Воспитание духовности личности в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕ

Хаитов Лазизбек Азаматович

Преподаватель кафедры философии

Бухарского государственного университета

Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ее морально - духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально - духовной культуре человечества. Поэтому и цели, и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностного самоопределения. С этой целью первым президентом Узбекистана И.А. Каримовым была создана концепция национально-духовного возрождения, которая направлена на коренное духовное обновление общества. В качестве ключевых моментов концепции духовного возрождения И. Каримов выделяет следующие:

Приверженность общечеловеческим ценностям;

Укрепление и развитие духовного наследия народа;

Свободная самореализация человеком своего потенциала;

Патриотизм .

Для достижения главной цели - построение гражданского общества с высокоразвитой экономикой? необходимо обогатить национальный духовный опыт передовыми достижениями мировой культуры. К передовым ценностям современной цивилизации относятся, прежде всего, ценности, связанные с построением правового демократического общества - соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.п. Эти демократические ценности имеют принципиальное значение для нашего общества, поскольку ни в историческом, ни в этнокультурном плане не противоречат менталитету нашего народа. Напротив, основные демократические ценности, такие как предпринимательство, социальная справедливость, культурная терпимость имеют исторические корни на нашей земле.

Укрепление и развитие духовного наследия предполагает, прежде всего, его глубокое изучение. Освоение духовного наследия способствует развитию национального самосознания, национальной самобытности, лучшему пониманию своего места в мировом историческом процессе. Решение этой задачи предполагает восстановление объективной истории народа, восстановление забытых имен, изучение деяний великих предков.

Важнейшим фактором духовного возрождения является патриотизм. Осуществить глобальное переустройство общества может только патриот, то есть человек, для которого его собственная судьба неотделима от судьбы родины. Однако этот патриотизм должен быть свободен от национализма и национальной ограниченности, он должен иметь здоровую рациональную основу, включающую в себя знание объективных социальных потребностей и интересов родной страны.

В духовном возрождении общества можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа являлось освобождение мышления людей от пережитков старого режима, прежних догм и устаревших мировоззренческих установок. национальный духовный общество личность

На нынешнем этапе возникла новая задача, которая заключается в том, чтобы формировать духовность свободного гражданского общества, воспитывать свободных, всесторонне развитых людей.

Проблема духовности является чрезвычайно сложной. С одной стороны, духовная жизнь человека и общества очевидна. Для каждого человека его «Я» это прежде всего внутренний, духовный мир. И наличие в обществе духовной сферы, включающей в себя религию, философию, мораль, науку, искусство, несомненно. Трудности возникают при попытке дать всеобъемлющее определение духовности. Духовность не улавливается посредством естественнонаучных категорий. Она не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабо поддается рационально-теоретическому толкованию. Ее можно выявить через человеческую субъективность, в ней проявляется духовность. К сфере человеческой субъективности относятся знания, чувства, эмоции, воля, идеалы. Человеческая субъективность объективируется, материализуется вовне в виде текстов, чертежей, схем, символов, произведений искусства, письменных источников литературного, религиозного, научного, этического и др. содержания.

Духовность существует и в индивидуализированной форме, как свойство личности, и как интегрированное состояние многих людей, общества в целом. Структурными компонентами духовной сферы общества являются духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология.

Духовное наследие - это нематериальное культурное наследие, созданное усилиями прошлых поколений. Сюда относятся:

Устные традиции, включая в язык в качестве носителя духовного наследия;

Исполнительские искусства;

Обычаи, обряды, празднества;

Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Другой важнейшей составляющей духовной сферы общества являются ценности. Понятие ценности выражает человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности. Ценности делят на предметные и субъектные. Предметные ценности - это то, что оценивается: природные богатства, продукты труда, социальные явления и отношения, исторические события, культурное наследие, научная истина, действия людей, произведения искусства и предметы религиозного поклонения. Субъектные ценности - это способы и критерии оценивания. Понятия добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного - все это есть критерии оценивания.

Ценности делят также на материальные и духовные. Критерием такого деления выступают потребности человека и общества. Предметы и явления природной и социальной действительности, удовлетворяющие материальные потребности, составляют систему материальных ценностей.

Предметы и явления, удовлетворяющие духовные потребности. Относятся к духовным ценностям. Отсюда вытекает, что субъектные ценности и продукты духовной деятельности - идеи, теории, идеалы, знания, этические и эстетические нормы, религиозные учения произведения искусства и литературы - составляют систему духовных ценностей. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении его существования, называется культурой.

Духовность личности - это богатство внутреннего мира человека. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей:

Функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру;

Совокупность явлений духовной культуры (наука, искусство, религия, народное творчество, СМИ, традиции и обычаи, система образования и воспитания, отдых и спорт);

Воля (твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость);

Установившаяся в обществе интеллектуальная и эмоциональная среда - духовная среда.

Различные формы духовной деятельности остаются элементами исходной целостности. Их специфика выражается в присущей каждой из них особой структуре и определенного набора функций. У истока различных форм духовной деятельности лежат различные стороны человеческой личности: эмоции, чувства, интеллект, воля. Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний личности и в изменениях функционального состояния всего организма. Чувства - способность к интенсивным, глубоким и устойчивым переживаниям. Интеллект - способность к понятийному мышлению, суждению преобразованию мира. Воля - способность человека сознательно и целенаправленно осуществлять свою деятельность.

Ценности - наиболее важные и значимые явления в жизни людей, материальные и духовные богатства, прошедшие длительный период отбора, постоянно обогащающиеся. Они оказывают положительное социальное, экономическое, духовное влияние на общество. Ценности воплощены в различных сферах культуры, соответственно выделяют материальные и духовные ценности. К духовным ценностям относятся: научные, религиозные, эстетические (художественные), правовые, социальные, этические и т.д. Различают следующие виды ценностей: национальные, региональные, общечеловеческие. В духовных ценностях отражается общественная природа человека, а также условия его бытия. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины, правды человечество выражает свое отношение к конечной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние.

Духовность воплощается в культуре. Духовность - усвоенное содержание культуры, превращенное во внутреннее убеждение, мировоззрение, потребность. Духовность - идейное сущностное содержание культуры, культура - ее внутренне организованная, внешне целостная универсальная форма. Духовность - проявление и объяснение общечеловеческих ценностей в содержании культуры, соотнесенное с историческим опытом народа и степенью осознания потребностей современного общественного прогресса.

Культура - явление социального бытия человека и человечества, представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленной, т.е. получив материальное воплощение в предмете, знаке, образе, символе. Структурными элементами духовной культуры являются наука, Философия, право, искусство, литература, мораль, образование, СМИ, обычаи, традиции, религия.

Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых является закон преемственности культурного развития. Для развития культуры необходимо ее сохранение, передача от старших поколений к младшим. Духовное наследие - заимствованные из прошлого духовные ценности, идеи, образцы, опыт, навыки, знания, т.е. любые результаты и способы творческой деятельности людей. Содержание духовных ценностей, их пересмотр и переоценка, способы их соотнесения, формы хранения и трансляции, вкусы, характер эстетического восприятия действительности находятся в непрерывном движении и изменении. Преемственность проявляется во всех сферах освоения человеком действительности, она протекает в виде локальных и глобальных процессов. Условия превращения возможностей использования духовного и культурного наследия в действительность не во всех обществах одинаковы. Они опосредуются социально-экономическими, политическими и идеологическими факторами. От них зависит объем, интенсивность, избирательность наследования. Но не существует таких обществ или народов, которые не имели бы или не использовали духовное и культурное наследие.

Элементы структуры духовности личности включают в себя развитие мышления, памяти, восприятия, формирование мировоззрения и выработка характера, настойчивости, трудолюбия, усвоение общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, развитие склонностей и способностей, необходимых в обществе, развитие потребности в дальнейшем самообразовании. Только обладающие такими качествами люди могут сохранять духовное наследие нации и народа.

Духовность прежде всего оберегает нацию, национальную культуру, образ жизни. Она исполняет роль социально- культурного фильтра и старается воспрепятствовать проникновению в национальную жизнь чуждых ей явлений, побуждает усвоить необходимые для национального развития достижения других народов. Духовность - это потенциал самосохранения и саморазвития нации, народа. Поэтому, важнейшей стороной духовности является забота о сохранении культурного наследия, исторических традиций, обычаев, обрядов. Благодаря независимости глубже и шире изучается культурное и духовное наследие узбекского народа, возрождаются духовные ценности прошлого. Целью является не восстановление буквально всех традиций и обрядов, т.к. многие из них устарели, а в том, чтобы, опираясь на опыт прошлого двигаться вперед.

Литература

1. Каримов И.А. Независимость и духовность. - Т.: Узбекистан,1994.

2. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т., Узбекистан, 2008. - 176 с.

3. Отамуратов С., Хусанов С., Раматов Ж. Маънавият асослари. Учебное пособие. - Т., 2002. - с. 24-30.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    История идей о гражданском обществе, современные концепции. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества. Экономическая свобода и свобода труда. Воспитание ответственности и формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

    реферат , добавлен 02.08.2013

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Стадии развития личности с точки зрения отношения к трудовой деятельности. Социально-психологические механизмы социализации. Роль российских молодежных движений как элемента гражданского общества.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие, разновидности, структура и элементы социального поведения личности в современном обществе. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения, диалектика и механизмы данного процесса. Саморегуляция социального поведения личности, ее методы.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Опасность социальных групп риска для общества и отдельной личности. Проблема деформации ценностных ориентаций у граждан. Молодежь группы риска: основные проблемы. Факторы риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей, подростков и молодежи.

    реферат , добавлен 21.08.2015

    Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

Пояснительная записка

В целях содействия в деле реализации государственной политики в области патриотического воспитания, направленного на укрепление духовно-нравственных основ российского общества, заинтересованным субъектам учебно-воспитательного процесса предлагается настоящая программа, включающая в себя патриотическое воспитания школьников как органическую часть воспитания духовности - универсального ресурса-самоцели, фундаментальной основы и всеобщего способа развития России, современное состояние которой характеризуется не только социально-экономической, но и духовной поляризацией жизни общества.
Граница духовной светотени проходит по сознанию, сердцу и воле людей. В виде однобокого, материально ориентированного сознания, аморального, антиэстетического чувства и эгоистически направленной воли человека, отклонившегося от эволюционного потока мировой жизни, бездуховность - основа людских бед и страданий.
Единственный выход из создавшегося положения? качественное изменение духа народа: путем формирования целостного мировоззрения, развития морально чистого и прекрасного чувства, воспитания свободной, нравственно-правовой воли, словом, второе рождение человека в духовности своего Отечества как полноте бытия.
Решить эту фундаментальную задачу призвана, прежде всего, система отечественного, а не транснационального образования. Однако господствующая ныне рационально ориентированная педагогика с ее нравственно редуцированными, духовно обескровленными образовательными технологиями осуществить это не в состоянии. Ее кардинальный недостаток с формальной стороны? нецелостность, с содержательной? бездуховность. Смысл жизни и назначение человека в современной школе не изучаются. Результат? теоретическое и практическое отвержение человеком своей сущности, частичная реализация педагогикой своего назначения, порождающая частичного человека, воспроизводящего социальную жизнь по своему образу и подобию.
Отсутствие целостности в педагогической деятельности сказывается главным образом в том, что сама творческая сущность человека? его дух в виде мышления, чувства и воли? не является самосознательным предметом (субъектом-объектом) учебно-воспитательного процесса. Без постижения работниками образования понятия духа? универсального предмета их профессиональной деятельности? истинное воспитание человека, являющегося по своему существу мыслящим, чувствующим и практически действующим духом, ? неосуществимо. Воспитание как сфера духовного производства может быть успешным только на основе научного знания природы, законов и форм существования человеческого духа, который является творческим субъектом, процессом, способом и результатом воспитания. Дух как субъект и объект, предмет и метод педагогической деятельности, не знающий самого себя, ? это духовно слепая, бессознательная, инстинктивная педагогика.
Не отвергая производные от духа «духовность» и «бездуховность», человек с грубо материалистическим, идеологически отравленным, испуганно-осторожным, а то и просто необразованным сознанием не принимает «дух» или отождествляет его только с религией. Логический парадокс как результат самоусеченного разума: «следствие» утверждается, «причина» отрицается. А между тем отвергаемый человеком дух есть он сам, его самоопределяющаяся, сознательно-волевая сущность, отсутствующая у животного. Отвергающие «дух» ? животворный корень, творческий источник «духовности» будьте логически последовательны: вместе с «существительным» отбросьте и «прилагательное». Но что же тогда останется от человека?
Существующие образовательные программы направлены преимущественно на развитие лишь мышления. Понятно, какого человека может произвести однобокая педагогика и какую жизнь породит человек, у которого три четверти духа неразвиты. Педагогическое развитие чувства и его высшей формы - духовного сердца, если и осуществляется, то на остаточном принципе факультативности. Что же касается воли, то в школе она специально и сознательно не развивается вовсе. А между тем к воле, являющейся основой мышления и чувства, полностью и без остатка сводится вся человеческая сущность, а значит, и социальная жизнь. Все человеческое горе не столько от необразованного сознания, сколько от слабой, эгоистической, бессердечной и безнравственной воли.
Современная система образования практически не занимается воспитанием учащихся. Считается, что воспитание входит в образование. С точки зрения научного понятия? входит, но в педагогическую практику автоматически воспитание не включается. Нарушению равновесия между образованием сознания и воспитанием воли человека способствует также и то обстоятельство, что в таких названиях, как: «система образования», «министерство образования» (сегодня - это скорее министерство экономики образования), «образовательные учреждения», «образовательные программы» и т.п. ? отсутствует слово «воспитание», которое по своему понятию предшествует «образованию» и содержит в себе последнее в снятом, превращенном и практически реализованном виде.
Недопустимо управление образованием «эффективными менеджерами», невежественными в вопросах духовной природы человека - истинного и единственного предмета учебно-воспитательного процесса, опосредуемого экономико-правовыми отношениями - финансово-организационной оболочкой смысла образования, ставшей в условиях тотального рынка, редуциющего духа России, не средством, а самоцелью.
Система отечественного образования станет целостной, а следовательно и эффективной, только тогда, когда она будет духовной, т.е. направленной на развитие всех универсальных способностей человеческого духа в соответствии с его природой и эволюционным назначением: образование сознания, воспитание чувства и воли человека, развитие его физической природы, а также превращение образовательно-воспитательной деятельности в нравственно-правовой образ жизни. В этих целях и разработана интегральная программа для учителей - онтологическая и методологическая основа патриотического воспитания, которая состоит из двух частей: теоретической и практической.
В первой части рассматривается предмет воспитания - человек как эволюционный процесс и становление его сущности - духовность в качестве самоопределяющейся основы человеческой жизни, развивающейся в социальную действительность. Научная часть программы отвечает на вопрос, что такое духовность.
Во второй части излагается метод воспитания духовности как практически действующее самосознание предмета, превращающееся в процессе педагогической деятельности в мировоззрение и образ жизни учащихся. Практическая часть программы отвечает на вопрос, как воспитать духовность в душе ребенка.
В заключение даются методологические рекомендации в помощь создателям авторских школьных программ воспитания духовности и его составляющей - патриотизма.

