Супружеские отношения. Муж и жена: о семейных отношениях и супружеской гармонии. Супружеские пары должны стремиться обрести милосердие, чистую любовь Христову

Ступень первая. Воспитание до зачатия

Воспитание ребёнка начинается задолго до его рождения, а точнее – с первой мысли молодых супругов о нём. Родители своими мыслями, чувствами, чаяниями и надеждами притягивают к себе душу их будущего ребёнка с определёнными способностями, наклонностями, качествами характера. Это накладывает на будущих родителей большую ответственность при подготовке к обряду зачатия, так как следует помнить: «Подобное притягивается подобным». Многие отцы и матери рассказывают, что видели своих детей во снах, разговаривали с ними и знали их имена ещё за два-три месяца до зачатия. При правильном отношении и подготовке к продолжению своего рода родители могут притянуть в свою семью именно ту Душу, в которой нуждается их семья, их род и народ. Так можно помочь воплотиться своему предку для продолжения его эволюции. Такие родители могут избежать многих сложностей при воспитании ребёнка после его рождения.

Ступень вторая. Дородовое воспитание

Очередное воплощение человека начинается со времени его зачатия. Уже в утробе матери он пытается осваивать и постигать своё новое тело и окружающий мир. Поэтому каждый из родителей должен знать, как развивается малыш на каждом месяце беременности женщины: когда начинает биться его сердце, когда он начинает чувствовать прикосновения и передвигаться, когда начинает различать звуки внешнего мира и так далее. А также – когда ребёнок начинает чувствовать радость и боль, когда начинает видеть сны и мыслить, когда и как он начинает общаться с родителями и проявлять своё отношение к событиям внешнего мира. Каждый ребёнок рождается с множеством накопленных впечатлений, полученных в утробе матери, с уже сложившимся отношением к близким ему людям, с желанием (или не желанием) познавать этот мир и совершенствоваться в нём самостоятельно. Время, когда дитя находится в утробе матери, является самым благоприятным для начала обучения и развития чувственного восприятия малыша (по мере созревания его органов чувств). Так или иначе – с помощью взрослых или без их помощи – ребёнок сам начинает обучаться и готовиться к своему рождению. И не помогать ему в этом – по меньшей мере, странно. Дети, с которыми правильно общались и занимались до их рождения, рождаются жизнерадостными и здоровыми, они рано начинают говорить и ходить. Рождение таких малышей – большая радость и для семьи, и для всего общества.

Ступень третья. Младенчество (от 0 до 1-го года)

Для ребёнка это время первого знакомства с тем миром, в котором он родился. Он приобщается к стихиям Природы и к своему роду семьи. В этом возрасте очень важно укрепить телесное здоровье малыша: правильным питанием, закаливанием, дыхательными и телесными упражнениями – так называемое физическое развитие ребёнка. Нужно продолжать (или начать – если вы не занимались во время беременности), занятия по развитию ощущений и чувств ребёнка. С первого дня своего рождения он накапливает множество впечатлений, которые станут основой для его умственного развития. Внимание, ласка и любовь окружающих нужны младенцу в это время также, как уход и правильное питание. Их отсутствие замедляет его развитие. К концу первого года жизни проявляются основные черты характера малыша и его наклонности, появляются первые привычки, он начинает разбираться в отношениях в семье и уже освоился со своим домом. Ребёнок в этом возрасте – полноправный участник всех семейных дел: со своим мнением, отношением к происходящему, правом голоса и правом выбора.

Ступень четвёртая. Раннее детство (от 1-го года до 3-х лет)

Основное время для развития чувств ребёнка: вкуса, зрения, осязания, слуха, обоняния, чувства тяжести и равновесия – на основе накопленных им ранее ощущений. Для этого можно проводить занятия по сенсорике, мелкой и общей моторике. Цель развития чувств – различительное восприятие (оно совершенствуется с 3-х до 7-ми лет самим ребёнком). Множество накопленных ощущений в раннем возрасте служат основой для умственного развития и самостоятельного мышления детей на следующей возрастной ступени.


Раннее детство – время благоприятное для развития речи ребёнка. Хотя занятия по развитию речи надо начинать ещё в младенчестве (или даже – до рождения дитя), но особое внимание стоит уделить этому вопросу с того времени, когда ребёнок начинает ходить. Знакомству малыша с родным языком помогает общение с бабушками и дедушками, а также народное творчество (потешки, пестушки, прибаутки, сказки, колыбельные песни и так далее) и образцы хорошей поэзии (например, стихи о природе поэтов XIX века). Можно начинать занятия по раннему обучению чтению и счёту, живописи и рисунку, музыке и лепке.
До 3-х лет малышу очень важно, КАК с ним общаются – это время душевного, эмоционального воспитания ребёнка. Обязательно нужно, чтобы его всегда окружали любовь, радость, внимание и забота близких людей. Плотское (физическое) тело ребёнка уже достаточно развито. Но нужно продолжать занятия по его совершенствованию: заниматься всевозможными видами закаливания с помощью стихий Природы, дыхательными упражнениями, давать достаточно телесных и динамических (двигательных) нагрузок, для развития подвижности суставов можно заниматься маятниковой (суставной) гимнастикой и детской йогой. Здоровье ребёнка будет напрямую зависеть от его правильного питания.

Ступень пятая. Дошкольный возраст (от 3-х до 7-ми лет)

Самое благоприятное время для умственного развития ребёнка. К 7-ми годам дети постигают от 60 до 80 % информации об окружающем их мире. Дальше скорость их развития замедляется (чему способствует классно-урочная система обучения детей в государственных школах и ослабление, по многим причинам, их телесного здоровья). В этом возрасте дети начинают осмысливать накопленные ощущения (появляется различительное восприятие) и делают первые выводы (в том числе и мировоззренческие) о законах построения этого мира. Семейные ценности для дошкольника становятся основными при оценке событий и окружающей действительности.

Проявляются склонности ребёнка и раскрываются его способности, развиваются задатки. Внимательные родители должны учитывать эти индивидуальные особенности при дальнейшем воспитании и развитии ребёнка. Их задача – предоставить маленькому человеку как можно больше возможностей для самосовершенствования в детстве и в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте обязательно стоит взращивать трудолюбие детей, иначе вряд ли они достигнут больших высот в жизни.

