Непослушные дети. Что делать, если ребенок нервный и непослушный? Желанием ребёнка привлечь к себе внимание. Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Идеальных детей не существует, но для любых родителей их чадо – самое любимое. И очень горько бывает, когда маленький человечек становится нервозным и непослушным, а то и просто неуправляемым – нарушения в поведении могут варьироваться от легкого негативизма до сильнейших истерик и жесточайшей агрессии. Почему так бывает и как в таких случаях действовать родителям – обо всем по порядку.

Непослушание или болезнь? Причины нарушений поведения

В некоторых случаях нервность, повышенная возбудимость, агрессивность вызваны неврологическими нарушениями. Но такие серьезные расстройства не возникают на ровном месте, а являются следствием тяжелой беременности или родов, перенесенных инфекционных заболеваний, черепно-мозговых травм и некоторыми другими причинами. В этих ситуациях ставит диагноз и назначает лечение врач.

Часто нарушают общепринятые нормы поведения и гиперактивные дети. Делают они это не со зла или для достижения каких-то конкретных целей или получения благ, а в силу неуравновешенности нервной системы, когда возбуждение преобладает над торможением. Составить коррекционную программу для таких детишек поможет . Общие рекомендации – спокойная обстановка, избегание шумных сборищ и возбуждающих ситуаций.

В большей же части случаев причинами непослушания, раздражительности, грубости, плаксивости, истеричности детей являются ошибки самих родителей.

Причина первая — авторитарность

Постоянные одергивания и запреты (причем чрезмерные и неадекватные) без объяснений. Дети становятся либо запуганными и тревожными, боятся родителей, либо вынужденно начинают лгать и изворачиваться.

Второй фактор — гиперопека

Ребенку шагу самостоятельно не дают сделать, оберегают от всего, полностью его обслуживают. Дитя в такой обстановке или вырастает абсолютно инфантильным, или «взрывается» и бурно протестует, «вырываясь на волю».

Третья причина — отсутствие единого подхода в воспитании

Мама запретила – папа разрешил, сегодня нельзя – завтра можно. Малыш не ощущает опоры ни в одном из родителей, подстраивается под каждого, хитрит, может слушаться лишь одного родителя и грубить другому или истериками добиваться желаемого.

Четвертый источник – ссоры и разногласия в семье

Ребенок любит обоих родителей, зачастую считает себя виновником скандалов или развода. Он может стать замкнутым или тревожным и агрессивным.


Пятый фактор — недостаток качественного внимания

Родители, много работающие и играющие активные роли в социуме, сильно устают и заменяют полноценное общение с ребенком подарками и большим количеством игрушек. В других случаях ему не достается и этого – мама или папа без сил падают на диван и лишь отмахиваются от чада. Он в этом случае «добирает» недостающее внимание, провоцируя родителей непослушанием – для него лучше негативные эмоции, чем никаких.

Шестая причина – ревность

Ребенок ревнует родителей к младшим детям и «тянет одеяло на себя», проявляя это «впаданием в детство» с истериками, капризами и сюсюканьем – также для получения внимания. Кривляться как маленький он может также и без младших братьев или сестер – считая, что у малышей больше привилегий.

Седьмой источник проблем – недостаточный словарный запас и неумение выразить свои эмоции

Желая настоять на своем, доказать свою значимость и взрослость, дитя плачет, кричит, топает ногами и даже бьется в истерике.

Чтобы справиться с «неправильным» поведением наследника, родителям нужно определить его причину и исправить свои ошибки.

  • Дети чутко реагируют на наше внутреннее состояние, улавливают все оттенки эмоций. Постарайтесь, общаясь с ребенком, отключаться от внешних проблем и уделять ему максимальное внимание. Здесь важно даже не количество, а качество – 15 минут душевного разговора лучше часа «одиночества вдвоем», когда ребенок сам по себе, а мама занята домашними делами или разговорами по телефону.
  • Не давите дитя гиперопекой и чрезмерными ограничениями.
  • Выработайте строго определенные, обоснованные правила и постоянно придерживайтесь их. Оба родителя должны вести одну линию в воспитании – зная четкие рамки и понимая их необходимость, ребенку проще адаптироваться к внешней среде.
  • При «впадании в детство» ненавязчиво демонстрируйте выгоды и привилегии «взрослости» — игры, занятия, уважительное отношение окружающих.
  • При агрессивных выпадах не поддавайтесь на провокации, не срывайтесь на крик. Потерпите – некоторые возрастные проявления ребенку нужно просто «перерасти».
  • Не ставьте себя выше ребенка, в сложной ситуации обязательно устанавливайте с ним зрительный и тактильный контакт – присядьте на корточки, посмотрите в глаза, возьмите за руку и лишь затем спокойно выразите свои пожелания к нему.
  • Давайте ребенку возможность выбора и проявления себя и своих способностей.

