Естественное (грудное) вскармливание. Современные подходы к грудному вскармливанию. Дополнительные пищевые добавки

Статья Натальи Кряжевских, преподавателя йоги, консультанта по грудному вскармливанию, слингоконсультанта, специально для книги «Осознанная беременность и естественное родительство».

Невозможно наладить естественный процесс, действуя противоестественно.


Грудное вскармливание (ГВ) – это естественный физиологический процесс, который следует за родами. Тело родившей женщины идеально подготовлено к кормлению грудью. По статистике, только около 2% женщин имеют объективные причины, не позволяющие его практиковать. Тогда почему же очень часто мамочки жалуются на то, что возникают такие сложности с ГВ, как нехватка молока, недостаточные прибавки ребёнка в весе или проблемы с грудью? Почему этот отточенный тысячелетиями процесс выдаёт такие сбои? В нём что-то поменялось в последнее время?

Природный процесс не поменялся. Изменился наш образ жизни. И это сильнее всего проявилось в XX веке. Процесс индустриализации нуждался в рабочей силе, поэтому были востребованы женщины, не зависимые от детей; в моду вошли коляски, отдельные кроватки и ранние прикормы. Последствие урбанизации – небольшие обособленные семьи, в которых будущие матери не имели опыта ухода за младенцами, общения с ними и часто никогда не видели ГВ вживую.

К концу прошлого века подключилась также агрессивная реклама искусственного питания. Производители смесей превозносят ГВ как идеал, а искусственное вскармливание представляют нормой и делают вывод о том, что «грудное вскармливание более полноценно и оптимально». По сути это правда, но есть уловка. Ведь в нашем случае биологическая норма, образец для сравнения – естественный физиологический процесс грудного вскармливания. По сравнению с ним получается, что смесь неполноценна и неоптимальна и меньше подходит для организма ребёнка. А искусственно вскормленные дети уступают грудничкам по стойкости иммунитета, интеллектуальному развитию и многим другим параметрам. Конечно, такое представление продукта невыгодно для производителей смесей. Однако нам, чтобы принимать осознанные решения, важно понимать подобные информационные подмены.

Полностью воссоздать грудное молоко невозможно. У каждой пары мать-дитя оно индивидуально. По оценкам учёных, число его компонентов колеблется от 400 до 4000 (в смесях 20–30). Состав молока (белки, жиры, углеводы, факторы иммунитета, витамины, гормоны и т. п.) постоянно исследуют не только отдельные лаборатории, но и целые институты. Те вещества, которые удаётся открыть, часто патентуют – настолько они уникальны. Кроме пищи и питья грудное вскармливание удовлетворяет и остальные базовые потребности младенца, который рождается полностью незрелым и зависимым. Это, во-первых, физический контакт с мамой – ребёнок не осознаёт себя как отдельное существо и ощущает своё тело только посредством внешних прикосновений к очень чувствительной в этот период коже. Во-вторых, потребность в тепле и безопасности от сильных физических воздействий. В-третьих, утоление сосательного рефлекса и насыщение. Кроме того, кормящей маме легче заметить, что ребёнок мокрый и удовлетворить также потребность в комфорте.

Польза грудного вскармливания для ребёнка очевидна и бесценна. Но и для здоровья мамы этот процесс очень важен и является залогом позитивного психологического настроя, оптимального гормонального фона, быстрого восстановления добеременного состояния, а в будущем – меньшей вероятности остеопороза, рака молочных желёз, матки и других серьёзных заболеваний.

Необходимо, чтобы будущая мама владела полноценной информацией о ГВ до родов, после которых сразу возникает большое количество вопросов о лактации. Весомым подспорьем в этом могут оказаться «Правила успешного грудного вскармливания», которые ВОЗ сформулировала ещё в конце 80-х гг. прошлого века.

Важно знать, что раннее прикладывание ребёнка к груди (в течение первых часов после родов) неоценимо для становления лактации и формирования установки у матери и ребёнка на грудное вскармливание.

Необходимо исключить догрудное кормление, т. е. не докармливать новорожденного из бутылки до того, как мать приложит его к груди. У ребёнка должен произойти правильный импринтинг – распознавание и запоминание именно процесса грудного вскармливания. Кроме того, желудок новорожденного размером с вишню, поэтому ему для питания в первые 1–3 суток достаточно и тех нескольких миллилитров молозива, которые выделяются из материнской груди.

На процессы налаживания более близкого контакта между матерью и ребёнком и обоюдного обучения ГВ очень позитивно влияет совместное пребывание матери и ребёнка после родов.

Правильное положение ребёнка у груди необходимо для эффективного сосания и комфорта матери. Признаками правильного прикладывания (то, как ребёнок захватывает и сосёт грудь) считаются: широко открытый рот с вывернутыми наружу губами, при этом сосок и почти вся ареола во рту, подбородок касается материнской груди, нос свободно дышит, при сосании щёки округлены и заметно глотание. Выделяют три основные позы для кормления, которые помогают эффективно опорожнять все доли молочной железы: «колыбелька», «из-под руки» и «лёжа». Рекомендуется проходить все три хотя бы раз в сутки для каждой груди в течение первых 1–2 месяцев. Очень важно, чтобы в любой позе для кормления положение матери было удобным и расслабленным.

Для успешного ГВ необходимо наладить кормление по требованию , когда грудь предлагается даже при малейшем намёке со стороны ребёнка: поисковом движении головой, губами, открывании рта и т. п. При этом прикладывание к груди даже до 4 раз в час считается нормальным. К сожалению, в некоторых роддомах до сих пор практикуется кормление по режиму. При этом доказано, что большие искусственные интервалы между кормлениями приводят к постепенному угасанию лактации и необходимости введения докорма.

Мамам важно придерживаться правила, которое поддержит оптимальный набор веса и лактацию – продолжительность кормления регулирует ребёнок . Кормление заканчивается, когда ребёнок сам отстранится от груди. В жизни ребёнка могут быть периоды долгого «зависания» на груди, с которыми легко смириться, понимая, что грудное вскармливание – успокоительное средство, общение с мамой и «заказ еды на будущее», т. к. сам процесс сосания стимулирует выработку молока.

Очень важны ночные кормления из груди , т. к. они наиболее полноценны (все участники расслаблены и никуда не спешат). Кроме того, доказано, что в ночное и предутреннее время в ответ на сосание продуцируется большое количество пролактина – гормона, отвечающего за выработку молока.

