Возрастные особенности психического развития детей 2 3 лет. Кризис двух лет

Ольга Голещихина
Психологические особенности развития детей 2–3 лет

Психологические особенности развития детей 2 – 3 лет

Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменения в его характере, поведении, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок идет по-своему пути развития, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития, которые являются некоторым ориентиром как для родителей, так и для специалистов работающих с детьми данной возрастной группы.

В 2-3 годика ребенок - это уже маленькая личность! Он сознательно произносит "я": "Я хочу/не хочу, я буду/не буду!". Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили. Нельзя наказывать несправедливо ребенка, т. к. он становиться обидчивым. Этот период жизни психологи называют кризисным. Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Малыш иногда может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, сразу прекратить игру, чтобы пойти поесть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становиться трудно.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского сада, и в точности повторяет характерные им позы, жесты, мимику, речь. Ролевая игра в жизни любого ребенка - показатель новой ступени в умственном развитии.

Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы - светит солнце, идет снег, дождь, гремит гром, на небе тучи; сегодня тепло, холодно, жарко и др. ; о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления о них; о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др. ; о некоторых трудовых действиях - пилить дрова, копать землю, мыть посуду, пылесосить ковер и т. д.

Ребенок трех лет запоминает и правильно выполняет четыре-пять действий подряд, названных взрослым (подойти к столику, взять карандаш, принести его и положить на стол). Так же хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд. В три года малыш может после показа взрослого нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел карандаш, он вряд ли выполнит задание. Не забывайте, что в общении со взрослыми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Проявлять внимание, сочувствие к другим детям (отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему, т. е. развиваться воспитанным малышом.

Для ребенка в этом возрасте важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2-3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году жизни?

предоставляйте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого;

относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью;

избегайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие; проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка ил умения, нужно просто дать время на его отработку;

доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справиться с заданием и у него все получиться; поддерживайте и чаще хвалите ребенка;

дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил свою задачу, необходимо отметить это, выразить радость;

если у ребенка что-то не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если он просит, но добиться, чтобы хотя бы частично выполнил что-то сам;

формируйте у ребенка установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату;

при возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника;

старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка;

хвалите ребенка только по заслуженному поводу, похвала должна быть адекватна результату действия;

продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, демонстрациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения;

активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельности; формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям, их деятельности и действиям, миру человеческих отношений;

если малыш увлечен игрой, а у вас другие планы (обед, поездка и т. п., постепенно и плавно переводите ребенка на необходимость сменить род деятельности.

Вам как родителям малыша 2-3 лет важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

В этой статье:

Наконец-то ребенок становится более самостоятельным. Теперь пришла пора исследовать мир вокруг. Он уже немного разговаривает, хорошо понимает речь своих родителей. Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности. Появляются вопросы, интересы, проявляется характер.

В 2-3 года уже можно начинать развивающие занятия с крохой. Обязательно занимайтесь с ним творчеством, играйте вместе, читайте ему вслух. Очень скоро вы удивитесь, как многому научился ребенок.

Активный малыш очень любит играть. У детей в этом возрасте большая потребность в движениях. Зато после активного дня они хорошо спят. Словом, им необходимы прогулки и игры на свежем воздухе. Еще одна особенность развития - желание общаться, дружить и играть с другими детьми. Теперь это в приоритете.

Особенности психического развития

Деятельность малыша все больше направлена на изучение мира вокруг. Интерес стимулировал его начать ходить, научиться бегать. Теперь он может наконец-то посмотреть, что же там, за дверями его комнаты. У детей 2-3 лет всегда полно вопросов. Это стимулирует развитие речи и накопление словарного запаса.

Одна важная особенность - ребенок еще не очень хорошо понимает, что «живое», а что «неживое». Он разбирает или
ломает свои игрушки, а может точно так же поступить с пойманной бабочкой или лягушкой.

Это не проявление агрессии или жестокости. Просто он еще не понимает, что причиняет боль живому существу. Родителям не нужно ругать – просто объясните его ошибку. Что такое «больно», он уже знает, поэтому сможет вас понять.

Конечно, на такие моменты стоит обращать внимание. Возрастные особенности перерастают в привычки и манеры поведения, если родители не контролируют то, что происходит. Если у вас дома есть животные, то объяснить разницу гораздо проще. Покажите, расскажите, как стоит обращаться с домашним любимцем.

