«Кладовая детства. Консультация для воспитателей на тему "Детский фольклор. Кладовая народного творчества"

Существуют вещи, на фоне которых век и даже тысячелетие –

лишь короткое мгновение вечности. Например, янтарь…

Цель:

1. Упорядочить и закрепить информацию о мире камней, рассмотреть коллекцию минералов, познакомить с некоторыми фактами из истории камней (использование, ценность, красота, значение в жизни человека).

2. Познакомить детей с разнообразием камней в природе, природными и искусственными камнями, с камнем рожденным деревом-янтарем (цвет, свойства, происхождение, использование)

3. Развивать мышление, моторику рук, умение работать с лупой.

4. Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту.

Предварительная работа:

1. Создание коллекции «Удивительные камни».

2. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».

3. Рассматривание разнообразных камней, минералов.

Материал:

Образцы некоторых горных пород, минералов; выставка изделий и украшений из минералов (мел, уголь и т.д.), янтаря; лупы на каждого ребенка, аудиокассета «Звуки природы».

Ход занятия:

Под звуки природы входит Хозяйка Медной горы со шкатулкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Мы с вами не раз встречались, вот и снова пришла я к вам в гости.

Воспитатель: Как вы уже знаете, иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Богатейшей кладовой камня является Урал (показать на карте или глобусе), огромными «каменными» богатствами славится и Сибирь (показать на карте).

Воспитатель: Я предлагаю вам пройтись по группе и найти камни в групповой комнате, ваше групповое хозяйство. Теперь немного поговорим о камнях.

1. А что вы знаете о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

Опыт с пластилином.

Разноцветные шарики нужно сжать немного с поворотом, чтобы показать слои лежащие друг на друге земных недр, которые находятся глубоко под землей и от тяжести одних или других делаются твердыми и разноцветными.

2. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

3. Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Игра «Найди свой камень»

Воспитатель: Ребята в групповой комнате очень много камней. Вы должны их найти и внимательно изучить свой образец. Затем мы все камешки кладем в общую коробочку, перемешиваем их. Каждый из вас должен будет найти свой камешек.

Стали дружно собирать камни понемножку,

Разноцветные такие складывать в лукошко.

И получился у нас небольшой мини-музей «Удивительные камни».

Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

Какие минералы и камни вы знаете? (Ответы детей)

(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель: Сейчас мы с вами присядем на ковер, и я познакомлю вас с новым солнечным камнем – янтарем. Как вы думаете, какой это камень, выберите его, пожалуйста, из моей волшебной шкатулки (в ней разнообразные камни).

- Почему камень назван так загадочно? (Ответы детей).

- Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе. Что вы можете сказать о его цвете? (Золотистый, солнечный, желтый).

Воспитатель: Чтобы узнать тайну, мы с вами должны пройти большой путь.

- Посмотрите у меня две веточки. От какого они дерева? (Иллюстрация и образцы коры от деревьев с капельками смолы).

СХОДСТВА

Листья - хвоя (хвойные)

Растения вечнозеленые, листья - хвоя на зиму не опадают

Наличие шишек с окрыленными семенами

Цветков нет. Цветением называют пыление (летит легкая сухая обильная пыльца, «серный» слой оседает на траве, почве, лужах: желтые разводы на воде)

РАЗЛИЧИЯ

Сосна : хвоя сизо-зеленая, хвоинки по 2 в пучке, длинные шишки округлой формы, вырастают за 2 года, окрыленный придаток, у семени похож на щипчики,

Кора буроватая; вверх по стволу - золотистая, светолюбива

Ель: Хвоя темно-зеленная, хвоинки одиночные, короткие, шишки продолговатые, вырастают за 1 год, окрыленный придаток в форме ложечки, кора темно-бурая, теневынослива.

Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим шишку.

- Чем пахнут шишки, рассмотрите на шишки капельки смолы. Существует два типа шишек, у которых летит пыльца (мужские), и маленьких смолистых (женские).

Сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительны для микробов. Сосна-это аптека, используемая человеком с древнейших времен. Из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь.

Воспитатель: Это дерево дает также живицу.

- Кто-то из вас, может быть, видел в лесу на коре ели сделанные надрезы. По ним вниз медленно капля за каплей стекает прозрачная смолистая жидкость или как ее еще называют, лесной янтарь-смола, сырье для получения скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т.п.

Спрос на живицу очень велик. Живица - единственное в природе сырье, из которого делают скипидар, канифоль и другие нужные продукты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сосна может «дружить» с животными? Кого кормит сосна? (Семена сосны едят белки, клесты, дятлы. Хвоей и почками питаются лоси, белки, глухари, тетерева; корой жуки-короеды; древесиной - жуки-усачи, точильщики).

Воспитатель: Для вас приготовлены янтарные сокровища. Сейчас я приглашаю вас за ваши рабочие места. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет имеют янтарные камни? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь на вес. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

Я обработаю кусочек природного камня шлифовальной шкуркой. Каким стал камень? (Ответы детей)

5. Янтарь горючий камень. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Сравните канифоль и янтарь. Недавно затвердевшая смола хрупкая и легко ломается, а янтарь за миллионы лет окаменел.

8. Как вы думаете, янтарь может плавать?

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с легендой о янтаре. В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Что произошло с камешками и янтарем? (Они утонули)

Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл «сам собой»? (Воду в стакане надо хорошо посолить)

Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

9. Как мы уже говорили, смола древних сосен сильно изменилась, окаменела и превратилась в янтарный камень. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно, что находится у них внутри. Вижу, что застыли отпечатки животных, растений, а вот каких именно отгадать не могу. Помогите, пожалуйста.

Игра «Узнавай-ка».

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации янтарных камней с останками животных.

- Красавец-янтарь-настоящая зоологическая и ботаническая «книга» древности. На ее страницах ученые обнаружили около трех тысяч видов насекомых из 170 семейств: кузнечики, муравьи, бабочки, комары. Кроме того, там найдены веточки сосен, иголки пихты, листья пальмы. Беличья шерсть, отпечатки лапок и перьев дрозда, летучей мыши и змеи, и даже ящерица, жившая 35 миллионов лет назад.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу Балтийского моря. Мы с вами видим янтарные сокровища. Где мы с вами можем использовать «солнечный камень» (Можно сделать украшение).

Янтарную крошку сплавляют в специальных печах, превращая его в золотые слитки. Из плавленого янтаря нарезают бусы, делают ожерелья. А иногда вытачивают забавные игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Как будто древние деревья передали янтарю частичку своей силы и красоты, а с янтарем подарили ее людям. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.

Если янтарь бросить в огонь, он загорится коптящим пламенем, источая прекрасный аромат, похожий на запах пахучей смолы ладана. Поэтому янтарь используют в церковных обрядах. Раньше янтарь так и называли - морской ладан. Его запах изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

Воспитатель: Давайте повторим по карточкам, что мы можем сделать, если захотим узнать еще что-нибудь новое о янтаре, о драгоценных и природных камнях. В заключении я хочу вас угостить сладкими камешками.

Зачем воспитателю ДОУ сайт?

Как много образовательных сайтов в Интернете? Очень много. Хороших, плохих – разных. Первое моё практическое знакомство с Интернетом как раз и было связано с поиском сайтов, в которых предлагался бы методический материал. Если знать, в каком направлении искать, то Интернет становится «скорой помощью».

Интернет для воспитателя, родителя – кладовая информации. В современном мире сайт становится визитной карточкой воспитателя, электронным портфолио. Он может решить множество проблем связанных с процессом развития дошкольников:

-необходимость безбумажного общения родителей и педагогов, педагогов других ДОУ;

-большое количество методического материала;

-стратегия развития образования должна сочетать традиции российского отечественного образования с реалиями сегодняшнего дня. Реальность сегодня - стремительное развитие новых направлений науки и техники;

-сегодня свои странички в Интернете имеют все: государственные учреждения, большие компании, мелкие предприниматели, магазины, библиотеки, Президент России. Воспитателю, как представителю системы ОБРАЗОВАНИЯ, вполне возможно, а, наверное, и необходимо иметь свой сайт.

