Советы психолога как воспитывать детей. Советы психолога по воспитанию детей: от младенчества к юности

(8 голосов : 5 из 5 )

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!

♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.

♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, - так вам будет легче понять друг друга.

♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.

♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую воз­можность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.

♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.

♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, - и покажите, как именно (ОСВК).

♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.

♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.

♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.

♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.

♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.

♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.

♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.

♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он мо­жет это изменить.

♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.

♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания - самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.

♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!

Инна Силенок, психолог

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра - естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать - показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, —

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы - раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко - если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра - лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство - в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) - это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов - это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача - активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8. Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия - это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин - «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Капризный ребенок — с данной проблемой сталкивается каждый из родителей, но не все знают как правильно поступать в той или иной ситуации, которая касается воспитания детей. Порой люди мало уделяют времени своему чаду и тем самым он начинает капризничать, чтобы хоть как то привлечь к себе больше внимания или же родители наоборот уделяют много внимания — и все равно возникают проблемы в воспитании. Как справиться с капризным ребенком и каких советов необходимо придерживаться родителям в воспитании детей? Разберем все по отдельности …

Дети! Какими же они прекрасными рождаются на этот свет, сколько радости они доставляют своим близким, они такие милые и забавные, но как же все-таки правильно вырастить свое чадо, чтобы в будущем получился из него хороший человек, который достигнет многого в своей жизни? Данный вопрос волнует многих родителей, заинтересованных в том, чтобы , чтобы он вырос воспитанным и успешным.

Совет родителям № 1. Необходимо соблюдать строгость в воспитании детей, а также объяснять ребенку, за что его наказали, в чем была его ошибка.

Порой родители не могут найти общий язык, когда ребенок капризный. И это происходит из-за того, что они часто не объясняют, что хорошо и что плохо, почему в той или иной ситуации он поступил неверно и за что его наказали. Но в тоже время не следует проявлять грубость или насилие при вынесении наказания.

Советы родителям по воспитанию девочек следующие: их необходимо воспитывать помягче, нежели чем мальчиков, а именно словами, разговаривая с ними и объясняя многие нюансы, чтобы они понимали, почему нельзя поступать иным образом. В общении с девочками необходимо проявлять нежность, когда она поступает правильно, а если же она поступает неправильно – необходимо применить наказание в виде лишения отношений. А именно отдалением, холодностью, молчанием, тем самым ребенок в скором времени начнет исправляться.

Мальчиков, чтобы они не росли капризными , нужно воспитывать строже девочек. Они не понимают порой только слова, и тут необходимо применить более эффективные методы. Можно пытаться все-таки объяснять им постоянно о том, как необходимо себя правильно вести и в тоже время наказывать нужно действиями, если на словах не получается. Порой, чтобы мальчикам что-то , им необходимо оказаться в какой-нибудь стрессовой ситуации, пройти в определенной степени через что-то самим.

Советы родителям относительно наказаний ребенка :

1) лишение общения с друзьями, игр, развлечений, денег и иных благ;

3) искупить вину (например, сломал – почини).

Совет родителям № 2. Не кричите на своего капризного ребенка. Криком вы не добьетесь того, чтобы он вас понял. Вы просто напросто его испугаете и он начнет плакать, не понимая, что же на самом деле он совершил плохого.

Дети порой боятся совершить тот или иной проступок из-за того, что их будут ругать родители, но при этом они часто не осознают в полной мере, почему родители им запрещают это делать. Ребенок как цветок, ему надо помогать раскрываться, постепенно раскрываться. Необходимо понимать, что каждый может ошибаться, в особенности, ребенок, который совсем немногое повидал в этой жизни.

Ему надо объяснять, почему нельзя делать то и то, и что будет, если они все-таки не послушает вас. Но в тоже время не угрожать наказанием, а объяснять о последствиях того или иного проступка. Необходимо, чтобы ребенок перед родителями, он должен чувствовать заботу и любовь в моменты наказания, а не страх и ненависть. Наказывать необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок поступал правильно, в жизни же часто происходит так, что ребенок не меняет своего поведения в лучшую сторону, а лишь становится более скрытным по отношению к родителям.

Совет родителям № 3. В семье строгим должен быть отец, а мама должна .

