Может ли родители отказаться от пмпк. Как педагогам убедить родителей обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию версия для слабовидящих

Публикация делает монстра из психолого-медико-педагогической комиссии. Любые страшилки - есть сильное преувеличение реальности. Разберёмся по порядку. Первое предложение уже искажает действительность, так как не договаривается цель направления. Школа направляет ребёнка на ПМПК, чтобы иметь справку, позволяющую создать подходящие для него условия обучения и оправдывающую дополнительные затраты на оплату педагогов, занимающихся индивидуально с ребёнком. (Детям с ОВЗ полагаются ещё и бесплатные завтраки)
Всем известно, что безвозмездный труд педагогов давно канул в Лету... И не конкретными учителями изменены программы так, что детям с каждым годом становится всё труднее и нуднее учиться... И с родителями не всем детям повезло... И медицинских диагнозов с каждым годом у детей становится всё больше...
Что делать педагогу, когда конкретный ребёнок по разным психолого-медико-педагогическим причинам не в состоянии усваивать программу на равных с другими учениками?
Обычно "тихим" детям, закрыв глаза, учителя ставят "тройки" до самого 9 класса, а потом кричат "Ужас-ужас-ужас, он не сдаст экзамены!" С "буйными" сложнее, они сами не учатся, и другим не дают, постоянно отвлекая своим поведением внимание учителя (то есть, страдает уже весь класс), поэтому их направляют на ПМПК гораздо раньше.
При явке родителей с ребёнком на комиссию необходимо иметь тетради, дневник, мед.амбулаторную карту с выпиской от лечащего врача. Если по амб.мед.карте ребёнок абсолютно здоров, и не за чего "зацепиться", чтобы дать индивид.обучение, или требуется перевод на облегчённую программу, тогда первое слово - за психиатром.(указанный в письме диагноз с точки зрения психиатрии - "ни о чём", ставится только до 18 лет, не предполагает лечения, не означает "постановку на учёт", а числится в "консультативном приёме" .
При этом на всех этапах спрашивают согласия родителя. Даже когда решение вынесено, даны рекомендации, родитель имеет право эту бумажку никому и никогда не показывать, если не согласен (ПМПК о решениях НИКУДА НЕ СООБЩАЕТ). К психиатру тоже идти не обязательно, если есть надежда справиться с помощью репетиторов.
Родитель имеет право обучать ребёнка в любой школе, по любой программе и форме. А если фактически ребёнок не знает таблицу умножения и читает 20 слов в минуту, например, в 6 классе общеобразовательной школы? Всё равно учителя сейчас склонны ставить "3" и переводить в следующий класс, чтобы не снизилась "наполняемость". То есть, на ПМПК ребёнок попадает далеко не сразу, как становится неуспевающим. За это время он дезадаптируется эмоционально (кто как), пробелы в знаниях нарастают, как снежный ком. Умные родители в этом случае сами приходят на комиссию (большая редкость!) или благодарят за оказанную помощь, так как не видят другого выхода.
Единицы - пишут подобные письма, которые ставят под вопрос умственные способности самого родителя.
Действия матери, описанные в письме, выглядят неадекватно ситуации. Вместо того, чтобы больше сил направить на формирование у дочери адекватных эмоциональных реакций, на развитие её умственных способностей, она сражается с учителями, администрацией разных школ, с ПМПК. Обычно родители "по тихому" не являются на ПМПК (ведь за решением комиссии надо приходить каждый год), пока в 9 классе, с понурой головой не приходят за справкой о щадящей форме сдачи экзаменов. Никто не "отслеживает" их поведение.
Письмо в статье написано одной из конфликтующих сторон. В конфликте всегда виноваты обе стороны. А в письме, конечно, - ни слова о собственных художествах. Считаю непрофессиональными и однобокими подобные публикации. И вред наносится здесь, в первую очередь, ребёнку, так как конфликт лишь раздувается подобным образом, а ГИА - не за горами.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 24.10.2015 11:31 Просмотров: 4786

    Цветкова С.В.,

    учитель-дефектолог

    Проблемы у ребенка возникают не вдруг и не на пустом месте. Педагоги, работающие с ребёнком, очень часто одними из первых замечают трудности в развитии, в обучении, в общении и понимают, что ребенку нужна помощь.

