Правила в моей будущей семье. Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание. ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери

  • В хаотичных семьях вырастают подростки с серьёзными нарушениями поведения.
  • Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствует росту тревоги и сбивает с толку всех членов семьи.
  • Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главным источниками обид и конфликтов в семье.
  • Самый распространенный пример: мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять её просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности. Для ребенка важно ощущение того:
  • что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений;
  • что он может говорить о своих потребностях, и они будут по возможности удовлетворяться.

Очень важно, чтобы замещающие родители были последовательны в своем поведении и отношении к ребенку.

Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свое поведение, необходимо помочь ему в этом: установить постоянные границы дозволенного. Важно, чтобы эти границы были, с одной стороны, доступны для понимания и выполнения ребёнка, а с другой стороны – ставили рамки его поведению, которое, по мнению родителей, недопустимо. Если выдвигаемые родителями требования противоречивы, они порождают у ребенка внутренние конфликты.

Краткий перечень правил, которые могут быть приняты в семье:

  1. Правило договора.
    Основой эмоционального благополучия семьи является правило договора, которое позволяет гибко реагировать на изменения, справляться с каждодневным стрессом и кризисным ситуациями. Договор может касаться любых сторон жизни семьи, особенно тех, которые вызывают разногласия у её членов. Желательно отвести специальное время и место, чтобы обсудить проблемы и идеи каждого. При этом важно поощрять высказывание ребенка и не критиковать его. Для приемных детей это очень важно. Возможно, ранее у них не было подобной возможности, они только накапливали свои негативные переживания, что мешало их полноценному развитию.
  2. Правило новизны.
    Это правило может быть связано как с новой атмосферой, взаимодействием, так и с пищей. Не нужно заставлять ребенка съедать все и хвалить то, что приготовила мама. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приёмные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование съедать всё будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.
  3. Распорядок дня.
    Кушать нужно в чётко отведенное для этого время. У детей, воспитывающихся в неблагополучных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Лучше выделить им время на отдых, занятия и питание, чем обижаться и ругать за несоблюдение правила. При этом детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому черезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми «лжи во имя спасения себя и матери».
  4. Семейные обязанности.
    Домашние дела должны быть распределены между всеми членами семьи. Зачастую почти все обязанности выполняет мама, всё время жалуется, как на неё «все сели и поехали». Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением членов семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.
  5. Правило границ.
    Все двери в доме должны быть всегда распахнуты. Ребенок должен чувствовать, что в семье есть доверие и в любую комнату можно войти без предупреждения. При этом ему необходимо иметь свое пространство в доме. Правило соблюдения границ дает возможность получить необходимую автономию, формирует чувство ответственности у детей, способствует их взрослению. Очень важно, чтобы в приемной семье, особенно в первые два года, не создавались условия для недоверия и провоцирования воровства у ребенка. Желательно наиболее ценные вещи спрятать, не разбрасывать деньги по дому, точно знать, сколько их хранится в доме.
  6. Не нужно сразу требовать от ребенка успехов в учебе.
    Связывание престижа семьи и оценок детей в школе может негативно повлиять на принятие приёмных детей, так как практически все они имеют различные задержки в развитии. Самооценка приемного ребенка ещё в большей степени, чем родного, зависит от того, что говорят о нем другие, особенно те, кого он считает для себя значимым. В своей жизни он слышал крайне много высказываний по поводу негативных сторон своей личности, поэтому его образ «Я» часто отрицателен. Выражение вербальной и невербальной поддержки позволяет ему скорректировать самооценку.

Способы обсуждения норм и правил в семье:

  • Лучше всего это сделать за сладким столом (сладкое снимает напряжения).
  • Если ребенок маленький, то желательно продемонстрировать правила в игре, где в качестве членов семьи выступают игрушки.
  • Если ребенок левша, то правила лучше объяснять любому другому ребенку, сидящему с ним рядом. Левше очень сложно усвоить правила, ему легче следовать в их соблюдении за другими.
  • С подростком необходимо обсудить разумность правил, договориться о возможности совместной коррекции требований к нему, заключить контракт об их выполнении.
    Сами члены семьи должны следовать этим правилам. Двойной стандарт в их исполнении способствует дезадаптации ребенка. Для того чтобы в семье царила гармония и понимание, должны быть совместно приняты нормы и правила общения в семье.

В семье, как и в любом другом сообществе, необходимо соблюдать определенные условия, которые позволят всем домочадцам жить вместе. Ни одна ячейка общества не может обойтись без утверждения своего рода семейного кодекса или свода «домашних правил», которые позволяют всем членам семьи понять, как себя вести. Семейные правила помогают достичь баланса между получением желаемого и уважением потребностей других людей. Также они могут помочь детям и подросткам чувствовать себя в безопасности.

Семейные правила: основы

Правила могут помочь членам вашей семьи лучше взаимодействовать и и сделают семейную жизнь более спокойной. Эффективные правила - это позитивные высказывания о том, как хочет заботиться и реализовывать возможности всех домочадцев.

