Ребёнок плохо читает 13 лет. Что может лежать в основе плохого чтения ребёнка? Что мы читаем

Что делать , если ребёнок не укладывается в норму, а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Автоматизация навыка не произойдёт сама собой. Это сложный процесс.

Педагогами выделено много причин, тормозящих скорость чтения, рассмотрим основные из них.

При чтении ребёнка по слогам ошибки и остановки чтения могут возникать из-за неуверенного знания образа буквы . Это легко обнаружить. При чтении ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

Часто при чтении по слогам можно заметить, что ребёнок переставляет слоги местами или вовсе пропускает их. Такие перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного и последовательного движения глаз . Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.

Также самой распространённой ошибкой называют регрессии – возвратные движения глаз, повторное чтение уже прочитанного . Определить регрессии в чтении ребёнка не сложно. Для этого достаточно предложить прочитать незнакомый текст и следить за движениями его глаз и речью. Причины регрессий могут быть в следующем: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания (возможно ребёнок устал). Сила привычки – явление достаточно устойчивое, и для преодоления необходимы регулярные занятия (попробуйте использовать лист бумаги, который будет накладываться на строку и передвигаться).

Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата . Артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией можно использовать скороговорки и чистоговорки.

Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу , ему будет необходимо дочитывать каждое слово и каждую фразу до конца. Для развития смысловой догадки можно использовать тексты с пропущенными окончаниями и буквами. Также можно накладывать решётку на печатный текст (лист белой бумаги с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. и отверстиями шириной 1-2 см.). При работе с решёткой нельзя торопить ребёнка.

Природный темп деятельности ребёнка также определяет, насколько быстро он читает. Если ребёнок медлителен, немножко «копуша», это говорит о том, что природный темп деятельности имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Поможет многократное чтение рассказа вслух в течение 1 минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место остановки. После повторного чтения, как правило, количество прочитанных слов увеличивается. Можно повторить чтение несколько раз. Пока количество слов не перестанет увеличиваться. Упражнение «Буксир». Взрослый читает текст со скоростью от 80 слов в минуту. Ребёнок читает тот же текст про себя или вслух, стараясь догнать Вас.

Это далеко не все причины, которые оказывают влияние на скорость чтения ребёнка. Но каждая из перечисленных выше причин может оказывать существенное влияние на темп чтения. Определите, какая именно причина мешает читать вашему ребёнку. Помогите ему и организуйте дополнительные совместные и регулярные занятия по чтению дома. Ведь школьная программа построена так, что на формирование навыка чтения каждого ребенка в классе уделяется не больше 1 минуты, а это очень мало! Уделите особое внимание домашнему заданию по чтению.

Желаем успехов!

Время чтения: 5 минут

Близится конец учебного года: контрольные, срезы, итоговые отметки… Многих родителей тревожит вопрос «Что делать, если ребенок медленно читает?». Хочется съязвить и ответить: «Поздно пить «Боржоми»…», но давайте разберемся в ситуации и не будем нагнетать панику, мучить несчастных (и без того измученных авитаминозом) школьников, заставляя просиживать за книжкой с секундомером и трястись над дневником.

www.topglobus.ru

Скорость чтения в начальных классах

1 класс: 25-30 слов в минуту — 1 полугодие ; 30-40 слов в минуту — 2 полугодие . В специализированных классах и школах повышенного уровня (например, гимназиях) возможен более высокий темп чтения — от 60 слов в минуту.

2 класс: 40-50 слов в минуту — 1 полугодие ; 50-60 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня — 85-90 слов в минуту в 1 полугодии и 90-95 слов во втором.

3 класс: 60-70 слов в минуту — 1 полугодие; 70-80 слов в минуту — 2 полугодие; 95-105 слов в минуту при повышенных требованиях. Про себя третьеклассник должен читать на 20 и более слов быстрее, чем вслух.