    К сожалению, время иногда бывает упущено. В этом случае консультации специалистов, корекционно-развивающие занятия и даже смена образовательной программы не всегда приводят к ожидаемому результату.

    Почему так происходит?

    Достаточно часто педагоги пытаются оказать помощь ребенку и его родителям (законным представителям) самостоятельно или направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями уже не в силах. И вот тут, как правило, возникают трудности: родители ребёнка, имеющего проблемы в развитии или обучении, отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. В худшем случае родители (законные представители) могут обвинить педагогов и специалистов в профессиональной непригодности, в предвзятом отношении к ребенку, в личной неприязни и т.п.

    Стратегии поведения родителей (законных представителей) могут быть разные:

    1. Родители догадываются о трудностях своего ребенка, но не имеют достаточно знаний и информации о возможных причинах неуспеха ребенка и путях их преодоления.
    2. Родители понимают, что с ребенком не всё в порядке, но предпочитают закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что трудности есть и ими надо заниматься.
    3. Родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их реальность и ищут любые доказательства их несерьезности.
    4. Родители не хотят прикладывать усилия для решения проблемы, надеясь, что «само все решится».

    Поэтому, главная задача педагогов – это показать родителям, что определённые трудности в обучении и(или) развитии ребёнка существуют и мотивировать их к скорейшему решению возникших проблем всеми возможными методами и способами . Этот шаг является одним из самых важных, так как дальнейшее оказание помощи ребёнку просто невозможно.

    Что же делать педагогам, чтобы близкие ребёнка поняли, что трудности его реальны, а не выдуманы, и вызвать у них желание обратиться за помощью к специалистам?

    Рассмотрим принципы работы педагогов с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

    1.Своевременно сообщать родителям о трудностях ребенка и о том, что вас беспокоит.

    Как это сделать?

    Бывает, что педагоги сами не спешат рассказывать родителям детей, как на самом деле у тех обстоят дела с развитием, с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают.

    Для того, чтобы информация воспринималась близкими ребенка адекватно следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню развития или к уровню освоения образовательной программы (т.е. у родителя должно быть чёткое представление о том, что может/умеет делать ребенок в том или ином возрасте или что нужно освоить ученикам в том или ином классе, а также познакомить их с системой оценивания - за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).

    Необходимое условие работы с родителями на данном этапе - объективное оценивание деятельности ребёнка . Иногда учителя, особенно в начальных классах, завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание учиться») или просто «жалея» его. В результате подобной практики ребёнок, вопреки ожиданиям, вовсе не стремится преодолевать появляющиеся перед ним учебные трудности, и родители такого ребенка, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, также спокойны, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их ребенок учится. В итоге у родителей не возникает желание обратиться за помощью к специалистам. Поэтому, объективность оценивания уровня развития или знаний ребенка - важный фактор успешности работы с родителями ребенка с проблемами в развитии.

    Чем раньше родители узнают о проблемах ребенка, тем больше шансов, что ребёнок преодолеет трудности и сможет впоследствии успешно найти своё место в жизни.

    Реально убедиться в том, что ребёнок испытывает трудности в развитии, в усвоении учебной программы, родителям помогает наблюдение за ребенком на некоторых занятиях или уроках . Такое наблюдение со стороны способствует лучшему пониманию трудностей у своего ребенка, пониманию адекватности программы, по которой учится ребёнок, в соответствии с его возможностям и способностям.

    2. Говорить родителям о каких-либо трудностях ребенка без его присутствия, выделяя при этом также достоинства ребёнка. Информирование в таком ключе поможет педагогам в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

    3. Привлекать родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления. Важно разделить ответственность с родителями ребенка, имеющими трудности в развитии, обучении. Чётко оговорите свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Педагогам важно будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими будут близкие, и как сильно в их участии нуждается ребёнок, а также описать конкретные шаги помощи со стороны педагогов, работающих с ребенком.

