Личные проблемы подростков вопрос и совет. Подросток часто разражается и бунтует. Проблемы личностных взаимоотношений

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1. Особенности подросткового возраста

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГОВОЗРАСТА

2.1. Девиантное поведение как патологическая проблема подросткового возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.2. Кризис идентичности как проблема подросткового возраста

Кризис внутри личности – психологическая проблема, которая встает перед человеком периодически. В подростковом возрасте внутриличностный кризис проявляется наиболее остро. Ни в одном другом возрасте нет настолько сильных эмоциональных положительных и негативных переживаний как в подростковом возрасте.

Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» .

Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать, и отрицательного - каким человек не должен стать.

Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими» . Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. .

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность .

Таким образом, кризис идентичности в подростковом возрасте заключается в том, что он чувствует неопределенность во всех сферах жизни, и это его пугает. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать, и отрицательного - каким человек не должен стать.

1.3. Деперсонализация как кризисная проблема подростка

Подростковый кризис также понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего «Я» (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств - от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.

Применительно к понятию кризиса личности деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего «Я», склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.

Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся в своей идентичности и автономности, он лишен чувства последовательности и связанности своих действий. Это приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.

Субъективно тягостное ощущение внутреннего разлада, изменености собственного «Я», своей идентичности, составляющие ядра деперсонализации, смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения и деятельности личности.

С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного «Я» с группой.

Таким образом, кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к патологическому поведению.

2. Основные проблемы подросткового периода

  1. Девиантное поведение как патологическая проблема подросткового возраста

Основная крайняя проблема подросткового возраста – это девиантное поведение, то есть отклоняющееся от нормы поведение подростка.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, которое он охарактеризовал, как отклоняющееся от нормы.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением: «Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Ряд ученых считает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку определение норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят общий характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.

Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида.

Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Личность, строящая свой образ жизни и поведение в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.

Кроме социальной нормы, в характеристике девиантного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.

Поведение личности подростка и ее развитие, не отвечающее требованиям социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся (девиантным) поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как «трудного», так и одаренного). Подросток с девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор .

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности.

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

Если при определении нормы и девиации исходить из какого-то подхода в зависимости от рамок культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что есть норма, а что девиация.

Феноменологический психологический подход позволяет отметить, что в практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», которое носит социально-негативный характер.

С определенными оговорками к девиантам можно отнести и категорию одаренных подростков, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий. Существует определенная близость между творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным поведением). Это особый тип – «искатель возбуждения». Отличие заключается в том, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс творчества, а для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является «результат – удовольствие».

Следует отметить подростка –«ботаника» - своего рода фаната учебы, зацикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на пути налаживания полноценного интимно-личностного общения со сверстниками. С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть оценена как своего рода отклоняющееся поведение, так как носит просоциальную направленность.

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».

Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.

Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение похожи. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.

Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).

Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.

В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

  1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
  2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
  3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;
  4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
  5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;
  6. злоупотребление алкоголем;
  7. употребление наркотических и токсических веществ;
  8. уходы из дома, бродяжничество;
  9. азартные игры;
  10. прочие виды отклоняющегося поведения.

А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение .

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

одростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.

2.2. Агрессия как проблема в подростковом возрасте

В сложный подростковый период достаточно часто возникают периоды агрессии, связанные с психофизиологическими трансформациями в организме подростка. Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции . Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего «Я» неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено , что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности .

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

Заключение

В итоге данной работы можно сделать некоторые выводы.

Подростковый возраст достаточно сложен с психологической и социологической стороны, так как в это время ребенок уже имеет взрослые суждения, он понимает, что меняется, поэтому у него возникает страх перед многими проблемами как внутренними, так и внешними. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания.

Подростковый период – это возраст, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. Родители далеко не всегда осознают, какие их личностные черты и свойства влияют на развитие ребенка, на формирование его как личности, на формирование тех или иных паттернов поведения.

Тревожным симптомом является рост числа подростков с проблемным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д. Подростковый возраст действительно является проблемным, так как это переходный период, когда «уже не ребенок», но и «еще не взрослый» человек. В организме подростка происходят психофизиологические трансформации, которые подготавливают подростка к взрослой жизни, но на этой почве возникает множество психологических проблем. Необходимо рассмотреть основные из данных проблем.