21 век - век информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Педагог 21 века - это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого личный сайт в Интернете - это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу.

Итак, давайте назовём основные преимущества обладания собственным сайтом в Интернете:

1. Персональный сайт воспитателя – это визитная карточка педагога в Интернет пространстве. На протяжении всей профессиональной деятельности он будет являться одним из его самых эффективных способов коммуникации с педагогическим сообществом, учениками и их родителями, а также со всей огромной Интернет аудиторией. Дополнительными инструментами взаимодействия и общения могут быть действующий форум, форма обратной связи или обычная переписка по E-mail.

2. На персональном сайте помимо личных данных воспитателя (ФИО, должность, квалификация, образование, педагогический стаж и др.), может быть также представлена краткая биография, основные этапы профессиональной деятельности, заслуги и награды.

3. На персональном сайте педагог сможет размещать сколь угодно много авторских работ, а именно: научные статьи, публикации, программы воспитания и др. При этом ему не нужно будет оплачивать размещение своих материалов на сторонних сайтах - вся его педагогическая деятельность в Интернете будет сконцентрирована в одном месте, что значительно повысит её эффективность.

Ожидаемые результаты от сайта:

-Развитие познавательного интереса других воспитателей ("Она имеет сайт в Интернете! - Я тоже хочу!»).

-Моя методическая копилка постепенно приобретает электронный вид. В любой момент с помощью компьютера можно воспользоваться своими наработками.

-Привлечение интереса к деятельности нашего детского сада, к работам и проектам педагогов; виртуальное привлечение родителей.

-Общественный резонанс как показатель интереса к деятельности детского сада.

-Создание единого информационного образовательного пространства.

Международный образовательный портал «Кладовая развлечений» сайт kladraz.ru приглашает педагогов дошкольного образования, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, студентов педагогических учебных заведений принять участие в конкурсе.

Профессиональный конкурс проходит в период с 15 декабря по 30 марта 2016 года

Тема конкурса: «Педагогическая кладовая» На конкурс принимаются авторские методические разработки, имеющие педагогическую ценность, по темам:

Статьи по педагогике, психологии и методике преподавания.

Конспекты занятий с дошкольниками.

Конспекты уроков для школьников.

Консультации для родителей дошкольников (школьников).

Мастер-классы для детей, педагогов или родителей.

Игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные…) для детей дошкольного и школьного возраста

Конспекты бесед с дошкольниками

Сценарии интеллектуальных, спортивных развлечений для дошкольников и школьников

Интересные познавательные рассказы о праздниках для детей дошкольного и школьного возраста

Конспекты игровых занятий с дошкольниками (школьниками)

Сценарии праздников для дошкольников и школьников

Сценарии игровых программ для дошкольников и школьников

Сценарии конкурсных программ для дошкольников и школьников

Сценарии внеклассных мероприятий и занятий для школьников

Сценарии, конспекты классных часов

Сценарии досуговых программ с весёлыми играми, песнями, забавными конкурсами и танцами

Сценарии дискотек, капустников, турниров, КВНов

Сценарии для летнего отдыха, сценарии мероприятий для летнего лагеря

Порядок проведения конкурса

1. Конкурс является Всероссийским. В конкурсе также могут принять участие педагоги из других стран, но работы принимаем только на русском языке.

2. Конкурс проходит среди педагогов, имеющих блоги на сайте kladraz.ru

Если у вас нет блога, и вы хотите принять участие в конкурсе, то вам необходимо:

Зарегистрироваться на сайте;

Оставить заявку на открытие блога (пройдите по ссылке)

После рассмотрения вашей заявки, мы открываем для вас персональный блог.

3. Конкурсные работы вы размещаете самостоятельно в своём блоге в период с 1 декабря до 30 марта 2016 года включительно.