Когда правила прописаны четко и однозначно, они помогают:

  • детям и подросткам понять, что от них ожидают и где находятся границы дозволенного;
  • взрослым быть последовательными в том, как они относятся к младшим членам семьи.

При разработке семейных правил важно вовлечь всех членов семьи, насколько это возможно, в их обсуждение. Даже у трехлетних детей могут быть свои мнения и предложения. По мере взросления ребенок должен еще активнее участвовать в принятии решений: какие правила могут быть, а также последствия их нарушения. По достижению подросткового возраста подобное «законотворчество» даст детям ценный опыт принятия ответственности за собственное поведение.

Чтобы разработать правила, нужно выбрать наиболее важные вещи - например, правило о том, чтобы не делать физически больно друг другу, будет обязательным для большинства семей. Также можно разработать следующие правила: о безопасности, вежливости, распорядке дня, правильных манерах. В каждой семье правила будут разные. Особенности разработки семейного кодекса будут зависеть от ваших ценностей, конкретной ситуации, религиозных убеждений и возраста и потребностей вашего ребенка (детей).

Виды семейных правил

Семейные правила могут быть совершенно разными, однако все хорошие правила имеют нечто общее: они являются конкретными и понятными.

«Да»-правила

Такие правила - хороший обучающий инструмент, потому что они управляют поведением вашего ребенка в позитивном ключе. Например: «Разговаривайте вежливо друг с другом», «Надевайте ремень безопасности в машине», «Принимать пищу нужно за столом» и т. д.

«Нет»-правила

Конечно, лучше устанавливать позитивные правила, однако, когда сложно объяснить, что именно нужно делать вместо этого, подойдут и правила с отрицательной частицей «не». Например: «Не надо плеваться», «Не выпрашивай покупки в магазине» и т. д.

Основные правила

Это такие правила, которые применяются повсеместно, несмотря ни на что. Некоторые правила могут применяться для всех членов семьи, в то время как другие относятся только к маленьким детям или подросткам. Правила о вежливости или о запрете на физическое воздействие относятся именно к основным правилам.

Ситуационные правила

Для конкретных ситуаций также следует иметь краткий свод правил. Например, для поездки в автомобиле, похода в гости, игр в компьютер.

Несколько четких и конкретных правил, вероятно, будут более эффективными, чем длинный список на десяток-другой страниц. Это особенно актуально для маленьких детей. С взрослением ребенка правила могут «расти» вместе с ним. Если же ребенок постоянно нарушает их, то вам, возможно, следует сосредоточиться на таких основных вопросах, как безопасность и справедливость.

Как разработать правила

Детям и подросткам часто нравится участвовать в подобном законотворческом процессе. Принятие участия в дискуссии о семейных правилах не обязательно остановит младших домочадцев от их нарушения, однако поможет понять, что такое правила и зачем они нужны.

Некоторые родители считают полезным записывать правила о том, как члены семьи должны себя вести. Запись правил делает их понятными и может также предотвратить возможные споры. А прикрепление списка правил на холодильнике или в другом видном месте может помочь младшим детям быть в их курсе.

Дети и правила

Разрабатывать правила можно начинать тогда, когда ребенок уже понимает язык. Маленьким детям требуется наблюдение и поддержка, чтобы они следовали правилам. Дошкольники склонны забывать, они непоследовательны в поведении и легко отвлекаются. Некоторым детям с особыми потребностями также может понадобиться ваша помощь, чтобы они поняли и запомнили правила.

Все дети разные, поэтому и усвоение правил у каждого из них - это индивидуальный процесс. Однако уже к десяти годам они могут следовать правилам в большинстве ситуаций уже без ваших указаний. Четкие правила помогут вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и дадут ему ощущение постоянства. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда многие другие вещи в его жизни претерпевают изменения.

Подростки и правила

Подростковые годы представляют собой новый вызов. На этом этапе молодые люди начинают исследовать свои собственные силы, и могут настаивать на большей самостоятельности и независимости. Иногда это заканчивается пересмотром семейных правил. Подросток может ощущать расхождение между правилами своей семьи и ожиданиями сверстников и будет стараться уравновесить эти два процесса.

Семейные правила так же важны для подростка, как и для маленького ребенка. И никогда не поздно, чтобы создать или переписать их. Участие молодого человека в создании семейного кодекса поможет ему понять, что вы уважаете его мнение. В этом возрасте особенно полезны будут правила безопасного поведения. Например, правила об алкоголе, друзьях, взаимоотношениях полов и так называемый комендантский час.

Будьте готовы обсуждать и корректировать правила, когда ваш ребенок подрастет. Это касается, в частности, расширения комендантского часа.

Соблюдение правил

Правила считаются эффективными только тогда, когда они исполняются. Если вы определились с семейным кодексом, то следует также решить, какие санкции будут применяться по отношению к любому члену семьи, если тот нарушит какое-либо правило. Когда правило нарушено, вы можете просто напомнить о нем ребенку и дать ему еще один шанс, особенно это касается маленьких детей. Но, в конечном счете, гораздо эффективнее применить-таки санкции к нарушителю, о которых вы договаривались.