    4. Дать родителям полную и достоверную информацию специалистах, работающих с детьми, имеющими трудности в развитии, обучении, социальной адаптации; о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), процедуре обследования. Часто бывает, что многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то, что все дети, прошедшие комиссию, непременно отправляются в коррекционные школы, и перспективы дальнейшей их жизни весьма безрадостны.

    На самом деле по результатам обследования ребёнка специалисты ПМПК не ставят никаких диагнозов, а делают выводы о том, имеются ли у ребенка особенности в психическом, физическом развитии, и дают рекомендации о том, какую образовательную программу сможет успешно освоить ребенок, какие формы и методы психолого-медико-педагогической помощи необходимы ребенку для преодоления возникших трудностей и какие специальные условия получения образования требуются обучающемуся. При этом родители самостоятельно принимают решение о предъявлении заключения ПМПК в образовательную организацию .

    Используя данные принципы, педагоги, могут успешно убедить родителей (законных представителей) в том, что у их ребенка действительно имеются трудности в развитии или в обучении, а также замотивировать близких ребенка обратиться к специалистам или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

    Вы, родители, не понимаете, что слабая динамика у вашего ребенка-это НЕ ЕСТЬ успеваемость в рамках общеобразовательной программы, там совсем другой уровень усвоения должен быть.. Школы обязаны реализовывать как общеобразовательные, так и адаптированные программы для детей, тем самым соблюдая ИХ права на получение КАЧЕСТВЕННОГО образования. А если Вы, родители, отказываетесь помогать своим детям обучаться в силу их возможностей, то и Вы, и школа нарушаете законное право ребенка на качественное образование, т.к. общеобразовательная программа ребенку не дается. Я понимаю, самое тяжелое в жизни, принять ребенка таким каков он есть, со всеми его особенностями и слабостями и т.д., но это, родители, ВАША проблема, а не ребенка. Школы готовы обучать детей по адаптированным программам, но вы же не даете.. Вы считаете, что ребенок будет лучше себя чувствовать от того, что будет сидеть в "лесу", не понимая в итоге что ему говорят, т.к. ком незнаний будет расти с каждым годом в геометрической прогрессии, но зато вы будете тешить собственное самолюбие от того, что ребенок все же общеобразовательную программу типа осваивает.. Я считаю, что это просто эгоизм с Вашей стороны, не знание законов. К тому же, прохождение процедуры ПМПК- это не клеймо на ребенке, а качественный подход изучения его особенностей. И поверьте, с точки зрения закона, все прозрачно. Даже если ребенок закончит школу по адаптированной программе, он все равно получит ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ аттестат об образовании и в нем, проверьте, ни слова не будет сказано, что там была другая программа. Вы аттестат - то хоть видели? И что в нем написано? Адаптированная программа- это средство получения образования, а аттестат будет как у всех детей.Изучайте законы, поговорите с квалифицированными дефектологами и примите, наконец, ребенка такой какая она есть, а не делайте такой, какой хотите ее видеть ВЫ. Мы, родители, призваны в жизнь детей, чтобы помогать им, а не делать их жизнь сложнее и тяжелее, подумайте над этим. Да! И по поводу первого класса: в 1 классе никого не могут оставить на повторное обучение, а вот во 2-м ДА. Так что до второго класса у вас уже должно быть заключение ПМПК, где прописана адаптированная программа для детей................ (зависит от обследования), и не истерите, а примите и занимайтесь ребенком, не мешайте ему развиваться в силу его способностей. 01.02.2018 09:47:01, gumisever

    Как показывает практика, освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа с родителями.

    Как показывает практика, освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.

    Возникает вопрос: можно ли как-то уменьшить стресс, связанный с обследованием? Мы думаем, что можно!

    Обычно проблемы, которые привели к направлению на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит плохое усвоение учащимся школьной программы или нарушения поведения, препятствующие нахождению ребенка в коллективе. Нередко эти проблемы остаются без внимания до тех пор, пока не достигают определенной «критической массы», когда становятся непреодолимым препятствием для дальнейшего обучения. Довольно часто родители бывают недостаточно осведомлены об истинном положении дел в школьной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба». Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. (Данный вопрос обсуждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, в котором обучается ребенок). Очень часто в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, педагоги общеобразовательных школ сталкиваются с нежеланием родителей направлять своего ребенка для прохождения психолого – медико-педагогического обследования.

