.
Замечательная репка

На гряде уселась крепко.

Тянет репку дед Иван –

Добрый сильный великан.

Помогает бабка Марья,

А за бабкой - внучка Дарья.

Сарафан весёлой внучки

Ухватила крепко Жучка.

А за Жучкой - кошка Мурка,

А за Муркой мышка Шурка,

Но не двигается репка,

Мы ее слепили крепко.

Занятие 5

Фрукты: яблоко и груша.
Задачи:Учить создавать объемные изображения знакомых предметов, вызвать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина желтого, красного и зеленого цвета, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: Фрукты натуральные или муляжи разного размера и цвета – ответы на загадки и для игры «Что изменилось», пластилин для показа приемов лепки груши.
Ход урока.
1.На столе корзина с фруктами. Воспитатель загадывает загадки и просит найти отгадку в корзине. Автор загадок 1-5 - Екатерина Савельева
В летнем солнечном саду 1. Далеко на юге где-то

Зреют фрукты на виду. Он растет зимой и летом.

Только нужно не лениться, Удивит собою нас

Отгадать их потрудиться. Толстокожий... ананас
2.Желтый цитрусовый плод 3.С виду он как рыжий мяч,

В странах солнечных растёт. Только вот не мчится вскачь.

Но на вкус кислейший он, В нём полезный витамин -

А зовут его... лимон. Это спелый... апельсин
4.Все о ней боксеры знают 5.Знают этот фрукт детишки,

С ней удар свой развивают. Любят есть его мартышки.

Хоть она и неуклюжа, Родом он из жарких стран

Но на фрукт похожа... груша. В тропиках растет... банан
6.Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу,

«Кушай, мамочка»,- скажу
2.Игра «что изменилось?
Воспитатель убирает фрукты по одному, пока не останется яблоко и груша.

Поменять яблоко желтое на красное.
3.Физминутка."Вот так яблоко"
Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
4. Пальчиковая гимнастика «Яблонька»
Яблонька, яблонька,

где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки)

Заморозил их мороз?(кулачки)

Или ветер их унес?(Плавные движения кистями)

Или молния спалила?(закрыть глаза ладошками)

Или градом их побило?(постучать подушечками пальцев по столу)

Или птицы поклевали?(изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)

Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)

Не спалило их огнем,

града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)
Эту и другие пальчиковые гимнастики вы можете найти здесь.
5.Игра «Чудесный мешочек»
Определить на ощупь грушу и яблоко. Вы ни разу не ошиблись, как же вы узнали, где яблоко, а где груша, ведь вы не видели фрукты, а только щупали? Дети вместе с воспитателем обсуждают особенности формы яблока и груши.

– Вы любите яблоки, груши? Почему? Чем полезны фрукты? Сегодня мы будем лепить яблочко и грушу.
6.Порядок выполнения работы.

Показ воспитателем способа лепки груши

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает вопросами и приемом лепки «рука в руке»

Оформление работы,вылепить и прикрепить листочки яблоку, груше, поместить фрукты на тарелочку.
7.Итог урока - выставка работ.

Занятие 6

Угостим цыплят зернышками.
Цель.

Учить передавать знакомые образы, учить создавать предмет из двух деталей, примазывать части друг к другу. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Развивать мелкую моторику, координировать движения рук. Учить лепить круглые формы круговыми движениями ладоней.

Материал: Игрушки курочка и цыплята, плакат «Птичий двор», пластилин желтого и коричневого цвета.
Ход урока.
1.Игра "Как у птичьего двора собралась детвора…"

Дети водят группе хоровод.

Как мы весело играли и на птичий двор попали. Плакат «Птичий двор» Кто здесь живет? Кто ухаживает за птицами? Как она ухаживает?

Воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют последние слова каждой строки хором.

Наша курочка в окно: "Ко-ко-ко".

Наша уточка с утра: "Кря-кря-кря!"

Гусь гогочет у пруда: "Га-га-га!"

А индюк среди двора: "Бал-бал-бал!"

А как Петя-петушок раным-рано поутру нам поет?

2.Пальчиковая гимнастика.

Разложить зернышки гороха и фасоли на разные тарелочки. По 5-7 штук.

3.Ориентировка в пространстве.

Курочка ищет своих цыплят. Помогите отыскать, где они спрятались

4.Рассматривание цыплят. Анализ формы.
Голова круглая, туловище круглое, большего размера, клюв, крылышки, хвостик, лапки. Когда сидит нахохлившись, лапок не видно.

5.Порядок выполнения работы:

Показ воспитателем приема лепки цыпленка, примазывание частей.

Показ воспитателем приема оттягивания части пластилина для создания клювика, хвостика

Показ воспитателем лепки и примазывания крылышка.

