Какой досуг организовать для семьи. Теоретические основы семейной досуговой деятельности

3.1. Совместный отдых детей и родителей, формы его организации

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

– социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

– социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

– технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

– демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Основными компонентами семейного воспитания остаются:

– климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

– режим семейного воспитания;

Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью расслабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для младшего школьника семья является организацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей – основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей – суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

3.2. Методика организации семейных праздников

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» – отмечал К.Д. Ушинский.

В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет несколько значений:

1) день торжества, установленный в честь или в память кого– или чего-нибудь;

2) день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;

3) выходной,не рабочий день;

4) день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные. Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник – это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие – почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.

В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый);

2) праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга);

3) праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

В каждой семье могут быть и свои праздники – начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов.

1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями).

2. Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).

3. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1) рождение замысла;

2) определение идеи сценария;

3) отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и другого материала;

4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств;

6) анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных праздников представляет собой своеобразный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не бывает однозначных зависимостей и на определенную социально-педагогическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих факторов может носить предельно обобщенный характер.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого результата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других – приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

3.3. Экскурсии в музей

Особой формой проведения семейного досуга являются экскурсии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.

В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи:

Отраслевые (исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественнонаучные);

Комплексные (краеведческие);

Мемориальные (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи).

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

По месту проведения (внутри музея, на открытом воздухе);

По характеру содержания (обзорные, тематические);

По целевому назначению (научно-просветительские экскурсии, учебные);

По составу экскурсионной группы (для студентов, для учащихся, для специалистов одной профессии и др.).

Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с ребенком?

1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и др.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.

2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении.

Выделим этапы подготовки к посещению музея:

1) постепенное накопление информации о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность связана с проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем;

2) знакомство с правилами поведения в музее. Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, игры, занимательные упражнения и др.;

3) выбор содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью формирования представлений о специфике музеев; расширения знаний о явлениях в природе и обществе; развития детского технического или художественного творчества и др. В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций.

Важной особенностью организации экскурсии является ее правильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (например, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.

Можно выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии в музей:

Коллекционирование;

Продуктивная деятельность;

Создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.п.;

Оформление альбомов

Игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

3.4. Посещение театра

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важную задачу – формирование зрительской культуры, которая складывается из:

– знания особенностей театрального искусства;

– умения адекватно реагировать на сценическое действие;

– понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

– владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновременно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа – от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15 – 20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10 – 15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании – вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап – это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра. Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

Миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);

Ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);

Игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

Игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

Кукольные представления.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

Выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

Определение характеров героев, распределение ролей;

Работа с текстом;

Репетиции на сценической площадке;

Создание декораций, костюмов, бутафории;

Генеральная репетиция;

Подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

1) самому любить и понимать театральное искусство;

2) владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

3) при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;

4) знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

5) стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;

6) активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

7) стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;

8) помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

3.5. Летний отдых детей и родителей

Формы и содержание летнего отдыха во многом определяются материальными возможностями родителей. Кроме того, выбор формы проведения отпуска или выходного дня происходит с учетом интересов, склонностей и возможностей семьи. Формы летнего отдыха детей и родителей могут быть самыми разнообразными: путешествия, туристические походы, выезд на природу, отдых на даче, в саду, в деревне и др. Каждая семья сама определяет наиболее приемлемые формы организации отдыха. Если подойти к данному вопросу с выдумкой, фантазией, то родители вместе с детьми способны составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.

Пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм, который осуществляется в различных формах: туристических походах и туристических прогулках.

Туристические семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной активности, служат надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывают бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представление об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Туристические прогулки предполагают кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Во время туристических прогулок решаются оздоровительные цели (закалка, получение запаса бодрости, укрепление иммунитета, эмоционально-психологическое оздоровление); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями); практические (сбор грибов, ягод, лекарственных растений); развлекательные (игры, конкурсы, соревнования и др.).

Семьи, в которых уже сложились определенные туристские традиции, объединяясь, могут проводить праздники на природе, туристские слеты, физкультурно-оздоровительные праздники.

