Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений). Методика и технология профилактики социальных отклонений

Социальная профилактика- деятельность по предупреждению социальной проблемы, со­циального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных проблему отдельных индивидов "группы риска".

Выделяют три уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный уровень предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни.

2. Специальный уровень заключается в целенаправленном воздействии на: негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень представляет собой профилактическую дея­тельность в отношении конкретных лиц.

В социальной профилактике нуждается все население, и, прежде всего люди, входящие в группу риска. Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

Профилактическая работа носит многоуровневый характер, включающий в себя следующие задачи:

Решение социально-экономических, идеологических, культурных задач по удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости;

Воспитательные воздействия, осуществляемые в микросреде ребенка;

Выявление негативных влияний, обуславливающих асоциальные отклонения.

Ранняя профилактика социальных проблем, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических воздействий, оказываемых на ребенка со стороны его ближайшего окружения (семьи, школы, неформальных групп и т.п.). Для нейтрализации прямых негативных влияний необходимы социальный контроль и административно-правовые меры.

Одной из основных задач является создание на местах служб социотерапевтической помощи семье и ребенку, которые смогут квалифицированно осуществлять психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функцио­нально несостоятельным семьям, не справляющимся с задачами воспитания в силу психолого-педагогических и социально-психологических причин.

Ведущие ученые видят пути решения названных проблем в следующем:

1. Создание сети комплексных профилактических служб, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы; разработка правового обеспечения их деятельности.


2. Активное и целенаправленное использование различных институтов социализации.

3. Разработка специфических форм и средств приобщения детей группы социального риска к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально-значимую деятельность.

4. Широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями детей.

5. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни.

6. Осуществление контроля за детьми.

Для решения этих задач необходима выработка социальной политики, направленной на создание социально-психологических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

Выявление распространенности различных социальных проблем, провоцирующих их факторов;

Анализ имеющихся данных и разработка на их основе программы по профилактике социальных проблем;

Подготовка кадров (психологов, социальных педагогов, педагогов и пр.), владеющих методами предупреждения и коррекции социальных отклонений; психотехническими приемами, направленными на формирование у детей навыков социального общения, взаимодействия, принятия решений, развития позитивной концепции, формирования здорового образа жизни.

Участие социальных педагогов в превентивной системе, как правило, сводится к 3 основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

Социальные педагоги, осуществляющие профилактическую деятельность, располагая соответствующими аналитическими материалами, разрабатывают и проводят в жизнь такие меры (в зависимости от конкретных условий и обстоятельств), которые или оказывают непосредственное воздействие на уже существующие социальные отклонения или же носят упреждающий (превентивный) характер.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений надзорно- контрольной деятельности в социальной работе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Выявление сущности и особенностей подросткового возраста. Диагностирование степени склонности подростков к делинквентному поведению. Характеристика способов профилактики и разработка комплекса профилактических мероприятий отклонений в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Личностные особенности подросткового возраста. Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентного поведения. Оценка влияния социально-психологических факторов на появление отклоняющегося или асоциального поведения у современных подростков.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2011

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Формы проявления нарушений поведения. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантное поведение и личность. Девиантные явления в жизни подростка.

    реферат , добавлен 30.04.2007

    Проблема агрессии в современном мире. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков. Анализ психологических особенностей подросткового возраста. Понятие, методы и формы коррекции агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Изучение понятия депривации и видов развития детей в таком состоянии. Анализ своеобразия ценностно-мотивационной сферы личности девиантных подростков. Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Причины возникновения отклоняющегося поведения подростков. Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Понятие и причины девиантного поведения подростков, его виды и формы. Изучение системы социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению на примере Городского центра "Дети улиц". Оптимизации систем профилактики девиантного поведения.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Под редакцией профессора В. П. Соломина

Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

Публикуется за счет средств государственного контракта с Комитетом по науке и высшей школе от 15.06.2011 № 21/11 на оказание услуг по повышению квалификации

специалистов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в области профилактики наркозависимости

для государственных нужд Санкт-Петербурга

Авторы : д-р пед. наук, проф.В. П. Соломин ; д-р пед. наук, проф.П. В. Станкевич ; канд. пед. наук, доц.А. А. Алтуфьева ; канд. пед. наук, доц.Т. В. Вилейто ; канд. хим. наукИ. В. Головина ; канд. психол. наук, доц.Т. В. Маликова ; канд. пед. наук, доц.Е. Ю. Молодцова ; канд. ист. наук, доц.М. Г. Муравьева ; д-р мед. наук, проф.Н. Н. Плахов ; канд. пед. наук, доц.Э. М. Ребко ; канд. пед. наук, доц.А. М. Тарасов

П 78 Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

А. И. Герцена, 2011. - 99 с.