Начиная с трехлетнего возраста, если дети согласились заранее с возможными санкциями, они, вероятнее всего, сохранят спокойствие, когда придет время выполнять установленные правила. Когда дети достигнут подросткового возраста, соглашение о четких правилах и последствиях поможет им развить самодисциплину и самостоятельность.


Ключевые теги новости:

Другие новости

Классный час направлен на формирование ценностного отношения и уважения к семье, актуализацию знаний правил поведения в семье. При изучении темы используются следующие контрольные элементы содержания: любовь, дружба, доброжелательность, сопереживание, уважение, эмпатия, забота, мораль, совесть, стыд, вина. В материалах классного часа используются притчи, пословицы, ребусы и загадки.

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Семь правил семьи»
или квестом «В поисках семейных сокровищ» для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [DOCX ]

Цель: формирование представлений о семье, ценностного отношения и уважения к семье, знание правил поведения в семье, понимание необходимости их выполнения.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества, таких как «семья»;
  • мотивация детей к расширению знаний о правилах поведения в семье, о культуре и семейных традициях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Задание № 1. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?

Ответьте на вопросы:

  • Что общего между словами: сладость, лад, лада, ладья, кладезь, клад, ладить, ладонь, оладьи, ладный, млад, мармелад, шоколад, Эллада, разлад?
  • Что означает слово «лад»?

* В словаре В.И. Даля читаем: «Ладом» – «порядком, толком, путём, дельно». Слово «лад» значит ещё «любовь». Ладо, Лада – так называли суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. «Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».

Посмотрите видеофрагмент .

Подготовьте ответы на вопросы:

  • Что ответил старейшина в письме? Как это всем членам семьи удаётся жить в мире, не ссорясь и не обижая друг друга? Что значит «Ладная семья»?
  • Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы семья была крепкой и счастливой?

* Всего три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

* Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции – сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверен­ность, оптимизм – создадут то, что мож­но назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, согревает их, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царят хорошее настроение и счастье.

Задание № 3. Разгадайте ребус. Объясните смысл пословиц:

  • «Сердце матери греет лучше солнца»;
  • «Кого не любят, того и не слушают».

Задание № 4 . Прочитайте стихотворение. Найдите семейное сокровище. Это слово дважды повторяется в стихотворении.

Главное в семье – любовь.
Она ведь всё прощает.
Не будет горя и забот у тех,
Кто о любви всё знает.

Ответьте на вопрос: « Почему в семье важно любить друг друга?»

* Только когда в семье царит настоящая любовь, она становит­ся высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и че­ловеческой теплоты.

* Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении – вот что значит любить».

Задание № 5. Отгадайте загадки.

Один второму помогает,
Второй по первому скучает.
Один всегда другому рад,
И каждый для другого брат .

* * *

Две девочки в семье у нас,
С них взрослые не сводят глаз,
У них забавные косички.
Они веселые сестрички .

Задание № 6 . Прочитайте стихотворение «Младший братишка» (М. Скребцова).

Ответьте на вопросы.

Задание № 7. Ответьте на вопросы:

  • Как относился герой стихотворения к своему младшему брату?
  • Расскажите, в какие игры старший брат может поиграть с младшим.
  • Как должны поступить старшие и младшие братья и сестры в следующих ситуациях:

Ваши сестра или брат заболели;
- ваши родители поздно возвращаются с работы.

Задание № 8. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы:

  • Как называется это семейное сокровище?
  • Угадайте ребус, вставьте пропущенные буквы в стихотворении:

Что важное в семье – забо та.
Забо та обо всех вокруг.
И принимаем мы заботу
Из бабушкиных добрых рук.

Задание № 9.

Ответьте на вопрос: « Что такое уважение?» Напишите ответ одним словом.

(Даны слова для справок: понимание, обида, доброта, помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость, сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки).

* Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и членами семьи в частности.

* В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь.

Задание № 10. Выберите из предложенных карточек те, которые могли бы войти в «Правила уважения себя и других».

Задание № 11. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?

Ответьте на вопросы:

  • Как вы понимаете выражение «взаимное доверие», «общность интересов», «привязанность»?
  • Зачем дружба нужна людям?

* В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Важнейшими признаками дружбы являются взаимопонимание и сопереживание.

Задание № 13. Посмотрите видеофрагмент . Разгадайте ребус.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.

И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Распускаются цветы.

Объясните значение пословиц:

  • «Жизнь дана на добрые дела»;
  • «Доброе слово и кошке приятно».

Что значит быть добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми?

Задание № 14. Прочитайте рассказ «Печенье» (В. Осеева).

При обсуждении необходимо рассмотреть такие понятия как: мораль, вина, стыд, совесть , ответив на вопросы:

  • Какое настроение было у всех вначале? (Веселое ).
  • Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?
  • О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети поступили неправильно ).
  • Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения .)
  • В чём смысл рассказа?

Почему все найденные сокровища являются семейными ценностями? Придумайте еще одно необходимое слово (или несколько) для ларца семейных ценностей, составьте ребус для него.

Семейные нормы и правила. Типичные ошибки приёмных родителей.