Правильно организованный летний семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом будут рассказывать своим друзьям о том, где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком, и для ребенка этим человеком должен быть родитель. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, друзья, учителя. Опыт показывает, что семейные проблемы, по мнению родителей, особого интереса для детей не представляют. На самом деле, как показывают опросы детей и подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается.

Если семья какое-то время выходного дня или отпуска находится в городе, то целесообразно также позаботиться об интересном и полезном для здоровья времяпрепровождении. Это могут быть прогулки в парке, сквере, посещение аквапарка, игры на детской площадке, различные развлечения.

Развлечение – это такая форма организации досуга, которая предполагает использование различных игр, забав, аттракционов с целью получить или доставить удовольствие, отвлечься от повседневных забот и проблем.

Исходя из возрастных особенностей детей и специфики развития различных видов деятельности, развлечение можно определить как особую форму организации досуга с целью доставления детям удовольствия, обобщения и закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков.

Традиционно выделяют шесть видов развлечений:

1) музыкальные концерты;

2) инсценировки;

3) зрелища;

4) спортивные развлечения;

5) концерты детской художественной самодеятельности;

6) развлечения с красками и карандашами.

В зависимости от своих интересов и способностей каждая семья может выбрать тот или иной вид развлечений. К их подготовке и проведению должны быть привлечены дети. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если он будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями от совместного содержательного времяпрепровождения.

Досуг. Его виды

Досуг - это часть социального времени личности, группы, общества, которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования.

Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. Времяпровождение которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид отдых требует колоссального расхода энергии - такие как кик-боксинг и футбол. Некоторые виды провождения свободного времени вовсе не затрачивают физической энергии, но в тот же момент выматывают человека, например игра в шахматы или рисование картины. Пассивное времяпровождение это то время когда человек не затрачивает ни физические ни моральные силы, такое как посещение кинотеатров, музеев, просмотр телепередач. Многие люди считают такое времяпровождение не рациональным так как они считают что при пассивном времяпровождении теряются все плюсы «свободного времени» Хотя большинство людей всё-таки предпочитают пассивное времяпрепровождения.

Примеры свободного времени

Люди которые занимаются «сидячей работой» обычно проводят своё свободное время занимаясь активными видами спорта такими как игры в мяч, долгие прогулки или рыбалка. С другой стороны люди которые занимаются активной работой предпочитают проводить своё время пассивно, читая книги, журналы, или просмотром телепередач. Некоторые люди находят такие хобби как коллекционирование марок, открыток или брошек очень успокаивающим видом занятий.

Свободное время организуется во многих школах и университетах. Школы предлагают большой выбор развлекательных мероприятий. Дома престарелых так же предоставляют свободное время для проведения встреч и игр. Большое количество людей предпочитают проводить время с друзьями, совместные ужины или коктейли являются хорошим отдыхом после тяжёлого рабочего дня. Для многих молодых людей, регулярные походы с друзьями в бары и клубы является составляющей частью их свободного времени.

Некоторые люди проводят своё свободное время с целью в будущем заниматься этим делом как работой, многие люди учатся на вечерних курсах ради любви к учёбе-так и в надежде на карьерный рост.

семья воспитание дети досуг

Функция организации досуга в семье

Широко известной и часто повторяемой есть фраза, которой начинается роман Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».

Действительно, счастливые семьи похожи. В них царят взаимопонимание, уважение, любовь, но их счастье имеет разные проявления. Особенно это касается проведения досуга. В одной семье любят принимать много гостей, устраивая пышные празднества, другим нравится посещать кафе и рестораны, а кто не представляет настоящего отдыха без тихого общения с природой. Одна семья посещает массовые мероприятия, а другая - предпочитает камерным концертам.

Могут быть счастливыми те семьи, где супруги имеют разные увлечения? Например, жена любит народные песни, а муж нет. В конфликтной семье желание жены посетить концерт народной музыки повлечет недоразумение - или жена останется дома неудовлетворенной, или мужчине придется пересиливать себя, сопровождая ее на концерт. Когда же в семье царят взаимоуважение и доверие, то несоответствие интересов не повредит семейным отношениям, а наоборот, может внести разнообразие в бытовуху. Жена посетит концерт, а муж тем временем посидит за компьютерной игрой. Однако расхождение интересов и отдельное проведение свободного времени могут привести к отчуждению супругов.

