Воспитательная система ш а амонашвили. Проблема воспитания мысли. Суть наказания - не в том, чтобы отомстить ребёнку

Ректором Академии является профессор Шалва Александрович Амонашвили.

Он доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства».

Награждён медалями: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Шалва Александрович автор следующих книг:

  • «Педагогическая симфония» («Здравствуйте, дети!» «Как вам живётся, дети?», «Единство цели»);
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
  • «В школу с шести лет»;
  • «Размышления о гуманной педагогике»;
  • «Школа Жизни»;
  • «Вера и любовь»;
  • «Исповедь отца сыну»;
  • «Письма к дочери»;
  • «Баллада о воспитании»;
  • «Истина Школы»;
  • «Без сердца что поймём?»;
  • «Спешите, дети, будем учиться летать!»
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»

Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.

Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

Краткая биографическая справка

Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1985 году был избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Краткая биография

Амонашвили Ш.А. – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии. Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

Шалва Александрович родился в $1931$ году в Грузии в городе Тбилиси. Амонашвили окончил Тбилисский университет и стал членом НИИ педагогики Грузии, где и проработал до $1991$ года.

В $1958$ году он закончил аспирантуру, а в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.

В $1961$ году началось первое в качестве эксперимента внедрение его разработок в тбилисской «Школе радости » с шестилетними детьми. Целью эксперимента было воспитание гармоничных членов общества. Начиная с $1964$ года, Шалва Александрович участвовал и руководил экспериментом по внедрению педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» во многих школах Грузии.

В $1972$ году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

В $1980$ году Амонашвили стал профессором Московского педогогического университета. С $1987$ года по совместительству занимает должность гендиректора экспериментального НПО Министерства образования Грузии.

С $1993$ года он активно включился в проект «Школа $2100$». Но ВНИК закрыли, а разработки остались не нужными, при этом основа будущих изменений в образовании была положена.

С $2001$ года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.

Гуманная педагогика Амонашвили

Замечание 1

Амонашвили стал первым педагогом-новатором, провозгласившим педагогику сотрудничества, синтезировавшим педагогический опыт предшественников и современников. Педагогика Амонашвили не надламливает ребенка, не изменяет, а полностью принимает.

Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:

  • любовь к ребенку;
  • очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
  • проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.

В результате использования данных принципов педагог начинает чувствовать детей, а у детей рождается доверие к нему. Соответственно, педагогический процесс становится эффективным, так как ученики уверены, что всегда смогут получить ответ на заданный вопрос. Ответ педагога затрагивает глубинные чувства детей и стимулирует у них интерес к явлениям действительности. Это самый надежный путь к саморазвитию и многостороннему познанию ребенка.

Амонашвили полагает, что эффективность воспитания и обучения полностью зависит от личности педагога, который должен:

  • понимать детей и их позицию, быть снисходительным;
  • верить в результат и быть деятельным оптимистом;
  • обладать лучшими личностными качествами.

При выполнении этих условий ребенок превращается в соратника в процессе своего воспитания, а учитель является проводником между духовностью и ребенком.

Гуманность по отношению к детям, вера в них провоцируют детское саморазвитие. Дети вступают в сотрудничество с педагогом, а он в свою очередь их энергию направляет на эффективное познание.

Амонашвили придерживается мнения, что нет отстающих детей. Их надо просто любить, а воспитанием с ними заниматься в подходящей духовно-нравственной среде, создаваемой учителем.

В школах Шалвы ставятся следующие задачи:

  • подтолкнуть ребенка к культурному саморазвитию;
  • сделать занятия познавательными, развивающими коммуникацию, позволяющими детям взрослеть;
  • перенаправить умело энергию детей на занятия;
  • постоянно подстегивать детский познавательный инстинкт.

В его школах отсутствует оценочная система, унижающая достоинство ребенка. Детские успехи не сравнивают. Ребенок соревнуется исключительно сам с собой и с собственными достижениями. В результате этого исчезает соперничество, которое заменяется взаимопомощью и взаимовыручкой. Дети учатся радоваться чужим успехам.