Показ воспитателем приема отщипывания пластилина для лепки зернышек. Угостим цыпленка зернышками.

Самостоятельная лепка детей. - Возьмем самый большой кусок пластилина. Что сейчас будем лепить? Туловище, Возьмем самый большой кусок пластилина из оставшихся. Что у нас получится? Голова. Прикрепим голову к туловищу, как следует примажем пальчиками. Сделаем цыпленку клювик, хвостик. Воспитатель прикрепляет цыплятам крылышки. А теперь угостим цыпленка зернышками.

7. Подвижная игра «Вышла курочка гулять.

"Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

"Ко-ко-ко. Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите".

Занятие 7

Ежики.
Задачи: Учить создавать объемные изображения знакомых предметов, вызвать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности.

Формировать умения раскатывать шар круговыми движениями ладоней, оттягивать часть пластилина для придания нужной формы.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить представления о фруктах, их пользе для человека.

Материалы: комочки пластилина коричневого цвета, спички или зубочистки для иголок, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: игрушка ежик, пластилин для показа приемов лепки ежика.
Ход урока.
1.Загадки про диких животных.

Кто по веткам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.
Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Великан в лесу живет,

Он - сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Он спать ложится на полгода.

Дети прикрепляют картинки-ответы на доску.

Как назвать одним словом этих животных? Дикие.
Эти и другие загадки можно найти здесь.
2. Игра в мяч «Назови дикое животное»
Воспитатель бросает мяч, ребенок называет дикое животное и бросает мяч обратно.
3. Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(сложить пальцы замком)

На спине иголки

очень-очень колкие.

(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал,

(повертеть ежика вправо и влево)

А колючки тоже

На ежа похожи.

(поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим,

молочка ему дадим,

(сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие

на спине иголки мы.

(погрозить пальчиком)

4. Рассматривание игрушки ежика.
Выделение частей: голова, тело, лапки, нос, иголки. Зачем нужны иголки?
5. Порядок выполнения работы:
- Раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем в стороны.

Делаем носик: часть пластилина слегка вытягиваем с одной стороны и заостряем.

Прикрепляем ежику иголки – вставляем зубочистки, спички или трубочки для коктейля.
6. Итог урока. Выставка работ.
Занятие 8

Я пеку, пеку, пеку.
Цель: Учить детей лепить угощение для кукол из солёного теста.

Задачи: Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.

Материалы: Солёное тесто, зубочистки, колпачки фломастеров или авторучек, салфетки бумажные и матерчатые. Поделки из солёного теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Ход урока.
1. Пальчиковая гимнастика:
Станет всё зерно мукою.

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, крендельки,

пирожки и колобки.
Дети загибают пальчики на каждое название хлебобулочных изделий.
Эту и другие пальчиковые гимнастики можно найти здесь.
2. Замешиваем тесто.
Воспитатель замешивает соленое тесто, называя и показывая ингредиенты
3.Что пекут из теста?
Воспитатель предлагает детям приготовить угощение для кукол. Спрашивает, что можно «испечь» из теста. Обобщает ответы детей: пироги и пирожки, бублики и баранки, плюшки и ватрушки... - сдобные да румяные, ароматные да вкусные.
4. Игра «На что похоже?»
Воспитатель уточняет представление детей о форме мучных изделий, показывает геометрические фигуры или тела, не называя их, и просит угадать, на что похоже. Печенье – на диск, пряник - полусфера, колобок - шар, пирожок - овоид, вареник - диск или круг, сложенный пополам, бублик – кольцо.
5. Украшение мучных изделий.
Воспитатель спрашивает, как и с помощью чего можно украсить получившиеся изделия. Подсказывает, что можно поставить отпечатки колпачками фломастеров и зубочистками, трубочками для коктейля или сделать углубления пальчиком.
6. Ход работы:
Дети лепят угощения из солёного или сдобного теста по замыслу и украшают лепные изделия отпечатками.
7. Итог урока. Выставка работ.
Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?

«печем» пироги

Печку мы спросили,

поднять кверху указательный палец

тесто замесили.

Сжимаем и разжимаем кулаки

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали - не устали.

Трем ладони

Начинили творогом

«печем» пироги

И назвали пирогом!

поднять кверху указательный палец

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

Вытянуть руки ладонями вверх

Занятия разработаны на основе книги Лыковой И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

В ХХ веке большое внимание стало уделяться развитию мелкой моторики детей. Исследователями была установлена связь между частыми и регулярными занятиями детей с мелкими предметами и различными материалами и развитием мыслительных способностей. Ребёнок рисует пальчиковыми красками, мнёт руками пластилин, изучает разнообразные поверхности предметов - рецепторы на кончиках пальцев активизируются, нервные окончания передают сигналы в кору головного мозга, информация поступает в зрительный, мыслительный, речевой центры. Поэтому так важны занятия по изобразительному творчеству у дошкольников - рисованию, аппликации, лепке.

