Рекомендации для родителей по математическому развитию детей третьего года жизни. Рекомендации по развитию дошкольников для родителей Рекомендации родителям по развитию математических способностей дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ №21

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Нужна ли вашему малышу, который только учится говорить, математика ? Многие из нас сводят такую многогранную и многоликую науку, как математика, к одному из ее разделов – арифметике. А между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать окружающий мир. А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Лучше всего развивать детский интеллект в повседневных играх и занятиях.

Что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно, игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут вам легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если вы будете почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют крохе свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы. Если вы предложите малышу угостить зайчика красным печеньем (красные «кирпичики» из конструктора), а мишку – синим или подобрать к открытым фломастерам нужные колпачки, постепенно кроха научится различать цвета. А многократно собирая пирамидку или матрешку, малыш усваивает понятия «большой - маленький» и учится соотносить предметы по величине. Стоит отметить, что прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое «одинаковые». Ищите вместе с крохой одинаковые кубики в россыпи строительного набора и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы из коробочки для рукоделия и выкладывайте из них узор, находите1 3 одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций. Будет кстати и игра «парочки», в которой нужно находить одинаковые картинки.

Учить цифры с малышом не обязательно. Заблуждаются те мамы и папы, которые, выучив с сыном или дочуркой названия цифр или механически заучив количественный счет, утверждают, что их кроха умеет считать. Мышление у малыша до трех лет конкретное. Это значит, что он плохо воспринимает абстрактные символы, вроде букв и цифр. Для него цифры – ничего не значащие закорючки, которые мама называет «три» или «семь». Поэтому учить считать малыша нужно на конкретных предметах. И связывать счет именно с конкретными яблоками, мячиками, конфетами или машинками. Самое важное для малыша– это осознание количества, четкое понимание, что не зависит это понятие ни от размеров объектов счета, ни от их формы или цвета. Многократно пересчитывая вместе с мамой окружающие предметы, малыш, в конце концов, поймет, что последняя названная при пересчете цифра и равна количеству. Для маленького человечка это очень важное и непростое открытие. И только тогда, когда малыш научится считать в пределах десятка абсолютно осознанно, понимать, «чувствовать» количество, можно потихоньку переходить на абстрактные цифры. Обычно это происходит примерно к трем годам. Не навязывайте малышу то, что в силу возрастных особенностей он не сможет понять и полноценно усвоить.

Считать можно все что угодно. Если малышу это интересно, используйте для счета любой подходящий повод: пересчитывайте ступеньки на лестнице, тарелки и чашки на столе, игрушки в коробке, книжки на полке. Для самых маленьких математиков важно четко усвоить понятия «один», «два» и «много». Дальше на этот стержень легко нанижется и остальной количественный счет. Не забывайте обращать внимание крохи на то, что у него две ножки, а значит, нам нужно два носочка, чтобы на эти ножки надеть.1 4 Собираясь на прогулку, предложите малышу такую игру. Выложите перед ним несколько носочков и попросите взять столько, сколько нужно для его ножек. А потом пусть проверит себя, натянув носки. Хватило ли? Не осталось ли лишних? Предлагайте малышу не просто пересчитывать предметы, а сопоставлять их количество. Если малыш с удовольствием считает, не нужно умышленно тормозить его развитие, подстраиваясь под «средние» нормы. Но не стоит и форсировать события. Только тогда, когда малыш будет хорошо считать в пределах пяти и четко отличать на глаз, без пересчитывания, скажем, две конфеты от четырех, переходите к счету в пределах десятка. А выходить за первый десяток раньше трех лет вообще не стоит. Хорошими помощниками в овладении счетом станут всевозможные настольные игры: лото, домино. Дети вместе с игрой легко осваивают счет.

Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика. Например, промаршируйте по комнате сначала на счет «раз-два», затем на счет «раз-два-три», а после и «раз-два-три- четыре». Попросите малыша на счёт поднимать и опускать руки, разводить их в стороны, прыгать на двух ногах, приседать, наклоняться вперед или в стороны. Во время игры с мячиком бросайте или катите его по полу друг другу, называя числа. То есть вы бросаете и говорите: «Один!». Малыш бросает мячик обратно и называет: «Два!». Поиграйте с ребёнком в «математический» вариант игры «холодно-горячо». Спрячьте в комнате игрушку, и пусть малыш попробует ее отыскать, выполняя ваши словесные инструкции: «Два шага вперед, один шаг влево, ниже, выше и т.п.».