Учеников в таких школах привлекают к выстраиванию учебного процесса. Ребята сами составляют задания, пишут собственные учебники и организуют уроки. Познание проходит на добровольной основе и высочайшем духовном уровне. В процессе обучения педагог-гуманист не просто дает знания, а помогает в освоении моральных и духовных ценностей общества, в понимании целостности взрослой жизни и жизни ребенка.


По конспектам выступлений Шалвы Александровича Амонашвили, доктора психологических наук, почетного члена Российской Академии образования, руководителя Лаборатории Гуманной педагогики (Москва, РФ) на семинаре, который состоялся 7 - 11 ноября 2000 года в г. Алматы.

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной не только для педагогов.

Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 3 «Принципы государственной политики в области образования» одним из основных принципов является гуманистический и развивающий характер обучения. В статье 8 «Задачи системы образования» среди приоритетных названы задачи развития творческих, духовных возможностей, основ нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Полноценная реализация этих принципов и задач требует нового педагогического мышления - «гуманного педагогического мышления». Так определил педагогическую концепцию Ш. А. Амонашвили, педагог, профессор, популяризатор идей гуманной педагогики. Идеями Гуманной педагогики необходимо пронизывать Казахстанскую модель образования.

Ш. А. Амонашвили - педагог-практик. В 1960-х годах в Тбилиси была организована экспериментальная школа № 1, где существовала лаборатория экспериментальной дидактики, где работали талантливые учителя и где подбор кадров осуществлялся не по наличию диплома, а по желанию работать творчески, всего себя отдавать делу.

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

Вера в возможности ребенка;
. раскрытие самобытной природы в ребенке;
. уважение и утверждение его личности;
. направление его на служение добру и справедливости.

Современные понятия школы, как учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, уже не отвечает требованиям нового века.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Слишком велик, будет вред для всех нас. Современные технологии - опасный инструмент в руках безнравственных.

Об авторитаризме современной педагогики.

Современная педагогика ограничена и ограничивает проявления детей.

Спросим себя об отстающих и неуспевающих учениках: «Все ли мы сделали по отношению к ним?»

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

В некоторых школах приём детей осуществляется методом отбора через тестирование. Это порочный путь, путь посягательства на права ребенка, своеобразная педагогическая сегрегация, нарушение этических норм. Все это непременно отзовется в обществе нежелательными последствиями.

Нельзя одаренных детей отлучать от жизни, изолировать. Нельзя создавать школы для одаренных детей. Одаренность надо беречь в той среде, в какой она возникла.

Гений, если это гений, состоится в любых условиях, ибо это его задача (миссия) в жизни (вспомним Ломоносова).

Диктатура - разрушительная сила.

Современная педагогика не любит шалунов. Следовательно, она вырождается.

Методики выхолащивают педагогику. Наступает время, когда методики должны возвыситься до педагогики.

Необходимо изменить личность учителя. Учитель должен быть героем.

Допущения.

Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» - говорит Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.
И далее следующие допущения.
2. Следовательно, реально существует душа.
3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.
4. Земная жизнь - это возможность для восхождения души.
5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений - каждый ребенок в этой жизни - уникальное явление.

Тело - это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу».

Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин - это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я - пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Ребенок - это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела.

Гуманная педагогика. Определение. История вопроса.

Основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются:

Сухомлинский,

Макаренко,

Песталоцци,

Ушинский,

Каменский,

Выгодский,

Вернадский,

Узнадзе, и другие.

Каждый из них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась не на науку, а на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное Учение.

Все они излагали свои мысли о педагогике в форме рассуждений, размышлений; иногда - в форме литературных произведений (например, Корчак - в романе «Когда я стану маленьким», Макаренко - в «Педагогической поэме»).

В современной педагогике появилась тенденция онаучивать проблемы, а это не всегда полезно.

Педагогика есть высшая форма человеческого сознания.

Педагогика - это мудрость.

Педагогика - это субъективная действительность.

Педагогом рождаются.

Важно мировоззрение педагога, его видение мира.

