«Нас зовут космические дали». Игровая шоу – программа ко дню космонавтики

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида «Сказка» г.Волхов

Проект подготовила:
Тимошкина Наталия Ивановна воспитатель

Введение
День Победы… «Это радость со слезами на глазах», -сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь - рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Очень важно помнить историю своей Родины - особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно - мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник - без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.
Актуальность темы
Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Патриотическое чувство не возникает само по себе - его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины -ветеранах, о том как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии 70-летия празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художников, художественной литературы и музыкой военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
4. Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Прогнозируемые результаты:

Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.

Метод реализации:

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Этот праздник- день Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта стали дети, воспитатели и родители.

Формы реализации проекта:
беседы и дискуссии, творческая деятельность (ручной труд, рисование, аппликация, литературно - музыкальная композиция), художественная литература, организация музея.

Этапы реализации проекта:
Подготовительный - сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Основной - реализация проекта.
Заключительный - подведение результатов, презентация работы над проектом.

Участники проекта:
. дети старшего дошкольного возраста;
. воспитатели; музыкальный руководитель;
. родители воспитанников;
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный 25 апреля - 6 мая 2016 года.

Форма работы Участники
Подготовительный этап

Постановка цели, определение формы работы.
Изучение методической литературы и сбор художественной литературы
Создание презентации
Составление сценария литературно-музыкальной композиции
Сбор информации, материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты, показ настоящих наград).

Воспитатель
Музыкальный руководитель, воспитатель
Дети, родители

Основной этап

НОД Социализация «Радуга мира» - музыкально-тематическое занятие, посвящённое военному времени;
НОД Коммуникация «Улицы города рассказывают. »- знакомство детей с улицами города Волхова, названных в честь героев войны;
НОД «Художники о войне» - работа в картинной галереи (презентация);

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель

Чтение художественной литературы:
Рассказы о Великой Отечественной войне:
С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»
В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»
В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»
Л.Кассиль «Твои защитники»
Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы»
Сказка - Ю.Я.Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»

Дети, воспитатель, родители
Литературные чтения для детей (слушание стихов) «Мы будем помнить эти годы»" Дети, воспитатель, родители

Цикл бесед о ВОВ:
«Родина - мать зовет!»
«Великие битвы»
«Дети войны»
«Музыка войны»
«Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли»

Дети, воспитатель

Рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций;
Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей

Дети, воспитатель, родители
Посещение музея, организованного совместно педагогами и родителями музей - «Зал боевой славы» Дети, воспитатель, родители
Заключительный этап

Участие в флешмобе « Мы помним…» на мотивы песен военных лет;
Выставка фотографий «Мы ходили на парад!»- фото отчёт родителей;

Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель

Приложение:

«Радуга мира»
Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы для детей старшей - подготовительной групп)
Звучит мелодия песни «День Победы» Д. Тухманова. В зал входят дети двух групп и рассаживаются на стульчики.

Вед: Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поём,
И красавицу Осень встречаем,
И нарядную ёлочку ждём.

Но есть праздник один - самый главный,
И его нам приносит весна.
День Победы - торжественный, славный,
Отмечает его вся страна.
Дети группы №7 исполняют песню «Победа»,
муз. Р. Габичвадзе.
Вед: 71год отмечает День Победы наша страна, Этот праздник радостный и грустный одновременно. Радостный потому, что наши солдаты отстояли мир на Земле. Грустный потому, что много их погибло в боях за свободу нашей Родины.
Запомним подвиг нашего народа,
Солдат, погибших в огненном бою.
С победой принесли они свободу,
Спасая мир в жестокую войну.
Есть в Болгарии, в старинном городе Пловдив памятник, который известен всей Болгарии. Это знаменитый Алёша - монумент советским солдатам, сражавшимся за свободу болгарского народа. Монумент «Алёша» стал символом города Пловдив. В 1966 году пыла написана песня «Алёша» (поэт Константин Ваншенкин, музыкант Эдуард Колмановский), которая была официальным гимном Пловдива практически 25 лет.
По решению Пловдивского городского Совета песня «Алёша» вплоть до 1989 года была официальным гимном города. Каждое утро радиостанция Пловдива начинала свои передачи с этой песни. Она часто звучала во время культмассовых мероприятий. Все ученики болгарских начальных школ должны были её знать.
И сегодня песня «Алёша» прозвучит в нашем зале. А исполнят её дети группы «Тигрёнок». (Всем взрослым в зале так же раздаются слова этой песни.)

