Правильная последовательность и техника грудного вскармливания. Грудное вскармливание: все, что нужно знать молодым мамам о кормлении новорожденного малыша. Призанаками, определяющими правильность положения ребенка при кормлении грудью, являются

Грудное вскармливание до сих пор вызывает массу кривотолков и опасений. Каждая женщина хотя бы раз в жизни слышала страшилки на "молочную" тему: трещины сосков, застои молока, слабая лактация и т.д.… На самом деле, успешно выкормить ребенка может любая мама. Если освободится от заблуждений о грудном вскармливании.

Теория грудного вскармливания

Заблуждение: женщины инстинктивно знают, как кормить грудью.

На самом деле: еще до родов изучите теорию грудного вскармливания. Помогут курсы, журналы, книги, кассеты. А лучше – все вместе. Обеспечьте себе место и время, чтобы без помех овладеть этим великим женским искусством:

  • в тихом уютном месте поставьте удобный стул или не очень глубокое кресло;
  • рядом – столик, где будете держать легкие закуски для себя, а также воду, салфетки, тряпочки.

В первое время после рождения ребенка отложите в сторону все другие заботы и не беспокойтесь ни о чем, осваивая науку кормлений, даже о праздничных хлопотах по поводу рождения и оповещения знакомых – для этого у вас есть вся оставшаяся жизнь…

Практика грудного вскармливания

Заблуждение: грудное вскармливание – интимный и уединенный процесс.

Питание при грудном вскармливании

Заблуждение: после родов питание можно сделать менее калорийным.

На самом деле: в период грудного вскармливания нужно не меньше питательных веществ, чем в последний триместр беременности ! При занятиях фитнесом энергии надо еще больше. Но нельзя и переедать: достаточно трех приемов пищи плюс перекусы. Подготовьтесь к этому заранее:

  • договоритесь, кто будет помогать готовить еду, когда появится ребенок;
  • оставьте на столике тарелочку еды для перекуса – зелень, зерновые хлебцы, овощ, фрукты, орехи, сухофрукты и т.п;.
  • грудное молоко на 87.5 % состоит из воды, так что пейте больше, ни в коем случае не менее 9-10 стаканов в день.

Техника грудного вскармливания

Заблуждение: ребенок сам умеет брать грудь.

На самом деле: малыш может не брать грудь из-за неправильного положения и действий мамы. Поэтому:

  • прежде чем приложить ребенка к груди, расположите его на руках таким образом, чтобы личико малыша было обращено к вам, а его пузико касалось вас;
  • пощекочите губы ребенка соском, пока его ротик не откроется широко, и в это время вложите сосок ему в ротик;
  • убедитесь, что он взял в рот не только сосок, но и ареолу (темный кружочек кожи вокруг соска).
  • удалите со стен и других поверхностей краску, содержащую свинец. Стены спальни освободите от виниловых обоев и оклейте бумажными. Во время работ в квартире жить нельзя;
  • не дышите парами бытовой химии;
  • ешьте рыбу, выловленную только в чистых водах;
  • не дышите парами, образующимися во время горения;
  • старайтесь есть овощи и фрукты, выращенные без химикатов;
  • не дышите парами ацетона и других косметических средств (лаки, средства для укладки, средства для снятия лака и т.п.);
  • не кладите новый ковер, линолеум, не устанавливайте новую пластиковую мебель – первое время это источники сильных испарений;
  • испарения также дают новые компьютеры, бытовая техника и электроника с деталями из пластика. Чаще проветривайте помещения.

Проблемы с грудным вскармливанием

Важно решать проблемы с грудным вскармливанием сразу же, как только возникают.

Соски болят, потрескались или кровоточат. Легкая боль нормальна вначале, но сильная боль или раздражение – чаще всего признак неправильного положения малыша при кормлении. Освойте технику правильного кормления, а кроме того:

  • сначала давайте менее болезненную грудь;
  • прежде чем отнять грудь, положите пальцы на уголки рта малыша;
  • грудное молоко достаточно целебное, поэтому выдавите немного молока на соски после кормления и дайте ему высохнуть;
  • не мойте грудь с мылом, воды вполне достаточно.

Груди распухают. Это нормально между третьим и пятым днем после родов – значит, ваша грудь производит молоко. Припухлость должна спасть через день-два благодаря частому кормлению, но кроме того:

  • положите теплый компресс на грудь перед кормлением, чтобы стимулировать отток молока;
  • если грудь слишком напряжена, сцедите немного молока молокоотсосом или вручную, пока она не станет мягче, - иначе ребенок не сможет нормально сосать;
  • если боль или опухоль сильные и у вас поднялась температура, срочно обратитесь к врачу, это может быть признаком мастита .

Молоко подтекает само. Это нормально, ваше тело, адаптируется к грудному вскармливанию. Лактация стабилизируется между 2-м и 4-м месяцами после родов. До того используйте салфетки или прокладки. Когда во время кормления из второй груди начинает течь, используйте чистое полотенце, чтобы впитывать выливающееся молоко.

Молоко выделяется с трудом. Иногда только через несколько минут после того, как ребенок возьмет грудь, удается вызвать отток молока.

  • Сделайте теплый компресс на грудь или примите теплый душ перед кормлением.
  • Помассируйте грудь по направлению к соску.
  • Расслабьтесь, послушайте музыку или зажгите свечу во время кормления.

Молоко выделяется слишком быстро и обильно. Если ребенок почти захлебывается сильной струей, отнимите его от груди. Сцедите первое, менее питательное молоко, пусть ребенок высосет дальнее молоко, полностью опустошив грудь. За один раз кормите только одной грудью, как бы ни велик был соблазн предложить другую.