ISBN 978–5–8064–1707–8

В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью психоактивных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны. Такая тенденция, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодых людей. В связи с этим целенаправленная, продуманная работа специалистов, связанных с молодежным обществом, по профилактике социальных отклонений способствует воспитанию физически и социально здорового поколения, которому предстоит решать проблемы нашей страны в будущем.

В учебно-методическом пособии освещены основные вопросы аддиктологии и причины формирования зависимостей, особенности личности зависимых людей, раскрыты основы профилактической деятельности, ее социально-правовые аспекты.

Пособие предназначено для слушателей программы повышения квалификации «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», специалистов, включенных

в работу по профилактике социальных отклонений в молодежной среде, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании и алкоголизма. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам приближается к этим параметрам.

Подобная направленность увлечений молодежи, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодого поколения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число наркоманов в развитых странах составляет 48 млн человек. Признаками эпидемии наркомании в России являются неумолимо растущие показатели употребления наркотиков.

Эпидемиологические данные говорят о продолжающемся росте злоупотребления различными нелегальными наркотиками, например кокаином, а также легальными психоактивными веществами, такими как алкоголь. Вызывает беспокойство эпидемия употребления психоактивных веществ, прежде всего среди молодежи.

Социально опасной наркомания в России стала уже давно, но в последние годы она превратилась в настоящее национальное бедствие. Еще лет 10–15 назад это явление было известно в основном в крупных городах, а также в южных и среднеазиатских республиках бывшего Советского Союза. Но сегодня наркотизация охватывает всю территорию страны без исключения, проникает в самые удаленные и глухие уголки России.

С динамикой наркомании в стране напрямую связано и количество ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день резкое распространение ВИЧ-инфекции наиболее выражено на Северо-Западе России. Северо-Запад занимает одно из первых мест по абсолютному количеству ВИЧ-инфекции и по показателю распространенности. В Российской Федерации средний показатель распространенности составляет 227 человек на 100 тысяч, а по Северо-Западу этот показатель гораздо выше и составляет 625 человек на 100 тысяч.

На современном этапе общественного развития в России, по разным оценкам, принимают наркотики от 3 до 8 млн человек. Если учесть, что в эту проблему невольно вовлечены члены семей наркоманов, то число людей, непосредственно страдающих от наркотиков, увеличится еще как минимум втрое. Наркотики принимают люди из всех слоев населения и всех социальных групп. Постоянно возрастает и число молодых наркоманов, а их средний возраст (15–17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить 9–11-летнего наркомана. Среди людей более зрелого возраста (скажем, 30-летнего) наркоманов меньше. Проблема стоит настолько остро, что слова о деградации молодого поколения РФ уже нельзя считать преувеличенными.

По данным Министерства внутренних дел РФ 70% всех потребителей наркотиков составляют подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая

у подавляющей части респондентов. 55% всех случаев обнаружения ПАВ приходится на вещества, содержащие каннабиойды (марихуана, анаша, гашиш, канабинол); синтетические наркотики (амфетамин, метамфетамин) обнаружены в менее 5% случаев. При этом согласны с результатами тестирования 79,75% респондентов.

Исследования, проводимые в области профилактики наркозависимости (В. А. Ананьев и др.), указывают, что мнение молодых людей о наркотиках можно разделить на три типа:

употребляющие и сочувствующие;

радикальные противники;

неопределившиеся.

Результаты этих исследований показывают, что в среде молодежи есть здоровый потенциал сил для противодействия распространению наркомании. Основная задача родителей и специалистов, работающих в молодежной среде, - склонить неопределившихся на сторону здорового и трезвого существования, сформировав однозначно равнодушное отношение к легальным и нелегальным наркотикам. Для этого необходимо информировать о состоянии проблемы и родителей, и преподавателей образовательных учреждений, ибо очень часто они знают о наркотиках и наркомании меньше своих детей и студентов. В то же время система помощи употребляющим ПАВ в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам, уже страдающим химической зависимостью, и недостаточно эффективна для оказания помощи начинающим наркоманам.