В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Каменскому - ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. Сухомлинский сформулировал эту мысль так: «В бездуховном обществе не состоится воспитание ребенка».

Педагогика - величайшее искусство в мире.

Для каждого ребенка своя педагогика.

Нельзя технологизировать педагогику. Нельзя технологизировать отношения сердец.

Технология выхолащивает суть педагогики. Нужны учителя, которые проявляют подвиг. Необходимо возвышаться до уровня ребенка. Гуманная педагогика - подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов.

В педагогике никто не имеет быть мерою для другого. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Если в учителе нет духовности и нравственности, он не сумеет воспитать это в учениках. Педагогика - мера всех наук. Все науки подчиняются педагогике. Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих.

Педагогический процесс - это Вы, Ваше настроение, Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем, поиски ведет сам человек. Но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика - самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу.

Принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно.

Все науки служат педагогике. Не нужны науки, которые ломают судьбы детей. Гуманная педагогика - педагогика самопожертвования, педагогика духовно устремленных элитарных педагогов. Пламя гуманной педагогики сожжет авторитарную педагогику. Гуманная педагогика не вмещается в слова. За словами всегда стоит суть, которую нужно понять. Каждому учителю необходимо иметь свой собственный, внутренний, духовный мир, который породит вашу личную гуманную педагогику.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Жизнь это шанс - не упусти его.

Жизнь это красота - удивляйся ей.

Жизнь это мечта - осуществи её.

Жизнь это тайна - разгадай её.

Жизнь это трагедия - выдержи её.

Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.

Дети не готовится к жизни - они в ней живут.

Утверждайте в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые (дорисовывайте ребенка) - ты добрый, ты умный и т.д. Ребенок стремится к той модели, которую дорисовал учитель. У Шаталова эта мысль обозначена как принцип «соленого огурца» (если в банку с солеными огурцами поместить свежий, он обязательно станет соленым).

Ведите нумерацию уроков от первого в первом классе.

Отмечайте юбилей урока № 1000. Это праздник. К нему готовятся, приглашают гостей. На доске эпиграфы - мудрые мысли. Например: «Ты человеком родился. Но человеком должен стать». (Сухомлинский).

На доске размещайте большое количество задач - сложных, более сложных.

Большую часть из них дети не успевают решить за урок. Но они стремятся к их решению.

Мысль детей направляйте к трудному и преодолению его. (Эта задача трудная, но она решаемая).

Отправьте, например, ученика 2-го класса на урок в 4-ый класс, посмотреть, что там происходит. А потом предложите рассказать.

Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится. (Сухомлинский). Поэтому, учитель ищет секрет общения с ребенком и затем входит в его внутренний мир.

Педагогические принципы.

Необходимо организовать окружающий ребенка мир и педагогический процесс так, чтобы:

1. ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;
2. познавал себя как человек;
3. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию;
4. находил общественный простор для развития своей истинной природы;
5. личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами;
6. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.

Для реализации этих принципов у учителя должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной.

О природных качествах ребенка (страсти).

Ребенок = дух + тело.

Тело - носитель многих богатств, было создано природой мудро и создавалось долго. Тело - инструмент для души. Каждым ребенком владеют природные силы, которые мы назовем страстями. Эти страсти владеют ребенком. Ребенок их пленник. Но он хочет быть их пленником. Эти природные силы влекут ребенка к взрослению.

Обозначим три из них: (возможно, их больше)

1. Страсть к развитию (к познанию).
2. Страсть к свободе.
3. Страсть к взрослению.

Сразу же следует отметить, что знание и развитие - разные понятия. Знать - не значит быть развитым.

Страсть к развитию.

«Если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных им условий, то они остаются на уровне животных» - так утверждал выдающийся современный психолог Леонтьев.

Таким образом, дети должны развиваться в обществе и общество должно обязательно создавать для них необходимые условия.

Французский ученый, этнограф Вилар из одной своей экспедиции привез девочку, сироту из племени гуакиилов. Девочке было два года. Удочерил её, она росла в его семье, её любили.

В 1958г. эта девочка закончила Парижский Университет, стала профессором этнографии, знала 5 языков.