4 класс: 80-90 слов в минуту — 1 полугодие; 100-120 слов в минуту — 2 полугодие. Скорость чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

Оговоримся сразу, в школе принято «измерять» скорость и технику чтения усредненными показателями. Но, дорогие заботливые и переживательные мамочки, не забывайте, что нормы эти ПРИМЕРНЫЕ. То, сколько слов читает ребенок в минуту, — далеко не самый важный показатель его интеллектуального развития, поэтому ориентироваться на соседа Ванечку, который летит впереди планеты всей и выдает к концу первого класса 120, совсем не стоит. Объясню почему…

Каковы причины медленного чтения ребенка?

Скорость чтения зависит от способа чтения (по слогам; слог + слово, целыми словами). Однако часто бывает так, что ребенок читает целыми словами, но все равно медленно. Почему это происходит?


shkolazhizni.ru

Если ребенок читает медленно, значит, для этого есть какие-то причины. Давайте разбираться и искать их вместе:

  • Небольшой словарный запас ребенка. В этом случае многие попадающиеся слова будут ему незнакомы, что будет замедлять процесс чтения. Старайтесь обогащать лексикон малыша, больше с ним разговаривать, общаться. Читать разноплановую литературу.
  • Отсутствие внимания. Если ребенок читает невнимательно, если его постоянно что-то отвлекает от чтения, он не сможет сосредоточиться на проговаривании текста и не сможет вникнуть в его смысл. Постарайтесь сконцентрировать его внимание на чтении – ребенок должен понимать суть прочитанного.
  • Развивайте у ребенка оперативное поле зрения – так он сможет читать не по 2-3 буквы, а охватывать слово взглядом. Для этого просто садитесь читать как можно чаще.
  • Плохо развитый артикуляционный аппарат – очередная причина замедленного чтения. Развивайте его, делайте с ребенком специальные упражнения. Часто медленно читают те дети, у кого были проблемы с развитием речи, кто поздно начал говорить и не выговаривал некоторые звуки.
  • Плохо развитый уровень памяти. Нередко дети после трех прочитанных слов уже забывают, о чем шла речь. Это плохо действует на запоминание и понимание прочитанного.
  • Регрессии. Читая, ребенок постоянно пробегает глазами только что прочитанное слово. Глаза совершают движения назад и ребенок дважды прочитывает текст. Это самый распространенный недостаток. Определись наличие регрессий можно, понаблюдав, как ребенок читает незнакомый текст. Если вы заметите, что глаза бегают, ребенок сначала читает слово про себя, потом произносит вслух, затем еще раз проговаривает несколько слов, чтобы понять смысл прочитанного, значит регрессия есть. Причиной может быть привычка, отсутствие внимательности или ребенку просто текст кажется трудным.
  • Сложная литература. Подбирайте для ребенка литературу, соответствующую его уровню развития и возрасту. Не торопитесь с усложнением заданий.


umm4.com

А теперь ВНИМАНИЕ!

Если в жизни ребенок медлительный, меланхоличный, то и ждать от него реакции холерика не стоит. Это касается всего, чтение в этом случае не исключение. Уравновешенный и «непробиваемый» флегмат тоже вряд ли будет торопиться и, съедая окончания, «глотать» страницу за страницей. Если в обычной жизни ребенок долго думает, прежде чем ответить на вопрос, растягивает слова, то и читать он будет медленнее обычного. И в этом нет ничего плохого и страшного.

Главное не количество прочитанных слов, а осознанность. Что толку от того, что Ванечка за минуту долетел, а ответить на вопросы о прочитанном так и не смог? Какой смысл мешать слова в кучу, не видя ни точек, ни запятых, а потом делать большие глаза, удивляясь недопонятым фразам.

Чего ни в коем случае нельзя делать?

  • Смеяться над ошибками, упрекать за неправильно прочитанные слова.
  • Стоять над душой «с ремнем».
  • «Наказывать» чтением. Типа «Не пойдешь гулять на улицу, если не прочитаешь от и до…», «Не получишь игрушку, если не прочитаешь 40 слов в минуту» и т.п.