Способ проведения досуга в семье является индикатором его благополучия. Собирается семья в свободное время вместе, как часто, или по взаимному согласию?

Организовать досуг с наибольшей пользой для всех членов семьи не такое уж простое дело. Старшие члены семьи чувствуют спокойнее, когда ребенок всегда «при них», но следует учитывать интересы и потребности ребенка, для которой просто необходимо общаться с ровесниками.

О досуге граждан заботится государство, но сейчас в связи с кризисными явлениями в экономике сократилась сеть внешкольных учреждений, особенно бесплатных, а оплатить занятия детей в существующих способна далеко не каждая семья.

Однако все проблемы в организации досуга детей нельзя перекладывать на государство. Ведь культура проведения досуга закладывается в семье и формируется в течение жизни. К сожалению, значительная часть современной молодежи проводит досуг довольно однообразно. Все сводится к тому, чтобы пройтись с бутылкой пива в компании друзей центральной улице города и «посидеть», а это, конечно, не способствует всестороннему развитию молодежи. И наверстать упущенное и изменить ситуацию к лучшему в будущем можно, в частности, активизируя культурно-воспитательную работу в высших учебных заведениях. Наблюдения свидетельствуют, что учащиеся, которые посещают различные кружки берут участие в художественной самодеятельности, учатся лучше тех, у кого досуг неорганизован.

Недаром функции организации досуга мы уделяем большое внимание. Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции, в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция социализации детей (прекрасной возможностью привлечь детей к труду, развивать их познавательные способности и творческий потенциал есть свободное от работы и учебы время. Это характерно для тех семей, где воспитание осуществляется на принципах гуманистической педагогики, когда основное внимание уделяется собственному опыту ребенка, а воспитательный процесс осуществляется не через назидания и наставления, а через личный пример родителей при повседневном общении с ребенком и совместном проведении досуга.

Л. Толстой отмечал, что в течение дня человек должен заниматься разными видами деятельности: работать физически, умственно, давать работу рукам - то мастерить, создавать. Сейчас это очень актуально, ведь довольно часто наша работа и повседневные обязанности является однообразными. При организации досуга следует учитывать расписание школьных уроков, характер работы вне дома. Например, когда ребенок целый день в школе провела сидя за партой, то дома перед приготовлением уроков ей полезно выполнить какую физическую работу или поиграть в подвижные игры с друзьями, заняться спортом; после школьных занятий физкультурой дома можно заняться вышиванием и т.д. Чем больше разнообразных видов деятельности овладеет ребенок, чем разнообразны будут ее интересы, тем интереснее будет ее жизнь. Лучший отдых - смена видов деятельности. Этому надо учить ребенка.

Семья и государство

Общества и государства, имеющие перспективу развития, всегда стремились укрепить институт семьи. Для этого ими активно использовались как методы нравственно-духовного воспитания, так и методы морального, правового и экономического принуждения.

На протяжении тысячелетней истории в российском обществе брак рассматривался как главное условие благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости. Традиционно на Руси считалось нелепым, противоестественным и греховным явлением отсутствие жены или мужа в зрелом возрасте. Русские вполне обоснованно полагали, что не создают семью только лишь физически больные и духовно ущербные люди. Холостой мужчина до женитьбы не являлся полноценным членом социума. Также не простым было положение незамужних девушек. Поздний брак для девушек рассматривался как чрезвычайное обстоятельство, а не замужество вызывало общественное осуждение.

Такое положение дел способствовало массовому и повсеместному созданию в России крепких, многодетных молодых семей, про которые в народе говорили: «Полна семья детей, так и счастье в ней». Именно они были традиционными семьями России, на которых держалось её демографическое благополучие. Исходя из этой национальной традиции, великий русский мыслитель Д. И. Менделеев прогнозировал рост населения России на сто лет вперед и полагал, что в начале XXI оно составит около 600 млн. человек.