Поскольку в молоке содержится 88–90% воды, малыша на грудном вскармливании не надо допаивать . В жаркое время рекомендуется просто чаще прикладывать к груди. Мнимое же чувство насыщения при допаивании может снизить аппетит, а значит, отразиться на прибавках в весе и стимуляции груди.

Соски, бутылочки и пустышки являются заменителями груди . Они «забирают» часть сосательного рефлекса на себя, что скажется на весе и поддержании лактации. Кроме того, процессы сосания соски и груди отличаются, что может стать причиной травм сосков, беспокойного поведения ребёнка под грудью и других последствий. Для докармливания лучше использовать несосательные предметы (шприц, ложечки, поильники и т. п.).

Полноценные кормления длятся 20 минут и дольше, благодаря чему ребёнок получает достаточное количество жиров, что является залогом хороших прибавок в весе.

Гигиену груди можно осуществлять во время общего душа 1–2 раза в день. При частом мытье смывается секрет, вырабатываемый железами Монтгомери и обладающий бактерицидными и смягчающими свойствами. Это может привести к повреждению соска при сосании.

Частые взвешивания ребёнка не дают объективной информации. Показательными являются взвешивания не чаще 1 раза в неделю. Опираясь на два признака:недельную прибавку и количество мочеиспусканий, можно сделать достоверный вывод о достаточности питания на ГВ. Для ребёнка до 6 месяцев количество мочеиспусканий должно быть больше 10–12 раз в сутки.

Дополнительные сцеживания не нужны . При кормлении по требованию молока вырабатывается столько, сколько нужно ребёнку, иначе возможна гиперлактация.

Доказано, что до 6 месяцев ЖКТ ребёнка не готов к другой пище, поэтому до этого момента рекомендуется только грудное вскармливание .

Кормить малыша грудью рекомендуется минимум до 2-х лет. В этот период идёт максимальное усвоение питательных веществ из материнского молока. Позитивно продолжать кормлению грудью и далее. Это обеспечивает сильный иммунитет ребёнка, а также психологический и эмоциональный комфорт.

Очень важна поддержка кормящих матерей , особенно моральная. В этом способно помочь общение с женщинами, кормившими своих детей до 2–4 лет.

Заметим, что все эти правила приближают нас к естественному поведению в грудном вскармливании. Действительно, современная наука всего лишь переоткрывает природную мудрость, заложенную в нас с рождения и размытую наносными стереотипами «взрослой» жизни. Ещё поэтому так важно следовать за ребёнком, который от природы чист и мудр, причём не только в вопросах грудного вскармливания.

Важно помнить, что возникающие проблемы – это нормально и естественно. Мы все имеем способность их решать. Помните: женщина, родившая ребёнка, всегда будет для него идеальной матерью. Никто не будет понимать его лучше неё.

Комментарии Кристины Хлыстовой, сертифицированного диетолога, онлайн-тренера и автора курсов «Очищение на живом питании» и «Очищение кормящей мамы и ребёнка на живом питании»:

Почему грудное вскармливание является самым естественным процессом в материнстве?
Потому что это естественное физиологическое продолжение беременности и родов. Оно задумано самой природой. Если абстрагироваться от социума и цивилизации, то в природе выживание младенца зависит от того, сможет ли мать кормить его грудью. Смесей не существует, чистой воды тоже, сосок и бутылочек – подавно. Мама носит малыша на руках, в слингах, кормит его грудью по первому требованию и регулярно высаживает, ведь громкий крик или запах могут привлечь нежелательное внимание.

Откуда же тогда миф о «немолочной маме»?

Этим мы обязаны особенностям истории в последние 150 лет. В купеческих и крестьянских семьях дореволюционной России женщины кормили грудью минимум «три длинных поста» (около 2 лет). В высшем свете кормить грудью считалось дурным тоном, поэтому ребёнка отдавали кормилице, а грудь перетягивали. Из-за подобного травмирования груди была высокая смертность от так называемой «грудной горячки», то есть гнойных маститов.

После революции и гражданской войны, когда не хватало мужчин, женщины были вынуждены много трудиться на производстве и в сельском хозяйстве. Так возникает режим кормления по часам, ведь из-за необходимости работать мама не могла всё время быть рядом с малышом. После ВОВ положение женщин стало ещё более тяжёлым. Необходимо было поднимать страну и трудиться буквально везде. В этот период закрепляется жёсткий режим кормления по часам. Крошки остаются в яслях под надзором персонала, который вынужден кормить смесью и не по требованию. Вводится запрет на ночные кормления и совместный сон (ведь женщине нужно было спать после тяжелого трудового дня). Естественно, без активной стимуляции груди (сосание по требованию) и ночных кормлений (выделение пролактина, отвечающего за количество молока, особенно в предутренние часы!) лактация затухает. Мамы на работе. Грудь разбухает, огромное число маститов. Поэтому смеси становятся просто спасением! Они вводятся повсеместно. Однако их состав несовершенен, и у деток возникает авитаминоз. Как следствие, вводят ранний прикорм, когда ребёнок ещё не готов. Нормой становится искусственное, а не естественное грудное вскармливание.

Кроме того, кормление по режиму часто провоцирует проблемы с грудью (трещины и болезненность от неправильного прикладывания, лактостазы и маститы). Отсюда миф о болезненности, сложности и даже неприличности кормления грудью. И вот, несколько поколений таких «немолочных матерей» рождают представление о том, что это норма. Девочки в семьях не приобретают позитивного опыта естественного вскармливания, их братьев и сестричек кормят смесью из бутылочки. Даже кукол сегодня продают с бутылочками и сосками, выставляя такое кормление само собой разумеющимся!

Что такое код маркетинга заменителей грудного молока?

В 1960 году 100% мексиканских детей кормились грудью до полугода, а в 1970 детей, в шесть месяцев получающих грудное молоко, осталось 9%. Что произошло за эти десять лет? Да просто в Мексику пришли фирмы-производители смесей с агрессивной рекламой.

В 1981 году был создан Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока. В России же, увы, мало кто знает о самом факте существования кодекса. И уж тем более никто не торопится его соблюдать. Кодекс не запрещает продажу и использование смесей. Целью кодекса является защита матерей от агрессивной рекламы, которая со всех сторон гласит, что смесь такая же полезная, как и мамино молочко! В положениях кодекса имеется строгий запрет: никакой рекламы любых заменителей грудного молока; никакой рекламы бутылок для кормления и сосок; никаких бесплатных образцов и пробников, особенно в медицинских учреждениях. А что мы видим в аптеках? Женских консультациях? Роддомах? Факт: матери, которые получили пробники смесей, бросали кормить грудью с вероятностью на 39% выше, чем те, кто их не получал. Вот такая печальная статистика…

А ещё печальнее то, что 10 лет назад, по данным опроса, в России 48% мам вообще не видели разницы между материнским молоком и смесью! Вы только вдумайтесь в это!

