Нужно ли требовать от своих детей хорошие оценки в школе? Правильное отношение к оценкам

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Отметка - вещь нужная. Для учеников оценки - своего рода ориентир для самооценки и обратная связь с учителем. Для педагогов - возможность систематизировать представление о каждом учащемся, отслеживать динамику развития и обучения. Вот только не стоит по шкале оценок определять, кто дурак, а кто умный, кто хороший, а кто плохой, переносить на жизнь и мерять ею человеческие отношения.

Как же реагировать на отметки?

Постарайтесь с самого начала не подходить к оценкам своего школяра слишком критично. Даже если баллы оставляют желать лучшего, не драматизируйте ситуацию: "Это же первые оценки! Как ты нас разочаровал. А мы хотели устроить тебе сюрприз... Что дальше-то будет?" После такой реакции ребенку вряд ли захочется вообще что-то делать, хоть за оценки, хоть без них. Возьмите себя в руки и просто скажите что-нибудь напутственное и ободряющее. Законы педагогики, психологии и опыт огромного количества людей убеждают: нет никакой связи между первыми отметками (а порой и оценками вообще) и последующими учебными, а главное - жизненными успехами человека. А вот связь между поведением родителей, их отношением к оцененным в баллах или как-то иначе успехам чада есть очевидная. Именно от вас зависит как ребенок будет воспринимать все происходящее сначала в школе (в том числе и оценки) и каким образом потом это скажется на его дальнейшей жизни. В любом случае, чем старше ребенок, тем меньше должно быть вашего контроля. Исключение - первая любовь или появление хобби у тинейджера, который в состоянии увлеченности запросто может забросить учебу. Поэтому лучше время от времени проверять оценки, чем обвинить потом подростка в безответственности. А вот обучение в вузе - время, когда ваш контроль и интерес к оценкам должен свестись к минимуму. Взросление предполагает самостоятельность во всем. Например, в том, чтобы сделать ошибки и самому их исправить.

Для нас, родителей, отметка ребенка сигнал и руководство к действию. Какому? Зависит от оценки.

Если ребенок приносит плохие оценки
Проводим анализ
Оценка - явление эмоциональное. Но все-таки научите ребенка уже с младшей школы относиться к ней просто как к показателю и проводить самоанализ:

  1. Почему такая оценка?
  2. В чем твоя ошибка? Случайная она или есть пробел в знаниях?
  3. Можешь ли ты исправить отметку? Что для этого нужно сделать?
Заложив такой алгоритм действий, вы поможете ребенку не только в учебе. Мало ли с какими неудачами и оценками ваш ребенок столкнется в жизни. Умение анализировать проблему и искать решение - ценное жизненное качество.

Приведите собственный пример
Расскажите ребенку, как вы, будучи ученицей, забыли дома дневник (ну ведь было!) или как перепутали от волнения задание. Можно привести в пример знаменитых людей, с которыми во время учебы тоже бывало всякое. Такая информация - профилактическая эмоциональная прививка. Она придает уверенности и внушает оптимизм: у всех людей могут быть ошибки - это не страшно, их можно исправить.

Ничего страшного
Что делать, если плохая оценка незаслуженна? Есть ситуации, когда дело требует объяснения с учителем. Но в большинстве случаев стоит просто принять это как данность, некое испытание. "Да, такое бывает. Ничего страшного", - вот и все, что стоит сказать. Ребенку предстоит еще долго учиться, а потом работать в самых разных коллективах. Вероятность, что он всегда будет видеть только справедливость, равна нулю. Зачем портить нервы по каждому пустяку?

Не зацикливайтесь на успеваемости
Вы должны говорить с ребенком о школе. Но не только об оценках. "Как ты ответил на уроке? Все правильно решил?" - таких вопросов должно быть по крайней мере не больше, чем, например, об отношениях с одноклассниками, играх на перемене и булочках в буфете. Тогда у ребенка сформируется общий позитивный настрой на школу. И оценки заодно станут лучше.