Тонкости психологии грудного вскармливания

Заблуждение: после родов вы – главная фигура в доме и отвечаете за все.

На самом деле: сейчас, как никогда, важно переложить обязанности на других, чтобы взлелеять собственное дитя. Принимайте помощь, когда ее предлагают, а если не предлагают, не стесняйтесь просить отнести белье в прачечную, почистить ванную, приглядеть за малышом, пока вы ухаживаете за собой.

Заблуждение: кормление грудью надо прекратить, как только не будет хватать молока.

На самом деле: это ошибка продиктована либо бессознательным страхом, что малыш начнет надоедать, либо тайным нежеланием кормить грудью. Если быть настойчивой, молока хватает. Когда малыш сосет грудь 8-12 раз в сутки, к 6-му дню его жизни мочит не меньше 6 подгузников, а 3 – пачкает «какашками», значит ваш маленький ангел, ваш небожитель получает достаточно еды! Если все же сомневаетесь, кормите почаще – например, раз в 3 часа.

Мадонна с младенцем – вечная тема в искусстве, вызывающая восторг и умиление. Но в жизни грудное вскармливание сопряжено не только с радостью материнства, но и с различными трудностями, и мифами. Каждая кормящая мама должна быть осведомлена о всех нюансах лактации, чтобы малыш рос здоровым, а новая обязанность была в радость.

Аксиому о пользе природной пищи для грудных младенцев сегодня многие принимают без споров. Но ради сохранения фигуры определенный процент рожениц старается поскорее перевести грудничка на адаптированные смеси.

Ученые давно доказали, что грудное вскармливание – лучшее питание для младенцев. И дело не только в особом биохимическом составе материнского молока – превосходного строительного материала для быстро растущих тканей малыша и формирования кровеносной системы. Гораздо ценнее наличие иммунных тел, аминокислот и других сложных молекул, создающих иммунную и центральную нервную систему новорожденных.

Малыши до 6 месяцев, при ГВ (грудном вскармливании) из молока матери получают все необходимые питательные и биологически активные вещества. Дети, питающиеся грудным молоком, растут более здоровыми, чем «искусственники». Доказано, что при кормлении грудью, в будущем у детей снижается вероятность нарушения обмена веществ и расстройств ЖКТ. Материнское молоко обладает еще и легким снотворным эффектом, поэтому малыши, насытившись, лучше засыпают, чем при питании адаптированными смесями.

Молодая мама должна не только знать всё о грудном вскармливании, но и понимать, что этот процесс – единственная возможность поддерживать невербальный контакт и эмоциональную связь со своим ребенком. Но не стоит приучать малыша, чтобы он буквально рос на руках. Это вредит его характеру, часто такие дети, подрастая, настойчиво требуют как можно чаще брать их на руки. Грудью кормить «переростка» тоже не стоит. Чем взрослее ребенок, тем болезненнее отрыв от младенческого кормления.

Если говорить о пользе кормления для мамы, то и здесь естественные факторы только на пользу здоровью. Хотя некоторые женщины отказываются от этого процесса «ради фигуры», набор веса – временное явление. Это связано с накоплением организмом воды, белка и жира – строительного материала для младенца. После завершения процесса лактации организм сам прекращает всем этим запасаться, а вес приходит в норму, если вести активный образ жизни.

Но не это главное. Когда материнские функции идут своим чередом, это предотвращает женскую онкологию. Грудное вскармливание после 40 лет ведет к оздоровлению и омоложению организма на гормональном уровне. Во время ГВ нет месячных: вероятность беременности ничтожно мала. При кормлении, матка быстрее сокращается и становится на место.

Как правильно держать ребенка при грудном вскармливании

Кормящая мама не только должна знать все о лактации и грудном вскармливании, но и понимать, насколько важна спокойная обстановка и комфортные условия. В тишине и покое при мягком освещении малыш лучше усваивает пищу, а у матери вырабатывается молоко. Поэтому во все времена люди подсознательно оставляли кормящую женщину с ребенком наедине, дав возможность покормить малыша, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Классическая поза – кормление грудью сидя, ребенок должен кушать с приподнятой головой, мама слегка прижимает его к себе. Важно сесть как можно удобнее, при этом не забывать прикладывать кроху к правой и левой груди в течение 15-20 минут (и дольше, если кормить близнецов).

Признаки того, что мама сидит неправильно:

  • тянущие боли в пояснице;
  • выраженный дискомфорт;
  • немотивированное раздражение;
  • онемение в конечностях или отельных мышцах;
  • усталость до завершения вскармливания.

Многие мамы еще до родов интересуются, как правильно держать ребенка при грудном вскармливании? Можно ли кормить лежа и стоя? Использовать ли подушечку и детский бандаж при ГВ? Все это актуальные вопросы, ответы на которые даст практический опыт.

В полудреме, когда происходит кормление ночью, хочется немного подремать, лежа на боку или полусидя. Это удобно, когда кормишь в кресле или на диване, подложив подушки под голову и за спину. Новорожденного, пока он маленький и легкий, можно придерживать подушечкой, чтобы сформировать для его позвоночника наиболее удобное положение.

Это чудесно, когда обоим участникам грудного вскармливания комфортно: малыш улавливает звуки сердцебиения, слышит мамин запах. Но кормление в полудреме содержит большую опасность: уставшая от ежедневных забот о ребенке мама может не заметить, как грудью перекроется носик засыпающего младенца. В истории известно немало трагических случаев, когда «ребенка приспала» мать или кормилица. Такое случалось даже в царских семьях. Поэтому важно сидеть при кормлении ребенка так, чтобы не заснуть. Свободная грудь не должна быть сдавлена: обеспечьте естественный приток молока.