ОСНОВЫ АДДИКТОЛОГИИ И ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

1.1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ВИДЫ И ФОРМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В широком смысле слова под зависимостью подразумевается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации»1 .

Аддиктивное поведение (от англ.addiction - склонность, па-

губная привычка, пристрастие; от лат. Addictus - тот, кто связан долгами, приговорен к рабству за долги)2 - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций3 .

Зависимое поведение рассматривают как болезнь, как расстройство влечений, поведения, как болезнь воли и т. д. Зависимое поведение включает в себя множество подвидов, различающихся

1 Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фай-

на. - М., 2000.

2 Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Акаде-

3 Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

по объекту аддикции. При определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности. Наибольшее распространение приобрели такие виды аддиктивного поведения как:

зависимость от психоактивных веществ (химическая зависимость): алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. п.;

нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

гэмбинг - игровая зависимость (азартные и компьютерные

сексуальные аддикции;

– фанатизм.

В отдельный вид аддиктивного поведения в настоящее время выделяют интернет-зависимость.

Выделяют также первичную и вторичную аддикции. Первичная аддикция представляет собой собственно зависимое поведение от чего-либо, в данном случае сама аддикция является основой формирования отклоняющегося поведения. Вторичная аддикция выступает как база других типов поведения и может являться следствием других поведенческих особенностей личности.

Общие признаки сформированного зависимого поведения:

Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния.

Цикличность. Вся жизнь зависимого определяется фазами цикла, который повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Фазы цикла:

1 - наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению, которая обычно формируется на бессознательном уровне и проявляется в постепенном увеличении тревожности, раздражительности, снижении внимания и т. п.;

2 - усиление желания и напряжения;

3 - ожидание и активный поиск объекта аддикции;

4 - получение аддикции и достижение специфических переживаний;

5 - расслабление;

6 - ремиссия (относительный покой).

Зависимое поведение вызывает личностные изменения, социальную дезадаптацию и приводит к формированию аддиктивной

установки - совокупность когнитивных, эмоциональных, и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни: объект зависимости (в нашем случае - наркотики) становится целью существования, а употребление - образом жизни. Аддиктивную установку характеризует:

сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции (например, постоянный запас сигарет): преобладание мыслей об объекте над другими, усиление механизма рационализации через который индивид пытается оправдать свою тягу к наркотику;

магическое отношение к объекту аддикции (фантазии о собственном могуществе или всемогуществе наркотика);

снижение критичности к негативным последствиям зависимого поведения, к окружающим зависимым на фоне недоверия ко всем, не употребляющим наркотики.

Анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести, нежела-

ние аддикта признавать свою зависимость, что осложняет возможности оказания ему помощи и в ряде случае делает зависимость непреодолимой.

Мотивация аддиктивного поведения изменяется в зависимости от стадии зависимости, возраста, пола, формы аддикции и индивидуальных особенностей. Различные формы зависимого поведения могут, как сочетаться, так и переходить друг в друга (табакокурение - курение гашиша - употребление алкоголя - употребление наркотиков; курение - пищевые зависимости; наркомания - алкоголизм). Длительность и характер протекания аддиктивного поведения зависит от характеристик объекта (что употребляем), частоты употребления, длительности употребления, индивидуальных особенностей.

Любой тип зависимого поведения действует разрушающе на личность, а потому многие авторы относят его к аутодеструктивному поведению, некоторые же вообще говорят, что зависимость, в первую очередь от психоактивных веществ, есть растянутый во времени суицид.

В данном пособии в большей степени обращено внимание на химическую форму зависимого поведения (наркоманию) и, прежде чем говорить о ее специфических формах проявления, воздействия и вовлечения, необходимо определиться с основной терминологией.

Наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих медицинских показаниях и в соответствующих дозах. Остальные варианты использования этих препаратов (то есть их немедицинское употребление) относят к категории злоупотреблений, поскольку подобное поведение является нарушением морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.

Наркотики (от греч.narke - оцепенение;narkotikos - приводящий в оцепенение) - это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть. Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями - медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский - если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.

Социальный - если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.

Юридический - если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (в нашей стране - это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств.

В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств.

