Кто ввел термин воспитание. Цели и задачи воспитания. Определения, значения слова в других словарях

В исследованиях современных ученых воспитание рассматривается как целенаправленный процесс, направленный на развитие социально и личностно значимых качеств и способностей в процессе взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

И.Ф. Харламов пишет, что «воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности». Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В этих двух определениях прослеживается субъектная позиция воспитателя и объектная позиция воспитуемого. Педагог знает, что нужно целенаправленно формировать в ребенке и, какие качества ему необходимы. Это детерминированное воспитание. Личность ребенка, ее интересы, индивидуальные качества и способности в деятельности воспитателя просматриваются с трудом.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Сластенин В. А. охарактеризовал понятие «воспитание» как одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой .

В. А. Сластенин рассматривал воспитание как гуманистическое воспитание, которое имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования. Выходом В.А. Сластенин видит в изучении личности и ориентации на ее развитие, что соответствует идеям гуманистического воспитания. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Данное определение во многом созвучно и автору данной книги. Однако ставить целью гармоническое развитие личности - это утопия. Пока еще нет критериев которые бы позволили говорить о практике гармонического развития личности, нет у педагогов таких знаний и профессиональных способностей для реализации этого процесса, нет в образовательном и воспитательном процессе соответствующих условий. Это скорее не цель, это - цель-идеал.

Другая группа ученых (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова и др.) под воспитанием понимают управление (мягкое) процессом становления и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого условий. Это определение ближе всего к авторскому пониманию воспитания.

В контексте нашего исследования воспитание - целенаправленная деятельность педагога по созданию условий, соответствующих максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и целей, востребованных обществом, развитию качеств и способностей, способности к самовоспитанию и саморазвитию. В данном определении прослеживается ненасильственное, гуманное влияние педагога на процесс развития личности, путем создания условий, где педагог чаще выступает в роли модератора. Такое воспитание связано как с процессом индивидуализации, так и социализации.

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое воспитание и зачем оно нужно.

С самого рождения любой человек подвергается процессу воспитания. Сначала ребенка воспитывают родители, затем подключаются к процессу воспитания коллектив, в который попадает малыш. И общество очень сильно влияет на формирование личности ребенка.

Если посмотреть на процесс воспитания широко, то всю жизнь все люди друг друга воспитывают. Ребенок воспитывает взрослых, жена – мужа, муж – жену, начальник – подчиненных и т.д.

Таким образом, воспитание – это такое воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются качества личности, меняется поведение.

Когда ребенок рождается, каждой маме интуитивно понятно, что надо делать: покормить, поменять подгузник, поиграть, погулять… Вроде бы сложно – бессонные ночи, не хватает времени на себя, нет возможности отдохнуть, когда хочется. Но когда ребенок вырастает, становится гораздо сложнее: не убирает игрушки, не хочет идти в сад, не слушается, упрямится, закатывает истерики. И вот тут возникает первый вопрос: что же делать?

Ребенок растет, а проблемы не уменьшаются. В школе возникают новые проблемы: плохо учится, дерзит взрослым, подружился с плохим мальчиком и т.д. И опять возникает тот же вопрос: что же делать?

И это вполне естественный вопрос. Нас не учили, что делать с детьми, как их воспитывать, чтобы они выросли самостоятельными, думающими, добрыми, ответственными, чтобы они всему научились. Как это сделать? Надо воспитывать. Как воспитывать?

Родители обнаруживают, что их педагогические знания дают сбои: ребенок растет эгоистом, ребенок не хочет учиться, часто грубит. Настоящих причин родители выявить не могут, поэтому ссылаются на плохую наследственность, плохих учителей, плохих товарищей и т.д. Но часто заходят в тупик.

Совершенно упускается тот факт, что воспитание детей – это такая же специальность, как и любая другая. Как всякая специальность, она требует от воспитателя определенной подготовки.

Снова возникает вопрос: так что же делать? Перечитывать очередную стопку книг по воспитанию? Скажу честно, воспитывать по книгам невозможно. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Воспитывать без книг тоже не получается, потому что наших педагогических знаний не хватает. Мы перенимаем что-то от своих родителей, но в принципе, делаем так, как получается, опираясь на свой социальный статус, свои правила и нормы.