Дети группы № 8 исполняют песню «Алёша»,
муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина
Вед: Посмотрите, ребята! Сегодня, в День Победы, над нами сияет Радуга мира. (Показывает на радугу) Сколько в ней дорожек?
Дети: Семь!
Вед: Хотите узнать, куда ведут эти дорожки?
Дети: Да!
Вед: Вот дорожка фиолетовая. Она приведёт нас в наш родной и любимый край, где наступила весна. Давайте споём с вами песню о весне, ведь именно весной пришла долгожданная победа.
Дети групп № 7 и № 8 исполняют « Весеннюю песенку », муз. С. Полонского.
Стоят на месте.
Вед: В этот день весенний солнце ярче светит,
В этот день счастливый радуются дети.
Всем на месте не сидится - хочется плясать, кружиться!
Дети обеих групп исполняют муз-ритмическую композицию « Весна-красна» Т. Морозовой
(«Танцевальная ритмика» №5 Т.И. Суворовой)
Вед: А синяя дорожка вновь перенесет нас в то далёкое военное время. «Всё для фронта, всё для победы!» - это стало главной задачей тружеников тыла. Вместо ушедших на фронт отцов к заводским станкам становились из жёны, дети, старики-пенсионеры. Люди работали круглосуточно. Они производили снаряды, патроны, боевую технику - танки, самолёты, артиллерийские орудия. Послушайте рассказ о маленьком токаре.
Читают дети группы № 8:
***********
Не спится мальчишке,
Он думал всю ночь:
«Ну, как же, ну, чем же
Мне фронту помочь?»

А утром на зорьке
Мальчишка встаёт,
Знакомой дорогой
Идёт на завод.

И к мастеру:
- Дядя, меня научи,
Я буду снаряды
Для фронта точить!

Станок был послушен,
Мальчишка - умел,
И бойко станок
Под руками запел.

Мальчишка спешит,
Не теряет минут…
Снаряды для фронта
Машины везут.
Вед: А теперь посмотрите на бравых мальчишек из группы «Цветик-семицветик» и их весёлый танец «Яблочко»:
Мальчики группы №7 исполняют моряцкий танец «Яблочко»

Вед: Голубая дорожка - дорога дружбы.
Ребёнок: Дружит ветер с облаками,
Солнце - с лугом и цветами,
Рыбы - с чистою водой,
Птицы - с небом,
Я - с тобой.
Дети обеих групп исполняют «Песенку слона»
Муз. В. Шаинского
Вед: Зелёная дорожка - это путь здоровья.
Чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься, заниматься надо нам.
И мы уже сегодня сильнее, чем вчера.
Физкульт…
Дети: Ура!
Вед: Физкульт…
Дети: Ура!
Вед: Физкульт…
Дети: Ура!
Вед: Но для начала мы с вами проведем весёлую музыкальную разминку. Вставайте врассыпную…
Исполняется «Весёлый тренаж»
Проводится аттракцион -__________________________
Вед: Ну, а жёлтая дорожка зовёт выступить наших гостей - детей из группы «Гномик». Они исполнят для нас весёлую польку.
Дети старшей гр. № 9 исполняют польку
«Дружные пары», муз. И Штрауса.
Вед: А дети группы «Колобок» хотят для всех подарить свою шуточную песню «Про лягушек и комара».
Дети старшей группы «Колобок» исполняют песню
«Про лягушек и комара», муз. А. Филиппенко.

Вед: Оранжевая дорожка, самая солнечная и ласковая, проведёт нас по нашей Родине - России.
Дети группы № 7 читают стихотворение:
Стихотворение «Твой лучший край» Д. Павлычко.

Где листвы зелёной облака
Заслонили неба синеву,
Встретил Солнце я у родника,
И сказал я, обратясь к нему:
- Все народы видишь ты с высот,
Где долины, шапки гор во мгле.
Где ж первейший на Земле народ,
Лучшее где место на Земле?
Улыбнулось Солнце: - Верно, я
Вижу всё с небесной высоты.
Все равны народы. А Земля
Та прекрасней, где родился ты.
Подрастай, сынок, не забывай:
Родина - вот самый лучший край!

Дети обеих групп исполняют песню «Край родной»,
муз. Е. Гомоновой.
Вед: Вот и последняя дорожка - красная. Это дорога мира, добра и красоты.
(Показывает на радугу): Пусть наша радуга, как мост,
Соединит людей Земли.
К добру и счастью нас ведёт,
Все люди в мире жить должны!
И давайте завершим наш праздник весёлым танцем! Мальчики, приглашайте девочек на танец!
Дети исполняют танец «Чик и Брик»,
Праздник заканчивается.

Литературный вечер, посвящённый Великой Отечественной войне и Дню Победы

В зале присутствуют дети старшего дошкольного возраста. Пока собираются дети, звучат торжественные марши, идёт запись Парада на Красной площади 1945г. Звучат позывные - трубы.
Ведущий: Всем! Всем! Всем! Слушайте! Слушайте!