Острогожской СЛУЖБЫ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ)

-2015год-

Приемный ребенок, попав в замещающую семью, прежде всего, сталкивается с барьером из неизвестных ему семейных правил и норм. Для успешного воспитания приемного ребенка очень важно, чтобы семья смогла донести свои правила и нормы до ребенка.

СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА - ЭТО ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ.

ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ - ЭТО ХАОС, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. В хаотичных семьях вырастают подростки с серьезными нарушениями поведения. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги и сбивают с толку членов семьи. Мир без правил - концентрационный лагерь, где непонятно за что тебя могут убить или сохранить жизнь. Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главными источниками обид и конфликтов в семье. Самый распространенный пример - мать, которая жалуется, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности.

Если требования, выдвигаемые, например, родителями, противоречивы, порождают у ребенка внутренние конфликты и противоречия.

ПРАВИЛО ДОГОВОРА

В СЕМЬЕ ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТСЯ ЛИБО НА ДОГОВОРЕ, ЛИБО НА КОНФЛИКТЕ. ОСНОВОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛО ДОГОВОРА , КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЕНИЯ, СПРАВЛЯТЬСЯ С КАЖДОДНЕВНЫМ СТРЕССОМ И КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. ДОГОВОР МОЖЕТ КАСАТЬСЯ ЛЮБЫХ СТОРОН ЖИЗНИ СЕМЬИ, ОСОБЕННО ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗНОГЛАСИЯ У ЕЕ ЧЛЕНОВ . ЖЕЛАТЕЛЬНО ОТВЕСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО, ЧТОБЫ ОБСУДИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ИДЕИ КАЖДОГО. ПООЩРЯТЬ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ И НЕ КРИТИКОВАТЬ ЕГО. ДЛЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. У НИХ НИКОГДА НЕ БЫЛО ПОДОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ ТОЛЬКО НАКАПЛИВАЛИ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЧТО МЕШАЛО ИХ РАЗВИТИЮ.

Разбор правил приемной семьи.

Краткий перечень правил, принятых в этой семье: нужно съедать все и хвалить, что приготовила мама, иначе она обижается; есть нужно в четко отведенное для этого время; если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали". Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?). Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью.

Правило 1. Нужно съедать все, что приготовила мама

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приемные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование выполнения этого правила будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.

Правило 2. Есть нужно в четко отведенное для этого время

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. У детей, воспитывавшихся в неблагоприятных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Они наголодались еще в утробе матери и готовы есть сутками. Они прячут куски, чтобы всегда иметь еду про запас. Вы можете обнаружить засохшие куски в самых неожиданных местах, например, под матрацем. Лучше организовать им перекусы, чем обижаться, что они не соблюдают правила. Для перекусов лучше всего использовать продукты, повышающие уровень глюкозы в крови (если нет противопоказаний).


Правило 3. Если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Приемным детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому чрезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми "лжи во имя спасения себя и матери".

Правило 4. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали"

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.

Правило 5. Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?).

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Мы уже говорили о том, что ребенку необходимо иметь пространство в семье, которое он ощущает как свое. Если другие, в том числе и родители, соблюдают его границы, то он тоже со временем научится их соблюдать у других. Т.е. он не будет брать вещи и деньги других членов семьи. Члены семьи тоже должны оберегать свои границы. В первые два года приема, особенно в начале, необходимо убрать наиболее ценные вещи, не разбрасывать деньги по , точно знать, сколько их хранится в . Нельзя создавать условия для провоцирования воровства у ребенка!!!

Правило 6. Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю.

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Для приемных детей подобное правило невыносимо. Они воспринимают молчание мамы как тотальное отвержение.

Правило 7. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Связывать престиж семьи и оценки приемных детей в школе - прямой путь к их отвержению. Практически все они имеют различные задержки в развитии, педагогически запущены.

КОГДА и КАК НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ПРИЁМНОМУ РЕБЁНКУ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ СЕМЬИ.

Например:

    В семье все должны уважать друг друга.
    2) . Терпение друг к другу!
    3) . Взаимопомощь.
    4) . Понимание.
    5) . У каждого должны быть свои обязанности.
    6) . Любовь друг к другу.
    7) . Помощь родителей детям, детей родителям.
    8) . Не ругаться!
    9) . Родители должны зарабатывать деньги, а дети хорошие оценки.

Пример, правил семьи :

1. Утром первым встает папа, он всех будит.

2. С собакой всегда гуляет брат Илья.

3. Кормит рыб и чистит аквариум брат Никита.

4. Хлеб всегда покупает мама.

5. Ужин всегда в 18.00.

6. Вечером обязательно проветривают комнаты.

7. Свет во всем выключают в 23.00.

8. В воскресенье вся семья едет в лес.

9. Новый год отмечаем всей семьей.

10. Нельзя кипятить воду в чайнике второй раз, надо налить свежую!

А теперь поэтапно проработаем семейные правила-традиции…

1. Найди 10 минут, чтоб проанализировать те неписаные правила, которых придерживается каждый в твоей семье.

