Что можно делать с 5 месячным ребенком. Познание друг друга. Необходимые гигиенические процедуры

Каждый месяц первого года жизни очень важен для малыша. Появляются новые навыки, постепенно развиваются все системы организма и в связи с этим меняется распорядок жизни крохи. Режим ребенка в 5 месяцев незначительно отличается от предыдущего месяца, за тем исключением, что продолжительность бодрствования постепенно увеличивается, а сна – сокращается.

Правильно составленный режим дня – это профилактика заболеваний, залог хорошего здоровья и гармоничного развития. Его соблюдение уже в раннем возрасте дисциплинирует малыша.

Распорядок дня младенца включает в себя: сон, разные гигиенические процедуры, массаж, физические упражнения, прогулки, кормление, игры или общение с родителями.

Сколько спит ребенок в 5 месяцев?

В 5 месяцев общая продолжительность сна составляет приблизительно 16 часов. Из них: 10-11 часов ночной и 5-6 часов дневной сон (3-4 раза длительностью 1,5 – 2 часа). В остальное время ребенок активно бодрствует и развивается.

Обычно дети в 5-месячном возрасте крепко спят. Однако в период прорезывания зубов эмоциональное состояние малыша нарушается что негативным образом отражается на продолжительности дневного и ночного сна.

Таблица режима дня

Первый дневной сон ребенка в 5 месяцев начинается через 1,5 - 2 часа после утреннего пробуждения и кормления. Мама в этот отрезок времени может выполнять свои домашние дела. Летом можно спланировать утренний отдых на улице, чтобы не гулять днем с малышом в жаркий полдень.

Дневной сон планируется после обеда. Благоприятно сочетать сон с прогулкой.

Вечерний сон длится с 17:00 до 19:00. Если ребенок поспит в это время, он сможет бодрствовать до 22 часов и ляжет спать в то же время, что и родители.

Каждый дневной или вечерний сон малыша длится примерно 2 часа. Если время отдыха превышает норму, следует аккуратно разбудить малыша. Так вы обеспечите соблюдение режима дня, который влияет на активность и бодрость ребенка, а также его крепкий сон ночью.

С учетом длительности сна ребенка можно составить график по часам, отражающий распорядок дня:

Ввиду своих физиологических особенностей продолжительность сна 5-месячного крохи сокращается, а период бодрствование увеличивается. В этот период он намного больше понимает и уже запоминает окружающих людей, поэтому родителям нужно отдавать ему заботу и внимание, активно и творчески с ним общаться.

Питание

5-месячный ребенок за сутки выпивает около 1 л грудного молока. Нужно уменьшать количество прикладываний к груди для того, чтобы малыш не спал днем больше положенного. Рекомендуется укладывать ребенка в дневное время с помощью укачивания или на прогулке. Однако при отходе к ночному сну можно приложить его к груди: так он насытится, успокоится и быстро уснет. При искусственном вскармливании рекомендуется тот же режим питания. Количество кормлений в течение дня равняется 5 с интервалом в 4 часа.

Для 5-месячного крохи можно составить следующий график кормления:

Подобному режиму дня следовать просто, при этом ребенок очень хорошо кушает, активен в течение дня, поэтому устает и легко засыпает.

Особенности питания

В 5 месяцев педиатры советуют постепенно вводить прикорм.

Следует тщательно выбирать новые продукты для ребенка, обязательно контролируя отсутствие у него аллергии на них.

Обычно вводят в рацион фруктовые или овощные соки, пюре. Первая порция размером с горошину. Постепенно объем опробованной еды увеличивают. Не стоит спешить с добавлением новой пищи, ведь незнакомые продукты могут вызывать отрицательные реакции организма.

Питание ребенка 5 месяцев должно состоять из следующих прикормов:

  • сок из яблок;
  • каши на воде из рисовой или гречневой крупы;
  • овощное пюре.

С 5 месяцев ребенка приучают есть с ложки полугустую пищу и пить из чашки, находящейся в руках взрослого.

Досуг 5-месячного ребенка

Физическое развитие

Важно помнить о физическом развитии крохи в 5 месяцев. Постоянные упражнения и новые физические навыки позволяют его организму полноценно и быстро развиваться. Обязательно нужно обеспечить свободное пространство для передвижений малыша, в котором не будет никаких препятствий.