Продолжается становление психики. Все ее компоненты начинают активно развиваться. В этом возрасте можно начинать обучение простым вещам – в 2-3 годика кроха уже вполне способен научиться кое-что делать самостоятельно.

Восприятие мира

В возрасте 2-3 лет нормальное восприятие мира - позитивное. Дети радостные, смеются, готовы играть и знакомиться с другими детишками. Для знакомства с миром используются все органы чувств:

  • хочется все потрогать ручками;
  • попробовать на вкус;
  • рассмотреть хорошенько;
  • понюхать;
  • послушать, если можно.

Сейчас просто необходимо давать малышу материал для исследования мира вокруг. Очень важны положительные эмоции: они стимулируют дальнейший интерес.

На деле все очень просто: гуляйте с крохой на улице, показывайте ему растения, животных, знакомьте с другими малышами. Пусть каждый день мир дарит ему что-то новое.

Если ребенок угрюмый, его ничего не интересует и не вызывает эмоций, значит, что-то не в порядке. Психологическое развитие к 2-3 годам обеспечивает малыша познавательным интересом, стремлением к общению. Такое поведение может говорить о проблемах нервной системы.

Память

Объем памяти еще мал. Многие действия приходится повторять по много раз, чтобы ребенок наконец-то смог выполнять их без вашей помощи. Зато каждое новое умение вызывает у него восторг.

Основная особенность памяти в этом возрасте - ее
избирательный характер. Запомнить легко можно только то, что интересует. Неинтересные для ребенка сведения он просто упускает из виду.

Если хотите чему-то научить малыша, то лучше всего придумать, как это преподнести. Возрастные особенности детей сейчас таковы, что только яркие, занимательные образы их притягивают. Лучше всего запоминается то, что можно посмотреть, потрогать, изучить. Абстрактные понятия еще недоступны ребенку.

Мышление

Мышление опять же наглядное. Нельзя просто объяснять ребенку, как завязывать шнурки или застегивать пуговички. Нужно показывать – тогда он может воспроизвести увиденное. Это касается всего, что малыш делает. Хотите научить - давайте ему наглядные примеры, показывайте сами и просите повторить.

Речь

В 2-3 года речь стремительно развивается. Некоторые малыши уже к 3 годам вполне неплохо говорят. К этому моменту словарь ребенка составляет уже 350-400 слов. Очень позитивно влияет на развитие речи:

  • чтение;
  • общение с родителями;
  • общение со сверстниками.

У детей совместные игры уже носят сюжетный характер, а значит, его персонаж обязательно должен говорить. Часто игры задействуют сразу много детей. Это отличная речевая тренировка. Вообще, поход в детский сад стимулирует социальное и личностное развитие, но речь - в первую очередь. Тут можно узнать новые слова, подправить дефекты речи.

Занятия с малышом

Возрастные особенности ребенка позволяют уже в 2-3 годика
начать с ним заниматься. Мышление, память, речь, интеллект активно развиваются.

С помощью родителей, детского сада, кружков можно помочь малышам скорее повзрослеть. Оставлять сейчас ребенка без внимания - большая ошибка. Его познавательные способности развиваются, поэтому мыслительная деятельность просто необходима.

Творчество

С ранних лет творчество благотворно влияет на развитие личности. Сейчас уже видны склонности малышей к разным видам творчества. С 2-3 лет начинаются простые занятия:

  • рисование;
  • лепка;
  • конструкторы;
  • аппликации.

Всем этим можно заниматься дома. Еще рановато отдавать малышей в творческие кружки, но через пару лет они смогут
без проблем посещать их.

Все это полезно для развития мелкой моторики у детей. Сейчас это необходимый навык, ведь скоро ребенок начнет учиться писать, готовиться к школе.

Разные виды творчества предлагают малышам в детском садике. Тут воспитатели лучше знают, как заинтересовать детей яркими красками, карандашами и интересными техниками. Такая деятельность успокаивает детей – лучше всего планировать занятия перед дневным сном.

Чтение

Уже с 3 лет можно учить малыша читать, а до того – читайте ему вслух. Дети не могут долго концентрировать внимание, так что выбирайте коротенькие сказки. Очень важно для малыша слышать вашу правильную речь. Читайте с выражением – пусть сказка вызывает у ребенка разные эмоции.

