Принципы работы в детском саду. Воспитание и дошкольное образование детей. Принципы обучения дошкольников
Основные принципы работы с детьми
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение . Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне . Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.
Умение увлечь воспитанников своим предметом , как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.
Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию . На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Легко с прилежным ребенком, который горит желанием учиться, но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «особых детей». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом , в том числе с узкими специалистами – логопедом , психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.
https://pandia.ru/text/80/077/images/image004_47.jpg" alt="Описание: J:\DSCN0167.JPG" width="279" height="210">
https://pandia.ru/text/80/077/images/image006_33.jpg" alt="Описание:" align="left" width="260" height="201 src=">
И
Тематический вечер с родителями
на тему: «Мой домашний питомец»
Цель : Приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) , утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17. 10. 2013г., определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Цель данной статьи направлена на рассмотрение организации в дошкольном образовании партнерской деятельности взрослого с детьми, которая предусмотрена в соответствии с требованиями ФГОС ДО (далее - Стандарт) .
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.
Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) , в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова) .
В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.
Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования.
Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.
Что же такое «партнерство» ? Партнерство - англ. partnership; Совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» .
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Особенности партнерской позиций:
Понятие: партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением;
Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе) , в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом) . Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается) ; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга) .
Организация пространства: максимальное приближение к ситуации «круглого стола» , приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Степень свободы: свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул)
Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.
«Чреватость» позиции воспитателя: способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) .
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
- Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
- Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
- Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.
Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.
Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности?
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке» , ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
- Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
- По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» .
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
- Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
- Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
- Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
- По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
- Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
- Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости» , «знакомиться» , «давать задания» , «рассказывать увлекательные истории» , могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.
Библиографический список
- Антология гуманной педагогике. Вып. 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996.
- Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на– Дону «Феникс» , 2001.
- Блонский П.П. избранные педагогические сочинения. М., 1961.
- Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3- 4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.
- Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6- 7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.
- Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
- Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
- Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс» , 2008.
- Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М.: издательство «Скрипторий 2003» , 2014. -172 с.
- Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Мой выбор, профессии воспитателя, заключается прежде всего в ощущение вечного детства и молодости, возможности постоянно находится в мире сказки, фантазии, добра и любви. А самое главное ты всегда находишься рядом с детьми. Наблюдая за ними ощущаешь как они ждут тебя, копируют твою походку и речь, надеются на помощь и совет. И хоть эти дети не являются родственниками, но про них начинаешь
говорить «мои дети». Я - воспитатель. Я первый учитель после мамы, который встретил на жизненном пути малышей. И если я настоящий воспитатель, значит у меня в душе существует любовь к детям, гордость за их уникальность и фантазии, желание видеть, удивляться и понимать их.
Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми .
Высшее достижение в работе с детьми - это когда я стала неотъемлемой частью ребёнка, его детского загадочного таинственного мира, который полон любви, нежности, тепла и заботы, его мыслями, счастливыми глазами, воздухом, теплом и холодком, удачами и неудачами. Достижение в работе с детьми - это каждый шаг. Встретил меня малыш и поздоровался, показал свои умения, улыбнулся щедрой человеческой улыбкой,
даже немного, по-доброму, пошалил - это уже много значит для меня. Всё это помогает мне верить, что жизнь прекрасна и удивительна, а достижения с моими потрясающими дошкольниками продолжаются.
Ваши основные принципы работы с детьми.
Отвечая на этот не сложный для воспитателя вопрос, конечно же сразу можно открыть интернет и умно списать ответы принципов в работе с детьми -это «нормативность», "системности коррекционных, профилактических и развивающих задач","соответствия диагностики и коррекции" и т.д. Всё это конечно верно. Но внутренний смысл всех принципов это нахождение уникального пути развития каждой личности, будь она самой крохотной; это предупреждение трудностей
развития ребёнка и обогащение его детской необходимо - жизненной позицией; это эффективное многообразие методов и приёмов для детской личности, для формирования у него самостоятельности, инициативности, ответственности, произвольности, самооценки, но и такие как: социальная компетентность, самосознание, правосознание, формирование ценностного отношения к самому себе.