В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодически пересматривается. Например, химически обработанный эфедрин, употребляемый наркоманами, введен в

список наркотиков недавно, хотя злоупотребления эфедрином от-

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо могущих осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеют место быть специфические институты, осуществляющие профилактику дальнейшего развития отклонеий в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы, в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а, с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения (поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе) профилактическую функцию выполняют КДН – комиссии по делам несовершеннолетних и социальные педагоги и психологи школы, родители, а так же система приютов для несовершеннолетних. Содержанием деятельности КДН (отделов при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а так же оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет), либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом для подростка, заставляя задуматься о своем будущем “на воле”. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. На уровне делинквентного поведения профилактическую функцию выполняет система исполнения наказания (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которых законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.



К числу стратегических целей социально-педагогической помощи личности с девиантным поведением относятся: формирование конструктивной мотивации, интеграция индивидуального социального опыта, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности, выработка жизненно важных умений, устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социально-психологической адаптации.

Более конкретными задачами социально-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности являются:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного поведения;

ослабление или устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных реакций тревоги;

развитие способности расслабляться;

развитие способности самоутверждаться;

развитие эффективных социальных навыков;

достижение адекватного сексуального функционирования;

развитие способности к саморегулированию.

43. АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.особенности детского алкоголизма .

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей.

 Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма.

 Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

 Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

 Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.

 Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних;

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

 большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состояниимногие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5 % подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

 пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

 пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

 пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

 пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
«Профилактика социальных отклонений
(Превентология)»
в свете ФГОС ВПО III поколения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(вариативная часть профессионального цикла)
Направление 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) «Магистр»
Магистерская программа «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)»

Цель модуля

Содействие формированию у
магистрантов общекультурных и
профессиональных компетенций в
области профилактики социальных
отклонений

Задачи учебного модуля

Сформировать базовый понятийный аппарат для
осмысления всех курсов модуля;
Ознакомить магистрантов с теоретическими основами
сохранения здоровья;
Дать представление о различных формах социальных
отклонений и единых механизмах формирования
зависимости;
Рассмотреть и систематизировать факторы риска
развития социальных отклонений;
Усвоить систему знаний и умений по профилактике
девиантного поведения (как теоретические, правовые,
так и организационно-методические аспекты);
Сформировать общекультурные и профессиональные
компетенции превентолога.

Структура учебного модуля (вариативной части профессионального цикла) «Профилактика социальных отклонений (Превентология)»

I) Базовые учебные дисциплины:

2.Различные формы социальных отклонений (наркомания,
алкоголизм, курение) и единые механизмы формирования
зависимости

4.Организация и методика проведения профилактической
работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности
превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод
профилактики аддиктивного поведения

II) Вариативные дисциплины
(Дисциплины и курсы по выбору)
1.
Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2.
Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.
Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.
Формирование коммуникативной культуры школьников
в деятельности превентолога
5.
Здоровый образ жизни как модель поведения
6.
Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний

Краткая аннотация

Необходимость разработки и внедрения в педагогический
процесс ВУЗов учебного модуля «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» как основы соответствующей
магистерской программы обусловлена наблюдающимся в
последние годы значительным ростом потребления наркотиков во
всем мире, приводящим к различным нарушениям здоровья и
поведения, которые являются причиной многих видов
социального, медицинского и экономического ущерба.
2.
В связи с высокой коморбидностью форм девиантного
поведения все чаще в литературе появляется употребление
термина «Общий девиантный синдром», отражающий единые
механизмы формирования зависимости при наркомании,
алкоголизме и курении. Современная ситуация настоятельно
требует дальнейшего развития системы профилактики
социальных отклонений.
3.
Для реализации и развития этой задачи требуются
компетентные специалисты, имеющие теоретическую, научнометодическую и практическую подготовку в данном вопросе.
4.
Предлагаемый учебный модуль «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» дает комплекс необходимых знаний
для ознакомления с теоретическими основами сохранения
здоровья, различными формами социальных отклонений,
механизмом формирования, факторами риска развития их, а также
организацией и методикой проведения профилактической работы
в образовательной среде.
1.

4.
Основополагающими правовыми и учебнометодическими документами, закладывающими
фундамент этого модуля, являются:
«Конституция РФ»,
«Основы законодательства РФ»
Законодательство РФ о наркотических веществах и
противодействии им
«Концепция национальной безопасности РФ»
Ф.З «Об образовании»
Ф.З. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»
Методические рекомендации, учебные пособия МЗ и МО по
профилактике
потребления ПАВ несовершеннолетними.
5.
Основными направлениями в деятельности будущих
магистров должны стать:
социально- педагогическое
организационно-методическое
нормативно-правовое
и др.