Поэтому самый лучший вариант – воспитывать, опираясь на книги, учитывая индивидуальность своего ребенка, не бояться пробовать различные методы и способы.

Когда нужно начинать заниматься воспитанием ребенка?

На одной из своих знаменитых лекций, известному педагогу А.С. Макаренко был задан вопрос о том, с какого возраста надо начинать воспитание. Макаренко спросил: «А сколько лет вашему ребенку?». Родитель ответил: «Пять лет». И педагог ответил: «Вы опоздали на 5 лет».

Народная мудрость тоже гласит, что ребенка надо начинать воспитывать, когда он лежит поперек лавки. Современные ученые, занимающиеся перинатальной психологией, утверждают, что воспитание происходит уже в утробе матери.

И действительно это так. Эмоциональная связь матери и ребенка зарождается еще во время внутриутробного развития. Многие замечают, что ребенок реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери.

Успешность воспитания в каждой семье зависит от следующих факторов:
— характеристика личностей членов семьи;
— ценностные ориентации членов семьи;
— потребности и вкусы членов семьи.

Как видите, не только методы и средства воспитания играют большую роль в воспитательном процессе.

Таким образом, воспитание — это сложный процесс, где нужны специальные знания.

Ирина Базан

__________________________________________

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ - сложное философско-педагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. - процесс и результат развития личности. При этом оно может пониматься двояко: 1) только как процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание); 2) включать в себя и происходящий помимо целенаправленных формирующих усилий процесс и его результат (так называемое «стихийное», естественно складывающееся В.). Суть В. - передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. Отсюда акцентировка в В. задач выработки индивидом системы личных смыслов в процессах самореализации (предлагающей также формирование человека как биопсихосоциального существа, усвоение индивидом социальных ролей, включение его в систему ценностей, символов, норм и традиций данной культуры). «Воспитанность» (»невоспитанность») выступает как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности. Она характеризует как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекватной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в определенной культуре (субкултуре) и (или) не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным самооценкам. В узком же смысле В. - это конкретная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формирование условий для его внутреннего роста. В В. и самовоспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные системы ценностей. В. - педагогическое управление процессом развития личности. В этом (узком) значении, В. тесно связано с процессами обучения, образования и подготовки, выступает одним из базовых педагогических процессов. На протяжении всей истории человечества В. играло в обществе весьма важную и особую роль, хотя цели его коор-динально изменялись в разные исторические периоды и в разных странах. Идеальная цель - В. совершенного человека - волновала многих прогрессивных педагогов и философов. В исследовании В. как базового процесса, на который направлена педагогическая деятельность, довольно четко проявились два подхода. Первый считает В. естественным процессом, не требующим создания специальных (»искусственных») условий и целенаправленных усилий субъектов В. Значит, специалист в области В. - это скорее исследователь, чем «формирователь» личности. А практическая сторона специальности воспитателя состоит, в первую очередь, в отслеживании процесса с тем, чтобы в В. не было перекосов и односторонности. Ведь садовник не сам растит дерево, а только следит за тем, чтобы у дерева было все необходимое для роста. Но тогда и знания, которыми должен быть обеспечен воспитатель, должны быть соответствующими. Они должны быть организованы не как методика воспитательной работы, а как знание закономерностях роста, созревания и взросления человека. В. может рассматриваться как социализация и взросление. С точки зрения другого подхода, освоение возрастного пространства и переход от одного возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически, «естественным» путем, а специально организуются в соответствии с решением совершенно определенных задач развития человеческой субъективности. Это развивающая и образующая деятельность, которая должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров. Система В. - это лицо общества и тот инструмент, который выражает наиболее адекватно его сущность. Общество предъявляет к ней социальный заказ (различный в конкретных типах общества и связанный с характером их культуры). Однако, сущность проблемы В. заключается в характере отношения к человеку. Современная педагогика пришла к тому основанию, что система В. должна обеспечивать развитие личности, ориентироваться на раскрытие ее индивидуальности. С точки зрения целей социализации система В. должна обеспечивать становление у человека гражданской грамотности, включающей не только элементарную грамотность (речь и письмо), но также и способности, дающие возможность включаться в жизнь демократического сообщества, способности к эмпатии, позволяющие слышать других и т.