Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей ДОУ«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности Консультации для воспита

Одним из актуальных вопросов в настоящее время выступает проблема безопасности. Она продиктована социально-экономической и криминальной обстановкой в стране. Вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. возможности уберечься в разных жизненных ситуациях.

Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Основная общеобразовательная программа нашего детского сада в соответствии с ФГТ обязывает нас реализовывать в своей работе содержание образовательной области «Безопасность». Эта область предполагает достижение цели - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). А так же решение следующих задач :

    Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

    Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

    Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

    Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Помимо специфических задач данной области, предусматривает решение коррекционных задач:

    Расширение кругозора;

    Развитие коммуникативной функции речи .

Задачи каждой возрастной группы прописаны в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а более подробно они сформулированы в книге «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева.

Для того чтобы достичь цели и решить задачи образовательной области «Безопасность» необходимо учитывать особенности в развитии наших детей:

недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная продуктивность запоминания, отставание в развитии наглядно-образной формы мышления (ОНР, ЗПР), как следствие

дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, у них нарушен самоконтроль. Всё это может быть причиной неправильных, необдуманных действий детей и привести к опасным жизненным ситуациям.

Давайте рассмотрим, какие разделы образовательной области «Безопасность» мы будем реализовывать в работе с детьми.

Это:

    Ребёнок и другие люди;

    Ребёнок и природа;

    Ребёнок дома;

    Ребёнок на улице.

Что же является основным содержанием этих разделов?

В разделе «Ребёнок и другие люди» мы будем говорить с детьми об опасности контактов с незнакомыми людьми, о том что нужно делать, если в дом пришёл «чужой», о несовпадении приятной внешности и добрых намерениях людей.

В разделе «Ребёнок и природа» - о ядовитых растениях, контактах с животными, загрязнении окружающей среды, о том, что в природе всё взаимосвязано.

В разделе «Ребёнок дома» - об умение обращаться с электроприборами, острыми, пожароопасными предметами, о таких источниках опасности как открытое окно, балкон, а так же об экстремальных ситуациях в быту.

В разделе «Ребёнок на улице» - о правилах дорожного движения, правилах поведения в транспорте, о том, что делать, если ребёнок потерялся на улице.

Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:

Что не надо говорить...
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.

Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
3. С тобой ничего не случится, если...
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
5. Ты можешь обратиться за помощью...

Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?

Конечно же, это разнообразные игры.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать .

Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Примером такой игры может быть игра "Незнакомец".

Основная цель: Умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого .

Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

    что-то донести до квартиры;

    что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

    что-либо показать (например, где находится аптеку, магазин и т.д.)

    проводить к родителям и т.д.

Сюжет игры может разыгрываться с игрушками как игра-драматизация или режиссерская игра, а может и как сюжетно-ролевая с использованием элементов костюмов.

Игра: "Один дома".

Цель: Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать дверь не следует даже знакомым людям.

Необходимо дать ребёнку понять, что он не должен говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: "Мама сейчас занята и не может подойти" .
В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной и т.п.)

Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам.

В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты.
Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности.

Игра «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.).

Приведу примеры таких ролевых игр-тренингов: « Если потерялся...», «Опасность», «Подкуп», «Телефонный звонок», «Дорога домой» и др.

Содержание данных ситуаций можно проиграть с детьми, используя сюжеты сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка». В этом случае дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно найти правильный выход из ситуации, придумать другое продолжение сказки, а детям младшего возраста необходимо показать правильное поведение сказочного героя.

Выбор содержания игры необходимо согласовывать с лексической темой.

В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях . Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.

Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?

Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.

Для младших дошкольников - это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась», «Куклу угощает конфетой чужой дядя» и т.д.).

Для закрепления полученных знаний можно использовать в работе с детьми и подвижные игры. Приведу примеры игр связанных с содержанием работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

В младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомые игры «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобиль» и такие как: «Машины»
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи (или имитируют движение руля) - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. По сигналу воспитателя «едут в гараж», «останавливаются». Можно усложнить задачу, подавая сигналы: «поворот налево», «поворот на право», «вперед» и т.п.

«Трамвай»
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета светофора и в соответствии с ними менять движение.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Светофор». Цель: закрепление знаний сигналов светофора, развитие произвольного внимания, самоконтроля.