Важнейшим вопросом дошкольного возраста является половое воспитание. Дети очень рано начинают выделять свой пол, а к 3-м годам осознанно причисляют себя к мужской или женской половине. Правильное отношение отца к воспитанию своего ребёнка в семье в этом возрасте становится главнейшим для становления будущего мужчины или будущей женщины. Это основа и подготовка к обучению на следующем возрастном отрезке. Постигая суть взаимоотношений в семье на примере отношений своих родителей, ребёнок начинает готовиться (пока, в игре) к своей будущей семейной жизни.


Ступень шестая. Начало общего обучения (с 7-ми до 12-ти лет)

Это ступень, когда дети готовы обучаться основам наук совместно со своими сверстниками. Они становятся детьми разумными. Но следует помнить, что 7 лет – начало совместного обучения – условный образ, определяемый готовностью ребёнка к такому обучению. Для этого на предыдущей ступени у него должны быть развиты учебные навыки и умения: умение видеть и слышать, понимать поставленную задачу, находить пути для её решения, уметь самостоятельно достигать цель, преодолевать трудности и исправлять ошибки, уважать мнение старшего и более опытного человека. С этого времени ребёнок начинает представлять свою семью в обществе. Обучение становится его общественной обязанностью.

Время нравственного воспитания детей. Они постигают взаимосвязи и основные законы развития Царств Природы (минерального, растительного, животного, человеческого), изучают наследие своего народа и основы мироздания, знакомятся с микро и макрокосмосом. Их знакомят со смыслом воплощения мужского и женского начал, с сутью отношений между мужчиной и женщиной, с мужскими и женскими ремёслами. Умственное развитие детей этого возраста должно сопровождаться трудовым обучением и в семье, и в обществе, согласно мужским и женским обязанностям, а также – сословным отличиям.
Родителям нужно знать, что, несмотря на общее обучение детей, основным остаётся индивидуальное воспитание ребёнка в семье, семейные ценности остаются на первом месте. Только своим положительным примером взрослые могут воспитать, взрастить из дитя нравственного человека, будущего добродетельного отца (или мать), продолжателя их рода, хранителя наследия своего народа. Индивидуальным остаётся и обучение ребёнка у различных мастеров своего сословия для раскрытия, развития и совершенствования способностей. Найти таких мастеров-наставников – обязанность родителей.

Ступень седьмая. Отрочество (с 12-ти до 16-ти лет)

Подростки становятся половозрелыми. Их, повзрослевших, обучают основам семейных отношений, умению вести домашнее хозяйство. Они знакомятся с обязанностями мужа и жены, изучают 64 искусства мужчины и женщины. В этом возрасте важно познакомить будущих родителей с правилами воплощения добродетельного потомства: чистотой Крови и Расы, подготовкой к супружеству и зачатию, наукой здорового вынашивания ребёнка и осознанных родов, воспитанию детей в семье и обществе. К 16-ти годам юноши и девушки должны овладеть мужскими и женскими, соответственно, ремёслами настолько, чтобы могли самостоятельно их использовать в своей семейной жизни. Продолжается индивидуальное совершенствование в мастерстве своего сословия.

Ступень восьмая. Юность (с 16-ти до 21-го года)

Ранее считалось, что девушка уже в 16 лет может выйти замуж, если она прошла соответствующее обучение: овладела всеми женскими ремёслами и наукой созидания добродетельного потомства – и если есть подходящая для супружества пара. Это ещё одна обязанность родителей – помочь свои детям найти подходящую пару для семейной жизни и продолжения рода. До замужества девушка живёт в семье родителей, становясь после обучения полноправной помощницей матери, и продолжая во всём подчиняться отцу.

Юноши продолжают обучение до 21-го года и совершенствуются в мастерстве, соответственно своему духовному уровню развитию и положению в обществе (веси – в сельском хозяйстве, ремесле или в каком-либо искусстве; витязи – в воинском искусстве и умении управлять обществом; свещеннослужители – в умении проводить обряды, в целительстве, волшбе и тому подобном). Юноша мог жениться и создавать свою семью в 21 год – после того, как он в совершенстве овладел всеми мужскими ремёслами и каким-либо мастерством своего сословия, нужным для материального обеспечения жены и детей. Кроме этого, он должен быть готов взять полную ответственность за свою семью, за новые жизни рядом с собой: самостоятельно вести хозяйство, содержать и защищать семью, воспитывать детей. До 21-го года юноша может жить с родителями, помогая отцу (или уйти к кому-либо в ученичество). После этого возраста и окончания ученичества он может отделиться, поставить свой дом и вести собственное хозяйство.

Когда дети вырастают, родители должны продолжать исполнять свои обязанности по отношению к ним. Они должны помочь своим взрослым детям найти вторую половину для совместной семейной жизни, помочь им в воспитании детей (своих внуков), освобождая молодым родителям время для трудов на благо семьи, общества и собственного самосовершенства. Тем самым они продолжают воспитание своих повзрослевших детей, готовя их своим примером стать дедушками и бабушками.

Испокон веков на Руси такое воспитание называлось преемственностью поколений, или – продолжением Рода. Это и есть основа будущего нашей Державы, основа возрождения и процветания земли нашей и всех Родов.

В психологи отношений между мужем и женой множество секретов и загадок, которые порой не в силах разгадать даже самые грамотные специалисты. Не зря говорят, что любви до ненависти один шаг.… Это высказывание особенно верно в отношении семейных пар, которые живут бок о бок на протяжении нескольких лет в законном браке. Сначала любовь вспыхивает как пожар, и хочется каждую секунду проводить вместе с любимым. Но проходит некоторое время и страсть между мужем и женой постепенно утихает и начинается обыденная рутинная супружеская жизнь, с огромным количеством взаимных претензий и недовольством друг друга.