Как можно убедиться, причин непослушания детей достаточно много, но при правильном подходе и желании наладить контакт родители вполне могут справиться с проблемным поведением детей, учитывая приведенные рекомендации. Обязательно учитывайте, что установленных правил вам нужно будет придерживаться постоянно, не поддаваясь на манипуляции и лишь корректируя «границы дозволенного» при взрослении ребенка.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с непослушанием своих детей. Необходимо выявить причину и следствие капризов и истерик своего чада. Чаще всего исправить поведение ребенка можно, но только изменив принципы воспитания.

Нервозное состояние малыша подразумевает повышенную возбудимость, поведенческие изменения периода сна и бодрствования, истеричность, частое раздражение.

Общение с капризным ребенком бывает весьма трудным.

Родителям сложно оставаться спокойными, когда на любую просьбу ребенок реагирует истерикой. Но больше всего такое поведение приносит вред самому малышу.

Нервные дети не способны адекватно общаться с ровесниками, радоваться жизни и беззаботно играть.

Ученые и врачи считают, что неправильное воспитание в самом раннем возрасте является причиной проявления неврозов у детей.

Между плохим поведением ребенка и его нервным состоянием имеется прямая связь. Очень сложно выявить истинного виновника ситуации. И родители, и сами дети косвенно влияют друг на друга.

К основным причинам детского непослушания можно отнести :

  • Привлечение внимания взрослых
  • При недостатке ласки и заботы, ребенок инстинктивно начинает провоцировать родителей на яркое проявление эмоций.

    Детский мозг сразу замечает, что при совершении какого-либо проступка, родители моментально обращают все свое внимание на него.

  • Излишняя опека над детьми


Ребенок, который окружен постоянным контролем и запретами, не может быть самостоятельным.

Для того чтобы отстоять свою точку зрения и расширить зону свободных действий, малыш начинает проявлять непослушание.

  • Обиды ребенка , даже самые незначительные на взрослый взгляд, оставляют неизгладимый след в его душе
  • При сильных ссорах родителей, при необдуманном обмане ребенка или при неправильном поведении окружающих, у детей может возникать желание отомстить.

  • Расстройство малыша , когда он не может самостоятельно выполнить что-то задуманное
  • Особенно это касается вещей, легко выполняемых другими.

  • Утрата уверенности в себе
  • При частых унижениях и одергиваниях ребенка, придирках и наставлениях, при отсутствии похвалы и добрых слов, самооценка малыша сильно снижается. Сравнение с другими детьми также негативно влияет на психику.

  • Нездоровая семейная обстановка
  • При частых ссорах родителей, криках и оскорблениях, увеличивается тревожность маленьких членов семьи, развивается замкнутость и проявляется непослушание.

  • Недостаток словарного запаса и неправильное выражение эмоций
  • Маленьким детям бывает сложно правильно выразить свои мысли и чувства.

  • Наличие психических расстройств и патологий нервной системы .
  • Модель детского поведения тесно связана с психоэмоциональным развитием. Только при серьезных неврологических заболеваниях можно считать непослушание болезнью.

    Во всех остальных случаях, капризы и истерики малыша должны побудить родителей пересмотреть свои методы воспитания. Если вы подозреваете, что есть гиперактивность, проконсультируйтесь с детским неврологом, он сможет определить, есть ли нарушения в вашем случае.

    В следующем материале мы расскажем в чем заключается .

    Причины и симптомы детских неврозов

    Детская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

    Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада.

    Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

    Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

    Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

    Мнение эксперта

    Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период.

    Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

    К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся :

    • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.
    • Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

    • Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.
    • Либо частое перевозбуждение нервной системы.

    • Отсутствие внимания и родительской заботы.
    • Жесткость и излишняя строгость воспитания.
    • Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
    • Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

    Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

    Первые симптомы, свидетельствующие о наличии заболевание нервной системы :

    • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
    • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
    • Кашель
    • Речевые проблемы (заикание)
    • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
    • Сложности во взаимодействии с людьми

    Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

    Мнение эксперта

    Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

    Практикующий психолог муниципальной женской консультации

    С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

    В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

    Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

    Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

    Нервный тик у ребенка: признаки и причины

    Нервный тик у малыша – это непроизвольное движение какой-либо группой мышц, контролировать которое он не в состоянии.

    По данным врачей, каждый пятый ребенок сталкивается с кратковременным заиканием хотя бы раз в жизни.

    У 10% детей заболевание протекает в хронической форме.

    Такие ужасающие цифры свидетельствуют о том, что большое количество детей и подростков страдают от сложностей в общении, комплексов и неуверенности в себе.

    Проблема очень серьезна, и вызывает массу негативных последствий, особенно во взрослой жизни.

    Выделяют три основных типа детского нервного тика:

  1. Ритуальные .
  2. Стискивание зубов, почесывание отдельных частей тела (уши, нос), теребление волос.

  3. Моторные .
  4. Непроизвольные гримасы (частое моргание, нахмуренные брови), прикус губ, дерганые конечности.

  5. Вокальные .
  6. К ним относятся все непроизвольные звуки (шипение, покашливание, кряхтение и другие).

Нервные тики также можно разделить по степени проявления :

  • Локальные
  • При действии только одной группы мышц.