    Родители, как правило, оказываются неподготовленными к данной ситуации, чувствуют свою беспомощность и растерянность. В сложившийся ситуации они начинают использовать все доступные им средства и возможности с целью опровергнуть тот факт, что их ребенок не такой как все, и доказать обратное. Это в свою очередь, можно объяснить тем, что родители имеют достаточно низкую психологическую, и если так можно выразиться, дефектологическую культуру (как и большинство общества). Многие родители переживают главным образом из–за того, что их ребенку будет поставлен диагноз, бояться оценки окружением того факта, что их ребенок отстает в развитии (особенно если ребенок отстает в интеллектуальном развитии). В наиболее сложных случаях (когда проблемы обучения и поведения достаточно выражены) у родителей может возникнуть даже страх – не отправят ли их ребенка в какую-нибудь специальную школу (которая среди родителей имеет вполне определенное название). Родители, к сожалению, часто сталкиваются с далеко негуманным отношением к аномальным детям (особенно в том случае, если дефект интеллектуальный).

    Несмотря на то, что в этой сфере уже явно стали заметны процессы гуманизации, отдельные социальные группы со сниженным культурным уровнем по-прежнему отвергают таких детей. И родители, как собственно и их дети, порой начинают осознавать себя отверженными обществом.

    У родителей начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами всех сфер.

    Одним из направлений деятельности педагога являются консультирование родителей. Консультирование семьи ребенка с проблемами обучения и развития имеет ряд отличительных особенностей. Как правило, у родителей наблюдаются эмоциональная неготовность к такому роду консультирования, в некоторых случаях эмоциональное неприятие, иногда даже явная оппозиция. Необходимо помнить, что, несмотря на демонстрируемую или декларируемую позицию, родители испытывают тревогу, которую не всегда сами осознают. Переживаемая тревога, а нередко и чувство уязвленного самолюбия часто заставляют взрослых занимать неконструктивные позиции по отношению к проблемам своего ребенка. Некоторые родители избегают консультации или скрывают негативные особенности развития. Таким родителям можно тактично объяснить, что провести диагностическое обследование, пройти консультацию и получить рекомендации специалистов необходимо в интересах ребенка, следование советам поможет ему в его трудностях. Иногда родители искренне полагают, что школьные проблемы их ребенка обусловлены недостаточными прилежанием и мотивацией (в этом убеждении их нередко поддерживают учителя, говоря, что ребенок «может учиться, но не хочет»). Конечно, успешность зависит от мотивации, однако мысль, что «он может это сделать, если захочет», в этом случае может принести большой вред, так как ребенок не получит той помощи, в которой действительно нуждается. «Недостаточная установка» может быть признаком нарушения процесса, но не его причиной. Называя ребенка недостаточно мотивированным, можно в ряде случаев упустить время, если ему требуются помощь, специальное обучение или консультация врача. В ряде случаев специалисты сталкиваются с тем, что родители продолжают попытки скрыть неблагоприятные особенности в развитии ребенка, что представляет дополнительные сложности объективной диагностики.

    Как показывает практика, во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенные результатами обследования начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Родители надеются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в детский сад, школу и тем самым «развеять» опасения и жалобы педагогов. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей». В результате могут быть потеряны значительные силы, средства и, что более важно, время, так необходимое для работы с ребенком. Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка, необходима такая организация процесса консультирования, чтобы:

    • «удержать родителей от преждевременного его прерывания;
    • свести до минимума количества посещения других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком;
    • достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы;
    • «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию, обучению.

    Основой эффективности такого рода консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.

    Специалистам, работающим с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать такой показатель как эмоциональное состояние родителей. Это поможет организовать процесс консультирования наиболее эффективно и своевременно подготовить родителей к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии.

    Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребенок не такой как другие, проходит следующие фазы развития (этапы).