Обучение лепке в младших группах детского сада: цели, задачи, приёмы

Лепка - один из древнейших видов изобразительного творчества. Работая с мягким, пластичным материалом, ребёнок учится создавать образы окружающего мира. Он знакомится с понятиями цвета, формы, пространства. В отличие от рисования, лепка позволяет сделать трёхмерное изображение, детям младшего возраста это даётся легче условных изображений в рисунке и аппликации.

Чтобы занятия лепкой приносили результат, важно не перегружать воспитанников работой, давать посильные их возрастным особенностям задания. Тогда процесс лепки будет приносить удовлетворение, интерес к творчеству не угаснет и будет расти желание совершенствоваться.

Рассмотрим в виде таблицы какие обучающие цели и задачи ставятся перед воспитанниками первой и младшей групп и какие приёмы лепки доступны к освоению в этих возрастных категориях.

Возрастная группа Возрастные особенности Цели на занятиях лепкой Задачи Приёмы
Первая младшая (2–3 года) преобладание наглядно-действенного мышления;
развитие предметной деятельности;
совершенствование зрительных и слуховых ориентировок;
развитие самостоятельности
достижение понимания изобразительного характера лепки вызвать у воспитанников интерес к изобразительной деятельности (лепке);
познакомить с пластичным материалом и его свойствами;
воспитание аккуратности, усидчивости
скатывание;
раскатывание;
сплющивание;
отщипывание;
прищипывание;
соединение;
создание простейших форм (шар, цилиндр, диск);
расположение фигурок на основе
Вторая младшая (3–4 года) основным видом деятельности становится игра;
потребность общения со сверстниками возрастает;
формирование интереса к коллективной деятельности;
координируется одновременная работа обеих рук;
увеличивается потребность в познавательном общении со взрослыми
развитие интереса к созданию зрительных образов обучить различению формы, размеру, количеству предметов;
побуждать к творческой деятельности;
вызвать интерес к коллективной деятельности
совершенствование ранее освоенных приёмов;
попытки создания композиции;
работа с инструментами (заострённая палочка, стеки);
использование разнообразных материалов для украшения (в том числе бросового и природного)

Отличие лепки от пластилинографии и мозаики из пластилина

Лепка - это создание предмета путём придания формы пластичному материалу (пластилину, глине, тесту). Когда дошкольники овладеют основными приёмами лепки, им будут доступны к освоению более сложные виды изобразительного творчества, сочетающие различные техники создания предметных образов. С пластилином воспитанники будут работать постоянно, в средней и старшей группах они познакомятся с пластилинографией и будут выполнять мозаику из пластилина.

Пластилинография - создание изображения путём нанесения на основу пластилина, проще говоря создание «пластилиновой картины».

Мозаика из пластилина - создание зрительного образа при помощи прикрепления пластилиновых элементов к основе, на которую нанесён контур изображения. К мозаичному творчеству воспитаннику приступят, когда будут освоены навыки создания аппликации.

Мозаика и пластилинография - это предстоящие этапы работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Помните, перед ребёнком должна быть поставлена посильная к выполнению задача! Напряжение в работе, неудовлетворительный результат по причине переутомляемости - это стрессовые ситуации, которых следует избегать.

Разновидности лепки в младших группах

  1. Предметная лепка - создание трёхмерного предмета из окружающей действительности. На занятии воспитанники обучаются новым приёмам вылепливания предмета. Это может быть морковка, кубик, стульчик, снеговик, матрёшка, чашка и т. д.
  2. Сюжетная лепка - вылепливание отдельных предметов и создание из них композиции на горизонтальной основе. Этот вид лепки подходит для коллективной деятельности в младших группах. Готовая работа представляет собой изображение небольшого сюжета: птицы клюют зёрна, зайчик угощается морковкой, котёнок катает клубок и т. д.
  3. Декоративная лепка - создание посуды, украшение заготовок в стиле народного творчества. Например, украшение тарелки гжельским узором, вылепливание свистульки, игрушки, украшение основы элементами из пластилина (узор на варежках, платье и т. д.).
  4. Лепка на плоскости - прикрепление пластилиновых элементов на основу. Этот вид лепки подходит для тем: «Дождик пошёл», «Солнышко», «Ветка рябины», «Лесенка» и др.
  5. Коллективная лепка - это создание общей работы из пластилина. Каждый воспитанник изготавливает отдельные элементы или предметы, которые затем прикрепляют к основе в соответствии с композиционным замыслом. Применяется на занятиях: «Сороконожка», «Наш город», «Грибная полянка», «Угощение для куклы» и т. д.