д. Такое понимание предъявляет особые требования к представлениям о человеке. С этой точки зрения интерес вызывают разработки, сделанные в СМД (системно-мыследеятельност-ной) методологии. Согласно им, человек для нас предстает в единстве трех его ипостасей. 1) Человек - обитатель природной среды, материально-вещественного мира (организм). Обеспечивая выживание, его активность проявляется в поведении, когда в качестве регуляторов используются инстинкты и рефлексы. Сущность В. организма - формирование условных рефлексов путем передачи определенных сигналов, изменения привычек (например, привычки чистить зубы до еды). В работе с этой ипостасью допускается тренировка, дрессура, использование высказывания «Так надо» в качестве «аргумента». 2) Человек - член социума, проживающий в определенной социокультурной среде (индивид). Член социума - «винтик» государственной и общественной структур, жизнь которого проходит в учрежденческой форме организации и регулируется имеющимися нормами, эталонами, образцами, существующими предписаниями. Общество извне несет ответственность за уровень жизни «винтика». Оно же определяет и тот объем знаний, который необходимо передать растущему человеку для обеспечения его адаптации к общественной жизни. Социальное здоровье, характеризующееся уровнем правосознания, принимаемыми моральными нормами, имеющимся «общекультурным уровнем» (в терминах советской педагогики), придают индивиду «уверенность в завтрашнем дне» и обеспечивают стабильную жизнь. Сущность процесса В. индивида - его первичная социализация за счет обучения и подготовки. Передачей нормотивно-регу-лируемой деятельности, обеспечивается воспроизводство существующего общества, уровня культуры и типа производства. Точное исполнение определенных заданий; допускаемое в заданных рамках творчество, направленное на совершенствование средств; создание внешних условий, по мнению обучающих (педагогов, учителей, родителей и т.д.), обеспечивающих реализацию требующегося для всех образа жизни, - это далеко не полный перечень направлений деятельности, позволяющих обеспечить процесс такого В. Для традиционного типа общества, изменения в котором происходят путем эволюции, т.е. очень медленно, характерно воспринимать человека представленным в единстве только этих двух ипостасей. Это ритуально позволяет последнему предъявлять кому-то претензии по поводу необеспеченности для него определенных условий проживания, ожидать «кого-то» для решения своих проблем, перекладывать на всех и воя ответственность за характер и содержание своей жизни и деятельности. Наиболее явно все это выражено в закрытом обществе, реализующем имперский характер образования и понимающим под В. целенаправленный процесс воздействия на человека, решающий задачу формирования индивида определенного типа. Однако, изменение социокультурной ситуации в сторону проявления открытости общества делает недостаточной понимание человека, представленное в такой схеме, основанной на парадигмальной идее «Все есть природа». Возникает насущная необходимость в отдельном вычленении третьей ипостаси. 3) Человек - индивидуальность, живущая и реализующаяся в общении (диалоге и (или) полилоге) с другими людьми в рамках определенной смысло-ценностно-символически нагруженной среды (личность). Эта ипостась характеризуется субъектностью человека, которая определяется границами поля ответственности, взятой на себя каждым. В таком понимании человек - это всегда субъект, хозяин своей жизни, деятельности и т.д. Личностями становятся в клубной организации деятельности, в основе которой лежит позиция, а не место в функциональной структуре, самоопределение, а не должностные обязанности. Ее активность проявляется в мышлении, характере мыследея-тельности и регулируется личностными ценностями и ситуационными целями. Системой воспроизводства для личности является образование и В., понимаемое как управление процессом ее развития и взросления. Именно личностное как комплексирующее на себе все человеческие ипостаси и есть то, что можно назвать собственно человеческим в человеке. Личностное определяет содержание и особенности индивидуального образа жизни. Его присутствие способствует появлению цепостного здоровья человека, которое здесь понимается как показатель, качественно