Проблема кризиса идентичности в подростковом возрасте заключается в том, что он чувствует неопределенность во всех сферах жизни, и это его пугает. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать, и отрицательного - каким человек не должен стать.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Поэтому подростковый возраст имеет кризисные черты.

Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к патологическому поведению.

Под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

Отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом. П одростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение. Методы и технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков более подробно рассмотрим в следующей главе.

Список использованных источников

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С. Петербург. 1998. -379с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000. - 462 с.
  3. Бекоева Д.Д. Психология отклоняющегося поведения детей и подростков. -М., 1997.- 179с.
  4. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., Просвещение, 1968. - с.164.
  5. Грищенко Л.Д., Алмазов Б.Н, Побег из дома и бродяжничество. Свердловск.1998. - 282 с.
  6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Спб.: Питер, 2001. – 476 с.
  7. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.-С.108.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000. - С. 434.
  9. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2000. с.224.
  10. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991.- 304 с.
  11. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
  12. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения., -М.: «МЕДпресс». 2001. - 286 с.
  13. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  14. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
  15. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»//Ресурсы интернет:

К сожалению, родителей, которые бы находили полное взаимопонимание со своими детьми-подростками, не так уж много. Да и далеко не все дети готовы откровенничать с мамами и папами, делиться с ними тем, что наболело, просить совета и уж тем боле – поступать по их рекомендациям. Однако сами родителям, как людям старшим и обладающим большим жизненным опытом, не помешает проявить к своим чадам больше внимания, попытавшись выяснить, что же их беспокоит и как можно помочь в сложившейся ситуации.

О том, что происходит с подростками, проблемы которых никого не интересуют, лучше не задумываться. К сожалению, такие дети часто совершают неблагоразумные поступки, уход из дома среди которых – не самое страшное. Поэтому никогда не отмахивайтесь от своего ребенка, если видите, что в нем что-то изменилось, что он нуждается в совете и, возможно, и в помощи – вашей помощи.

Актуальные проблемы современных подростков

Боязнь реального общения с людьми

Эта проблема не зря поставлена на первое место, поскольку с распространением Интернета она становилась все более и более актуальной, а на сегодняшний день ее уже куда правильнее назвать бедой. Юноши и девушки долгими часами просиживают в социальных сетях, общаясь на разные темы, но при этом «живое» общение у них практически отсутствует.

Решение: если вы, будучи родителями такого ребенка, решите добиться изменения ситуации, просто ограничив доступ к компьютеру – вы можете не только не улучшить ситуацию, но и существенно ее усугубить: подросток найдет возможность выхода в интернет, а вот с вами отношения будут надолго испорчены.

Выход из ситуации непростой, но он есть. Вы на собственном примере должны показать детям, насколько интереснее общаться в реальном мире, где сразу видно, что представляет из себя человек и как себя с ним вести. Сделать это очень просто: пригласите к себе друзей, желательно – с детьми (в идеале – одного возраста с вашими). Не включайте телевизор, уберите подальше телефоны и прочие гаджеты! Вот увидите: ваши дети со временем оценят такой способ времяпрепровождения.

Боязнь разочаровать взрослых

Если вы думаете, что ваших детей ничего не интересует, и при этом все устраивает, — вы сильно заблуждаетесь. Основная причина того, что подросток не хочет чем-либо заниматься, заключается в его опасениях не справиться и разочаровать вас.

Решение: никогда не умаляйте достоинств своего ребенка и не позволяйте ему чувствовать, что он нужен или любим только до тех пор, пока успешен. На жизненном пути попадаются много преград и разочарований, но только в том случае, если подросток будет чувствовать надежный тыл, — он со всем этим справится. Дайте ему понять, что вам, безусловно, очень приятно, когда он чего-то добивается, но даже если он будет обычным среднестатистическим ребенком – любить его меньше вы не станете.