Другой случай. В Индии, в джунглях были найдены две девочки, воспитывавшиеся в семье волков. Старшей к тому времени было 12 лет. Она смогла освоить несколько слов, научилась ходить, но когда требовалась быстрота передвижения - она становилась на четвереньки.

Девочку эту воспитывали хорошие педагогики, но она не стала полноценным человеком.

Младшая не выжила в человеческих условиях - умерла.

Обе девочки были европейской белой расы.

В каждом ребенке заключены способности, возможности (психология называет их функциями)

Сколько их - мы не знаем. Знаем только о некоторых из них - речь, умение ходить, память, мышление.

Следует отметить, что у биологических возможностей существуют пределы развития. У духовных возможностей пределов к развитию нет.

Развитие - это движение функций к своему биологическому пределу. Развитие происходит само собой, а также с помощью окружающих взрослых и педагогов.

Законы развития.

1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. Например, в 1 сек. можно взять только 7 раз одну ноту на клавиатуре.

У каждого человека существуют свои собственные (биологические) границы памяти, скорости мышления, скорости реакции на внешние раздражители, особенности речевого аппарата, двигательного аппарата, индивидуальная скорость окислительно-восстановительных реакций в организме, а, следовательно, потребности в отдыхе, сне и т.д.

Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях. Менее одаренный природой человек может стать более развитым, чем более одаренный, развитием которого никто не занимался.

2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди.

Развивающий процесс может быть экспансивным, т.е. приглашающим. Иллюстрация к этому - система выдающего ся советского психолога Занкова, одного из создателей теории развивающего обучения. Он впервые доказал, что обучение не развивает ребенка. ЗУН не есть развитие. Дети могут много знать, но оставаться неразвитыми.

Принципы обучения по Занкову.

Обучение на высоком уровне трудностей.
Ускорение темпа обучения.
Усиление роли теоретических знаний в обучении.

3. Развитие происходит только в преодолении трудностей.

Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Создавать условия, чтобы ребенок догадывался.

Тренировать наблюдательность - зрительную, сердечную.

4. Развитие происходит в ребенке по календарным срокам.

Если функция была не развита в положенные календарные сроки, то она отмирает, или становится слабо развитой.

Пример - развитие функции речи.

Зарождается еще в утробе матери. Задача воспитателей - успеть развить функцию в календарные сроки. Если не сегодня, то никогда!

Функция речи развивается только до 9 лет. Далее остается только речевой аппарат. При благоприятных обстоятельствах функция может быть поддержана еще 1-2 года, не более. А ведь развитие речи, это не просто уметь говорить, это - речевое воспитание, цель которого не просто обогащение словаря, а воспитание нравственности, характера, привычек, умения думать и т.д. С помощью речи проявляется внутренний мир человека.

Способность воспринимать язык искусства формируется параллельно развитию функции речи и в те же календарные сроки. Если до 9-летнего возраста мы не разовьем в ребенке способность воспринимать и понимать язык искусства, мы можем лишить его навсегда возможности понимать высшие достижения Культуры.

Нельзя насиловать развитие функции, но надо создать условия для её развития.

Любая последующая функция опирается на предыдущую.

Страсть к взрослению.

Взросление ребенка происходит только в его общении со взрослыми или старшими по возрасту детьми. Ребенок неминуемо должен стать взрослым. Остановить этот процесс невозможно. Очень важно, с какими взрослыми общается ребенок, что видит, что слышит. Сверстники, общаясь, друг с другом не взрослеют. Но для процесса взросления годится не каждый взрослый. Как нужны в этот момент мудрые взрослые!

Страсть к свободе.

Ни один ребенок не хочет абсолютной свободы. Он не стремится к абсолютной независимости.

Ребенок стремится к свободно выбранной несвободе. Он знает, что в природе ничего само по себе не существует. Нельзя заставить ребенка играть. Играют только при свободном выборе. Не существует игры без правил. Любая игра - это правила. Есть лишь миг свободного выбора. Свобода - это чувство, а не реальность.