Дети делятся на две команды. На зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, на жёлтый - хлопают в ладоши, на красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Игра «Повороты»
Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Можно раздать детям рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
Правила игры : Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Интересной, на мой взгляд, является и игра «Жесты регулировщика ». Дети встают в круг. По сигналу педагога дети под музыкальное сопровождение или под звучание бубна передают жезл по кругу.
Подаётся команда «Красный сигнал» - у кого оказался в этот момент в руках жезл, демонстрирует «Красный сигнал», т.е. поднимает руку с жезлом вверх, если играющий справился с заданием правильно, он продолжает играть. Не справился – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока большинство из играющих не примут участие в игре, то есть покажут сигналы «красный», «желтый» (рука с жезлом выводится вперед), «зеленый» (рука с жезлом отводится в сторону).

Игра «К своим знакам». В обручи раскладываются три дорожных знака и размещаются в разных концах площадки или группы. Детям воспитатель раздаёт аналогичные знаки. Под музыку или под звучание бубна дети двигаются по площадки. По сигналу «Раз, два, три, свой знак ищи!» дети собираются около обруча со своим знаком. Аналогичную игру можно провести с видами транспорта, а с младшими дошкольниками с сигналами светофора.

Познакомиться с некоторыми играми- эстафетами можно в журнале «Дошкольное воспитание» № 4-2007г.

В работе с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности невозможно обойтись без словесных игр .

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья» .

Воспитатель задаёт вопросы, а дети, если согласны, отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны - хлопают в ладоши или топают ногами.

    Кто из вас заметил дым, набирает 01?

    Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?

    Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?

    Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?

    Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?

    Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?

    Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?

Игра «Доскажи словечко»

Например, с использованием стихотворения С. Михалкова.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь……(открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).

Словесная игра с мячом «Как тебя зовут» в младшем дошкольном возрасте, а для детей старшего возраста можно усложнить «Как тебя зовут, и где ты живёшь?»

Можно использовать в работе всем знакомую игру «Съедобное – несъедобное» на закрепление съёдобных и ядовитых ягод, грибов.

А так же игру «Хорошо - плохо», где например детьми выявляются полезные свойства огня и его опасные последствия.

Игра «Можно – нельзя» - детям словесно предлагается ситуация, а они оценивают можно так поступать или нельзя. Игру можно проводить с мячом, с условными сигналами, например зелёный кружок можно, красный - нельзя или с движениями: можно – дети хлопают в ладоши, нельзя – топают.

Приведу пример ситуаций по теме «Ребёнок и другие люди»: Воспитатель сообщает детям, что они остались одни дома (открывать дверь слесарю; открывать дверь бабушке; говорить, что родителей нет дома; рассказывать, когда придут родители и т.п.)

Игра «Опасно - не опасно» , проводится по типу игры «Можно – нельзя». Её можно применять при ознакомлении детей с ПДД, с причинами пожара, с опасными предметами дома, при ознакомлении с правилами поведения в природе.

Игра «Опасные соседи», рекомендуется для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится с мячом. Воспитатель называет предметы быта, а дети, возвращая мяч, дают определение какой это предмет? - колющий, режущий, пожароопасный, горячий.

Например, иголка – колющая, спички - пожароопасные, нож - режущий, вилка - колющая, чайник - горячий и т.п. Одновременно отрабатывается умение детей согласовывать существительное с прилагательным.

Использование в работе словесных игр будет способствовать не только решению задач образовательной области «Безопасность», но и поможет в решении основной задачи нашего ДОУ - коррекции речи детей. Предложенные игры будут способствовать расширению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи, умению вслушиваться в речь взрослого, выполнять его словесные инструкции, развитию внимания, мышления. Словесные игры помогут детям закрепить знания о предметах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними, а значит, помогут в решении задач области «Познание». В этих играх дети учатся взаимодействовать с партнёрами, выполнять правила, а это задачи образовательной области «Социализация». Перечисленные игры могут использовать в работе не только воспитатели, но и учителя-логопеды, и дефектологи, инструктор по физической культуре.

Таким образом, использование в работе словесных игр помогает осуществить принципы, предложенные ФГТ, интеграции и комплексно-тематический, а так же и дидактические принципы: систематичности, последовательности, доступности и др.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры , в процессе которых ребёнок получает и закрепляет теоретические знания. Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. Ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко и эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождается стремление к самосовершенствованию. Этот путь позволяет нам решить поставленные задачи – познакомить с правилами безопасного поведения.

Приведу примеры таких игр. Игра «Кому позвонить?».

Цель: знание детьми номеров телефонов специальных служб.

Воспитатель на столе раскладывает картинки с разными ситуациями (горит дом, мальчик поранил руку, чужой человек стучится в дверь, девочка потерялась на улице и др.) и карточки с номерами телефонов -01, -02, -03. Затем предлагает детям выбрать любую перевёрнутую карточку, рассмотреть её и определить, по какому номеру нужно позвонить.