Некоторые матери используют для передвижения с младенцем по городу специальные мешки и бандажи – идея, позаимствованная у коренных этносов Азии и Африки. При этом не заняты руки, ребенка можно кормить на ходу, а некоторых еще и замечали за процессом курения, пока малыш пытается кушать. Все это недопустимо!

Любой доктор подтвердит, что эти приспособления нельзя применять сразу после родов, а только через 3-5 месяцев, когда позвоночник младенца окрепнет. Кормить в бандаже можно, но не на ходу, не стоя в метро, а сидя на удобной городской лавочке, в укромном уголке парка, где тихо и малолюдно. Это возможно в исключительных случаях, эпизодически, а не ежедневно на прогулках, чтобы экономить время, совмещая важные составляющие в ежедневном расписании.

В сидячей позе также удобно подставить под ногу небольшую скамеечку, как это делают классические гитаристы. Она поддержит малыша в удобной позе у той груди, которая участвует в кормлении. Мама, опираясь на поручни кресла или боковины дивана, придерживает рукой головку ребенка, чтобы он не откидывал ее назад.

Когда приходится кормить сразу двоих новорождённых (близнецы, двойняшки, второй приемный младенец), их укладывают по бокам, слегка наклонившись вперед. Если один малыш спит, а второй бодрствует, то их кормят поочередно, но каждого от одной груди, оставляя выстоявшееся молоко второму близнецу.

Если говорить о положении лица ребенка, то здесь тоже есть свои нюансы. Он должен лежать как можно ближе к соску, при этом важен визуальный контакт с мамой, а подбородок должен соприкасаться с грудью. Малыш не сразу научится захватывать ареолы, широко открывая рот и отведя вниз губу. Правильный захват не приводит к боли и травмированию тканей материнской груди.

С какой груди начинать кормить малыша?

Существует мнение, что при очередном кормлении прикладывать младенца надо только к одной груди. Издавна в народе говорили, что есть «переднее» и «заднее» молоко. При этом «заднее» молоко формируется в той груди, которую не давали (обогащенное жиром и белком). «Переднее» молоко менее насыщенное, в нем больше жидкости и лактозы. Но на практике не всегда получается, что младенец насыщается от одной груди, поэтому его «докармливают» от другой. Тогда при очередном кормлении следует начать с груди, на которой завершили.

Если этот совет справедлив, можно регулировать «меню» малыша. Некоторые детки склонны к полноте, и более жирное материнское молоко желательно за одну кормежку «разбавлять» передним, а остаточное сцеживать. У других же матерей генетически менее сытный «натур продукт», поэтому грудничку лучше выдерживать «заднее» молоко.

Учитывайте, что настоящее «зрелое» молоко образуется только через 2-3 недели после родов. Когда слишком жирное молоко, малышу между кормлением дают кипяченую водичку в соске: он испытывает жажду и капризничает, выталкивая грудь. Но этот вопрос желательно обсудить с врачом, если кажется, что малышу необходимо «разбавлять».

По завершении процесса грудного вскармливания, новорожденных рекомендуется приподнимать ненадолго, подержав вертикально. Это необходимо, чтобы вышел воздух, который малыши заглатывают с молоком. Он провоцирует кишечную колику. Но со временем дети привыкают к правильному захвату сосков, заглатывая все меньше воздуха. Отрыжка слышна, но иногда происходит срыгивание небольшого количества молока – это нормально. После грудь желательно ополоснуть и дать подсохнуть.

Кормление по расписанию или по требованию?

Большинство педиатров, обсуждая проблемы грудного вскармливания, дают советы кормящей маме, что ГВ предполагает определенный порядок. Они склоняются к тому, что желательно приучать ребенка к определенному режиму кормления – через равные интервалы времени. Но с одной оговоркой – без фанатизма! Любой доктор скажет, что если малыш проголодался, его нужно покормить.

С другой стороны, правильный процесс стимулирует выработку материнского молока. Оно прибывает к очередному кормлению в достаточном количестве. Некоторые дети едят чаще, просыпаясь «по графику» днем и в ночные часы. Другие малыши спят почти всю ночь, не просыпаясь для еды. Большинство грудничков едят от 8 до 12 раз в сутки, особенно после роддома.

Молодые мамы еще не умеют отличать капризы младенца от его «голодного плача». Но их материнский инстинкт работает удивительным образом – под плач грудничка активнее прибывает молочко.

Основные признаки того, что ребенок проголодался:

  • чмокает губами;
  • производит сосательные движения;
  • крутит головой (в поисках груди мамы);
  • плачет или капризничает более настойчиво;
  • машет ручками в поисках мамы.

Когда молока недостаточно, мамы стараются кормить малыша реже, переводя на прикорм адаптированными смесями. Такая практика считается нормальной перед отлучением от груди, но не в начале лактационного периода.

Иногда тугую грудь ребенок самостоятельно не хочет сосать, предпочитая соску. А маме приходится сцеживаться, чтобы он получал такой ценный «натуральный продукт». Частые кормления благотворны для стимуляции выработки молока. Особенно важно наладить этот процесс у первородящих, испытывающих затруднения с ГВ.

Когда кормящая мама и ее кроха привыкают к определенному режиму, образуется своеобразный баланс:

  • насыщенность молока жирами, белками и лактозой (процент у каждой мамы индивидуален);
  • интервалы между кормлениями примерно 2,5-3,5 часа;
  • количество прикладываний к груди: 6-12 раз;
  • продолжительность кормления до насыщения:10-20 минут;
  • потребность в ночных кормлениях или их отсутствии.