Если ребенок круглый отличник

Не переоценивайте оценки
В школу ходят за знаниями. Оценки, хотя и являются их отражением, не могут быть ценностью сами по себе. Донесите эту мысль до ребенка обязательно. Иначе у него может развиться оценочный невроз - когда не только настроение, но и самочувствие отличницы портится из-за случайной четверки: ребенок начинает буквально выпрашивать высокие баллы и ведет себя неадекватно (плачет, убегает, замыкается), если получает низкие. В большей степени к такому расстройству склонны девочки, но и среди мальчиков встречаются чересчур эмоциональные перфекционисты.

Найдите, за что пожурить
Слишком частые похвалы быстро перестают быть стимулом для роста. Известный психолог Альфред Адлер называл исходной точкой стремления в учебе чувством неполноценности, но, конечно, не чрезмерное. Допустимы лишь корректные замечания ("Ты не очень аккуратно пишешь, надо еще постараться, у тебя обязательно получится!") или необидные корректные сравнения с другими детьми ("У Миши прямо талант учить стихи, он, наверное, больше тебя любит читать"). Главное, не впадать в крайности при обсуждении с детьми их успеваемость.

Нужны ли оценки для того чтобы ставить их за наличие или отсутствие знаний? Наша система образования устроена таким образом, что без постановки отметок она не способна ещё каким либо образом произвести оценку имеющимся знаниям. Систем выставления оценок формировалась долгий период времени. И осталась примерно такой же как и 50 лет назад.

Человеческое восприятие и реакции достаточно индивидуальны, но понятие оценки держит в страхе многих школьников и студентов. И если студент понимает для чего ему нужны те или иные знания, то ребёнок, прийдя в первый класс, этого не знает. И происходит так, что он учится не потому, что ему интересно, а для того, что бы получать хорошие оценки .

Часто именно взрослые виноваты в этом, причём сами родители. Ведь оценки- прекрасный инструмент для того, что бы манипулировать детьми .

Интересно, что Министерство образования предписало не ставить оценки в первый год обучения ребёнка в тетради, дневники и журнал. Но учителя продолжают их ставить. А происходит это потому, что родители на этом настаивают, так как они больше не знают иного способа для выяснения того, как проходит обучение ребёнка.

Некоторые родители и сами относятся к оценкам как к великой ценности . Это отношение в своё время привили им их родители и это передаётся из поколения в поколение. И с мыслью о том, что от оценок зависит практически всё: будущее, отношения, карьера, жизненный успех, они живут и тревожатся, когда ожидания положительных оценок просто не исполняются, испытывают постоянную тревожность, стресс. Дети берут пример со взрослых.

Если ребёнок стремится только лишь получать хорошие оценки, это приводит к перегрузкам, ребёнок лишается детства, он лишается общения, увлечений, что может приводить к развитию неврозов, апатии, депрессии.

Поэтому, родители, если Вы видите, что ребёнка интересуют лишь отметки, помогите ему изменить отношение к ним .

    Для начала, поговорите с ребёнком и убедите его в том, что он всегда будет получать оценки, но это не должно влиять на его самочувствие, настроение, самооценку. Расскажите ему как сильно Вы его любите и это не зависит от его оценок.

    Помогите ему в развитии, пусть он научится правильно писать, читать, поработайте над расширением его кругозора, улучшением памяти.

Подумайте над тем, может ли Ваш ребёнок выполнять все Ваши требования, соотносятся ли они с возможностями самого ребенка.

Не стоит ориентировать только лишь на успехи ребёнка, пусть он знает, что бывают и неудачи и промахи. Пусть он сам выберет те предметы, которые ему нравятся. Не нужно проводить сравнение детей и их возможностей и способностей.

Но далеко не все школьники хотели бы, что оценок и вовсе не было. Для детей лидеров, важно, что бы их труд и достижения были отмечены . У таких детей стремление к приобретению знаний, конечно, стоит поощрять. У детей, которые лишены целеустремлённости, нужно вырабатывать стремление к познанию, к преодолению трудностей.

На что в итоге, нужно обратить внимание: на знания или на результат?

Все понимают, что оценивать нужно не только результат, но и затраченные усилия . Возможно, со временем, ребёнок будет получать не числовое обозначение оценки, а словесное описание его стараний. Или же введут стобальную систему оценки, или же оценки вообще отменят.