Данный прогноз не реализовался. Причина - не только пережитые войны и беды. Страна не один раз за свою историю выносила подобные лихолетья и вновь возрождалась благодаря многодетным молодым семьям, которые были главным демографическим ресурсом России. Сокращения их числа, забвение семейных традиций, рост гражданских браков, повсеместная малодетность и поздние браки - все это лишает Россию демографической перспективы. Сегодня многодетные молодые семьи, особенно в городе, редкое, а скорее даже уникальное явление и это - одна из главных причин происходящих в России негативных демографических процессов.

Мы должны осознать, что народосбережение является главной проблемой России. Иначе через полусотню лет в нашей стране жителей может оказаться менее ста миллионов - в полтора раза меньше, чем сейчас. Тогда уже никакие экономические программы будут невозможны.

В современной России стали раньше умирать и меньше рожать. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений. Большинство семей в стране ограничивается одним ребенком. Причем это характерно не только для городских, но и для сельских семей. В итоге Российская Федерация занимает 6-е место в мире по темпам сокращения численности населения. По сравнению с 1991 годом численность населения России уменьшилась почти на три миллиона человек. И если бы не приток переселенцев из ближнего зарубежья, то убыль эта была бы вдвое больше. Это обстоятельство обязывает нас по-новому взглянуть на проблемы семьи. Судьба большого российского государства напрямую зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.

В связи с этим необходима системная и последовательная работа, направленная на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» дает четкие ориентиры и направления деятельности как федеральным, так и региональным органам власти. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные документы. Но этого недостаточно. Нужна персональная ответственность руководителей всех уровней власти, начиная от местных органов власти и заканчивая федеральным уровнем, за состояние демографии и работу по укреплению российских семей. Это положение должно быть закреплено в уставах муниципальных образований и документах субъектов Российской Федерации. Сегодня так поставлено дело в Московской, Липецкой, Белгородской и других областях и благодаря этому здесь стали намечаться перемены к улучшению демографической обстановки.

Приложение к письму Минобразования России от 31 января 2001 г. № 90/30 16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей»

B условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов -- от семьи, семьи -- от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: >помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Традиционные встречи многодетных семей;

Благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

Встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

Семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей -- это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание -- одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это -- взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы -- одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. -- способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях).

Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8 -- 9 классов).

Диспут, дискуссия -- обмен мнениями по проблемам воспитания -- одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив -- это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба -- вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий -- добровольность и взаимная заинтересованность.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения -- это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах -- единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. На сегодняшний день многие исследователи разграничивают такие понятия как «досуг» и «свободное время». Хотя досуг признается структурным элементом свободного времени, наметилась тенденция к выделению досуга как самостоятельной сферы жизнедеятельности. Это объясняется возрастанием роли досуга в жизни общества и усилением его влияния на формирование личности человека.

Досуг - синоним словосочетания «свободное время». Словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет досуг как «сферу свободного от учения и работы времени». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать более обобщенное определение. Итак, досуг - это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу или учебу, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Потребность в отдыхе - это физиологическая потребность организма человека, досуг выступает средством ее удовлетворения. Однако досуг выполняет не только психофизиологическую, но и социокультурную функцию.

Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из ведущих видов деятельности наряду с игровой, экспериментированием, учебной, общением, трудовой, впервые было сделано В. А. Воловиком (1984, 1998). Досуг, как любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив, задачу и действия (операции). Автором определены особенности досуговой деятельности:

  • ее мотивом является потребность личности в самом процессе деятельности;
  • она может быть разнообразна по своему предмету;
  • цели и содержание досуговой деятельности детерминированы уровнем нравственного развития и культурного уровня человека;
  • досуговая деятельность может носить социально-полезный, нейтральный и асоциальный характер.

Данные особенности создают определенную уровневую структуру досуга, которая определяется развитием потребностей человека. Автором выделены следующие его уровни.

  • 1. Потребление.
  • 2. Творчество.
  • 3. Экстериоризация (социальная активность).

Данные уровни взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и просветительный процесс путем целенаправленной организации досуговой деятельности путем перевода ее на все более высокий уровень развития (В. А. Воловик).