Экологическое кормление грудью исключает использование бутылок или сосок, разделение матери и ребёнка, установление родителем режима кормления или ограничение ночных кормлений. Обратите внимание: это не «лучшее» и тем более не «идеал», как стараются убедить в своей рекламе производители искусственного питания, а именно норма. Это стандарт, необходимый каждому ребенку для нормального роста и развития.

В чём уникальность и польза грудного молока?

Лактация начинается с выделения молозива в первые дни после родов. Это желтая жидкость, содержащая в себе все компоненты для обеспечения иммунитета новорожденного. Оно содержит 8–14% белка, иммуноглобулин А, большое количество лейкоцитов, более 130 видов пребиотиков, большое число витаминов (причём некоторых больше, чем в зрелом молоке, например, А, Е и другие). Имеет слабительный эффект для более быстрого вывода мекония из кишечника ребёнка. Ни одна смесь не сможет обеспечить такую защиту организму малыша. В мире получено более 150 патентов на компоненты грудного молока для производства лекарств.

Далее приходит «переходное молоко». Оно насчитывает сотни различных компонентов, соотношение которых постоянно изменяется в зависимости от потребностей конкретного ребёнка в течение дня, недели. «Переходное молоко» содержит лактоферрин – уникальную составляющую человеческого молока. Это молочный белок, главная функция которого – связывание и транспортировка железа в организме, а «побочные» эффекты – активная борьба с любой инфекцией, регулировка естественного иммунитета и даже замедление роста опухолей и метастазов. 1 грамм лактоферрина из коровьего молока стоит более 1000 долларов, а из молока человека – уже более 3000 долларов. При этом содержание лактоферрина в коровьем молоке – около 0,1 г на литр, а в женском – 2 г на литр. Вот как высока стоимость естественного питания, которое каждая мать в силах дать своему малышу! Если учесть, что малыш съедает около литра, такое питание стоит более 6000 долларов! Вот так цена! Кто тут говорил, что смесь и молоко равнозначны?!

Интересно, что содержание лактоферрина максимально в первые 5 суток жизни малыша. Затем оно значительно снижается и вновь начинает возрастать уже на втором году кормления. Очень важный фактор в защиту долгокормления! Кормите деток больше 1,5–2 лет! Это уже не еда, а чистый иммунитет для них!

Зрелое грудное молоко также содержит витамины и минеральные вещества, незаменимые для роста и развития человеческого организма. Состав материнского молока меняется не только в течение месяца или дня, но и в течение одного кормления в зависимости от индивидуальных потребностей ребёнка!

Грудное молоко легко переваривается и усваивается ребёнком, способствуя выработке и сохранению здоровой микрофлоры кишечника. Большинство компонентов молока невозможно воссоздать в лабораториях. В самых адаптированных смесях их всего около 60. А в молоке их больше 300, причём это количество продолжает расти. Грудное молоко содержит наилучшее, легко усваивающееся вашим малышом соотношение белков, жиров, витаминов и минералов. Добиться такого соотношения промышленным путём не удаётся. Медицинские исследования показали: заболеваемость грудничков на 70% ниже, чем «искусственников».

В чём преимущества грудного вскармливания для детей?

Искусственное питание – это стандартизованная искусственная еда, не рассчитанная на вашего единственного и неповторимого малыша. Она заставляет работать его жизненные системы в аварийном режиме. Заменители грудного молока создаются на основе молока коровьего, которое совсем непохоже на человеческое. Кроме того, что молоко мамы всегда под рукой, оно ещё и абсолютно стерильно. Промышленное производство смесей несёт в себе большой риск для здоровья ребёнка. Есть масса случаев, когда в смесях мировых известных производителей не раз находили мышьяк, пластик, битое стекло, свинец и т. п. А сколько перепутанных этикеток, что чревато потерянным здоровьем для «аллергичных» деток! Много всего страшного в этой сфере происходит.

В чём преимущества грудного вскармливания для матерей?

Кормление грудью – совершенно естественная часть репродуктивного цикла женщины, обязательное продолжение беременности и родов. Окситоцин способствует восстановлению сил после родов, быстрому сокращению матки и остановке послеродового кровотечения. Благодаря долгому отсутствию менструаций кормящая мама лучше защищена от железодефицитной анемии. Кормление грудью серьёзно защищает женщину от раковых заболеваний груди и яичников (на 20% меньше с каждыми родами, если ребёнка кормили грудью хотя бы в течение двух месяцев).

Психологические преимущества: ГВ очень сильно сказывается на характере мамы, делая её более мягкой, спокойной и чувствительной, особенно с малышом. Зарождается и становится все крепче незримая нить обоюдной привязанности, интуитивная связь.

У всех ли матерей есть возможность кормить грудью?

По статистике ВОЗ, около 3% женщин не могут кормить грудью. Причём эти 3% приходятся на ситуации некоторых тяжёлых заболеваний матери или ребёнка, при этом ещё некоторое количество женщин при желании могут наладить смешанное вскармливание. То есть, грубо говоря, только 1–2% женщин действительно не могут кормить! У нас же чуть ли не каждая вторая отказывается от ГВ по тем или иным причинам.

Однако в подавляющем большинстве ситуаций кормление грудью не только возможно, но и способствует восстановлению здоровья. Например, при общих инфекционных нетяжёлых заболеваниях матери, ветряной оспе, цитомегаловирусе – во всех этих случаях ребёнок при кормлении, наоборот, даже не успев заболеть сам, уже получает с молоком защиту в виде антител. Вероятность передачи гепатита А и В с материнским молоком ничтожна по сравнению с риском внутриутробного заражения. Потому если при родах инфицирования ребёнка не произошло, для кормления грудью противопоказаний нет. Стафилококк и стрептококк у матери, эндометрит, инфекции мочевыводящих путей вполне могут быть вылечены с продолжением кормления грудью. Не существует запрета кормить при мастите (более того, кормление грудью способствует более быстрому его излечению). Но это палка о двух концах: мама избавляется от мастита, а ребенок наедается гноя из маминой воспаленной груди...