Как помочь ребенку улучшить технику чтения?


www.ikirov.ru

  • Читайте любимые сказки перед сном. Часть текста может читать мама или папа, а дальше — сам ребенок. Главное делать это регулярно, но не заставлять, а мотивировать «пряником». Хвалить, даже если было «так себе», говорить, что «я не смогу уснуть без твоей сказочки» и придумывать всевозможные маленькие хитрости, чтобы ребенок полюбил процесс чтения и добровольно брал книгу в руки. Хорошие советы есть в интервью с Ольгой Давлетбаевой: .
  • Если в семье есть младшие дети, привлекайте «свободные ушки» , пусть слушают, как старший им читает. Тут и общение, и обучение одновременно!

  • Практикуйте чтение отрывков текста в различном темпе : медленно, средне-быстро, максимально быстро.
  • Пусть ребенок попробует читать, когда что-то ему мешает. Например, тиканье часов, щелканье языком или счет (мама вполголоса называет числа, хлопает в ладоши и т.п.).
  • Чтение через решетку.


image.slidesharecdn.com

  • Поощряйте чтение любых печатных материалов: детские журналы, комиксы, гороскопы и др. Пусть дети читают все, что их заинтересует! В доме в доступе всегда должна быть детская литература. Невзначай забытая на столе книга с яркими картинками, журнал, открытый на странице с анонсом нового детского мультфильма — все что угодно, только бы возникло желание взять в руки, полистать, почитать.
  • Купите энциклопедию, где текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Проэкзаменуйте друг друга на различные темы , например, почему идет дождь, почему бывает радуга и др.
  • Если ребенка заинтересовал мультфильм или телепередача, подберите книгу на эту тему и предложите узнать, отличается ли авторская версия от телевизионной.

Тема детского чтения, на сегодняшний день, очень актуальна, все меньше и меньше детей увлеченно читают книги. Что можем сделать мы, взрослые, когда вокруг столько «соблазнов» в виде электронных гаджетов и телевизионных новинок? Самое простое, чему следует уделить внимание — это на собственном примере показывать, что МОЖНО получать удовольствие от самого процесса чтения книг. И как бы ни были популярны электронные книги, аудиозаписи литературных произведений, шуршание бумажных страниц ничто не заменит. Читайте сами и пусть ваши дети почаще видят вас с книгой в руках!

Уважаемые читатели! Актуальна ли для вас тема увеличения скорости чтения детей? Сколько слов в минуту читает ваш ребенок и как часто вы уделяете внимание этому вопросу дома? Возможно, у вас есть свои рецепты повышения техники чтения и они будут полезны кому-то еще. Делитесь советами в комментариях.

Родительское собрание

Цель: дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов

Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия»

2. Познакомить с приемами занятий с детьми

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать? Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Основных причин возможных трудностей с письмом и чтением две. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что

в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.

Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

Что же такое - эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, в нем циркулируют бета-волны мозговой актив! стн и оно отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе - обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Для правого полушария характерны альфа-волны, оно отвечает за интуицию и творческое мышление, например -за музыкальные способности или общительность человека.

Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям.

При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты - логопеды.

И еще - детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них! (Смотреть презентацию).

Все, что я узнала, помогло мне посоветовать родителям и коллегам по работе. более внимательнее относиться к данным детским проблемам.

Многие часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.

Познакомьтесь

Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.

Ханс Кристиан Андерсен . Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Ингвар Кампрад : заработано самостоятельно
(плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea»
Состояние: 31 млрд. долларов
Гражданство: Швеция

Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.
Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике.
Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).
Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».

Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…

Знаменитые троечники

Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё - ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов .

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну

Неправильную. Найти буквы, спрятанные в

различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном

изображении: какие буквы «свалились в кучу»

и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Итак 1.Выводы

Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

2.Выводы:

Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.


С проблемой плохого чтения сталкиваются многие родители не только учеников 1–2 классов, но даже и 10-летних школьников. Причем выражаться она может абсолютно по-разному: в низкой скорости чтения, путанице букв и звуков, отсутствии интереса к книгам. Но не спешите обвинять любимое чадо в лени и невнимательности. Все может быть куда более серьезно. Сегодня будем разбираться - что делать, если ребенок плохо читает.

Почему ребенок плохо читает?