Теоретическая часть. Предмет воспитания

ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОСНОВА ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ. ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Жизнь и воспитание.
1.2. Понятие воспитания.
1.3. Духовное рождение человека - смысл воспитания.

Целостное мировоззрение - универсальная основа человеческой жизни и педагогики. Смысл и специфика отечественного образования. Научное знание предмета воспитания? необходимое условие осознанной педагогической деятельности. Жизнь как всеобщий предмет педагогики. Понятия «образование» и «воспитание» человека и их соотношение.
Воспитание как самосознательная функция человеческой жизни? расширенно воспроизводящееся питание человека национальной духовностью.
Второе, духовное рождение человека? универсальный смысл и предмет воспитания. Его дифференциация на соответствующие виды и направления образовательно-воспитательной деятельности: выработка системного мировоззрения, характера, соответствующего смыслу жизни и назначению человека, и т.д., а также физическое, трудовое, нравственно-правовое, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое воспитание, другие виды воспитательной работы, образующие в своем взаимообусловленном единстве внутренне целостное, духовное воспитание учащихся.

ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК — САМОСОЗНАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЕДИНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Понятие и архитектоника мировой жизни.
2.2. Человек как микрокосм макрокосма.
2.3. Дух? сущность человека.
2.4. Понятие и формы человеческого духа.
2.5. Особенность человеческого бытия.

Определение единой жизни, ее инволюция и эволюция, смысл, основные законы и архитектоника.
Универсальный принцип аналогии. Человек? самосознательная микрокопия Вселенной. Смысл жизни и эволюционное назначение человека. Его структура и способы взаимодействия с макрокосмом как пространственно-временным проявлением единой жизни.
Понятие духа как самоопределяющейся сущности человека. Мышление, чувство и воля? творческие формы духа, их понятие, специфическое отличие и диалектика взаимообусловленности.
Особенность человеческой жизни как сознательно-волевого обмена веществ и энергий, осуществляемого мыслящим, чувствующим и практически действующим духом.

ТЕМА 3. ДУХОВНОСТЬ КАК ПОДЛИННАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

3.1. Духовность? сущность духа.
3.2. Логика становления духовности человека.
3.3. Дух как тело. Здоровье? сущность тела? телесная форма духовности.
3.4. Дух как мышление. Формы мышления. Истина? сущность мышления? интеллектуальная форма духовности.
3.5. Дух как чувство. Формы чувства. Моральность, красота
и любовь? интеллектуально-чувственная форма духовности.
3.6. Дух как воля. Формы воли. Свобода (добро) ? сущность воли? интеллектуально-чувственно-волевая форма духовности.
3.7. Единство здоровья, истины, моральности, красоты, добра и любви - духовность духа народа, творческая субстанция человеческой жизни, патриотизма и смысл воспитания.
3.8. Характерные черты российской духовности.
3.9. Бездуховность и ее преодоление.