Как, на Ваш взгляд, дошкольная образовательная организация может решать проблему нехватки детских садов в районе?
Роль детских садов в нашем современном обществе проста и понятна. Ребенок ходит в детский сад — родители работают, двигают экономику вперед с ее задачами по модернизации и инновациям, планируют очередные пополнения в семье. Нет детских садов — нет экономики, нет пополнениям в семьях.
Наше МДОУ предлагает решить проблему нехватки детских садов с помощью вариативных форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет:
группа кратковременного пребывания;
центр игровой поддержки ребенка;
консультативный пункт;
служба ранней помощи;
лекотека;
семейный детский сад.
И самое главное, для решения этой проблемы, должна быть наша инициатива и желание, понимание и поддержка других.
Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?
Обычно говорят, что детский сад - второй дом. Идеальный детский сад Будущего должен стать домом не только для ребёнка, но и для его семьи. Где можно показать родителям, что любовь к детям можно выражать по-разному: вместе общаться, играть, слушать музыку, спорить и побеждать, творить и фантазировать. Детский сад Будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим, о и чужим достижениям. Детский сад Будущего
должен быть счастливым и в нём работать счастливые люди. Он должен быть современным и доступным для всех, будь то дети одарённые, или одинокие, с речевыми нарушениями или инвалиды. Мы взрослые, родители, педагоги должны суметь построить это Будущее. В наших руках - ростки этого будущего.
Мой подход к работе с детьми.
В последнее время в дошкольной педагогике много создано новых программ, методик, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя. Я нашла подходы, методы и формы организации работы с детьми: инновационные, педагогические, здоровье сберегающие, интерактивные, игровые и информационно-коммуникативные, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка.
Основные принципы организации работы с семьёй:
- -- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);
- -- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- -- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- -- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Преемственность согласованных действий.
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада -- этого единого пространства, объективной реальности -- состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».
3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
4. Открытость.
Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
- 5. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- 6. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
7. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
8. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Познакомившись с принципами взаимодействия, предлагаемые ФГОС, мы решили сделать их анализ. Сопоставили новые вышеизложенные принципы, с теми, которые рекомендует традиционная педагогика, чтобы выявить, насколько они актуальны и современны.
Индивидуальный подход осуществлялся прежде только в работе с детьми, а ФГОС предполагают осуществление индивидуального подхода и в работе с родителями, поэтому современному педагогу нужно быть психологом, чтобы увидеть и подметить или разобраться в поведенческих реакциях родителей.
Детский сад до начала реформ позиционировал себя как учреждение, которое информирует и образовывает родителей через различные формы педагогической пропаганды. ФГОС предполагает вместо наставничества, общепринятого для всех ДОУ - сотрудничество.
В связи с социальными переменами в общественной жизни, в связи с появлением новых технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, в связи с быстро развивающимися событиями в области образования и воспитания, а так же науки, необходимо уметь быстро реагировать на происходящее и всегда быть готовым соответствовать требованиям современности,а значит детский сад должен идти в ногу со временем. Поэтому, предлагаемые ФГОС принцип динамичности является актуальным.
Изучив и сделав анализ теоретического материала по вопросам принципов, задач и форм работы с родителями, мы узнали, что приоритеты в воспитании детей дошкольного возраста поменялись. Приоритет семейного воспитания стал преобладать над общественным.
Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.
Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)
Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.
Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.
Принцип научности.
Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.
Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?
Принцип наглядности.
Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.
При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.
Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.
Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.
Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.
В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.
В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.
К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,
Принцип доступности.
То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.
Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.
Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.
Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.
Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.
Принцип активности и сознательности.
Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.
Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.
Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.
Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.
От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.
Принципы систематичности, последовательности и постепенности.
Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики.Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.
Принцип развивающего обучения.
В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.
Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.
Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.
Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.
Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25-30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.
Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.
Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.
В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.