Прежде чем приступить к коррекции проблем с чтением, нужно понимать природу их появления. Причин может быть много, но все они условно делятся на две большие группы: физиологические и психологические.

В первую категорию попадают проблемы со здоровьем: плохое зрение, сниженный слух, дислексия (сложности овладения чтением и письмом, обусловленные нейрофизиологическими нарушениями). К физиологическим причинам относятся и особенности строения речевого аппарата, нервной системы и темперамента. К примеру, как бы вы ни старались повысить скорость чтения у флегматика, он все равно будет читать медленнее своих сверстников-холериков.

Ко второй группе причин психологического характера можно отнести: протест, перенапряжение, отсутствие интереса, страх, стресс.

Что делать если ребенок плохо читает?

Во-первых, нужно понимать почему возникают трудности с чтением. Для этого лучше обратиться за помощью к специалистам: окулисту, лору, невропатологу, логопеду-дефектологу, психологу. Они ответят на вопрос, есть ли физиологические предпосылки для плохого чтения.

Во-вторых, нужно учитывать наследный фактор и возраст ребенка. Если вы сами или ваши ближайшие родственники испытывали трудности с овладением чтения, то, вполне возможно, что и ваш ребенок пройдет через это испытание. Не стоит забывать о таком понятии, как сензитивный период – оптимальный период в жизни для развития определенного навыка. Например, сензитивный период для чтения – 5–8 лет. В этом возрасте и активный словарный запас и зрелость нервной системы уже позволяют освоить алфавит и чтение. Поэтому если ребенок плохо читает в 3–4 года, то это не повод бить тревогу.

В-третьих, определитесь с методами коррекции. Если уровень ваших педагогических знаний позволяет, то можно пробовать освоить специальные методики по улучшению чтения в домашних условиях. В противном случае доверьтесь специалистам и школам развития, занимающимися подобной коррекцией.

Как помочь ребенку, если он плохо читает?

Для начала нужно понимать, что жесткий контроль и насилие не помогут. Максимум чего удастся добиться – это натренировать скорость чтения, которая по сути не является показателем интеллектуального развития. А вот отбить у ребенка охоту к чтению раз и навсегда подобными методами можно очень быстро.

Ваш главный козырь в улучшении чтения, при условии отсутствия физиологических проблем у ребенка, – правильная мотивация. Никто лучше вас не знает, что поможет вам мотивировать малыша на чтение: долгожданная игрушка, поход в зоопарк или любимый пирог. Главное, чтобы мотивация была позитивной: никаких наказаний и лишений за непрочитанную книгу.

Кроме того, важен и личный пример. Доказано, что дети, в чьих семьях регулярно читают сами родители, испытывают меньше трудностей с обучением. Ну и не забывайте про природное детское любопытство. Попробуйте не дочитать интересную сказку или купите новую книгу с любимыми героями, и не исключено, что ребенок сам потянется к чтению.

Современные методики и способы подачи учебного материала на уроках предусматривают быстрое восприятие информации, ее переработку и запоминание. Но что делать детям, которые в силу каких-то особенностей плохо читают?

Почему ребенок плохо читает — причины и следствия

Школьная программа предусматривает обучение чтению на уроках вместе с педагогами в 1 классе начальной школы, но многие родители принимают решение самостоятельно обучить малыша азам грамоты, дабы на уроках ему было проще воспринимать материал.

Однако плохие навыки чтения могут стать следствием неправильной методики родителей, психологической и физической незрелости малыша и многих других факторов.

Как понять, что малыш готов учиться читать, и как организовать процесс?

Специалисты выделяют ряд особенностей:

  • обучать малыша буквам, последующему составлению их в слоги и слова можно с 4-5 лет. В этом возрасте дети уже имеют сформированную картину мира, понимают абстрактные понятия, хорошо ориентируются в пространстве и открыты к изучению нового;
  • перед началом занятий необходимо подобрать методику и пособия для освоения знаний. Большинство педагогов рекомендует комплексное изучение чтения и письма. На таком принципе и построен набор развивающих книг из набора . Благодаря этому пособию ребенок будет последовательно овладевать навыками устной и письменной речи;

Кстати, материалы разработаны в соответствии с образовательными стандартами и адаптированы для младшего школьного возраста. В книге много интересных и веселых заданий, благодаря которым ребенку не будет скучно в процессе обучения.