2. Выдели один будний день из жизни семьи, начни прямо с утра: какие события, действия повторяются изо дня в день, из года в год, и ты уже давно перестал обращать на них внимание?

3. Теперь рассмотрим всю неделю из жизни семьи. Здесь добавятся правила выходных дней, если таковые имеются.

4. Следующий этап – праздники: если есть какие-то неписаные правила празднования, например, маминого Дня рождения или Нового года – запиши.

5. А теперь еще разок подумай, что ты упустил.

6. Написал хотя бы 10 правил – молодец!

7. Обрати внимание, какие из правил касаются конкретно тебя?

8. Кто из семьи в твоем списке упоминается чаще остальных? Почему?

9. Есть ли в твоем списке что-то, что тебя удивило?

10. Есть ли что-нибудь, что хочется изменить?

11. Может, хочешь добавить какое-либо правило?

12. Предложи то же самое сделать другу/подруге. Потом проанализируйте, сравните: в чем сходство и различия?

13. Иногда мы попадаем в семьи, где «работают» другие правила или «не работают» наши. Теперь ты уже сможешь это сразу заметить. Уважай чужие правила!

Семейные правила и традиции – это то, что делает каждую семью неповторимой. А ведь нередко мы живем в системе этих правил, даже не замечая их и не думая, что можно изменить их и усовершенствовать, сделать лучше жизнь свою и своей любимой семьи.

Семейными правилами можно назвать те порядки и обычаи, которые переходят от одного семейства, поколения к другому.

Именно семейными ценностями и традициями, привычками отличаются наши семьи. Ведь у каждого они свои собственные. Например, среди правил моей семьи, есть такие, как совместная лепка пельменей на Новый Год. Праздники все отмечают по-разному, но в нашей семье каждый год всё выглядит примерно одинаково.

Мы все вместе лепим пельмени, отмечаем Новый год, смотрим телевизор. И хоть никто из нас уже не верит в Деда Мороза, мы дарим друг другу подарки, и кладём их под ёлку. Мне нравится то, что мы не только соблюдаем эти семейные правила, но и получаем от этого удовольствие, даже взрослые. И подобных правил в нашей семье много. Например, мы делаем генеральную уборку каждую субботу. У каждого члена семьи своя обязанность - вытереть пыль, подмести или помыть полы. Вечером, закончив общие труды, мы любим сидеть всей семьёй и смотреть что-нибудь интересное по телевизору. И это тоже одно из наших семейных правил. Кроме того, мы очень любим собираться всей семьёй и устраивать пикники на природе. И это самое любимое семейное правило из всех, что соблюдаются моей семьёй. Когда я создам свою собственную ячейку общества, мне бы очень хотелось перенести в неё все те семейные правила, которым я следовал с раннего детства. Я хочу, чтобы и мои дети и внуки также следовали им.

Семейные правила – это огромная и важная ценность каждой семьи, ведь именно от них зависит наше благополучие.


Ошибки замещающих родителей в воспитании детей

Мы все совершаем ошибки, но когда мы допускаем ошибки в воспитании детей, это сказывается на будущих отношениях и личности ребенка.

Бытовые угрозы

«Если ты не уберешь у себя в комнате, то не получишь сладкое», «Делай, как я говорю и без лишних вопросов, а то на улицу не пущу».
Часто родители говорят так, не задумываясь, что ребенок воспринимает подобные высказывания очень болезненно. Они вызывают у него страх, враждебность и негативный настрой относительно родителей.

приказы

«Я - мать и лучше знаю, что тебе нужно», «Если отец сказал, ты должен слушаться», «Я тебе запрещаю дружить с...».
Подобные фразы - проявление стремления подчинить себе другого человека, пусть и маленького. Поверьте, ничего хорошего это не даст. Ребенок копит обиду в себе и мечтает о том дне, когда он вырастет и покажет, кто сильнее.

« Лень родилась раньше тебя », «Говорю, говорю, а все напрасно».
Такие реплики загоняют малыша в тупик, не оставляют ему никакой надежды на исправление, особенно, когда его обвиняют в том, что не зависит от него. Результат? Ребенок чувствует, что родители его не любят, он становится замкнутым и неразговорчивым, с еще меньшим желанием помогать родителям.

Оскорбительные слова

«Ты - упрямый осел», «Что смотришь, как баран?», «И в кого ты такой уродился?»
Оскорбления и обидные прозвища понижают самооценку ребенка, а также в его сознании формируется подобная оскорбительная модель общения с другими людьми.

Немотивированный допрос

«Почему ты так опоздал?», «Что ты тут так долго копаешься?» .
Зачастую родители любят выяснять или придираться к несущественным деталям в поведении ребенка, а он воспринимает это как проявление недоверия к себе. В результате - страх перед взрослыми, скрытность и ложь.

«Ты назло мне это делаешь», «Можешь не оправдываться, я и так все знаю».
Такие утверждения очень болезненные для психики малыша. Нежелание родителей разобраться в поступках ребенка возводит между ними стену, которая с каждым годом будет становиться все выше.