Конфликты с ровесниками

Одна из самых болезненных проблем подростков. В условиях современного общества вовсе не обязательно быть асоциальной личностью, чтобы оказаться втянутым в различные «разборки» и конфликты подростковых групп. В эпоху, когда материальные ценности подменяют духовные, ребенка вполне могут высмеять за то, что он одевается немодно, что у него не самые последние модели гаджетов и т.п. При этом хорошо, если уровень доверия подростка и кого-то из родителей (либо обоих) настолько высок, что он придет к ним со своей бедой и спросит совета. А ведь зачастую сценарий развития ситуации немного иной.

Решение: прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, нужно осознать ее существование. Обратите внимание: брать кредит в банке или одалживать деньги у знакомых, чтоб купить своему чаду пятый айфон, потому что он единственный в классе, у кого его нет, — это не выход, а потакание капризам.

В равной степени не являются выходом и ссоры с ребенком, в процессе которого родители категорически запрещают думать о дорогих покупках, мотивируя это тем, что он сам еще не зарабатывает денег. Оптимальный вариант – это привести ребенку доводы, которые бы реально опровергали необходимость такой покупки. Поверьте, ваш подросток соображает намного больше, чем вам кажется, и все разумные аргументы он выслушает и примет.

Нехватка внимания от близких людей

Можно сколько угодно оправдывать себя тем, что вам нужно зарабатывать деньги, однако забывать о том, что ваш ребенок – живой человек, нуждающийся во внимании и поддержке – категорически нельзя.

Что происходит, если подростку не хватает вашего внимания? Ситуация развивается, подобно снежному кому. Вначале ваше чадо пытается рассказать, что случилось за день в школе, о чем его спрашивали на уроках и т.п. Какова классическая реакция занятой мамы? Правильно: «Не мешай!» И что самое интересное – маму-то можно понять: она пришла с работы, а дома ее ждет замечательный отдых с пылесосом, утюгом и кастрюлями. Вполне логично, что повседневные школьные будни ее не заинтересуют, ведь они же могут отвлечь!

В чем заключается ошибка? Положа руку на сердце, ответьте: а сможете ли вы так же равнодушно относиться к рассказам своего сына или дочери, если он начнет перечислять, что им было сломано или разбито в школе и сколько вам за это нужно заплатить. Останетесь ли вы такой же равнодушной или перебьете подростка на полуслове? Вряд ли. Более того, ребенок это прекрасно понимает, а потому сознательно совершает проступки, дабы вы перестали его игнорировать.

Решение: единственный способ упорядочить свою жизнь и успевать если не все, то хотя бы главное – это составить распорядок дня (план на неделю, месяц – роли не играет) и строго ему следовать. Обязательно в этом плане должно быть выделено время, которое вы посвятите исключительно ребенку. Пусть это будет путь из школы домой или совместный поход в магазин, но обязательно общение с детьми должно происходить ежедневно. Как только подросток поймет, что ничего не изменится, совершает он плохие поступки или нет, пакостить ему перехочется. Ведь куда приятнее пообщаться с любимыми родителями, чем занимать драгоценное время «разбором полетов».

Половые проблемы подростков

Это достаточно обширное понятие, включающее в себя как пресловутые размеры (груди – у девушек и полового члена – у юношей), так и вопросы об оптимальном возрасте для начала половой жизни. Как ни странно, прийти к родителям с вопросами интимного характера отваживается далеко не каждый, да и взрослых, способных компетентно помочь разобраться в проблеме, не так много.

Решение: вы удивитесь, но решение этой проблемы нужно планировать задолго до подросткового периода ваших дочери или сына. Как? Все очень просто: следует выстраивать доверительные отношения, чтобы ребенку при появлении проблемы даже в голову не пришло, что о ней нельзя рассказать маме или папе.

Проблемы личностных взаимоотношений

В особенности ярко это заметно в том случае, если к данной проблеме подростка присоединяются и другие: половые проблемы, сложности с реальным общением и т.п. Как правило, многие подростки не уверены в себе, в особенности если учатся не на отлично. Также неуверенность возникает от внешнего вида, качества вещей, а также многого другого, что в современном обществе принято считать показателями успешности.

Решение: убеждать своего ребенка в том, что он лучший, — это бросаться из крайности в крайность. Куда оптимальнее проводить разъяснительные беседы, в ходе которых следует донести до подростка, что самое главное – это внутренний мир человека, а уж о том, чтобы судить окружающих по размеру и «навороченности» гаджетов и говорить не приходится.