График сна и бодрствования тоже варьируется: некоторые детки «гуляют» ночью и спят во время дневных прогулок. Все это влияет на время отдыха кормящей мамы, и некоторых очень изматывает «всенощное бдение» маленькой личности. Говорят, что «растет индиго», «академик» или «сова», и эти биоритмы очень сложно изменить. Другие детки посыпаются очень рано, даже зимой, но маме приходится считаться с таким графиком.

Важные составляющие техники грудного вскармливания

Грудное вскармливание благоприятно сказывается на здоровье матери и ребенка. Но есть немало сложностей, которые периодически омрачают счастливое материнство. Новорождённому приходится многому учиться, у него есть только глотательный и сосательный рефлекс, а маму он различает по запаху и стуку сердца.

Когда в груди вырабатывается достаточно молока, кормить младенца несложно, но ГВ состоит из разных составляющих:

  1. Частота кормлений (колеблется на протяжении периода лактации). Малышей старше 6 месяцев можно отлучать от груди, переводя на прикорм и адаптированные смеси.
  2. Продолжительность приема пищи грудничком зависит от состава и количества молока, активности ребенка и его желания трудиться над высасыванием вожделенного продукта.
  3. Способ захвата груди, который частично рефлекторный, частично – по опыту. Мама должна помочь немощному существу правильно захватить сосок, чтобы кормление было удобным для обоих. Важно следить, чтобы ткани груди не перекрывали носик малыша.
  4. Выбор источника кормления. Начинать надо с правой или левой груди, давать поочередно или кормить с одной, затем после сна начинать с другой. У каждого решения есть свои основания.
  5. Поза при кормлении (использование подушек, скамеечек, подлокотников, бандажа), о чем подробно шла речь в одном из разделов.

Некоторые малыши вяло сосут и быстро засыпают у материнской груди, поэтому приходится его гладить по головке или похлопывать по щечке. После этого он начинает кушать более активно. Во всем этом молодой маме нужно быть достаточно осведомленной, чтобы было проще решать проблемы.

Трудностей при ГВ не так много:

  • патология сосков (вогнутые);
  • отказ малыша от кормления грудью;
  • болезненные трещины на сосках;
  • лактостаз и мастопатия (застой молока и воспалительные процессы в груди).

Кормление во время болезни мамы можно проводить только после консультации с врачом, особенно когда вокруг сосков есть болезненные трещины (это нужно незамедлительно лечить). При вирусных инфекциях кормление лучше отложить. Иногда младенец кусает за сосок, поэтому нужно проявить терпение и мудрость, а не раздражение.

Начинать кормление желательно с первого дня после родов. Можно кормить до полугода без прикорма и воды, если молоко подходит по всем параметрам. Важно придерживаться режима, но кормить желательно по первому требованию малютки.

Когда нельзя кормить материнским молоком?

Противопоказания к ГВ – некоторые заболевания кормящей матери:

При сезонных респираторных заболеваниях пользуются марлевой повязкой, соблюдают осторожность, чаще моют руки. Как правило, переносят детскую кроватку в другое помещение, но кормление не отменяют. В перечень сезонных заболеваний входят: ангина и грипп, легкие формы воспаления дыхательных путей.

Основанной уход за малышом на время «вирусного карантина» лучше поручить ближайшим родственникам или членам семьи. Контакт с младенцем желательно свести к минимуму – брать его на руки только на время кормления грудью.

Когда у младенца тяжелые генетические отклонения, связанные с нарушением усвоения белка и лактозы, кормить его тоже нельзя. Подбирать специализированные смеси импортного производства по данной проблеме может только специалист. При выраженной недоношенности, когда у ребенка недоразвиты органы и ткани, разрешить кормление должен только доктор.

Свойства грудного молока

Грудное молоко – продукт молочной железы. Вырабатывается под воздействием гормонов окситоцина и пролактина, которые появляются после родов. Интенсивность выработки в некоторой степени зависит от активности малыша (опустошение груди). Характеристики наиболее активной выработки молока отмечаются до 4-5 месяцев – пик грудного кормления новорожденного, далее интенсивность снижается.

Биохимический состав материнского молока со временем меняется:

  • Молозиво (густая клейкая масса жёлтого цвета с большим количеством иммунных тел) – концентрированное, жирное, вырабатывается в небольшом количестве.
  • Переходное молоко появляется через 4-5 суток после родов, более жидкое, цвет белее, его уже больше.
  • Зрелое молоко формируется на 3 неделе. Оно классического (белого) цвета, жидкое, сладкое, не такое жирное, как молозиво, а по составу максимально соответствует потребностям быстро растущего организма.

Зрелое молоко на 88-90% состоит из воды, поэтому без необходимости «допаивать» малыша не стоит. Содержание жиров колеблется в зависимости от питания матери и генетической предрасположенности к полноте. Если у женщины почти не вырабатывается подкожная жировая клетчатка, то независимо от диеты, в грудном молоке его тоже будет намного меньше стандартного минимума – 3-4 %.

«Переднее» молоко, вырабатываемое в начале кормления, менее богато белками и жирами, но в нем много лактозы. «Заднее» образуется в промежутках между лактацией, достаточно калорийное, малыш насыщается довольно быстро.

Лактоза, которой в материнском молоке до 7-8%, делает вкус «младенческого продукта» более приятным. И если долго кормить ребенка грудью, то в его подсознании закладывается тяга к сладкой пище. Лактоза очень полезна для микрофлоры кишечника и работы ЖКТ.

В молоке в микроскопических дозах содержатся различные витамины и биологически активные вещества, которые невозможно синтезировать искусственным путем. Именно их не хватает малышу в адаптированных смесях, которые сбалансированы в процентном соотношении по всем параметрам.