Несвоевременные советы «Я же говорила/предупреждала...», «Вырастешь, поймешь», «Если бы ты сделал, как я говорила, ничего бы не произошло, а теперь сам решай свою проблему».

Виды семейных правил

Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях (с 12 лет)

Такой договор может быть одной из разумных форм взаимоотношений между родителями и детьми. Обеспечивает как защиту интересов детей, так и возможность родителям осуществить свои цели воспитания.

Например:

Данный договор подписывается между нашими любимыми Олей и Сережей, именуемыми в дальнейшем Дети и нами, заботливой и любящей мамой Катей, и внимательным и заботливым папой Андреем, именуемыми в дальнейшем Родители, со следующей целью:

Создание личного бюджета Детей и накопление денежек для красивого отдыха со всеми вытекающими радостями и развлечениями, потому что мы хотим, чтобы наши дети понимали, как правильно относиться к деньгам, чтобы их всегда было много и на все хватало, что за хорошую работу положен необыкновенно красочный отдых!

Безусловно правильные положения действующего договора:

    Дети радостно получают деньги для личных расходов в размере 100 рублей каждый месяц.

    Деньги весело выдаются Родителями по окончании месяца по результатам исполнения условий договора.

    Та часть денег, которая будет отложена для поездки к морю или для проведения отпуска в других хороших местах, умножается на пять и выдается только перед поездкой.

    Из отложенных на отпуск личных денег наших любимых Детей покупается билет, все необходимые для отдыха вещи, а оставшаяся сумма может использоваться для личных целей во время отдыха или во время каникул (по согласованию сторон).

1. Обязанности сторон.

Дети серьезно принимают обязательства по выполнению школьного плана, плана помощи по хозяйству своим родителям, плана по поддержанию порядка в личных вещах, плана по здоровью.

Родители не менее серьезно принимают обязательства по выплате установленной суммы в срок при условии выполнения всех указанных планов не менее, чем на 80%.

Выплаты отчетливо производятся Заботливым Папой - Андреем, основным держателем семейного бюджета.

Отслеживание выполнения планов громко производится Заботливой Мамой – Катей, главным контролером семейных планов.

2. Срок действия договора.

3. Порядок рассмотрения споров.

Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут.

Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Тетя Женя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

4. Изменение условий договора.

Условия договора не могут быть изменены просто так.

Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор.

Приложение 1. Школьный план.

Срок: Неделя Количество пятерок: Не менее трех. Количество четверок: Любое. Количество троек: Не более трех. Количество двоек: Одна двойка отнимает одну пятерку.

За уроки садиться сразу после обеда.

Приложение 2. План помощи по хозяйству

Срок: Неделя. Помощь по : 1. Два раза вынести мусор. 2. Два раза вымыть посуду. 3. Помощь при готовке маме. 4. Один раз вымыть полы.

Помощь в комнате: 1. Пылесосить один раз. 2. Мыть полы два раза.

Помощь в уборке по субботам: Определяет мама.

Премия/Штраф: Обязательно все убирать за собой без напоминаний. Штраф – 10 рублей. Позволено одно напоминание. Если всю неделю Дети были умничками – положена премия. А какая? - решают Родители

Приложение 3. План порядка в личных вещах

Все вещи должны быть в полном порядке.

Правила для ребенка от 2 до 3 лет

Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух годов?

В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.

Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что-то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по-другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в , ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.

В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать – и одновременно убегать. Он учится говорить – в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и укусами. Он умеет есть сам – и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму – и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.

Правила "Ребенок главный, родители на побегушках" (предпосылка «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим - меня не колышет»):

    Если я что-нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе

    Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что-нибудь другое

    Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое

    Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый .

Правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе

    Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что-нибудь не сделаю

    Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно

    Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.

Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку. И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.

Правила: "Уважение к ребенку, уважение к родителям":

    Если я вырву что-нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.

    Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.

    Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты

    Мне не надевают больше , даже если я часто еще писаю в штаны

    Во время завтрака в детском саду все садятся за . Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.

Правила для ребенка 4-6 лет (детсад)

Когда ребенку уже 4 года, в это время уже пора:

1. Приучить ребенка к тому, что маму и папу слушаться с первого раза.

2. Обременить ребенка маленькими домашними обязанностями, которые ему по силам:

    убирать свои игрушки в соответствующее определенное место;

    аккуратно складывать и развешивать (на стульчике) свою ;

    помогать маме и папе (например, приносить мелкие вещи);

    помочь накрывать на (отнести вилки, ложки, салфетки).

3. Как взрослому, говорить ребенку спасибо за заботу о других и хвалить его за помощь в случаях, если он:

* без напоминания выполняет свои обязанности;

    за то, что делает добровольно с заботой о других, (не обязанности: например, вытирает , поливает цветы или убирает за домашними животными);

    за желание развиваться (например, ребенок просит учить его азбуке).

4. Необходимо подавать ребенку пример заботы и о посторонних людях или знакомых, кроме родственников:

    обращать его внимание на то, что дети постарше и молодые люди уступают места в транспорте пожилым, инвалидам и беременным, мамами с маленькими детьми. Важно объяснять, почему именно это делается.