Подростковые проблемы – явление, с которым пришлось столкнуться всем без исключения родителям. Кто-то пытается справиться с ним самостоятельно, другие обращаются за помощью к психологам, однако цель в обоих случаях одинакова: добиться того, чтобы дети выросли незакомплексованными, не обозленными на весь мир, а добрыми, благородными членами общества, готовыми прийти на помощь нуждающимся.

Применяя те нехитрые рекомендации, которые изложены выше, вы с удивлением заметите, как меняется ваш ребенок, превращаясь из трудноуправляемого подростка в вежливого и разумного взрослого. Не спешите наказать вашего сына или дочь, даже если вам кажется, что их поступок отрицателен. Просто попробуйте поставить себя на его место и здраво рассудить: а каковы были бы ваши действия?

Подростковые годы являются серьезным испытанием для ребенка и его родителей. Подростки часто спорят с родителями, они пытаются добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный шаг, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под контроля.

Основные проблемы современных подростков:

1. Подросток одержим электронными устройствами.
Большинство подростков постоянно сосредоточены на мобильных телефонах и текстовых сообщениях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Тем не менее это не должно мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Некоторые родители устанавливают компьютеры в общих комнатах дома, чтобы иметь возможность контролировать деятельность; другие устанавливают временные ограничения на использование устройств. Помимо этого можно устанавливать ограничение на различные сайты и программы с нежелательным содержимым.

2. Подросток враждебен к родителям.
Родители могут и не заметить, когда их ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски, закатывает глаза и игнорирует правила. Большую часть юности молодежь учится собственным моделям поведения, которые бы были отличными от поведения родителей.

Мнение друзей ценится значительно больше, чем мнение семьи, и это может быть опасно. Как бы там ни было, важно установить основные нормы поведения, и важным правилом является запрет ругаться с родителями. Подросток должен понимать, что вы ни потерпите непростительного поведения по отношению к вам.

3. Подросток быстро выходит из себя.
Любые слова провоцируют подростка на раздражение и ярость, заставляют кричать, плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. Зачастую это является результатом физических и эмоциональных изменений, которые переживает ребенок. Однако это серьезно усложняет общение с ним.

Попробуйте сменить свою тактику – вместо нравоучений и советов, попробуйте выразить ему сочувствие. Это позволит вам наладить контакт с подростком и добиться честного общения.

4. Подросток говорит неправду.
Есть много причин, по которым подросток может не говорить вам правды. Например, желание скрыть некоторые факты от родителей как способ добиться большей независимости. Когда ваш ребенок скрывает детали своей жизни, это может быть тревожным признаком того, что он попал в нехорошую компанию и занимается нечестными делами.

Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться. Необходимо понять, какие именно проблемы скрывает подросток. В случае безуспешных попыток имеет смысл обратиться за помощью к психологу.

5. Подросток приходит поздно.
Подростки часто испытывают пределы, и зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего.


Если вы беспокоитесь о том, что ваш подросток занимается опасными занятиями, то убедитесь, что вы предупредили его о последствиях и способны проконтролировать соблюдение правил, чтобы сломать зарождающуюся опасную привычку.

6. Подросток выбирает плохих друзей.
Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подростка одеваются неподобающим образом и оказывают на него плохое влияние, однако, это не всегда является поводом для тревоги. Подросток может быть очень привязан к друзьям, и любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Поэтому зачастую лучше не высказывать свое мнение слишком резко.

Конечно, если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок принимает наркотики или занимается другими опасными занятиями, важно вовремя вмешаться. Семейная терапия может помочь найти решения для устранения плохого влияния друзей.

7. Эксперименты подростка с сексом.
Для подростков естественна повышенная заинтересованность в сексе, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Для родителей важно убедиться, что ребенок имеет представление о возможных последствиях секса.

Если вы обнаружили, что ваш подросток уже сексуально активный, постарайтесь быть объективным, и искать пути решения эмоциональных и физических проблем, если они уже случились.

8. Подросток употребляет наркотики.
Подростки могут проявлять любопытство к наркотикам, поэтому важно убедиться, что ваше предупреждение об их вреде было заблаговременным. Необходимо постараться создать такую среду в общении с подростком, в которой ему, с одной стороны, будет комфортно говорить с вами о своем любопытстве, но, с другой стороны, ваша позиция о вреде наркотиков будет оставаться твердой.

