Амонашвили краткое содержание. Любовь к жизни, в целом? Принципы обучения по Занкову

«Рождаясь, мы несем с собой богатство»

Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях - чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми.

Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень - образ Творца. Раскрытие и познание этой сути - и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

Потенциальные возможности каждого из нас неограниченны! Задача родителей - раскрывать эти образы, позволять им проявляться.

- Как это возможно сделать?

Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка - в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас - источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Как будто я держу лейку и поливаю цветок, который еще не расцвел. Точно знаю, что бутон распустится, нужно лишь позаботиться о нем и подождать. То есть взрослые ежеминутно «поливают» внутренний образ ребенка своими внешними.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

Закон воспитания: сейчас или никогда

- Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

- Чего нельзя себе позволять?

В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать - это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить - это путь указать.

Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

Получается, задача родителей - быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

Сейчас или никогда. Здесь такой закон действует. Иначе нужно будет заниматься перевоспитанием, переобучением, а это намного сложнее. Лучше, чтобы все было вовремя и соразмерено с мудростью.

Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

«Воспитание нужно начинать до зачатия»

У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

- Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать - рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

- А дети выбирают родителей?

Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные - как получится.

«Дети научили меня искренней любви!»

- О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

И в семье, и в школе должна присутствовать разумная и не фанатичная религиозность. Та, которая никому не мешает. Моя вера говорит: не навреди, люби каждого, даже врага. Кого это обижает?

Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

- Вы говорили, что дети - лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

Досье

Шалва Амонашвили - всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.

Его система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Образование. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 году - докторскую.

Карьера. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, участь на втором курсе университета. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии - лаборантом, научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.
В 1989 - 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.
С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси.
С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Проекты. Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ. Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Награды и звания. Доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почетный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства». Награждён медалями: «К. Д. Ушинского», «Учитель Великой России».
Книги. «Педагогическая симфония», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «В школу с шести лет», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни», «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Баллада о воспитании», «Истина Школы», «Без сердца что поймём?», «Спешите, дети, будем учиться летать!», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Амон-Ра», «Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

Текст: Марина Чайка.

Первый принцип - это любить ребенка. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте».

Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.

Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.

И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.

Свод правил для учителя

Например несколько правил:

Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.


Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.

Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.

Предлагайте родителям присутствовать на уроках.

Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.

Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

Помогайте ребенку превзойти самого себя.

Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.

Тубельский Александр Наумович - директор средней школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук..
Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.
Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предположении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзадан-ность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».
Эти процессы опираются на следующие принципы.
1. Личностный смысл учебы(личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного пред мета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.
2. Межпредметные погружения:учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.
3. Рефлексия:учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям ос мысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.
4. Творческий экзамен как открытое соревнование:накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.
5. Культурное взаимодействиеребят разных возрастов и самоуправление.
6. Особое образовательное пространство:пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование:подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.
Особенности содержания

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идет освоениеобщекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.
Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждениек выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности.

Один день в неделю посвящается трудовойподготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Особенности методики
Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений»,когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.
Другой формой учебного процесса является мастерская или студия,которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику (см. п. 9.6.).
Балльной системы оценивания не существует,в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Учебный год завершается творческими экзаменами,на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации укладашкольной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Формы повышения квалификации работников образовательных учреждений. Аттестация педагогических кадров, ее цели, задачи, изменения в порядке прохождения. Методическая работа в школе, её особенности на современном этапе.

С 1 января 2011 г. введен новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Ее проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске.

Цель аттестации - установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Основными задачами аттестации являются:

· Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педработников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных пед.технологий

· Повышение эффективности и качества педтруда

· Определение необходимости повышения квалификации педработников

· Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педработников

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации, гуманность.

) - советский и российский педагог и психолог.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 года, действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии . Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария) . Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах . Ректор Академии педагогического искусства и социализации . В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили . Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

    Награды и премии

    Семья

    • родители - Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-1942) - погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-1990).
    • сестра - Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
    • жена - Ниорадзе Валерия Гивиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Ушла из жизни 24 октября 2012 года.
    • дети - Паата (1964) - психолог, социолог, писатель, издатель, Нино - филолог, ювелир.
    • Внуки - Мика (1990) - бизнесмен, строитель; Александр - финансист; Нино - социолог.