В начале текста работы обязательно указываете все свои полные данные (ФИО, должность, место работы).

4. Количество работ от одного участника не ограничено

5. После размещения конкурсной работы в блоге, вы оставляете заявку в комментарии к данной статье (пройдите по ссылке)

Заявку необходимо оставить в течение 5 дней после размещения работы в блоге (заявки на работы в блоге, размещённые более 5 дней, рассмотрены не будут)

6. После получения вашей заявки, редакторы проводят экспертную проверку работы на соответствие конкурсным требованиям в течение 3-х рабочих дней с момента размещения заявки. Если ваша методическая разработка удовлетворяет конкурсным требованиям, то ей присваивается номер, и она размещается в конкурсную таблицу.

Если по истечении 3-х рабочих дней, вашей работы не оказалось в конкурсной таблицы, значит, она не прошла экспертную проверку. Сообщать причину отказа мы не будем, так как работа будет не принята для участия в конкурсе только в случае не выполнения конкурсных требований.

Если ваша работа не прошла экспертную проверку (работа не была принята для участия в конкурсе), то в блоге Ваша работа остается. Вы можете принимать участие в конкурсе, но уже с новой работой, вы можете исправить и переделать старую работу, но в конкурсе она участвовать уже не сможет.

В блоге Ваша работа остается.

7. Желающие смогут выразить свое мнение по каждой из работ и поддержать участников в комментариях к соответствующим статьям.

8. Коллективные работы на конкурс не принимаются.

10. При подведении итогов конкурса будут учитываться:

Оценки администрации сайта;

Оценки в комментариях к работе;

Внимание: учитываться будут только содержательные комментарии, комментарии-рецензии, комментарии-анализы.

Комментарии будут оцениваться от 2-4 баллов в зависимости от содержания и объёма комментария

В конце каждой статьи есть блок для комментариев и кнопки социальных сетей.

Внимание! Оцениваться будет каждая разработка по отдельности. Если Вы предлагаете несколько методических разработок для участия в конкурсе и хотите, чтобы их оценили совместно, то вам необходимо отправить личное сообщение администратору сайта Ульяне Алексеевне до 30 марта, указать в нём какие работы необходимо объединить и как назвать вашу объединённую работу.

11. 10 апреля 2016 будут опубликованы итоги конкурса и объявлены победители.

Требования к конкурсным материалам:

Не принимаются для участия в конкурсе презентации, презентация может быть только как приложение к основному тексту вашей работы. Как разместить презентацию в блоге можно прочитать ;

Обязательно должно быть представлено описание работы (минимум 2-3 полноценных предложения): какой категории педагогов (воспитателей, учителей, родителей…) будет полезен данный материал; для детей какого возраста (группы, класса) предназначен ваш материал; описать применение вашего материала в учебно-воспитательном процессе.

Обязательно в представленном материале необходимо указать цель, задачи…

Если при составлении материалов вы использовали какие-нибудь источники (например, стихи известных поэтов, афоризмы или цитаты известных людей, описания методик преподавания или др. источники), то необходимо указать авторов этих источников;

Если в оформлении материала используются фотографии, картинки, рисунки, схемы, то они должны быть не менее 700 точек по ширине, картинки должны быть яркими в формате jpg. На фото и картинках не должны присутствовать посторонние надписи (даты, логотипы и т.д.)

Материалы практического содержания не принимаются без фото (иллюстраций). Число фото должно быть не менее 5 штук (на фото не должно быть детей, дат). Размер фото не менее 700 точек по ширине. Как правильно оформить и подготовить мастер-класс подробно записано .

Викторины, тесты, загадки, кроссворды и т.д. обязательно должны быть с ответами;

Текст оформляется в редакторе Word;

Объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (Шрифты «Times New Roman» только 14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)

Не следует использовать: колонтитулы, сноски, внедренные объекты, фреймы (надписи), рамки и заливки, объекты, нарисованные средствами MS Word.