Никогда не забывайте о безопасности. Если малыш играет на диване, то уберегите его от возможных падений. Не допускайте близкого присутствия животных.

Если не будет никаких ограничений (например, пеленания), то малыш уже может совершать простые маневры. Кроха уверенно держит голову, лежа на животе, переворачивается на бок и даже пытается ползти.

В 5-месячном возрасте ребенок только пытается ползать. Для формирования этого навыка нужно побуждать малыша доползти до взрослых или яркой игрушки. Родителям необходимо помогать малышу в этом, упражняясь с ним каждый день по несколько минут. Продолжительные занятия одной и той же деятельностью приводят малыша к переутомлению, провоцируя тем самым капризы. Старайтесь переключать его внимание с одного вида деятельности на другой.


Игры и игрушки

Досуг 5-месячного крохи может быть очень разнообразным. Читайте ему детские стишки и сказки, пойте песенки. Находите игры, в которых он может знакомиться с различными предметами. Есть игры, которые помогают малышу переворачиваться с боку на бок. Самое любимое занятие в этом возрасте – это знакомство с новыми предметами.

Следует активно участвовать в детских играх, показывая свою родительскую любовь. Так ребенок будет ощущать вашу заботу и внимание.

Смело покупайте ребенку новые игрушки, так как его интерес к ним день ото дня растет. Разнообразие игрушек способствует формированию у малыша необходимых навыков. Игрушки необходимо не только обновлять, но и усложнять. Однако чрезмерное разнообразие игрушек способно рассеять внимание малыша, поэтому в поле зрения крохи в момент игры не должно присутствовать одновременно более 2-3 игрушек. Через время их можно заменить другими.

Отличным вариантом, чтобы позабавить ребенка и выкроить минутку на домашние дела станет игровой коврик с дугами. Подвешенные к дугам игрушки развлекут малыша и будут тренировать навыки хватания и удержания предмета.

Эмоции малыша

В период бодрствования очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние малыша. С целью предотвращения переутомления и для поддержания активности необходимо менять виды деятельности ребенка каждые 30 минут. Например, после изучения карточек или чтения книг потренировать навыки ползания, затем увлечь игрой с погремушкой или неваляшкой.

Успокоить ребенка после перевозбуждения или во время плача можно отвлекая яркой игрушкой или новым предметом. Не стоит укачивать или уговаривать его: малыш может еще больше расстроиться.

Обстановка вокруг ребенка должна быть спокойной, это позволяет ему слышать речь взрослых и прислушиваться к своему гулению и лепету.

Не засоряйте слух ребенка посторонним шумом, например, звуком постоянно включенного телевизора. Избыток звуковой информации может привести к эмоциональной перегрузке.

Нужно поддерживать умение ребенка занять себя самостоятельно, но это не означает, что малышу не требуется внимание взрослого. Любая деятельность малыша должна быть под контролем родителей или других членов семьи.

Прогулки

Учитывая режим дня малыша, мама определяет время для прогулок и их необходимость в зависимости от погодных условий.

В теплое и светлое время года желательно гулять 2 раза. Во время первого дневного сна ребенок, скорее всего, будет спать, а вот второй (с 15:00 до 17:00) посвятить изучению окружающего мира.

Прогулки имеют огромное значение для ребенка в 5 месяцев. Ведь он уже намного чаще бодрствует в этот период. Ему интересен окружающий мир: новые люди, животные, разные предметы.

И хотя во время прогулок взрослые могут отдохнуть, все же рекомендуется рассказывать ребенку обо всем происходящем рядом с ним. Нужно показывать на конкретные предметы и объяснять малышу, что это такое. Не надо думать, что он ничего не понимает, в памяти крохи постепенно откладывается нужная информация.

Рассказывает Ольга, 31 год: «Я начала называть Виталику всё что мы видели на прогулке, когда ему было 5,5 месяцев. Брала его на руки и рассказывала: вот тут мальчики играют в песочнице, вон кошка пробежала, птичка пролетела и т.п. Сейчас ему 1 год 2 мес и он уверенно показывает где песочница, где бежит кошка, а где играют в футбол».