Используемые материалы на занятиях лепкой в младших группах

Материал Особенности Доступность
Пластилин Мягкий, податливый, легко очищается с рабочей поверхности и кожи рук. Наиболее подходящий материал для занятий лепкой в младших группах. Для создания композиции на бумажной или картонной поверхностях следует выбирать нежирный пластилин для избежания масляных пятен.
Материал из экологически чистых материалов, безопасен для работы с самыми маленькими детьми. Солёное тесто необходимо заранее приготовить к занятию:

Рецепт №1.
– полтора стакана муки
– стакан поваренной соли
– полстакана холодной воды
Смешать все ингридиенты, вливая воду постепенно.

Рецепт №2.
– стакан поваренной соли
– стакан муки
– 5 столовых ложек подсолнечного масла
– немного воды комнатной температуры
Муку смешать с солью. Добавить в получившуюся смесь масло и воду. Смешать. Для подкрашивания готового теста можно использовать морковный или свекольный сок (цвет пропадает через день-два), гуашь или разведённые пищевые красители (как для окрашивания пасхальных яиц).

Рецепт №3.
– два стакана муки
– стакан поваренной соли
– полстакана воды комнатной температуры
– столовая ложка крема для рук или немного подсолнечного масла
Из муки, соли и воды вымесить тесто. Для придания полученной массе эластичности необходимо добавить крем или масло, размешать до однородного состояния.

Природный материал, знакомство с которым расширяет знания воспитанников об окружающем мире. Сложный для работы материал на занятиях лепкой у дошкольников. Требует владения основными приёмами лепки и большой аккуратности. Готовое глиняное изделие требует длительной сушки. Допускается проведения ознакомительного занятия во второй младшей группе.
Готовые пластичные массы Очень лёгкий и податливый материал. Быстро высыхает, что позволяет использовать изделие в играх. Дорогостоящий материал. Следует выбирать пластичные массы без добавления сильных ароматизаторов во избежание аллергических реакций.

Материалы для занятия лепкой

Идеальный вариант для занятий лепкой в младших группах Готовая масса для лепки Варианты подкрашивания материала пищевыми красителями Материал для ознакомительного занятия во второй младшей группе
Готовая пластичная масса Яркий, лёгкий, быстро сохнущий материал для лепки

Лепка как тема по самообразованию воспитателя

Самообразования является важной частью педагогического процесса и профессионального роста воспитателя. В работу дошкольного образовательного учреждения необходимо постоянно внедрение инновационных технологий и новейших методик, но внедрять надо осмысленно.

Памятка по самообразованию:

  • учитывать возрастные характеристики каждой возрастной категории дошкольников, выделять поведенческие, познавательные, творческие особенности для конкретной группы воспитанников;
  • знакомство с новинками методической литературы;
  • мониторинг педагогических порталов и периодической литературы, оценивать опыт и результаты использования инновационных методов образования другими педагогами;
  • применение полученных знаний на практике (использование новых приёмов в работе, привлечение ИКТ и др.);
  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • обязательное оформление результатов работы: проведение круглого стола, тематического семинара или мастер-класса, открытого занятия.

Варианты формулировок тем по саморазвитию:

  • Использования интерактивных методов обучения на занятиях изобразительным творчеством (лепкой).
  • Занятия лепкой в детском саду: применение современных методик раннего развития.
  • Интегрированные занятия в младших группах детского сада.
  • Продуктивная деятельность дошкольников и её развитие на занятиях лепкой.

Формы занятий по лепке

Занятие по лепке – это форма организации учебного процесса по передаче воспитанникам знаний, умений, навыков. Занятие чётко ограничено временными рамками. В первой младшей группе длительность занятия по лепке составляет 10 минут, во второй младшей - не более 15 минут. Первые ознакомительные занятия лепкой по возможности следует проводить в подгруппах по 5–6 человек.

Проект по лепке – это совместная деятельность всех воспитанников, направленная на достижение общей цели. Используемые методы и приёмы работы согласовываются для достижения лучшего результата. Проект по лепке предполагает большой временной охват. Например, подготовительный этап проекта - сентябрь, основной - октябрь, завершающий - ноябрь. Тема проекта должна быть актуальной. Рекомендуется планировать проектную деятельность так, чтобы окончание работы связывалось с каким-либо событием в жизни детского сада (Праздник осени, Новогодний утренник, 1 Мая, День Победы, День матери и т. д.). Темы для долгосрочных проектов: «Колобок», «Поварята», «Перелётные птицы», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Грибная полянка».