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты подарили Вы планете
Великий Май, победный Май!
Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны! Ребята выучили стихи и сегодня мы будем внимательно слушать, о ком дети и взрослые будут рассказывать.

Сейчас ……….прочтут стихи:
1___________________________________________________________
2___________________________________________________________
3___________________________________________________________
4___________________________________________________________
……………………………….
Ведущий: Девятое мая - День нашей победы над фашистской Германией! Вся страна ликует! Но в нашей памяти останутся рассказы тех, кто пережил это страшное время.
Ребята, в нашем детском саду по вашим рассказам. По рассказам ваших близких составлен «Альбом памяти». Мы благодарим семью Матвея Зубкова, Ксении Марковой, Андрея Антонова, Алины Акуловой, Ильи Ивашнева. Полины Щегловой за создание этого альбома.
Демонстрация «Альбома памяти» (под музыкальное сопровождение - «Берёзовые сны»)
Ведущий:
Столько лет прошло уж, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами.
И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил.
Не померкнет их слава в сердцах.
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот. Кто бился жестоко с врагами!
Ведущий: По рассказам своих прадедов дети не только читают стихи, записывают воспоминания, но и рисуют.
Демонстрация презентации - выставки «Мой дедушка - герой»
Ведущий: Сейчас ……..прочтут стихи:
1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

…………………………..
Ведущий:
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Спасибо Армии Российской,
Нашим дедам и отцам!
Демонстрация видеоролика К.Симоновой «Годы, опалённые войной»(рисование на песке)
Ведущий: Сегодня мы слушали стихи о войне, о героях, о победе. За активное участие в этом вечере мы хотим вручить дипломы нашим чтецам.
Вручение дипломов(под музыкальное сопровождение)
Ведущий: Наш литературный вечер закончен. Я предлагаю пройти по залу круг памяти.
Дети под песню «День Победы» обходят зал и расходятся по группам;
на экране видеозапись «Парад Победы» в детском саду.

Конспект НОД на тему блокады Ленинграда
Цели и задачи: - обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;

Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

Воспитывать любовь к родному городу;

Развивать устную речь;

Закреплять навыки рисования, создавать постройки из строителя.

Предварительная работа: - чтение художественных произведений по теме;

Прослушивание песен и музыки военных лет;

Чтение и разучивание стихов о блокадном городе;

Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;

Рассматривание картин о войне;

Создание альбома о блокаде совместно родители- дети.

Ход занятия:

Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечал наш город 27 января, в это воскресенье. Это очень памятная дата для нашего города.

А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

Ребята, давайте посмотрим как выглядит наш город на карте.

(границы города, улицы, дома) - А давайте построим наш город?

(на столе, дети из конструктора строят город)
- Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «вставай страна») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.

Вот и тогда все встали на защиту города. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…

Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2, 5года. Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.

Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки - маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги - чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Дети: 1. В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

2. Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены) .
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома

(звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,

Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Дети: 3. Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

4. Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались

В основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети- школьники.

В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.

В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит симфония) Её ещё называют Ленинградскую, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне.
- Мы с вами под музыку этой симфонии посмотрим презентацию о блокаде.

(Просмотр презентации о блокаде) .

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады.

Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Дети: 5. На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

6. Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти.

Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

(дети рисуют вечный огонь) .
(Праздник, посвящённый 9 Мая в подготовительной группе № 7)
Звучит мелодия песни «День Победы». В зал входят дети, в руках держат цветы и расходятся через центр в три колонки.

Перекличка.
1. Мы встречаем День Победы.
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.

2. Знаем мы, совсем непросто
Он пришёл к нам - День Победы.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.

3. Этот танец посвящаем
Нашим прадедам и дедам.
Нашей Родине любимой…
Все вместе: Слава, слава в День Победы!
Исполняется «Танец с цветами», муз. И. Штрауса.
Исполняется песня «Земля - наш общий дом»
После исполнения танца дети убирают цветы в специальные подставки. Садятся на стулья.
Вед: Есть большие города, деревеньки, сёла.
А мы в Волхове растём,
С детства всем знакомом.
Город наш с тобою
Над седой рекою.
Здесь мы весело живём
И играем, и поём.
По знакомым улицам
Любим мы гулять,
Всё о нашем городе
Мы хотим узнать.
Вот такие стихи, ребята, посвящены нашему городу.
Посмотрите на карту нашего города. Наш город протянулся вдоль реки. Как она называется? (Дети:…) Правильно, город раскинулся и на левом, и на правом берегу реки Волхов. В нашем городе много улиц, какие улицы вы знаете? (Дети:…) Молодцы, много знаете названий.
А вы обратили внимание, что некоторые улицы носят имена людей? Как вы думаете, что человек должен совершить, чтобы его именем назвали улицу? (Ответы детей).
Всё, что вы сказали - правильно. Есть такая замечательная традиция - называть улицы наших городов и деревень именами людей, чьи дела остаются надолго в памяти благодарных земляков. Волхову и Волховскому району в этом отношении повезло: на нашей земле много достойных людей, настоящих героев, чьи имена живут в благодарной памяти поколений. Сегодня мы будем рассказывать о людях, делами и жизнью своей заслуживших такую память.
Посмотрите, ребята, у нас на карте выделены красным флажком те улицы, которые названы в честь героев, отличившихся в ВОВ. Это:
 улица Александра Лукьянова;
 улица Вали Голубевой;
 переулок Лизы Чайкиной;
 улица Олега Кошевого;
 улица И. И. Федюнинского (на экране представлены слайды с фотографиями улиц).