    Педагогические идеи

    Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

    Основные установки

    Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

    Основные методические подходы

    Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

    Труды

    • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980
    • Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.
    • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.
    • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986
    • Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987
    • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
    • Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986
    • Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
    • Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. - М.,1996.
    • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. - М., 2003.
    • Амонашвили Ш. А. Вера и любовь. - М., 2009.
    • Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну. - М.,2009.
    • Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
    • Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
    • Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
    • Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
    • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!. - М..2005.
    • Амонашвили Ш. А. На иностранном языке

      Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983-1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;

      Критика взглядов Ш. Амонашвили

      Главными критиками работ Шалвы Амонашвили являются представители Русской Православной церкви. По мнению протоиерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды Амонашвили пропитаны оккультизмом. В доказательство автор представляет следующие аргументы:

      • "...Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов, вводит собственный новояз";
      • "...гуманизм Амонашвили, основанный на «винегрете» из религий и философских течений, ведет к полной потере духовных ориентиров прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребёнка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке";
      • "О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях – самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по сути остаются словами";
      • вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
      • манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;
      • остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

    Краткая биография

    Амонашвили Ш.А. – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии. Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

    Шалва Александрович родился в $1931$ году в Грузии в городе Тбилиси. Амонашвили окончил Тбилисский университет и стал членом НИИ педагогики Грузии, где и проработал до $1991$ года.

    В $1958$ году он закончил аспирантуру, а в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.

    В $1961$ году началось первое в качестве эксперимента внедрение его разработок в тбилисской «Школе радости » с шестилетними детьми. Целью эксперимента было воспитание гармоничных членов общества. Начиная с $1964$ года, Шалва Александрович участвовал и руководил экспериментом по внедрению педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» во многих школах Грузии.

    В $1972$ году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

    В $1980$ году Амонашвили стал профессором Московского педогогического университета. С $1987$ года по совместительству занимает должность гендиректора экспериментального НПО Министерства образования Грузии.

    С $1993$ года он активно включился в проект «Школа $2100$». Но ВНИК закрыли, а разработки остались не нужными, при этом основа будущих изменений в образовании была положена.

    С $2001$ года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.

    Гуманная педагогика Амонашвили

    Замечание 1

    Амонашвили стал первым педагогом-новатором, провозгласившим педагогику сотрудничества, синтезировавшим педагогический опыт предшественников и современников. Педагогика Амонашвили не надламливает ребенка, не изменяет, а полностью принимает.

    Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:

    • любовь к ребенку;
    • очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
    • проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.

    В результате использования данных принципов педагог начинает чувствовать детей, а у детей рождается доверие к нему. Соответственно, педагогический процесс становится эффективным, так как ученики уверены, что всегда смогут получить ответ на заданный вопрос. Ответ педагога затрагивает глубинные чувства детей и стимулирует у них интерес к явлениям действительности. Это самый надежный путь к саморазвитию и многостороннему познанию ребенка.

    Амонашвили полагает, что эффективность воспитания и обучения полностью зависит от личности педагога, который должен:

    • понимать детей и их позицию, быть снисходительным;
    • верить в результат и быть деятельным оптимистом;
    • обладать лучшими личностными качествами.

    При выполнении этих условий ребенок превращается в соратника в процессе своего воспитания, а учитель является проводником между духовностью и ребенком.

    Гуманность по отношению к детям, вера в них провоцируют детское саморазвитие. Дети вступают в сотрудничество с педагогом, а он в свою очередь их энергию направляет на эффективное познание.

    Амонашвили придерживается мнения, что нет отстающих детей. Их надо просто любить, а воспитанием с ними заниматься в подходящей духовно-нравственной среде, создаваемой учителем.

    В школах Шалвы ставятся следующие задачи:

    • подтолкнуть ребенка к культурному саморазвитию;
    • сделать занятия познавательными, развивающими коммуникацию, позволяющими детям взрослеть;
    • перенаправить умело энергию детей на занятия;
    • постоянно подстегивать детский познавательный инстинкт.

    В его школах отсутствует оценочная система, унижающая достоинство ребенка. Детские успехи не сравнивают. Ребенок соревнуется исключительно сам с собой и с собственными достижениями. В результате этого исчезает соперничество, которое заменяется взаимопомощью и взаимовыручкой. Дети учатся радоваться чужим успехам.

    Учеников в таких школах привлекают к выстраиванию учебного процесса. Ребята сами составляют задания, пишут собственные учебники и организуют уроки. Познание проходит на добровольной основе и высочайшем духовном уровне. В процессе обучения педагог-гуманист не просто дает знания, а помогает в освоении моральных и духовных ценностей общества, в понимании целостности взрослой жизни и жизни ребенка.

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
    Кафедра педагогики высшего образования

    Реферат
    на тему: «Педагогические идеи Ш. А. Амонашвили»

    Выполнила:

    Проверил:

    Курск
    2014

    Введение
    1. Биография Ш.А. Амонашвили
    2. «Что такое гуманная педагогика?»
    3. Основные идеи гуманно-личностной педагогики
    4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики
    5. Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
    6. Свод правил для учителя
    Заключение
    Список литературы

    Введение

    В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
    Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
    Идеи гуманизации;
    Осуществление воспитания в контексте культуры;
    Создания открытых воспитательных систем;
    Возврата воспитания в семью;
    Поддержки и развития индивидуальности;
    Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
    В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
    Вместе с тем, необходимо признать, что на современном этапе складывается как это ни парадоксально некоторое «утомление» гуманистическим подходом. Про него уже столько сказано, столько людей вообще и педагогов в частности объявило себя его горячими приверженцами, притом что реальные подвижки в системе образования идут гораздо медленнее. В результате возникает непроизвольный вопрос: а есть ли этот самый гуманистический подход к воспитанию? В чем он заключается? Или это только лишь красивая, но увы избитая фраза?