Краткосрочный проект по лепке охватывает меньший отрезок времени, как правило, несколько недель. Здесь зачастую предполагается совместная деятельность воспитанников и их родителей (семейный проект). Примеры краткосрочных проектов: «Мой дом», «Моя комната», «Наша улица», «Наш город», «Ёлочная игрушка», «У самовара».

Лепка в первой младшей группе

В возрасте 2–3 лет дошкольники знакомятся с пластичными материалами - пластилином и солёным тестом. Основным обучающим приёмом на занятиях лепкой в первой младшей группе является показ действий. Воспитатель показывает, как скатать шарик, сплющить его в диск или раскатать из него колбаску, а дети повторяют. Воспитанники работают с пластилином пока одной рукой, они осваивают создание простых форм. Воспитатель раскрывает перед ребятами изобразительный характер лепки: показывает, как из фигур создать объёмное изображение предметов.

Картотека тем для занятий

Обобщённая тема
«Овощи и фрукты» «Морковка», «Огурцы», «Помидор», «Апельсин», «Ягоды» «Морковка для зайчика», «Корзинка с фруктами», «Ягодное варенье»
«Домашние животные» «Кошка», «Свинка» «Клубочки для котёнка», «Цыплята на лужайке»
«Угощение» «Пряник», «Сушка», «Баранки», «Конфеты» «Пряники для мишки», «Орешки для белочки», «Испечём оладушки»
«Птицы» «Перелётные птицы», «Зёрнышки для курочки», «Червячки для цыплёнка»
«Природа» «Веточки», «Травка», «Солнышко», «Облако», «Подсолнух», «Шишка» «Веточки для козы», «Шишки для белочки», «Букет подсолнухов»
«Постройки» «Лесенка», «Мостик», «Заборчик», «Палочки для крыши» «Заборчик для козлёнка», «Бревенчатый домик»
«Простые формы» «Горошинки», «Витамины» «Угостим мышку горошком», «Крошки для утят»
«Зима» «Снеговик», «Падают снежинки» «Новогодний шарик», «Украшаем ёлку»
«Игрушки» «Дудочка», «Разноцветные шары» «Неваляшки»

Технологические карты по лепке в первой младшей группе.

Схема 1 Схема 2 Инструкции по лепке Инструкции по лепке Инструкция по лепке Инструкция по лепке Инструкция по лепке

Примеры работ по предметной лепке

Приём скатывания, соединение деталей, украшение по замыслу Приём раскатывания Приём раскатывания Приёмы скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения Приёмы сплющивания и скатывания

Примеры работ по лепке на плоскости.

Пример работы Дополнение заготовки лучами и личиком Дополнение заготовки Дополнение рисунка на основе пластилиновыми элеменатми (стручками), дополнение их природным материалом (сушёный горох) Нанесение на основу пластилиновых элементов Нанесение на фигурную основу пластилиновых элементов Пример краткосрочного проекта Нанесение пластилиновых элементов двух видов на основу в соответствии с замыслом

Временной план занятия лепкой в первой младшей группе

  1. Демонстрация воспитателем выполнения приёмов 1 минута.
  2. Самостоятельное выполнение практического задания воспитанниками 4 минуты.
  3. Демонстрация и обсуждение работ 1 минута.
  4. Подведение итогов 1 минута.

Примеры использования вводного материала

Тема занятия Использование вводного материала
«Овощи для ёжика» Игра «Собери овощи»
Воспитателем заранее разложены в помещении пластиковые овощи (на столе, под столом, за занавеской, на полке шкафа и т. д.). Он предлагает собрать эти овощи в ведёрко, пока звучит мелодия (включает на аудиопроигрывателе).
Когда овощи собраны, воспитанники садятся на стульчики, воспитатель достаёт из ведёрка по очереди овощи и проводит с ребятами беседу: какого цвета овощ, какой формы, каков наощупь.

Игра «Узнай на ощупь»
Воспитатель даёт задание ребятам закрыть глаза и вытянуть вперёд руки. Кладёт в ладони каждому пластиковый овощ, изучив поверхность и форму которого, воспитанники должны его назвать.
Каждую отгадку воспитатель сопровождает чтением стихотворения:

Как на нашей грядке
Вырос помидор
Сочный да крупный,
Смотрите, вот и он.

Мама сделает салат,
И накормит всех ребят.
Он длинный и зелёный,
То свежий, то солёный,
Растёт он в огороде,
Любим во всём народе,
Вот какой он молодец,
А зовётся - огурец.