  • Множественные
  • Движения совершаются сразу несколькими мышечными группами.

    Тики также разделяются по типу возникновения.

Первичное течение заболевания может быть вызвано:

    Замечали ли вы признаки нервного тика у ребенка?

    Да Нет

  • Недостаток полезных микроэлементов в организме при несбалансированном питании.
  • Психоэмоциональные проблемы.
  • Употребление большого количества напитков, влияющих на нервное состояние.
  • Наследственная предрасположенность.
  • В 50% случаев нервный тик передается от родителей к детям

  • Чрезмерная усталость.
  • Вторичный тип нервного тика может развиваться при наличии проблем:

  • Травмы и новообразования головного мозга
  • Патологии нервной системы
  • Энцефалит

Болезнь оказывает влияние на сон ребенка. Дети сложней засыпают и беспокойно спят.

Если вы отчаялись найти общий язык со своим чадом, то вам определенно стоит прочитать книги Юлии Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей» или «Общаться с ребенком. Как?»

Также очень подробно описываются способы решения конфликтных ситуаций в книгах другого детского психолога — Людмилы Петрановской: «Если с ребенком трудно» и «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» . Эти книги — настоящие бестселлеры, они помогли вернуть мир во многие семьи, попробуйте и вы.

Лечение нервного тика

Появление у ребенка нервного тика должно насторожить родителей. Необходимо обратиться к врачу, если наблюдаются следующие признаки:


Для эффективного лечения нервного тика необходимо создание благоприятной и спокойной домашней обстановки, организация правильного распорядка дня, длительные прогулки, занятия спортом, сбалансированное питание.

В качестве народных средств используют травяные отвары: ромашку, пустырник, валериану, боярышник.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Лечение заболевания зависит и от возраста. У детей от 3 до 6 лет течение болезни будет непредсказуемым. Даже при выздоровлении и исчезновении симптомов, необходимо ежедневно контролировать состояние ребенка, вплоть до окончания подросткового возраста.

Появление тика у малышей в возрасте до 3 лет особенно опасно. Такое возможно при наличии серьезных заболеваниях.

Тики, возникшие у детей от 6 до 8 лет, легче всего поддаются лечению, и обычно больше не проявляются.

Воспитание нервных детей

Эффективное лечение неврозов у детей может быть осуществлено только в комплексном взаимодействии врача и родителей.

Специальные виды терапии, медикаментозное лечение и помощь взрослых помогут избавить малыша от нервного расстройства.

Ребенок перестанет испытывать робость и стеснение, станет более активным и жизнерадостным.

Работа родителей в данном вопросе очень важна. Необходимо обеспечить комфортную окружающую обстановку для ребенка, выяснить причины нервных срывов.

Зажатый в строгие рамки воспитания ребенок должен получить свою долю самостоятельности. Не стоит контролировать каждый шаг малыша. Каждая мама должна правильно расставить приоритеты по времени.

Можно выделить определенный час или два в день, когда она полностью будет сфокусирована на общении со своим ребенком.

Обязанностью каждого родителя является воспитание нормального, психологически здорового ребенка. Гармоничная и спокойная обстановка позволит вырастить из малыша человека со здоровой нервной системой.

Кризисы у детей

Проблемы в общении взрослых и детей возникают в определенные периоды, когда детская психика наиболее подвержена негативному влиянию.

Выделяют 4 периода кризиса:

  1. От 1 до полутора лет.
  2. Маленький человек не способен совместить свои желания и возможности.

  3. От 2,5 до 3 лет.
  4. Проявление чрезмерной самостоятельности у ребенка, с которой совладать он не может, в силу своего возраста.

  5. От 6 до 7 лет.
  6. Этот период тесно связан с походом первый раз в школу. Понимание трудного состояния ребенка, терпение и внимание родителей помогут справиться малышу с первыми шагами во взрослой жизни.

  7. После 10 лет.

Близок период подросткового возраста, связанного с юношеским максимализмом. Четкое стремление разделить весь мир на «хорошее» и «плохое».

От родителей потребуется предельная честность в общении, уважение к маленькому человеку и терпение.

Четкого разделения кризисов по возрасту нет. В каждом случае ребенок развивается индивидуально. И те или иные поступки появляются в разное время.

«Трудные» дети

В определенных жизненных ситуациях, послушные дети превращаются в капризных маленьких тиранов.

  • Спокойствие родителей в любой ситуации – залог успеха
  • Вам удается оставаться спокойными во время наказания ребенка?

    Нет Да

    Ровный и спокойный тон взрослых даже при наказании ребенка имеет большое значение.

  • Необходимо следить за тем, чтобы ребенок всегда понимал причину наказания
  • Хороший пример для ребенка – лучший метод воспитания
  • Своим примером можно убедить малыша делать так, как правильно.

    Слова «делай так, как я говорю» не действенны для детей. Поведение крохи всегда является отражением поведения родителей.