Олеся Власова

12 апреля исполнялось 55 лет со дня первого полета человека в космос . Тогда, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин открыл космическую эру , покорил пространство доселе неизвестное. С тех пор в этот день ежегодно отмечается День космонавтики в честь первого человека, покорившего космические просторы .

В Детском саду №23 "Ромашка" прошла неделя познавательного мероприятия "День Космонавтики ". Целью которой была познакомить детей с историей космоса , познакомить с учеными, которые стояли у истоков развития косомнавтики - Циолковский, Королев.

Для знакомства детей с космосом проходили беседы , мы рассматривали иллюстрации, смотрели презентации! А в конце недели мы провели развлечение с детьми. Ребята так же подготовились к празднику, прочиталали нам стихотворения. Так же у нас прошла выставка, родители с большим удовольствием приняли участие в конкурсе . Спасибо нашим дорогим родителям за такие чудесные поделки.








Публикации по теме:

12 апреля весь мир будет праздновать День космонавтики. Этот праздник родился благодаря подвигу первого человека, побывавшего в космосе Юрию.

В нашей группе прошел День Космонавтики! Во всей стране его отмечают ежегодно 12 апреля! И мы не исключение!:) Детям младшего дошкольного.

Денек особый к нам пришел - У космонавтов праздник! (Н. Развилина) Очень загадочен мир космоса. Многое хочется узнать, особенно детям, которые.

Вся наша страна отмечает этот праздник "День космонавтики". В нашей группе я рассказала нашим маленьким ребятам о космосе,планетах солнечной.

12 апреля – день, когда человечество вступило в новую, космическую эру, повод для гордости за нашу великую страну. Издавна человек смотрел.

55 лет назад человек совершил первый исторический полет в космос. В течении тематической недели "Космос" дети узнали многое о космосе: о.

Накануне дня Космонавтики мы с ребятами провели познавательную беседу о космосе. Посмотрели видеоматериал, различные фото. Под впечатлением.

Приложение №1

к приказу от

Положение

о конкурсе рисунков ко Дню космонавтики

посвящённого 55 летней годовщине первого полёта человека в космос

    Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения конкурса рисунков ко дню космонавтики, посвящённого 55 летней годовщине первого полёта человека в космос «Мы к звёздам проложили путь» (далее Конкурс).

Организатором конкурса является МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района Саратовской области (далее ОУ). Подготовка и проведение конкурса осуществляется кафедрой начального образования.

Для организации и проведения конкурса, обеспечения единого механизма контроля выполнения положения о конкурсе создается оргкомитет (приложение №2).

Оценку материалов и выступлений конкурсантов осуществляют члены жюри конкурса. Составы Оргкомитета и жюри конкурса утверждаются приказом директора МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района Саратовской области.

    Цели и задачи конкурса

Способствовать развитию интереса к изучению истории открытия космоса и ракетной техники;

Привлечь внимание школьников к достижениям современной космонавтики, к профессии космонавта;

Заинтересовать историей праздника День космонавтики;

Содействовать расширению знаний участников конкурса в области астрономии;

Создание положительного образа лётчика-космонавта и воспитание патриотических чувств посредством творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Участники Конкурса

3.1 Участниками Конкурса являются дети дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) и обучающиеся 1-4 классов МБОУ «Лицей» р. п. Степное.

3.2 На Конкурс принимаются рисунки, выполненные индивидуально. Конкурс рисунков проводится по трём возрастным группам:

    дошкольники

    1-2 классы

    3-4 классы

4. Основные требования к работам

Участие в конкурсе предполагает выполнение следующих мероприятий:

4.1. Работы должны соответствовать заявленной тематике;

4.2. Рисунок выполнен на листе А4 с обязательным указанием в правом нижнем углу данные участника конкурса (ф. и., группа или класс), название работы, образовательное учреждение, Ф.И.О. руководителя.

    Сроки проведения

    Организация и порядок проведения конкурса

    1. На I этапе участники конкурса представляют в ОУ заявку (Приложение №4) и работы участников.