Для самых маленьких математиков изучение геометрических фигурок можно превратить в веселую игру. Используйте самодельные и покупные игры с геометрическими фигурами. Находите вокруг предметы похожей формы, называйте их.

Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое простое, что можно придумать, это считать определенные встречные1 5 предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше: двухэтажный или дом в 16 этажей? Почаще проговаривайте, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего – четыре. Так постепенно освоим и состав числа. Предложите малышу на сегодняшней прогулке отыскивать «все, чего по два». Это непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами, но постепенно и ребенок поймет смысл игры и будет вам помогать. У людей по две ноги, вот две синие скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. В следующий раз ищите предметы, которых по три, четыре, пять… Если малыш уже знает цифры и их порядок, вам подойдет игра с номерными знаками автомобилей. Внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый-тонкий», «высокий-низкий». Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое. Везде, где это возможно, сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти понятия.

Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, – ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. В сказке «Три медведя» и медведей можно посчитать, и о размере1 6 поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка. Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10. Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, «Котята» С. Михалкова или «Веселый счет» С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п.

Можно обучать малыша и самым простым логическим операциям. Например, простейшая классификация: почаще используйте названия групп предметов: на кухне это посуда, в детской – игрушки, в прихожей – одежда, обувь, головные уборы и т.п. Повторяйте, собираясь на прогулку: «Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку – это одежда». Напоминайте, убирая в комнате: «Давай уберем на место мишку, зайку и машинку – игрушки». Попробуйте поиграть в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака: постройте из кубиков домик в котором будут жить только собачки. Когда ребенок освоит сортировку по одному признаку, усложните задание: отбирайте только больших собачек или только маленькие машинки. Можно придумать бесконечное множество вариантов. Универсальными будут геометрические фигуры трех размеров и четырех цветов. Из них можно подбирать самые разнообразные комбинации: только1 7 фигурки с углами, без углов, одновременно большие и желтые, все маленькие, не круглые и не красные и т.п. С подобным дидактическим материалом хорошо осваивать и счет. Ведь в каждом домике может жить определенное количество жильцов. И они могут ходить друг к другу в гости. А значит, количество жильцов будет то уменьшаться, то увеличиваться. Одним словом, возможности малышовой математики поистине безграничны. И нужно всего лишь чуть-чуть терпения и выдумки, и сложные на первый взгляд вещи станут для ребенка простыми и понятными. Будьте внимательны к малышу, не навязывайте собственного мнения, а относитесь к его мыслям и рассуждениям с пониманием и уважением. И всегда помните, что радость от решения непростой задачи, желание самостоятельно докопаться до истины для малыша куда важнее умения считать до ста в три года или знания наизусть таблицы умножения.

Литература

1. Ильяшенко Юлия. «Математика малышам» » [Текст]/ Юлия Ильяшенко// «Мама и малыш» 2007г.- №4- С. 37-39.

2. Метлина Л. С., Математика в детском саду. [Текст]/ Л. С. Метлина, - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]// Под ред. М.А. Васильевой.- - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

ИГРЫ

«Цепочка примеров»

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметиче-ский пример: 3 + 2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо про-извести действие с числом, являющимся ответом в первом приме-. частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше иг-роков.

«Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При деле-нии детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

«Назови число»

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры . Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отга-дать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к резуль-тату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

«Сколько взять конфет?»

Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результа-том.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке ле-жат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наи-меньшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказа-лись хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3). Задача реша-ется путем логического размышления.

«Цепочка примеров»

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество кар-точек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречают-ся в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности бе-рет" карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначен-ное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на ме-сто, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Определение уровня готовности к обучению математике

Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку можно задать следующие вопросы и попросить выполнить такие задания:
- Сейчас утро или вечер?
- Что бывает раньше - утро или день?
- Покажи правую руку.
- Что находится слева от тебя?
- Какой из этих предметов лежит посередине? Какой - наверху? Что лежит внизу?
- Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
- Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
- Назови цифры на карточках.
- Продолжи счет 1,2,3…
- Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
- Что больше 7 или 4, 2 или 5.
- Реши задачи:
1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
- Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Сложи прямоугольник из двух треугольников.

Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются.

На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» - «меньше», «выше» -«ниже», «дальше- ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете - поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых можно наглядно показать, как отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.

Развитие логического мышления и внимания

Какие упражнения существуют для развития мыслительных операции?