  • Всегда нужно внимательно слушать ребенка, особенно в более старшем возрасте (после 10 лет)
    Дети уже могут аргументировать свои поступки, а родители должны дать понять, что обсуждение проблемы всегда возможно.
  • Дети должны понимать, что после любого действия будут последствия
  • Важно проговорить их, чтобы малыш усвоил.

    При контроле над своим поведением и регулярном анализе ситуаций непослушания, родители легко могут справиться с воспитанием детей.

    Доктор Комаровский о непослушных детях

    Как утверждает известный доктор Комаровский, правильное и несгибаемое поведение взрослых, последовательность и их принципиальность, позволяет исправить даже самого непослушного и шумного ребенка.

    Стойко выдержав детские истерики, и не поддавшись на манипуляцию, малыш вскоре поймет, что добиться криком он ничего не сможет.

    Воспитание детей – это сложный процесс, требующий полной отдачи от всех членов семьи. Грамотное и доверительное построение взаимоотношений, спокойствие и терпение родителей, позволят перевоспитать даже самого непослушного и раздражительного малыша.

    Когда-то известный сатирик Жванецкий в своей миниатюре утверждал: множество переживаний человека связано с тем, что мы неправильно задаем себе вопросы и неправильно на них отвечаем. Не нужно гневного: «Да почему же троллейбус не едет, сколько можно?!», гораздо лучше философское: «А с чего это, собственно, он должен приехать?» Это, разумеется, шутка, но когда в семье появляется ребенок, такая позиция иногда очень помогает жить, особенно если на сцену выходят непослушные дети, из-за которых не спят ночами родители (вместо того, чтобы меланхолично спросить себя: «А почему, собственно, они должны быть послушными?»).

    Регламентация «нельзя»

    Ребенок - новичок в мире. С одной стороны, ему все интересно, с другой - у него абсолютно нет опыта. Он не знает, что огнем можно обжечься, с высоты - упасть, ножом - порезаться. Лучший опыт, разумеется, личный, но далеко не каждый родитель сможет равнодушно наблюдать, как его чадо лезет в розетку. И тут про непослушных детей важно знать следующее: чем больше запретов, тем более неуправляемым будет казаться родителям малыш.

    Известный и модный еще в 60-х доктор Спок советует: не больше трех «нельзя» на одно помещение. Организовать пространство исходя из этого принципа - задача родителей: забинтовать тумбочки, убрать в зону недосягаемости режущее, колющее, бьющееся. Особенно важно удалить или обезопасить то, что может нанести существенный вред здоровью и угрожать жизни: когда дети дома, в пределах досягаемости не должно быть средств бытовой химии, а кастрюля с закипающей водой пусть лучше стоит на дальней конфорке.

    Все эти меры можно считать пассивно-превентивными, но зато они действенны и позволяют оградить чадо от беды, а родителей - от нервного срыва, который неминуем в случае, когда через каждые пять минут приходится «нельзякать». Такое поведение взрослых либо заблокирует в ребенке любознательность, либо приведет к тотальному непослушанию: в мире, где ничего нельзя, надо учиться обходить запреты.

    Нельзя - всегда нельзя

    Еще один верный путь к неудаче - нестабильность. У ребенка должна быть устойчивая, непротиворечивая картина мира. Если сегодня к аквариуму - нельзя, то завтра - тоже нельзя, и с бабушкой нельзя, и с папой. Намного лучше, если воспитание детей в семье проводится в едином стиле, потому так важно в этом вопросе достичь предварительного консенсуса.

    Зачастую это не представляется возможным, но в этом случае тоже не следует чрезмерно отчаиваться. Дети - отличные психологи, чтобы не сказать манипуляторы. Они выстраивают отношения с каждым членом семьи индивидуально, и очень быстро начинают понимать, с кем можно настаивать на своем, а с кем - бесполезно. Влияние бабушки, которая балует и «портит», не станет решающим, если мама и папа выступят единым фронтом.

    Непослушание как зеркало отношений

    В принципе, прежде чем жаловаться на то, какие у вас непослушные дети, следует четко определиться с «виноватыми». Вполне возможно, что ими являются не младшие члены семьи, а совсем наоборот.

    Часто родители ведут себя по отношению к ребенку неправильно: не считаются с его мнением, излишне давят на него, принуждают есть, рисовать, читать и т. д., когда это вовсе не обязательно, не сообразуясь с желаниями маленького человека.

    Бывает и другая ситуация: на словах взрослый говорит одно, но его действия, тон, разговоры с окружающими подсказывают ребенку, что на самом деле его поведение поощряется. Иллюстрацией может служить такая ситуация: маленькая девочка колотит сверстников на детской площадке. Мама, разумеется, выговаривает ей, что нельзя размахивать кулаками. И тут же дома с гордостью и восторгом рассказывает, как «наша всех разогнала». В этом случае очевидно не только то, как будет вести себя дочь, но и как будет дальше формироваться характер ребенка: она быстро поймет, что мама может говорить одно, а думать при этом - другое. Вряд ли это будет способствовать установлению взаимного доверия, а уж о прекращении драк с ровесниками и вовсе придется забыть.

    Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша выполнять то, чего родители сами не делают, и наоборот. Как бы банально это ни звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных - не пинайте своего кота.

    От каждого - по способностям!

    Следующая ошибка родителей, особенно когда у них появляется первый ребенок - чрезмерная требовательность. Молодые мама и папа, вооружившись разнообразными передовыми методиками, бесконечно «дрессируют» свое чадо. Каждый его, а также собственный промах, превращается в трагедию, даже вызывает необоснованный гнев.

    В этом случае нужно просто успокоиться и понять, что ребенок не выполняет то, чего от него требуют, не потому, что не хочет, а потому, что не может этого сделать: его нейронные связи еще очень слабы, он не способен адекватно обрабатывать большие массивы информации, легко забывает. Не надо думать, что непослушные дети пытаются нарушить запреты, чтобы просто побесить родителей. Наивно полагать, что полуторагодовалый малыш с одного раза запомнит, что нельзя засыпать песком соседей по песочнице. Придется повторить запрет не один десяток раз, ничего не поделаешь.

    В принципе, терпение - самое нужное, наиважнейшее качество воспитателя. Его понадобится ох как много, прежде чем характер ребенка сформируется и он сможет начать взрослую жизнь, станет способным к построению нормальных отношений с окружающими его людьми.

    Пресловутые возрастные кризисы

    Особое терпение нужно во время так называемых возрастных кризисов. Дети развиваются, если можно так сказать, «скачкообразно». Еще неделю назад едва держал карандаш - и вот, пожалуйста, увлеченно рисует вполне узнаваемых поросят. Еще месяцем раньше нельзя было добиться ответа на вопрос, красный сигнал на светофоре или зеленый, а сегодня малыш уже бойко перечисляет все цвета на картинке. Это примеры - из приятных.

    А вот из неприятных: обычно покладистый ребенок вдруг превращается в сущего бесенка. Во время завтрака выплевывает любимую кашу, на прогулке закатывается в истерике из-за ерунды, вечером отказывается идти в кровать, и вообще - возникает ощущение, что сына или дочь подменили. На все вопросы и замечания он говорит исключительно «нет». Даже на невинное мамино: «Сейчас подметем пол», маленькое чудовище отвечает: «Не подметем, не пол, не сейчас». Мама в отчаянии: «Непослушный ребенок, 2 года, что делать?!»

    Большинство ответов так или иначе сведутся к изречению самого великого философа-позитивиста всех времен и народов - Карлсона, который живет на крыше: «Спокойствие, только спокойствие». Все, что нужно помнить о возрастном кризисе у малыша, это:

    • он пройдет;
    • ребенку тоже очень тяжело, к нему следует отнестись с пониманием.

    Психологи пока не пришли к единому мнению по поводу времени начала «праздника непослушания». Отечественные специалисты чаще говорят о кризисе трех лет, западные - двух. Некоторые отмечают похожее явление в год, в шесть, девять лет. Такой «разброд и шатание» объяснить довольно просто: все дети индивидуальны, и к каждому кризис приходит в свой срок. Слишком уж было бы все просто, если бы он начинался по расписанию: отметили третий день рождения, а следующим утром - началось. Понятное дело, что так не бывает: «катастрофа» обязательно разразится внезапно, приведя родителей в ужас - особенно если это первый ребенок и, соответственно, первый кризис.

    Как это пережить

    Как вести себя в это нелегкое время, во многом зависит от возраста любимого чада. Если ему всего год от роду, надежды вразумить его словами - минимум. Придется компенсировать действиями, вплоть до «взять в охапку и унести». Совсем другое дело, когда перед нами уже более сознательный и хорошо говорящий непослушный ребенок: 4 года - тот возраст, когда можно вступить в переговоры с «преступником» и либо объяснять необходимость совершения определенных действий, либо угрожать лишением каких-либо благ.

    Иногда родителям следует пойти по пути наименьшего сопротивления, обозначив для себя четкую границу, за которую переходить нельзя, и понять, на что позволительно махнуть рукой. Не надо «стоять насмерть» за каждый пустяк: так вы только истреплете нервы и себе, и ребенку. Доведенный до исступления родитель скорее натворит глупостей, о которых будет потом жалеть, поэтому в некоторых вопросах лучше плыть по течению.

    Если кризис сопровождается агрессией, есть смысл сделать паузу в отношениях со сверстниками и погулять пока вдвоем. Не хочет есть кашу? Пожалуйста, пусть сидит голодный. Хочет спорить? Пусть спорит. Позиция родителя в этом случае должна быть доброжелательной, но железобетонной.

    И не нужно беспокоиться о том, насколько безобразно сцена выглядит со стороны. Чаще всего именно неопытные (и лучше всех поэтому знающие, как лучше воспитывать детей) люди при виде разрывающегося от рева детеныша думают: «Боже, бедная крошка!» Те, кто побывал в родительской шкуре, чаще думают совершенно иначе: «Ох, бедная мама!» Да и, в конце концов, мнение окружающих меньше всего должно влиять на процесс воспитания, в котором главную роль играет последовательность: если чего-то делать нельзя, когда дети дома, этого нельзя разрешать и тогда, когда они на прогулке.