Все потому, что семейная жизнь предполагает не только наслаждение друг другом и проживание под одной крышей, но и такие ответственные обязанности как ведение совместного быта и воспитание детей. Все ласки и нежные слова постепенно сводятся только к просьбам вынести мусор, приготовить ужин и отвести детей в детский сад или школу. А отношения становятся не такими нежными и ласковыми, как хотелось бы.

Почему портятся отношения?

Первое время после свадьбы, кажется, что отношения всегда будут идеальными и доверительными. Но что же делать, когда происходит наоборот и постоянные ссоры и недовольство друг другом только нарастает?

Помимо однообразия семейной жизни и недовольства некоторыми привычками и чертами характера супруга, причиной взаимных претензий, психологи выделяют некоторые неоправданные ожидания:

  1. Возможно супруга ожидает от мужа, что он будет настоящим добытчиком, быстро обеспечит ее и детей жильем и всем необходимым. И непременно будет зарабатывать уйму денег, которых будет хватать и на детей и на новую шубу и на шикарный отдых. При этом он должен уделять достаточно внимания семье, и проводить с ними много времени. Сама она при этом, не обязана выходить на работу или готова трудиться исключительно на подработке.
  2. Ситуация напоминает первую, но в этом случае супруг ожидает от жены, что она будет зарабатывать и вкалывать на работе наравне с ним или даже больше. При этом молодая и красивая жена должна родить как минимум двоих детей и оставаться всегда в прекрасной форме как Анджелина Джоли.
  3. До замужества супруг или супруга ведут достаточно активный образ жизни: ходят по ночным клубам, любят проводить время в компании друзей. После вступления в законный брак второй партнер ждет от своей половинки, что гулянья прекратятся, и на смену придет спокойная размеренная супружеская жизнь. Но муж или жена не желает менять свой привычный образ жизни, даже несмотря на брак и наличие детей.
  4. Несовпадение о представлении ведения общего быта и воспитании детей. Это происходит когда у супругов разные взгляды на обязанности женщины и мужчины. Например, в семье девушки мама и папа делали уборку и готовили по очереди или вместе, и отец всегда принимал участие в воспитании детей. А в семье молодого человека, женские обязанности по дому для отца считались чем-то унизительным, и детьми всегда занималась только мама. Сделав выводы из опыта своей семьи, молодые люди пытаются строить такую же модель и у себя в браке, но мнения и ожидания при этом не совпадают.

Это лишь несколько вариантов из множества ожиданий, которые мы придумываем себе сами. С одной стороны они помогают строить планы и моделировать будущее, а с другой наравне с этим разрушают это будущее и обманывают нас. Что же делать, чтобы сохранить брак и избежать неоправданных ожиданий?

Прежде всего, психологи советуют отпустить ситуацию и не придавать большого значения своим выдуманным иллюзиям. Не придумывайте себе слишком много. Отбросьте все эмоции, мечтания и подумайте реалистично. Оцените ситуацию трезво и честно ответьте себе на все вопросы, о том как будет выглядеть ваша семейная жизнь после свадьбы. Начните с себя, подумайте, что именно вы делаете для того, чтобы сделать вашего партнера счастливым и укрепить ваш брак.

Правила счастливого брака

Независимо от того, насколько у вас хорошие отношения с мужем или женой всегда стоит соблюдать негласные правила, которые помогают поддержать хорошие отношения с супругом и не дают браку дать трещину.

  1. У каждого из супругов должны быть свои интересы. Например, если муж любит рыбалку, а жена всегда мечтала заняться танцами, не стоит от этого отказываться. Да конечно, ваша забота и любовь очень важны, но не нужно ими душить своего избранника. Любовь проявляется в доверии и свободе, которую вы предоставляете друг другу. Не растворяйтесь полностью в партнере. Всегда оставайтесь самодостаточной личностью, не зацикливайтесь только на семье. Чтобы потом не возникало претензий вроде: «Я отдала тебе лучшие годы своей жизни» или «Ты мне всю жизнь сломала!».
  2. Живите каждый день как последний. Если вы по настоящему любите своего мужа и свою семью, будьте благодарны судьбе за каждый миг проведенный друг с другом. Никто не знает, как обернется жизнь и что будет в будущем. Не тратьте драгоценное время, проведённое вместе на бессмысленные ссоры. Лучше выразите своему любимому или любимой всю нежность, которую вы испытываете по отношению к нему.
  3. Не опускайтесь до оскорблений. Даже в самые отчаянные порывы гнева и обиды старайтесь не кричать и не обзывать друг друга. Потом ваш любимый человек, возможно и не вспомнит причину ссоры, ногоречь от оскорблений останется надолго.
  4. Обсуждайте проблемы сразу. Психологи утверждают, что замалчивание проблем очень часто приводит молодые пары к разладу в отношениях и даже разводам. Если вы чувствуете какую-то недосказанность между собой и хотите разобраться в ваших отношениях с мужем или женой, говорите об этом сразу. Не ждите пока отношения начнут портиться сами собой из-за ваших недомолвок или домыслов.
  5. Почаще проявляйте свои чувства. Иногда достаточно просто подойти и обнять, чтобы показать родному человеку, что вы его любите. А уж тем более если вы одарите при этом свою половинку хотя бы одним комплиментом, о том, как он/она прекрасно сегодня выглядит, или превосходно готовит ужин, то это только укрепит и взбодрит ваши отношения. Не зря говорят, что женщины любят ушами, но поверьте, любому мужчине тоже нравится, когда им восхищаются. И уж лучше пусть это сделает жена, чем кто-то другой.
  6. Уважайте родителей супруга или супруги. К сожалению, мы не вправе выбирать себе родственников, теща и свекровь не исключение. Вас никто не заставляет любить их так же сильно, как вашего мужа или жену, но хотя бы сдерживайте себя от негативных и обидных слов в адрес их родителей.
  7. Умейте уступать друг другу. Для поддержания хороших отношений в семье иногда нужно идти на компромисс и уступать любимому человеку. От вас не убудет, если вы сейчас поступите, так как хочет ваша половинка, зато в другой раз он или она уступит вам.
  8. Избегайте рутины и однообразия. Старайтесь разнообразить свои обычные будни интересными событиями. Например, путешествуйте, посещайте концерты и кино, сделайте перестановку в квартире. Одним словом делайте все, что не дает вашей семейной жизни превратиться в «день сурка». Говорят, что для мужчин нет ничего страшнее чем, скука и обыденность в отношениях. Но и женщины не исключение, особенно когда появляется ребенок и каждый день для нее становится похож на другой. Отдайте на время малыша бабушке и проведите весело время с друзьями или вдвоем. Чтобы не возникало претензий к другу, о том, что все надоело.