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий, чтение книг и периодики, просмотр телепередач и т.п.

Другую группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные (в учреждениях культуры, спортивных организациях, клубах) занятия и увлечения (хобби). Перечень их очень широк и всецело зависит от уровня развития науки, техники, культуры в целом. Это и традиционные (коллекционирование, занятия хореографией, музыкой, живописью, фотографией, физкультурой и спортом, туризмом и т.д.), а также более современные направления (шопинг, виртуальные игры, экзотические виды досуга).

Важное место в структуре досуга занимает общение с другими людьми (семейный досуг, дружеские встречи в домашних условиях, на природе, а также в местах массового отдыха: развлекательных центрах, игровых залах, клубах, кафе и пр.).

Всего исследователи насчитывают до 300 форм проведения досуга. Наше общество в последнее время меняется в духовном и психологическом плане. Трансформации, произошедшие в досуговой сфере жизнедеятельности, обусловлены прежде всего процессами глобализации, технологическими и культурными новациями. К их числу можно отнести появление и развитие глобальной сети Интернет. Изменения в сфере досуговой жизнедеятельности произошли в основном на содержательном уровне. Изменился состав читаемой литературы, телеи кинопристрастия, что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности человека (А. С. Батнасунов, 2004). Возникли новые формы досуга. Их характерными особенностями стали развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность содержания.

Особенности досугового поведения определяются возрастом. Для молодой части населения характерны восприимчивость к инновациям, склонность к риску, большее, в сравнении с другими возрастными группами, количество свободного времени. К сожалению, основное содержание досуга молодежи составляет виртуальное общение в социальных сетях, посещение развлекательных клубов. В то же время, постепенно возрастает количество молодых людей, проводящих свое свободное время в спортивных клубах, фитнес-центрах, в путешествиях и пр. Вступая в брак, молодые люди формируют свой уклад жизни, семейные традиции, которые определяются их интересами и потребностями.

В практике дошкольного образования досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Однако такой подход нам представляется достаточно узким. У ребенка необходимо формировать умения самостоятельно заполнять свое свободное время интересной и содержательной деятельностью. Однако отсутствие представлений о многообразии форм интересного времяпрепровождения и навыков самоорганизации являются причинами инфантилизма старшего дошкольника и его зависимости от воли, желаний и наличия свободного времени взрослого. Когда ребенок становится школьником, проблема организации внеу- чебного времени без участия взрослых становится особенно актуальной. Отсутствие навыков организации полезного досуга в семье часто замещается компьютерными играми.

Большинство дошкольников предпочитают проводить свой досуг на уровне потребления развлекательных программ, шоу и т.п. К сожалению, причинами этого является неспособность организовывать свое свободное время у родителей, которые часто рассматривают досуг как развлечение, а не способ удовлетворения своих потребностей в познавательном, духовном, эстетическом, физическом развитии.

В практике семейного и дошкольного образования достаточно часто встречаются перегибы как в сторону предоставления абсолютной свободы ребенку в праве определения для себя предпочтительного содержания и формы досуга, так в сторону излишней его заорганизованно- сти. В первом случае взрослый снимает с себя функцию формирования культуры досуга и контроля за его содержанием, а во втором - лишает ребенка возможности проявлять свою творческую активность (познавательную, речевую, двигательную, художественную и пр.).

Искусство воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность свободного выбора вида деятельности под прямым или опосредованным контролем взрослого и тем самым обеспечить развитие его способностей, интересов, потребностей.

Современные образовательные программы дошкольного образования определяют содержание и направления культурно-досуговой деятельности. По мнению М. Б. Запепиной (2009) культурно-досуговая деятельность дошкольников характеризуется следующим:

  • целенаправленностью и продуманностью;
  • возможностью осуществления в свободное время ребенка и протекания в индивидуальной и коллективной формах;
  • относительной свободой выбора содержания и форм досуговых мероприятий;
  • обусловленностью региональными особенностями и традициями;
  • возможностью формирования базовой культуры детей посредством участия в совместной творческой деятельности со взрослым (педагогом, родителями).