Кроме того, чтение способствует развитию фантазии, пополнению словарного запаса. Малыш выучивает новые слова, даже если пока еще не использует их. Обязательно подбирайте книжки по возрасту, чтобы крохе было интересно.

Игры

В возрасте 2 лет игра не всегда носит осознанный характер. Детей нужно учить играть, иначе даже самые забавные игрушки не будут вызывать интереса. Повозите машинку перед ним, покажите, как можно укачивать куколку. К 3 годам детям для игры нужно все больше воображения. Они с радостью играют вместе, делятся игрушками.

Совместные ролевые игры очень важны в этом возрасте. Дети должны научиться ладить, договариваться, следовать оговоренным правилам. А еще это весело. Детям просто необходимо проводить время в компании сверстников.

Развитие воображения

Чтение, творчество, игры влияют на развитие воображения у детей. Активная фантазия начинает проявляться с 3 лет. Сейчас мир вымышленный и реальный практически
совпадают для крохи. Он может рассказывать вам выдуманные истории так, будто это происходило на самом деле.

Многие родители начинают обвинять кроху во вранье. Это не так. Его воображение для него же кажется реальностью. Он не осознанно обманывает, а лишь выдумывает.

Объясните крохе, что нужно говорить правду, даже если она не такая захватывающая и интересная. Очень скоро он разберется, что к чему. Воображение - вещь индивидуальная. У кого-то оно очень бурное и «неотключаемое», а кто-то выдумывает лишь во время игры. Не стоит беспокоиться: это личностная особенность каждого человека.

Подготовка к садику

Многие родители отдают малышей в садик с 3 лет. Раньше тоже можно, но это не очень полезно для детской психики. Конечно же, малыш захочет задать вам кучу вопросов про детский сад. Подготовку начните именно с этого - поговорите с ним. Расскажите, как сами ходили в садик, во что там играли, что делали.

Процесс адаптации
с его сложностями неминуем, даже для самых самостоятельных и общительных малышей.

Родителям тоже нужно подготовиться. Вводите кроху в режим постепенно: начиная с лета, будите пораньше. Узнайте в вашем детском саду режим дня –когда обед, дневной сон, прогулка, уроки – и старайтесь ему следовать. Ребенок привыкнет, и тогда ему будет гораздо проще освоиться в саду.

Маленькие дети хорошо адаптируются к условиям садика, если немного подготовились. Сейчас для мам и малышей есть отличный способ - провести вместе несколько часов в саду. Дети постепенно привыкают, начинают дружить – так им и вам гораздо легче. Обстановка становится более теплой, ведь мама рядом. Необходимо учитывать эти особенности малышей, прежде чем отдавать их в садик.

Воспитание — это очень длительный и кропотливый процесс. Он начинается с рождения и продолжается долгие годы. Более ответственный период в психологии развития и воспитания ребенка, когда формируется личность полноценного гражданина общества.

Говорят: «Дети – наше зеркало!». Это утверждение можно считать верным. Они как губка впитывают в себя эмоциональную атмосферу окружающего мира. Первым примером раннего возраста ему становятся родители, очень близкие люди, сверстники.

Основное правило успешного воспитания – это начать с себя, обратить внимание на свое самообразование, что поможет найти полноценный контакт с малышом.

Новорожденные мальчики и девочки наделены индивидуальными особенностями, характером поведения. Поэтому ранний период взросления считается сложным, ответственным периодом личностного становления.

Воспитание детей особенности

Маленький ребенок не пластилин, из него нельзя «лепить» что хочется. К двум годам малыш начинает проявлять собственные качества. В это время только мама поможет малышу решить сложные проблемы с окружающим миром.

Любовь, понимание, тактичность – вот главные инструменты которые помогут разобраться в вопросах и проблемах воспитательного процесса. Общее развитие человека можно разделить на несколько периодов жизни. Основы воспитания закладываются до трехлетнего возраста.

В это время воспитание ребенка и его психология в 2-3 года имеют ряд особенностей определяющих развитие:

  • коммуникабельности;
  • самообслуживания;
  • развитию речи;
  • физической подготовки.

В 2-3 года малыш чувствует себя вполне самостоятельным; он умеет, общаться, одеваться, разговаривать, бегать, прыгать. Это время самоутверждения с помощью двух слов: «Я сам!».

Он пытается стереть границы ранее дозволенного; подчиняет себе старших, постоянно капризничает, плачет. Начинаются истерики. Родители постепенно теряют управление над своим чадом.

Совет:

Важно вовремя задуматься о применении других мер; в корректировании характера поведения, в отношении к окружающим; для своего малого дитя.

Частые запреты, строгие меры пресечения, окажут негативное влияние на особенности воспитательного процесса, а порой странного поведения. Попробуйте воздействовать на малыша через игру .

Поменяйтесь временно с ним ролями, пусть почувствует себя на вашем месте. Это поможет ему понять какими бывают правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Полученный в процессе игры опыт научит делать правильный выбор совершенных поступков и действий. Малыш должен чувствовать вашу поддержку и участие в любой ситуации. Но если он «упрямец» дайте ему чуточку свободы в действиях. Полученный опыт станет хорошим уроком в дальнейшей жизни, заставит сначала думать, а потом делать.

Вам надо постоянно помнить о самоконтроле. Упрямство, капризы, слезы малыша имеют свои причины. Семейные конфликты оказывают влияние на психологическое развитие детей раннего возраста. Не стоит устраивать «разбор полетов» в присутствии малыша. Для слишком эмоционального «чада» лучшим будет соблюдение режима отдыха и общего распорядка дня.

Применение приказного тона при общении с дитем, излишние уступки его прихотей, следует избегать в воспитательном процессе. Результатом окажется не устойчивая психика малыша и трудности дальнейшего обучения.

Задачи воспитания и обучения детей

Природа не создает клонов, все люди уникальны по-своему, не всегда воспитание ребенка от 2 лет дает положительный результат. Некоторые малыши отличаются своими достижениями к 3 годам жизни. Кто-то из них :

  • хорошо развит физически;
  • умеет рисовать;
  • имеет хороший словарный запас;
  • любит заниматься самообслуживанием;
  • стремится оказать помощь другим.

Дети полноценно развиваются, получают определенные навыки при участии педагога. Если малыши не посещают ДОУ, то вся ответственность; эстетического воспитания, морального, привитие навыков самообслуживания, физического развития; ляжет на плечи родителей.

Положительное воспитание самостоятельности до 2 лет зависит от желания и терпения мамы. Помогут в воспитании ребенка возрастом 2-3 года советы специалистов по психологии .

Один из них — сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры , которое является достаточно практичной и приносящей достойные плоды, методикой. Попробуйте регулярно собирать вместе узоры из мозаики.

Маленькие ручки малыша получат необходимый массаж, включится воображение, логическое мышление; вы увидите благодарность на его личике, от проведенного занятия.

Постепенно Вы получите хорошие результаты от упражнений. Гиперактивным шалунам полезно заниматься подвижными играми. Они выплескивают свою энергия на спортивных снарядах: шведская стенка, батут, велосипед, игра в мяч.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В 2 года и 3 года психология воспитания ребенка имеет отличия в приемах общения. Дети начинают понимать кто из них девочка, а кто мальчик. Узнают различия по одежде, иногда по поведению. Выстраиваются определенные отношения в группах.

Исключительная особенность воспитания мальчика в 2 года дать ему понять, что он мужчина и защитник девочек.

Девчонки всегда ближе к мамам, так, что воспитание девочек с 2 лет не вызывает особых трудностей. Они чаще носят платья, бантики, украшаются. Игрушкам малыши этого возраста отдают собственное предпочтение.

Нравственное воспитание

Воспитать здорового человека правильно помогут советы психолога. Старайтесь чаще гулять на природе. Общение с живыми существами будет началом нравственного развития; эстетического восприятия мира, чувства добра и заботы о меньших.

Попробуйте заучивать с ним кроткие четверостишия, читать книжки, рассматривать яркие картинки, а после попросите пересказать что он услышал или увидел. Общение с вами доставит ребенку много радости, интереса, пользы в ранний период взросления.

Трудности в воспитании ребенка 2 лет

Для малыша 2-3 летнего возраста Ваше мнение всегда станет важным для него. Научитесь «слышать» и грамотно оценивать действия разного периода его жизни. Наступило время приучить малыша к ответственности, дисциплине.

Поручите ему важное дело на выбор: ухаживать за цветком, кормить кошку, убирать игрушки, ставить на место книги.

У ребенка заметно изменится отношение к себе. Он будет считать себя нужным и ответственным человеком. Гармоничное развитие личности подарит обществу полноценного человека, который будет ценить жизнь, уважать старших и оправдает ваши надежды связанные с его будущим.