Ребенок дерзит проявляет агрессию что делать. Замечайте хорошее поведение ребёнка. Работа психолога с агрессивными детьми

Что же такое агрессия?

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) .

Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал «sos» , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного возраста?

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов :

1. Внешняя агрессия - она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессиювыражать жестами - пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

2. Внутренняя агрессия - эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Что означает такое поведение ребёнка и откуда оно берётся?

Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Причины агрессивного поведения:

Заболевание центральной нервной системы

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

Направьте его энергию в положительное русло : в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег) .

Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением» .

Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему : «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!» ).

Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, тоагрессия ребёнка может и не коснуться.

Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает вашребёнок.

Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

И главное любить и понимать своего ребенка.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры которые помогут вам снять напряжение у вашего ребёнка. (проиграть с родителями)

Игры для снижения агрессивности ребенка.

«Игрушка в кулаке» .

(Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

«Мешочек гнева»

( «Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится)

Заведите дома «мешочек гнева» , чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана) . После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

«Тух-тиби-дох»

(Когда ребенок напряжен и зол на кого-то) .

Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу : «Тух-тиби-дох» .

Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.

«Час «можно» , «Час тишины»

(Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины» ).

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины» . В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно» , когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно» , лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Для борьбы с агрессией нужны:

Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.

Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-своему.

Запомните «золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

В детской психологии агрессия — это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой. Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии у детей, подростков и у взрослых. Агрессия у детей коррелируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств.

Формы и цели агрессии у детей

На текущий момент специалисты различают разные формы, цели и виды агрессии. Поведение может принимать различные формы:

Физическую;

Словесную;

Психическую;

Эмоциональную.

Она может провоцироваться для достижения различных целей:

Выражать гнев или враждебность;

Для утверждения превосходства;

Для запугивания окружающих;

Чтобы достичь поставленной цели;

Быть ответом на страх;

Быть реакцией на боль.

Современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:

Импульсивную — аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.

Инструментальная — хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели — покупке новой, более интересной игрушки для себя.

Было замечено, что дети с более низким уровнем развития больше склонны к незапланированной, импульсивной агрессии. Дети демонстрирующие хищную агрессию — умеют управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленной цели используя агрессию.

В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети — более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.

У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.

Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте

Младенческий возраст. Младенцы бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль. Родители могут заявить что агрессию младенца могут оценить по громкости и тону голоса. Но это мнение ошибочно. Плач младенца — это оборона, это способ общения, передача чувств и потребностей. Его нельзя называть проявлением агрессии.

Малышовый возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Речевая агрессия позволяет увеличивать словарный запас ребенка.

Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев — агрессию.

Агрессивность у ребенка и предрасположенность к насилию

Если дошкольник ведёт себя враждебно со знакомыми детьми, взрослыми и даже животными, часто бывает сверхчувствительным, легко обидчивым, быстро приходит в ярость и долго не может успокоиться, он может иметь предрасположенность к насильственному поведению.

Дошкольник еще не научен отвечать за поведение и как правило обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения.

Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс. Если поведение продолжается несколько недель, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом и психологом и искоренить проблему.

Факторы, повышающие риск возникновения насильственного поведения

Родители и учителя должны быть крайне внимательными если:

Ребенок стал жертвой физического и полового насилия;

Имело место насилие в семье;

Если ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, у соседей, живущих по соседству;

Если родители употребляют наркотики и алкоголь;

Если в доме присутствует огнестрельное оружие;

Если семья малообеспечена, переживает стрессовый период, находится на грани разрыва брака;

Если воспитанием занимается мать одиночка, родители потерявшие работу;

Если присутствовала мозговая травма.

Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение. Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Психологи утверждают, что когда дети теряют диалог со сверстниками, они чувствуют напряжение, напуганность и изолированность. Это тот случай, когда может непреднамеренно проявляться агрессия к сверстникам, даже незнакомым. Родители должны проявить внимание к поведению ребенку и вовремя пресекать любые попытки агрессивного поведения. Когда дети преодолевают чувство изоляции они становятся дружелюбными и не проявляют агрессии.

Агрессия может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию.