В семьях частенько происходит все наоборот. Капризный ребенок — так сразу наказывают мамы, а папы тем временем наоборот мягкие и пушистые. Это большая ошибка, которую необходимо исправлять обоим родителям! Мама должна разговаривать с детьми также как и отец, обсуждать, что есть хорошо, а что плохо. Но наказывать и запрещать что-либо должен в основном отец. Так как он глава семьи и ему необходимо решать, что и как будет, а мама тем временем должна соглашаться с ним. Если же что-то ей не нравится в воспитании детей, то она должна обсуждать это не при них. Родители должны сесть и обсудить вдвоем, что необходимо исправить в их поведении, придя к компромиссному решению.

«Как же быть матерям одиночкам?» , какие дать советы тому родителю, который один — спросите вы, тут дело обстоит иначе. Необходимо обязательно найти того, кто заменит отцовское внимание, это может быть дедушка, дядя, или какой-то другой мужчина. Т.к. ребенок все-таки должен расти при наличии папы и мамы, поэтому наличие мужского внимания в семье необходимо, пусть будет и не так часто, как это есть в полных семьях, но все же.

Совет родителям № 4. Родители не должны выяснять отношения в повышенном тоне, или что еще хуже — оскорблять друг друга в присутствии детей.

Родители могут обсуждать какие-то спорные вопросы в присутствии детей, главное, чтобы это происходила без повышения тона и оскорблений, тогда это будет для них хорошим поучительным уроком. Дети впитывают как «губка» всю ту информацию, которая происходит на их глазах. И если они видят, как уважительно друг к другу относятся их родители, тем самым они будут относиться также не только к своим родителям, но и ко всему их окружению. Ведь как общаются в доме – так разговаривают и ведут себя дети за стенами этого самого дома.

Совет родителям № 5. Дети должны знать меру деньгам и ценить все то, что их окружает.

Порой дети бывают разбалованными, причина этому – родители. Капризный ребенок вырастает тогда, когда родители во многом идут на поводу у своего ребенка. Ведь как они вначале приучили своего ребенка, порой нередко идя на поводу у его капризов, так он будет поступать и требовать в дальнейшем от родителей и окружающих людей вокруг. Чтобы , дети должны ценить все то, что их окружает, знать меру деньгам – это необходимо в них взращивать с первых лет жизни и воспитывать на протяжении того, пока они не станут полноценной личностью. Нередко, когда семья живет в полном достатке, это оборачивается проклятием для детей, так как родители им начинают позволять слишком многое, в результате чего дети становятся капризными, разбалованными, прихотливыми и требовательными. Баловать детей позволительно, но во всем должна быть мера, если ваша семья живет в полном достатке, ребенка необходимо научить ценить то, что он имеет, и уважать людей, которые имеют меньший материальный достаток.

Существование множества подходов к воспитанию детей обусловлено индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. В таком ворохе педагогической информации современному родителю легко запутаться. Рекомендуем взять на заметку обобщенные правила воспитания детей, оформленные в виде мудрых советов.

Давайте положительные характеристики

Обращаясь к ребенку, давайте ему такие качественные характеристики, которые вы в нем хотите видеть (способный, трудолюбивый, послушный). Дети легко поддаются внушению. Никогда не акцентируйте внимание ребенка на его отрицательных чертах характера, вешая обидные ярлыки “Неумеха”, “Бездарь” и т.д.

Не запугивайте ребенка

Прекратите запугивать ребенка выдуманными чудовищами, хищниками, злодеями. Не стоит подменять недостаток родительского авторитета, заставляя ребенка бояться.


Будьте уверенными родителями

В глазах ребенка его родитель всегда должен оставаться уверенным взрослым человеком. Не показывайте ребенку свою беззащитность, детей это дезориентирует.


Не ссорьтесь при ребенке

Старайтесь выяснять отношения без присутствия ребенка. Частые ссоры родителей могут спровоцировать у ребенка чувство потерянности или агрессивности.

Наказывайте без гнева

Принимайте решение о наказании ребенка за проступок, находясь в уравновешенном состоянии, а не под влиянием гнева.

Подавайте пример

Подавайте пример детям собственными поступками и не злоупотребляйте нотациями.