характеризующий образ жизни. На протяжении многих лет советская педагогика рассматривала личность ребенка как объект, на который необходимо воздействовать. Перед школой как социальным институтом ставилась задача В. послушного члена общества, ориентированного на приоритет общественных и коллективных интересов, своеобразного биосоциовида, в результате обучения способного к воспроизводству определенных знаний, умений и навыков. Однако, для жизни в обществе требовалось «деформирование» у выпускников школ специфических культурных, социальных навыков (через дополнительное обучение их соответствующим нормам жизни общества), для воспроизводства которых и отводилось специальное внеурочное время, так называемое время «воспитательной работы». В этом смысле под тем, что и в советской педагогической литературе, и в учебно-воспитательном процессе называется «воспитательной работой» фактически подразумевается обучение еще одному дополнительному учебному предмету - жизни в данном обществе (и существующем сообществе других людей). В таких условиях ценность подлинного В. как процесса становления личности и профессионала подменялись доведением объекта В. до некоего, якобы известного педагогу, общественного идеала и сводилась к решению проблемы его организованной занятости в свободное от основных занятий время. При этом выбор форм этой занятости определялся не столько желаниями детей, сколько спускаемыми сверху рекомендациями и возможностями учебного заведения. Такое понимание «воспитательной работы» и есть сущность «педагогики мероприятий», отличная иллюстрация авторитарного подхода в В., несущего в себе имперский характер формирования личности по образцу, специалиста как средства производства. Особым образом организованный процесс формирования индивида имеет целью здесь не столько образование личности, сколько подготовку человека к специализированной деятельности. Именно поэтому возможно строительство по единой логике и обучения, и В., разведение общего по своей сущности процесса образования на учебную и внеурочную работы, являющиеся по отношению к учащемуся внешними силами. Сводя образование только к освоению признанных в обществе и проверенных профессиональных образцов, «воспитанный человек приучается действовать по заданной программе, отвыкает рассматривать свою деятельность как решение проблемы, а само знание (в форме науки) становится для него всемогущим регулятором деятельности» (В.В. Давыдов). Успешной такая практика может быть в условиях традиционного, в идеале полностью закрытого общества. Только в этом случае заранее известны нормы, образцы, идеалы и тот объем знания, полнота освоения которого позволяет быть адекватным жизни. Для этой ситуации характерно моноидеологическое В., загнанное в рамки одной школы (как социального института), которая подчинила себе не только семью, но и другие социальные организации. Непонимание и не принятие на себя ответственности за успешность своей собственной жизни - такова плата за единообразие советской школы, в центре воспитательной системы которой стоит не личность, а мероприятие. Современная динамическая ситуация в стране, понимание неконечности существующего знания детерминирует необходимость не только присвоения учащимися культурно-исторического опыта, но и обретение ими способности к освоению новых типов деятельности и отношений между людьми. В таком обществе судьба каждого человека зависит от него самого, от его деятельности и занимаемой жизненной позиции. Именно поэтому ребенок в стенах учебного заведения должен не просто готовиться к жизни, а живя «здесь и теперь», самостоятельно строить свое будущее. Деятельность в таких условиях выступает в своем действительном содержании, т.е. не как обмен вещами и символами (знанием), а обмен деятельно-стями и деятельностными способностями не в форме разделения труда, а в форме сознательно организованного сотрудничества. Тогда критерием В. оказывается не сумма знаний, навыков и умений, ориентированных на определенный и заданный круг деятельности, а способность к самоформированию человеком себя и своей активности. В этом случае нельзя уже говорить лишь о внешнем воспитательном воздействии, при котором не только ребенок, но и воспитатель идет от системы готовых заданий и рецептов. В этом случае необходимо вести речь об организации жизнедеятельности, которая требует не прямого воздействия на воспитанников, а взаимодействия с ними. Это не работа исполнителя, не воспитательная работа, а запуск подлинного В., основанного на управлении самостоятельной деятельностью развивающейся личности. Таким образом, В. - искусственно-естественный процесс управления взрослением личности, основанный на ее самоопределении и рефлексии.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ВОСПИТАНИЕ" в других словарях:

    Воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а … Философская энциклопедия

    - * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    Воспитание. В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах,обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести,тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать,что гораздо правильнее. Слово воспитание … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Слово воспитание представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII начала XVIII в. глагол воспитать выражал только физические значения:… … История слов

    воспитание - (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально … Большая психологическая энциклопедия

целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения,систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. В. духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства. В. нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности. В. политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека. В. половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни. В. правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения. В. семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их заменяющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др. В. трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде. В. умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. В. физическое – педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность,инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества,чуткость в работе, привычка к порядку и т.д. В. художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. В. экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. В. экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе,принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства распределения и потребления. В. эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному. В. этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений. В. социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОСПИТАНИЕ

относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. В отличие от социализации - процесса непрерывного, В. - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено местом и временем. В. - многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Мн. исследователи выделяют В. в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют В. с социализацией; в широком педагогическом смысле - как целенаправленное В., осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле - как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач. По содержанию одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое В., другие - нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, третьи - добавляют правовое воспитание, половое воспитание и полоролевое, экономическое, экологическое В. По институциональному признаку можно выделить семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание и дизсоциальное воспитание. С точки зрения характера отношений участников В., его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное воспитание, свободное воспитание, демократическое воспитание. Дискуссионна проблема целей воспитания. В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к В. Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми и до настоящего времени): "Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит". В американском "Педагогическом словаре" (Нью-Йорк, 1973) В. (Еducation) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития. В "Кратком педагогическом словаре" (Нью-Йорк, 1982) В. трактуется как: а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или др. учреждением, который организован гл.о. для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу. Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточна. Этот термин и этимологически (от лат. educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание семейное (Famili Education), религиозное (Religiosous Education), социальное (Social Education), воспитание в социуме (в общине - Communite Education). В. - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и эффективность В. в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). Воспитание как социальный институт, исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности - взращивания членов общества на протяжении их жизни. На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. В. было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, ритуальной, бытовой), и ограничивалось освоением опыта, передававшегося из поколения в поколение. Усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества привело к тому, что на определенных этапах его исторического развития В. выделилось в автономную составляющую процесса социализации и дифференцировалось на семейное, религиозное и социальное. Роль этих видов В., значение и соотношение не являются неизменными; например, появилось и дизсоциальное В. (в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах), коррекционное воспитание (приспособление к жизни в социуме отдельных категорий людей с теми или иными нарушениями и отклонениями в физическом и психическом здоровье); меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания. Растет значение В.: оно становится особой функцией общества и го- сударства, превращается в социальный институт. В. как социальный институт обладает определенными составными элементами и имеет определенные функции в общественной жизни как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латентные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые). Наиболее общие явные функции В.: планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей; подготовка необходимого для развития общества "человеческого капитала", в достаточной мере адекватного общественной культуре; обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры; регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп. Т.о. В. как социальный ин- ститут обеспечивает внутреннюю сплоченность общества. Латентные функции В. весьма многочисленны, а главное, существенно различны в зависимости от типа и культуры общества. В то же время есть, условно говоря, всеобщие латентные функции (например, социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, а также их адаптация к меняющейся социальной ситуации, особенно к тем ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом). В. как социальный институт располагает средствами (духовными, материальными, финансовыми) и организациями, необходимыми для реализации присущих ему функций. Оно имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи, священнослужители; организаторы социального В. на государственном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и пр.), воспитатели-волонтеры (работающие на общественных началах); лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности. В. обладает набором определенных санкций, как позитивных (поощрительных), так и негативных (см.Наказание), применяемых в отношении воспитателей и воспитуемых. Все санкции делятся на регламентированные (зафиксированные в соответствующих документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций, субъектами воспитания). В. имеет более или менее существенные различия в зависимости от степени традиционности или модернизированности данно В. как социальный институт, обладая универсальными характеристиками, имеет более или менее существенные содержательные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества. - составная часть информационно-образовательной работы по систематическому и целенаправленному воздействию в различных формах по всем приоритетам обобщенных средств управления и самоуправления обществом. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001.) - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных), организованных для развития человека. (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002.) - одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации. (Евладова Е.Б., ЛогиноваЛ.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002.) - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле - воздействие на личность общества в целом (воспитание отождествляется с социализацией, воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма). Воспитательный процесс - это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Воспитательный процесс - целостная динамическая система, систематизирующим фактором которой является личность, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».