Попробуйте понять, почему подросток хочет употреблять наркотики. Возможно, друзья в его компании настаивают на этом. Задавайте вопросы прямо, это поможет найти более эффективное решение проблемы, связанной с наркотиками.

Существуют ситуации, такие как насилие или сексуальная зависимость, которые требуют профессионального вмешательства. Психотерапевты и другие специалисты психологии, могут помочь в поиске возможного решения проблемы.

Если спросить о том, какой возраст человека является наиболее подверженным риску возникновения психологических проблем, большинство людей скажут, что это именно подростковый возраст. Это время, когда человек переходит из состояния ребенка в состояние взрослого, когда меняются все роли и ожидания, меняется и сама жизнь. Если есть какие-то внешние проблемные факторы, совершить этот переход бывает очень сложно. Давайте попробуем разобраться, что происходит с подростками в процессе взросления и становления их личности.

Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте

Почему же все-таки возникают проблемы? Ведь они беспокоят далеко не всех. Есть счастливые дети, которые, вырастая, получают полную поддержку родных и друзей, все возможности для развития и самореализации. Но и в этом случае бывает невозможно избежать определенных трудностей. Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте могут быть вызваны:

  • Отношениями в семье: это насилие, излишняя критика со стороны родителей, навязывание подростку принципов жизни, негативная обстановка дома (ссоры между родителями, угнетающая атмосфера).
  • Воспитанием в неполной семье: недостаток некоторых аспектов в воспитании, а также эмоциональная нестабильность (стрессы родителя) и вынужденное раннее взросление (например, чтобы помогать маме, которая осталась одна).
  • Критикой со стороны окружающих или недостаточным признанием: в подростковом возрасте происходит серьезный процесс самоопределения. Человек понимает, кем он является в мире, в городе, в своем окружении; понимает, на что он способен, узнает о своих личностных качествах и стремлениях. Здесь возникает осознание желания, присущего любому из нас, — чувствовать свою нужность, знать, что ты живешь не зря. И если какие-то особенности подростка не принимаются его окружением, возникает диссонанс и, как следствие, кризис.
  • Особенностями темперамента: вспыльчивые и эмоциональные люди подвержены риску утонуть в своих эмоциях и выйти из них в не совсем правильном направлении.

Виды проблем подросткового возраста, проблемы личности

С какими проблемами чаще всего сталкиваются подростки? Можно выделить несколько общих проблем, которые имеют потенциал подразделяться на мелкие и более углубленные:

Психологические проблемы: особенности и пути решения

Решением проблем подросткового возраста должно стать правильное общение. И в первую очередь такое общение способны дать родители. Необходимо позволить ребенку жить в соответствии с собственными желаниями, дать ему право и возможность пробовать разное и искать свое. При этом очень важно соблюдать родительские границы. Ребенок должен всегда помнить о том, что, если он где-то потерпит неудачу или будет нуждаться в поддержке (какой бы то ни было), он всегда может прийти к родителям и получить ее. Должен быть соблюден баланс нежности, внимания и строгости. Важно, чтобы и ребенок, и родители понимали степень своей ответственности.

Если у вас остались неразрешенные вопросы или вы чувствуете недостаток сил для того, чтобы помочь подростку справиться с проблемами, я всегда готова помочь вам. Записывайтесь на консультацию по телефону 8-983-269-35-31 !

Проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, сами собой разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии.

Причиной неудач могут быть:

1) плохое материальное положение, невозможность продолжать учебу в вузе (могут привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления);

2) холодные отношения с семьей (приводят к возникновению чувства незащищенности и одиночества);

3) беспорядочные половые связи, употребление алкоголя и наркотиков (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию).

К основным проблемам старшеклассников можно отнести:

1) заниженную самооценку;

2) вспыльчивость;

3) необщительность;

4) конформизм;

5) употребление наркотических веществ.

Заниженная самооценка . Самооценка — это мнение индивидуума о самом себе. Чаще всего самооценка определяется тем, что другие люди думают о человеке, или тем, что, как кажется человеку, о нем думают. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.

На формирование самооценки в юности влияют следующие факторы:

1) ощущение принадлежности;

2) чувство значимости;

3) компетентность.