«Снег идёт» Сюрпризная ситуация .
В начале занятия неожиданно раздаётся стук в дверь (стучит заранее подготовленный младший воспитатель, наряженный в костюм обезьянки).
Воспитатель приветствует обязьянку - гостью из далёкой Африки. Спрашивает у ребя, что им известно об Африке (какая там преобладает погода, какие растут деревья и фрукты, какие обитают животные). Затем спрашивает у обезьянки, знает ли она, что такое зима и снег (конечно, нет). Просит ребят по очереди рассказать об этом южной гостье.
Обезьянка прощается с ребятами, благодарит за интересную беседу и говорит, что будет скучать по снегу. Тогда воспитатель предлагает детям слепить обезьянке в подарок снежинки из пластилина, чтобы она смогла забрать их с собой в Африку, ведь пластилиновый снег не растает.
«Ягодки для птичек» Игровая ситуация.
В гости к ребятам прилетает птичка-синичка (игрушка, возможно, чирикающая; замечательно, если это будет игрушка на руку). Она рассказывает ребятам, как хорошо и сытно ей было летом, а сейчас (осенью) сложно найти пропитание. Птичка спрашивает, нет ли у ребя какого-нибудь угощения. Воспитатель предлагает ребятам слепить для птички ягодки из пластилина.
Но птичка устала с дороги, поэтому воспитатель предлагает ей послучать вместе с ребятами потешку:
Чики-чики-чикалочка,
Едет Коля на палочке,
Сашенька - в тележке,
Щёлкает орешки. –

и посмотреть, как дети умеют весело играть.

Игра «Чики, чики» .
Звучит аудиозапись русской народной песни «Чики, чики, чикалочки».
Двое детей бегут по кругу («едут в тележке»), остальные дети машут им вслед руками. После выбираются двое других детей и так, пока все воспитанники не «прокатятся».

Пример программы занятия по лепке в первой младшей группе

Автор: Розанова Елена Викторовна, воспитатель ГБДОУ Д/с №1 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Тема занятия: «Пряники».

  1. Программное содержание :
    1. Развитие владения приёмом скатывания пластилина.
    2. Обучение новому приёму - сплющивание.
    3. Воспитание аккуратности, усидчивости, вежливого общения со сверстниками.
  2. Используемые материалы :
    Кукла, пряник, пластилин, дощечки для лепки.

    Ход занятия:

    В группе накрыт кукольный стол, вокруг которого воспитатель собирает детей. Ребятам сообщается, что к кукле на чаепитие придут в гости другие игрушки, она накрыла на стол, но угощения нет. Воспитатель проводит беседу с ребятами: спрашивает, пьют ли они дома с родилями чай, чем угощаются. Предлагает воспитанникам помочь кукле, даёт задание - приготовить угощение из пластилина.
    Воспитанники садятся за рабочие столы, педагог демонстрирует им пряник, описывает его форму. Воспитатель демонстрирует работу с пластилином: скатывает в шарик, сплющивает между его между ладоней. Затем просит воспитанников показать руками в воздухе, какие действия они будут осуществлять с пластилином, чтобы слепить пряничек.

    Физкультминутка:

    Я пеку, пеку, пеку
    Деткам всем по пирожку
    А для милой мамочки
    Испеку два пряничка.
    Кушай, кушай мамочка
    Вкусные два пряничка
    А ребяток позову
    Пирожками угощу.
    (Воспитанники сопровождают слова песни движениями руками.)

  3. Лепка из пластилина.
    Воспитанники самостоятельно работают с пластилином. Тем детям, у кого возникают сложности с выполнением задания, воспитатель должен индивидуально ещё раз показать приёмы скатывания и расплющивания.
  4. Оформление композиции.
    Воспитатель предлагает каждому воспитаннику положить пластилиновый пряник на стол для чаепития.

    Завершение игрового сюжета.
    Ребята рассаживают за кукольным столом игрушки (гости пришли), разливают чай, раздают гостям пряники. Чаепитие удалось!

Видео: Открытое занятие по лепке в первой младшей группе на тему «Зёрнышки для птички»

Лепка во второй младшей группе

Воспитанники второй младшей группы подготовлены к занятиям лепкой. Они знакомы со свойствами пластилина и солёного теста, знают, какие формы можно слепить из пластичных материалов и при помощи каких приёмов. Появляется восприятие размера разных предметов, их цвета, количества и положения в композиции. Связь между движениями руки и созданием формы становится более отчётливой для ребёнка. Формируется координированная работа обеих рук.

Основной формой деятельности у детей 3–4 лет становится игра, элементы которой воспитатель должен использовать в водном материале занятий. С детьми этого возраста можно чаще заниматься сюжетной лепкой и коллективной лепкой.