Понятие духовности как творческой основы человеческой жизни. Становление духовности как процесс выработки человеком сущности своей материальной и духовной природы в условиях национальной культуры.
Понятие духа как субъекта духовности и бездуховности. Рождение телесной формы духовности. Дух в качестве тела. Структура тела. Способы создания и воспроизводства его сущности? здоровья как психофизиологического выражения духовности.
Способ мышления? способ жизни. Значение истинного и ложного мышления в жизни человека и общества. Истина? духовно-интеллектуальная основа человеческого бытия. Логический процесс становления мысленной формы духовности. Понятие «Я». Определение мышления. Дух в форме сознания, самосознания и разума. Истина в качестве определений бытия, категорий сущности и понятия. Истина? сущность мышления. Логическая структура истины. Понятийный способ мышления и его отличие от рассудочного мышления. Истина как процесс, способ и результат логической культуры мышления - интеллектуальное выражение духовности.
Дух в форме чувства. Понятие чувства, его формы и виды. Взаимосвязь чувства с телом и душой человека. Цель чувствующего духа? выработать свою сущность: моральность, красоту и любовь к Родине. Их понятие. Морально чистое, прекрасное и любящее чувство человека? интеллектуально-чувственное выражение духовности.
Понятие воли как практически действующего мышления. Самопревращение природной воли, произвола в свободу.
Понятие свободы как сущности воли. Свобода воли? закономерный способ удовлетворения жизненных потребностей человека? волевая форма духовности.
Духовность как материальность (жизненная реальность), одухотворенная разумным сознанием, моральным и прекрасным чувством и свободной (доброй) волей.
Духовность как интеллектуально-чувственно-волевая закономерность человеческой жизни, выраженная в качестве истины, добра, красоты и любви, ? самоопределяющаяся субстанция общества, действительная основа патриотизма.
Понятие духа народа как животворного корня социальной жизни. Характерные черты российского народа и формы их проявления. Выдающиеся исторические события и сыны Отечества. Основы национальной культуры народов России.
Понятие бездуховности как сознательно-волевого нарушения законов жизни. Виды бездуховности. Бездуховность в форме невежества, безобразия и произвола? триединая причина человеческого горя, зло, разрушающее и уничтожающее жизнь. Разумно-нравственное образование и патриотическое воспитание человека как средство преодоления бездуховности общества.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Духовность в качестве здоровья как гармонии духа, души и тела, созданной человеком.
4.2. Духовность в форме науки как логически развернутой истины.
4.3. Духовность в форме экономики как предметно-практического выражения разумно-нравственного общественного труда.
4.4. Духовность в форме права как внешнего выражения свободы воли.
4.5. Духовность в форме морали как внутреннего состояния свободы воли.
4.6. Духовность в форме нравственности как единства внешней (юридической) и внутренней (моральной) свободы человека.
4.7. Духовность в форме семьи, гражданского общества и государства как всеобщего нравственно-правового способа жизнедеятельности народа.
4.8. Духовность в форме искусства как художественного воплощения красоты.
4.9. Духовность в форме религии как любви к Высшему, отношения конечного (человеческого) и бесконечного (Божественного) духа.
4.10. Внутренние и внешние формы духовности как условие, средство и способ национально-патриотической полноты жизни народа.
4.11. Духовность как социальная действительность в качестве интеллектуально-чувственно-волевой закономерности единства предметно-практических и сознательно-волевых форм духа народа.

Понятие духовности как социальной действительности. Логика развития духовности в виде предметно-практической и сознательно-волевой деятельности в систему экономических и нравственно-правовых отношений, в общественную жизнь, организованную в соответствующие социальные институты, семью, гражданское общество и государство.
Здоровье человека как психофизиологическое выражение духовности? результат разумно-нравственного образа жизни, гармонический союз духа, души и тела, живущих в согласии с законами эволюции мировой жизни.
Наука? теоретическая форма духовности, систематически развивающееся знание жизни. Логическое понятие как единство самосознательной закономерности предмета познания и разумного способа мышления, познающего истину, ? существенное содержание предмета и мыслящего «Я». Интеллектуальная форма духовности как понятийный, логически целостный способ мышления. Истинное знание? духовная основа человеческой жизни.
Экономика? предметно-практическая форма выражения духовности как осуществляемой цели общественного производства в соответствии с эволюционным назначением и смыслом человеческой жизни, с законами производственных отношений и с космическим законом экономии мировой энергии.
Право? внешнее (объективное) выражение духовности в качестве свободы. Правовые отношения как сознательно-волевая форма действительного существования экономических и других общественных отношений, объективно нуждающихся во внешнеобязательном регулировании со стороны государства. Право и закон (нормативный акт). Понятие и виды юридических прав и обязанностей. Правонарушение и юридическая ответственность.
Мораль? внутреннее (субъективное) выражение духовности в качестве закономерного умонастроения и внутренне свободного волеопределения человека. Понятие феноменов моральной воли: умысел, вина, намерение, благо, добро, зло, совесть. Конечность и несамостоятельность правовой и моральной духовности и их переход в свое основание? нравственность.
Нравственность? высшая сознательно-волевая форма социальной духовности как внутренне-внешнее выражение свободы воли.
Нравственный дух народа? субстанция социальной жизни. Соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества.
Воля, адекватная нравственной субстанции, ? нравственная обязанность. Виды обязанности. Патриотизм как дух личности, проникнутый нравственной субстанцией и государственностью.
В качестве непосредственного или природного духа нравственность существует в форме семьи.
В качестве самостоятельных лиц, организованных в правовую всеобщность, она предстает в форме гражданского общества.
В качестве самосознательной субстанции, развитой в свободную целостность мира, созданного самим духом, она - государство - завершенная форма объективного духа.
Семья как природная форма духовности есть нравственное единение, основанное на любви, браке, семейной собственности и воспитании детей.
Любовь как чувственно-самосознательное единство с противоположным полом, в котором человек обретает себя и в нем обладает значимостью полноты своего бытия.
Брак как непосредственное нравственное отношение, основанное на природном взаимовлечении полов, любви и нравственном долге. Моногамия? истинная форма брака. Телесное соединение-следствие нравственного союза.
Духовная связь? существенное в браке. Нерушимость духовно-нравственного отношения. Чувство стыда. Целомудрие. Духовный смысл брака, его нравственная цель.
Естественное рождение детей и их воспитание? второе, духовное рождение человека в культуре и нравственности.
Гражданское общество как система потребностей и общественного труда, социально-экономических отношений и правоохранительных органов и т.д.
Государство как гражданское общество, обладающее в лице соответствующих органов и учреждений адекватным практически действующим самосознанием.
Государство как систематически развернутая свобода духа народа в форме экономико-правовых, морально-нравственных и организационных явлений жизни общества, государственный организм, содержащий в себе в снятом виде менее развитые формы духовности? семью и гражданское общество.
Политическое государство как триединство законодательной, исполнительной и объединяющей их власти главы государства.
Искусство как художественная форма духовности. Существенное содержание искусства? художественно-прекрасное. Формы прекрасного как чувственно созерцаемой духовности.
Религия как единство понятия Бога и форм его существования в сознании, сердце и поступках человека (вера и культ).
Мировые формы религии.

Практическая часть. Метод воспитания

ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ, ПРОЦЕСС, СПОСОБ И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

ТЕМА 5. МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

5.1. Особенность педагогической деятельности.
5.2. Единство предмета и метода воспитания.
5.3. Понятие метода.
5.4. Структура метода.
5.5. Единство логико-психологической и этико-эстетической деятельности участников педагогического процесса? универсальный метод воспитания духовности.

Духовность как педагогический процесс в целом.
Специфика педагогической деятельности. Ее содержание: мир в его бесконечных дифференциациях, собственный дух учителя и противостоящий ему дух ученика.
Единство предмета и метода воспитания. Метод как практически действующее самосознание предмета воспитания, его творческая сознательно-волевая форма.
Всеобщая структура метода интегральной педагогики как единство:
- логически целостного способа мышления;
- специфической логики специфического предмета;
- возрастной логики человеческого духа как субъекта-объекта учебно-воспитательной деятельности (закон онто- и филогенеза).
Единство логико-психологической, этико-эстетической и физической деятельности участников педагогического процесса как интегральный метод воспитания духовности, вытекающий из триединства человеческого духа: мышления, чувства и воли, их триединой сущности: истины, красоты и добра, синтезированных в любовь, ? и форм их теоретического отражения: логики, психологии, этики, эстетики, других наук теоретического и практического духа.