Наконец, стоит сказать несколько слов о ситуациях, когда маму убеждают, что даже если она и сможет кормить, молока у неё будет недостаточно. Например, в случае многоплодных родов. На самом деле активное кормление способствует повышению выработки молока. При желании, если у мамы есть хорошая поддержка, она может кормить успешно и долго!

Почему малыша на грудном вскармливании не нужно допаивать водой до 6–8 месяцев?

Содержание воды в материнском молоке – около 90%. Если же мы начинаем допаивать малыша до введения прикорма, мы рискуем столкнуться с несколькими опасностями. Первая опасность – это недоедание из-за мнимого чувства насыщения за счёт воды. Сколько ребёнок попил воды, столько же он не доел молока. От молока ребёнок растет, а от воды – нет. Соответственно, вторая опасность – снижение стимуляции груди и уменьшение выработки молока. Результат – отказ от груди. Кроме того, молочко у мамы стерильно, а вода – нет. Это большой риск нарушить микрофлору малыша, что принесёт массу хлопот с «проблемным животиком».

О чём не знают сторонники кормления по режиму?

Во-первых, частое сосание – это физиологическая норма для малыша, потому что материнское молоко усваивается гораздо быстрее смеси (при кормлении которой, собственно, и выдерживаются определенные интервалы, чтоб животик отдыхал, и всё усвоилось).

Во-вторых, сосание маминой груди – это не только питание, но и общение с мамой, обеспечение психологического комфорта и хорошего развития малыша.

Почему не рекомендуется использовать соски и пустышки?

Мышцы рта ребёнка устают от соски, и малыш меньше сосёт грудь. Соответственно, снижается выработка молока у мамы.

У младенца происходит «путаница сосков», и он может начать сосать грудь неправильно.

Любая соска есть источник инфекции.

Соски – причина неправильного роста челюсти, кривых и больных зубов, неправильного прикуса.

Пустышка замыкает ребёнка на самом себе. Ведь на него не обращают нужного ему внимания. Значительно ослабевает связь с мамой.

Доказана связь пустышек со случаями детского аутизма.

В чём состоит польза долгокормления?

ВОЗ неслучайно рекомендует кормить малыша грудью минимум (!) 2 года. После года грудное молоко изменяет свой состав. Оно уже не является основной пищей для малыша, и на первый план выходят иммунные функции. Чем старше становится ребёнок, тем больше в молоке концентрация иммуноглобулинов. На втором году кормления обычная суточная доза молока, которую получает малыш, находящийся на естественном вскармливании (в среднем 448 мл), обеспечивает 43% потребности в белке, 36% потребности в кальции, 75% витамина А, 94% витамина B12 и 60% витамина C. Особо отмечают пользу долгокормления грамотные стоматологи и ортодонты для правильного формирования челюстно-лицевого скелета, прорезывания молочных и постоянных зубов.

Не менее важны и психологические аспекты долгокормления. К сожалению, для многих людей «можно кормить другой пищей» автоматически превращается в «нужно кормить другой пищей». Однако преждевременное насильственное отлучение может спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Одно из зарубежных исследований показало, что чем дольше ребёнок кормится грудью, тем лучше проходит социальная адаптация уже позже, в шести-восьмилетнем возрасте. Малышам старше года свойственна эмоциональная неустойчивость (то зубы прорезываются, то простыл, то режим сбился, то что-то не по силам, ребёнок начинает расстраиваться из-за несоответствия своих желаний возможностям и т. п.), а при сохранении ГВ вся семья гораздо легче минует непростую пору возрастных психологических и физических кризисов.

«Сейчас моему сыну 2 года и 9 месяцев, и я до сих пор кормлю его грудью. Слышала много мнений об этом, в основном нелестных. Кто-то говорит, что молоко после года бесполезно, да и его и нет совсем. Но оно есть. На днях я ощутила прилив к груди, чего уже год как не было. Конечно, сейчас кормлений мало, одно-два ночью, и мне даже интересно, как сама природа сделала так, что эти кормления в итоге сойдут на нет. Это связь матери и ребёнка, необходимая для дальнейшего полноценного развития ребёнка».

Варвара Кузнецова, производство и реализация одежды, мама Добрыни


«Природой заложен гениальный механизм вскармливания ребёнка молоком матери, через которое он получает не только питательные вещества, но и информацию о своём Роде. Для меня было большим удовольствием кормить малыша своим молоком. Я и представить не могла, что может быть как-то иначе. Это тот самый интимный контакт, когда не нужно слов, чтобы понять глубину любви друг к другу. Ребёнок долгое время не умеет говорить, и этот телесный контакт с матерью, гораздо более глубокий, чем прикосновения, позволяет ему узнать об эмоциях и чувствах, которые испытывает мать. Сейчас ребёнку почти 3 года, он питается так же, как я (вегетарианство). У меня ещё есть немного молока, которым малыш рад полакомиться после основного приёма пищи или по настроению. Каких-то временных рамок для окончания прикладывания к груди я не ставлю, поскольку это должно быть обоюдное решение. Когда ребёнок получит всё то тепло, которое я могу ему отдать через кормление, процесс завершится» .

Анна Соловей, музыкальный руководитель детского сада, мама Надежды


«Благодаря курсам в родительской школе «Драгоценность» и правильной информации, с ГВ у нас всё получилось, кормление было по требованию, без режима. Кормимся и сейчас, ребёнку скоро 3 года. На груди ребёнок успокаивается, утешается в случае какого-то беспокойства или болезненных ощущений. Между мамой и ребёнком устанавливается глубокая связь на духовном уровне, очень близкие отношения. Во время прикладывания к груди (особенно в первые месяцы) захлестывает волна невероятной нежности и любви к малышу. Поистине, дьявольская задумка – разлучить мать и дитя, разорвав между ними связь, устанавливаемую через грудное вскармливание. ГВ может быть очень утомительно, требует много терпения, выдержки, ребёнок может «висеть» на груди долго (особенно если беременность была нервной и напряжённой, а роды сложными), и это настоящая аскеза не отрывать его от себя, терпеть и давать то, что ему нужно».

Наталья Ходырева, программист, мама Анны


Узнать технику правильного прикладывания к груди и получить помощь в налаживании лактации вы можете с помощью консультантов по грудному вскармливанию.