Следите за соблюдением режима дня

Время сна должно полностью обеспечивать восстановление сил ребенка, а список дел на день должен быть легко выполнимым.


Прививайте правильное отношение к порядку

Любой труд должен поощряться похвалой, вызывать радость и уважение к его результатам.


Обеспечивайте ежедневное гигиеническое воспитание

Ребенок всегда должен быть чистым и опрятным.


Поощряйте занятия спортом

Ежедневное выполнение утренней гимнастики обеспечит хорошую осанку и крепкое здоровье вашему ребенку. А занятия конкретным видом спорта помогут ребенку стать выносливым и уверенным в своих силах.

Любите ребенка

Любите своего ребенка, разделяя отношение к нему и к его поступкам.

Уважайте, верьте и доверяйте

В конфликтной ситуации принимайте сторону ребенка. Потом наедине вы сможете обсудить нюансы конфликта.


Обнимайте и целуйте ребенка

Чаще обнимайте и целуйте своего ребенка, даже если у вас мальчик. Этим вы его не разбалуете. Отец может гладить мальчика по голове в качестве поощрения за хорошее поведение.

Не вынуждайте врать

Не задавайте вопросов, на которые ребенок не хочет отвечать. Не вынуждайте ребенка врать.

Реагируйте на запросы

Всегда реагируйте на вопрос или проблему, с которой к вам обратился ребенок.

Объясняйте причины запретов

Объясняйте ребенку причины ваших запретов с помощью понятий причины и следствия.

Запрещайте правильно

Старайтесь запрещать что-либо ребенку без использования частицы “не”. Скажите “будь аккуратен” вместо фразы “не сори”.

Общайтесь качественно

Выделяйте ежедневно 30 минут времени на качественное общение со своим ребенком.



Побуждайте к самостоятельности

Создавайте условия, в которых ребенок сможет проявлять самостоятельность в поступках или решениях. Лучше это делать в форме игры.

Советуйтесь с ребенком по поводу решения вопросов, касающихся всех членов семьи, будь то планирование обеденного меню или переезд.

Правильный (согласно возрасту) подбор методов обеспечивает успех в нелегком деле – воспитании. Дело в том, что особенности воспитательного воздействия на дошкольника и подростка существенно разнятся, поэтому наши советы родителям по воспитанию детей содержат комплекс действий для каждого возрастного периода детства.

Первые шаги в воспитании малыша

С самого рождения человека основа воспитания – любовь. Беззащитный малыш нуждается в родительском проявлении чувств. Советы психолога помогут это понять. К полугоду дети распознают ласковый тон, способны уловить строгие нотки в голосе. Поэтому показывайте малышу интонацией, когда вы поощряете его или что-то запрещаете. С этого времени берет начало процесс воспитания как таковой.

В годовалом малыше нужно воспитывать самостоятельность. Разложите игрушки и дайте право выбрать. Создав безопасные условия, выйдите из комнаты на непродолжительное время. Приступайте к воспитанию навыков самообслуживания: собрать игрушки, отнести тарелочку. Не забывайте хвалить малыша и не ругайте, если не все получилось.

Проявляйте внимание, играйте, разговаривайте, создавайте семейные традиции. В раннем возрасте закладываются основы нравственного воспитания, которые заключаются в объяснении «хорошо» и «плохо». Именно сейчас следует заложить фундамент нравственности. Создание доверительных отношений крайне важно в воспитании.

Не отмахивайтесь от детских вопросов, не обманывайте, воспитайте в детях уверенность в родительской защите.

Воспитываем дошкольника в игре

Игра, являясь в этот возрастной период ведущей деятельностью, – отличный инструмент воспитания. В ролевых играх акцентировать внимание на воспитательных аспектах намного легче. Проанализируйте поступки героев вместе. Малыш уже может дать оценку своим и чужим действиям, разграничить «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Он подражает взрослым, поэтому следите за словами, произносимыми в его присутствии и своими действиями, объясняйте свои поступки с точки зрения морали.

У дошкольника активно формируется мировоззрение, начинается становление характера, ему прививаются нормы поведения, устанавливаются границы дозволенности, что подразумевает ответственность родителей за воспитание детей. Дошкольный возраст – пик развития самостоятельности, дети могут быть упрямыми, агрессивными. Поощряйте проявления независимости, но не допускайте манипуляций от детей, проявляйте твердость.