    на то, как молодые люди помогают бабушкам поднести тяжелые ;

    другие примеры заботы.

5. С детства приучать ребенка заниматься . При выборе вида можно учитывать его мнение и договариваться, что раз он выбрал - то будет ходить какой-то определенный минимум времени, даже если ему разонравится. Этим отучаем от мысли о том, что родители каждый раз будут удовлетворять любые его желания, и приучаем к ответственности за свой выбор.

6. Ограничивать развлечения, которые не развивают или развивают мало: мультики, и пр.

7. Приучать к тому, что мама и папа имеют право выделить время/ресурсы только для себя, и их, например, 1 час в день оставить в покое и в это время поиграть самому. Например, мама красится или занята важным делом. Важно для того, чтобы ребенок не развивал в себе эгоизм. Пример: когда я в детстве говорила сыну: «А сейчас поиграй сам, пока я доделаю вот это дело». И он знал, что в это время запрещено капризничать и отвлекать внимание на себя без веских поводов. Это - родительский СТОП. Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)

Как выглядит ваш идеальный школьник? Конечно, он не может дождаться первого школьного дня. Он схватывает все на лету с жадностью, он хочет учить и совсем не перегружен. Ему легко учиться, домашние задание он делает самостоятельно и в кратчайшее время, чтобы в свободное время исключительно выражать себя в или творчестве и т.д.

Ну-ну... О таком ребенке вы можете мечтать, но в готовом виде это не получает никто. Реальность - другая. Не каждый ребенок учится читать без труда, для многих это трудно, а кто-то читать просто не выносит. Аналогичная ситуация - и с плаванием, и с усидчивостью...

Возможно вы размышляете и о другом: моральные ценности как честность, мужество, верность, скромность, дружелюбие, справедливость, вежливость – очень важны для вас. И вы бы хотели теперь, в уже осознанном возрасте, донести их до ребенка. Вы заметили, как вошло в моду в воспитании детей об этих качествах лишь разговаривать? На данный момент скорее пользуются спросом другие «ценности» - иметь успех, преуспевать, умение добиться своего, каждую дыру в законе использовать для собственной пользы.

Что делать? Много чего нужно делать, но выработка хороших правил для ребенка и приучение детей к этим правилам - один из самых простых и надежных методов. И в детском саду, и в школе или секциях правила должны быть не только ясно оговорены, но и внедрены. Чем старше становятся наши дети, тем теснее приходится нам, родителям, сотрудничать с другими группами.

К сожалению, во многих семьях правила кривые... Например,

    Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине

    Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа

    Если мне нельзя смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

Желания родителей тут не уважаются, а дети получают желаемое, даже если ведут себя плохо. Это правила "Ребенок главный, родители на побегушках" Другие дети учат правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я утром копаюсь, мне запретят вечером смотреть телевизор.

    Если в мой домашней работе хоть одна ошибка, я должен буду все переписывать по новой.

    Если мама застанет меня за телеком, на меня накричат и посадят под домашний арест.

Такая жесткость не воспитывает, а давит и озлобляет.

Хочется верить, что в вашей семье ситуация другая, и ваши дети естественным образом соблюдают несложные правила:

    В школу я прихожу пунктуально;

    Я делаю регулярно домашние задания;

    В классе я сижу на своем месте;

    Я поднимаю руку (дам знать), если хочу что-то сказать.

А также:

    Если я утром копаюсь, я опоздаю в школу;

    Моя мама предлагает мне помощь при выполнении домашнего задания. Если я начинаю придуриваться, она выходит;

    Если определенная передача не подходит для меня, телевизор остается выключенным.

Правила для ребенка 8-12 лет

Данный договор подписывается между детьми и взрослыми с целью как поддержание мира и любви в семье, так и для формирование полезных и правильных установок, ценностей, привычек семьи.

    Обязанности сторон: Ребенок серьезно принимает обязательства по выполнению правил по гармонии, развитию, красоте и порядку. Взрослый не менее серьезно принимают обязательства по отслеживанию соблюдений правил семьи.

    Срок действия договора - до конца текущего года. По желанию сторон договор может быть быстренько продлен на любой срок.

    Порядок рассмотрения споров. Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут. Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Петя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

    Изменение условий договора. Условия договора не могут быть изменены просто так. Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор. Все исключения – по согласованию. Данные исключения должны приносить радость всем участникам и быть на пользу нашему духовному, душевному и физическому здоровью.

Подписи сторон

ПРАВИЛА СЕМЬИ с девочкой-подростком 8-10 лет

КРАСОТА

    Мы - позитивные солнышки! Без кислятины. Канючить не более 2 минут 45 секунд в сутки.

    Царственная осанка - сиятельная улыбка (Игра Венера)

    Я тебя бужу - ты мне улыбаешься и встаешь в течение минуты.

    С утра быстро умыться, почистить зубы, причесаться, заправить постель. Вечером – душ.

ГАРМОНИЯ

    Ежедневная молитва: а) благодарность, б) покаяние в) просьба

    Взрослых уважать. Не хамить.