Прогулки способствуют оздоровлению малыша, повышают его иммунитет, оказывают положительное влияние на его эмоциональное развитие, улучшают аппетит и обеспечивают крепкий сон.

Почему нарушается режим дня и как с этим бороться?

Крепкий ночной сон и отличный аппетит малыша зависят от разных причин. Важно не забывать о гимнастике, массаже, подвижных играх и дневных прогулках.

Перегрузка

Неправильная психоэмоциональная нагрузка во время бодрствования (чрезмерное утомление или перевозбуждение) могут привести к капризам, нарушению режима сна. У детей период возбуждения преобладает над торможением. Достаточно подвижные игры непосредственно перед сном могут привести к более длительному засыпанию и беспокойному сну.

Прорезывание зубов

Другой, очень частой, причиной может быть прорезывание зубов, которое мешает маленькому ребенку заснуть. Облегчить это состояние помогут специальные игрушки-прорезыватели, которые дают малышу днем для массажа десен, или охлаждающий гель, продающийся в аптеке. Если вы против лекарственных средств, то вам на помощь придут охлаждающие прорезыватели. Их нужно подержать в холодильнике не менее 15 минут, затем дать ребенку. Холод в сочетании с массажем десен принесет облегчение крохе.

Введение прикорма

На качество сна и время засыпания влияет и пищеварение, которое нарушается из-за введения в прикорм большого количества новых продуктов сразу. Малыша могут мучить боли в животе, появиться аллергия, сыпь.

Изменения в режиме дня

Если малыш привык укладываться спать в одно и то же время, и оно будет по какой-то причине пропущено, то из-за переутомления ему будет труднее заснуть. Кроме того, нужно помнить о сформировавшемся у ребенка ритуале отхода ко сну: если он привык засыпать во время вскармливания или на руках, уложить его каким-то другим способом будет трудно.

Соблюдение режима дня малыша требует от родителей большой дисциплинированности. Они должны следить за временем кормления, прогулок, бодрствования, сна и стараться не изменять его.

Важно чувствовать настроение и желания ребенка, и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы. Для предотвращения нарушений режима необходимо придерживаться четких временных правил - своевременно чередовать периоды сна, кормления и бодрствования малыша, грамотно распределять активную и пассивную деятельность, стараться избегать различных психоэмоциональных перегрузок (длительное пребывание в незнакомой обстановке, например, в гостях). Именно от дисциплины родителей зависит гармоничное развитие и здоровье ребенка.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Коза и козленок Сорока-ворона

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.

В этом ребенку могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Вконтакте

Мы продолжаем вместе с вами следить за развитием вашего малыша. Итак, пятый месяц жизни. Что происходит в жизни вашего ребёнка? Как он развивается? Как вы – его любящие родители, можете ему помочь лучше узнать этот мир?

Обо всём этом мы сегодня поговорим в нашей публикации…

Особенности физического и психологического развития ребёнка на 5-м месяце жизни

Из пассивного наблюдателя, который только следит за тем, что происходит вокруг него, ваш малыш превращается в активного участника всех происходящих событий. Он умеет, опираясь , вставать, у него отлично развит хватательный рефлекс, и он пытается дотянуться до игрушек, которые находятся на расстоянии от него и если это ему не удаётся – очень расстраивается по этому поводу. К тому же, он не упустит ни единой возможности продемонстрировать все эти свои навыки, как при свидетелях, так и без них. Поэтому, не думайте, что ваш малыш ещё очень маленький, и сможет полежать несколько минут спокойно без вашего внимания, следите за ним и этим вы убережете его от возможных травм.

Психологи также отмечают, что на этом этапе развития у ребёнка уже существует чёткий алгоритм его действий – взять в руки предмет, осмотреть его и изучить и попробовать с ним поиграть . Так ребёнок поступает со всем, что попадается ему в руки, поэтому, родителям очень важно следить за тем, чтобы играл ребёнок только , которые не могут причинить ему вред и которые не содержат мелких деталей, не имеют острых углов и не выполнены из токсичных материалов.