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Естественное (грудное) вскармливание

Актуальность темы. Многолетние наблюдения и исследования доказали, что естественное вскармливание на 1-м году жизни является основой полноценного физического и умственного развития ребенка, формирования резистентности к инфекционным и соматических заболеваний, а попытки вскармливать новорожденных и младенцев молоком других биологических видов необходимо расценивать как экологическую катастрофу. Поэтому изучение преимуществ и принципов естественного вскармливания и мероприятий, направленных на его поддержку, необходимо для улучшения состояния здоровья детского населения.

Цель занятия. Изучить основные положения о грудном вскармливании детей, его значение для здоровья ребенка, выяснить современные взгляды на эту проблему, усвоить принципы проведения данного вида вскармливания.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1. Морфофункциональные особенности органов пищеварения и обмена веществ у детей в возрастном аспекте.

2. Количественный и качественный состав молозива, переходного и зрелого женского молока.

3. Особенности женского молока, обусловливающих его чрезвычайную биологическую ценность по сравнению с молоком других видов, и его влияние на развитие ребенка.

4. Расчет объема суточного рациона ребенка 1-го года жизни разными методами.

5. Потребность ребенка грудного возраста в главных пищевых нутриентах и калориях.

6. Сроки введения в рацион ребенка корректирующих добавок (фруктовые и овощные соки, фруктовые пюре, желток яйца), прикормки.

7. Правила введения прикормки и корректирующих добавок.

8. пищевого рациона кормящей матери.

9. Примерная схема составления рациона питания ребенка 1-го года жизни, находится на естественном вскармливании.

10. питания недоношенных детей.

11. Десять принципов успешного грудного вскармливания ВОЗ и ЮНИСЕФ.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Составлять суточный рацион питания для здорового ребенка 1-го года жизни, находится на естественном вскармливании.

2. Оценивать данные анамнеза, свидетельствующие о качестве питания ребенка, выявлять ошибки в сложенном рационе и проводить их коррекцию по существующим правилам.

3. Составить пищевой рацион кормящей матери.

4. Выявлять и оценивать клинические признаки, свидетельствующие о недоедания ребенка, устранить их.

Основная литература

Чеботарева В.Д., Майданников В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - М.: Б. и., 1999. - С. 452-497.

Дополнительная литература

Мазурин AB, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб.: "Издательство Фолиант", 2001. - С. 827-922.

Педиатрия / Под ред. Н.П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - С. 199-225.

Современное ведение лактации и грудного вскармливания: Учебное пособие. При содействии Детского Фонда Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Украине. - М., 2002. - 152 с.

Вспомогательные материалы

1. Современные подходы к грудному вскармливанию.

2. Суточная потребность детей 1-го года жизни в главных нутриентах и энергии при естественном вскармливании.

3. Примерная схема сроков введения прикормки при естественном вскармливании.

4. Формулы расчета суточного объема грудного молока для детей.

5. Алгоритм составления суточного меню ребенка.

Современные подходы к грудному вскармливанию

Для обеспечения полноценного вскармливания ребенка необходимо соблюдать правила, которые способствуют усилению лактации у женщины. Приводим эти правила.

1. Срок первого прикладывания ребенка к груди имеет существенное значение для становления лактации. Лучше всего это сделать в первые 30-40 мин после рождения ребенка. Если по состоянию здоровья матери и ребенка нет противопоказаний, то после кормления надо оставить ребенка с матерью на 1 час. Затем здоровых новорожденных оставляют с матерью в одной палате и прикладывают к груди при потребности ребенка.

2. Свободное кормление способствует становлению взаимоотношений между матерью и ребенком. Налаживается ритм лактации, но здоровому ребенку не следует вводить ограничений в режим кормления. Количество кормлений и часы их проведения должны регулироваться по необходимости ребенка.

3. Исследованиями различных аспектов естественного вскармливания доказано, что нельзя подкармливать новорожденного ребенка заменителями грудного молока, так как их использование приводит к изменению процессов колонизации кишечника лактобациллами, нарушает становление функции пищеварительной системы, способствует сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока, дезориентирует акт сосания из-за использования в этих случаях сосок.

4. Главным показателем полноценного кормления ребенка должен быть ее физическое и психическое развитие. Данные контрольного взвешивания является недостаточным критерием полноценности вскармливания. Это связано со значительными изменениями индивидуальной качества молока разных женщин (количество белков в женском зрелом молоке колеблется в широких пределах: от 1 г до 2 г в 100 мл молока), а также с его изменениями в течение кормления (концентрация жиров может варьироваться в 4 - 5 раз от начала до конца процесса кормления).

5. Для стимуляции лактации, предотвращение развития поражений и трещин сосков оптимальным способом является кормление ребенка с обеих грудных желез при условии полного опорожнения одной груди. Кормить надо одной грудью 5-15 мин до ее полного опорожнения, а если ребенок еще требует пищи - продолжить кормление второй, начиная с нее следующее кормление.

6. В настоящее время считается нецелесообразным давать совет матери сцеживать молоко до "последней капли", потому что с точки зрения физиологии это невозможно: грудная железа постоянно выделяет молоко и тем больше, чем интенсивнее проводится сцеживания.

7. Рациональное питание матери, частое прикладывание ребенка к груди, включая и ночное время, доброжелательные отношения в семье, положительная эмоциональная ориентация женщины к естественному вскармливанию являются главными факторами улучшения в нее лактации и оптимизации вскармливания ребенка на 1-м году жизни.

Суточная потребность детей 1-го года жизни в главных нутриентах и энергии при естественном вскармливании (по А.В. Мазурин, И.В. Воронцовым, 2000)

Примерная схема сроков введения прикормки при естественном вскармливании

Названия продуктов и блюд Возраст, месяцы Примечание
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10- 12-й
Фруктовый сок, мл 40 50 60 70 80 90 90 100 5 марта-месячного возраста
Фруктовое пюре, мл 40 50 60 70 80 90 90 100 3 5,5-месячного возраста
Сыр, г - 10-30 40 40 40 50 3 Июнь-месячного возраста
Желток - 1/4 1/2 1/2 1/2 1/2 3 Июнь-месячного возраста
Пюре овощное, г 10-100 150 150 170 180 200 3 5-5,5-месячного возраста
Каша молочная, г 50 150 150 150 170 170 200 3 6-6,5-месячноговозраста
Мясное пюре, г - - 5- 30 50 50 60 70 3 7-7,5-месячноговозраста
Кефир, мл - - - 200 200 200 3 августа-месячного возраста
Хлеб (высшего сорта), г - - - - - 5-10 11 марта-месячного возраста
Растительное масло, мл 1-3 3 3 5 5 6 5 марта-месячного возраста
Коровье масло, г - 1-4 4 4 5 6 3 Июнь-месячного возраста

Рациональное питание играет первостепенную роль в обеспечении гармоничного роста и развития детского организма, поддержании здоровья ребенка, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.