Куда уходит любовь?

Со временем страсть между мужем и женой угасает и начинает казаться, что любовь прошла. Но на самом деле, она никуда не уходит, а просто трансформируется в другую форму. Если в начале отношений парой руководили только пылкие чувства и магнетическое притяжение друг к другу, то постепенно это перерастает в нежность, заботу и чувство благодарности своему супругу или супруге.

Отношения подобны костру, который вначале разгорается, а потом постепенно угасает. И чтобы огонь не потух раньше времени, нужно постоянно подкидывать дров. Так же для поддержания страсти и огня между мужчиной и женщиной нужно, чтобы жена всегда привлекала мужа и была в прекрасной форме, а он в свою очередь должен это по достоинству оценивать и восхищаться ей. И при этом нужно всегда находить место компромиссам, поддерживать друг друга, уважать и уметь прислушиваться к своему любимому человеку.

Таким образом, построение счастливой и крепкой семьи – это труд, который требует стараний, как от мужа, так и от жены, чтобы сохранить доверительные взаимоотношения, любовь и уважение к своему партнеру.

Помочь учащимся лучше понять значение любви и поощрять супругов укреплять ее в браке.

Подготовка к уроку

    Подумайте, как можно применить указания из раздела “Обязанности учителя” (стр. ix–xii данного учебного пособия) при подготовке к уроку.

    Обдумайте учения и законы, содержащиеся в подзаголовках уроков, выделенных полужирным шрифтом. На протяжении всей недели размышляйте о том, как вы будете преподавать эти учения и законы. Ищите руководства Духа, решая, на каких вопросах вам следует подробнее остановиться, чтобы максимально удовлетворить потребности ваших учащихся.

    При наличии следующих материалов подготовьтесь использовать их в ходе урока:

    1. Одна или несколько иллюстраций с изображением церемонии бракосочетания. Например, вы можете воспользоваться картиной “Молодожены, направляющиеся в храм” (комплект репродукций Евангелие в искусстве ). Также вы можете принести и собственные свадебные фотографии, а также попросить супружеские пары из класса принести свои.

      Цветок или картина с изображением цветка.

Мужья и жены должны беречь и укреплять свою любовь друг к другу.

Покажите одну или несколько свадебных фотографий или картин (см. “Подготовка к уроку”, пункт 3a). Выскажите свое мнение о любви, которую мужья и жены чувствуют друг к другу в начале супружеской жизни.

Покажите цветок или картину с изображением цветка (см. “Подготовка к уроку”, пункт 3б). Затем пусть один из учащихся прочитает следующее высказывание Президента Спенсера В. Кимбалла, двенадцатого Президента Церкви (стр. 14 в Руководстве для учащихся ):

“Подобно цветку и подобно телу, любовь нуждается в постоянном питании. Если смертное тело не будет регулярно получать пищу, оно вскоре истощится и умрет. Нежный цветок увянет без питания и воды. Так же и любовь. Она не может продлиться вечно, если ее не питать постоянно знаками любви, проявлениями уважения и восхищения, выражениями благодарности и бескорыстными поступками” (“Oneness in Marriage,” Ensign, Mar. 1977, 5).

Объясните: этот урок посвящен тому, как мужья и жены могут питать и хранить любовь друг к другу, чтобы с годами она укреплялась.

Проявления нежности и доброты подпитывают любовь и дружбу.

Попросите состоящих в браке учащихся вспомнить то время, когда они были молодоженами. Пусть они расскажут о том, что они старались делать для своих мужей (жен) в тот период своей жизни.

Почему такие поступки необходимы в продолжение всей супружеской жизни?

Объясните: муж и жена должны всю жизнь продолжать ухаживать друг за другом и укреплять свою дружбу. Поступая так, они почувствуют, что их любовь друг к другу становится сильнее.

Старейшина Марлин K. Дженсен, член Кворума Семидесяти, делился своими наблюдениями: “Дружба… жизненно необходима и прекрасна как в период ухаживания, так и в супружеской жизни. Отношения между мужчиной и женщиной, если они вначале дружеские, а затем перерастают в любовь и в конце концов в брак, становятся обычно крепкой, вечной дружбой. Ничто не может быть столь же вдохновляющим в сегодняшнем мире с такими непрочными браками, чем пример мужа и жены, которые искренне ценят друг друга и год за годом, испытывая огромную радость от своей дружбы, делят поровну благословения и жизненные испытания” (Лиахона , июль 1999 г., стр. 75).

Старейшина Джеймс Е. Фауст, служивший в то время в Кворуме Семидесяти, сказал, что одна из менее очевидных, но очень существенных причин для развода – “недостаток постоянного питания чувств в браке, отсутствие чего-то особенного, что делает супружество драгоценным и замечательным, но порой становится трудным, обременительным и безрадостным”. Он советовал: “В питании супружеских чувств великими становятся даже малые вещи. Это – понимание ценности друг друга и заботливое выражение благодарности. Это ободряющая поддержка и помощь друг другу в совершенствовании. Брак – это совместные поиски хорошего, прекрасного и Божественного” (Conference Report, Oct. 1977, 13–14; или Ensign, Nov. 1977, 10–11).

Какие “малые вещи” могут поддерживать любовь и дружбу в браке? (Ответы учащихся вы можете записать на доске.) Какие примеры из собственной жизни вы можете привести, которые показывают необходимость поддерживать и укреплять любовь?