      На II этапе проводится оценивание конкурсных работ и подведение итогов.

6.4. Образовательное учреждение предоставляет на Конкурс не более 5 работ от каждой группы и класса.

    Подведение итогов.

7.1. Работы участников конкурса оценивает конкурсная комиссия 9приложение №3) по следующим критериям:

    соответствие работы заявленной тематике Конкурса;

    художественный уровень и техника исполнения;

    эстетический вид рисунка.

7.2. Победителем объявляется участник, получивший наибольшее количество баллов в своей возрастной группе.

7.3. Результаты конкурса выставляются на сайте МБОУ «Лицей» р. п. Степное

7.4. Победители и призёры награждаются дипломами I, II и III степени. Участники получают сертификаты.

Приложение №2

к приказу от

Состав оргкомитета конкурса рисунков ко Дню космонавтики, посвящённого 55 летней годовщине первого полёта человека в космос

«Мы к звёздам проложили путь»

    Баринова Н. В.

учитель начальных классов

    Илюшова Т. А..

куратор «Школы будущего лицеиста», учитель начальных классов

    Севостьянова Н. В.

руководитель предметной комиссии учителей начальных классов, учитель начальных классов

Приложение №3

к приказу от

Состав жюри конкурса рисунков ко Дню космонавтики, посвящённого

55 летней годовщине первого полёта человека в космос

«Мы к звёздам проложили путь»

    Чернышкина С.В.

Заместитель директора по ВР, учитель начальных классов

    Александрина Т.А.

учитель начальных классов

    Милова И.П.

учитель начальных классов

Приложение №4

к приказу от

конкурсанта

Класс (группа) и возраст

конкурсанта

ФИО педагога, подготовившего конкурсанта

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат.»

Общешкольное мероприятие

«Нас зовут космические дали».

Подготовили и провели:

Кирюхова Л.В,Сотникова С.А.

Апрель 2016 год.

Общешкольное мероприятие «Нас зовут космические дали».

Игровая шоу – программа ко дню космонавтики.

Цель: Расширить кругозор учащихся в области астрономии, формировать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности;

Систематизировать представления детей о космосе, космонавтике;
развивать физические качества личности – быстроту, ловкость, выносливость; развивать подвижность, увеличить объем зрительных, слуховых, моторных восприятий; корригировать искажение представлений о жизни, обществе.

Воспитывать дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности, прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике.

Оборудование : гимнастические палки (16шт.) и обручи (4шт.),клюшка, 2 мотка ниток, воздушные шары, ведра, теннисные мячи-2 шт,ватманы-2шт, два комплекта карточек с изображением предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик торт, фотография ребенка, будильник, колбаса, предметы два комплекта (куклы, листы,карандаши, кубики, машинки),карточки с заданием.

Ход игровой программы.

I . Ведущий1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вся страна отмечает День космонавтики! 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. Как вы понимаете, что такое космос? (Ответы детей): А вы хотели бы стать космонавтами и увидеть другие планеты?
(Ответы детей)
Какими качествами должен обладать космонавт? (Ответы детей)
Ведущий2:

Я приглашаю вас в школу космонавтов, где сегодня пройдут испытания, и космические отряды будут соревноваться в силе, ловкости, быстроте, смелости и интеллекте.
Представление команд. Название, девиз, визитная карточка.(10 человек в каждой команде).
Ведущий: Позвольте представить жюри. (Представление жюри)
Команды готовы к испытаниям? Начнем мы наши соревнования

Ведущий: Команды занимают свои места на линии старта.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете)
Чтобы полететь в космос, нужна космическая ракета, и первая эстафета называется «Космическая ракета».
1. Эстафета «Космическая ракета».

На линии старта у каждой команды гимнастические палки (8шт.) и обручи (2шт.), схема ракеты. Участники команды по очереди берут один предмет и на линии финиша выкладывают ракету.
2. Эстафета «Бегом в ракету».

Дети проходят по кочкам - картонкам, сохраняя равновесие, в свою «ракету»..

Ведущий: Сегодня человек может находиться на орбите в космическом корабле очень продолжительное время, поэтому космонавтам необходимо много питания, воды и кислорода. Но в космическом пространстве не действует земное притяжение, все предметы становятся легкими как воздушный шарик, в космосе – невесомость. И в следующем испытании наши команды постараются справиться с невесомостью

3.Игра «Кто вперед надует шары»

Участвуют 5 человек от каждой команды. Детям предлагается по одному воздушному шару, которые они должны надуть. Чья команда сделает это вперед, та и выигрывает в данном задании.

4. Эстафета «Победи невесомость».

Каждый участник должен при помощи клюшки загнать воздушный шар в ведро.