Особое значение имеет правильное питание детей раннего возраста, у которых практически отсутствуют запасы пищевых веществ, несовершенны процессы их усвоения из-за недостаточной сформированности обмена веществ и механизмов защиты от вредных соединений, поступающих в организм с пищей.

Естественное вскармливание

Рациональное питание детей первого года жизни предусматривает в первую очередь естественное вскармливание.

Грудное молоко — это свежая, натуральная, доступная в любое время суток, стерильная и имеющая нужную температуру пища для малыша. Однако грудное молоко — это не только полезный для младенца пищевой продукт. Оно обладает активными биологическими свойствами, которых не имеют даже самые совершенные молочные смеси. Гормоны, биологически активные вещества, иммунные комплексы, живые клетки материнского молока оказывают благотворное влияние на организм ребенка. Они обеспечивают оптимальное течение процессов обмена веществ и поддержание устойчивости организма ребенка к инфекциям и неблагоприятным внешним факторам.

Кормление грудью — это еще и эмоциональный, духовный контакт матери и ребенка, оказывающий уникальное биологическое воздействие на его организм. При вскармливании материнским молоком малыши более спокойны и уравновешенны, приветливы и доброжелательны, а в дальнейшем более привязаны к матери, чем дети, находившиеся на искусственном вскармливании.

Раннее прикладывание к груди способствует более быстрой адаптации новорожденного к условиям окружающего мира.

Грудное молоко наилучшим образом удовлетворяет потребности растущего организма в белках, жирах, углеводах, большинстве витаминов и микроэлементов, и ребенок до 4-6 месяцев совершенно не нуждается в иных продуктах (так называемых продуктах прикорма), кроме материнского молока.

Грудное молоко способствует заселению желудочно-кишечного тракта полезными микроорганизмами и препятствует размножению болезнетворных бактерий. Вскармливание ребенка грудным молоком предотвращает развитие пищевой аллергии, хронических заболеваний органов пищеварения.

Дети, вскармливаемые грудью, реже болеют не только кишечными, но и острыми респираторными инфекциями, вследствие того, что грудное молоко содержит лимфоциты, макрофаги, а также антитела к тем инфекционным заболеваниям, которые перенесла мать.

Грудное вскармливание оказывает положительное влияние и на здоровье матери, способствует предотвращению таких заболеваний, как мастит, рак молочной железы и яичников.

Регулярное кормление грудью задерживает возобновление менструации и является естественным фактором, предупреждающим наступление беременности.

Практически все женщины после рождения детей способны к лактации (выработке молока). Настоящая неспособность к грудному вскармливанию встречается очень редко. При психологической поддержке врача, членов семьи, рациональном питании, соблюдении ряда правил по обеспечению лактации успех гарантирован в 90-95% случаев.

Важными условиями, способствующими полноценному грудному вскармливанию, являются:

  • прикладывание ребенка к груди в первые 30 минут после родов
  • тесный контакт между матерью и ребенком сразу после родов, который обеспечивает совместное пребывание в палате матери и новорожденного
  • прикладывание ребенка к груди, когда он голоден
  • правильное положение ребенка у груди, которое значительно облегчает кормление, обеспечивает своевременное поступление молока и помогает предотвратить воспаление и растрескивание сосков, а также нагрубание молочных желез.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения указывают следующие признаки правильного кормления:

Положение тела

  • матери удобно, она расслаблена
  • тело ребенка прижато к материнскому, он лежит лицом к ее груди
  • голова и тело ребенка находятся в одной плоскости
  • подбородок ребенка касается груди.

Реакция ребенка

  • ребенок берет грудь, когда он голоден
  • при касании груди происходит захватывающий рефлекс
  • ребенок облизывает грудь
  • ребенок спокоен и внимателен к груди
  • ребенок не выпускает грудь.
  • Эмоциональная близость

  • мать спокойна, уверенна
  • мать смотрит на ребенка, гладит его, помимо контакта «кожа к коже», происходит контакт «глаза в глаза».
  • Состояние груди

  • во время кормления грудь выглядит круглой
  • соски набухшие, вытянуты вперед
  • после кормления грудь мягкая
  • кожа выглядит здоровой.
  • Сосание

  • ротик ребенка широко открыт
  • нижняя губа вывернута наружу
  • язык изогнут вокруг соска груди
  • щеки круглые
  • медленное, глубокое сосание с паузами
  • можно видеть и слышать глотание
  • время сосания 10-12 минут
  • ребенок сам отпустил грудь.
  • «У меня недостаточно молока» — один из самых распространенных доводов, который приводят матери для оправдания своего желания слишком рано перейти на кормление ребенка молочными смесями или кашами. Однако часто у женщин вполне достаточно молока, но не хватает уверенности в этом. Им кажется, что ребенок плачет больше, чем обычно; хочет, чтобы его кормили чаще; долго сосет во время кормления.

    Действительно, в течение нескольких дней ребенок может казаться голодным, возможно, из-за того, что идет период более быстрого роста, и он требует, чтобы его кормили чаще. Это обычно происходит в возрасте около 2-6 недель и около 3 месяцев. Если ребенка прикладывать к груди чаще, то количество молока у мамы увеличится.

    В то же время, если в этот период начать кормить ребенка через соску из бутылочки, то лактация постепенно начнет снижаться. Ведь чем реже женщина кормит грудью, тем меньше в ее организме выделяется гормона пролактина, стимулирующего образование молока. К тому же питание через соску не требует от ребенка таких усилий, как сосание груди, и он вскоре отказывается брать грудь. Поэтому, если мать и врач считают необходимым давать ребенку прикорм (смесь, кашу и т. д.), то следует давать их не через соску, а с ложечки или из чашки.

    Как выяснить, получает ли ребенок достаточно молока?

    Существует простой тест-проверка. Если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании и при этом мочится не менее шести раз за сутки, значит, грудного молока ему хватает.

    Следует постоянно сопоставлять показатели веса и роста ребенка с нормативами, соответствующими его возрасту.

    Взвешивать малыша следует ежемесячно или еженедельно.