В тексте не должно быть ссылок на сайты. В тексте могут быть указаны только Авторы стихов, произведений и афоризмов.

В текст можно вставить видео из УouТube. Как вставить видео в текст можно посмотреть

В маркерованных списках можно использовать только стандартные символы.

Не допускается выполнять сокращения типа: В, Во-ль, Р-к, У-к, Вед. и т.д. Необходимо писать полностью: Воспитатель, Ребёнок, Ученик, Ведущий и т.д.

Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу и изменять название работы с учётом вашего содержания;

Дополнительные условия.

Участие в Конкурсе означает принятие следующих условий:

● организаторы Конкурса не вступают в переписку с участниками, заявки которых были отклонены (не соответствовали требованиям Конкурса);

● организаторы Конкурса оставляют за собой право использования предоставленных на Конкурс материалов по своему усмотрению.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что делать, если мероприятие содержит Презентацию?

Первый вариант. Вместо слайдов, которые указаны в тексте вашего конспекта или сценария, вставляете фото и картинки, которые содержит ваша презентация (все фото и картинки должны быть в формате jpg.).

Разместить презентацию в материале, как записано

Почему методическая разработка (работа) не принята для участия в конкурсе?

2. Ваша работа, собрана слово в слово из чужих текстов, или полная копия чужой работы. У вашей работы низкая уникальность (менее 50%).

3. Объём работы менее 2-х страниц печатного текста.

5. Если работа плохо и неаккуратно оформлена, в тексте много ошибок.

Как разместить таблицу в блоге?

В блоге нет возможности размещать таблицы. Поэтому таблицу надо представить в виде изображения (картинки, иллюстрации) формата jpg, или переработать табличный вариант в обычный текст. При этом не должна основная часть методической разработки состоять из таблиц-картинок.

Если таблица необходима с методической точки, то вам необходимо разместить в блоге конспект материала до таблиц (описание, цель, задачи, методическое оформление и т.д.), далее прислать весь конспект к нам на адрес [email protected]

В тексте письма надо указать свои ФИО и сообщить, что вы желаете опубликовать конспект - таблицу к материалу, размещенному в блоге. Обязательно укажите ссылку на запись в блоге, для которой вы присылаете конспект.

Можно ли за конкурсную работу получить Свидетельство о публикации?

За конкурсную работу вы можете получить Сертификат участника, в случае победы Диплом победителя.

Свидетельство о публикации за конкурсную работу мы не выдаём.

Если в тексте работы есть специальные символы (например, во внеклассных мероприятиях по естественно-научным дисциплинам). Как разместить такую работу в блоге?

Если в вашей работе есть формулы, технические символы..., то Вы размещаете материал в блоге до формул (описание, методическое оформление, план конспекта и т.д.), далее вам надо прислать весь конспект к нам на адрес [email protected]

В тексте письма надо указать свои ФИО и сообщить, что вы желаете опубликовать конспект с формулами к материалу, размещенному в блоге. Обязательно укажите ссылку на запись в блоге, для которой вы присылаете конспект.

Только после размещения вашего конспекта, вы оставляете заявку на участие в конкурсе. Материал мы размещаем в течение 3-х рабочих дней.

Нужно ли платить деньги за участие в конкурсе? Нужно ли платить деньги за Сертификаты, Дипломы?

Нет, платить ни за что не нужно.

Участие в конкурсе и выдача всех документов (Сертификата участника, Диплома победителя) - Бесплатное. У нас нет никаких орг. взносов.

Участие во все конкурсах у нас на портале бесплатное.

Внимание!

На вопросы, задаваемые в комментариях, в личных сообщениях, на адрес электронной почты, ответы на которые содержатся в тексте данного конкурсного положения, мы не отвечаем. Все комментарии с такими вопросами останутся без ответов или будут удалены.

Подведение итогов конкурса

Число победителей : 10% от общего количества представленных работ

Победители конкурса награждаются Дипломами за I, II и III место соответственно

Все участники конкурса в период проведения конкурса получают Сертификаты участников.

