Перспективно-тематический план работы по ознакомлению детей с родным городом. Перспективный план ознакомления дошкольников с родным краем Перспективный план ознакомление с родным городом

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группы

Пояснительная записка
Любовь к Родине - не отвлеченное понятие,

но реальная душевная сила, требующая

организации, развития и культуры
А.Н. Толстой

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся столицей Красноярского края, составлен на основе информации народной энциклопедии «Мой Красноярск» (http://region.krasu.ru/culture), Э.П. Костина «Родина моя - Россия», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3- 7 лет», Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников». В связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом и краем. В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Образовательная : расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции); формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая : развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе; сформировать в детях познавательный интерес к родному городу; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово; способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.

Непосредственно - образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.

К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото - материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.

Сентябрь

Тема «Мой Октябрьский район».
Цель: закрепить представление детей о районе, в котором мы живем, обратить внимание на историю его возникновения, достопримечательности.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома района.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения района.

3. Показ презентации района.
Тема «Город Красноярск».

Цель: закрепить представление детей о городе, частью которого является наш район, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома город «Красноярск».

2 Прослушивание гимна города

3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.

4. Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом».

Тема «Наша Родина-Красноярский край».

Цель: закрепить знания детей о родном крае и его достопримечательностях. Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами. Познакомить с обычаями, традициями коренных народов Красноярского края.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Красноярский край».

2. Цикл бесед о крупных городах края: «Ачинск», «Дивногорск», «Железногорск», «Енисейск», «Норильск», «Дудинка» (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)

3 Прослушивание гимна Красноярского края

4. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.

5. Разучивание национальных игр коренных народов края.

Октябрь

Тема «Осенний лес».

Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу. Формировать представления об особенностях природы осенью.

Планы работы:

1. Экскурсия в осенний сквер парка развлечений и отдыха «Троя»

2. Рассматривание картин серии «Родная природа», «Птицы», «Животные».

3. Изготовления гербария.

4. Знакомство с картой животного и растительного мира Красноярского края.

5. Коллективное рисование «Осенние краски леса».
Тема «Реки Красноярского края».

Цель: уточнить представление детей о реках нашего края. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о реке Енисей.

2 Прослушивание песни Л. Зыкиной «Енисей»

2. Беседа с детьми по карте Красноярского края о реках, впадающих в Енисей.

3.Красная книга «Редкие рыбы наших рек».

Ноябрь

Тема «Достопримечательности нашего города и края».

Цель: приобщать детей к историческим ценностям города Красноярска и Красноярского края. Беседа о улицах, связанных с именами знаменитых людей, прославивших наш город.

План работы:

1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.

2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».

3. Рисование «Высотные дома на улице».

Тема: «Архитектура прошлого и настоящего Красноярского края».

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, особенностями жизни народа в прошлом, поддерживать и развивать интерес к истории

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Архитектурные здания»

2. Беседа об историческом прошлом Красноярского края.

3. Экскурсия в краеведческий музей детского сада.

4. Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья».

Декабрь

Тема «Новый год».

Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.

2. Чтение сказки И. Ревю «Когда дед мороз маленьким был».

3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».

4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.

5. Новогодний утренник.

Тема «Столица России - Москва».

Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.

Уточнить представление детей о государственной символике. Воспитывать чувство любви и гордости.

План работы:

1. Беседа по географической карте России.

2. Рассматривание символики (герб, флаг).

3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».

4. Рисование «Красная площадь».

Январь

Тема «Климат родного края».
Цель: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу.
Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон.
3. Работа с «Атласом для малышей».
4. Коллективное панно «Природа нашей Родины».
Тема «Промышленность нашего края».
Цель: обобщить представления детей о промышленности Красноярского края Воспитывать уважение к человеку труда.

План работы:
1. Рассматривание картин из серии «Профессии»

2. Цикл бесед «Где работают наши родители»

3. Творческие рассказы по картине «Металлург».

4. Сюжетно-ролевая игра «Юный механик».

Февраль

Тема «Защитники Отечества».

Цель: познакомить детей с военными профессиями.

Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.

План работы:
1. Экскурсия к памятнику погибшим героям-защитникам «Журавли»

2. Рассказ воспитателя о воинах-интернационалистах.

3. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.

4. Чтение Л. Кассиль «Твои защитники».

5. Утренник «День защитника Отечества».

Тема «Народные промыслы».

Цель: формировать представления о художественных традициях народов Красноярского края, развивать творческие способности, художественный вкус

План работы:

1. Книги и наборы открыток о коренных народах Сибири.