Организация досуга - одна из значимых функций семьи по восстановлению и укреплению здоровья, удовлетворению духовных потребностей. Семейный досуг, по определению С. В. Лавренцовой (2007), - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.

Для семейного досуга характерны отсутствие норм, жесткой регламентации, свобода выбора видов и содержания досуговой деятельности.

В качестве оценки полноценности досуга используются два основных критерия.

  • 1. Объем свободного времени, отводимого на семейный досуг.
  • 2. Содержание досуга.

Оба показателя определяются уровнем общей культуры родителей, финансовыми возможностями семьи, а также всем укладом жизни. Если большую часть времени мать вынуждена тратить на занятия домашним хозяйством, то у нее не остается свободного времени на организацию семейного досуга и свой личный отдых. Поэтому очень важно, чтобы у каждого члена семьи был определенный круг обязанностей по дому, что позволит высвободить время для содержательного времяпрепровождения.

Содержание семейного досуга должно определяться интересами КАЖДОГО члена с учетом их возрастных, психологических особенностей, а также интересов и потребностей. Хорошо, когда интересы совпадают. Ведь в семье, где все ее члены занимаются спортом или увлекаются туризмом, гораздо проще организовать совместный досуг, чем в той, где в свободное время отец занят рыбалкой, мать - рукоделием, сын - роликами, а дочь - танцами. Однако часто даже внешне

ю разные интересы можно объединить одной идеей. Например, совместной поездкой за город, на дачу, в дом отдыха, на турбазу, где каждый сможет заняться своим любимым делом. Безусловно, это не идеальный способ времяпрепровождения, так как в нем отсутствует главный показатель совместного отдыха - общение. Но гораздо лучше варианта, когда каждый член семьи настаивает на своем и не учитывает интересы других.

К сожалению, в практике семейного воспитания в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом чаще в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно. В тоже время внутрисемейные досуговые отношения обеспечивают благоприятный психологический климат в семье и выполняют реабилитирующую функцию. Ориентация на совместный досуг взрослых и детей положительно сказывается на укреплении и сплочении семьи.

В семье с малолетними детьми процесс формирования традиций семейного отдыха только зарождается, и молодые родители постепенно вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них и будут полезны для ребенка. Например, малыш, которого уже с года родители берут с собой в многодневный поход в рюкзаке, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего ребенка родители берут с собой на занятия в фитнесс-клуб, то он не останется равнодушным к занятиям физкультурой и спортом. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, вырастает ребенок, чуткий к музыке, поэзии. Таким образом, если у родителей уже есть совместное увлечение, то дети охотно разделяют их, но только в том случае, если они становятся активными участниками процесса подготовки и организации совместных мероприятий.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. По данным С. В. Лав- ренцовой, две трети современных семей в России не имеют увлечений. Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», в которых воспитанию детей не придается никакого значения. Достаточно часто дети из таких семей посещают клуб или секцию только для того, чтобы в лице тренера и друзей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой совместный досуг. Такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Интересы ребенка формируются под влиянием семейных традиций, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Атмосферу отношений с родителями, подготовки семейных мероприятий ребенок переносит в свою будущую семью. Как правило, большинство людей проводят свое свободное время так, как это делали их родители.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом крепкой дружной семьи, в которой не остается

и места вредным привычкам (химическим и нехимическим зависимостям, малоподвижному образу жизни), озлобленности, скуке. У детей, отчужденных от семейной стороны бытия, возникает духовная разобщенность с родителями. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи от совместного времяпрепровождения в путешествиях, играх, чтении, тренировках, посещении театра, выставок и пр. Если во время досуга удовлетворяются интересы ребенка (в движении, познании, общении) и интересы взрослых, тогда он оказывает развивающее воздействие на тех и других.

Формы семейного досуга можно сгруппировать по следующим признакам:

  • по количеству детей;
  • составу и структуре семьи;
  • типу лидерства в семье;
  • семейным укладам;
  • социальному составу;
  • семейному стажу;
  • качеству отношений и психологической атмосферы в семье;
  • уровню культуры взрослых членов семьи и др.

Выделяют следующие формы организации семейного досуга.