Для развития мыслительных операций существуют следующие упражнения, которые можно рекомендовать каждому родителю, работающему со своим ре-бенком.

1.Обобщение.

Разложите перед малышом картинки с рисунками предметов или предметы. По-просите его назвать одним словом разложенные предметы, например: огурец, лук, помидор — это овощи; или: стрекоза, муравей, бабочка — это насекомые и т. д.

2.Исключение лишнего предмета из ряда других методом сравнения двух и более предметов.

Спросите у малыша, чем отличается, например, книга от тетради. Разложите книги и положите среди них тетрадь. Пусть найдет лишнее.

3.Сортировка картинок или предметов.

4.Ассоциативное мышление.

Предложите малышу узнать предмет по описанию, по заданным признакам. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например, что описывается в следующих загадках: «Сам алый, сахарный, кафтан зе-леный, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук) и т. д.

5.Установление причинно-следственных связей.

Разложите перед малышом картинки в соответствии с последовательностью сю-жета. Предложите составить рассказ по картинкам.

6.Выделение признаков предметов.

Предложите малышу назвать, например, признаки треугольника, квадрата, пря-моугольника и т. д.

  • Сухоносова Ксения Александровна , студент
  • Угрюмова Ирина Ивановна , студент
  • Ставропольский государственный педагогический институт
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • РОДИТЕЛИ
  • РЕБЕНОК
  • ДОШКОЛЬНИК
  • МАТЕМАТИКА

В статье дано представление о важности использования игровых приемов родителями по формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Разработаны рекомендации для родителей по использованию игровых приемов в повседневной жизни для математического развития детей.

  • Педагогические условия в формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Информационное моделирование предметной области деятельности специалиста
  • Консалтинг образования в условиях сельской социальной среды
  • Проблемы адаптации первокурсников в студенческой среде вуза

В процессе освоения детьми окружающего мира и приобретении знаний одним из главных направлений познания является математика. Это определяется необходимостью развития мышления и интеллектуального уровня ребенка, ежедневным использованием математики в быту , подготовкой к обучению в школе. Познание детьми математики и развитие соответствующих способностей должно осуществляться не только в дошкольных образовательных организациях (ДОО), но и в семье.

Детская память избирательна. Они запоминают лишь ту информацию, которая вызывает у них эмоциональный отклик. Как бы взрослый не настаивал, ребенок, вряд ли запомнит что-то неинтересное и скучное . Поэтому, чтобы обучение математике не стало скучным занятием для ребенка необходим творческий подход.

Продуктивность процесса обучения можно повысить путем организации практической и игровой деятельности с учетом создания таких условий, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся основой для решения конкретной практической задачи, а потому усваиваются легче и быстрее.

Многие специалисты, анализируя современную ситуацию состояния обучения дошкольников, приходят к выводу о необходимости организации процесса познания в играх. Очевидные плюсы использования игры в обучении – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе является немаловажным элементом повышения продуктивности обучения, но так же с ее помощью активно развиваются внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом .

Играя, дети действуют на пределе сил преодоления трудности, при этом столь высокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения, что объясняется повышенным уровнем мотивации к нахождению решения поставленной задачи. Высокая степень активности, эмоциональная окрашенность игры способствуют и высокой степени вовлеченности участников. Всем этим и объясняется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций .

Можно выделить следующие особенности игры для развития дошкольников:

1. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, следовательно, это наиболее доступный метод взаимодействия с детьми.

2. Игра является эффективным средством формирования как личности дошкольника в целом, так и его морально-волевых качеств в отдельности.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Процесс игры способствует формированию всех сторон личности ребенка, что может привести к значительным изменениям в его психике.

5. Игра выступает важным средством умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

Педагогам и родителям для воспитания у детей интереса к процессу познания, к самостоятельному поиску решений, к преодолению трудностей при обучении основам математики необходимо определить формы и методы работы с детьми в данном направлении.

На этапе определения форм и методов работы с детьми по формированию элементарных математических представлений некоторые родители могут испытывать затруднения в связи с недостаточным уровнем знаний о многообразии форм и методов.

На основе изученного нами материала , мы разработали рекомендации для родителей по выбору методов и форм работы с ребенком по формированию элементарных математических представлений.

В процессе формирования элементарных математических представлений уместно использовать дидактические игры, которые включаются в качестве учебного задания или упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.

В формировании у детей математических представлений уместно использовать занимательные по форме и разнообразные по содержанию дидактические игровые упражнения. Их отличие от стандартных учебных заданий и упражнений заключается в необычности постановки задачи (найти, догадаться), неожиданности преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя .

Игровые упражнения отличаются от дидактической игры, как правило, по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли взрослого. Они, обычно, не включают в себя такие структурные элементы дидактической игры как: дидактическая задача, правила и игровые действия. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит взрослый, дает задание, контролирует ответ, но дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Также при формировании математических представлений у дошкольников родителям рекомендуется использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Не смотря на все многообразие игр, их центральной задачей должно быть развитие логического мышления, умение устанавливать простейшие закономерности, например: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Еще одной проблемой, возникающей при стремлении родителя способствовать формированию элементарных математических представлений у ребенка, является ограниченность свободного времени. Для решения подобного рода трудностей не обязательно специально выбирать свободное время для занятий и игр с ребенком. Элементы игровых или обучающих заданий можно включать в беседу по дороге в детский сад, дома на кухне, когда одеваетесь на прогулку, на самой прогулке и т. д. Поскольку программные задачи по математике для детей дошкольного возраста объединены в блоки: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени», то формированию и развитию этих понятий необходимо уделить внимание родителям в повседневной жизни ребенка.

В жизни нас окружает множество предметов, с помощью которых, детям будет просто и интересно усваивать, закреплять понятия. Например, за ужином, стоит обратить внимание детей на форму окружающих предметов, их количество: тарелки круглые, тарелок четыре, скатерть прямоугольная, часы круглые и т.д. После изучения формы предметов предложить задания, например: какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет, найди предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Расставляя на столе посуду можно спросить: «Сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут ужинать 3 человека?». Задать вопросы о положении предметов, например: «С какой стороны относительно тарелки лежит ложка (вилка)?».

Когда есть фрукты на столе можно отрабатывать понятия количество и счет. Например, спросить ребенка чего больше: яблок или груш? Как сделать так, чтоб яблок и груш стало поровну. Если количество фруктов такое, что ребенок не может сосчитать, то объяснить или напомнить ему: ответить на вопрос необходимо путем попарного сопоставления.

Нужно стремиться, чтобы ребенок в повседневной жизни употреблял слова, характеризующие параметры величины предмета: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий. На прогулке или по дороге в детский сад следует обращать внимание детей на размеры деревьев, задавать вопросы о том, какое из них выше (ниже), толще (тоньше); на дома, какие из них выше, какие ниже, какие короче, какие длиннее; на дорогу, тротуар, что уже, что шире.

Во время чтения художественной литературы родителям следует обращать внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями детей. Например: у жирафа длинная шея, у зайца короткий хвост; у собаки четыре лапы; у козы рога меньше, чем у оленя.

Когда дети начинают знакомиться с цифрами, необходимо обращать внимание на цифры, которые окружают их в повседневной жизни и ситуациях. Например: на циферблате часов; календаре; телефоне; номерах домов, квартир, почтовых ящиков, общественного транспорта; деньгах и т.п. Целесообразно приобрести ребенку игру, где задействованы цифры, например, «Пятнашки». По дороге в детский сад, домой, магазин можно поиграть «Кто больше найдет цифр в окружении?», «Какое число пропущено?» и т.п.

В непосредственной обстановке на кухне можно ребенка познакомить с понятием «объем» (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Таким образом, в непосредственной обстановке, уделив немного времени, родители могут отработать с ребенком многие математические понятия, способствовать их лучшему усвоению, поддержать и развивать интерес к математике. Также необходимым условием, обеспечивающим продуктивность обучения, является творческое отношение родителей к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, повторение игр с усложнением.

Список литературы

  1. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
  3. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2010.
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 1988.

Шарифгалиева Айгуль Талгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Рекомендации для родителей по математическому развитию в старшей группе
Дата публикации: 22.09.2016
Раздел: дошкольное образование

«Рекомендации для родителей по математическому развитию детей в старшей группе». Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич). И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умение сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений способствует успешной адаптации детей к условиям школы. На шестом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Детям уже свойственно стремление выполнить задание и получить за это положительную оценку. Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада проводится по занимательному сюжету в виде путешествия. В представленном занятии подобраны задания, при решении которых требуется умение логически мыслить, развивает фантазию, смекалку, воспитывает интерес к математике. В старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета.  Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).  На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5.
 В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также другие предметы, сравнивают целое и части.  Большое внимание уделяют формированию пространственных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин. Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов.  Дети запоминают названия и последовательность дней недели.