ТЕМА 6. ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

6.1. Принципы воспитания, вытекающие из природы человека, национальных особенностей и конкретно-исторических условий его жизни.
6.2. Соответствие метода воспитательной деятельности понятию, эволюционному смыслу и назначению человеческой жизни.
6.3. Соответствие педагогической деятельности законам эволюции? высший критерий истинности воспитания.
6.4. Соответствие учителя, учебников и воспитательных программ понятию духовности.
6.5. Духовность как цель, процесс, способ и результат воспитания.
6.6. Закон онто- и филогенеза.
6.7. Уважение учителем свободной воли ученика.
6.8. Учет особенностей характера и сознательно-волевого состояния ученика.
6.9. Золотое правило педагогики.
6.10. Естественность и целесообразность воспитания.
6.11. Логическая последовательность: от простого к сложному.
6.12. Соответствие средств и способов воспитания природе, формам и свойствам человеческого духа.
6.13. Целостность и сбалансированность развития универсальных способностей человека.
6.14. Самоопределение воли ученика.
6.15. Преодоление внутренних и внешних препятствий? необходимое условие воспитания духовности
6.16. Испытание.
6.17. К истине, добру, красоте и любви через расширение сознания, устремление, напряжение и дисциплину духа.
6.18. Единство универсальных способностей психофизически здорового человека: мышления, чувства и воли; их существенного содержания: истины, красоты, добра и любви; форм их научного выражения: логики, психологии, этики, эстетики? подлинный предмет и метод духовного воспитания.

Порядок идей есть порядок вещей (Спиноза). Истинность принципов воспитания человека как педагогическое проявление истинности знания его космически-социальной природы, смысла и назначения жизни.
Адекватность воспитательной деятельности эволюционным законам мировой и человеческой жизни? критерий истинности воспитания.
Бездуховные программы. Псевдодуховность педагогики.
Духовность педагогического процесса в целом.
Соответствие содержания и форм (способов) воспитания физическому и духовному состоянию ученика.
Свобода воли ученика? фундаментальный принцип духовного воспитания.
Учет особенностей характера ученика? конкретный подход к воспитанию.
Педагогично всё то, что способствует развитию духовности человека.
Естественность и целесообразность педагогического процесса. Восхождение от простого к сложному как необходимое условие воспитания духовности.
Соответствие разнообразных методик и приемов воспитания его всеобщей цели, особенностям каждой универсальной способности ребенка, его возрасту и уникальным свойствам характера.
Принцип целостности, равномерности и сбалансированности развития универсальных способностей ученика.
Теоретическое и практическое самоопределение учащихся? универсальный принцип учебно-воспитательного процесса.
Необходимость и способы преодоления внутренних и внешних препятствий. Испытание учащихся как условие их разумно-нравственного роста.
Способы расширения сознания. Воспитание устремления, напряжения и дисциплины воли как средства восхождения духа к своей сущности? истине, добру, красоте и любви.
Человеческий дух как субъект и объект, процесс, средство, способ и результат педагогической деятельности. Его универсальные формы, их существенное содержание, формы научного выражения содержания? не только моменты предмета, но и метода интегрального, или духовного, воспитания.

ТЕМА 7. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

7Л. Понятие учителя и ученика.
7.2. Педагогическое отношение.
7.3. Педагогическое противоречие.
7.4. Педагогическое наказание.
7.5. Нежность любви и суровость долга.
7.6. Разрешение педагогического противоречия.
7.7. Педагогичность педагогики.

Диалектическое противоречие между учителем и учеником? творческий нерв педагогического процесса.
Что такое учитель и ученик с точки зрения интеллектуально-чувственно-волевого состояния их духа? Различие между ребенком и учеником. Кем является учитель для учеников младших и старших классов?
Педагогическое отношение как живая «клеточка» практической педагогики. Элементы педагогического отношения и логика его развития в учебно-воспитательный процесс.
Понятие педагогического противоречия и причины его возникновения.
Понятие педагогического наказания. Его виды и условия применения.
Любовь и требовательность к детям? две стороны интегральной педагогики. Их специфика и соотношение.
Способы и результат разрешения педагогического противоречия.
Всякая ли учебно-воспитательная деятельность педагогична по своему понятию?. В чем заключается критерий педагогичности педагогики и не является ли такое выражение тавтологией?

ТЕМА 8. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

8.1. Самоопределение, самосозерцание, самоощущение.
8.2. Внимательность, устремленность, концентрированность.
8.3. Наблюдательность, чуткость, стремительность.
8.4. Воображение и другие динамические состояния духа.

Что такое психологические свойства человека? Чем они отличаются от его духовно-нравственных качеств и как соотносятся между собой? Общее и специфическое в методиках воспитания психологических и разумно-нравственных свойств человека.
Понятие указанных состояний духа. Их соотношение и роль в развитии духовности школьников.

ТЕМА 9. ВОСПИТАНИЕ КАК ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАКОНАМ ЗДОРОВЬЯ, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ, ДОБРА И ЛЮБВИ