Картотека тем для занятий по лепке во второй младшей группе

Обобщённая тема Варианты тем для индивидуальной формы работы Варианты тем для коллективной и проектной деятельности
«Крендельки», «Пряники», «Печенье», «Бублики», «Баранки» «Угощение для куклы», «Подарок котёнку», «Косточки для щенка», «Тарелки для трёх медведей»
«Фрукты и овощи» «Банан», «Яблоко», «Груша», «Редис» «Консервируем фрукты», «Тачка с урожаем», «Ведро с морковкой»
«Домашние животные» «Кошка», «Цыплёнок», «Щенок» «Цыплятки на жёрдочке»
«Тарелка», «Чашка», «Чашка и блюдце», «Ложка», «Нож» «Весёлое чаепитие», «Миски для котят»
«Мебель» «Стул», «Стол», «Табурет» «Моя комната», «Наша гостиная»
«Одежда и обувь» «Пуговица», «Варежка», «Шарф», «Тапочки», «Шапочка» «Украсим варежки», «Туфли для мышки»
«Насекомые» «Гусеница», «Божья коровка», «Пчёлка», «Бабочка»
«Природа» «Капли дождя», «Улитка», «Травка», «Пушистые тучки», «Рыбки», «Мухомор», «Радуга», «Цветок», «Дерево» «Грибная поляна», «Лесная опушка», «Перелётные птицы»
«Дикие и экзотические животные» «Лиса», «Волк», «Зайчик», «Ёжик», «Змея», «Удав», «Морской конёк» «В зимнем лесу», «Хоровод зайчиков», «На дне морском»

Технологические карты по лепке во второй младшей группе

Данная работа подходит для работы в подгруппе Инструкция по предметной лепке Инструкции по предметной лепке с использованием заострённой палочки Инструкции по предметной лепке Инструкции по предметной лепке Инструкция по предметной лепке (скатывание, раскатывание, сплющивание, растягивание, соединение) – сложная работа, подходит для работы в подгруппе Инструкция по предметной лепке Инструкция по предметной лепке Инструкция по предметной лепке Инструкция по лепке (этап украшения сложен для детей 3–4 лет) Инструкция по лепке угощений

Примеры готовых работ воспитанников второй младшей группы

Пример сюжетной лепки Предметная лепка Примеры работ Пример лепки на плоскости Примеры работ Пример предметной лепки Проект по лепке Примеры работ Примеры работ из солёного теста Примеры работ Примеры предметной лепки Примеры предметной лепки с использованием дополнительного материала Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Сюжетная лепка Пример работ из солёного теста Примеры работ Народная тема на занятии лепкой Лепка человека в младшей группе

Временной план занятия лепкой во второй младшей группе

    1. Организационный момент 1 минута.

      Введение в тему занятия, использование мотивирующего материала 2–3 минуты.

      Устные инструкции воспитателя по этапам выполнения работы, ответ на вопросы 2–3 минут.

      Самостоятельное выполнение практического задания воспитанниками 5–6 минут.

      Демонстрация и обсуждение работ 1–2 минуты.

      Подведение итогов 1 минута.

Примеры использования вводного материала на занятиях лепкой во второй младшей группе

Тема занятия Использование мотивирующего материала
«Конфета для мамы» Сюжетно-ролевая игра.
Кукольный стол накрыт как для чаепития. Кукла-мама ждёт из школы куклу-дочку. Когда та приходит, они садятся за стол, ребята разливают в чашки чай. Мама угощает дочку конфетами. Педагог развивает игровую ситуацию таким образом, что кукле-дочке хочется угостить маму конфетами в ответ, но они уже закончились.
Воспитатель при помощи вопросов и подсказок подводит воспитанников к идее слепить из пластилина конфеты, которые кукла-девочка сможет подрить своей маме.
«Улитка - длинные рожки» Физкультминутка по стихотворению:

Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине,
Ползёт тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Прослушивание песни «От улыбки станет всем светлей». Можно попросить подпевать звучащей записи тех, кто знает слова песни. Возможно пение хором, если ребята уже знают эту песню.

Пример конспекта занятия по лепке во второй младшей группе

Тема занятия: «Пуговицы для платья».

    Задачи .
    – развитие навыков лепки пальцами;
    – обучать координированной работе рук и глаз;
    – обучать использованию стеков для украшения предметов из глины.
    – воспитание аккуратности, коллективной работе.

    Предварительная работа . Игры с куклами (в том числе силуэтными). Обращать внимание воспитанников на то, как застегивается одежда (молнии, крючки, липучки, завязки, пуговицы, кнопки). Это необходимо делать не только во время действий с кукольной одеждой, но и в обычных режимных моментах: когда ребята собираются на прогулку, когда засучивают рукава перед мытьём рук, когда переодевают перед тихим часом, когда завязывают фартуки перед занятием по рисованию красками и т. д.