Игра «Разложи по местам»

Цель: Закреплять правило «Каждой вещи своё место» и последствиях не соблюдения этого правила.

На столе раскладываются предметные картинки острых, пожароопасных предметов изображением вниз и картинки с примерным местом их хранения: игольница, кухонный стол, шкаф, полка и т.п. Дети выбираю картинку, и рассказывают, куда её нужно положить и почему.

Как вариант этой игры можно использовать игры «Собери ягоды (грибы) в корзину». Съедобные дети складывают в корзину, ядовитые кладут на лесную полянку.

Вариации игры «Разрезные картинки» : «Сложи знак», «Сложи светофор» и др. Эти игры можно использовать уже со второй младшей группы, усложнить игру можно за счёт количества частей и способах разрезания картинки.

Варианты дидактических игр представлены в журналах «Старший воспитатель» № 7-2009г., «Здоровье дошкольника» № 3-2010г (пожарная безопасность). В этом журнале есть рубрика «Безопасность жизнедеятельности», где представлены конспекты, вечера досуга, правила, рекомендации родителям.

Одним из обязательных условий эффективной работы с детьми дошкольного возраста – это использование наглядности. Настольно-печатные игры как нельзя лучше соответствуют этому условию. Эти игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Производителями выпущены игры: «Так – не так», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дорожные знаки», «Дорожные знаки в картинках», «Что можно, что нельзя», «Большая прогулка», «Азбука безопасности» и др.

Для развития мышления детей, творческого применения полученных знаний в работе по безопасности можно использовать развивающие игры с кругами Лулия, например «Составь знак». На внешнем круге - символы дорожных знаков (красный круг запрещающие знаки, красный треугольник –предупреждающие знаки, синий круг – предписывающие, синий прямоугольник- знаки сервиса) на внутреннем круге - изображение ребёнка, автомобиля, велосипеда, светофора. Путём совмещения ребёнок собирает знакомый знак и называет его или придумывает новый знак для игры.

Аналогично можно придумать игры со съёдобными и ядовитыми растениями, опасными и безопасными предметами.

Морфологическая дорожка (Действия ребёнка в соответствии с ПДД). Мальчик играет в мяч около дороги.

    цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)
    2 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!")
    3 - символы - сигналы (точка - восклицательный знак - прямая линия)

По аналогии можно придумать игры на другие темы. Например, (действия детей в природе). Девочка нашла в лесу незнакомый гриб.

    цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)

    сигнал – словесный («Нельзя!», «можно»!, «осторожно!»)

    символы – сигналы (перечеркнутый кружок, плюс, восклицательный знак)

Незаменимы в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности сюжетно-ролевые игры . С одной стороны, игра самостоятельный вид деятельности ребёнка, с другой необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание. Для этого воспитатель должен уметь включать в игры проблемные ситуации, которые позволят смоделировать различные ситуации и дадут возможность детям применить на практике полученные знания по основам безопасной жизнедеятельности. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как ему поступить?). Многократное повторение в игре способов выхода из опасных ситуаций позволит сформировать навык безопасного поведения.

С этой целью в младшем дошкольном возрасте, могут быть использованы игры следующей тематики: «Семья», «Автобус», «Пассажиры», «Детский сад», «Путешествие», «Больница».

Какие же проблемные ситуации можно использовать? Например, в игре «Семья» - в дверь позвонил незнакомый человек, мама забыла на плите кашу и она загорелась, дочка потерялась и др.

В старшем возрасте помимо перечисленных сюжетно-ролевых игр можно предложить следующие сюжеты «Служба спасения», «Пожарные», «Мы – водители», «ГИБДД» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушить естественный ход игры, но, тем не менее, достичь поставленной цели, в данном случае научить детей безопасному поведению.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Например, продуктивной деятельностью: изготовлением атрибутов для сюжетно-ролевой игры, рисованием плакатов, знаков разрешающих и запрещающих и др. Или музыкально-художественной деятельностью, где могут быть использованы пластические этюды . Например, дети под музыку имитируют пламя костра: сидя – спокойное пламя; стоя – пожар. Об использовании двигательной, коммуникативной деятельности в игре мы говорили выше. Можно игру соединить и с познавательно-исследовательской деятельностью, включив её опытническую деятельность. Например, игра «Сыщики» - необходимо найти потерявшуюся иголку. Дети высказывают предположения с помощью чего это эффективнее сделать и проверяют свои предположения с использованием магнита, пластилина.