Укажите, что мужья и жены должны планировать время, чтобы проводить его вместе. Попросите учащихся прочитать следующее наставление старейшины Джо Дж. Кристенсена, члена Кворума Семидесяти (стр. 19 в Руководстве для учащихся ):

“Продолжайте ваши ухаживания. Отведите время для совместных дел и просто для того, чтобы побыть вдвоем. Важно проводить время вместе с детьми, всей семьей, но не менее важно каждую неделю проводить какое-то время наедине. Если вы запланируете такое время, ваши дети будут знать о ваших чувствах, что брак для вас – это нечто такое, что необходимо питать и лелеять. Все, что вам нужно, – это принять такое решение, запланировать его и внести в свой график” (in Conference Report, Apr. 1995, 86; или Ensign, May 1995, 65).

Что может препятствовать мужьям и женам проводить время и заниматься делами вместе? Как супружеские пары могут находить время, чтобы продолжать ухаживания и общение наедине?

Супружеская близость – это проявление любви.

Объясните: подобающая интимная близость в браке одобрена Господом. Она приносит великие благословения супругам, помогая им объединиться душами и укрепить любовь друг к другу. Ознакомьте класс со всеми или с некоторыми из следующих цитат:

Старейшина из Кворума Двенадцати Апостолов так объяснил цели физической близости в браке: “Господь разрешает мужу и жене, состоящим в вечном завете брака, пользоваться священными силами воспроизведения потомства во всем их очаровании и красоте в пределах установленных Им границ. Одна из целей этого личного, священного, интимного общения состоит в том, чтобы обеспечить физические тела для духов, которых Небесный Отец хочет испытать в смертной жизни. Другое назначение для этих могущественных и прекрасных проявлений любви состоит в том, чтобы соединить супругов в преданности, верности, заботе друг о друге и общей цели” (in Conference Report, Oct. 1994, 50; или Ensign, Nov. 1994, 38).

Старейшина , член Кворума Двенадцати Апостолов, учил: “Сила воспроизведения земной жизни – наиболее возвышенная и великая сила, данная Богом Своим детям. Ее использование было провозглашено в первой заповеди [данной Адаму и Еве], но другая важная заповедь была дана, чтобы запретить ее неправильное употребление. Акцент, который мы ставим на законе целомудрия, объясняется нашим пониманием цели силы воспроизведения потомства в выполнении Божьего плана. Реализация силы воспроизведения потомства приятна Богу, но Он заповедал, чтобы она была ограничена рамками супружеских отношений” (in Conference Report, Oct. 1993, 99; или Ensign, Nov. 1993, 74).

Президент Спенсер В. Кимбалл учил: “В контексте законного брака интимность сексуальных отношений праведна и Божественно одобрена. Нет ничего нечистого или унизительного в сексуальности как таковой, поскольку так мужчины и женщины участвуют в процессе творения и выражают свою любовь” (The Teachings of Spencer W. Kimball, ed. Edward L. Kimball , 311).

Старейшина , член Кворума Двенадцати Апостолов, говорил: “Близость предназначена только для состоящей в браке супружеской пары, потому что именно она – основной символ полного союза, той полноты и того союза, что предначертаны и ограничены Богом. Начиная с Едемского сада и далее брак был предназначен для полного слияния мужчины и женщины – их сердец, их надежд, жизни, любви, семьи, будущего – словом, всего. Адам сказал о Еве, что она кость от костей его и плотью от плоти его и что они должны быть ‘одна плоть’ в своей совместной жизни [см. Бытие 2:23–24]. Этот союз настолько завершен, что, говоря о его вечных возможностях, мы употребляем слово запечатан . Пророк Джозеф Смит однажды сказал, что мы, вероятно, можем расценивать тех, кто соединен этой священной связью, как людей, накрепко ‘спаянных’ друг с другом [см. У. и З. 128:18]” (Лиахона , январь 1999 г., стр. 91).

Президент Говард У. Хантер, четырнадцатый Президент Церкви, учил нас, что даже внутри брачного союза священные силы воспроизведения потомства должны использоваться правильно: “Заботливость и уважение – но ни в коем случае не эгоизм – должны быть определяющими в интимных отношениях мужа и жены. Каждый из супругов должен быть внимательным и чутким по отношению к потребностям и желаниям другого супруга. Любое доминирующее, неприличное или неконтролируемое поведение в сфере интимных отношений между мужем и женой осуждается Господом” (in Conference Report, Oct. 1994, 68; или Ensign, Nov. 1994, 51).

Прочитайте вместе с классом Исход 20:14, 17. Затем ознакомьте учащихся с приведенной ниже цитатой из выступления Президента Гордона Б. Хинкли, пятнадцатого Президента Церкви:

“Мы верим в целомудрие до вступления в брак и полную верность после его заключения. Этим сказано все. Это путь к счастью в жизни. Это путь к удовлетворению. Он приносит покой сердцу и мир дому” (in Conference Report, Oct. 1996, 68; или Ensign, Nov. 1996, 49).

Подчеркните: супруги должны быть осторожны, чтобы не совершать тех поступков, которые хотя бы на шаг приблизят их к неверности. В частности, они должны всегда поддерживать подобающую эмоциональную и физическую дистанцию между собой и коллегами по работе противоположного пола.

Почему полная преданность в браке имеет такое огромное значение?

Почему просмотр неприличных или порнографических материалов можно назвать предательством по отношению к партнеру в браке? Как флирт с лицом противоположного пола может нанести ущерб браку?

Зачитайте одно или несколько высказываний, приведенных ниже.

Президент Говаpд У. Хантеp наставлял: “Будьте верны заветам вашего брака в мыслях, словах и делах. Порнография, флирт и аморальные фантазии разрушают целостность личности и наносят удары в самое основание счастливого брака. Таким образом единство супругов и их доверие друг к другу перестают существовать” (in Conference Report, Oct. 1994, 67; или Ensign, Nov. 1994, 50).