9.1. Практика воплощения в жизнь программы духовного поведения: образ —> действие —> привычка —> характер.
9.2. Воспитание здорового образа жизни. Питание солнцем и стихиями мира. Наука и практика духовного и физического здоровья.
9.3. Формирование разумно-целостного способа мышления. Питание истиной. Логика.
9.4. Развитие духовной саморегуляции. Практическая психология.
9.5. Воспитание прекрасного чувства. Питание красотой. Эстетика.
9.6. Воспитание свободной, нравственно-правовой воли. Питание добром. Этика.
9.7. Воспитание и самовоспитание высших качеств человечекого духа:
- любви, сострадания, милосердия;
- радости, торжественности, искренности;
- терпения, героизма, самоотверженности;
- трудолюбия, самопожертвования;
- целомудрия;
- чувствознания (интуиции);
- других высоконравственных качеств духа.
9.8. Воспитание труженика и патриота. Трудовое обучение и воспитание. Отечественная история и культура.
9.9. Воспитание гражданина мира. Мировая культура.
9.10. Воспитание духовно развитого микрокосма как гармонического единства духа, души и тела, творчески взаимодействующего с макрокосмом.
Воспитание как педагогический процесс развития духа ученика в соответствии с сущностью его универсальных способностей. Здоровье, истина, красота, добро и любовь как видовые определения духовности. Их понятие, специфическое отличие друг от друга и взаимообусловленность, а также особенность метода их воплощения в педагогическую практику.
Характеристика каждого элемента динамической системы воспитания духовности. Образ —> действие —> привычка —> характер.
Методика воспитания здорового образа жизни. Роль солнца и стихий мира в физическом питании человека. Всеначальная энергия как жизненная субстанция телесного человека. Значение правильного питания, сна, отдыха, умственного и физического труда в создании здоровья человека. Гигиена духа и тела. Взаимодействие духовного и физического здоровья. Нравственность и здоровье. Методика управления телом и жизненными функциями человека.
Логика как процесс саморождения истины и методология обучения истинному мышлению. Возрастная методика формирования культуры мышления. Логика в форме чувственно созерцаемого образа и логика развивающегося понятия. Интеллектуально-моральное качество мысли. Влияние мысли на жизнь человека и окружающий мир. Истина как полнота жизни четвертого измерения и духовная пища мыслителя.
Практическая саморегуляция? творческое условие воспитания духовности. Методика духовной саморегуляции как процесс: создание психологической тишины ума; эмоциональное равновесие; динамическая концентрация на соответствующей идее, ее визуализация и т.д.
Красота как интеллектуально-чувственное питание души. Соответствие метода эстетического воспитания специфической природе человеческого чувства.
Наивысшие произведения искусства как синтез истины, красоты, добра и любви. Реальное погружение школьников в живую стихию красоты. Творческая работа (жизнь) красоты в душе человека и сотворчество (проживание) души с красотой и в красоте. Индивидуальное художественное творчество. Эстетика как идеальная форма выражения прекрасного.
Добро как добровольно осуществляемая истина, красота и любовь. Орган добра? сердце. Добросердечность и добротолюбие как внутреннее состояние души, поступок и образ жизни. Методика воспитания добра как духовного питания ума и сердца. Способы превращения морально свободной цели поведения в практику повседневной жизни по принципу: «как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». Воспитание добра и патриотизма на соответствующих примерах духовных личностей отечественной истории. Соотношение добра и силы духа. Понятие зла как антипода добра. Зло? синоним разрушения и смерти. Причины зла и способы его преображения в добро. Этика как теоретическая форма систематического выражения понятия добра, наука нравственно-правового образа жизни.
Высшие качества человеческого «Я» как конкретное содержание духовности. Их характеристика и взаимосвязь. Методика воспитания высшей духовности человека. Изучение жизни героев и подвижников отечественной истории и подражание им. Беседы о духовности и патриотизме. Повседневная реализация одного или нескольких высоконравственных качеств духа.
Воспитание целомудрия. Понятие пола. Значение половой энергии как аспекта мировой энергии в жизни человека. Способы преображения половой энергии в духовную энергию. Понятие любви. Любовь? универсальный закон мировой жизни. Виды любви. Понятие брака. Брак как единственное условие половых отношений. Целомудрие как мудрость целостности человека, высшее состояние его духовности. Понятие семьи и ее назначение в человеческой жизни.
Осознание вдохновенного труда как абсолютной субстанции мироздания. Труд? творческий источник жизни и эволюции человека. Методика трудового воспитания. Труд как участие всех универсальных способностей человека в выработке и реализации их духовного содержания. Творчество, серьезность, подлинность и коллективный характер труда как педагогическое условие трудового воспитания школьников.
Любовь к Родине? высшее содержание духовности человека. Воспитание патриотизма через изучение краеведения, отечественной истории и культуры, экскурсии и путешествия по России, а также приобщение к народной культуре путем практического участия в различных видах народного творчества, играх и т.п.
Человек как потенциальный гражданин мира. Соотношение отечественной и мировой культуры. Приобщение к культуре человечества через изучение мировой истории, материальной и духовной культуры планеты.
Гражданин мира? патриот своего Отечества.
Целостное воспитание духовности как всестороннее и сбалансированное развитие всех универсальных способностей учащихся. Гармония духа, души и тела человека? результат его всестороннего развития.
Духовность как творческая взаимосвязь человека с космосом? основа, средство и способ подлинно человеческого бытия.

ТЕМА 10. ДУХОВНОСТЬ, ЭТИКА И ЭТИКЕТ

10.1. Этика - наука о духовно-нравственном образе жизни.
10.2. Этикет - форма практической этики.
10.3. Этикет как предмет школьной программы и практическая духовность учащихся.

Духовность - существенное содержание этики? науки о нравственности. Этикет? практическая этика, способ действительного существования духовности в жизни человека. Правила этикета в разнообразных жизненных отношениях. Метод преподавания этикета в школе. Соблюдение правил этикета как духовно-нравственный способ жизни учащихся.

ТЕМА 11. ДУХОВНО И ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ — ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ СМЫСЛ ВОСПИТАНИЯ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕСУРС-САМОЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ

11.1. Понятие духовно развитой личности.
11.2. Духовная личность как историческая реальность и идеал.
11.3. Жизнь духовно и физически развитого человека в национальной культуре по законам истины, добра, красоты и любви как воплощенный смысл духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Личность как органическое единство развитой духовности всех универсальных способностей человека, координация его духа, души и тела; жизнь в соответствии с ее смыслом и назначением.
Личность как эволюционный процесс. Конкретно-историческое понятие личности. Личность как бесконечный идеал.
Исторически возможная реализация понятия человеческого духа, его многообразная живая духовность? воплощенный смысл воспитания.

ТЕМА 12. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

12.1. УРОК.
12.1.1. Воспитание духовности на основе единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности как всеобщей методологии образовательно-воспитательного процесса.
12.1.2. Воспитание через постижение духовного содержания соответствующих предметов школьной программы.
12.1.3. Воспитание духовности путем изучения предметов, являющихся теоретической формой отражения универсальных способностей человека (логика, психология, этика, эстетика), интегральных предметов, формирующих целостное мировоззрение и национальное самосознание учащихся, а также претворения в жизнь полученных знаний.
12.2. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
12.2.1. Клубные занятия, кружки, секции, объединения по интересам.
12.2.2. Научные общества учащихся.
12.2.3. Школьные музеи и кооперативы.
12.2.4. Хоровое пение, путешествия и др.
12.3. ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
12.3.1. Центры творчества детей и др.
12.4. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
12.4.1. Родительские школы.
12.4.2. Психолого-педагогические консультации для родителей.
12.4.3. Совместные формы духовно-ориентированного творчества и досуга.