У девочек отличниц, порою, возникают проблемы с личного характера, они часто имеют низкую самооценку, неуверенные в себе. И, часто, стремятся к пятёркам только для того, что бы самоутвердиться в собственных глазах, а также глазах окружающих. Если в школе это ещё удаётся, то во взрослой жизни это удаётся не всегда и не всем. Постоянное послушание не даёт возможности развиваться инициативности ребёнка, становится сложно руководить, прежде всего, самим собой.

Конечно, не все отличницы отличаются низкой самооценкой , но они всегда стремятся к идеальности во всём. Они не столь критичны и получают как пятёрки, так и четвёрки, более уверенны, хорошо относятся к себе, более активны и обладают инициативностью. А эти качества способствуют возможности быть счастливым. Но бывает и так, что у таких детей не бывает близких друзей либо по причине занятости или же потому, что им не остается общих тем для разговоров. Если в младшей школе это не так важно и заметно, то в переходный период, это становится первостепенным, ведь для подростков важно умение вливаться в коллектив, а не те оценки, которые получает отличник. Ребёнок должен уметь общаться в любой среде, будь то уличная компания или же среда интеллектуалов. Для этого, нужно следить за тем, чтобы Ваш ребёнок был разносторонне развит.

Нужно объяснить ребёнку, что оценки далеко не единственный критерий, по которому нужно оценивать людей. Ведь ещё есть и человеческие качества, такие как: храбрость, доброта, порядочность и т.п.

Отличниками, при помощи оценок легко манипулировать, ведь они привыкли слушать авторитетных личностей. Но в старшем возрасте им придется делать выбор самостоятельно. Поэтому, отличники должны научиться слушать себя. Родители должны объяснить своим детям что ненужно всё в мире оценивать по пятибалльной шкале, нужно смотреть на мир шире. Да, положительные оценки - этого хорошо, но это всего на всего оценки, нельзя становится их рабом.

Когда ребенок идет в первый класс , родители беспокоятся: какими будут его успехи в школе? Постепенно первоклассник привыкает к учебному процессу, родители успокаиваются, поскольку оценка результатов осуществляется только словесно: «молодец», «хорошо», «будь внимательней». Ругать ребенка за оценки нет нужды.

Следующий всплеск переживаний родителей начинается, когда ребенок переходит во второй класс и в дневнике появляются отметки.
— Я не поняла! — гневно кричит мама на сына — второклассника. — Почему сегодня «два»?
— Я ошибся, деля слова на слоги, — виновато отвечает мальчик.
— Ну ничего: отлуплю вечером — сразу разделишь слоги! — Гневно говорит мать и почти бежит к выходу, а сын, едва переставляя ноги, уныло плетется вслед за ней, ожидая наказания.

Но можно было поступить совсем иначе. Следовало спросить, за что ребенок получил такую оценку, что ему было непонятно на уроке, и успокоить: «Дома мы с тобой потренируемся в разделении слов на слоги, а завтра тебе на уроке будет интереснее, и чувствовать себя будешь увереннее». Родители часто забывают, что оценка — это показатель знаний и умений ребенка. Если ученик получил низкую оценку, то наказание ума ему не добавит, наоборот, наказывая, родители все дальше продвигаться в направлении тупиковых отношений с ребенком.

Существует еще один тип родителей — как эта мама:

— Я ничего не хочу слышать, — говорит она дочери, которая учится в четвертом классе, — мне нужны только отметки «4» и «5»!
У девочки от слов матери горько на сердце, страшно. Вот учительница объявляет, что диктант по русскому языку четвероклассница написала на тройку. Ребенок, боясь наказания, бросается к учительскому столу и становится колени:
— Пожалуйста! Не ставьте мне «3», меня мама дома убьет, если получу ниже «4».
Учительница, не зная, как поступить, застыла от этих слов. Имея доброе сердце, она сказала ученице, что позволит ей завтра переписать диктант. Девочка облегченно вздохнула. На следующий день она написала диктант снова на «3», но учительница, пожалев девочку, исправила ошибку синей пастой и поставила «4».
Ребенок не дотягивал до высоких результатов, и скоро начал «выплакивать» оценки по всем предметам. И здесь сложилась решающая для психики ситуация: изучать предмет или учиться вымаливать?
Маму вызвал школьный психолог. Он объяснил вредность ее поведения для формирования у ребенка интереса к обучению и посоветовал поработать с девочкой над теми темами, которые она не понимает. А если родители не могут сами компетентно объяснить, то психолог рекомендовал нанять репетитора, чтобы тот раскрыл «темные» стороны науки. Таким образом, проблема была решена: девочка устранила пробелы по всем предметам, и теперь, если она получает «2» или «3», мама спрашивает, где именно и что ей не понятно. Родители этой девочки теперь смотрят на оценки не как на конец света, а как на результат совместной работы ребенка, учителя и своей.