Президент Эзра Тафт Бенсон, тринадцатый Президент Церкви, учил: “Если вы состоите в браке, избегайте любого рода флирта . То, что может показаться безопасным флиртом или просто развлечением, легко может привести к более серьезным отношениям и возможной неверности. Вот хорошие вопросы, которые мы могли бы задать самим себе: Понравилось бы моему супругу, если бы он узнал, что я делала это? Была бы жена рада узнать, что ее муж обедает наедине со своей секретаршей? Понравилось бы мужу, если бы он увидел, что его жена заигрывает и старается привлечь внимание другого мужчины? Мои возлюбленные братья и сестры, именно это Павел подразумевал, сказав: ‘Удерживайтесь от всякого рода зла’ (1-е к Фессалоникийцам 5:22)” (“The Law of Chastity,” in Brigham Young University 1987–88 Devotional and Fireside Speeches , 52).

Супружеские пары должны стремиться обрести милосердие, чистую любовь Христову.

Прочитайте вместе с классом от Иоанна 13:34–35 и к Ефесянам 5:25. Чему учат нас эти стихи в отношении того, как должны обращаться друг с другом мужья и жены?

Подчеркните: хотя физические отношения играют существенную роль в супружеской жизни, это не самый важный аспект их любви. Поделитесь следующим высказыванием Президента Спенсера В. Кимбалла:

“[Любовь в браке] глубокая, всеобъемлющая, всесторонняя. Это не та мирская связь, которую неправильно называют любовью и в основе которой главным образом лежит физическая привлекательность. Когда брак строится только на этом принципе, стороны быстро устают друг от друга. Любовь, о которой говорит Господь, – это не только физическая привлекательность, но и духовная. Это доверие и понимание. Это близкая дружба. Это – партнерство, построенное на общих идеалах и стандартах. Это – бескорыстие и готовность жертвовать друг ради друга. Это чистота мыслей и действий, и веры в Бога и в Его план. Это слава родителя в смертной жизни, устремленная к славе Божества и Создателя и к славе Прародителя духов. Это – обширное, всеобъемлющее и безграничное чувство. Такая любовь никогда не устает и не убывает. Она выносит болезнь и горе, процветание и лишения, успех и разочарование, она не угасает сквозь время и вечность” (Faith Precedes the Miracle , 130–31).

Объясните: любовь, о которой говорил Президент Кимбалл, – это милосердие, чистейшая любовь Христова. Прочитайте с классом Мороний 7:45–48. Попросите учащихся назвать свойства милосердия, основываясь на прочитанном. Напишите эти свойства на доске, как показано ниже:

Милосердие:

    Долго терпит.

  • Не завидует.

    Не превозносится.

    Не ищет ничего для себя.

    Не раздражается легко.

    Не мыслит злого.

    Не радуется нечестию, а радуется правде.

    Все покрывает.

    Всему верит.

    На все надеется.

    Все переносит.

    Никогда не угасает.

    Превышает все.

    Чистейшая любовь Христова.

    Пребывает вовеки.

Подчеркните: обязательство любить Небесного Отца и Иисуса Христа и идти к Ним, а также обязательство брака, особенно брака на вечность, – это самые важные обязательства из всех, которые мы берем на себя в жизни. Мужья и жены должны непрерывно приумножать милосердие друг к другу.

Чтобы помочь учащимся применить эти истины в жизни, обратите их внимание на характеристики милосердия, написанные на доске. Предложите им обсудить, как некоторые определения, например, “не ищет ничего для себя” или “никогда не угасает”, могут найти свое выражение в супружеских отношениях. Попросите их привести примеры из собственной жизни, когда они наблюдали некоторые из этих свойств милосердия в действии.

Заключение

Подчеркните: супруги должны укреплять свою любовь и дружбу. Им необходимо поддерживать свою любовь, продолжая оказывать знаки внимания и выражая привязанность, заботу и доброту. Мужья и жены должны учитывать духовные, физические и эмоциональные потребности друг друга, разделяя радости и горести жизни. Они должны твердо решить, что никогда не будут делать ничего такого, что могло бы разрушить любовь, крайне необходимую в браке. И они должны “молиться Отцу со всей силою сердца, дабы преисполниться… этой любовью” (Мороний 7:48–48). Если супруги будут полностью выполнять обязательства друг перед другом, их взаимная любовь с годами будет становиться сильнее. Они убедятся, что любовь, которую они приумножают, истинно Христова.

Наши сограждане отличаются особым отношением к саду. Коренное население России никогда не было кочевниками, и сад воспринимался как семейное пространство. Складывалась определенная связь между хозяевами и отдельными растениями, особенно с деревьями.

Деревья — это нечто особенное. Именно им посвящают памятные строки, про них рассказывают из поколения в поколение, именно они, а не кустарники или многолетники нет-нет да и удостаиваются звания особого растения для семьи. «Семейное», «Родовое дерево» — это все о нем.

Русские довольно часто сажали такие деревья. Иногда это был единичный экземпляр, а иногда и целая роща. Подчас это делалось просто так, без повода, а во многих случаях знаменовало семейные события. Бывало, сажали по радостному случаю, например, в связи с рождением ребенка, после чего дерево росло вместе с ним. А другое древесное растение могло быть посажено и в память об умершем близком человеке.

ЖИВОЙ СВИДЕТЕЛЬ

Если в антикварных и букинистических лавках полистать старинные фамильные фотоальбомы, то на пожелтевших фото вы наверняка увидите хроники такой традиции. Например, на первых страницах юная пара бережно опускает саженец в ямку, потом они же нянчат детей под молодой кроной, дальше уже выросшие дети держатся за руки своих возлюбленных под раскидистым деревом. Неизбежно наступает и тот момент, когда они сядут и вспомнят своих родителей, глядя на огромные корявые ветви и мощные стволы. Жизнь идет, дерево остается. Оно все видит, все слышит и все знает. Оно — живой свидетель истории семьи. Оно, несомненно, покровительствует этим людям и помогает им.

Нелегкая история нашей страны так и не смогла кардинально выбить эту любовь из умов и лишь на время позволила забыть о ней. Каждый из нас наверняка знает людей, которые не могут срубить старую, больную и неплодоносящую яблоню только потому, что ее сажал дед… Вот оно — родовое дерево. Вот она — связь потомков. Вот оно — понимание истинных ценностей. Вероятно, у каждой нации бывает по-своему. Можно вспомнить рождественскую ель в Европе. Или бонсаи на Востоке — чем не семейное дерево? Их отдельные экземпляры передавались из поколения в поколение, спасались первыми при пожаре, увозились при переезде, ибо обладали (как для своих владельцев, так и в принципе) — немалой ценностью.