    В первые 6 месяцев жизни здоровый ребенок при достаточном количестве питания должен прибавлять в весе от 500 до 1000 г ежемесячно или не менее 125 г каждую неделю.

    Рекомендуем прочитать: Подборка полезных советов по детскому питанию, рекомендации, ответы на частые вопросы по питанию малышей.
    Частые вопросы: Детское питание. Проблемы и решения.
    Готовим для ребенка: Рецепты вкусных и полезных блюд для детей.
    Обсуждение вопросов детского питания:

    Здорового малыша, находящегося на естественном вскармливании, можно безошибочно определить по особому блеску глаз, бархатистости кожи и упругости мышц, веселому нраву и спокойному поведению. Содержащиеся в материнском молоке биологически активные вещества, гормоны, ферменты обеспечивают правильное развитие всех систем и органов ребенка. Присутствующие в нем антитела и иммунные комплексы предохраняют ребенка от болезнетворных микроорганизмов и вирусов.

    Наукой доказано, что дети, вскармливаемые молоком матери, гораздо реже болеют вирусными и инфекционными заболеваниями, чем дети-искусственники. Риск возникновения аллергических заболеваний у них также значительно ниже. Кормление грудью оказывает самое благоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка и его психику. Отмечено, что у людей, вскормленных грудью, интеллект чаще находится на более высоком уровне. Имеются наблюдения, что асоциальное поведение, жестокость по отношению к животным и окружающим, трудности в общении, в том числе с лицами противоположного пола, снижение родительских чувств чаще встречаются у людей, которые не получали в младенчестве материнское молоко. Подтверждено, что атеросклероз, сахарный диабет, лейкоз, хронические заболевания органов пищеварения гораздо реже встречаются у тех, кто в раннем детстве находился на естественном вскармливании.

    Кормление грудью полезно и для здоровья самой женщины. У нее значительно больше шансов избежать заболевания раком молочной железы и женских половых органов, быстрее возвращается в нормальное состояние матка после родов и рассасываются жировые складки, образовавшиеся во время беременности в области талии, живота и бедер. Грудное вскармливание благотворно влияет на психику женщины, делает ее более уравновешенной, доброй и умиротворенной. Важно и то, что грудное молоко всегда “под рукой”, всегда стерильное, свежее, оптимальной температуры и консистенции. Естественное вскармливание предпочтительнее и с экономической точки зрения.

    В первый месяц жизни ребенку требуется 5 банок заменителя по 500 г, во второй – 6,5 банки, в третий – 8 банок. За первые полгода расходуется 43-45 банок искусственных смесей. Учитывая их высокую стоимость, на питание малыша тратится значительная сумма. При естественном вскармливании, если малыш развивается нормально, вплоть до 4–6 месяцев семья почти не тратит денег на детское питание, так как именно до этого возраста здоровому ребенку для нормального развития бывает вполне достаточно питательных веществ, поступающих с молоком матери.

    Как правильно подготовиться к кормлению грудью

    С момента наступления беременности будущая мама должна дать себе установку: “Я буду кормить своего ребенка грудью. Я это смогу. У меня будет достаточно молока для моего малыша”. Это нужно повторять время от времени как заклинание, потому что для нормальной лактации психологический настрой имеет огромное значение. Объективно – практически каждая женщина способна к достаточной выработке молока. Полная неспособность к грудному вскармливанию встречается крайне редко.

    Кроме психологического настроя, нужно позаботиться о полноценном питании. Пища беременной женщины должна быть богата белками, минералами и витаминами. Не менее важны нормальный сон, регулярные прогулки, полный отказ от алкоголя и курения, нужно стараться избегать переутомления и излишних волнений. Во время беременности необходимо регулярно посещать женскую консультацию и подробно обсуждать со своим акушером-гинекологом вопросы, касающиеся предстоящего грудного вскармливания. На основе осмотра молочных желез он сможет дать конкретные рекомендации по подготовке к лактации.

    О влиянии формы и размера груди на кормление

    Величина молочных желез не влияет на процесс лактации. Практика показывает, что женщины с маленькой грудью даже чаще, чем пышногрудые, становятся прекрасными кормилицами. Проблема обычно возникает при плоских или втянутых сосках в независимости от того, большая или маленькая у вас грудь. В этих случаях, начиная с 6-го месяца беременности, нужно делать массаж и вытягивание сосков. Можно носить специальные накладки для их коррекции. Если это делать регулярно, положительный результат наступает в большинстве случаев. Хорошее влияние на процесс лактации оказывает контрастный душ по утрам и легкий поглаживающий массаж грудных желез до и после кормления.

    О пользе раннего прикладывания новорожденного к груди

    Здоровый новорожденный имеет хорошо развитый сосательный рефлекс, поэтому лучше всего прикладывать его к груди сразу же после рождения. Голенького ребенка кладут на живот матери и дают ему возможность пососать грудь. Такой тесный контакт между ними должен длиться не менее получаса. За это время мать и ребенок выходят из состояния родового стресса, происходит укрепление их взаимосвязей, активно включаются в работу все органы чувств новорожденного. Такая тактика способствует более быстрому развитию механизмов секреции грудного молока и последующей устойчивой лактации, так как сосательные движения ребенка подают сигнал для образования в организме матери гормона окситоцина, который стимулирует выработку молока. Этот гормон также усиливает сокращение матки и ускоряет отделение плаценты, предупреждая тем самым возможность послеродовых кровотечений у матери.

    Противопоказания раннего прикладывания к груди

    Они существуют, но их немного. Это – серьезные заболевания почек, кесарево сечение, большая кровопотеря в родах, отрицательный резус-фактор, сахарный диабет. Со стороны ребенка – оценка по шкале Апгар при рождении меньше 7 баллов, асфиксия, родовая травма, гемолитическая болезнь, серьезные пороки развития и глубокая недоношенность. Но даже в этих случаях время между рождением и первым прикладыванием ребенка к груди должно быть сведено до минимума. Чем меньше это время, тем легче наладить нормальную лактацию в дальнейшем. Необходимое решение в каждом конкретном случае должен принять лечащий врач.