Каждый родитель понимает важность оценки и знаний ребенка по-своему. Вот одна мама говорит другой: «Почему ты не требуешь от своей дочери высоких баллов, ведь она знает больше моего сына, а оценки имеет ниже? Ее скромность никто не оценит в наше время». И слышит в ответ: «Я не собираюсь делать из дочери истеричку, для меня важнее, что останется в ее голове. В ситуации, когда учитель постоянно подгоняет, ей психологически трудно выложить все, что она знает. Если ее очень подгонять, а еще и кричать, она вообще может растеряться, закрыться в себе и ничего не рассказать. К сожалению, похвалой и поддержкой
со стороны учителей пока трудно заручиться. Твой сын может сказать: «Подождите, я еще не все рассказал» или «Не ставьте, пожалуйста, «3», я принесу реферат об озерах», а моя дочь из-за своего темперамента сделать этого не может».

Задумайтесь! Неужели вы, взрослые, учась в школе, всегда получали «пятерки»?
И неужели всегда, когда вы приносили «2», «3», «4», вас жестоко наказывали? Или причина скрывается именно в этом: вы учились не очень хорошо, у вас с детства остался комплекс «слабого ученика», и вы все несбыточные мечты хотите перевести на ребенка?

Любите своих детей! Может, хватит уже относиться к ним как к подопытным кроликам? Может, уже пора вспомнить, что они — маленькие личности со своим богатым внутренним миром? Дайте детям больше свободы, не давите авторитаризмом, больше общайтесь с ними, тогда они смогут в чем-то пойти вам навстречу. И не забывайте, что много хороших, талантливых люди не были отличниками. Главное — обучать и воспитывать так, чтобы у ребенка был «стержень» человечности и стремление к хорошему.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Наши дети не всегда приносят в дневниках «четыре» и «пять». Порой появляются и «неуды», которые влекут за собой скандалы, детскую нервозность и желание во что бы то ни стало в следующий раз принести в дневнике пятерку. В такой погоне за субъективными цифрами теряется главный смысл учебы — получение знаний. Стоит ли убиваться из-за плохих оценок и наказывать ребенка? Возможно, правильнее будет сменить тактику?

Достаточно вспомнить свои школьные годы, как в голове сразу появляется образ: ученик, буквально выпрашивающий хорошую оценку у учителя и объясняющий это тем, что дома родители его «убьют». Столь страшное слово мы произносили очень часто, имея в виду, что нас сильно накажут, не разрешат пойти гулять и заставят дни напролет учить и учить, лишь бы исправить плохую отметку . Мы гонялись за пятерками и четверками, но лишь для того, чтобы не сердить родителей или утереть нос зазнавшимся одноклассникам. Сегодня, став взрослыми, мы получили уникальный шанс, наконец, научиться правильному отношению к субъективным символам и научить этому наших детей.

Так ли важны оценки?

Конечно, оценки — это показатель того, как ребенок выучил тот или иной урок, но соль в том, что абсолютно любая отметка субъективна. Ребенок мог банально переволноваться и получить «три», хотя подготовился на «пять». Мы серьезно ошибаемся, когда считаем, что оценки — это показатель успешности ребенка, и еще серьезнее — когда строим свои отношения с дочерью или сыном на основании субъективных цифр. У ребенка появляется уверенность в том, что его отметки — это единственный способ заслужить расположение и уважение в семье. Стоит ли тогда удивляться, что желание получить хорошие знания уходит на второй план? Совсем нет. Главной целью обучения становится любовь родителей, которая, вообще-то, не должна зависеть от подобных вещей.