Как обеспечить эффективное сосание ребенка, предупредить заболевания молочной железы (трещины сосков, лактостаз, мастит)

Первое прикладывание к груди осуществляется сразу после рождения, если состяние здоровья матери и ребенка удовлетворительное. В дальнейшем ребенка кормятпо его требованию, в первое время это может быть 12 – 15 раз в сутки без ночного перерыва.

Для эффективного грудного вскармливания соски, пустышки и воду для питья ребенку давать не рекомендуется.

У кормящей матери наиболее часто возникают следующие вопросы, на которые медицинский работник обязан дать правильные ответы:

1. Как обрабатывать грудь перед кормлением?

2. Как правильно дать ребенку грудь?

Коснуться соском губ ребенка, чтобы он широко раскрыл рот.Направить сосок к твердому небу ребенка – это стимулирует сосание, так какраздражаются нервные рецепторы в слизистой оболочке неба. Ребенок должен захватить не только сосок, но и околососковый кружок (ареолу) больше снизу, тогда при сосании будут опорожняться молочные синусы в области ареолы, что способствует лучшему поступлению молока.

3. В каком положении лучше кормить ребенка?

Кормить можно сидя, постави под ногу скамеечку, или лежа. Туловище ребенка должно быть повернуто к матери и находиться на одной линии (живот к животу), гововка ребенка свободна. Грудь поддерживать при кормлении не нужно, чтобы не сдавливать молочные протоки и не способствовать лактостазу.

4. Нужно ли сцеживать первые капли молока?

Не обязательно, так как небольшое количество материнских микроорганизмов, попадающих с первыми каплями молока, только способствует укреплению иммунитета ребенка.

5. Как долго держать ребенка у груди?

Пока не наестся. Ребенок должен получить «раннее» молоко, богатое протеинами, и «позднее»молоко, (последние порции молока, богатые фосфолипидами, необходимыми для развития нервной системы ребенка). Обычно ребенок сосет грудь от 15 – 20 до 30 мин, «линивого сосуна» необходимо похлопывать по щечке или пяточке.

6. Нужно ли сцеживать молоко, оставшееся в груди после кормления?

Как правило, это необходимо в первые дни после родов – в период становления лактации. При кормлении ребенка по его требованию необходимости в сцеживании не возникает.

7. Нужно ли кормить ребенка ночью?



Нужно при его желании. Ночью у женщины вырабатывается пролактин, стимулирующий лактацию.

8. До какого возраста можно кормитьребенка грудью?

Главное – желание женщины кормить своего ребенка грудью!

9. Как стимулировать лактацию у женщины?

Оптимальный способ – чаще прикладывать ребенка к груди. Кормящей женщине необходимо пить до 2 – 3 л жидкости в день, использовать витаминную добавку «Матерна» и фитосбор «Лактавит». Полезен также массаж молочных желез горячим душем или махровым полотенцем.

10. По каким признакам можно судить об эффективном сосании?

Щеки ребёнка круглые, а не втягиваются, ребёнок сосёт спокойно, слышны глотательные движения, могут отмечаться движения ушных раковин.

Контрольное кормление

Цель: определить количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.

Показания: назначения врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

Набор для пеленания с памперсом;

Набор для подготовки матери к кормлению;

Чашечные весы;

Дезинфицирующий раствор, ветошь;

Бумага, ручка.

Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как различное время суток у матери разное количество молока.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения исследования Обеспечение права на информацию
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения исследования
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
4. Надеть на ребенка подгузник (памперс) и запеленать При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных
5. Подготовить мать к кормлению грудью Исключение инфицирования ребенка во время кормления. Создание комфортных условий для проведения кормления
Этапы Обоснование
6. Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе Обеспечение инфекционной безопасности и достижение достоверности исследования
Выполнение манипуляции
1. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу Регистрация исходного веса ребенка
2. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 мин Достаточное время для всасывания ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса
3. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления). Определение количества высосанного ребенком молока
Завершение манипуляции
1. Передать ребенка маме или положить в кроватку Обеспечение безопасности ребенка
2. Протереть весы дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом) Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка
4. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству Оценивается степень процесса лактации у матери. Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша


Примечание: детям, плохо прибавляющим в весе и находящимся на вскармливании по требованию, необходимо определять количествовысосанного молока при каждом кормлении и оценить объем высосанного молока за сутки.

Кормление ребенка с ложки

Цель: обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.

Показания:

Абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

Отсутствие сосательного рефлекса.

Противопоказания: нет

Оснащение:

Хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

Чайная ложка с неострыми краями;

Блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)

Техника безопасности: держать ребенка на руках с приподнятой головой.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка
2.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений
Выполнение манипуляции
1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки
2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды
Этапы Обоснование
3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость
4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую Предупреждение загрязнения белья Предупреждение аспирации пищи
Завершение манипуляции
1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось Предупреждение вторичной асфиксии
2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха Профилактика аэрофагии
3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок Обеспечение комфортного состояния
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Обучение матери технике кормления ребенка грудью.

Цель:

Обеспечить длительное и эффективное грудное вскармливание;

Обеспечить

Создать ребенку комфортное состояние во время кормления.

Показания:

Оптимальное удовлетворение физиологической потребности в пище.

Противопоказания: относительные и абсолютные со стороны матери и ребенка.

Оснащение:

Косынка, маска;

Мыло, полотенце;

Пеленка;

Стрельная посуда для сцеживания грудного молока;

Скамеечка под ногу матери;

Набор для пеленания;

Стерильное растительное масло;

Ватные жгутики.