Ведущий: Настало время показать командам свои знания о космосе. Следующий конкурс интеллектуальный.

5. Конкурс «Интеллектуальный»
1. Сколько планет входит в Солнечную систему?(8)
2. Все звёзды перемещаются по ночному небу, кроме одной. Она указывает, где находится север. Как называется эта звезда? (Полярная звезда)
3. Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. (Гагарин)
4. Сколько минут пробыл Ю.Гагарин в космосе? (108 минут)
5. В каком году был совершён запуск первого космического корабля с человеком на борту? (1961)
6. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

6. Конкурс «Шифровка».
Каждой команде предлагается расшифровать текст. Кто быстрее?
И А У П
С У С А
И М Т Е
Л У У Т
(И сила уму уступает.)
Из предложения исчезли гласные буквы. Кто быстрее восстановит текст?
КСМНВТ – ПРФСС РДК
(Космонавт – профессия редкая).

7.Космические аттракционы .

1) Кольцо Сатурна. Обычный глобус можно на время превратить в планету Сатурн, раскрасить его и укрепить на нём неподвижное кольцо. Из фанеры или плотного картона вырезаются и раскрашиваются 10 колец такого диаметра, чтобы они свободно набрасывались на макет Сатурна. Игроки бросают кольца по очереди с расстояния 3-4 метра.

8. Пролезь в кольцо . Два экипажа стоят параллельно друг другу. Против каждого лежит кольцо. По команде ведущего участник соревнования должен пролезть в кольцо и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее пролезут в кольцо

9.Веселые авиаторы . В этой игре участвуют все члены обоих экипажей.В трех метрах от них ставят стул передними ножками на линию, начерченную мелом на полу. По сигналу ведущего члены команд один за другими бегут к стулу, садятся и вместе с ним поворачиваются на 360,стараясь поставить стул на прежнее место. Какая команда быстрее это выполнит, та и будет победителем.

10. На шатающемся буме . Скамейку длиной несколько метров устанавливают на высоте 30-40см. от пола или земли. Две команды, по 7 человек в каждой, выстраиваются на концах скамейки. По сигналу ведущего они начинают передвигаться навстречу друг другу, сталкивая с бревна ближайшего противника. Свалившийся выбывает из игры. Победит тот экипаж, участнику которого удастся перейти на противоположный конец.

11. Весёлые космонавты . Против обеих команд на полу проводится черта длиной в 3 м. В конце черты рисуется круг. По сигналу ведущего члены команд бегут к центру круга. Достигнув его, поднимают правую руку вверх и, глядя на указательный палец, начинают кружиться пять раз. После этого бегут по черте обратно, стараясь не сойти с неё. Какая команда быстрее закончит соревнование, та и победит.

12.Конкурс капитанов . Участвуют капитаны. У каждого игрока в руках деревянный шарик или теннисный мяч. Каждый берёт свободный конец нити и начинает ею обматывать шар. Выигрывает тот, кто первый сделает обмотает мяч. Понятно, что длина нити должна быть соответствующим образом рассчитана,ее надо намотать целиком.

13. Кресло космонавта . Участники состязаний садятся в «кресла космонавтов» и, не покидая их, по команде должны собрать расположенные вокруг стула 10 предметов. Расстояние до них около полутора метров. Победителем будет тот, кто выполнит задание в кратчайший срок.

Ведущий. Следующий конкурс потребует от участников напрячь воображение. Представьте, что вы побывали в космосе и встретили там инопланетное существо, даже вступили с ним в контакт. Вернувшись из космического путешествия, вы, конечно же, расскажете об удивительной встрече с инопланетянином своим друзьям и даже нарисуете его портрет.
14. Конкурс «Портрет инопланетянина»
На стене для каждой команды вывешиваются по одному большому листу бумаги. Нужно сделать коллективный портрет инопланетянина. Члены команды договариваются между собой, кто какую часть портрета будет рисовать. По команде «Марш!» участники по очереди подбегают к листу, рисуют фломастерами одну из частей тела и возвращаются обратно. Побеждает команда, быстрее и оригинальнее выполнившая задание.
Ведущий. Космонавтам часто приходится решать самые сложные задачи, требующие не только знаний, но и находчивости, сообразительности.

15.Игра – эстафета «Что возьмем с собой в космос»

На стуле разложены два комплекта карточек с изображением предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик торт, фотография ребенка, будильник, колбаса. В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной карточке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.

IV. Подведение итогов игрового шоу . Жюри объявляет результаты, награждает победителей.

Конкурс эрудитов, посвященный Дню космонавтики «Шаг во вселенную»

Цели: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества; совершенствование навыков групповой работы.

Эпиграф : Две вещи поражают нас больше всего -

звезды над головой и совесть внутри нас...

