Лариса тихомирова развитие интеллектуальных способностей ребенка. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Развитие познавательных способностей дошкольников

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

ББК 88.835.1

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для родителей и педаго­гов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.

Развитие познавательных, или интеллектуальных,спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо дляих подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста...................... 5

1. Восприятие............................................................................................................................ 7

Особенности восприятия детей дошкольного возраста …………………………………. . 8

Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста.................. 10

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста........................................ 26

2. Память................................................................................................................................ 34

Особенности памяти детей дошкольного возраста ……………………………………….. 36

Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошк. возр........ 38

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. ……………………………………... 57

3. Внимание.............................................................................................................................. 64

Особенности внимания у детей дошкольного возраста ……………………………………. 65

Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошк. возраста........... 67

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста ……………………………….81

Заключение к части I ................................................................................................................ 86

Приложение............................................................................................................................... 93

II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьн. возраста........... 119

1. Восприятие............................................................................................................................ 121

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста........................................... 121

Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста.................. 124

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащ. младш. Кл. ..... 138

Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста......................................... 147

2. Память.................................................................................................................................. 154

Особенности памяти детей младшего школьного возраста………………………………… 154 Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников..................................... 158

Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена.................................. 163

Диагностика памяти младших школьников.............................................................................. 172

3. Внимание................................................................................................................................ 182

Особенности внимания детей младшего школьного возраста ……………………………….182 Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста............. 185

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников........................................... 185

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников................................... 200

Заключение к части П.............................................................................................................. 209

Приложение.................................................................................................................................. 211

Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.

Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает. Поэтому рекомендуем родителям, педагогам, занимающимся с детьми, придерживаться определенной последователь­ности при проведении занятий.

Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, продолжительность занятий с учащимися первого класса - 30 минут, второго-четвертого классов - 40 минут.

I. РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. ВОСПРИЯТИЕ

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений приих непосредственном дей­ствии на органы чувств. Оно является основой мыш­ления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восп­риятия человека человеком строятся отношения меж­ду людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства воспри­ятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также спе­циальные. К специальным видам относятся вос­приятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов,их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структур­ность, осмысленность.

Развитие познавательных способностей дошкольников

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие следует рассматривать как интеллек­туальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно пред­ставить следующим, образом:

а) выделение из потока информации какой-то оп­ределенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правиль­ность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит не­произвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали­зировать тот или иной предмет. В предметах до­школьники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяетих на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в до­школьном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно

расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять струк­туру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воз­действующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта­лонами при восприятии формы являются геометри­ческие фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами -первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с про­странственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собойвторой этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узна­вать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллекту­альных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.

10 Развитие познавательных способностей дошкольников

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы меж­ду собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пу­говицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Опре

дели на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча­ствуют несколько детей, то надо попросить одного ре­бенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей не­сколько, то всех осталь­ных) угадать, назвать и зарисовать вещь по пред­лагаемому описанию.

Игра «собери пирамидку» Для развития восприятия ре­бенка 3-5-летнего возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребен­ку, а вторая будет выступать в роли эталона.

задание 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающу­юся кверху пирамиду по готовому эталону.

ВОСПРИЯТИЕ

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пи­рамиды, башни необычной конфи­гурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить и следующие задания:

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложнен­ными фигурами из кубиков, с более сложными Узорами.

Игра «белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы пред­метов у детей 3-5-летнего возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение, с. 95-97) нари­сованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрытьими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо-


Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, размещен­ным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

ВОСПРИЯТИЕ

2-й вариант задания:

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ» Предназначена для детей 4-6 лет.

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нари­сованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимахвК-

Разя

5) На какой из картин

^ Д 3) На какой картинке береза выше ели, но ниже горки.

7) На какой из картинок дорога уже речки?

Затем можно предложить задания еще большей сложности:

1) Покажи картинку, где девочка больше мальчика, но меньше дерева.

восприятие

3) Покажи картинку, на которой корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки.


О-1 балл - очень низкий.

КУПИТЕ ЛУК

Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку, Купите нашу девочку! Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка!

(Шотландская песенка)

У маленькой Мэри Большая потеря:

Пропал ее правый башмак. В одном она скачет И жалобно плачет, Нельзя без другого никак! Но, милая Мэри, Не плачь о потере. Ботинок для правой ноги Сошьем тебе новый Иль купим готовый, Но только смотри, береги! (Английская песенка)

Утка, утка, дикий гусь! В гости вас не дозовусь. Непременно приходите, Д а и миску приносите. ^о найдется - поедите. Где придется - посидите. (Венгерская песенка)


Репка

Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тя­нет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянут не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внуч­ка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку:

тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потя­нут - вытащили репку!

Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше за­поминает.

ПАМЯТЬ

Приведенная нами сказка проста по сюжету. Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:

1) Что посадил дед?

2) Смог ли дед один вытащить репку?

3) Почему не смог?

4) Кто пришел на помощь?

5) В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?

6) Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?

Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка с временами года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну - лето, лето - осень, а осень - зима. Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пуш­кина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворение Майкова).

Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берез, Ходит, бородою Белою трясет, Топает ногою, Только треск идет. С. Дрожжин


Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое, То сердечная тоска.

А С. Пушкин

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. А Плещеев

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла кругом.

А Фет

ПАМЯТЬ

Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые?

И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

А Толстой

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать, Слушать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес...

Стихотворения А. Барто, С. Маршака, Э. Мошков-ской, О. Высотской, Е. Благининой также можно чи­тать и заучивать с детьми. Для самых маленьких:

Мишка

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу Потому что он хороший.


Зайка

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.

Самолет

Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

Мячик

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!

А Барто

Вот какая мама

Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала - надевала Белую сорочку. Белая сорочка - Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула, Обувала дочку. По резинке пристегнула К каждому чулочку. Светлые чулочки

На ногах у дочки. Мама песенку допела, Мама девочку одела:

Платье красное в горошках, Туфли новые на ножках... Вот как мама угодила - К Маю дочку нарядила!

Вот какая мама - Золотая прямо!

Е. Благинина

Для детей этого возраста можно посоветовать также.чтение и заучивание отрывков стихотворений К. Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мой-додыр» и др.

Для пересказа можно использовать рассказ Е. Ча­рушина.

Коза

Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка за­мешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В се­нях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду коры с яблони сдерет. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего.

Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой, Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой.

На палубе матросы Свистят, снуют, спешат, На палубе матросы - Четырнадцать мышат.

Плывет, плывет кораблик На запад, на восток, Канаты А парус

паутинки, лепесток.


Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

Для развития слуховой памяти детей возраста 4-5-6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет ка­кое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку при­дется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неодно­кратно. От разу к разу будет увеличиваться коли­чество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

3. Для развития зрительной памяти дошколь­ников можно использовать специальные упраж­нения.

Для организации работы с ребенком вам потре­буются карточки с геометрическими фигурами.(набор карточек дан в приложении, требуется их только расстричь и наклеить на картон).

Время демонстрации одной карточки - 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует по­просить ребенка воспроизвести фигуры в той после­довательности, в которой они были изображены на карточке.

ПАМЯТЬ

Воспроизведение рассказа.

Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также для раз­вития смысловой памяти ребенка дошкольного воз­раста.

Для детей дошкольного возраста можно предло­жить следующие варианты рассказов для запомина-ия:

а) Жили-были детки. Подарила им мама дере-шную лошадку. Стали детки на лошадке катать эшечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка эрестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка юмана. Позвали они дядю Ваню, и он починил эшадку.

б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел аня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня лстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку.

у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню


Слуховая память.

Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10

слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука,

калитка,окно, бак.

Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения

свидетельствует о хорошем уровне слуховой механи­кой памяти.

Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера (1945) по-ияет исследовать зрительную память у детей до-эльного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка (см. с. 58-59).

За каждую из картинок ребенку разрешается мотреть по 10 секунд. Затем оних должен 1роизвести на чистом листе бумаги.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА:

а)Две перекрещенные линии и двафлажка -1 балл,

правильно расположенные флажки - 1 балл, травильный угол пересечения линий - 1 балл. Максимальная оценка этого задания - 3 балла.


58 Развитие познавательных способностей дошкольвнкож 1 память


Обед

Дорога

Поле

Молоко

Свет

Одежда

Ночь

Ошибка

Лошадь

Птица

Ученье

Стул

Мышь

Набор карточек приведен в приложении. Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьни­ков - более отвлеченными.

инструкция ребенку: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово».

Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор


Образная память».

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таб-!цу, - нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по »личеству правильно воспроизведенных образов. Нор-1 - 6 правильных ответов и больше. Методику эжно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.


ШИМАНИЕ

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности ребенка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания: объема, ус­тойчивости, распределения, переключения.

По тому, сколько объектов ребенок может созна­тельно удержать в своем сознании в короткий про­межуток времени, судят обобъеме внимания.

Устойчивость внимания - это способность сохра­нять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Проти­воположным устойчивости внимания свойством яв­ляется отвлекаемость внимания.

Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания - это сознательный пе­реход от одного объекта к другому. Быстрота пере­ключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Характерной особенностью внимания ребенка до­школьного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточен­ным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте Редко возникает под влиянием какой-либо постав­ленной цели. Следовательно, оно является непроиз­вольным. 3 -^236


Игра «ЧТО ЭТО?»

Предполагает владение ребенком такими катего­риями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».

Взрослый размещает вокруг ребенка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребенку только ее местоположение (перед тобой, позади, справа или слева).

Известно, что игрушка лежит перед мальчиком. Что это?

Игрушка лежит сзади мальчика. Что это за игрушка?

Игрушка лежит справа от мальчика. Что это?

Известно, что игрушка лежит слева от мальчика. Что это?

Игра «что появилось?»

а) Внимательно посмотри на обеих кукол и ответь, что появилось у второй куклы?

Для выполнения задания попросите ребенка дать описание первой куклы, потом второй. Затем пусть ребенок сравнит обеих кукол по названным свойствам.

Отличий - 5.


ВНИМАНИЕ

Игра «ЧТО ПОТЕРЯЛОСЬ?»

а) Внимательно посмотри на котят. Что у них по­терялось?

Спросите ребенка о том, что нарисовано у каждого котенка. Затем он должен ответить, а все ли есть у первого котенка, потом у второго.

б) Внимательно посмотри на зайчат. Что у них потерялось?

Для выполнения задания можно воспользоваться игрушкой-зайчишкой. Ребенок должен посмотреть на "рушку, что есть у зайчика. А затем ответить на >прос, что потерялось у зайчат.

Эти игры направлены на формирование не только 1мяти, но и внимания, и восприятия.

Игра «найдиотличия».

Посмотри внимательно на эти две машины. Чем они отличаются?

""I Посмотри внимательно на этих двух птичек. Чем они отличаются?


Игра «ДОБАВЬ СЛОВО»

Предназначена для детей 4-6-летнего возраста, направлена на формирование внимания и памяти. Игру можно проводить с группой ребят. Можно играть и с одним ребенком.

Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

ЗЯИМАНИЕ

ювернув страницу, просим его так же внимательно посмотреть на ряд этих же предметов и ответить <а вопрос: «Что еще появилось?» Или «Что изме­лилось? »



ВНИМАНИЕ


Методика «Найди и вычеркни»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? через два года?

6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает рань­ше - обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач или учитель?

15. Звонок или парта в школе нужны зачем?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше 8 или 5, 7 или З? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?


Развитие позяавателывых способностей;

Оценка ответов:

1. За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключе­нием Контрольных).

2. Ребенок может получить по 0,5 балла за пра­вильные, но неполные ответы на подвопросы пун­кта.

3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Мама Таня, папа работает на работе».

4. К контрольным заданиям относятся вопросы:5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:

№ 5 - если ребенок может вычислить сколько

ему лет - 1 балл, если он называет года с

учетом месяцев - 3 балла;

№8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл;

№ 15 - за каждое правильно указанное приме­нение школьной атрибутики - 1 балл;

№ 22 - за правильный ответ - 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы: если ребенок получает 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, средне-зрелыми являются дети, набравшие в результате бесе­ды - 20-24 балла, низкий уровень психосоциальной зрелости имеют дети, набравшие 15-20 баллов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольников

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наи­лучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Критерии оценки по каждому из заданий:

Задание № 1. Рисование мужской фигуры.

1 балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове - волосы (возможна) шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос,| рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла - выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изобра­жения (т. е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла - у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). От­сутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с тулови­щем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 балл - высокий уровень интеллектуального раз­вития;

2 балла - средний уровень;

3 балла - ниже среднего;

4 балла - низкий уровень;

5 баллов - очень низкий.


ДОШКОЛЬНИКОВ


Развитие познавательных способностей дошкольников ПРИЛОЖЕНИЕ

К игре «составь картинку» (с. 13).


Олыппсов

ПРИЛОЖЕНИЕ


106 Развитие познавательных способностей дошкольников

К игре «запомни картинки» (с. 51).

ПРИЛОЖЕНИЕ

К методике опосредованного запоминания (с. 61).


Развитие познавательных

способностей;

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВОСПРИЯТИЕ

Очень важно, с каким вопросом при рассмот­рении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос «Что на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование.

В процессе обучения школьника в начальной школе «восприятие становится думающим» (Элько-нин Д. Б.). Восприятие становится:

а) более анализирующим;

б) более дифференцирующим;

в) принимает характер организованного наблюде­ния;

г) изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, ко­торые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Психологические исследования показали, что од­ним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей . Популярное пособие для родителей и педаго¬гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо¬собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.
В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

Скачать

От автора........................ 4
I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь¬ного возраста...................... 5
1. Восприятие...................... 7
Особенности восприятия детей дошкольного возраста. . 8 Игры и упражнения для развития восприятия у де¬тей дошкольного возраста............... 10
Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста........................ 26
2. Память...................... 34
Особенности памяти детей дошкольного возраста... 36 Игры, упражнения, задания, способствующие разви¬тию памяти у детей дошкольного возраста...... 38
Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. . 57
3. Внимание..................... 64
Особенности внимания у детей дошкольного возраста. 65 Игры и упражнения, направленные на развитие вни¬мания у детей дошкольного возраста......... 67
Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста 81 Заключение к части I ................ 86
Приложение...................... 93
II. Развитие познавательных процессов у детей младше¬го школьного возраста................ 119
1. Восприятие..................... 121
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста........................ 121
Упражнения для развития восприятия у детей млад¬шего школьного возраста............... 124
Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда¬тельности у учащихся младших классов....... 138
Диагностика восприятия у детей младшего школьно¬го возраста...................... 147
2. Память...................... 154
Особенности памяти детей младшего школьного возраста 154 Задания и упражнения для развития памяти млад¬ших школьников................... 158
Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена................... 163
Диагностика памяти младших школьников...... 172
3. Внимание..................... 182
Особенности внимания детей младшего школьного возраста 182 Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста............. 185
Игровой тренинг для развития внимания младших школьников...................... 185
Методы диагностики особенностей внимания младших школьников...................... 200
Заключение к части П................ 209
Приложение....................... 211

  • Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей . – М.: Академия Развития, 2007. – 240 с.

  • Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования» - М.: АРКТИ, 2005. – 50 с.

  • Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития позновательной деятельности ребёнка+методические рекомендации – М.: Айрис-пресс, 2005 . – 48 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Серия индивидуальных занятий
    Занятие 1

    Цель: развитие восприятия и внимания детей

    Оборудование: полотняный мешочек с разными мелкими предметами , две пирамидки, лист бумаги, простой карандаш, 10 разных игрушек.

    1.Игра «Узнай предмет»

    Цель: научить детей сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

    Инструкция. Определи на ощупь, что это за вещи.

    Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

    2.Игра «Собери пирамидку»

    Цель: развитие восприятия ребенка 3-5-летнего возраста.

    Инструкция 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

    Инструкция 2: Организуйте сложное конструирование по эталону , то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

    Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
    3. Игра «Нарисуй по образцу»

    Цель: развивать внимание и мелкую моторику рук.

    Инструкция : по образцу нужно нарисовать узоры:

    4. Игра «Найди игрушку»

    Цель: развитие внимания и восприятия

    Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Психолог и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинают рассказывать, какая она, что может делать , какого цвета, какой формы, какой величины. Участник игры может задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки.

    Занятие 2

    Цель: развитие восприятия формы предметов, восприятия цвета и величины предметов, развитие мелкой моторики

    Оборудование: разрезные картинки из 3 частей (2 шт.), задание к игре «Белый лист», «Зашиваем ковер»


      1. Игра «Составь картинку»
    Инструкция : по образцу собрать разрезанную картинку.

      1. Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».
    На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

      1. Игра «Белый лист»
    Инструкция: Ребенок должен правильно подобрать фигуру и закрыть ей точно такую же , а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

    На листе бумаги нарисованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

    Игра «Н айди такой же предмет»
    Инструкция: Внимательно посмотри на картинки и найди такую же.

    Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон картинки и еще несколько рисунков с предметами, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон.

    Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка , но и память, и внимание.

    Занятие 3

    Цель: развитие восприятия формы предметов, восприятия цвета, величины

    Оборудование: картинки животных (белка, утка, курица, медведь), картинки для задания «Тяжелые - легкие. Большие - маленькие»


        1. Игра «Ц вета »
    Предлагаем ребенку назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

        1. Игра «Кто наблюдательнее»
    Просим ребенка назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

        1. Игра «Расскажи о животных»
    Ребенку показываем картинки животных и просим назвать , что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

        1. Игра «Тяжелые - легкие. Большие - маленькие»

    Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими.

    "Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".

    На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.

    Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.

    Занятие

    Цель: развитие восприятия и внимания

    Оборудование: бланк задания «Что не так?», «Найди пуговки», разрезные картинки «Чайник», рисунки к заданию «Больше - меньше»


          1. « Что не так?»
    Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных.

          1. « Найди пуговки»
    В шкатулке много всяких пуговиц , но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

          1. «Склеим чайник»
    Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.

    Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазамй ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.


          1. «Б ольше - меньше»

    • покажи картинку, на которой самый короткий карандаш

    • на какой из картинок изображен самый большой чемодан


      на каком рисунке находится самая маленькая елка

    Занятие

    Цель: развитие тактильной чувствительности, развитие восприятия величины , цвета.

    Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, бланк с заданием «раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета», разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и нитки соответствующего цвета.


    1. « Угадай на ощуп ь»
    Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ошупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."

    Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник , овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.
    После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

    2.« Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета»

    А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.

    Б) Даете ребенку такое задание: "Раскрась поезд в оранжевый цвет , если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".

    3.«Шарики - ниточки»

    Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.
    4. Грибы

    Попросите ребенка найти и раскрасить пару для каждого гриба. Для какого гриба не хватило пары? Чем они отличаются, а чем похожи?

    Серия групповых занятий

  • Популярное пособие для родителей и педаго­гов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.

    Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

    В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

    I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

    I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста

    1. Восприятие

    Особенности восприятия детей дошкольного возраста

    Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста

    Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности памяти детей дошкольного возраста

    Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста

    Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

    3. Внимание

    Особенности внимания у детей дошкольного возраста

    Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста

    Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста

    Заключение к части I

    Приложение

    II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста

    1. Восприятие

    Особенности восприятия детей младшего школьного возраста

    Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста

    Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащихся младших классов

    Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста

    Особенности памяти детей младшего школьного возраста

    Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников

    Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена

    Диагностика памяти младших школьников

    3. Внимание

    Особенности внимания детей младшего школьного возраста

    Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

    Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

    Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

    Заключение к части II

    Приложение

    Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.



    Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает. Поэтому рекомендуем родителям, педагогам, занимающимся с детьми, придерживаться определенной последователь­ности при проведении занятий.

    Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, продолжительность занятий с учащимися первого класса - 30 минут, второго-четвертого классов - 40 минут.