Обязательные условия:

Кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленном состоянии;

После кормления 2 – 3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, после чего положить на правый бок (или голову повернуть на бок);

Обучить мать правилам подготовки ее и ребенка к кормлению правилам кормления грудью.

Последовательность действий Обоснование
1.Поздоровайтесь с мамой, поинтересуйтесь, как она кормит ребенка грудью Расположите женщину к себе, вселите внее уверенность в успешном грудном кормлении
2. Объясните маме преимущества естественного вскармливания, основные правила кормления грудью, обоснуйте их В действительности у женщин обычно нет недостатка в молоке, а есть недостаток осознания необходимости и важности кормления грудью
3. Спросите, хочет ли мать, чтобы вы помогли ей в кормлении ребенка грудью. Посмотрите, как она кормит ребенка, и решите, правильно ли она это делает Матери и ребенку требуется помощь в кормлении грудью, так как, если ребенок неправильно берет грудь, возникает целый ряд проблем
4. Дайте матери следующие рекомендации по кормлению грудью:
- Тщательно вымойте руки с мылом Для проилактики заболеваний ребенка и молочной железы матери
- Сядьте или лягте в удобном положении, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку Это благотворно отражается на выделении молока (под влиянием гормона гипофиза – окситоцина, на секрецию которого влияют мысли и настроение матери)
- правильно приложите ребенка к груди, при этом: - голова и туловище находятся на одной прямой линии; - ребенок лицом и всем телом повернут к вашей груди, его живот напротив вашего живота; - туловище ребенка прижато к вашему телу; - поддерживайте его снизу, если ребенок новорожденный, или сзади за плечи, но не за затылок, его голова должна свободно слегка откидываться назад Чтобы во время кормления ребенку не нужно было поворачивать или наклонять голову
Последовательность действий Обоснование
- Подавая ребенку грудь, слегка поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем – сверху не слишком близко к соску Чтобы не затруднять отток молока
- Прикоснитесь соском к губам ребенка (лучше к верхней губе) Для стимуляции рефлекса захватывания
Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и приложите его к груди так, чтобы он захватил не только сосок, но и ареолу, больше снизу. При этом его нижняя губа вывернута наружу, а подбородок прилегает к груди. Перистальтические волны языка выжимают молоко из млечного синуса, который находится под ареолой, в рот ребенка. Сосок в этом случае касается неба ребенка, что стимулирует сосание
- Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются и дыхание ребенка достаточное Чтобы не сдавливать пальцами протоки молочной железы
- Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются, а в конце кормления ребенок расслаблен и доволен Для профилактики недокорма и гипогалактии
- Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет (обычно кормление длится от 15 – 20 до 30 мин). Если у «ленивого сосуна» преждевременно забрать грудь, он может не получить позднего молока, необходимого ему для нормального роста. Причиной возникновения трещин и воспаления сосков является сосание в неправильном положен ии, а не продолжительное сосание. «Позднее молоко» содержит больше жиров, в то время как серое и водянистое «раннее молоко» содержит больше белков, витаминов, микроэлементов, лактозы и воды
- Кормите ребенка по его требованию, без ночного перерыва, т.е. 7 – 12 раз в сутки и более Частое прикладывание ребенка к груди, кормление в ночное время способствуют выработке молока (рефлекс секреции молока или рефлекс гормона гипофиза – пролактина, который вырабатывается в ночное время)
Последовательность действий Обоснование
- Следующее кормление прикладывайте ребенка к другой груди Это предупреждает застойные явления в молочной железе
- Сцеживайте остаткт молока из груди только по необходимости. Как правило при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает - Это необходимо для исключения нагрубания молочной железы. - Для кормления недоношенного или больного ребенка. - Во время болезни матери, при выходе ее на работу или учебу
- Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1 - 2 раза в день и менять ежедневно белье Частое мытье груди особенно с мылом: - удаляет натуральную смазку, которую вырабатывают железы Монтгомери, с кожи сосков и ареолы; - способствует образованию трещин и воспалению сосков

Наиболее частые проблемы при кормлении грудью:

- «моя грудь переполнена молоком и болит»;

- «вмоей груди болезненная припухлость»;

- «у меня воспалены соски»;

- «на моих сосках появились трещины»;

- «у меня плоские соски»;

- «мой ребенок отказывается от груди»;

- «у меня недостаточно молока»;

- «у меня в молоке кровь»;

- «мой ребенок слишком много плачет».

Грудное вскармливание, которое так важно для матери и ребенка начинается с становления лактации. Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения ребенка.

Непосредственно в родильном зале, в первые 30 мин. после родов, с учетом состояния новорожденного и роженицы. Медперсонал настраивает родившую мать на грудное вскармливание и оказывает помощь при первом прикладывании младенца к груди матери. Длительность первого контакта должна быть не менее 30 мин. Данные рекомендации по становлению грудного вскармливания содержатся в Приказе N 345 МЗ РФ «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутриутробных инфекций в акушерских стационарах».