Древняя мудрость

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.

Ведущий . Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное - появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей путем наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения - иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Н. Коперника или теория относительности А. Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.

Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.

Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли Вселенная расширяться вечно и многое другое.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.

II. Конкурс.

В конкурсе участвуют команды подготовленных учеников.

Задание 1. Вопросы из конверта.

Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросом из конверта. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит соперникам.

Вопросы:

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К. Э. Циолковский.)

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) —учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

2. Изобретатель первых советских космических кораблей? (С. П. Королев.)

Сергей Павлович Королев (1906-1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

4. Первый человек, покоривший звездное небо? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

5. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (108мин = 1 ч 48мин.)

6. Как назывался космический корабль, на котором IO. А. Гагарин совершил полет в космос? («Восток».)

7. Первая в мире женщина-космонавт? (Валентина Владимировна Терешкова.)

8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов.)

9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг.)

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле «Аполлон-11» осуществили посадку на Лупу. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл».)

«СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Space Shuttle — космический челнок) — многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль (США). Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней — «Колумбия», «Чел- ленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Эндевер».

«БУРАН» - воздушно-космический корабль многоразового использования (Россия). Выполнен по самолетной схеме типа «бес- хвостка» с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя «Энергия», спуск и посадка по «самолетному» режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.

11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер».)

12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

13. Самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход.)

Луноход — автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, — советский «Луноход-1» (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход «Ровер» (1971).

14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-1985 годах исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега».)

Задание 2. «Запиши ответ».

Ведущий задает вопросы, ответы на которые команды записывают на листках.

Вопросы:

1. Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их. (Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

2. Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу? (Меркурий.)

5. Планета, окруженная яркими кольцами? (Сатурн.)

7. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой - почти 200 °С холода? (Меркурий.)

8. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (Из римской мифологии.)

9. Естественный спутник Земли? (Луна.)

10. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы.)

11. Сколько воды в лунных морях? (Нет воды.)

12. Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее? (Взаимное притяжение тел, или тяготение.)

13. Какой ученый открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон.)

Исаак Ньютон (Newton) (1643-1727) - английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.

14. Кто обнаружил существование атмосферы у Венеры? (Михаил Васипьевич Ломоносов.)

15. Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник.)

Николай Коперник (Kopernik, Copernicus) (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли.

Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг.

16. Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория.)

17. Основной инструмент астронома? (Телескоп.)

18. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества? (Галилео Галилей.)

Галилео Галилей (Galilei) (1564—1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

19. Какого великого итальянского ученого, философа и поэта инквизиция сожгла на костре? (Джордано Бруно.)

Джордано Бруно (1548-1600) не был астрономом, а был философом. Он поразил всех смелой для своего времени новой картиной мироздания. Он решительно высказывался в защиту учения Коперника, что салю по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Бруно выдвинул головокружительную идею: Вселенная бесконечна, у нее нет, и не может быть единого центра, Коперник же, как и все астрономы до него, думал, что Космос замкнут «сферой неподвижных звезд», звезды — это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. Кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно многообразны и т. д. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю картину мира,

известную современникам. В тюрьме инквизиции Бруно провел долгие годы. От него требовали отречения от «еретического» учения. Смертный приговор был вынесен в 1600 году. Бруно, по обычаю инквизиции, был заживо сожжен на костре в Риме, на Площади Цветов. «Сжечь — не значит опровергнуть» — были последними словами осужденного.

20. Как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908 г? (Тунгусский метеорит.)

21. Космодром в Казахстане? (Байконур.)

22. Космодром в США? (Мыс Канаверал.)

Канаверал - мыс на востоке полуострова Флорида (США). Там находится Восточный испытательный полигон с Космическим центром имени Джона Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и запуски космических кораблей.

23. Кому принадлежат слова: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна...»? (М. В. Ломоносову.)

24. Звезд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется - их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000.)

25. Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как, находясь на открытой местности, видно ровно половину звездного неба.)

26. Чем вызвано мерцание звезд? (Движением воздуха в атмосфере.)

27. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующих своеобразный узор? (Созвездие.)

28. Сколько на небе созвездий? (88.)

29. С помощью какой звезды находят стороны света? (С помощью Полярной звезды.)

Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева — запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суше и на море.

30. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы.)

31. Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы? (Семь.)

Ведущий . Почти с каждым созвездием связана какая- нибудь древняя легенда или миф. Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.

О созвездиях Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери в присутствии нереид - мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Персей.

Задание 3. Домашнее задание «Легенды и мифы звездного неба».

Оценивается оригинальность, содержательность выступления, оформление и т. п.

Задание 4. «Выдающихся людей надо знать в лицо».