    Маленькие Макиавелли

    Маленькие манипуляторы готовы пролить сколько угодно слез и даже исступленно кататься по полу - хоть дома, хоть в магазине. Но спокойное и последовательное поведение обязательно решит дело в пользу родителя. Как справедливо заметил врач и популярный телеведущий Е. Комаровский, ребенок не будет устраивать истерику перед шкафом - это непродуктивно. Он обязательно позаботится, чтобы у него были одушевленные зрители, от которых можно добиться желаемого. Если достичь нужного результата не получится, повторений сольного номера не будет.

    Теперь, наверное, стоит подробно разобраться, что именно ребенок считает «нужным результатом». Не всегда это столь очевидно, как кажется. Очень часто причиной плохого поведения является не номинальная кукла в витрине, а стремление добиться внимания от взрослых. Дети в этом отношении очень требовательны, мир их вращается вокруг родителей. При этом характерным является то, что при отсутствии внимания со знаком «плюс» они удовлетворяются негативным. Так появляются хронически непослушные дети, которые предпочитают выслушивать крики и даже быть наказанными, лишь бы не оставаться в «мертвой зоне» родительского равнодушия. Вечно погруженные в свой телефон или компьютер мать и отец гарантированно получат результат, которой их не обрадует: чем меньше они уделяют ребенку внимания, тем больше шансов столкнуться с непослушанием.

    Выход очевиден: пересмотреть собственную линию поведения и найти время для своих детей, поскольку далее ситуация будет только усугубляться.

    Воспитывать должны родители

    Часто подобное происходит, когда у еще незрелых молодых людей появляются так называемые ранние дети: родители, которые сами еще не выросли и хотят развлекаться, с удовольствием перепоручают бразды правления старшему поколению. Бабушки и дедушки занимаются воспитанием, а мама и папа живут собственной жизнью, иногда пытаясь откупиться от чада подарками. В этом случае через несколько лет обнаруживается, что ребенок не признает авторитета родителей, ведет себя агрессивно и неуважительно. Какое уж тут послушание…

    Приблизительно так же складываются отношения, когда молодая мама после развода со столь же юным отцом старается наладить личную жизнь в ущерб общению с ребенком.

    Ошибочно думать, что «ребенком надо заниматься» - с ним просто нужно жить, общаться, строить отношения, постоянно держа в голове, что он самостоятельная личность, которая ни в коем случае не является собственностью родителей. Их задача - дать ему дорогу в жизнь, которую он проживет сам.

    Когда родители задаются вопросом, что делать, если ребенок нервный и непослушный, они должны в первую очередь оценить собственные действия и решить:

      достаточно ли внимания получает маленький человек;

      последовательны ли действия его воспитателей;

      какие отношения связывают его мать и отца;

      какая обстановка окружает его дома.

    Бывает, что дети тяжело переживают перемены в своей жизни. Если имел место переезд, развод родителей, смерть одного из близких родственников, с которым ребенок часто и помногу контактировал, нужно не искать срочно решения того, как воспитывать непослушного ребенка, а помочь ему пережить травму. При этом следует помнить, что адаптация занимает от шести месяцев до года, и в этот период поведение его может быть далеким от идеального. Отнестись к этому можно снисходительно, пресекая, тем не менее, откровенно агрессивные, несправедливые выпады.

    Очень часто ребенок становится неуправляемым, когда у него появляется младший братик или сестрёнка. Детская ревность часто становится причиной агрессивного поведения, старший ребенок начинает плохо учиться, грубить, замыкается в себе. Тут совет один - создать такую обстановку, в которой он не будет чувствовать себя обделенным, брошенным, ненужным. Да, маме бывает трудно контролировать себя, когда кроха требует заботы, но изменение поведения старшего - тот звоночек, на который необходимо обратить внимание.

    Демократия и семья

    Сейчас нормальными считаются отношения в семье, в которой ребенок - существо не подчиняющееся, а равноправное. Но вряд ли такая схема построения отношений вполне адекватна. Родитель все-таки должен обладать авторитетом в глазах своих детей и справляться с определенными ситуациями одной лишь родительской властью: воспитание детей в семье предусматривает подобные случаи. Бывает, когда малыш капризничает, не желая идти в кровать. Допустимо, наверное, долго читать ему лекцию на тему важности полноценного ночного отдыха - и лечь спать к часу ночи. А можно просто приказать идти в постель, строго и уверенно. Чем ближе и доверительнее отношения с ребенком в принципе, тем больше он будет бояться ослушаться и вызвать неудовольствие обожаемого родителя.

    Важно помнить, что долго «дуться» на ребенка не нужно. Благотворного воздействия это не имеет - он только почувствует себя брошенным и ненужным. Не разговаривать неделями с провинившимися детьми - удел людей с глубоко травмированной психикой. Гораздо лучшие результаты дает система поощрений и наказаний, оформленная в игру.