Дидактические единицы учебного модуля

Девиантное поведение;
аддиктивное поведение;
делинквентное поведение;
социальная педагогика;
профилактика социальных отклонений;
правовые аспекты профилактики;
базовые модели профилактической работы;
отечественный и зарубежный опыт
профилактической работы;
учреждения социального обслуживания
подростков и молодежи;
законодательство в сфере профилактики,
социальной защиты.

Степень новизны учебного модуля

Основой для создания модуля послужили некоторые
программы по соответствующим дисциплинам,
разработанные для специализации в рамках стандарта
второго поколения.
Был разработан впервые (в 2010 году).
Определенной степенью новизны является
соответствие модуля требованиям стандарта третьего
поколения.

10. Количество часов/зачетных единиц на вариативную часть профессионального цикла учебного модуля

Вариативная часть профессионального цикла данного учебного модуля включает в себя 10 учебных
дисциплин:
6 базовые:
1.Теоретические основы и технологии сохранения здоровья
2.Различные формы социальных отклонений (наркомания, алкоголизм, курение) и единые механизмы
формирования зависимости
3.Факторы риска развития социальных отклонений
4.Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод профилактики аддиктивного поведения
- по 3 зачетные единицы на каждую дисциплину, включая по 1 зачетной единице за
экзамен.
6 вариативные:
1. Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2 Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога
5.Здоровый образ жизни как модель поведения
6.Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний
- по 2 зачетных единицы на каждую из дисциплин, завершающихся зачетом.
Общая трудоёмкость: 30 зачетных единиц / 1080 часов (из расчета 1 зачетная единица = 36 часов, в свою очередь 36
часов – это 18 аудиторных + 18 для самостоятельной подготовки).

11. Результаты, востребованные на рынке труда

Магистры, владеющие знаниями, умениями и
навыками в области основ профилактики социальных
отклонений (превентологии), востребованы на рынке
труда
как в учреждениях социального обслуживания, так и:
в школе;
в профессиональном лицее
в колледже
в вузе
в качестве учителя, социального педагога, преподавателя
и др.

12. Виды профессиональной деятельности выпускника:

Социально-педагогическая;
Медико-социальная;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая.

13. Компетенции

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое
образование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен
обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными
:
- способен совершенствовать и развивать свой
общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готов использовать знание современных проблем науки и
образования при решении образовательных и профессиональных
задач (ОК-2);
- способен к самостоятельному освоению новых методов
исследования, к изменению научного профиля своей
профессиональной деятельности (ОК-3) и др.

14.

б) профессиональными:
- общепрофессиональными:
Способен осуществлять профессиональное и личностное
самообразование, проектировать дальнейший
образовательный маршрут и профессиональную карьеру
(ОПК-2);
- в области педагогической деятельности:
Способен применять современные методики и технологии
организации и реализации образовательного процесса на
различных образовательных ступенях в различных
образовательных учреждениях (ПК-1);
- в области научно-исследовательской деятельности:
Способен анализировать результаты научных исследований и
применять их при решении конкретных образовательных и
исследовательских задач (ПК-5);
- в области методической деятельности:
Готов к разработке и реализации методических моделей,
методик, технологий и приемов обучения, к анализу
результатов прлоцесса их использования в в
образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

15.

- в области культурно-просветительской
деятельности:
Способен изучать и формировать культурные
потребности и повышать культурно-образовательный
уровень различных групп населения (ПК-17);
Готов разрабатывать стратегии просветительской
деятельности (ПК-18).

16. Взаимосвязь и интеграция с другими учебными модулями

Взаимосвязь учебного модуля «Профилактика
социальных отклонений (Превентология)» с другими
учебными модулями определяется общими точками
соприкосновения в рамках многоуровневой системы
подготовки по направлению «Педагогическое
образование», например, профиль «Образование в
области безопасности жизнедеятельности», - с
основными дидактическими единицами в
исследуемой предметной области.
Говоря о данном проекте учебного модуля,
разработанного на нашей кафедре, следует отметить
непосредственную взаимосвязь с учебными
модулями других кафедр, в частности, кафедрой
социальной безопасности: например,«Социальная
безопасность человека» и др.

17. Благодарю за внимание!

Макарова Людмила Павловна,
доктор медицинских наук, профессор
профессор кафедры медико-валеологических дисциплин
Факультет безопасности жизнедеятельности
РГПУ им. А. И. Герцена