Судить о так и не искорененной тяге к своему дереву-патриарху у русских можно и по тому, как загораются глаза человека, когда ему рассказываешь об этом и предлагаешь посадить такое дерево у него на участке. Причем даже у тех, кто до этого никогда не слышал о такой традиции! Некоторые очень глубоко принимают эту идею.

Знаю случай, когда семья, прежде чем посадить свое дерево, написала все о себе на бумаге: и о том, как и чем живут, чему радуются, что тревожит. Плотно закупорили послание в бутылку и положили ее под корни саженца при посадке. На вопрос «зачем?» ответили: а представляете, через много-много лет какой-нибудь по нынешним меркам фантастический механизм поднимет это уже умирающее дерево, из него вдруг вывалится бутылка… Люди прочитают письмо и узнают о нас. Вот уж действительно — дерево получается хранителем семьи, в прямом смысле сберегая ее тайны в клети своих корней.

Сажать деревья по приятным поводам — что может быть прекраснее? Как здорово, например, будут смотреться три разновозрастные березки, каждая из которых была посажена в год рождения дочерей. И куда бы со временем судьба ни забросила взрослых сестер, они рано или поздно встретятся под тремя сестрами-березками.

ВЗРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

В имении Спасское-Лутовиново (под Мценском) сохранился тургеневский дуб, посаженный самим писателем. И. С. Тургенев писал о нем: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на нем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он… А что слышалось птиц!» Позднее, живя за границей, он писал Я. П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Особым почитанием у многих европейских народов еще с языческих времен был отмечен дуб, которому часто приписывались функции мирового дерева. Именно дуб (греч. dryas) дал название нимфам-дриадам, которые, согласно поверьям, жили в каждом дереве и умирали одновременно с ним. Эти могучие растения носили и мемориальный характер. Легенды связывали отдельные деревья с именами знатных и знаменитых людей, либо посадивших их, либо свершивших под их кронами какие-либо великие деяния. Среди них можно упомянуть дубы Карла Великого и Генриха IV в лесу Фонтенбло под Парижем, дуб Елизаветы I недалеко от Лондона и дуб Марии-Антуанетты в Версале.

Императрица собственноручно посадила в саду перед петергофским Монплезиром желудь в день рождения сына Павла, а через год ее примеру последовали придворные дамы. В результате там выросла целая дубовая роща. Дуб, посаженный Екатериной, погиб во время бури 2000 года, о чем свидетельствует табличка на его пне. Первые деревья Семейной рощи, расположенной недалеко от Павловского дворца, были посажены Императором Павлом I и его супругой Марией Федоровной в честь рождения детей. А их было у них десять: четыре сына и шесть дочерей. Впоследствии, когда дети вырастали и вступали в брак, сажались новые деревья в честь их избранниц и избранников, а затем и внуков. Каждое дерево имело именную табличку. В 1828 году, в год смерти Марии Федоровны, надолго пережившей мужа, в роще было уже 50 де ревьев.

В усадьбе Шахматово (подмосковное имение деда Александра Блока А. Н. Бекетова) до наших дней сохранились два вяза, посаженные Александром Блоком и его женой Любовью Менделеевой. Между ними Блок соорудил дерновый диван-канапе, символично соединивший эти два дерева.

ДЕРЕВО РОДА

Сажать родовое дерево, конечно же, логичнее всего своими силами. И для подобных целей не стоит приобретать сразу огромные растения — они, конечно, хороши, но, увы, — это свидетели чьей-то другой, чужой для вас жизни.

Самое правильное — вырастить такое дерево из семени. Если вы решитесь на подобный эксперимент, то непременно привлеките к нему младшее поколение. Необыкновенные метаморфозы происходят с детьми, когда они видят растущее растение. Сначала, когда им дают семена и предлагают посеять их на бабушкиной овощной грядке, — это чаще всего вызывает бурю протеста. Но вместе с мамой и папой крупные семена могут быть без труда высажены — под зиму. Подойдут такие растения, как орех серый и маньчжурский, конский каштан обыкновенный, дуб красный.

Их семена не требуют никакой специальной подготовки и взойдут уже на будущий год. И вот тут-то от былой незаинтересованности не останется и следа! Молодой пытливый ум будет силиться понять, как из какого-то шарика появилось дерево, на нем распускаются листья… Пройдет совсем немного времени, и он потащит на это место всех своих и ваших гостей, чтобы похвастаться «своим деревом».

Когда-нибудь этот человек приведет сюда своих внуков и расскажет, как, будучи ребенком, он сажал с их прабабушкой эти огромные дубы. Они вместе соберут семена. Догадываетесь, что они с ними сделают?

Каждый из нас в своей жизни должен посадить семейное дерево. И помните — в данном случае поговорка: лучше поздно, чем никогда — особенно верна. Что именно посадить? Выбирая, имейте в виду, что дерево для подобных целей должно быть не только абсолютно устойчиво в климате вашей местности, но и подходить вашему участку по экологическим параметрам. Нет ничего хуже, если оно погибнет, соприкоснувшись, например, с грунтовыми водами, или, прожив несколько лет, — вымерзнет напрочь в одну из бесснежных зим. Здесь вы найдете список подходящих растений.

Береза. Обычно используется береза повислая в ассортименте. В природе этот вид живет более 100 лет. Растет она очень быстро относительно остального списка растений. Очень светолюбива, но к почве малотребовательна, плохо себя чувствуя лишь на бедных песках.

Дуб. Дуб черешчатый в загородных условиях живет более 300 лет. Растет очень медленно. Выносит полутень, предпочитает плодородные почвы, заболачивание выносит только временное. Более быстрорастущий — дуб красный, но его продолжительность жизни в два раза меньше. Он среднетеневынослив, к составу почв не требователен, но более чувствителен к их влажности, чем дуб черешчатый.

Бархат амурский. Может жить более 150 лет. Довольно быстро растет. Для нормального роста требует рыхлых плодородных почв, не любит заболачивания, теневынослив.