    К примеру, устанавливается «недельный приз»: поход в аквапарк, в кино, поездка за грибами или еще что-нибудь, значимое для ребенка. Очень важно, чтобы «выигрыш» предусматривал не просто купленную игрушку, а проведенное вместе, всей семьей, время.

    Итак, на протяжении недели ребенок должен свой выигрыш заработать: набрать определенное количество баллов (их можно воплотить в специально разработанных фишках, бонусах, наклейках или просто нарисовать график на холодильнике). За хорошее поведение «участник соревнований» получает определенное количество баллов - и, соответственно, за плохое эти баллы снимаются. Важно помнить, что в этой игре важнее всего - справедливость. А еще - гарантированность положительного результата. Даже если нужного количества очков набрать не удалось, но ребенок все-таки старался - он должен получить приз, пусть не столь шикарный, но все-таки не остаться с пустыми руками.

    Важность общения

    Ребенок не должен быть замкнут в четырех стенах - ему нужно общаться с людьми. Чем больший опыт он получит, тем легче ему будет строить отношения с окружающими. Не нужно сильно переживать о том, что будет делать ваш непослушный ребенок в детском саду: вполне возможно, что там он будет вести себя, как ангел с белоснежными крыльями. Как уже говорилось выше, дети выстраивают отношения с взрослыми, исходя из их поведения. С ребенком, как ни с кем иным, справедлива поговорка «как аукнется, так откликнется». Другие дети в саду - отличная возможность для наблюдения и тренировки. Малыш поймет, что люди разные, ведут себя по-разному, отношения с ними тоже могут быть различными. Он заводит себе первых друзей и неприятелей, приобщается к социуму, постепенно готовясь вступить во взрослую жизнь.

    То, как ведут себя дети в саду, во многом зависит не только от их личностных особенностей, но и от воспитателя. Опытный, чуткий педагог обязательно создаст в группе подобающую атмосферу. Поэтому, выбирая детское учреждение, в первую очередь следует ориентироваться не столько на питание и комфортные условия, сколько на личность человека, с которым ребенок будет проводить большую часть дня.

    Конечно, отношения в семье - основополагающий фактор формирования психики ребенка. Родители всегда должны помнить, что основы воспитания детей не представляют собой тайны за семью печатями. Главное, помнить, что перед вами - человек и личность, относиться к которой следует с уважением. Важно не пренебрегать мнением ребенка, чутко относиться к его переживаниям, вести себя дружелюбно и терпеливо, стараться подходить к воспитанию осмысленно, тщательно анализируя собственное поведение, которое должно быть последовательным и справедливым. Совершенно недопустимо срывать на ребенке зло от неудач на работе, ссор с мужем (женой) или других неприятностей. Если уж такое произошло, нужно найти в себе силы, чтобы извиниться.

    Конечно, ошибок будет немало, но не стоит отчаиваться: идеальных людей (и родителей) в природе не существует. Как бы банально это ни звучало, но когда в семье есть любовь, понимание и забота, все решаемо. В этом случае не придется придумывать, что делать, если ребенок нервный и непослушный. Кризисы можно будет пережить, проблемы - решить, и наслаждаться жизнью и общением с новым человеком, интересным, добрым и талантливым.

    Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

    Почему ребенок становится непослушным

    Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

    Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

    что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

    Гиперактивные дети

    Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

    Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

    как успокоить гиперактивного ребенка

    Как воспитывать нервного и непослушного ребенка

    Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

    1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
    2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
    3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
    4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
    5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
    6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
    7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
    8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.

    Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

    Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

    как отучить ребенка материться

    Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

    Воспитание детей - искусство, которое молодые родители осваивают не сразу. Ошибки в этом процессе, на первый взгляд незначительные, порой приводят к серьезным негативным изменениям характера ребенка, которые после исправить очень тяжело. Особенно важно сразу разобраться в том, что делать, если ребенок нервный, непослушный и агрессивный. Если воспользоваться неверным решением, ситуация может существенно усугубиться.

    Причины детского непослушания

    Упомянутые выше негативные нюансы поведения не всегда ходят рука об руку, поэтому рассматривать предпосылки к ним и методы решения проблемы профессионалы рекомендуют отдельно по пунктам. В частности, непослушание ребенка может быть совершенно не связано с его нервозностью: оно характерно и тихим, замкнутым личностям. При этом именно нежелание малыша слушать то, что ему говорят, выполнять родительские просьбы, следовать установленным правилам и нормам - одна из самых частых проблем, посещающих молодых родителей.

    • По словам психологов, периоды наиболее ярко выраженного непослушания у детей приходятся на самый «юный» возраст, дошкольный, и на подростковый, когда происходит формирование психики.