Следует подчеркнуть, что раннее прикладывание к груди, которое в настоящее время является общепринятым в большинстве стран, не выполняет сколько – нибудь значимой функции детского питания, которое возложено на грудное вскармливание. Среднее количество молозива, поступающего ребенку, составляет около 2 мл. Вместе с тем при грудном вскармливании, даже это количество молока играет важную роль в становлении иммунологической защиты и снижении заболеваемости новорожденных, является важным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и деятельности. Наконец, имеются убедительные подтверждения роли раннего прикладывания к первичной адаптации новорожденного к внешнему миру и индуцировании психологической связи – привязанности матери и ребенка. Первое грудное кормление, начинается с прикладывание новорожденного к груди матери и сочетается с осуществлением процедуры кожного контакта матери и ребенка. С этой целью новорожденного ребенка выкладывают голеньким на живот матери и накрывают стерильной простыней еще до окончания пульсации пуповины. После окончания пульсации ребенка забирают с живота, проводят первичную обработку пуповины, а затем снова возвращают ребенка на верхнюю часть живота матери. Для обеспечения успешного кожного контакта и завершения первого грудного кормления, новорожденного лучше не обмывать водой, а также отложить все остальные процедуры (например, закапывание капель в глаза). Ребенка, лежащего на животе, мать придерживает рукой. Постепенно начинает выявляться «поисковое» поведение ребенка. Оно выражается в сосательнеых движениях, поворотах головки и ползательных движениях конечностей. Если ребенок не очень активен, поисковые движения его губ и головки можно стимулировать мягким поглаживанием кожи около рта. В течение первых 0,5-2 ч. Большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить ареолу материнской груди без помощи матери. Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то держать ребенка на груди более двух часов нецелесообразно, так как он будет только спать. Важно указать, что прикладывание ребенка к груди и/или создание кожного контакта через 2-3 ч. после родов значительно менее эффективно, чем прикладывание к груди в первые 30 мин после родов.

Раннее прикладывание ребенка к груди не только стимулируют образование и секрецию молока, но также способствуют более быстрому отхождению плаценты, профилактике послеродовых кровотечений у рожениц, а также формированию нормальной микрофлоры кишечника, адекватного иммунного ответа и ускорению отхождения мекония у новорожденных.

В соответствии с практикой работы учреждений родовспоможения в России и директивными указаниями МЗ РФ противопоказаниями к раннему грудному вскармливанию (прикладыванию к груди) со стороны матери являются:

  • Оперативное вмешательство в родах,
  • Тяжелые формы гестозов,
  • Сильные кровотечения во время родов и послеродовом периоде,
  • Состояние декомпенсайии при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени;
  • Открытая форма туберкулеза,
  • Острые психические заболевания,
  • Злокачественные новообразования.
  • При положительной серологической реакции на ВИЧ инфекцию, учитывая желания матери, молоко можно сцеживать и после стерилизации давать ребенку.

Противопоказаниями к грудному вскармливанию (раннему прикладыванию к груди) со стороны ребенка служит:

  • Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов,
  • Тяжелая асфиксация новорожденного,
  • Нарушение мозгового кровообращения II-III степени,
  • Глубокая недоношенность,
  • Тяжелые пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, сердца, ЖКТ и др.)

К числу противопоказаний до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем кесарева сечения. Однако в настоящее время кесарево сечение не является строгим противопоказанием к раннему грудному вскармливанию. В этом случае после окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4-х) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это проделывается несколько раз. На вторые сутки при удовлетворительном состоянии матери и младенца они воссоединяются в послеродовом отделении, в палате совместного пребывания матери и ребенка. Медперсонал отделения, особенно педиатр и детская сестра, оказывают такой матери особое внимание в проведении грудного вскармливания. Таким образом, родоразрешение кесаревым сечением при благополучном исходе не должно являться препятствием для грудного вскармливания с первого дня жизни новорожденного.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации очень ограничены. Они включают: наследственные энзимопатии, препятствующие усвоению молока (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь клинового сиропа), тяжелые форма врожденных пороков развития (волчья пасть, заячья губа и др.).

Мать и новорожденный должны усвоить, каждый по своему, «технику» кормления грудью.

Каждый нормальный новорожденный ребенок выполняет, после нескольких дней жизни, нормальные сосательные движения. В дальнейшем мать должна «научить его есть», что подразумевает следующее:

  • схватывать сосок и ареолу
  • находить самому правильное положение головы, рта и носа
  • не глотать воздух
  • не засыпать при кормлении грудью
  • «быстро оканчивать» сосание
  • засыпать сразу после этого

Это, конечно, легко на словах, но оказывается довольно трудным на деле! Некоторые дети как будто рождаются с аппетитом и «вышколенными», в то время как другим необходимо несколько дней или недель для того, чтобы научиться правильно сосать. У каждого ребенка имеются уже с этих пор свои особенности, и мать узнает проявления «личности ребенка».

Несомненным является тот факт - и об этом должна помнить постоянно любая мать (а также и вся семья, которая обязана содействовать матери в этом) - что среди многих других факторов, влияющих на возникновение, повышение и сохранение молочной секреции, самыми главными являются:

  • желание и воля кормить грудью;
  • регулярное прикладывание ребенка к груди;
  • душевное состояние и нервное равновесие матери;
  • согласие, царящее в семье;
  • энергия и «умение» новорожденного сосать;
  • добросовестность, профессиональная подготовка и энергия патронажной сестры;
  • состояние здоровья матери и новорожденного;
  • отдельные медикаменты, назначенные матери и новорожденному.

Для того чтобы техника кормления грудью применялась правильно, мы считаем нужным остановиться на некоторых пунктах, одинаково важных и в роддоме и на дому:

а) Как любое новое дело, техника кормления грудью должна хорошо заучиваться матерью.

б) Ребенок, рожденный в срок, имеющий нормальный вес, но который не сосет и не глотает когда его прикладывают к груди, много дней подряд и при всех кормлениях, является ребенком, который может представлять трудности в будущем и который очевидно пострадал во время беременности и/или родов.

в) Во время кормления грудью роженица должна быть спокойной; ей нельзя делать замечаний. Дома она должна кормить одна в комнате, без «ассистенток» и «советчиц», которые ее отвлекают, раздражают и беспокоят ребенка. Разговоры во время кормления запрещаются.