Ещё одна особенность 5- месяца жизни – это активное изучение окружающего мира и инициативность в общении с окружающими людьми. Ребёнок сам первый идёт на контакт, и это касается не только знакомых лиц, бабушек и дедушек, но и не знакомых людей, которых он встречает во время прогулки. Однако, не думайте, что для вашего малыша все «чужие – свои», он уже хорошо знает тех людей, с которыми проводит много своего времени. И, конечно же, на первом месте по важности у него стоят его родители, которые заботятся о нём. К слову сказать, если мама такого ребёнка рано выходит на работу и оставляет малыша на родственников или нянек — приоритеты «своих-чужих» у ребёнка могут сместиться и, несмотря на голос крови, «своим» он будет считать того человека, который заботится о нём, кормит его, играет с ним, а не номинальную маму. Поэтому, если вы не хотите «потерять» своего ребёнка – помните об этом.

Ребёнок произносит всё больше и больше звуков, его «словарный запас» расширяется с каждым днём и наполняется новыми звуками. Примечательно, что

ученые пришли к выводы, что в этом возрасте дети, независимо от их национальности, пола и места проживания, даже дети с ограниченными слуховыми возможностями – все они произносят одинаковые звуки…

Ваш ребёнок очень любит, когда с ним играют, когда его щекочут, подбрасывают вверх, однако, здесь очень важно не переборщить – не довести нервную систему малыша до состояния перевозбуждения, когда от смеха всего лишь остаётся полшага до слёз. К тому же, стоит помнить о том, что проявление веселья и радостных эмоций у ребёнка очень тесно связано с И, если вы не сумеете «поймать» этот невидимый переход от того, когда ребёнку вначале просто смешно, а потом уже очень страшно – то этим самым вы приведёте психическое состояние малыша и его нервную систему в состояние перевозбуждения. Вполне понятно, что игры должны быть весёлыми и подвижными, но слишком увлекаться не стоит – после таких игр ребёнок долго не сможет успокоиться и уснуть…

Двигательные навыки 5-ти месячного ребенка

Что должен уметь мой ребёнок в 5 месяцев? – этот вопрос очень часто задают молодые родители на приёме у детского врача. Прежде всего, вы должны понимать, мы не устаём это повторять в каждой нашей публикации – что

все дети индивидуальны, но существуют общие параметры физического развития и навыков у 5-ти месячных детей, и в принципе ваш малыш уже должен ими владеть, но если он ещё чего-то не умеет – не расстраивайтесь – это придёт со временем.

Итак, ребенок уже умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот. Он уже пробует занимать на полу сидячее положение, а если у него под спиной вдруг обнаружится надёжная и мягкая опора – он даже попробует сесть. Находясь в положении лёжа на животе, он делает уже вполне осознанные попытки перемещаться – занимает позу лягушонка и отталкиваясь ножками, помогая себе руками, пытается продвинуться вперёд.

Ребенку 5 месяцев. Способности познавать мир и общаться развиваются стремительно. Малыш откликается на свое имя, поворачивая голову на источник звука. Лучшее развлечение для крохи в этом возрасте ‒ общение с родителями. В пять месяцев ребенок не воспринимает звуки телевизора или радио. Лучше отключите их, чтобы ничто не мешало.

Расширяется диапазон эмоций. Малыш протягивает ручки, когда хочет, чтобы его приласкали. Он может заплакать, поняв, что вы оставляете его одного. Возможности 5-месячного грудничка включают реакцию на смешное выражение лица, умение обнять и неуклюже чмокнуть.

У 5-месячного ребенка достаточно сил, чтобы самостоятельно держать бутылочку во время кормления. Но при этом нельзя оставлять малыша одного – молоко может по подбородку попасть в ушки, что грозит инфекцией. И есть риск захлебнуться.

В пять месяцев у крохи появляется возможность смотреть на мир из положения сидя. Только поддерживайте его или делайте барьер из мягких подушек.

В пять месяцев ребенок различает своих и чужих. Не смущайтесь, а успокойте, если он заплакал в присутствии ваших гостей. Тревожность 5-месячного малыша при посторонних не означает, что надо избегать незнакомых людей. Придет время, и кроха преодолеет этот страх. Но будьте осторожны в местах с большим скоплением людей: для некоторых детей этого возраста звуки, запахи, чужие лица ‒ слишком тяжелая нагрузка.

К 6 месяцам ребенок научится дотягиваться до предметов. Но уже сейчас вы можете играть с ним, развивая умение определять расстояние до предметов, следить за движущимися объектами, держать большую игрушку руками.