Ощущение принадлежности — это осознание того, что твое общество кому-то приятно, нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе. Это чувство развивается с младенчества и зависит от того, насколько родители любили и заботились о своем ребенке. В подростковом возрасте это чувство может измениться и закрепиться.

Чувство значимост и появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим. Чувство значимости крепнет, когда окружающие высказывают одобрение поступков, а также оказывают моральную и психологическую поддержку.

Компетентность представляет собой уверенность в своих способностях и силах, возможность справиться с возникающими трудностями и задачами, которые ставит жизнь. На развитие компетентности влияет успех.

Ощущение принадлежности, значимости и компетентности необходимо людям любого возраста, но в юности эти проблемы наиболее остры. По данным социологов, именно в возрасте от 15 до 20 лет самооцен-ка человека снижается, хотя именно в этот возрастной период особенно необходима адекватная самооценка при формировании социальных устоев и нравственных убеждений.

Причины низкой самооценки в юношеском возрасте:

1) перенесение любого вида насилия;

2) неправильные социальные установки (мне необходимо одобрение других людей, чтобы чувствовать себя хорошо; меня будут уважать, только если я достигну определенных успехов в жизни, и т. п.);

3) равнодушие родителей.

Самооценка очень важна для физического, интеллектуального и психологического развития старшеклассников. Классный руководитель должен это учитывать в общении с классом и в своей воспитательной работе.

Последствия низкой самооценки могут быть следующими.

1. Предвзятое отношение к окружающему миру — мир кажется враждебным, любые неожиданности воспринимаются как угроза личному благополучию и безопасности, все события и ситуации в жизни оцениваются как злой рок, поэтому человек даже не пытается что- либо изменить вокруг или в себе.

2. Неспособность на нормальные отношения с другими людьми, что в будущем может вызвать одиночество, проблемы с супругом, неудачи в любой деятельности, трудность в достижении поставленных целей.

Признаки низкой самооценки:

1) пессимизм;

2) неуверенность в общении с другими людьми;

3) острая реакция на мнение других людей;

4) стеснительность;

5) школьник стыдится своего внешнего вида, социаль-ного положения, своих слов, поступков и т. п.;

6) отношение к другим людям скорее как к врагам, нежели как к друзьям;

7) использование секса для утверждения собственной мужественности или женственности;

8) попытки казаться тем, кем школьник не является;

9) апатия к настоящему, зацикливание на прошлых удачах или мечтах о будущем;

10) копание в прошедших беседах с целью найти скрытый смысл;

11) склонность осуждать других людей;

12) потребительское отношение к людям;

13) настороженность, тревожность, ожидание самого плохого;

14) попытка использовать агрессию для защиты;

15) неспособность принимать похвалу;

16) позволение другим неуважительно относиться к себе;

17) страх как одиночества, так и близости;

18) неспособность выражать эмоции;

19) следование мнению большинства;

20) перекладывание ответственности в трудных ситуациях на других людей;

21) потребность в жестком контроле и др.

Человек, имеющий адекватную самооценку, не будет смотреть на мир настороженно и с опаской. Любые трудности он воспринимает как тест на выносливость, проверку своих способностей и возможность стать сильнее, опытнее, умнее. Такой человек считает, что он может повлиять на окружающий мир, изменить его к лучшему.

Самооценка формируется не за один урок. Этот процесс занимает годы. Соответственно, исправление неадекватной самооценки потребует много времени и терпения от классного руководителя.

Вспыльчивость . Причиной повышенной вспыльчивости у юношей и девушек является переходный период. Они находятся как бы между двух стульев: уже не дети, но и взрослые их еще не принимают.

Старшеклассник воспринимается обществом скорее как ребенок, а не как взрослый. Ему нельзя водить машину, жениться, служить в армии, курить и пить спиртное наравне со взрослыми, уезжать из дома, устраиваться на службу. Но самое главное — запрещен секс, в то время как это интересует его сильнее всего.

Все, что взрослые позволяют старшеклассникам, — это ходить в школу, учиться и читать. Таково мнение самих юных людей. Оно, конечно же, ошибочно. Но, тем не менее, подростки чувствуют себя несправедливо обиженными обществом. Это чувство несправедливости де-лает их скорыми на гнев, постоянно готовыми вспылить.