Задача учителя - создать условия «как будто» свободы выбора, создать миг свободного выбора. Это путь к гуманной педагогике.

Проблемы отметок.

«Стыд и срам учителю, который ставит двойку ученику. Ведь это ремень, который он вкладывает в руки родителей» - Сухомлинский.

Отметки - как наркотики. От них зависит положение ребенка в семье.

Ребенка приучают к отметкам - он стремится не к знаниям, а к отметкам. Снижается самооценочная деятельность ребенка, критическое отношение к себе. А это - негативные элементы воспитания. Необходимо воспитывать оценочные суждения (нравится стихотворение или нет, не хочешь сдавать контрольную работу - не сдавай и т.д.). «Дайте ребенку идти от успеха к успеху. Успехи окрыляют. Похвала поможет ребенку преодолеть самого себя» - Сухомлинский.

Проблема красных чернил.

Психологическое воздействие красных чернил на детей, особенно раннего возраста, враждебное. Лучше вообще ими не пользоваться, особенно в младших классах. Заменить на зеленые или вообще не использовать никаких.

Можно провести в какой-либо промежуток времени безоценочный эксперимент (неделя, месяц, четверть).

В Вальдорфской системе оценки вообще не используются.

Проблема воспитания мысли.

Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно в каких руках оно находится - в добрых или злых. Мысль есть реальная энергетическая субстанция.

По Вернандскому. Человек сам того, не сознавая, создает вокруг земли новую, невидимую геологическую сферу (ноосферу), которая не разрушается и имеет силу обратного влияния на человека.

Российским ученым Петром Горяевым проводились опыты по влиянию разного качества мыслей на всхожесть семян, на ДНК. Результаты поразительные.

Дурные мысли - разрушительная сила.

Добрые мысли - созидающая сила.

Мысли не в нас, а между нами.

Законы мысли.

§ Мысль есть детище духа. Следовательно, она бессмертна.
§ Рожденная человеком мысль становится абсолютно независимой от него, самостоятельной.
§ Мысли объединяются в сообщества себе подобных (по закону притяжения).
§ Мозг человека - генератор мыслей.
§ Мысль каждого человека - продукт его духовности.
§ Мыслями наполнена ноосфера пространства.
§ Будущие знания хранятся в ноосфере. Они уже рядом с нами, но пока не доступны нам. Мы не умеем и не готовы их принять (дети и спички). Понимали это физики Эйнштейн и Сахаров - сожгли часть своих рукописей.
§ Рожденная мысль возвращается к своему породителю, усиленная своими подругами (не рой яму другому - сам в неё попадешь, и т.д.).
§ Мысль - явление вне времени и пространства..
§ Мысль мгновенно оказывается там, куда направлена.
§ Забота о своих сегодняшних мыслях есть забота о будущих поколениях.
§ Добрая речь взрослых - есть первопричина развития добрых мыслей в ребенке.
§ Поэтому учитель обязан заселять духовный мир ребенка светлыми образами, светлыми мыслями.

Об уроке.

К уроку обязательно нужно готовиться. Обязательно должен быть план урока.

Урок не есть основная форма учебного процесса. Урок - есть аккумулятор жизни детей и жизни учителя. На уроки приглашаются родители (до тех пор, пока не придет). Этим родителям дарят урок - урок о доброте. Для детей также уроки имеют очень важное воспитательное значение.

Учителю!

Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей.

Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей.

Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают.

Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

В каждом ребенке надо видеть явление.

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Заповеди учителя.

Верить в безграничность способностей ребенка.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель.

Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику.

Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды.

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей. Предлагаем вашему вниманию некоторые постулаты гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили, которые помогут родителям увидеть себя со стороны и лучше узнать своих детей.

В воспитании детей нужно придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».

Все без исключения родители желают своим детям только счастья. При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь. Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. И они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим. На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи. То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно. Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты. И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Три заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили:

Верьте в безграничность ребенка, каким бы он ни был.

Верьте в свою родительскую божью искру, мудрость. В каждом из нас заложена родительская любовь, нужно лишь прислушаться к себе.

Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Она позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и увидеть богатство души.

Два примера гуманной педагогики из личного опыта Шалвы Амонашвили:

1. Письма из комнаты в комнату

Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе. Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.

И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?» Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!

2. Настоящий мужской разговор

Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.

– Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?

Сын подумал и ответил: «Накажи меня».

– Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.

Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.

Амонашвилии Шалва Александрович (род. 1931) - грузинский педагог. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 1983-1991 гг. возглавлял НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР, с 1987 генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства народного образования Грузии. Автор научного направления, известного в мире как «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета имени св. Климента Охридского (Болгария). В 2008 г. в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» был награжден Премией Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».
В 60-70-е гг. прошлого века Амонашвили принял участие в педагогическом эксперименте по исследованию развивающего обучения в лаборатории экспериментальной дидактики (Грузия, Тбилиси). Вспоминая этот этап своей педагогической деятельности, Амонашвили писал: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма... Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства... Дети начинали все больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной». С 1964 г. педагог руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Он научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми-шестилетками, способствующие становлению социально значимых мотивов учения и всестороннему развитию личности младших школьников.

Педагогическая система Амонашвили

Педагогическая система Амонашвили строилась на гуманности и вере в ребенка, воспитании творчеством и тесном сотрудничестве педагога с детьми. Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи. Балльные оценки и сравнение детей друг с другом были отменены. В книгах «Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «Здравствуйте, дети» (1983), «В школу с шести
лет» (1986) педагог раскрыл основы системы обучения и воспитания младших школьников.
В начале педагогической деятельности Амонашвили получил школу куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил ее в образцовое учебное заведение. Министерская комиссия, которая пришла в школу с проверкой, была изумлена произошедшем" переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые лети? На что педагог отвечал, что если любить детей и с ними заниматься, в них расцветают чудесные цветы талантов.
В 1988-1989 гг. Амонашвили работал вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе - ВНИК «Школа». Перед содружеством ученых была поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в сфере образования ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы не были востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены.
С 1993 г. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавлявшегося А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Педагог занимается подготовкой основных документов, вписал свою концепцию гуманной личностно-ориентированной педагогики в общую схему образовательной системы «Школы 2100». После смерти А.А. Леонтьева Амонашвили стал одним из научных руководителей этой образовательной системы и одновременно руководил Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и Издательским Домом Шалвы Амонашвили.
Основной постулат педагогической философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно", он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить ее». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать ее ребенку».
Основа основ в школе Амонашвили -- «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? На все эти вопросы педагог ищет ответы вместе со своими учениками.
Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Амонашвили: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни». Ее главный принцип - - это любовь к ребенку. Учитель должен излучать доброту без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. В пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» Амонашвили обобщил результаты своей педагогической деятельности, многолетних наблюдений за формированием личности младших школьников. Книга написана в виде рассказа-размышления педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток. «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации га радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания», — пишет Амонашвили в предисловии. Академик АПН СССР А.В. Петровский назвал книгу «Здравствуйте, дети!» «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили «В школу — с шести лет». Педагог убежден, что эффективное воспитание и обучение детей младшего школьного возраста всецело зависит от личностных качеств учителя.
Во-первых, учитель должен любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
Во-вторых, учителю необходимо умение понимать детей, т.е. стать на их позицию, воспринимать их заботы и дела как серьезные, считаться с ними, проявлять к ним не снисхождение, а уважение. Педагог, который понимает детей, не стремится подчинить их своей власти, он, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивает ростки завтрашней. Понимая движения души и переживания ребенка, его чувства и устремления, педагог может добиться того, что сам ребенок станет его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, следует быть оптимистом, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, побуждающем педагога с надеждой ожидать, когда ребенок поумнеет, проявит способности, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, который помогает глубоко вникнуть во внутренний мир ребенка и в зависимости от его личностных особенностей искать пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все то, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Учителю нужно стремиться быть таким. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель. Он посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и нынешних поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, они воспринимаются через личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно является для них примером, предстает перед ними как образец человечности. Только через любовь к нему ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.