Хорошо проводить в группе ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные НОД, режимные моменты. Они помогут закреплению знаний и умений личной безопасности у воспитанников. Дети будут знать, что нужно быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, что опасно находиться у от­крытого окна, двери балкона, будут иметь четкое представление о поведении при возмож­ных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице) и многом другом

Информативными, интересными для детей являются экскурсии и целевые прогулки. Они дают детям возможность в действительности увидеть строение дороги, её разметку, дорожные знаки, работу светофора или регулировщика, правильные и неправильные действия пешеходов. А рассказ воспитателя, его пояснения, помогут детям понять взаимоотношения пассажиров и пешеходов, причины аварий и происшествий, последствия нарушений правил. Запоминающимися являются экскурсии в пожарную часть, в службу спасения, когда дети рассматривают настоящие орудия труда, машины, беседуют с сотрудников этих служб или слушают их рассказы.

Как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности можно использовать художественную литературу. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью. Детям можно читать русские народные сказки, и произведения авторов такие как: С.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Толстого «Пожарные собаки», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер» и др. Использование стихов, загадок создаёт интерес у детей и позволяет легче запомнить правила поведения, дорожные знаки. Старших дошкольников можно и нужно знакомить с пословицами и поговорками, учить понимать их смысл, а через них усваивать правила безопасного поведения.

Например:

    Дорого при пожаре и ведро воды;

    Малая искра сжигает города;

    Каждый человек загодя думает о пожаре;

    Водой пожар тушат, а умом – предотвратят;

    С огнем воюют, а без огня горюют;

    Пламя это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

Традиционными методами и приёмами работы с детьми являются беседы, вопросы поискового характера на темы безопасной жизнедеятельности.

Рассматривание картин, беседы по их содержанию, составление рассказов так же является традиционными приёмами работы с детьми, которые можно использовать как воспитателям, так и другим специалистам, т. к. это позволяет расширять кругозор детей, развивать диалогическую и монологическую речь, мышление и наряду с этим знакомить с правилами безопасного поведения.

Вечера досуга являются одной из форм работы с детьми по образовательной области «Безопасность». Они обеспечивают эмоционально положительный настрой детей на соблюдение правил безопасного поведения, актуализацию знаний и закрепление умений детей.

Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и его за пределами.


Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

1. Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

4. Средства ознакомления детей с основами безопасности

5. Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

6. Методы ознакомления детей с основами безопасности

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы - «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. («компетентности» - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

. Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

. Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

. Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

. Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

. Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение,построенное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

Безопасность - это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446— «О безопасности»). В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. После введения ФГОС изменился подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

  1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
  2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих условий и принципов: -системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); - включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие); -наглядность; - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). Работа в ДОУ проходит по основной программе дошкольного образования Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой " От рождения до школы, а в старшей и подготовительной к школе группе по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной, которая разработана на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Она нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: Ребенок и другие люди. Ребенок и природа Ребенок дома. Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка. Ребенок на улицах города. Содержание должно реализовываться в ДОУ по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем опасностей окружающего мира. Важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения. Программа не накладывает ограничение на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно использовать методы, адекватные возрастным особенностям детей и целям развития. Вместе с тем. В силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных условий и принципов:

  • полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
  • системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
  • сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
  • учета условий городской и сельской местности - раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
  • возрастной адресованности - содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
  • интеграции - программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;
  • координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знаний детьми;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников - это среда группы, территория, оборудование, инвентарь, учет возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Литература:

  1. Н.А. Чермашенцева «Правила безопасности»
  2. Т.Ф. Скорлупова. «Правила дорожного движения»

Консультация для воспитателей на тему:

«Обогащение знаний, умений, навыков в образовательной области «Безопасность»

Подготовила:

Селезнева Н. А.

воспитатель МБДОУ № 84

Автозаводского района

города Нижнего Новгорода

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире. Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по ОБЖ:

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
  2. Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
  3. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность
  2. Психологический комфорт
  3. Смысловое отношение к миру
  4. Наглядность
  5. Доступность
  6. Непрерывность

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  1. Диагностика
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности;
  4. Формирование чувства ответственности - понимание и усвоение предъявляемых требований;
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей, . Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Работа по ОБЖ в ДОУ должна проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.

В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должны быть отражены основные направления, представленные в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улицах города

При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям, представленным в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной)
  2. Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня)
  3. Принцип сезонности
  4. Принцип учета местности
  5. Принцип возрастной адресованности
  6. Принцип интеграции
  7. Принцип преемственности с семьями
  8. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. - М. 1998.

2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 1989.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

4. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М., 2007

5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

6. Фисенко М.А. ОБЖ. - Волгоград., 2006.

7. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

8. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М., 2008

9. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. - С-Пб., 2008

10. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? - С-Пб., 2010

11. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»,
  2. Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.)
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно - дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.