Нам, взрослым дядям и тетям, тоже еще учиться и учиться. И в первую очередь стоит уяснить одну истину: оценка — это не более чем отвлеченный знак. "Двойку" нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим, пророча ребенку работу дворника. Не передавайте школьнику свое тревожное настроение, ведь абсолютно любую отметку можно исправить. Иначе добьетесь только нежелания ребенка возвращаться домой после неудачи в школе, ведь там его непременно «убьют».

Спокойствие, только спокойствие

Конечно, мы хотим идеального будущего для своего ребенка и почему-то уверены, что проигнорируй мы «двойку» хоть раз, он «забьет» на учебу. Но проблема не решается отлучением от телевизора и компьютера. Для начала стоит обратить внимание на то, почему школьник получил «неуд». Спокойно поговорите с чадом и выясните причины неуспеха . Конечно, строгость не помешает, но пусть она будет в разумных пределах: ругать и ставить на горох не стоит. Приберегите карательные меры для более серьезных случаев. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, поэтому сразу увидите, если он просто не выучил урок и отнесся к заданию спустя рукава. В таком случае проявите талант дипломата и убедите горе-ученика, что он должен постараться исправить оценку, но не для того, чтобы просто исправить, а для того, чтобы довести работу до ума. Ну а если ребенок и правда учил уроки, но волнение взяло верх, то успокойте его, сказав, что бывает всякое и вы в него верите.

Ты мне, я тебе

Некоторые родители устраивают дома странный бартер: ты получаешь «пятерку», а я даю 100 рублей или разрешаю поиграть в онлайн-игру. Психологи шутят (хотя шутят ли?), что из подобных школьников вырастают Павлики Морозовы, готовые продать даже самое дорогое сердцу. В таком случае дети начинают стремиться к хорошим оценкам не для того, чтобы получить знания, а для того, что поправить свое материальное положение.

Конечно, вы можете поощрить ребенка, но за старания и усилия, которые он прикладывает, а никак не за оценки. Отличным вариантом будет подарок, который он давно хотел, или долгожданная летняя поездка на море. Главное, преподнесите ее как вознаграждение за усердие, а не за пятерки за год.

Сравнение с отличниками

Каждый второй родитель повторяет своему ребенку: «А Таня учится лучше, чем ты. Таня — хорошая, а ты нет». Конечно, пристыдив своего ребенка, вы можете добиться того, что в итоге он действительно станет учиться лучше, но целью такой учебы все так же не будет являться получение знаний. Ваш ребенок будет зубрить и хитрить лишь для того, чтобы утереть нос более удачливой Тане. Да, в итоге вы добьетесь желаемого, но лишь отчасти, поскольку к хорошим оценкам у вашего ребенка прибавится сомнение в себе и собственных силах, а самооценка подкосится еще в детстве.

Не стоит с малых лет внушать ребенку, что он ничего не стоит, при этом добавляя: «Вот есть же усердные и умные дети». Лучше хвалите своего горе-ученика, хвалите за все, за что только можно.

Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он. Родители-союзники, а не родители-враги нужны ребенку, который и сам понимает, что пока не слишком успешен в школе.

Поняли сами — расскажите ребенку

Зубрежка, чтение в стиле «смотрю в книгу — вижу фигу» — не самый лучший вариант для школьника.

Хорошо, когда родители понимают, что школьные оценки — это условности. Теперь же надо, чтобы это поняли и дети, причем, правильно поняли. Главное, объяснить ребенку, что отметка — это не показатель ума и того, что ждет его в будущем, прежде всего, это показатель его отношения к учебе. Зубрежка, чтение в стиле «смотрю в книгу — вижу фигу» — не самый лучший вариант для школьника, желающего быть умным человеком, а не просто отличником, который забывает все сразу же после экзамена.

Постарайтесь всегда спокойно воспринимать неудачи ребенка, помогайте ему, с детства приучая трудиться и относиться к своему труду серьезно и ответственно. Один раз объяснив своему школьнику, что не стоит гнаться за субъективными оценками, а надо сконцентрироваться на получении знаний, вы избежите ненужных слез из-за двоек, бездумной погони за хорошими отметками и наплевательского отношения к школе.