    В случае несогласия – возможные варианты поведения: a) послушаться, молча с любовью и улыбкой сделать; б) конструктивный спор (начинается с согласия точкой зрения партнера, далее высказываем свою позицию. (Обсуждаем плюсы и минусы, действуем).

    Ни капли холодного острого злого. Все вопросы решаем в спокойной обстановке, доброжелательно, не повышаем голос, не ругаемся.

    Сделать минимум 1 доброе дело в день (помощь, забота, пожертвование и т.д.)

ПОРЯДОК

    – чистые вещи аккуратно сложены, грязные – в стирке.

    На письменном наведен полный порядок, вещи в комнате разложены по местам до 22.00

    Постель должна быть заправлена каждое утро.

    Обязательно все убирать за собой без напоминаний.

    После еды - за собой убрать, посуду помыть.

    1 раз в неделю уборка в квартире (что делать - определяет взрослый)

РАЗВИТИЕ

    В дневник записывать домашние задания в школе. Ежедневно брать . игры: разрешено смотреть познавательные программы. Развлекательные - по договоренности. Сколько и во что играть/ смотреть – решает взрослый

Санкции за нарушение правил

    Приседание / отжимание / пресс

    Лишение на время (обнимашек/ посещение Храма/ общества/ развлечений)

    Штраф – 20 рублей

    Придумываем санкции себе сами.

Если всю неделю ребенок был умничкой – в конце недели получает подарок (улыбка, обнимашка, шоколадка или премия). Что – решает взрослый.


Правила для подростка

Подростки - непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. С другой стороны, это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль.

Научите подростка соблюдать разумный формат

У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопустимо категорически, где тот плинтус, ниже которого в вашей семье опускаться нельзя. Даже разозлившись, никогда нельзя использовать нецензурные выражения. Разговаривая с родителями, нельзя проявлять неуважение: сидеть подчеркнуто развалившись, не отвечать на вопросы и показывать, что эти вопросы тебе докучают. Не согласен - четко и собранно, с уважением к родителям скажи, с чем согласен, с чем нет - и что предлагаешь. Если есть правило (ложимся спать в 22.00), то без разрешения старших оно изменено быть не может. "Поставить в известность" (то есть поставить перед фактом) нормально только в ситуации форс-мажора и когда обсудить экстренно сложившуюся ситуацию со старшими невозможно. Если старшие были доступны, хотя бы по , то принимать самостоятельные решения в нарушение договоренностей - нарушение семейного закона.

Обучение жизненным навыкам и воспитанности

Подростки могут сами определять, чем они считают правильным учить себя для предстоящей жизни, но ежедневная учеба воспитанности, манер и полезных социальных навыков быть должна. Этому могут помочь методы и .

Ответственность в собственных целях

Подростки обязаны иметь свои собственные цели и достигать их (двигаться к их достижению) по плану. Цели и планы могут разрабатываться полностью самостоятельно, могут (и в принципе это более разумно) вместе с родителями. Но если они их приняли, теперь это не должно оставаться мечтами и благими намерениями, теперь это обязательства (перед самим собой), которые они обязаны выполнять.

Как взрослые люди. А родители могут и должны с них это спрашивать: выполняют или нет, они свои собственные (не навязанные кем-то другим, а свои собственные!) цели и обязательства.

Материал для обсуждения

Фрагмент из статьи: "Вот вещи, которые моим дочерям никогда не разрешалось делать: ходить на вечеринки с ночевкой, заводить дружков, участвовать в школьных спектаклях, жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях, смотреть телевизор или в , самостоятельно выбирать себе факультативные занятия, получать оценки ниже "пятерки", не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы...",

С этим списком могут согласиться не все замещающие родители: не нужно школьникам таскаться невесть где по ночам, да и ранние амуры, в общем -то, ни к чему. Школьная самодеятельность обычно на очень низком уровне, и тратить на нее время нет смысла, телевизор и компьютерные игры - путь к деградации. В школу ходят учиться, а не тусоваться и развлекаться, и плохо учиться в школе - не имеет оправданий (если ребенок здоров и обихожен). Бывают, конечно, и троечники- эйнштейны, но чаще это просто лодыри. Учиться на пятерки - нормально. Это не значит, что надо устраивать истерику из-за четверки, но итог должен быть на уровне. Факультативы лучше координировать родителям. Вот своего сына обязательно отдам на шахматы, пусть мозги тренирует. И в спортивную секцию, что-нибудь вроде легкой атлетики, пока маленький. Хотелось бы и в музыкальную школу, фортепьяно или гитара, но посмотрим по способностям. », 2002 ;

Статья А. Николаевой «Правила для детей разного возраста», 2002;

Васильева-Гангнус Л.П. "Азбука вежливости" - М.:Педагогика, 1989;

Они И. Л. "Спасибо, пожалуйста, здравствуйте" - Л.:Лениздат, 1991;

"Книга для девочек". (Составители Н. Сухова, В. Ярцев) - Новосибирск: "Мангазея", 1998.

Бушелева Б.В. "Поговорим о воспитанности" - Петрозаводск: "Карелия", 1991.