    Причин такому поведению масса, но наиболее ярко выражены следующие:

    • Ребенок знает, что ему все сойдет с рук. Такое часто замечено за детьми, которых с первого дня окружили не просто заботой и любовью, а показали, что они - центр семьи, что ради них будет сделано абсолютно все. При этом кто-то из малышей будет пользоваться положением аккуратно, а кто-то проявит эгоистичную капризную натуру, выставляя «не хочу» и «не буду» на первый план и требуя с этим считаться. Нередко капризы демонстрируются не только дома, но и в общественном месте.
    • Ребенок не боится наказания. Причина даже не в возможной мягкости карательных мер, а в том, что произошла ситуация, обратная предыдущей. Если ребенок с детства не получает должной степени внимания, выделиться негативно (непослушанием, действиями наперекор и т. д.) - самый верный и очевидный путь, пусть даже за ним следует ссора с родителями.

    Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога для молодых родителей на этот период преимущественно заключаются в необходимости уделить внимание малышу. Однако ключевые проблемы решаются по-разному: недостаток тепла и ласки восполнить немного легче, чем разобраться с «вседозволенностью». Последняя требует показать ребенку, что его привилегированное положение в семье не равняется всеобщим ему поклонением. Умейте ему отказывать, но так, чтобы была понята причина Вашего «нет».

    Почему ребенок проявляет агрессию?


    Вопрос негативного отношения к окружающим в данном блоке рассматривается не через призму капризов и плохого поведения, а как невозможность мягко контактировать с людьми. Это могут быть скандалы с родителями, ссоры и даже драки со сверстниками и более старшими ребятами, постоянное противостояние с братьями/сестрами. Т.е. преимущественно неумение грамотно выстраивать общение, отсутствие должных коммуникационных навыков. При этом предпосылки к агрессии у детей дошкольного и младшешкольного возраста разнятся в зависимости от того, на кого она направлена.

    • Грубость по отношению к родителям (бабушки-дедушки тоже включены в эту категорию) преимущественно исходит из того, что ребенок не видит в них авторитета. Вновь причиной тому неправильное воспитание, «вседозволенность». При этом учитывайте, что авторитет - не диктатор, не деспот: эта роль зарабатывается уважением, а не поклонением.
    • Ссоры с братьями/сестрами могут быть также вызваны привилегированным положением малыша, который начинает ревновать родителей к другим детям. В больших семьях при разном отношении родителей к каждому из детей такое случается не реже, чем усиление эгоистичного начала у одинокого ребенка.
    • Ссоры со сверстниками, вплоть до драк, могут быть как обычным выяснением лидирующего звена и простым проявлением личностных качеств, так и следствием неумения контактировать с другими детьми.
    • Агрессия к окружающим в общественном месте вытекает из неправильного воспитания, в процессе которого ребенку не объяснили, что он не один во Вселенной и должен соблюдать установленные нормы.

    Читайте также:

    Отдельно стоит упомянуть появление агрессии в ответ на наказания. Зачастую она возникает в случае, когда ребенок не понимает причину такого поступка со стороны родителей, особенно если это рукоприкладство. Психологи советуют вызывать раскаяние у детей не грубой мерой, а через провокацию его самостоятельного осуждения собственного поведения. Это сложнее, чем ударить ремнем, но значительно действеннее.


    Психологи утверждают, что «нервный» и «трудный» - определения характера отнюдь не врожденные. В ребенке могут быть заложены определенные черты, но их развитие определено воспитанием. Кроме того, некоторые родители невольно дают определение «нервного» и «гиперактивного» детям, которые просто нуждаются в большей доле внимания, нежели остальные. Но помимо этого есть еще несколько внешних факторов.

    Основные признаки сильного нервного возбуждения:

    • плаксивость;
    • раздражительность и быстрая смена действий (сел читать, через пару минут выбросил книжку);
    • говорит, не слушая ответов;
    • при виде нового человека впадает в истерику или просто громко кричит;
    • бессонница.

    Одной из предпосылок к такому могут быть перенесенные травмы черепно-мозгового отдела. Явление временное, если физически состояние ребенка пришло в норму, и остались только психические проявления, которые нужно корректировать. Возраст в таком случае роли не играет.

    Менее серьезный (но одновременно и более) фактор - родители и воспитание. Психологи подразделяют этот блок на несколько ключевых групп:

    • Частые ссоры в семье, приводящие к психоэмоциональному напряжению ребенка (чем младше он, тем сложнее переносит разногласия между близкими, даже если слышит лишь отголоски скандала, а не является центральным участником). Сюда же относится развод.
    • Гиперзабота, которая выливается в постоянный контроль действий ребенка и проявление постоянного беспокойства. Малыш, который чувствует тревожность со стороны мамы/папы, сам неосознанно начинает бояться того же, теряя самостоятельность и уверенность в себе.

    • Сильное давление со стороны родителей. Наблюдается преимущественно у школьников, но возможно и в более раннем возрасте. В первую очередь это огромный круг обязанностей, наложенный на малыша не по возрасту, постоянные придирки, упреки, требования. Ребенок, находясь в состоянии перманентного напряжения, боится сделать лишний шаг, чтобы не получить выговор или даже просто не заметить неодобрение в глазах родителей.