    1 Фаза. Состояние растерянности, порой страха.

    Состояние родителей детерминируется чувством собственной неполноценности, ответственности за судьбу ребенка, ощущение беспомощности и др. чувствами. Такая сложная гамма отрицательных эмоций может выбивать людей из привычных рамок жизни (нарушаются взаимоотношения с окружающими, в семье). Эта фаза может быть кратковременная. Нередко «шоковое состояние» трансформируется в негативизм, отрицание реальности выявленных специалистом проблем ребенка, что говорит о наступлении 2-ой фазы (негативизма и отрицания). Это является важной психологической составляющей поведения семьи в целом. Данное чувство отрицания является своеобразным механизмом психологической защиты и направленно на то, чтобы сохранить определенный уровень стабильности в семье в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание является своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

    Крайняя форма – отказ от обследования другими специалистами ребенка, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий.

    Некоторые родители выражают недоверие к специалистам, независимо от того какими бы квалифицированными они не были. Родители начинают обращаться в различные учреждения с целью снять диагноз. Такое поведение родителей получило название «хождение по кругу врачей». На это тратятся силы, средства (что приносит разочарование), а самое главное время, так необходимое для работы с ребенком.

    Эта фаза (2) временная, по мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл они погружаются в печаль – состояние подавленности, связанное с постепенным осознанием проблем – 3 фаза.

    В данный период жизнедеятельности семьи происходит большинство негативных событий в семье:

    Когда ребенок не оправдывает надежд родителей;

    - «обрываются» социальные контакты с окружающими;

    Мать в подавленном состоянии, что может приводить к ослаблению внутрисемейных связей;

    Отец может покидать семью.

    4 Фаза. Характеризуется выходом из эмоционального кризиса, начинается социально-психологическая адаптация. На данной стадии родители начинают адекватно воспринимать ситуацию, действовать в интересах ребенка, соблюдать рекомендации. Родители начинают самостоятельно обращаться за помощью к специалистам.

    Существуют некоторые тактики психологической работы, которые в определенной степени, могут считаться основными психотерапевтическими методами, используемыми на протяжении всего процесса консультирования, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с родителями. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятиями родителями своего ребенка, а также описанными выше феноменами.

    Для работы с чувством вины родителей показали свою эффективность следующие приемы:

    Использование авторитета. Специалист в полной мере использует свой профессиональный авторитет, говоря о том, что вины родителей нет. Такие вмешательства выглядят более эффективно, когда они используются во время сообщения родителям психологического диагноза, но не позднее. Заявление специалиста служит основой, которая может быть использована в тот момент, когда у родителей возникнут мысли о собственной вине.

    Нормализация. Специалист указывает на то, что и другие в подобной ситуации будут чувствовать себя точно также. Его цель – уменьшить чувство социальной и психологической изоляции, связанных с признанием вины, и подтвердить адекватность мнений родителей.

    Новая когнитивная основа. Специалист помогает приобрести новую когнитивную основу, в которой действия родителей приобретают другое, менее стрессовое значение. Например, для людей, выражающих собственную ответственность (то есть вину) за проблемы ребенка, изменение когнитивной основы содержится в следующей формулировке: «Вы являетесь ответственным человеком, и если бы Вы не были таким человеком, то Вы бы не чувствовали того, что сейчас. Но то, что Вы настолько ответственны, не означает, что Вы виноваты в конкретных нарушениях своего ребенка или в его проблемах».

    Ограничение ответственности. Цель этой тактики является ограничение пределов личной ответственности родителей. Формула может быть представлена следующим образом: «Вы ответственны за А, но не несете ответственность за В». При невыраженных формах вины эта тактика бывает достаточно эффективной. Она помогает родителям удержаться от переживания ими чувства вины в полном объеме.

    При более запущенных формах вины при консультировании родителей может быть полезнее вербальное выражение значения их переживаний. Эффективной стратегией в этом случае также является использование авторитета для освобождения их от ответственности. Выбор тактики облегчения вины часто определяется в неявном виде самими родителями, когда они в той или иной степени формулируют, что им нужно от консультанта.