    Материал к занятию . Силуэты одежды (платья, сорочки, рубашки). Пуговицы в качестве демонстрационного материала (следует подобрать пуговицы различных форм и размеров - овальные, круглые, квадратные, сердечком). Глина, пластиковые стеки. Силуэтная кукла.

    Ход занятия .
    Воспитатель показывает ребятам различные виды одежды с пуговицами. Просит описать, какие пуговицы они видят: маленький/большие, деревянные/пластиковые/металлические, разнообразных форм и т. д. Каждому ребёнку воспитатель предлагает достать наугад одну пуговицу из заранее подготовленной коробки. Воспитанники по очереди описывают, какие пуговицы им достались.
    Воспитатель говорит, что приготовила много одежды для силуэтной куклы, с которой они будут играть, но вот пуговиц не хватает. Как же быть? Путём вопросов-ответов ребята приходят к заключению, что пуговицы для силуэтной одежды они могут слепить из глины.

    Демонстрация приёмов работы .
    Воспитатель показывает, как из кусочка глины слепить пуговицу.

    Физкультминутка .
    Вот сюда надену шубку, а сюда надену юбку.
    Голова наденет шапку, а нога наденет тапку.
    Нет, сниму я лучше шубку, а теперь поправлю юбку,
    Фу, как жарко, снимем шапку? Где же тапка?
    Никуда я не пойду, да сначала всё начну.
    (Воспитанники сопровождают движениями каждое описываемое в стихотворении действие)

    Лепка пуговицы .
    Воспитанники самостоятельно работают с глиной. Тем из них, у кого не получается вылепить нужный предмет, воспитатель проводит индивидуальный показ приёмов работы.

    Пуговицы из глины ребята оставляют на просушку, чтобы затем использовать их в игре с кукольной одеждой.

Открытое занятие по лепке во второй младшей группе на тему «День рождения мышонка»

Анализ занятия по лепке в первой и второй младшей группе

Чтобы понять, насколько эффективны используемые педагогом методы и приёмы работы, следует анализировать проведённые занятия. Открытые занятия оценивает методист. Но каждое проводимое занятие должно подвергаться воспитателем самоанализу. Тогда проще будет наметить пути коррекции в образовательной работе, привлечение другого материала или использования технических средств.

Памятка по анализу занятия:

  • Соответствует ли занятие содержанию программы этой возрастной группы и особенностям конкретной детской аудитории.
  • Была ли сохранена связь с предшествующими занятиями.
  • Узнали ли что-то новое воспитанники на занятии (познавательные факты, новые слова, практические навыки).
  • Содержало ли занятие творческий компонент, не было ли оно скучным.
  • На каком уровне была осуществлена подготовка к занятию (разработка конспекта, привлечение наглядных материалом, технических средств).
  • Доступны ли были объяснения и/или демонстрация действий воспитателя.
  • Завершилось ли занятие в срок. Не было ли задержек, каковы причины, если были, как их избежать в дальнейшем.
  • Как воспитанники вели себя на занятии: заинтересованность, эмоциональное состояние, внимательность.
  • Разбор детских работ: выполнено ли задание, что получилось, а что нет. Делаем выводы, какие приёмы лепки нужно закрепить.

Методика обучения лепки во второй младшей группе предполагает развитие самостоятельности, поэтому не стоит каждое занятие начинать с демонстрации приёмов, которым воспитанники уже владеют. Если во время анализа работ будут выявлены недочёты в выполнении каких-либо элементов, стоит уделить конкретным приёмам внимание на следующих занятиях. Лучше всего привлечь к объяснению и демонстрации действий с пластилином самих детей: «Кто знает, как получить из кусочка форму шара?», «Катя, пожалуйста, покажи, как из пластилина скатать колбаску» и т. д.

Частой причиной задержек в проведении занятия по лепке является несоответствие задания возрастной группе воспитанников. Когда не получается выполнить какое-то действие или выполнить его так, как показано на образце, ребёнок быстро устаёт, теряет интерес к дальнейшей работе, отвлекает остальных. Будьте внимательны в выборе заданий, ведь лепка - увлекательный и приятный процесс, который приносит радость каждому ребёнку, когда он видит результат работы своих рук.

Один из древнейших видов творчества, лепка по-прежнему привлекает детей и даже взрослых в современной жизни. Педагоги дошкольного образования во всём мире разрабатывают новые методы обучения работы с пластичными материалами. Исследователи отмечают более высокий уровень развития интеллекта у детей, которые занимались лепкой с раннего возраста. Говорят о психотерапевтическом эффекте, оказываемом на ребёнка во время работы с пластилином: лепка - отличный способ вымещения агрессии или обиды. Лепить просто весело и приятно.