г) Перед тем как прикладывать новорожденного к груди, мать должна аккуратно вымыть руки, почистить предварительные обрезанные ногти. Длинные, спадающие на плечи волосы следует поднять и собрать в косынку. Снимается лифчик, поддерживающий груди, а затем удаляются стерильные компрессы с сосков. Другими стерильными компрессами или чистым платком, смоченным в теплой воде, обмываются соски, ареола и окружающая кожа.

Грудные железы нельзя смазывать жирными или дезинфицирующими веществами, которые оказываются бесполезными и иногда даже вредными. Раствор борной кислоты, который рекомендовался столь долгое время, оказался с одной стороны раздражающим кожу, вызывающим трещины грудных желез, а с другой стороны, токсическим для ребенка.

д) Запах применяемых некоторыми матерями духов, вынуждает некоторых детей отказываться от груди.

е) Подготовка матери к кормлению делается до пробуждения ребенка. Если он вынужден ждать пока мать будет готова к кормлению, он становится нервным, не схватывает, как следует сосок, глотает много воздуха, сосет с перерывами, вяло или даже засыпает у груди.

Некоторые дети не хотят сосать если их будят; вероятно у них отсутствует ощущение голода и они не удовлетворили свою потребность сна. Это является одной из причин, которые привели к «питанию по просьбе», единственная форма питания, рекомендуемая нами для грудных детей на дому.

ж) Для кормления грудью мать выбирает наиболее удобное положение, как для себя, так и для ребенка. В роддомах существуют специальные палаты со «стульями для кормления», построенными для этой цели.

Дома, в первые дни, роженица кормит лежа в постели имея под головой подушку или свернутый валиком плед, таким образом, чтобы верхняя часть туловища была несколько приподнята. Мать должна лежать на боку, а новорожденный укладывается лицом к матери на угол, образованный плечом и предплечьем, на стороне кормящей груди. Другой рукой мать держит грудь, вкладывая сосок в рот ребенка.

Позже, когда, мать полностью поправилась после родов, кормление производится сидя на удобном стуле со спинкой (не на краю постели), держа ногу со стороны кормящей груди, поднятой на табуретке. Ребенка следует держать несколько повернутым на бок, опираясь головой на угол между плечом и предплечьем. Голову ребенка не следует запрокидывать, так как такое положение мешает ему сосать.

з) Мать вкладывает в рот ребенка сосок и ареолу (если она узкая, ребенок захватывает даже часть кожи, граничащейся с ареолой); только таким образом давление, оказываемое сосательными движениями ребенка, содействует приливу молока через молоковыводящие протоки (галактофорные протоки). Если давление губ и десен ребенка сказывается только на сосок, помимо того, что оно остается большей частью неэффективным («молоко не идет»), могут образовываться эрозии или трещины на уровне грудной железы, вызывающие местную боль, сокращение молочной секреции и даже инфекции.

Мать схватывает грудь на краю ареолы между указательным и средним пальцами, с тем, чтобы нос ребенка оставался свободным для дыхания. Одновременное давление, оказываемое большим пальцем несколько выше на груди, помогает выделению молока из молоковыводящих протоков.

и) Во время кормления нельзя никогда отрывать ребенка от груди ради других дел (отвечать по телефону, открывать дверь). Резкое изъятие соска изо рта может приводить в дальнейшем к отказу от груди.

к) Если новорожденный засыпает во время кормления, прежде чем высосать необходимое количество (по мнению матери), мать должна осторожно двигать сосок во рту ребенка или же попытаться вытащить его. Если ребенок не просыпается, лучше его уложить спать.

л) Что делать, если ребенок не опорожняет грудь потому, что он быстро насыщается? Если он довольно крепкий, сосет через каждые 3-4 часа и насыщается, мать сцеживает оставшееся молоко рукой. Если грудь не опорожняется после каждого кормления, молочная секреция сокращается.

м) Если ребенок слишком слаб, чтобы опорожнять грудь, оставшееся молоко сцеживается рукой или отсосом в чистый эмалированный сосуд. Затем оно подогревается до температуры тела и дается ложечкой, бутылочкой или даже пипеткой.

н) Если мать полагает, что для накопления молока к следующему кормлению хорошо один раз давать ребенку молоко через бутылочку, она ошибается. Со временем, в отсутствие физиологического стимулятора (регулярное опорожнение грудных желез), молочная секреция сокращается.

о) Для грудного ребенка важно, чтобы при кормлении грудью существовали следующие условия:

  • чтобы ребенок не спал
  • чтобы он был голоден
  • чтобы он был в сухих пеленках
  • чтобы он был правильно и удобно спеленатым (не слишком тесно, не слишком тепло, но и не слишком легко)
  • чтобы он был в правильном положении при сосании.

п) После 10-го дня жизни продление сосания более чем 15 (самое большее 20) минут утомляет мать и ведет к ранению груди. Ребенок привыкает засыпать каждый раз, когда его прикладывают к груди; после нескольких минут сосания он засыпает; при попытке уложить его в постель он просыпается и начинает плакать, а когда его опять прикладывают к груди, он пососет несколько раз и снова засыпает. Таким образом, создается порочный круг, который приводит к сокращению молочной секреции, к недостаточному питанию ребенка и к расстраиванию расписания кормлений.

В первые 5-10 минут ребенок высасывает самое большое количество молока и опорожняет грудь за 10, самое большее 15 минут. После этого он сосет только для удовлетворения своей потребности сосать и для удовольствия находиться на руках (а не чтобы получить больше молока).

р) Все оставшееся в груди молоко сцеживается рукой («доится») после каждого кормления.

с) Не надо устанавливать слишком строгое расписание кормлений.

т) Между кормлениями не надо давать ребенку пить слишком много чая (не слишком сладкого!) и не надо его держать на руках.