Так как на любом уроке в той или иной степени задействованы нераздельные между собой мышление, чувство и воля ученика, то учебно-воспитательная работа должна сознательно осуществляться на основе единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности как всеобщей методологии интегрального педагогического процесса.
Поскольку истина, красота и добро, синтезированные в любовь, являются триединой сущностью триединого духа, то развитие логической культуры мышления, морально-эстетическое и нравственное воспитание чувства и воли учащихся возможно и необходимо посредством соответствующего содержания школьных предметов.
Духовно-нравственное воспитание школьников путем изучения и претворения в жизнь предметов, являющихся теоретической формой отражения универсальных способностей человека.
Для реализации отечественного, а не абстрактно-мирового смысла образования необходимо преподавать духовно развивающие предметы наряду с другими предметами образовательных программ и осуществлять педагогическую деятельность таким образом, чтобы логика, этика, эстетика, краеведение, история культуры России, основы правосланой культуры и мировых религий явились бы духовными принципами методологии учебно-воспитательного процесса. В результате этого педагогика из вербально-абстрактной и рационально ориентированной, каковой она преимущественно является, превратится в духовно-направленную, интегральную педагогику.
Смысл отечественного образования? раскрытие сущности человеческого духа (истины, добра, красоты и любви), духовное рождение человека в культуре и национальном самосознании? животворном корне личности, семьи, гражданского общества и государства.
Духовность как основа содержания и формы различных видов внеурочной школьной и внешкольной воспитательной работы.
Родительская школа. Последствия супружеской неверности. Образ жизни перед рождением ребенка.
Влияние духовности и бездуховности родителей на судьбу их ребенка. Основы семейного воспитания.
Значение совместных форм воспитательной работы семьи и школы для духовного развития учащихся.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОРСКИХ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА ПРОГРАММЫ

1. Духовность как творческая субстанция (зерно), саморазвивающаяся (произрастающее) в систему соответствующих определений (части растения), образующих в своем координированном и субординированном единстве образовательно-воспитательную программу (растение в целом). И наоборот, научные определения, составляющие программу (элементы растения), ? это многообразные формы проявления понятия духовности (жизни зерна), которое пронизывает и питает собой все свои части, органы и способы существования и удерживает их в живом, различенном единстве.
2. Духовность в форме триединства универсальных способностей человека: мышления, чувства и воли; их триединой сущности: истины, красоты и добра, синтезированных в любовь; формы их теоретического отражения? логика, психология, этика и эстетика. Все эти элементы, составляющие понятие духовности и научный способ его выражения, должны в соответствующей логической последовательности присутствовать в каждой образовательно-воспитательной программе и служить онтологической основой формирования целостного мировоззрения и воспитания духовно-нравственного образа жизни.
3. Духовность в ее национальной особенности. В качестве научного понятия духовность? абстракция. В живой действительности духовность существует в виде особенного (национального) содержания духа народа, выражающегося в форме всей совокупности общественных отношений: обычаев, традиций, народного творчества, политики, экономики, морали, права, нравственности, культуры, государственности, религии и патриотизма. Задача школы? воплотить в разум, сердце и волю учащихся дух России, воспитать детей в духе любви к своему Отечеству.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДА ПРОГРАММЫ

1. Духовность как цель, средство, процесс, способ и результат воспитательной деятельности.
2. Духовность в форме онто- и филогенеза? процесса духовного становления конкретного человека, повторяющего в сокращенном виде ступени развития человеческого духа от простого, природно-чувственного к сложному, понятийному, свободному и духовно-конкретному, ? творческая основа возрастной педагогики.
3. Духовность как единство логико-психологической и этико-эстетической деятельности субъектов педагогического отношения - фундаментальный принцип интегральной педагогики.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ

    вы познакомитесь с различными точками зрения на сущность духовно-нравственного воспитания;

    рассмотрите научные подходы к его определению;

    сделаете свой профессиональный выбор относительно взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания;

    изучите психологические механизмы духовно-нравственного воспитания.

В

Современные взгляды на сущность духовно-нравственного воспитания

последние годы появились диссертационные исследования по проблемам духовно-нравственного исследования (В.А. Беляевой, Т.П. Грибоедовой, Т.И. Петраковой, З.И. Саласкиной, А.Д. Солдатенкова и др.), работы, отражающие позиции современных православных педагогов (Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др.). Ежегодно эти проблемыобсуждаются на Рождественских образовательных чтениях, в 2001 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции», появились его новые концепции (А.А. Корзинкина, Р.М. Салимовой и др.). Точки зрения, высказываемые разными авторами при несомненном наличии общих позиций, все же отличаются друг от друга.

А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры» . Т.П. Грибоедова рассматривает духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, направленную на становление нравственности через устремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности на основе осмысления собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере»

Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержание образования и актуализированные определенной позицией педагога . Его показателями, по ее мнению, могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов.

З.И. Саласкина под духовно-нравственным воспитанием понимает «педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» . Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.

В православной педагогике воспитание рассматривается как помощь человеку в открытии духовного мира: «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке» . Cамым важным условием считается восстановление человеческой природы, ее органической иерархичности под воздействием Божественной благодати в таинстве крещения. Воспитание, по мнению православных педагогов, должно быть направлено на сохранение Божественной благодати и преумножение его даров.

Д.А. Левчук и О.М. Потаповская под духовно-нравственным воспитанием понимают «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

    нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» .

Существующие в педагогической литературе определения духовно-нравственного воспитания можно проанализировать с нескольких позиций:

    с позиции соответствия сущности духовности и нравственности;

    с позиций известных научных подходов;

    с позиции интеграции двух понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».

Анализ вышеприведенных положений с позиции их соответствия сущности духовности и нравственности позволил сделать вывод: понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет точного толкования, так как существуют различные подходы к определению природы самой духовности. Ее рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим, религиозным, этническим ценностям, духовной культуре; и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций; и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира; и как божественное откровение, и как попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Рассматривая содержание понятий «духовность», «мораль», «нравственность», мы уже сделали вывод о сложности и многоплановости этих явлений в нашей жизни. В связи с этим в определении сущности духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, должны найти отражение такие проявления духовности, как ориентированность личности на высшие духовные ценности (общечеловеческие, религиозные, этнические), способность к саморазвитию (правда, здесь необходимо уточнение: способность к какому саморазвитию, в каком направлении, как соотносятся понятия «саморазвитие» и «свобода»); состояние отрешенности от материальной природы человека. Принимая во внимание вторую составляющую термина «духовно-нравственное воспитание», в определении соответствующего понятия необходимо отразить готовность личности следовать принятым ценностям в своей повседневной жизни, в своем реальном поведении.