    Развитие рабочего сотрудничества. Родители должны поверить в то, что специалист, работающий с ними, им не судья и будет активно работать в пользу их интересов. Эта тактика является наиболее эффективной в ситуации постоянной тревоги родителей за то, что их ребенка «поставят на учет», повесят ярлык, делающий недоступным определенные формы социальной жизни. Такое положение очень характерно для нашего социума, где в недостаточной степени интегрированы в нашу жизнь и культуру отношения и понимания, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Акцентирование положительного. Важно сделать акцент на тех областях семьи, где все хорошо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Дело в том, что когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей возможности принятия правильного решения и адекватного поведения. Задача специалиста осуществляющего консультацию, постоянно «вознаграждать» родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как правильно могут находить решение своих проблем, и т.п.

    Можно сформулировать две группы задач, которые должны решаться специалистами при консультировании родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

    Первая группа задач – создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуаций, связанными с особенностями развития их ребенка, формирование понимание матерью проблем ее ребенка а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как все»), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»), создание у них психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию.

    Ко второй группе задач относятся вопросы, связанные с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрессового состояния семьи (в первую очередь, угнетенного, часто депрессивного состояния матери), (переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов), повышением личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка, созданием и поддержанием по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования).

    Эффективность проведения консультирования в большей степени зависит от возможности и навыков специалиста, ведущего прием. В основном это те способности, которые создают климат доверительности и облегчения общения с консультируемыми: эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность, и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживания. Необходимо иметь позитивный настрой при общение с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения. Будут ли родителями приняты рекомендации, зависит от степени доверия, установившегося у них с консультирующим специалистом.

    Беседа должна строиться таким образом, чтобы уменьшить у близких ребенка чувство тревоги, вины и безысходности. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители приняли его со всеми его особенностями и перешли на конструктивную позицию. Имеет смысл им объяснить, что такие определения, как плохой, ленивый, слабо мотивированный, подменяя собой истинное понимание трудностей ребенка , не могут мобилизовать его, принижают чувство собственного достоинства и могут действовать как «самоосуществляющееся» пророчество. Как альтернативу этому надо разъяснить им возможность и важность адекватного обучения ребенка – в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.

    Педагог должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждого этапа консультирования, причем на каждом этапе коммуникативного общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся информацию.

    Можно привести определенную последовательность процесса консультирования, заключающуюся в следующих моментах:

    • первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к ним.
    • необходимо проанализировать проблемы. Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этой неуспеваемости. Любые возникающие проблемы, в данной ситуации, необходимо решать совместно с родителями. Родители часто бояться, что на ребенка повесят клеймо интеллектуально неполноценно или клеймо «душевно больного», что в свою очередь, негативно отразится на его жизни. Для того, что бы преодолеть этот психологический барьер, необходимо в ТАКТИЧНОЙ и доступной форме рассказать родителям о тех особенностях и отклонениях, которые отмечаются у ребенка в процессе обучения (по возможности на примерах его поведения), чтобы родитель сумел сравнивать замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. Вместе с родителями изучить рабочие тетради учащегося. Можно попросить родителей привести собственные примеры наблюдений за ребенком.

    В этом случае родитель, вероятнее всего, согласиться с тем, что выявленное нарушение у ребенка присутствует.