Перед вами портреты людей, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества. Среди них и наши соотечественники. Вам необходимо назвать их имена.

Ответ: 1. Н. Коперник. 2. Г. Галилей. 3. И. Ньютон. 4. М. В. Ломоносов. 5. К. Э. Циолковский. 6. С. П. Королев. 7. Ю. А. Гагарин. 8. Н. Армстронг. 9. В. В. Терешкова.

Задание 5. «Кто быстрее».

Ведущий задает вопросы, отвечает та команда, представители которой первыми поднимут руку.

1. Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус.)

2. Думаю, вы знакомы со словосочетанием «знаки зодиака», а что же означает в переводе с греческого «зодиак»? («Пояс зверей».)

3. Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.)

В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.

4. Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии. (Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан).)

9. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы.)

10. Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас.)

11. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль.)

12. Какой вид имеет траектория движения кометы? (Орбиты комет - вытянутые эллипсы, близкие к параболам.)

Кометы (от греч. kometes, букв. — длинноволосый) — тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, па значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром, которое представляет собой ледянистое тело - конгломерат замерзших газов и частиц пыли. Хвост кометы состоит из улетучивающихся из ядра под действием солнечных лучей молекул (ионов) газов и частиц пыли, длина хвоста может достигать десятков млн км. Наиболее известные периодические кометы — Галлея (период около 76 лет), Энке (период около 3,3 года).

13. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно «заморозили»? (Полет на Марс в начале XXI века.)

Задание 6. «Найди соответствие».

В 1919 году, приняв за основу Международную систему часовых поясов (поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса) и существовавшие тогда административные границы, на карту РСФСР были нанесены часовые пояса от II по XII включительно. Затем в 1980 году Совет Министров СССР принял постановление «О порядке исчисления времени на территории СССР». Сохранив Международную систему деления на часовые пояса и по возможности существующие границы межчасовых поясов, постановление внесло ряд существенных изменений и утвердило заново составленный перечень республик, краев, областей, автономных округов и районов СССР, отнесенных к соответствующим часовым поясам. Такое деление, несмотря на распад СССР, сохранилось до сих пор.

А. Найдите соответствие между территориями и часовыми поясами.

Территория

Часовой пояс

Норвегия, Швеция, Польша, Италия, Австрия, Дания и др.

Амурская, Читинская области, Филиппины и др.

Чукотский автономный округ (Анадырский, Беринговый, Шмидтовский районы и др.)

Великобритания, Ирландия, Франция, Бельгия, Испания, Португалия и др.

Омская, Тюменская области, Киргизстан, Таджикистан и др.

Якутия (Верхоянский, Усть-Майский и др. районы), Приморский, Хабаровский края, Япония, полуостров Корея и др.

Калининградская, Московская, Курская, Мурманская области, Карелия, Белоруссия, Латвия, Украина и др.

Бурятия, Эвенкийский автономный округ, Иркутская область, Вьетнам, Таиланд и др.

Тува, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Томская области, Бирма, Бангладеш и др.

Камчатская область, Чукотский автономный округ (Билибинский, Чаунский районы)

Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Пензенская, Воронежская области, Дагестан, Татария, Чувашия, Азербайджан, Грузия, Ирак, Израиль и др.

Сахалинская область. Курильские острова, Якутия (Верхнеколымский, Оймяконский и др. районы)и др.

Курганская, Пермская, Оренбургская области, Туркменистан, Афганистан, Оман и др.

Ответ: 1-1.2- VIII. 3 - XII. 4 - 0. 5 - V. 6 - IX. 7 - II. 8 - VII. 9-VI. 10-XI. 11 -III. 12-Х. 13-IV.

Солнце ежегодно перемещается по эклиптике (эклиптика - путь видимого годичного перемещения Солнца на фоне звезд), пересекая 13 созвездий. Но, исходя из практических нужд, астрономы сочли целесообразным разделить путь Солнца не на 13, а на 12 частей, объединив созвездия Скорпион и Змееносец в единое целое под общим названием Скорпион. Таким образом, таблица зодиакальных созвездий содержит 12 знаков.

Б. Найдите соответствие между созвездиями и символами, которыми они обозначаются.

Ответ: 1-10. 2-6. 3-11.4-1.5 - 12. 6- 5. 7-9. 8 - 2. 9-7. 10-8. 11 -3. 12-4.

Задание 7. Аукцион космических терминов.

Назовите термин и поясните, что он обозначает.

Задание 8. Астрономический кроссворд.

Задание 9. Аукцион эпитетов к слову «небо».

Эпитет - это яркое определение, создающее живое представление о предмете.

III. Подведение итогов.

Жюри оценивает выполнение каждого задания.

После итоговых результатов конкурса эрудитов определяется команда-победитель.

Вручаются призы (по возможности).