У пятимесячного ребенка умение видеть и слышать развито так же хорошо, как и у взрослого.

Прогрессируют и навыки общения. Младенческий лепет становится более осмысленным, дети учатся повторять комбинации звуков. А вы слышите: «ба», «ма», – и сердце тает от умиления.

Когда обращаться за помощью?

  • если ребенок не издает звуков;
  • не реагирует на шум;
  • не поднимает головку;
  • не следит глазами за движущимся предметом;
  • нет зрительного контакта с мамой;
  • теряет ранее приобретенные навыки.

Когда и сколько давать?

Главный показатель, что с питанием все хорошо ‒ отличное самочувствие 5-месячного младенца. Если ребенок весел, активен, хорошо прибавляет в весе и активно растет, переживать не нужно – маминого молока ему хватает.

До сих пор нет единого мнения, когда вводить прикорм для детей на грудном и искусственном вскармливании (ГВ и ИВ).

Для грудничков

Всемирная Организация Здравоохранения говорит о введении прикорма на грудном вскармливании в 6 месяцев. Педиатры в России рекомендуют начинать в пятимесячном возрасте.

Основываясь на практическом опыте, наши медики считают, что к 5 месяцам у младенца повышается риск развития дефицита железа и, соответственно, анемии. Это опасение оправданно, если кормящая мама не получает полноценного здорового питания либо больна. Если же в ее рационе присутствуют все необходимые компоненты и в достаточном количестве, качество грудного молока не пострадает и об анемии у ребенка можно не беспокоиться.

У пятимесячного крохи появляются признаки того, что он готов попробовать твердую пищу. Один из таких признаков – появление зубов. Но спешить не рекомендуется: ранний прикорм, когда пищеварительная система еще не успела подготовиться к новой еде, способствует развитию аллергии.

Если малыш плохо спит, капризничает, мало прибавляет в весе, необходимо понять, хватает ли ему грудного молока. Среднестатистический пятимесячный ребенок должен получать 900 г пищи в сутки строго согласно режиму питания.

Для искусственников

На искусственном вскармливании в 5 месяцев по-прежнему основным продуктом является адаптированная смесь. Но если вы еще не вводили прикорм, после одобрения педиатра можно начинать.

Правила введения прикорма

Питание ребенка в 5 месяцев должно подчиняться следующим правилам:

  • начинаем с одного продукта;
  • новый продукт вводим после отсутствия аллергической реакции на предыдущий;
  • даем время на привыкание: от 3 до 5 дней;
  • начинаем вводить сок с нескольких капель, а кашу – с чайной ложки;
  • после прикорма ребенку даем грудь или адаптированную смесь (основное кормление), но не заставляем;
  • новый продукт вводим утром, далее в течение дня следим за реакцией;
  • ведем дневник прикорма и записываем в него все, что ввели в .

Продукты в рационе

Начинают прикорм с овощного пюре или каши. Если первым делом познакомить малыша с соками или фруктами, их сладость и приятный вкус могут помешать капризуле впоследствии полюбить овощи.

Что выбрать для первого прикорма? Если малыш быстро набирает вес или предрасположен к запорам, начните с овощей. Если кроха мало прибавляет в весе, и врач отмечает риск развития анемии, сначала с микронутриентами.

При искусственном вскармливании в сутки пятимесячному ребенку дают 3 раза смесь и 2 – прикорм. Каши готовят на воде или овощных отварах. После добавления смеси кипятить нельзя! В меню искусственника можно вводить нейтральные овощи и фрукты, то есть редко вызывающие аллергию.

Режим дня и план кормлений

  • Если вы не ввели прикорм, режим питания выглядит так: 6 приемов пищи примерно через каждые 3,5 ч и для грудничков, и для искусственников. Ночной перерыв между кормлениями: 6-6,5 ч.
  • После введения прикорма перерыв между кормлениями увеличивают до 4 ч, а количество приемов пищи уменьшают до 5. Ночной перерыв: до 8 ч.

Режим 5-месячного ребенка на грудном и искусственном вскармливании должен включать дневной сон 1,5-2 ч (3-4 раза). Крохе будет особенно полезен сон на свежем воздухе – он влияет на правильное психическое и физическое развитие.