    • Обсуждение и выявление причин нарушения у ребенка. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то, или иное нарушение, то, вероятнее всего он попросит объяснить причины этого нарушения. Необходимо объяснить им, что в обучении и поведении ученика имеются определенные отклонения, причинами которых могут быть особенности его психического развития. Можно проанализировать это с родителями, не давая своей оценки, особенно негативной к выясненным обстоятельствам. Необходимо убедить родителей, что сам факт отклонений в развитии не является чем-либо постыдным, что такие особенности встречаются достаточно часто, но для дальнейшей успешной жизни и обучения ребенку необходима адекватная помощь. Здесь очень важно (на данном этапе) избежать появления у родителей чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, так как они не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое – либо другое нарушения. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие – то объективные причины. Какие? В дальнейшем, с целью уточнения истинных причин, привлекших к нарушениям в развитии у ребенка, можно будет порекомендовать пройти обследования у других специалистов (медицинских работников, педагогов различного профиля и.т.д.). Насколько четко и глубоко педагог может выразить свое понимание проблем и свою позицию, зависит от самой семьи, ее эмоционального статуса, культурного уровня, принадлежности к определенному социальному слою.
    • Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?», т.е. они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Специалистом, способным оказать такую помощь, на данном этапе, является врач-психиатр. В данном случае педагог должен тактично и деликатно порекомендовать пройти консультацию у врача – психиатра с целью более точного установления истинных причин нарушения у ребенка и дальнейшего обследования на ПМПК с целью получения рекомендаций, касающихся дальнейшего обучения. В данном разговоре следует упомянуть о деятельности, специфики работы ПМПК для профилактики негативного настроя у родителей к прохождению обследования. (Нередко это вызывает выраженный эмоциональный стресс и непринятие со стороны родителей. К сожалению, в обществе сложилось негативное отношение к направлению детей для прохождения обследования на ПМПК, как носителю неких репрессивных (карательных) функций).

    Следует пояснить, что в самой процедуре обследования у врача-психиатра и на ПМПК нет ничего страшного и предосудительного. Специалисты выслушают родителей и ребенка, педагога, воспитателя, расспросят их об имеющихся проблемах.

    В работе комиссии принимает участие врач-психиатр. В результате обследования психиатр сможет выявить причины имеющихся отклонений, что в свою очередь позволит разработать план дальнейших оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Кроме этого, только врач-психиатр сможет объяснить родителю суть и причину аномалий и доказать важность и необходимость соблюдения предложенных рекомендаций. Кроме того, в ходе работы врач-психиатр может оказать родителям консультативную помощь по подбору и применению медикаментозных средств, а так же, при необходимости, направить в учреждения здравоохранения для углубленного и динамического обследования и лечения.

    Наиболее важным в процессе консультирования является этап принятия родителями решения. Насколько адекватно принятое решение, насколько оно осознано семьей, и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, - все это определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли и осознали, что это решение повлияет на дальнейшею судьбу ребенка. Педагог очень часто оказывается единственным, кто может оказать в этот момент какое – либо влияние на нереалистические фантазии и ожидания родителей и профессионально грамотно подвести к принятию самостоятельного решения родителей о необходимости обследования на ПМПК.

    В связи с выше изложенным, возрастает значимость личности, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с семьей. Зачастую именно установки, способность консультанта, как личности, к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждения «другого «Я» при сохранении собственного, обеспечивают эффективность консультирования, дают родителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение специалиста различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности. Следует отметить, что консультирование семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями является профессионально наиболее сложным, в первую очередь для начинающих педагогических работников.

    Специалист, проводящий консультирование семьи с «проблемным» ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи такого консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Важно учитывать следующее, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования.


    13.05.2016 в 06:14

    Номер вопроса №10534257

    Прочитан 879 раз

    Могу ли я отказаться от прохождения ПМПК?

    Ребенок болен диабетом 6 лет, учится в общеобразовательной школе , ходит на физкультуру вместе со всеми

    МСЭ в этом году отправили на пмпк для продления инвалидности мотивируя каким то законом для заполнения ИПР, причем заявление на ПМПК я должна писать от себя лично

    я считаю нам это не нужно!

    Могу ли я отказаться от прохождения ПМПК? и предоставить характеристику со школы, как мы делали это раньше

    Какие мои законные действия при отказе прохождения ПМПК?

    Здравствуйте, Ирина!

    Обосновывайте следующим.

    1.Прохождение ПМПК носит добровольный характер. Это напрямую установлено законом.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

    Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

    2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

    1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

    2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

    3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

    4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

    3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

    2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" не содержит в качестве обязательного требования предоставление заключения ПМПК.

    Обосновывать письменно Вы это не обязаны. На словах можете требовать освидетельствования без этого заключения. Если Вам будут отказывать сошлитесь на то, что будете жаловаться в прокуратуру.