Еще одной причиной повышенной раздражительности старшеклассников являются гормональные изменения, которые, несомненно, сказываются на их психическом состоянии (такое же влияние на психику женщин оказывает менопауза или предменструальный период).

Необщительность . Эта проблема связана с отчуждением. Когда общество друзей отталкивает подростка, он стремится уединиться. Таким образом, старшеклассник справляется с возникшим чувством неполноценности.

Низкая самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению своего окружения. Между тем подростки могут быть очень жестокими и безжалостными. Они не считаются с чувствами других людей, даже если это их друзья. Плохое отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это день за днем подтверждается в общении с группой.

Неосознанно подросток начинает искать убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных стрессов. Он избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило.

Классный руководитель должен уделять особое внимание тихим, «забитым» ученикам в классе. Хотя поведение таких школьников не вызывает проблем, оно все же таит в себе опасность для самого подростка. Низкая самооценка, которая у него сформировалась под давлением со стороны одноклассников, может закрепиться, и впоследствии ее очень трудно будет изменить. Таким ученикам необходимо уделять больше внимания.

Конформизм . Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе.

Конформизм является «приметой» нашего времени. Хотя он существовал во все времена. Мода — одно из проявлений конформизма. Но только в наше время, с развитием рекламы, которая навязывает вкусы и привычки, конформизм широко распространился, глубоко проникая в наше сознание.

Однако подростковый конформизм — особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.

Фактически поведение подростка диктуется его окружением, что может привести к трагическим результатам. Поэтому очень важно помочь старшеклассникам выработать определенное отношение к конформизму, научить их противостоять этому состоянию.

Опасность конформизма для подростков заключается в том, что он заставляет их делать то, чего они не хотят, а также то, что, как они прекрасно знают, является неправильным, незаконным, вредным. Одно дело — следовать моде в одежде и совсем другое — курить, пить пиво, иметь беспорядочные половые связи, как это делают некоторые знакомые. Существуют моменты, когда подросток должен суметь сказать «нет», не побоявшись быть не таким «как все». Для этого нужны смелость и психологическая подготовка. Классный руководитель должен помочь в этом своим подопечным.

Противостоять давлению общества очень нелегко, тем более подростку. Для этого надо быть уверенным в себе. Кроме того, потребуется мужество. Преподаватель должен объяснить старшеклассникам, что отстаивание сво-ей позиции, когда друзья хотят увлечь в неверном направлении, достойно уважения. Компания не отвергает таких ребят, а, напротив, высоко ценит. Именно тот, кто умеет быть твердым и оставаться самим собой, даже когда другие насмехаются над ним, очень часто становится лидером группы. Классный руководитель должен научить старшеклассников отстаивать свои убеждения.

Поэтому на классных часах в старших классах полезно проводить дебаты, дискуссии, полемики и т. п. Такие формы работы очень важны, они дадут ученикам необходимые навыки не только для будущей взрослой жизни, но и для их подростковой реальности.

Можно обыгрывать ситуации в ролевых играх. Важно дать почувствовать подростку, что на практике представляет собой противостояние другим. Попробовав себя в этой роли, ученик станет более уверенным в себе. Кроме того, когда подросток увидит, что он не один противится давлению толпы, он тоже становится увереннее в себе.

Причиной неуверенности подростка является комплекс неполноценности, присущий этому возрасту. Переживая определенные физические и психологические изменения, подростки, как правило, перестают нравиться сами себе. Им противно смотреть на себя в зеркало, они постоянно измеряют свой вес. Подростки недовольны тем, как они двигаются, говорят и т. д. Они во всем усматривают недостатки. Самооценка очень занижена, как рассматривалось выше.

Когда подросток не нравится сам себе, то он очень остро реагирует на мнение других людей. Поэтому, стараясь быть «как все», подросток пытается заработать расположение, хорошее мнение своего окружения или большинства из них. Так, он начинает одеваться и думать «как все», боится сделать что-то не так или не вовремя, отказывается от собственной независимости в угоду группе. Подросток считает такое поведение более безопасным, чем иметь собственное мнение. Он боится психологического давления больше, чем физического насилия.