Конский каштан. Речь о конском каштане обыкновенном, который может жить более 150 лет. Довольно быстро растет. Выносит полутень, требует рыхлых без застойного увлажнения почв.

Липы. В загородных условиях эти деревья живут более 200 лет. Чаще мы рекомендуем для частных садов липу мелколистную. Растет довольно быстро. Теневынослива, к плодородию почв не сильно требовательна, но чувствительна к засухе.

Орех маньчжурский или орех серый. Вне городских условий живут более 200 лет. Растут довольно быстро. С возрастом более светолюбивы, требуют плодородных почв, не выносят заболачивания.

Декоративная яблоня. Таких яблонь сейчас предлагается много. В большинстве своем они размножаются прививкой, поэтому рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. Растут они медленно, исключительно светолюбивы, довольно засухоустойчивы, лучше развиваются на плодородных почвах.

Кедровая сосна. Сосна кедровая сибирская и сосна кедровая европейская похожи друг на друга. В загородных условиях живут более 300 лет и растут при этом очень медленно. С возрастом более светолюбивы, чем по молодости, к почвам не требовательны. Отличается от них внешне сосна кедровая корейская. Живет она столько же, сколько и предыдущие виды сосен, и растет так же медленно. Более светолюбива, предпочитает плодородные дренированные почвы.

Пихта. Пихта сибирская и другие аборигенные виды. В саду могут жить более 150 лет. В продаже имеются совсем маленькие сеянцы. Можно приобрести их, наблюдать за их ростом — настоящее удовольствие. Растет медленно. Теневынослива, лучше развивается на плодородных влажных почвах.

Ель. Ель колючая. В благоприятной обстановке живет 150 лет. Растет медленно. К почвам нетребовательна, но достаточно светолюбива.

Клены. Рекомендуется клен красный и его сорта. В саду это дерево будет жить более 100 лет. Растет довольно быстро. Теневыносливо, к почве малотребовательно, выносит избыточное увлажнение. В большинстве своем сорта размножаются прививкой, но навык ее проведения есть не у каждого. Рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. Также можно использовать и клен остролистный или его сорта, коих сейчас в продаже предостаточно. Сорта лучше покупать привитыми саженцами, а несортовые растения можно посеять и самостоятельно.

Клен остролистный и его сорта требователен к плодородию и влажности почвы, относительно теневынослив.

ВОЛЕЙ ИМПЕРАТОРА

Петр I не только запрещал вырубку значительно поредевших к его времени дубовых рощ (исключение делалось только для нужд армии и флота). Он и сам насаждал их при каждом удобном случае — на Каменном острове, на могиле русских солдат в крепости Ниеншанц, около дворца Марли в Нижнем парке Петергофа, в Ораниенбауме и многих других местах.

Будучи еще великим князем, Николай I во время путешествия по Англии посадил дуб в имении графа Памброка, а в усадьбе герцога Девонширского им был посажен каштан.

Во время визита в имение графа А. Х. Бенкендорфа (в современной Эстонии) Император собственноручно посадил березу, а его мать — вдовствующая императрица Мария Федоровна — каштан. Это были не единственные сиятельные гости имения, и позднее здесь образовалась целая роща, посаженная членами Императорской фамилии.

В Новом Петергофе на Царицыном острове в ознаменование дружеских отношений, установившихся между Россией и Соединенными Штатами Америки, Николай I в 1842 году посадил дуб, выращенный из желудя дуба, посаженного на могиле первого президента США в поместье Маунт-Вернон и подаренного ему американцами. Об этом свидетельствовала подвешенная на выросшем дереве медная табличка с надписью на русском и немецком языках. После смерти Императора за дубом ухаживала вдовствующая императрица Александра Федоровна: по ее указанию была выполнена золоченая изгородь в виде корзины и устроена у его корней клумба с незабудками. В последующие годы это место стало своеобразной Меккой для всех приезжающих в Петербург американских дипломатов.

Александр Сапелин,
Владимир Веселов

СПРАВКА «ДК»

На Руси на протяжении многих веков, как правило, кощунственными считались действия, направленные на неоправданное повреждение или уничтожение плодовых деревьев (они олицетворяли средоточие плодоносящих сил), что в обязательном порядке грозило неприятностями тем, кто причинял им этот вред. Отношение человека к саду регулировалось целым рядом ограничений. В частности, запрещалось залезать на деревья в обуви. Плодовитость фруктовых деревьев не просто ставилась в зависимость от ухода за ними человека, но и прямо соотносилась с его семейным положением. Поскольку основным требованием к насаждениям была их способность к воспроизводству, за садом, по народным представлениям, не могли ухаживать люди, не имеющие детей (бездетный человек даже своим взглядом или прикосновением мог лишить дерево плодовитости). Напротив, беременные женщины могли благотворно действовать на сад (передавали деревьям свою плодовитость). Для этого им достаточно было обойти фруктовое дерево в праздничный день. Прививка или подрезание ветвей, как правило, поручалось многодетной женщине. Ветви плодовых деревьев было принято вплетать в венки невест, а свадебный каравай часто украшали изображением отдельного дерева или целого сада.

У многих народов существовала традиция сажать дерево в день свадьбы. В пятую годовщину свадьбы сажали еще одно — считалось, что благодаря этому семейные узы еще сильнее укрепляются. В Германии в честь рождения девочки сажали яблоню, а мальчика — грушу. В Полесье (Белоруссия) существовал обычай: когда рождался сын, сажали на дворе лубок (липу), если появлялась дочь — сосну, тополь или березу.

Священные деревья и рощи особо почитались и оберегались уже несколько тысячелетий назад в Ассирии и Вавилоне. Они же во время войн специально вырубались захватчиками, дабы лишить побежденный народ их защиты. Согласно древним русским поверьям, семейное дерево защищало хозяев от бед и символизировало гостеприимство. Эти деревья, как правило, росли перед домом, именно вокруг них часто устраивали круглые скамьи, на которых под защитой его кроны проходили семейные посиделки, здесь принимали гостей и отмечали семейные праздники.