У многих детей агрессивное поведение является симптомом маниакальной стадии биполярного расстройства. Оно может проявляться раздражительностью, развившейся на фоне депрессии.

Иногда дети агрессивны к сверстникам из-за страха или подозрительности. Это расстройство встречается в случае присутствия шизофрении, паранойи или других психотических состояний.

Агрессия так же может быть побочным продуктом неспособности справиться с эмоциями, особенно разочарованием. Расстройство встречается у аутичных и умственно отсталых детей. Такие дети если в чем то разочаровываются, не могут исправить с эмоциями, эффективно рассказать о сложившейся ситуации, следовательно, проявляют агрессию.

Дети с синдромом СДВГ или другими деструктивными расстройствами могут на фоне непонимания и импульсивности так же проявлять агрессивное поведение, особенно тогда, когда нарушены социальные принципы.

Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы — стимуляторы агрессии.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, дети:

Не умеют контролировать свое поведение;

Испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;

Имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;

Становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;

Теряют качество отношений с родителями.

Психологи считают, что общей проблемой всех родителей является то, что дети дерутся с сестрами и братьями и проявляют агрессивность к незнакомым детям. В детском возрасте у детей часто возникают разногласия и конфликты. Дети имеют разные потребности, желания и способы ведения дел — это свойство делает их уникальными.

Родители должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.

В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.

Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?


Причины

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих . Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества - самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления:

Почему не слушается?

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения. Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.


Дети в 7 лет могут проверять реакцию окружающих на их плохое поведение

Почему ребенок издает квакающие звуки?

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное. Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет. Если же имеются какие-либо дефекты или заикание, необходимо обратиться к врачу.

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть автономным;
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты;
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы;
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики;
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его;
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие -в ашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится;
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будите рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех;
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.


Станьте для крохи лучшим другом!

Занятия для детей 6-7 лет

Уменьшить не стимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. Разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. Громко кричите в специальном месте;
  3. Занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. Полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. Практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. Очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т.д.)


Вода прекрасно снимает агрессию и поднимает настроение всей семье

Как найти общий язык?

При приступах агрессии у ребенка родителям необходимо быть спокойными и сдержанными. Нужно попробовать понять, что чувствует ваш ребёнок. Самое важное – любить и понимать своего малыша, уделять ему побольше внимания и времени.

Безусловная любовьлучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Как бороться с застенчивостью?

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение. В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания. Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.


Как помочь?

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие не способны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом, нужно воспитывать его самоуверенность. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость. Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

Возраст семи лет – очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он становится школьником, расширяет свой круг общения. Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности и увлечения.

Именно сейчас учебная деятельность начинает активно вытеснять игровую, а мышление из наглядно-образного, становится – словесно-логическим.

Развивается произвольное внимание и осмысленная память. И именно в этот период чаще всего проявляется агрессия у ребенка 7 лет. Советы психолога, могут помочь комфортно и правильно преодолеть этот непростой период.

Существует несколько форм детской агрессии:

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность.

Причины проявления агрессии

Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:

  • Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные. Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
  • . Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой. У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.

Некоторые также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.

Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:

  • Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
  • Ссоры с друзьями.
  • Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
  • Первые неудачи в учёбе.
  • Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.

Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:

  • общение;
  • движение;
  • самостоятельность.

Жестокость и насилие на экране телевизора и в компьютерных играх, этот виртуальный мир так называемых «стрелялок», где рейтинг игрока исчисляется количеством ударов и выстрелов, очень быстро захватывает сознание маленького впечатлительного человека. И зачастую выплёскивается в реальную жизнь.

Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная “проверка на прочность”, которую они умышленно устраивают для взрослых.

Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.

У гиперактивных детишек нужно:

  • тренировать внимание;
  • соблюдать чёткий график учебных занятий;
  • обеспечивать двигательную активность;
  • хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.

Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.

К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:

  • Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
  • Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
  • Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
  • Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
  • Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
  • Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
  • Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».

От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.

Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации.

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.

Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.

Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.

Как можно помочь агрессивному малышу

Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).

Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.

Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».

Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.

Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.

Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

➠ Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.

Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).

Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

. Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

. Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:

. Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

. Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.

Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

. Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

. Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

. Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

. Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

. Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

. Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),

. «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.