Организованные в домашних условиях:

  • - любительские занятия (рукоделие, рисование, музицирование, пение, цветоводство, коллекцонирование, уход за домашними животными, видео- и фотосъемка и т.п.);
  • - совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, использование Интернета и других средств СМИ);
  • - организация домашних театров, концертов, игровых программ и т.п.);
  • - семейное чтение;
  • - игры (с детьми, настольные, подвижные и т.д.);
  • - праздники (дни рождения, тематические домашние детские праздники с включением игровых программ и конкурсов; семейные традиционные праздники).

Организованные вне дома:

  • - рекреативный семейный отдых (на даче, турбазе, в природных условиях, спортивный и познавательный туризм);
  • - оздоровительный и спортивный семейный отдых (посещение фитнесс-клуба, бани, спортивные соревнования, турниры, массовые забеги, велопробеги и т.д.);
  • - посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;
  • - участие в массовых праздниках, зрелищных мероприятиях, конкурсах;
  • - посещение игровых и развлекательных центров;
  • - хождение в гости.

По данным мониторинга Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 г., предпочтительными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей - 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных - 37%. Таким образом, данные исследований подтверждают, что общение с друзьями и родственниками традиционно является для россиян предпочтительной формой проведения досуга.

В настоящее время многие исследователи обращают внимание на необходимость возрождения традиций организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях. Как отмечает Т. А. Куликова (2000), в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с поиском и сбором информации о родословной своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов с родословной, посещение мест, памятных для предков и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция совместных обедов, которые восполняют дефицит ежедневного общения членов семьи, подтверждают ее цельность и единство. Традиция общесемейных трапез всегда являлась символом семейственности.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательную сторону некоторых форм мы рассмотрим в следующих параграфах.

Проверь себя!

  • 1. Дайте определение досуга, перечислите его уровни, группы, формы.
  • 2. Перечислите особенности досуговой деятельности.
  • 3. Составьте схему классификации форм семейного отдыха.
  • 4. Выделите группы факторов, определяющих содержание совместного семейного досуга.
  • 5. Перечислите формы досуга, используемые в вашей семье, в семье ваших друзей. Какие из них стали традиционными? Чем это можно объяснить?
  • 6. Составьте тезисы выступления на собрании перед родителями на тему: «Семейный досуг как средство профилактики вредных привычек у детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга детей в семье.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь–цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания».

Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства ребенка за его отдых отвечают именно родители.

Существует множество форм проведения досуга. Например, посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет, формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии, различные занятия и игры с детьми, и многие другие

Основной формой является игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Игра развивается и усложняется по мере развития самого ребенка.

Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы младшего дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей.

Уважаемые родители, хочу предложить варианты игр, которые помогут вам и вашим детям провести досуг более интересно.

Игры с вымышленными героями.

Вымышленный герой поможет общаться вам с ребенком. К этому герою могут быть обращены поучения, похвала, он может быть образцом для подражания или наоборот, страшным проказником.

Так, у одного мальчика объявился невидимый дружок Мишка. Мальчик разговаривал с ним и играл. Он считал, что его любимец всюду следует за ним, а в автобусе сидит у него на коленях и смотрит с ним в окно. Это продолжалось целый месяц, пока семья не переехала на дачу. Где у мальчика появилось два друга.

Иногда вымышленные герои помогают ребенку справиться с одиночеством и отсутствием внимания. Когда находятся реальные друзья, вымышленные чаще всего исчезают.

Игра «Близкие друзья»

Это могут быть привлекательные мягкие игрушки или любимые вещички. Ребенок относится к ним нежно, как к любимым друзьям. Он ложиться с ними спать, и прижимает их к себе в минуты тревоги или страха. Он вымещает на них обиду, подвергает их наказанию и прощает, деля с ними радость и горе.

Взрослые должны обращаться с такими персонажами особенно осторожно. Ведь эти игрушки и вещички в какой-то мере замещают Вас, несут Вашу любовь к ребенку, отражают всю гамму отношений к нему.

Игры с самодельными куклами.