    1. Биография Ш.А. Амонашвили

    Амонашвили Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор. (1980) руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г., почетный член РАО с 21 марта 1993г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.
    После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор), с 1987 - генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии. С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
    Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
    Публикации:
    Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, Тб., 1970;
    Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
    Созидая человека, М., 1982;
    Здравствуйте, дети! М., 1983;
    Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
    В школу - с шести лет, М., 1986;
    Как живете, дети?, М., 1986;
    Единство цели, М., 1987;
    Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.
    Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию гуманной педагогики».

    2. «Что такое гуманная педагогика?»

    Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
    Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.
    Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная. основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, напр., обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.

    3. Основные идеи гуманно- личностной педагогики

    Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
    1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
    2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
    3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
    4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
    5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
    6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
    Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:
    Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
    1. Уроки познавательного чтения.
    2. Уроки письменноречевой деятельности.
    3. Уроки родного языка.
    4. Уроки математических воображений.
    5. Уроки духовной жизни.
    6. Уроки постижения красоты.
    7. Уроки планирования и деятельности.
    8. Уроки смелости и выносливости.
    9. Уроки о природе.
    10. Уроки о мире наук.
    11. Уроки общения.
    12. Уроки иностранной речи.
    13. Уроки игры в шахматы.
    14. Уроки компьютерной грамотности. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.
    Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
    7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно- авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
    8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
    Овладение основами гуманного педагогического мышления -- непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

    4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

    Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций.
    В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. - N9, 1991.
    Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования".
    Такие очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.
    Образ "идеальной школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".
    В развитии детской индивидуальности В.А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.
    Как решить эту задачу, показали в 80-х годах учителя-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. В отчете о своей творческой встрече они написали: "То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития". Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., Просвещение 1980. - с. 61
    В широкой среде педагогической и родительской общественности хорошо известны средства, которые эти учителя применяли для побуждения детей к учению без принуждения: постановка трудной цели, сотрудничество педагога с детьми в ее достижении, использование опорных сигналов, отказ от практики плохих отметок, качественная оценка результатов работы, представление детям возможности сделать свободный выбор, опережающее обучение, крупноблочная подача учебного материала, отношение к уроку как совместному "произведению" педагога и детей, коллективное творчество, развитие способностей учеников к самоанализу и самооценке, защита каждого ребенка как личности... Эти положения стали исходными для обоснования Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода в образовании и путей его практического воплощения в "Школе жизни".
    "Школа жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.
    Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.
    Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.
    Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.
    Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.
    Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.
    Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
    Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка". Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. - с. 37
    Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.
    Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
    "Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:

      во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
      во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".
    Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической парадигмы образования. Первая из них состоит в особом ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии.
    Что касается педагогических средств, методов и форм организации педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.
    Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.
    Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.
    Гуманистическое направление центрировано на человеке (главная ценность), культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных cтратегий и моделей образования. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. - с. 42

    5. Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
    гуманная педагогика обучение
    Первый принцип - это любить ребенка. Любовь человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Все это составляет темную силу педагогики, педагогическое зло, которое порой способно разрушить и отравить освещенную и согретую любовью и добротой жизнь ребенка, внести в нее растерянность, разочарование, злобу.
    Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
    Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Но чтобы в будущем более глубоко вникнуть в суть этого принципа, я постараюсь сделать для себя педагогические выводы из следующей мысли Маркса: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде?»
    У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.
    Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.
    И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.

    6. Свод правил для учителя

    Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
    Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
    Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
    Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
    Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
    Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
    Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
    Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок довершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
    Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
    Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
    Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
    Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
    Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
    Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
    Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
    Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
    Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
    Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
    Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, от носитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
    Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
    Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
    Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
    Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
    Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
    Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
    Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
    Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
    Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
    Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
    Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
    Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
    Помогайте ребенку превзойти самого себя.
    Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

    Заключение

    Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
    Разумеется, общественное педагогическое сознание не может кардинально измениться за такой малый исторический период, но безусловно, что грядущие десятилетия пройдут под знаком идей гуманной педагогики, идей педагогики сотрудничества, идей педагогики ненасилия.
    Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.

    Список литературы

      Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
      Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.,1998.
      Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
      Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
      Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
      Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М., 1995.
      Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. М., 1998.
      Профессия учитель. Под ред. В.П. Олавкина. М., 1985.
      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
      Современные педагоги-новаторы. Под. ред. А.Д. Коровиной. Л., 1984.
      Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
    и т.д.................