Рекомендации психолога для родителей дошкольников основываются на формировании привычки помогать старшим и желания заботиться о близких, развитии ответственности за поступки. Правильные действия родителей в этом периоде становятся залогом счастливой дальнейшей жизни детей.

Особенности воспитания младших школьников

Младший школьный возраст характерен формированием устоев, жизненных принципов, характеристик личности. Конечно, огромная роль в воспитании принадлежит школе, где учителя при поддержке психолога корректируют поведение. Не допускайте нравоучений со своей стороны, детям хватает этого в учебной деятельности, если поведение нуждается в корректировке, лучше поговорите о проблеме в атмосфере доброжелательности.

Поддерживайте школьника в его начинаниях, радуйтесь вместе успеху, хвалите за старания. В случае неудачи также дайте понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку. Обсудите сложившуюся ситуацию, попросите мысленно найти верное решение и увидеть свои недочеты. Работа над ошибками – важнейший элемент воспитания.

Начните беседы на важные темы жизни, дайте возможность младшему школьнику почувствовать себя взрослым и значимым человеком. В этом возрасте самое время начать работу над нежелательными характеристиками личности: упрямство, эгоизм, агрессия, лень. Не тяните с этим делом, ведь со временем сделать корректировку будет намного сложнее. В случае трудностей прибегните к помощи школьного психолога.

Преодолеваем подростковый период вместе

Без сомнения, воспитание в этом периоде требует много сил. Подросток переживает перестройку ценностей, стремится к волевой деятельности, у него появляется чувство «взрослости». Главный совет психолога – проявить терпение.

Не поддавайтесь на провокации, не допустите отдаления ребенка, принимайте участие в его жизни. Помните про ответственность родителей за воспитание детей.

Сверстники для подростка являются значимыми людьми, он прислушивается к их мнению, поддается влиянию, делится с ними переживаниями. Будьте ему другом. Интересуйтесь приятелями детей, увлечениями, мечтами. Не ставьте ультиматумов, а объясните свою позицию. Покажите подростку, что любите его и полностью доверяете, но сильно переживаете, поэтому устанавливаете сроки прихода домой, например.

Поддержка как основа воспитания в юности

Юношеский возраст – вершина воспитательного процесса. Для этого периода основные советы психолога: поддержка, помощь в выборе будущей профессии, предоставление большей свободы. Помните, сейчас перед вами не просто ваше чадо, а сформировавшаяся личность.

Дети стали старше, но это не уменьшает вашего участия в их жизни. Советуйтесь, делитесь мыслями, проявляйте заботу. Юноши и девушки вступают в мир взрослых, где им необходима поддержка родителей. Поймите и примите детей, даже если их взгляды, интересы и мечты отличаются от ваших представлений. Дети – ваша часть, но не собственность. Вы дали им жизнь, вырастили, а теперь позвольте быть самими собой.

Памятка для родителей по воспитанию детей

Памятки для родителей по воспитанию детей содержат перечень правильных и нежелательных действий.

Что нужно помнить

Памятка правильных действий родителям о воспитании детей:

  • Будьте последовательны и логичны в своих действиях. Поступки родителей крайне важны детям.
  • Проводите больше времени вместе, учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие.
  • К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик.
  • Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении.
  • Уважайте детей, цените их «Я».
  • Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой.
  • Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность.
  • Давайте детям время высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ.
  • Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов.
  • Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих.

Что следует забыть

Десять «не» в воспитательном процессе:

  • Не унижайте.
  • Не вымещайте злость и обиды на детях.
  • Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию.
  • Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию.
  • Не сравнивайте с другими.
  • Не критикуйте на людях.
  • Не бойтесь строгости, но будьте справедливы.
  • Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении.
  • Не забывайте хвалить.
  • Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий.

В заключение

  1. В воспитании главенствующую роль играет учет физиологических и психологических характеристик, индивидуальных параметров личности детей и, безусловно, возрастных особенностей;
  2. Обязанности родителей по воспитанию предполагают развитие личности и формирование системы ценностей;
  3. Любите ребенка таким, каков он есть, с его взглядами и суждениями, тогда воспитание принесет желаемые плоды.