Если окажется, что ваша работа уже размещена на других сайтах, или Вы нарушили чьи-то Авторские права, то работа будет снята с конкурса и все выданные ранее документы будут аннулированы. На сайте работа Ваша остается.

Внимание!

Как только ваша работа будет размещена в конкурсной таблице, вы можете скачать Сертификата участника конкурса в течение 14 дней с момента размещения работы в конкурсной таблице.

Процедура получения Сертификата участника конкурса

Как только Ваша работа будет размещена в конкурсной таблице, на странице с вашим материалом появляется кнопка «Скачать Сертификат» (рядом с кнопками «Редактировать» и «Удалить».

Скачать Сертификат участника конкурса можно в течение 14 дней с момента одобрения вашей заявки.

Образцы Диплома и Сертификата


Ирина Сидорова
«Кладовая детства»

Консультация для воспитателей «Кладовая детства »

Детский фольклор своеобразная кладовая детства

Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях. Правда, и эти жанры не есть «чистое» самостоятельное творчество детей. По традиции оно восходит к творчеству взрослых, но, как и многое другое, со временем стало забавой и детской игрой , Эти виды творчества открывают широкий простор Для импровизации и выдумки, в особенности это касается жеребьевых сговорок и пересчетов-считалок, составляющих неотъемлемую часть многих детских игр .

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «Маткам» , главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок : «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» Из сказок или песен. «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их : счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки. Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Происхождение детских считалок , как и сговорок, несомненно, связано с древними формами гаданий и лирикой.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Эти свойства станут понятны, если принять во внимание, что считалка перешла к детям от взрослых вместе с игрой, которую она сопровождает, и в свое время была далеко не детским занятием . Зачем же была нужна людям искаженная форма слов и что скрывалось под обыкновением пользоваться загадочным счетом?

Со счетом у людей связана целая группа древних понятий и представлений. Можно предположить, что в старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек с несчастливым числом, предназначенный к выполнению ответственной роли, мог погубить, по представлениям людей, все дело. Таково назначение древнего пересчета. Эта его функция сохранилась в остаточной форме и в детских играх . Простейшей формой считалок и, по-видимому, исконно древней, потому что она известна детям всех народов.

В странах Европы и многих народов Азии, можно признать «голый» счет. Из-за запрета считать, людям приходилось пользоваться при пересчете условными формами. Так, у русских жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи; у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелета; кто не соблюдал этого запрета, тот якобы терял память. Существовал и ряд других запретов. Запрет считать представлял большие неудобства, и люди придумали так называемый «отрицательный» счет : к каждому числительному прибавлялась отрицательная частица : ни раз, ни два и т. д. Получалось, будто и счета нет. Таково назначение искаженной формы счета. Люди скрывали и жеребьевку - пересчет, необходимый при распределении ролей участников промысла. Пересчету - прототипу новейших форм считалок - придавалась условная словесная форма, которая была понятна людям данной группы. Таково происхождение «заумного» счета. Древний пересчет с искаженными обозначениями чисел весьма естественно перешел в считалку - составную часть детских игр .

Детская игра воспроизводит саму жизнь, как герой в романе. В игре, как и в самой жизни, пересчетом посредством заумных слов, скрывающих настоящее обозначение чисел, определялись роли и очередность. Пересчет в игре-имитации приготовлений взрослых к серьезным жизненным делам.

Со временем, оторвавшись от запретов и от веры в числа, считалка-пересчет стала развиваться своим особым путем. В нее были внесены новые, уже чисто художественные элементы. Искаженные слова стали придумываться по созвучию со старыми, без всякой связи с условной иносказательной речью древности. Считалка стала игрой и как забава должна рассматриваться в фольклоре настоящего времени. Образование новых слов в считалках теряло прежний смысл и нередко приобретало форму чистой бессмыслицы, единственное оправдание которой в подчеркнуто выделенном ритме, заменяющем счет. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные разрозненные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения.