Доклад на тему "привитие гигиенических навыков и желания заботиться о своем здоровье". Воспитание гигиенических навыков

Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.

Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического свойства детям является обязанностью родителей, а те, кто считает, что это обязанность медицинских работников – глубоко заблуждаются в этом.

Хорошему воспитанию культурных и гигиенических навыков у детей способствует благоприятная семейная атмосфера. Счастливые родители, которые вполне довольны своей жизнью, работой и т.п. воспитывают хороших детей. Кроме того, семейный интерес к книгам, искусству, общественной деятельности оказывает благоприятное воздействие на культурное развитие ребенка. Но в данной ситуации культурное воспитание рекомендовано проводить организованно, планомерно, применяя контроль и множество методик.

Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя.

Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима.

В возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.

В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.

В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность.

В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях.

Гигиенические процедуры являются для ребенка привычкой, необходимой потребностью, если он был приучен к личной гигиене с ранних лет жизни. Обучение навыкам личной гигиены осуществляется со знакомства с основными предметами: носовые платки, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, мыло, мочалка для тела, детская расческа с тупыми зубчиками, полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, щеточка для мытья ногтей.

Гигиеническое воспитание ребенка на втором году жизни направлено на воспитание у ребенка определенных гигиенических навыков:

  • обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи и после каждого загрязнения;
  • утреннее умывание и после каждого загрязнения;
  • обязательные водные процедуры перед ночным сном, а в летний период - и перед дневным сном;
  • мыться с помощью мыла и мочалки (через каждые два дня);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после каждого приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • самостоятельно пользоваться носовым платком в помещении и на прогулке (с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет).
Необходимо установить контроль за не выполнением гигиенических процедур ребенком, обязательно объяснить их необходимость и значение. Очень важно помочь ребенку усвоить эти навыки в первое время. Любую из гигиенических процедур, совместно проводимых с ребенком, необходимо делать очень аккуратно, стараясь не испугать его или вызвать неприятных ощущений. Кроме того, никогда не следует оставлять ребенка без присмотра во время проведения им гигиенических процедур.

Прежде чем приступить к той или иной гигиенической процедуре, необходимо продумать до мелочей каждую деталь, расположить все необходимые предметы так, чтобы не отвлекаться на их поиски, а лишние – вовсе убрать. Например, продумать места, куда необходимо положить мыло, кувшин, на какой крючок повесить полотенце.

Предметы личной гигиены ребенка лучше всего подбирать ярких и красочных оттенков, это будет способствовать запоминанию их ребенком. Например, в год ребенок знает, где висит его полотенце с нарисованным ярким сказочным персонажем. Именно правильная организация условий для проведения той или иной гигиенической процедуры побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.

Культурное воспитание детей можно начинать с интересной сказки, прочитанной родителями. Однако при выборе сказки или любого другого произведения необходимо учитывать возраст ребенка и его запас слов. Кроме того, важное значение имеет наличие в них крупных, жизнерадостных, интересных и красочных иллюстраций. В возрасте до трех лет самыми подходящими для культурного воспитания ребенка являются небольшие сказки, стишки о животных или маленьких малышах. На четвертом году жизни можно читать сказки о маленьких детях и их отношениях с взрослыми и животным миром. По мере взросления выбираются произведения, показывающие борьбу и человеческие отношения. Страшные сказки «про бабу-ягу» и прочую нечисть не рекомендуется читать детям дошкольного возраста, поскольку это может быть воспринято ими как реальность и нанести вред их психике.

Каждый родитель, читая сказку, должен акцентировать внимание ребенка на то или иное событие, чтобы сказка несла для ребенка поучительный характер. Читать сказку рекомендуется медленно, при этом необходимо внимательно следить за выражением глаз ребенка. В случае если что-то непонятно, необходимо разъяснить это ребенку доступными для его возраста словами. По окончании чтения сказки необходимо остановиться на воспитательных моментах, ребенок должен ответить, что было правильно и культурно в поведении того или иного персонажа. Поучительный характер могут нести и придуманные родителями сказки про культурных и не культурных детей.

Маленьких детей не стоит водить на различные представления в театры, музеи и т.п., исключение составляют мероприятия, подготовленные специально для детей данного возраста. По мере взросления можно ходить с ребенком на различные спектакли, фильмы, пьесы, но они должны быть понятны для ребенка. Посещение театров, музеев только в том случае благоприятно действуют на развитие ребенка в культурном отношении, когда по поводу просмотренного между ребенком и родителями идет обсуждение и обмен мнениями.

Привлечение детей в благоустройство быта, оформление сада или альбома также оказывает положительное влияние на культурное их воспитание.

Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать в них внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать.

Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, высокомерие, бесцеремонность, которые говорят о плохом воспитании.

Правильно вырабатывать культурно-гигиенические привычки у ребенка родителям помогут различные методики воспитания. Самое главное, будьте терпеливы в воспитании детей!

Я. Н. Трахтман

Рассказывают, что после лекции, прочитанной известным педагогом, одна из слушательниц задала ему вопрос:
- С какого же возраста надо приступать к воспитанию ребенка?
- А когда родится ваш ребенок?
- Родится? - переспросила она удивленно. - Ему уже 5 лет.
- Боже мой! - вскричал лектор.- Что же вы тут стоите и болтаете? Вы уже пропустили лучшие 5 лет.
Этот рассказ не случайно всплыл в нашей памяти именно сейчас, когда мы собираемся говорить о культурно-гигиеническом воспитании школьников. Если это воспитание ие является продолжением работы, которая велась с ребенком в течение первых семи лет его жизни в детских учреждениях или в семье, часто приходится говорить не о воспитании, а о перевоспитании школьника, о борьбе с дурными привычками, об устранении иногда тяжелых последствий неправильного воспитания - это постоянно должны помнить родители.
Воспитание ребенка, понимаемое широко, следует начинать с первых дней его жизни. Оно содействует физическому и психическому развитию ребенка, приучает его к определенному режиму, создает у него полезные условные рефлексы (навыки, привычки).
В период раннего детства ребенок не может осмысленно относиться к своему поведению, но у него сильно развита подражательность. На первом году жизни ребенка приучают к аккуратности и опрятности. Умывать ребенка нужно очень осторожно, чтобы не вызывать у него неприятных ощущений. Купание и душ проводят так, чтобы эти процедуры доставляли удовольствие ребенку, а не пугали его. Перед мытьем головы ребенка предупреждают: «Закрой глаза, сейчас буду мыть голову». Смывают мыло быстро и ловко, спереди назад, чтобы оно не попадало в глаза.
На втором году задачи гигиенического воспитания ребенка усложняются. Хотя в этом возрасте он еще не может самостоятельно умываться, надо побуждать его к возможной активности: «Протяни ручки, возьми мыло». Ребенка приучают просить вытереть ему нос. В возрасте 3 лет дети начинают сами пользоваться носовым платком, салфеткой, моют руки перед едой. Лица, воспитывающие ребенка (родители, бабушка, няня, воспитательница в яслях), внушают ему при каждом удобном случае, что быть грязнулей нехорошо, что хорошие дети всегда чистые и опрятные и т. п.
Различные игры используют для воспитания у детей положительного отношения к чистоте, чтобы ребенок любил умываться и не боялся воды. Дети, например, любят играть с куклами: они кормят их, моют, выводят гулять. Такие игры укрепляют представление детей об обязательности гигиенических процедур.
Большую роль в воспитании детей играет показ им различных изобразительных материалов, картинок в книжках или на экране с помощью фильмоскопа.
Дети с удовольствием слушают и разучивают стихи на санитарные темы («Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто и др.).
В дошкольном возрасте дети должны научиться самостоятельно выполнять ряд необходимых гигиенических требований: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы, полоскать рот; культурно и аккуратно есть (правильно держать ложку, пользоваться вилкой, есть не спеша и хорошо прожевывая пищу, есть только за столом, пользоваться салфеткой); одеваться и раздеваться, аккуратно обращаться с одеждой, складывать ее в порядке, вешать на место; следить за чистотой своего костюма, обуви; причесываться, пользоваться носовым платком; аккуратно пользоваться уборной и обязательно мыть руки после этого и т. п.
В дошкольном возрасте детям в самой элементарной форме сообщают, что чистота помогает сохранить здоровье, что от грязи можно заболеть, что от больного можно заразиться.
Если все это сделано в дошкольном возрасте, то работа родителей по гигиеническому воспитанию в школьном возрасте значительно облегчается: остается только закрепить достигнутое и воспитать ряд новых навыков и привычек, связанных с посещением школы и развивающимися двигательными умениями школьников.
К перечисленным гигиеническим навыкам добавляется: каждое утро физкультурная зарядка, обтирание тела водой; школьник должен мыться в бане или в ванне горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю; коротко подстригать ногти на руках и ногах; соблюдать режим занятий и отдыха, ежедневно находиться не менее 2 часов на свежем воздухе, спать при открытом окне или форточке (если не очень холодно); не сутулиться за партой во время занятий, а также при ходьбе; соблюдать чистоту в помещении, во дворе, на улице (не сорить, не бросать бумажек, убирать за собой); есть не торопясь, ничем не отвлекаться во время еды, не читать лежа и др.
Если программа дошкольного гигиенического воспитания не была выполнена, школе и родителям предстоит более серьезная работа. В чем же она заключается, как должна проводиться и какую роль в ней играют родители?
Прежде всего остановимся на природе гигиенических навыков и привычек.
В основе деятельности человеческого организма лежат врожденные рефлексы и приобретенные в течение жизни, так называемые условные рефлексы. Рефлекс - это ответная реакция организма, возникающая в результате воздействия на него окружающей среды. Воспитание заключается в образовании новых условных рефлексов.
Известно, что для образования условного рефлекса требуется многократное повторение той реакции организма, которую хотят закрепить, сделать постоянной. Навык возникает в результате длительных упражнений. При этом надо устранить все то, что может нарушать образование навыка, разрушать его.
Рассмотрим пример. У школьника первого класса в начале учебного года воспитывают навык правильной посадки во время занятий. От школьника требуют, чтобы он сидел за партой прямо, не горбясь, чуть нагнув голову вперед, не опираясь грудью о край стола, локти должны лежать на парте, ноги стоять на полу всей ступней.
Сначала школьнику трудно сидеть в таком положении, вынужденная поза утомляет его, ему удобнее сидеть развалясь, или как-нибудь боком. Но учитель каждый раз делает ему замечание. С течением времени правильная посадка делается привычной и становится естественной для школьника. Не даром говорят: «Привычка - вторая натура».
Если бы учитель не следил строго за посадкой школьников и допускал, чтобы они сидели кто как хочет, образование нового навыка надолго задержалось или он совсем не возник.
Образованию нового для школьника навыка правильной посадки во время занятий должны помогать родители, требуя, чтобы и в домашней обстановке школьник правильно сидел за столом. Иногда для этого надо приспособить стол и стул к его росту (например, положить на стул доску или ящичек, под ноги поместить подставку такой высоты, чтобы ребенок мог опираться на нее всей ступней).
Школьника приучают к тому, чтобы при входе в школу он очищал обувь от пыли, грязи или снега, то же самое он должен делать и приходя домой. Для этого у дверей дома должна быть скобка, половичок или веничек.
Видя, как систематически проветривают класс во время перемен, школьник приучается проветривать и ту комнату, в которой он занимается.
Единство воспитательных воздействий на школьника в классе и дома, согласованная работа школы и семьи - основное требование советской педагогики.
В целях создания этого единства родители должны знать некоторые документы, определяющие воспитательную работу школы. Одним из них являются «Правила для учащихся».
Приведем выдержку из этих «Правил»:
«Каждый учащийся обязан:
...5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь...
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель».
Другим документом, который полезно знать родителям, является указание учителям на их задачи в области гигиенического воспитания детей.
В «Программах начальной школы на 1955/56 учебный год» говорится: «В 1-3 классах ведется также работа по воспитанию у учащихся первоначальных гигиенических навыков с постепенным расширением круга этих навыков: соблюдение режима дня школьника, правильная посадка за партой; мытье рук, умывание лица, мытье тела; чистка зубов, стрижка ногтей и волос; содержание в чистоте класса и комнаты, проветривание класса и комнаты; выполнение утренней гимнастики; игры на свежем воздухе; соблюдение правил питания; меры борьбы с заразными заболеваниями».
Во вступительной части примерного перечня указывается, что из года в год школьник должен приобретать больше умений и навыков. В этом ему помогут пионерская организация, учителя, руководители кружков, а также старшие члены его семьи.
Установлены три ступени умений и навыков; первая - для пионеров 3-4-го, вторая - для пионеров 5-6-го и третья - для пионеров 7-8-го классов. Гигиенические навыки почти целиком входят в первую ступень. Здесь мы находим такие требования:
«Помогай старшим в домашней работе: накрывай на стол, убирай в комнате, мой посуду; сделай 1-2 вещи, полезные для дома. Посади деревце, разведи цветы, ухаживай за ними.
Обслуживай себя сам: ...чисти одежду, обувь, стирай носовые платки, носки, чулки, убирай постель.
Делай ежедневно утреннюю зарядку, соблюдай режим дня».
Для того чтобы школьник привык к чистоте и опрятности, всегда соблюдал гигиенические правила, необходимо следить за их регулярным выполнением.
Если школьник, привыкший ежедневно чистить зубы, не сделает этого несколько дней подряд по какой-либо причине, он может совершенно перестать чистить зубы, образовавшийся условный рефлекс может угаснуть, разрушиться. Надо строго следить за тем, чтобы воспитанные у школьника навыки и привычки сохранились у него навсегда.
В воспитании школьников младших классов исключительно велика роль примера окружающих. Школьники стараются подражать учителю, родителям. Если поведение родителей расходится с тем, чему учат детей в школе, воспитание затрудняется. В школе, например, от детей требуют, чтобы они обязательно мыли руки перед едой и после посещения уборной, а дома школьник подчас может видеть членов семьи, которые не делают этого, садятся ва стол, не вымыв руки, и т. п. Ребенка воспитывает среда, и в основном «живая среда», т. е. окружающие его. Об этом всегда должны помнить родители и соответствующим образом организовать свое поведение в семье.
«Если вы требуете, - говорил известный советский педагог А. С. Макаренко, - чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе нетрудная и непозорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».
Школьники стремятся подражать любимым литературным героям. Родителям полезно обращать внимание детей на отдельные моменты из жизни этих героев, характеризующие их отношение к охране своего здоровья и к культуре в быту.
Вот что рассказывает об Олеге Кошевом его мать Е. Кошевая:
«Олег постоянно следил за своей внешностью, не распускал себя. Костюм его всегда был как новый, без пятен, хорошо вычищенный, выглаженный собственными руками.
Ложась спать, Олег аккуратно складывал свои вещи около себя на стуле. Его никогда нельзя было увидеть неподстриженным или непричесанным.
Как-то я уехала из дому. Олег остался один. Встал он рано утром и попросил у соседки утюг.
- Зачем тебе?
- В школу пора, а костюм помятый. Неудобно в таком за парту сесть. Я - живо!
И он ловко и быстро выгладил свой костюм и только тогда пошел в школу».
В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» рассказывается о том, как отказался от курения Павел Корчагин:
«Одним вечером, когда у Анны собралось много молодого люда, электрик неожиданно избавился от одного старого нездорового наследства. Он, привыкший к табаку почти с детских лет, сказал жестко и бесповоротно:
- Я больше не курю.
Это произошло неожиданно. Кто-то завязал спор о том, что привычка сильнее человека, как пример привел курение. Голоса разделились. Электрик не вмешивался в спор, но его втянула Таня, заставила говорить. Он сказал то, что думал:
- Человек управляет привычкой, а не наоборот. Иначе до чего же мы договоримся?
Цветаев из угла крикнул:
- Слово со звоном. Это Корчагин любит. А вот если этот форс по шапке, то что же получается? Сам-то он курит? Курит. Знает, что куренье ни к чему? Знает. А вот бросить - гайка слаба.
...Наступило молчание. Резкость тона Цветаева неприятно подействовала на всех. Электрик ответил не сразу. Медленно вынул изо рта папироску, скомкал и негромко сказал:
- Я больше не курю... Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки...».
Обычно гигиенические навыки вырабатываются довольно прочно в младшем школьном возрасте, но гигиеническое воспитание должно продолжаться и в старших классах. Иногда подростки переоценивают то, что раньше было ими усвоено, начинают считать маловажными некоторые гигиенические правила. Это объясняется тем, что они не знают научного обоснования важности гигиены, и что у них нет еще прочных гигиенических навыков. Подростку надо дать знания по гигиене. Это - задача и школы, и родителей. Родители, в частности, оказывая влияние на выбор школьником книг для чтения, должны обратить его внимание на «Библиотечку школьника» (издание Института санитарного просвещения и Государственного издательства медицинской литературы).
Большую пользу окажут не только школьнику, но и родителям следующие книги из этой «Библиотечки»: «В сутках 24 часа» С. Громбаха, «Разговор начистоту про здоровье и чистоту» С. Динина и Л. Нимена, «Последняя папироса» А. Островского, «Пешеходный туризм» В. В. Гориневской и М. М. Пейсахова, «Будь ловким, сильным и стройным» Е. И. Янкелевич и Е. А. Флеровского, и др.
Вопросы гигиенического воспитания детей часто освещаются на страницах журналов: «Семья и школа», «Здоровье». Следует отметить, что в этих журналах наряду со статьями педагогов и врачей помещаются и статьи родителей, отражающие опыт воспитания детей.
Гигиеническое воспитание должно быть тесно связано с воспитанием воли, характера, моральной устойчивости школьника. Известно, как поражают своих родителей суворовцы, приезжающие в отпуск домой. Каждое утро они делают физкультурную зарядку, тщательно моются до пояса, чистят зубы, сами стирают, гладят и пришивают воротнички, сами убирают свои постели. Под влиянием дисциплины, общего строя жизни в суворовских школах, стремления стать хорошими офицерами дети меняются неузнаваемо.
Гигиеническое воспитание ребенка подготавливает его к трудовой деятельности. Надо приучать детей к аккуратности, порядку: вешать одежду на вешалку, вымытую посуду ставить на полку, любую вещь класть на свое место. Порученное задание должно выполняться тщательно, аккуратно, с большой любовью. Если оно сделано плохо, надо обязать ребенка переделать его.
Гигиеническое воспитание в то же время является и эстетическим. Грязное не может быть красивым. Некоторые дети имеют дурную привычку носить в карманах много лишних вещей. Надо объяснить школьнику, что оттопыренные карманы портят костюм и делают весь вид школьника неряшливым. К одежде нужно относиться бережно, не пачкать ее.
Особенно важно останавливать детей от приобретения вредных привычек или добиваться устранения таких привычек, как, например, курения. Большей частью школьники начинают курить, подражая взрослым, не находящим в себе силы воли бросить курить. На детский организм никотин действует особенно вредно. Родители должны прочесть о действии никотина на организм человека и разъяснить школьнику недопустимость курения. То же относится и к потреблению алкоголя. Родители не должны угощать детей спиртными напитками, посылать их за вином, приглашать к столу на вечеринках. Лучше всего показать детям пример воздержания от курения и приема спиртных напитков.
Иногда дети привыкают ковырять в носу, грызть ногти. Надо отучать детей от таких привычек - объяснить им, что подобные привычки способствуют заражению глистами (яйца глистов могут быть под ногтями) и другими болезнями, и обратить внимание детей на некрасивый, неопрятный вид человека, грызущего ногти или ковыряющего в носу.
Бывают случаи, когда дети или подростки занимаются онанизмом, т. е. раздражают руками свои половые органы. Для того чтобы изжить эту скверную привычку, надо следить, чтобы мальчики не слишком тепло укрывались, спали, положив руки на одеяло или под голову, и, проснувшись, не оставались в постели. Кроме того, надо объяснить детям, что такая привычка вредно отражается на состоянии здоровья, ослабляет нервную систему.
В процессе воспитания детей важно обратить внимание на развитие у них активности, самостоятельности. В классе учащиеся по очереди дежурят, следя за порядком и чистотой. В начальных классах учитель выделяет из числа учащихся санитаров, которые следят за опрятностью учащихся, за чистотой их рук, шеи, ушей, за наличием у них носовых платков и т. п. В средних и старших классах работают санитарные посты Красного Креста (Красного Полумесяца), которые проводят более ответственную работу: участвуют в соревновании санитарных постов, выпускают санитарно-просветительные бюллетени и т. п.
В ряде городов Советского Союза школьники берут шефство над улицами города, в первую очередь над улицей, на которой расположена школа. Они устанавливают санитарные посты (санитарные патрули), которые наблюдают за поведением прохожих и требуют, чтобы они бросали окурки, бумажки и прочий сор только в урны. Участие школьников в борьбе за чистоту улиц не только имеет общественно полезное значение, но и воспитывает самих школьников. Человек, требующий от других, чтобы они не сорили на улице, и сам не бросит бумажку на тротуар. Необходимо, чтобы и в домашней обстановке дети были активны и неукоснительно соблюдали гигиенические правила: участвовали в уборке, комнаты, сами стелили свою постель, помогали матери в уходе за маленькими детьми, в работе по домашнему хозяйству. При этом не следует освобождать мальчиков от уборки комнаты, от мытья посуды, починках одежды. Мальчики и девочки в равной степени должны заботиться о чистоте.
Цигиеническое воспитание школьников - большая задача государственного значения, в решении которой школа и семья должны выступать дружно.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

.

Омоложение на клеточном уровне

Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых.

В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития.

В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.

Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой.

Игра "Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:

Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"

Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Игра "Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Игра "Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук "лодочкой";
  • подставить руки под струю воды;
  • закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Игра "Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Игра "Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра "Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Игра "Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Игра "Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра "Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Игра "Оденемся на прогулку"

Игра "Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Игра "Оденем кукол"

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра "Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Игра "Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Игра "Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра "Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

Игра "Почистим туфли"

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми они - раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

Игра "У нас порядок"

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.


Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации .

Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании таких навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный (сензитивный) для формирования культурно-гигиенических навыков (Т.М. Яковенко) .

Навык определяется Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной как автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка побуждает выполнять действие охотно и без принуждения .

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова к культурно-гигиеническим навыкам относят навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми .

В дошкольной педагогике С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

а) навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.);

б) навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);

в) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.) .

Таким образом, в формировании культурно-гигиенических навыков разные авторы включают их важную составляющую - формирование навыков санитарно-гигиенического характера - умение ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.

Санитарно-гигиеническое воспитание после года направлено, по словам Е.М. Белостоцкой, на приобщение ребенка к следующим навыкам:

Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

Принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

Мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

Пользоваться туалетом (горшком);

Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

Полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

Пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора -- двух лет);

Ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

Не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

Мыть ноги перед сном .

В вариативных программах ДОУ в разделах, относящихся к физическому воспитанию, ставятся задачи формирования санитарно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей. Так, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой предусматривает следующее (таблица 2) .

Таблица 2 Объём и содержание санитарно-гигиенических навыков по возрастным группам

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время умывания. Учить полоскать рот после еды.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навык полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, следить за чистотой одежды и обуви.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности .

К числу основных условий успешного формирования санитарно - гигиенических навыков С.А. Козлова и Т.А. Куликова относят:

Рационально организованная обстановка,

Четкий режим дня,

Руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Это повышает интерес детей к умыванию. Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию санитарно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование санитарно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи .

Для успешного формирования санитарно-гигиенических навыков, считает Э. Степаненкова, необходимы следующие условия:

1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических требований .

Для успешного привития санитарно-гигиенических навыков А.Г. Хрипкова и др. рекомендуют использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:

Прямое обучение,

Упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр,

Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, постепенное повышение требований к ним .

При прямом обучении Н.П. Павлова советует учитывать следующее:

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки .

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. и др. предлагают такие методы и приёмы привития культурно-гигиенических навыков:

Личный пример взрослых,

Непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно- гигиенических норм,

Объяснение,

Пояснение,

Поощрение,

Упражнения в действиях,

Дидактические игры,

Потешки, стихотворения, пословицы, поговорки,

Игровые приемы,

Викторины, развлечения,

Прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки) .

Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, согласно С.В. Петериной, являются следующие:

Совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);

Подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);

По показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок затем действует самостоятельно).

Отметим, что все эти способы обучения ребенка используют в сочетании с речевой инструкцией, которая должна быть четкой, лаконичной, состоящей из трех-четырех слов. Вначале используются совместные действия руками ребенка, потом помощь в использовании этих действий через показ, указательный жест, словесную инструкцию .

Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки .

Желательно сочетать словесный и наглядный методы, используя сюжетные картинки и символы, дающие представления о последовательности выполнения действий при умывании, чистки зубов, одевании на прогулку и т.д. При этом можно использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки (при умывании, заплетении волос девочкам, уборке помещения, перед сном, при пробуждении и т.д.) .

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают необходимые навыки в играх специально направленного содержания, эти игры позволяют детям применить свои знания на практике, активизируют у ребят инициативу и творчество. Помогают малышам выполнять действия по самообслуживанию с интересом и желанием, оставят яркие впечатления в душе ребёнка.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, как указывает Р.С. Буре, огромную роль играет педагогическая оценка отдельных поступков и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Санитарно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате .

Свои особенности имеет формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, пишет Д.В. Зайцев, что значительная часть детей с ОВЗ оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой. Нарушения двигательного и/или психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками .

Коррекционно-развивающая работа с такими детьми опирается на следующие положения:

Теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), утверждающая принцип формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта;

Положение о единстве основных закономерностей психического развития детей, как в норме, так и в патологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.) .

Р.Д. Бабенкова, Т.Н. Головина, Н.А. Козленко констатирую факт влияния особенностей психического и физического развития на формирование навыка .Л.Н. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф отмечают, что на характер формирования навыков у этих детей оказывают влияние особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения . Дети испытывают значительные затруднения при выполнении координационных двигательных действий, а все это негативно влияет на процесс формирования навыка. В коррекционной работе с детьми следует отводить основную роль обучению. Принимая во внимание эту точку зрения, становится очевидным, что при формировании у детей умений и навыков необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие. Отсюда следует, что обучение должно быть комплексным. Целесообразно, чтобы полученный навык для автоматизации закреплялся в домашних условиях. При обучении нужно учитывать сохранные стороны функции организма, чтобы, опираясь на них, строить процесс коррекции .

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков является отражением их адекватного развития и начальной социализации;

Формирование санитарно-гигиенических навыков - умения ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.- неотъемлемая часть культурно-гигиенического воспитания;

К числу основных условий успешного формирования санитарно - гигиенических навыков относят: рационально организованную обстановку, четкий режим дня, руководство взрослых;

Основные методы и приёмы привития культурно-гигиенических навыков: личный пример взрослых, непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно - гигиенических норм, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приемы, викторины, развлечения, прием повторения действий;

При формировании санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие.

Гигиеническое воспитание дошкольника - привитие детям дошкольного возраста гигиенических навыков.

Актуальность

Цель гигиенического воспитания – дать малышу сведения, необходимые для укрепления здоровья, и выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические привычки. Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения.

Необходимость содержания в чистоте лица, рук, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Чтобы облегчить ребенку освоение этих навыков, надо сделать процесс обучения доступным и интересным. Воспитывать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности малыша и степень его самостоятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков

Утреннее и вечернее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой, содержание в чистоте своего тела - обязательные мероприятия в процессе воспитания гигиенических навыков. Формирование этих привычек необходимо начинать еще в раннем детстве.

Объясните крохе, зачем мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом и просто, если они испачкались. В годовалом возрасте можно воспитывать эту привычку, основываясь на ощущениях ребенка. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложив развернуть его, понюхать, сказать малышу: «Какое гладкое мыло! Какое душистое! Понюхай, как оно вкусно пахнет. Наверно, оно хорошо пениться. Давай проверим!» А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив какие они чистые и красивые.

Детям постарше будет интересен рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки.

Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только «страшных микробов», но и «рыцарей», которые с ними борются - мыло , воду , шампунь . Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом. Нужно детально объяснять все ребенку на уровне игры или рисунка, тогда не возникнет проблем с пониманием и приучением малыша к личной гигиене. Расскажите ребенку, как мечтают его пальчики помыться, как им стыдно, что они грязные, как ванная комната и теплая водичка ждет его.

По мере овладения новыми знаниями и действиями детям захочется их неоднократно повторять. И наоборот, назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса ребенка к гигиеническим мероприятиям. Поэтому, знакомя малыша с правилами гигиены, стоит избегать рассказа о неприятных последствиях невыполнения этих правил, запугивания ребенка. Не говорите малышу: «Не будешь мыть руки – будет болеть живот!» Воспитание полезных привычек должно строиться на позитивном, доверительном отношении к миру.

Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.

Для формирования необходимых навыков большое значение имеют атрибуты гигиены: зубная щетка малыша и зубная паста, пена для ванны, шампунь и даже мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствующие проявлению интереса к гигиеническим процедурам.

У ребенка должно быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи.

Все вещи малыша должны иметь в ванной постоянное место и предметы должны быть для него доступны. После того как крохе исполнилось 1-1,5 года и можно будет обучать его умываться самостоятельно.

Лучше всего хранить вещи в специально отведенном для ребенка шкафчике или на полочке в ванной комнате, подвешенной на уровне роста малыша. Это необходимо для того, чтобы кроха смог все рассмотреть и самостоятельно достать из шкафчика необходимую вещь для проведения очередной гигиенической процедуры. Также важно в ванной иметь невысокую устойчивую скамеечку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана с водой.

Способы привития гигиенических навыков

Аккуратности, умению следить за собой, содержать себя в чистоте нужно учить спокойно, ненавязчиво, в игровой форме, сохраняя, однако, систему обязательных требований.

Привлекайте внимание ребенка к проведению гигиенических мероприятий средствами фольклора, например, перед каждым мытьем рук или умыванием прочтите малышу небольшой стишок или потешку:

  • Знаем, знаем, да, да, да!
  • Где ты прячешься, вода!
  • Выходи, водица,-
  • Мы пришли умыться!
  • Ай, лад, лады, лады,
  • Не боимся мы воды,
  • Чисто умываемся.
  • Друг другу улыбаемся.
  • Буль – буль –буль, журчит водица,
  • Мы умеем сами мыться.

Умойтесь вместе с ребенком, приготавливая «умывалочку»:

  • Вместе с мамой кран откроем -
  • Пусть бежит водичка.
  • Она чисто Оле (Маше и т.д.) моет
  • Руки, шею, личико.

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия лучше разделить на несколько операций. Например, при мытье рук ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, стараясь не разбрызгать воду, и насухо вытирает руки.

Необходимо несколько раз повторить последовательность действий вместе с малышом, чтобы он успел их запомнить. На начальном этапе формирования навыка торопить детей ни в коем случае не стоит, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия. Можно подобрать или изготовить для ребенка небольшую памятку, на которой будет изображена последовательность действий при мытье рук, умывании и прикрепить ее на стену в ванной. Например, основные действия при мытье рук можно изобразить в виде отдельных картинок:

  • Первая картинка: засучиваем рукава.
  • Вторая картинка: моем руки водой под краном.
  • Третья картинка: намыливаем руки мылом.
  • Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
  • Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.

Эти несложные для взрослых действия ребенка усвоит не с первого раза. Для годовалого малыша самостоятельное мытье рук является сложной задачей, но все равно следует предоставить крохе возможность самостоятельно выполнять эти действия, открыв и закрыв за ним кран с водой, отрегулировав ее температуру и при необходимости помогая на всех этапах освоения навыка.

Обучая малыша быть аккуратным, опрятным и чистым, можно использовать наглядное изображение противоположных состояний: грязное - чистое. Можно приобрести или изготовить карточки, на которых изображен неумытый и чистый ребенок, неопрятный малыш и аккуратно одетый.

Показывая карточку, эмоционально окрашивайте свой рассказ, выражая позитивное или негативное отношение в зависимости от изображения. С годовалым крохой можно поиграть в игру «Кукла Маша купается». Покажите ребенку куклу и скажите: «Кукла Маша давно не мылась, у нее грязные лицо и руки. Давай скорее умоем Машу».

Отправляйтесь с малышом в ванную и покажите, как правильно моет кукла ручки, как нужно ее умывать, приговаривая:

  • Маша, мой лицо и шейку,
  • Мойся мылом хорошенько.
  • Воду ты не разливай,
  • Сухо ручки вытирай.

Для трехлетнего ребенка игра усложняется: предложите ему самостоятельно вымыть куклу лицо и руки. Направляйте его действия подсказками. Потом предложите малышу самому умыться и вымыть руки.

Как решить «деликатные проблемы»

Самостоятельно посещать туалет ребенку можно учить не ранее 1,5-2 года – до этого времени его нервная система не способна распознавать сигналы, идущие от органов выделения.

Приучая малышу к горшку, необходимо обозначить, несколько правил соблюдения чистоты и опрятности. Пусть ребенок пробует самостоятельно снимать и надевать штанишки и трусики. Упростите процесс снятия одежды: надевайте крохе штаны на резинке, без бретелек и пуговиц.

Научите ребенка вытираться после опорожнения кишечника или мочевого пузыря, используя при этом мягкую туалетную бумагу или гигиенические салфетки. Конечно, сначала все не очень будет получаться хорошо. Деликатно направляйте действия малыша, но позвольте ему все сделать самостоятельно.

Не настаивайте, если у ребенка по какой-то причине нет желания все выполнить самому – просто еще не пришло время. Обязательно проговорите состояние ребенка после гигиенической процедуры: «Вот теперь все чисто, сухо, хорошо». Приучите мыть кроху руки после туалета.

Даже научившись самостоятельно ходить в туалет, ребенок время от времени может написать в штанишки. Не ругайте его за это, не упрекайте и не стыдите. В стремлении малыша к самостоятельности важно деликатно и мягко направлять его действия и с пониманием относиться к неудачам.

Можно отработать навыки посещения туалета, привлекая любимую игрушку. Желательно, чтобы на игрушке тоже были элементы одежды, что и на ребенке: штанишки, трусики.

Попросите ребенка повторять вслед за игрушкой последовательность действий: снять штанишки и трусики. Усадите игрушку рядом с крохой на импровизированный горшок. Побуждайте малыша повторять действия игрушки: «Смотри, чтобы сходить в туалет, Мишка снимает штанишки. И ты тоже снимай». Таким же образом научите ребенка вытираться, надевать трусики, мыть руки после туалета.

Учим малыша пользоваться носовым платком и расческой

Когда малышу исполнился 1,5- 2 года, его надо начинать учить пользоваться собственным носовым платком. Платок должен всегда находиться в кармане одежды ребенка. Объясните, что носовой платок необходим, чтобы вытирать нос во время насморка, чтобы протереть грязные руки, если нет рядом крана с водой, чтобы вытереть рот или стереть с одежды пятно, если испачкался.

Расскажите крохе, что носовой платок – это личная индивидуальная вещь для каждого человека и пользоваться ей может только хозяин. Платок должен быть личным, чтобы избежать переноса микробов другому человеку. Объясните малышу, что при кашле и чихании нужно отворачиваться и прикрывать рот и нос платком. А лучше всего приучать ребенка пользоваться одноразовыми бумажными платочками. И главное – следить, чтобы у малыша в карманчике уличной одежды всегда была упаковка или несколько штук таких платков.

Игра «Постираем платочки» поможет ребенку 2-3 лет следить за чистотой личных вещей. Налейте немного воды в тазик и, протянув ребенку мыло, предложите ему постирать свой носовой платочек. Предварительно покажите, как это надо правильно сделать. Повесьте платок сушиться, а когда он высохнет, покажите малышу, как правильно свернуть его. Пусть малыш потренируется аккуратно складывать платочек, класть его в карман и доставать оттуда.

Объясните малышу, зачем нужны другие личные вещи: расческа, салфетка, полотенце. Объясните ребенку необходимость иметь у себя личные вещи, не брать их у других людей и не разрешать пользоваться своими личными вещами. Малышу 1,5-2 года нужно показать, как правильно пользоваться расческой . Причешите кроху, а затем попросите его это сделать самостоятельно. При расчесывании волос ребенка используйте небольшие стишки:

  • Расти коса до пояса,
  • Не вырони ни волоса.
  • Расти, косонька, до пят,
  • Все волосоньки в ряд.
  • Расти, коса, не путайся-
  • Маму, дочка, слушайся.
  • Причешу сынишку-
  • Вихрастого мальчишку!
  • Приглажу чубчик,
  • Красавец, мой голубчик!

Укрепить навык пользования расческой можно, предложив причесать маму, папу, других членов семьи. Только не забудьте, что у каждого члена семьи должна быть своя расческа. Трехлетнему малышу можно показать, как содержать в чистоте свою расческу – вымыть ее мылом, вытереть и положить в специально отведенное место. Расческу, которой ребенок пользуется в детском саду, можно положить в специально сшитый чехольчик.

Меняем нижнее белье с ребенком

Устройте вместе с крохой стирку, поменяв ему белье. Пусть малыш сам положит в барабан стиральной машины свои трусики и майку, а затем немного посмотрит, как машина стирает его вещи. В возрасте 3-4 лет можно показать ребенку, как стирать белье вручную. Предоставьте ему возможность самостоятельно намылить трусики, постирать и прополоскать их в небольшом тазу, а затем помогите отжать мокрую ткань и повесить сушиться. Так ребенок не только учиться ухаживать за собой и своим телом, но и приобретает необходимый трудовой навык.

Во время стирки объясняйте ребенку, что такое нижнее белье и почему оно так называется. Расскажите ребенку, что нижнее белье нужно обязательно менять каждый день после подмывания или купания. Обозначьте важность этих моментов для чистоты и здоровья.

Покажите место малышу в шкафу, где лежит его нижнее белье, и каждый вечер просите доставать оттуда чистые трусики. Это ежедневный повторяющийся ритуал будет своего рода сигналом ребенку, что нужно принять вечерний душ и сменить белье. Скажите малышу, что грязную одежду нужно складывать в корзину для белья, а затем стирать , чтобы она вновь стала чистой.

Не забудем про ножки

Объясните крохе, что, придя домой с прогулки и сняв уличную обувь, необходимо переобуваться в домашнюю. Перед сном надо мыть ноги, потому что на них особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Пусть ребенок стоит в ванне или душе, а вы будите поливать его ножки водой. Предложите двухлетнему ребенку попробовать самостоятельно помыть себе ноги. Для этого можно налить в детскую леечку немного теплой воды и показать малышу, как правильно лить воду на ножки.

Также необходимо каждый день менять носочки и колготки. Объясните малышу, что редкое мытье ног и ношение грязных носков может привести к неприятному запаху и болезням. По этой же причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Скажите ребенку, что в бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки. Расскажите крохе небольшую историю о том, как его ножки за день набегались, устали, стали грязными, на них скопилось много микробов. И теперь нужно помочь им вновь стать чистыми, отдохнуть за ночь, чтобы затвра целый день ходить, бегать, прыгать. Следует приучать детей бережно относиться к вещам. Ложась спать, малыш 2-3 лет может аккуратно сложить одежду, поставить рядом с кроватью свою домашнюю обувь.

Обед и этикет

Культуру еды часто тоже относят к гигиеническим навыкам. Перед едой нужно вымыть руки. Здесь подойдет небольшой рассказ о вредных микробах, которые «прилипли» к ручкам, пока ребенок гулял, играл. И теперь этих микробов нужно смыть водой, чтобы они не попали в организм с пищей.

Обучите кроху правилам поведения после приема пищи. Маленькие дети редко бывают аккуратны за столом, но все поправимо: покажите ребенку, что после еды, если испачкался, нужно вытирать рот салфеткой или умыться. Обратите особое внимание крохи на то, что есть нужно всегда столом дома или в специальных местах - в столовой, кафе, и что не следует принимать пищу на улице.

Если кто-то угостит малыша конфетой , нужно съесть ее дома, предварительно вымыв руки. Данное правило можно аргументировать рассказом о микробах, о том, что есть на улице на «ходу» вредно для животика и, чтобы он не заболел, нужно принимать пищу дома, за столом, вымыв руки.

Для закрепления навыков и правильного поведения за столом поиграйте в ребенком в игру я «Кукла обедает». Для этого нужен набор кукольной посуды и любая кукла или игрушка. Попросите ребенка покормить куклу по всем правилам. Проговаривайте и подсказывайте каждый этап организации обеда: «Сейчас вымоем Маше ручки с мылом», «Посади ее за стол правильно», «Нужно повязать ей салфетку, чтобы она не запачкала одежду». Можно задавать малышу наводящие вопросы, попутно исправляя ошибки в его действии. Например: «Что нужно вымыть перед тем, как сесть за стол?».

Таким же образом можно обыграть правила: «Перед едой надо мыть руки с мылом», «Фрукты и овощи перед едой нужно мыть», «Есть следует, не торопясь». В обучении малыша правилам гигиены важную роль играет собственный пример родителей. Например, трудно научить кроху пользоваться за обедом салфеткой, если она редкая гостья на вашем столе. Необходимо помнить, что формирование правильных представлений о гигиене, чистоте и режиме питания возможно только в том случае, если все члены семьи следуют единым правилам.

Ссылки

  • Уход за детскими зубами , социальная сеть Страна Мам