  • дитя должно хотеть учиться читать, проявлять интерес к печатной продукции. Осваивать чтение с принуждением не стоит, ведь именно это может стать причиной сложностей с этим процессом в будущем.

Еще одной причиной проблем с чтением может служить дислексия — особый вид развития ребенка, при котором он не очень хорошо воспринимает письменность.

Основными ее признаками может служить то, что малыш коверкает слова, заменяет буквы, угадывает слова, плохо узнает их в 3-4 классе.

Ученые говорят, что это связано с тем, что такие дети мыслят не понятиями, а образами, отличаются высоким уровнем творчества. Они умеют хорошо излагать мысли в устной форме, но со всем, что имеет отношение к написанным буквам, у них возникают сложности.

Плохое восприятие письменности может быть связано и с физиологическими нарушениями слуха, зрения, осанки. Посетите с малышом доктора, получите грамотную и исчерпывающую консультацию по поводу состояния его здоровья. Уделите внимание культуре питания, ведь недостача витаминов также влияет на скорость работы мозга.

Узнайте, нет ли психологических травм у маленького школьника. Возможно, у него конфликт с кем-то из ребят или он не может найти друзей, его дразнят или не принимают в компании — все это также сказывается на уровне успеваемости малыша.

Выявить основную причину и истоки проблем могут только опытные педагоги и психологи, они же и подберут специальную методику, которая позволит самым лучшим способом решить ее.

Ребенок плохо читает: что делать?

Именно с таким вопросом очень часто обращаются родители к учителям, ища способ улучшить навыки грамотности во 2 или 3 классе. Если же сложности с чтением наблюдаются в возрасте 10 лет (примерно 4 класс), то это вызывает у всех закономерный ужас.

В первую очередь сохраняйте спокойствие. Ссоры, нервная обстановка и принуждение еще никогда не приносили хорошего результата. Чтобы добиться успеха на этом простом пути, желательно соблюдать такие правила:


Работа с плохо читающими детьми

Кроме того, что малыш плохо читает, делает это по слогам и медленно, основной проблемой может стать то, что он не воспринимает написанное, не понимает его значения. Такая ситуация может стать причиной отставания на уроках, пробелов в школьном материале, снижения успеваемости в период с 1 по 3-4 класс.

Для того чтобы это изменить, попросите малыша пересказать то, что он прочитал, ответить на несколько вопросов. В начале выбирайте небольшие отрезки текста, абзацы и работайте с ними, со временем увеличивайте объемы материала. Если с первого раза дитя не смогло воспроизвести информацию, прочитайте текст еще один или несколько раз — до тех пор, пока ребенок не сможет передать суть написанного.

Хвалите малыша за все успехи и достижения, демонстрируйте поддержку и гордость, не относитесь с пренебрежением даже к самой маленькой победе. Но и не ставьте слишком высоких планок, которых будет очень сложно достичь.

Хорошим решением проблемы будет посещения групповых занятий при развивающих центрах, на которых школьники младшего возраста могут в небольших группах читать детские рассказы, ставить сценки, учить стихи и помогать друг другу.

Выбирайте группу так, чтобы в ней были дети примерно одного возраста и уровня знаний, с четким планом работы педагога и проверенными методами. Посещайте занятия 2-3 раза в неделю и не пропускайте их, чтобы выработать систему, структурировать полученную информацию.

Подобные дополнительные уроки может проводить учительница в вашей школе для группы ребят или индивидуально для вашего малыша (за отдельную плату). Подобный вариант хорош тем, что педагог уделяет максимум внимания вашему чаду, знает к нему подход и слабые стороны, над которыми нужно поработать.

Выбирая способ достижения нужного уровня знаний, исходите из интересов дочки или сына, спрашивайте их мнение, не принуждайте и не навязывайте свое видение ситуации, чтобы ваши благие намерения не привели к худшему результату: потере интереса и желания учиться, страхам и комплексам.