Каждый из нас пытался сделать свою куклу (игрушку), свой персонаж. Для кого-то он был другом, для кого-то - идеальным героем, носителем всех положительных качеств, а для кого-то – неумемейкой. Удивительно, но при обеспеченности современного ребенка игрушками эта традиция не угасает. И дети иногда сами или с помощью родителей мастерят кукол.

Игра «Кукла из старого носка»

Сделайте куклу из старого носка (перчатки, варежки). Пришейте две пуговицы - это будут глаза. Обозначьте рот. Покажите, что кукла может жестикулировать, двигать руками, прикасаться к его лицу. Такие куклы должны быть у вас и вашего ребенка.

Используя эту куклу, введите в привычку от ее имени рассказывать ребенку интересные события из своей жизни или то, то, что происходило с вами за день.

Затем можно усложнить сюжет. Придумать совместное путешествие в зоопарк, цирк, на Марс.

Используя перчатки можно сделать целую семью, каждому пальцу отвести роль одного из членов семьи. Например, мама, папа, ребенок, брат (сестра), бабушка (дедушка).

Игры с предметами находящимися под рукой.

В течение своей жизни ребенок проявляет разное отношение к вещам. Сначала он манипулирует ими, открывая их физические свойства (кидает, облизывает, постукивает и т. д.), затем употребляет их по назначению (ложкой ест, на стуле сидит) и, наконец, открывает их игровые возможности. Решается. Какой предмет и чем может быть в игре. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Ребенок по- новому смотрит на ставший уже привычным предметный мир. Он делает одно открытие за другим. Простой зонтик может быть ракетой, а может превратить его обладательницу в принцессу. Эти игры являются важной составляющей сюжетно-ролевой игры. Вещь, игрушка, действия с ней могут быть толчком для определения роли, ее характерных особенностей. Но само желание детей фантазировать и перевоплощаться порождается общением с людьми.

Игра в шляпу.

Эта игра начинается с простой примерки маминой шляпы. Затем, надев ее, девочка превращается в барышню, меняет походку, манеры. Видя положительное отношение взрослого, ребенок дополняет игру: он представляет, что с ним идет собачка. Она хочет мороженого и не слушается.

Игры с платком.

Из платка создается удивительный наряд (необычная юбка). Убедившись, что он получился, ребенок начинает обыгрывать свою роль. Например, девочка становится балериной или важной дамой. А если нарядились несколько детей, то появляются совместные действия и сюжеты.

Игры против скуки.

Дети не переносят скуку. В ожидании приема у врача, в транспорте они просто изнывают. Тогда помогает игра.

Игра в догонялки.

В сумке у мамы оказывается много интересных вещей, пригодных для игры. Можно взять ключи: один будет кошкой, а другой – мышкой. Определяется игровое пространство: окно, сумка или мамины колени.

Игра «Невидимые герои».

Дети могут вообразить себе какой-либо персонажи и обращаться к нему как к реальному лицу. В этом случае не смейтесь над ним и не пытайтесь их переубедить.

Лепим из соленого теста.

Дети очень любят лепить. Солёное тесто отлично заменяет пластилин и даже имеет ряд преимуществ: после его оттирания с пола на ценном паркете не остаётся цветных пятен, оно гораздо легче вымывается из волос ребёнка; к тому же малыша, съевшего внушительный кусок «строительного материала» не нужно вести к врачу.

Тесто приготовить очень просто: мука, вода, соль немного подсолнечного масла, смешиваются до требуемой консистенции (чтобы хорошо лепилось). Мука и соль берутся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше. Если лепится плохо, добавить воды.

Что лепить? Колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка теста можно делать лепёшку или монетку. Если надавить на лепёшку настоящей монеткой - получится отпечаток. Можно вылепить простые фигурки: снежная баба, гусеница (много разноцветных шариков, уложенных друг за другом в ряд; самый первый в ряду - с рожками и глазками), лодочка (раскатать в ладошках толстое «веретено» - в середине потолще, к концам сужающееся) и пальцами сделать внутри углубление. А ещё можно вылепить разные пирожные, булочки, торты - дети любят играть в «Магазин». Все фигурки можно потом покрасить краской и играть.