Рассмотрим определение сущности духовно-нравственного воспитания с позиций различных научных подходов. Понятие подхода имеет весьма широкое значение. В одних источниках он определяется как стратегический принцип или их совокупность, в других отождествляется с определенной мировоззренческой позицией, в третьих соотносится с применением определенного набора процедур и приемов, служащих формой и условием его реализации. Мы придерживаемся позиции Э.Г. Юдина и И.В. Блауберга, определяющих методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» . В существующих исследованиях понятие «духовно-нравственное воспитание» рассматривается с позиций антропологического, личностно-ориентированного, культурологического и других подходов. Каждый их них задает определенный способ видения, понимания и интерпретации исследуемого понятия.

Для определения сущности духовно-нравственного воспитания с позиций антропологического подхода для нас важны следующие положения:

    ориентация на человека как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательного процесса;

    исследование человека как целостности, в единстве его внутреннего мира (духовно-нравственного: ценностей, целей, мотивов, жизненных смыслов и др.) и внешнего мира (способов выражения духовно-нравственной составляющей);

    признание диалогической природы воспитания;

    взгляд на человека как на субъект своего развития.

Вышеназванные положения христианская антропология наполняет своим содержанием. Ее представителями (К.Д. Ушинским, В.В. Зеньковским и др.) также признается целостность человека, но вводится положение об иерархическом принципе его устроения, о сохранении приоритета духа, разума над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. С позиций христианской антропологии школа должна заботиться обо всех трех сферах реального бытия ребенка. В противном случае «не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания и пр.)» . Подчеркивая особую роль духовной сферы бытия человека, представители христианской антропологии высказывают мысль о том, что духовная жизнь сама по себе не содержит критерия правильности направления ее развития, а включает в себя как светлые, так и темные стороны . Эта мысль, на наш взгляд, обогащает педагогическую антропологию, положительно оценивающую духовную жизнь человека, в то время как ее содержанием могут быть и ценности, чуждые, например, гуманизму.

Таким образом, педагогической и христианской антропологии присущи общие положения, но вторую в значительной мере отличают идея Богоподобия человека, принцип иерархичности строения личности (дух-душа-тело) и особая характеристика духовной жизни. Таким образом, с позиции антропологического подхода исследователям невозможно достичь единства в понимании сущности духовно-нравственного воспитания.

В определении его сущности с позиции культурологического подхода для исследователей особую важность представляют следующие положения:

    организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры (В.И. Андреев и др.);

    взгляд на воспитание как на целенаправленно организованную жизнь ребенка в контексте конкретной культуры (Н.Е. Щуркова и др.);

    исследование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и творчества (Е.В. Бондаревская и др.),

Таким образом, каждый из названных выше научных подходов изучает сущность духовно-нравственного воспитания в различных аспектах, тем самым дополняя друг друга, обогащая наше знание. Вместе с тем мы видим необходимость обращения еще к одному научному подходу – интегративному. В философии под интеграцией понимается «сторона развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» . Для нас важна мысль о том, что процессы интеграции могут иметь место не только при возникновении новой системы, но и в рамках уже сложившейся (каковой и является духовно-нравственное воспитание). При этом «в ходе интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей, взаимодействий между элементами» [там же]. А за отдельными частями интегрированного целого признается различная степень автономии.

Чтобы рассмотреть сущность духовно-нравственного воспитания с позиций интегративного подхода, необходимо выполнить ряд условий. Среди них – возникновение системы связей или увеличение их объема, интенсивности. В этом смысле интеграция зачастую рассматривается как процесс развития системы и отражает ее динамику. Анализ философских аспектов взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность», педагогических аспектов понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание показывает, что это условие выполнимо при определении сущности духовно-нравственного воспитания.

Необходимо начать с анализа основных характеристик составляющих его частей – духовного и нравственного воспитания, вычленяя поле интеграции, т.е. определяя общее для составляющих компонентов. В первую очередь эта операция касается целеполагания. Цель духовно-нравственного воспитания не является простым сочетанием целей составляющих компонентов, но есть то новое, что порождено их взаимодействием.

Духовное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. «Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Для того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать и замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо «внимать самому себе», нужно ослаблять власть внешних впечатлений, нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках и т.д.» .

Размышляя над целями духовного воспитания детей, Ш.А. Амонашвили пишет: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» . В качестве целей воспитания он называет «необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» (там же). Названные цели духовного воспитания объединяют позиции православной и светской педагогики. Однако существует различное понимание духовной жизни.

В Философском словаре духовная жизнь общества рассматривается как синоним общественного сознания . При этом она признается отражением общественного бытия. В структуре общественного сознания философы, как известно, выделяют такие его формы: мораль, религия, искусство, наука, философия. В педагогике одно из ее определений дал Ш.А.Амонашвили: «Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других, … она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками» .

В.В. Зеньковский выделяет следующие формы духовной жизни ребенка: умственную, религиозную, моральную, эстетическую . Ее характерной чертой он считает раздвоенность, наличие в ней светлой и темной сторон: «Вместе с ростом добра и света растет само собой и злое, темное в душе – как одновременно с пшеницей растут на поле (в притче Господней) и плевелы. Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития, что по мере нашего духовного развития они становятся все тоньше и незаметнее, что возможность падения не оставляет людей даже на вершине добродетели. Оттого вся духовная жизнь, даже на ее высотах, есть некая «невидимая брань»; там, где стихает внутренняя борьба, там наступает, в сущности, духовное усыпление» . Думается, эти определения взаимообогащают вышеназванные отрасли педагогики и свидетельствуют об общих взглядах на цель духовного воспитания.

В качестве целей нравственного воспитания традиционно называются формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношения, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление нравственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Анализируя вышеназванные цели, мы видим, что в поле интеграции целеполагания лежат положения о создании условий для развития духовной жизни личности и о формировании нравственного сознания. В процессе их взаимодействия и возникает цель духовно-нравственного воспитания – усвоение молодыми людьми значения духовных ценностей, создание условий для нахождения личностного смысла этих ценностей и регулирования нравственного поведения в соответствии с ними.

Аналогичному исследованию подвергнуты принципы духовного и нравственного воспитания. В качестве примера приведем два принципа: 1) обеспечение этической рефлексии учащихся (переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление, соотнесение со своим Я) в нравственном воспитании и 2) построение жизни по требованиям христианского совершенства (воспитание с детства способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему, гнездящемуся в нашем «я») – в духовном воспитании. В поле интеграции этих принципов лежит требование создания условий для нравственного саморазвития, самовоспитания личности в соответствии с принятыми духовными ценностями.

В результате исследования основных компонентов вышеназванных направлений воспитания мы пришли к следующему выводу. Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе системе духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.