    Кормление ребенка в первые дни его жизни

    В первые сутки-двое после родов молочные железы вырабатывают не молоко, а молозиво. Оно содержит высокий процент белка и минеральных веществ, поэтому даже в небольших количествах удовлетворяет пищевую потребность ребенка первых дней жизни. Кроме того, попадая в желудочно-кишечный тракт новорожденного, молозиво обеспечивает созревание слизистой оболочки кишечника, что подготавливает его для нормального переваривания пищи в дальнейшем. Более быстрому “прибыванию” молока у матери в первые дни после родов способствует частое сосание груди младенцем, так как его сосательные движения провоцируют выброс в кровь матери гормонов, отвечающих за образование молока. Поэтому так важно их совместное пребывание с первых часов после родов. При этом мать имеет возможность кормить ребенка по первому требованию, а ребенок может выбрать для себя более подходящий режим кормления, сна и бодрствования. Все это обеспечивает психологический комфорт им обоим. В таких условиях у мамы, как правило, очень скоро начинает вырабатываться достаточное количество молока.

    В период становления лактации лучше ничего не давать ребенку в качестве питья или докорма, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями, так как у здорового новорожденного запас жидкости и пищевых веществ достаточен для поддержания его жизнедеятельности в течение нескольких дней после рождения. Поить ребенка раствором глюкозы, кипяченой водой или, что еще хуже, докармливать его в этот период искусственными молочными смесями не только излишне с точки зрения физиологических потребностей новорожденного, но и вредно, так как это уменьшает или извращает его сосательную способность. В результате ребенок будет плохо сосать грудь или совсем от нее откажется, а это, в свою очередь, затруднит процесс становления нормальной лактации у матери.

    Как узнать, достаточно ли грудного молока получает малыш

    Подавляющее большинство женщин (90-95%) могут вырабатывать достаточно молока для своего ребенка, если они этого хотят и если кормят ребенка правильно и по его требованию. Свободное вскармливание (кормление по требованию ребенка) находит все больше сторонников. Оно более комфортно для малышей как с физиологической, так и с психологической точки зрения, а мамам помогает легче наладить оптимальную лактацию. Когда ребенок голоден, он обязательно даст об этом знать, маме важно только внимательно наблюдать за ним и научиться отличать “голодный” плач от любого другого. Голодный ребенок с готовностью “берет” грудь и начинает жадно сосать. Насытившись, он сам ее отпускает и кажется очень довольным. Для того чтобы высосать необходимое количество молока, ребенку обычно требуется 15-20 минут.

    Чтобы быть уверенным, что ребенок получает достаточное количество молока, нужно время от времени проводить контрольные взвешивания малыша до и после кормления и регулярно следить за параметрами его физического и эмоционального развития. Раз в месяц необходимо посещать своего педиатра, который при осмотре ребенка может сделать вывод, получает ли он полноценное питание.

    Здоровый ребенок в первое полугодие в среднем прибавляет в весе от 500 г до 1 кг ежемесячно (минимум 125 г в неделю). Кроме того, существует очень простой тест-проверка на мокрые пеленки. Если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании и при этом мочится за сутки не менее 6 раз, значит, ему хватает молока. При этом моча должна быть бесцветной или бледно-желтой. Иногда маме может показаться, что ребенок демонстрирует чувство голода чаще обычного. Как правило, это происходит в возрасте 2 – 6 недель и 3-х месяцев, когда у детей наступает период более бурного роста. Если в этот период позволить ребенку сосать грудь чаще, то выработка молока у мамы увеличится, и ребенок скоро вернется к прежнему режиму.

    Что делать, когда молока не хватает

    В первую очередь не надо паниковать и не торопитесь начинать докармливать ребенка смесью. Если вы чувствуете, что ребенок недоедает, давайте ему грудь чаще общепринятого, в большинстве случаев со временем молоко начинает вырабатываться в достаточном для ребенка количестве. Надо обратить пристальное внимание на свой рацион питания, в нем должно быть достаточно белковой пищи и продуктов, богатых витаминами и минералами. Не забывайте о поливитаминных комплексах, специально разработанных для беременных и кормящих женщин. Важен психологический и эмоциональный настрой. Перестаньте нервничать, попытайтесь успокоиться и сосредоточьтесь на мысли, что у вас достаточно молока. Кроме того, существует целый ряд биологически активных веществ растительного происхождения, способствующих лактации. Можно порекомендовать напитки из морковного сока и сока редьки, настои душицы, крапивы, фенхеля, укропа, тмина, аниса, семян салата. В аптеках продаются травяные сборы, усиливающие лактацию. Если и это не помогает, можно прибегнуть к специальным стимулирующим средствам. Это никотиновая и глутаминовая кислота, витамин Е (токоферола ацетат), сухие пивные дрожжи, пчелиное маточное молочко, апилак и другие средства. При стойкой гипогалактии (недостаточности грудного молока) врач может назначить гормонотерапию. Если женщина в целом здорова и имеет четкую внутреннюю установку на грудное вскармливание, после применения этих средств достаточная лактация восстанавливается практически в 100% случаев. Квалифицированный совет по налаживанию грудного вскармливания можно получить в круглосуточном консультационном центре при роддоме №6 г.Москвы по тел.: 250-8456, 250-2908. Если вам все-таки пришлось докармливать ребенка смесью, делайте это либо из ложечки, либо из специальной кружки, от бутылки с соской лучше отказаться. Иначе ребенок будет плохо сосать грудь или может совсем от нее отказаться. В этом случае лактация уменьшится, и вы будете вынуждены перейти на искусственное вскармливание.

    Вспомогательные средства для нормальной лактации

    В настоящее время существует достаточно широкий набор вспомогательных средств, помогающих маме в поддержке грудного вскармливания. Они могут быть использованы при возникновении трудностей, связанных как с состоянием матери, так и малыша. Например, когда достаточное количество молока не образуется даже в ответ на рефлекс сосания, нормальную лактацию можно попробовать восстановить путем частого опорожнения груди с помощью молокоотсоса, который используют через каждые один-два часа. И когда ребенок не в состоянии полностью опорожнить грудь, освободить ее от остатков молока можно также применяя молокоотсос, что, в свою очередь – своеобразная профилактика мастита. К его помощи прибегают и тогда, когда ребенок не способен по какой-либо причине сосать. Однако использовать молокоотсосы рекомендуется только в тех случаях, когда естественные способы оказываются малоэффективными. После родов каждая женщина должна быть обучена правильным приемам ручного сцеживания, и в первую очередь применять нужно именно их и только во вторую – молокоотсосы. При плоских и втянутых сосках используют специальные накладки. Во время кормления грудью часто трескаются соски. Чтобы ускорить процесс заживления, не прерывая грудное вскармливание, применяют специальный крем на основе 100% ланолина, витамин А в масляном растворе, стерильное облепиховое масло и другие средства.