2. Предметы быта.

3. Дидактическая игра «Бабушкин сундучок».

5. Развлечение «В гостях у бабушки».

Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. Экскурсия в весенний парк развлечений и отдыха «Троя»

2. ИКТ «Весна».

3. Картины серии «Природа», «Весна».

4. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы».

5. Праздник «Масленица».

Апрель

Тема «Цветы» «Лекарственные растения».

Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.

План работы:

1. Дидактические игры «Угадай растения», «Найди по описанию».

2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».

3. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».

4. Рассматривание посадочного материала цветов.

Тема «Мир насекомых».

Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о их пользе. Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.

План работы:
1. Иллюстрации серии «Природа», «Насекомые».

2. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».

3. Рассказ воспитателя о жизни насекомых.

4. Вспоминание произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

5. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».

Тема «Экскурсия в музей школы № 84 «Боевой славы».

Цель: закрепить знания детей о воинах-солдатах, о наших земляках защищавших нашу Родину.

Воспитывать у детей уважение чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны

План работы:

1. Встречи с ветеранами.

2. Рассказ воспитателя «О тружениках тыла».

4. Рисования «Защитник Родины».

Итоговое занятие – «Мой край».

Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.

Планы работы:

1. Цикл бесед о родном крае.

2. Конкурс знатоков «Родной край - люби и уважай».

Оксана Петухова
Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников второй младшей группы с родным городом

Сентябрь

1. " Кто ты?"

Цель : Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям.

2. "Кто живет рядом с нами. "

Цель : Помочь детям вспомнить, что семья это все, кто живет вместе с ребенком.

3. Тема : "Мой дом - моя семья. "

Цель : Повторить с детьми близких родственников (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, их имена. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сюжетно-ролевая игра "Моя семья. "

Цель : Продолжать повторять с детьми близких родственников, воспитывать любовь к членам своей семьи.

5. Дидактическая игра "Мое имя.

Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки. Закреплять знания детей имен.

6. Фотовыставка " Моя семья "

Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной, социально-эмоциональной обстановки. Закреплять умение знать и называть своих близких родственников, их имена. Воспитание любви к членам своей семьи

1. "Моя улица, мои соседи. "

Цель : Формирование представлений об улице, ознакомление с различными видами улиц. 2. Рассматривание иллюстраций.

3."Нас окружают разные дома. "

Цель : Дать детям представление о больших и маленьких постройках (домах различных конструкций.

4. Сюжетно-ролевая игра " Дом".

Цель : развивать умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.)

5. Выставка фотографий "Улица на которой я живу"

Цель : развит. Ком-х навыков, беседа с детьми по фотографии

Продолжать знакомить детей с таким понятием как улица,

6. Составление альбома " Дом, в котором я живу. "

(Фотографии детей у себя дома, во дворе.)

1. "Мой детский сад. "

Цель : Познакомить детей с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в детском саду, учить ценить их труд и заботу.

2. "Мой домашний адрес. "

Беседа о необходимости знания домашнего адреса, а также адреса детского сада : в городе много улиц у каждой есть свое название, у каждого дома свой номер.

3. Прогулка "Двор детского сада. "

Цель : Знакомить детей с участками детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относится к оборудованию участков, труд на участке

4. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад. "

Цель : Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

5. Создание коллажа :"Домик –сад" (с фотографиями воспитанников.)

Цель : Воспитание дружеских отношений между детьми, а также благоприятной социально-эмоциональной обстановки.

1. "Кто живет в городе . "

Цель : Объяснить детям, что люди которые живут в городе называются "горожане ",

… которым необходимо следить за чистотой и красотой нашего города .

2. Экскурсия " Природа зимой. "

Цель : Учить детей видеть красоту природы зимой. Знакомить с растительным миром зимой.

3. Беседа " Праздничное украшение города . "

Цель : Беседа о том, как выглядит город в праздничные дни , как он украшен, кт, куда ездил на новогоднее представление.

4."Зимние забавы"

Цель : Организовывать вместе с детьми подвижные игры с правилами на зимнюю тему. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них. Продолжать расширять представления о зиме, о характерных особенностях зимы. "Наш город зимой "

5. Создание коллажа.

Цель : На основе наиболее ярких впечатлений детей, закрепить представления о городе в зимнее время года .

1. "Транспорт в городе . "

Цель : Знакомить детей с видами транспорта. Наблюдение на прогулке за транспортом в городе . Как можно добраться с одного конца города до другого (показ фотографий) автобусами, маршрутными такси. Фотографии транспорта в городе .

2. Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательным местам города .

3."Мой родной город . "Беседа о родном городе , о любимых местах своего города .

4. Проигрывание и рассматривании ситуации "Мы в городе . "

5. Рассматривание альбома - «Я в городе » .Фотовыставка " Мое любимое место в городе . "

Цель : Воспитание у детей любви к родному городу , чувства гордости за его красоту.

1. "День защитника Отечества. "

Цель : Воспитывать любовь к Родине, знакомить с военными профессиями.

2. Экскурсия в комнату-музей ДОУ.

Цель : Развитие познавательных интересов детей , знакомство с видами военной одежды.

3. Целевая прогулка по близлежащей улице. - "Экскурсия по микрорайону. "

Цель : Познакомить детей с микрорайоном, его объектами.

4."Улица, улица родная . " "Игры со строительным материалом : Цель : Развитие фантазии и творческих способностей детей, конструктивных способностей. Расширить и уточнить некоторые представления детей о расположении улиц. (Построить улицу, украсить ее, дать название.)

5. Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"

Цель : Учить узнавать членов семьи на разных фотографиях. Заучивание стихотворений о папе.

1. "Мамина мама-бабушка"

Цель : Продолжать учить называть членов семьи и ближайших родственников.

2. "Мы идем в гости. "

Цель : Познакомить с понятием "этикет. " Активизировать в речи различные формы вежливости, обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать у детей симпатию к другим людям, с которыми им предстоит общаться. Расширение возможностей диалога.

3. Посещение комнаты музей ДОУ.

"Вещи из бабушкиного сундука"

Цель : Познакомить детей с одеждой , утварью и бытом русской семьи.

4."Чаепитие "

Цель : Создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки; расширять кругозор детей, формировать доброжелательные отношения к своим сверстникам.

Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками.

5. Подарок маме :" Ваза с орхидеями"

Цель : Воспитание заботы и любви к своей маме (бабушке) . Развитие творческих способностей, формирование практических навыков работы с бумагой и бросовым материалом.

1. " При солнышке -тепло, при матушке добро. "

Цель : Воспитывать уважение к членам семьи, проявлять заботу о близких; знакомить с устным народным творчеством . Формировать первичные гендерные представления. Заучивание потешек.

2. "Русская матрешка"

Цель : Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, дать представление о русской народной игрушке-матрешке , ее свойствах и элементах декора, воспитывать у детей любовь к своему городу , к своему народу и его традициям.

3. Беседа о русских народных сказках : вспомнить, какие русские народные сказки известны детям. Рассматривание сказочных иллюстраций.

4. У нас в гостях музей : «Чудо- матрешка»

Цель : Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством; формировать патриотические чувства, интерес к деревянным игрушкам, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки,

5.«Собери матрешку.»

Совершенствовать умение правильно собирать матрешку. Продолжать расширять представление о народных игрушках . Развитие мелкой моторики.

6."Веселые шумелки"

Цель : Знакомство с музыкальными инструментами, и игрой на них.

Коллективное изготовление бумажных матрешек для игры.

Цель : Создание положительных эмоций через знакомство с народным творчеством . Развитие конструктивных способностей у детей. Пробуждать у ребенка желание сделать матрешку своими руками, помочь обрести уверенность в своих силах, а также получить удовольствие от результата своей работы.

1. "В городе День Победы . "

Цель : Рассказать детям о нашей стране, о ее название. О том, что наш народ отмечает День Победы. Рассмотреть изображения страны, родного города .

2. "Растительный мир весной"

Цель : Знакомить детей с растительным миром города весной , с исчезнувшими видами растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. "Реки нашего города "

Цель : Дать представление о реках города , их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения возле реки.

4. Экскурсия в комнату-музей ДОУ

"Вечный огонь "

Цель : Воспитание патриотических чувств у детей, памяти

5. Беседа о

"Правилах поведения на природе. "

Цель : Учить детей соблюдать правила поведения на природе.

6. Целевая прогулка на огород и цветник расположенных на территории ДОУ.

Цель : Наблюдение и уход за растениями.

Дидактическая игра "От какого дерева листок. "

Закрепить и расширить представления детей о деревьях родного края .

7. Создание альбома "Реки нашего города "

Цель : Закрепить знания детей о реках города , их обитателях.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа № 150 города Хабаровска

«Родной свой край – люби и знай!»

Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с городом Хабаровском и Хабаровским краем

Воспитатель МДОУ № 150 Рыбакова Ирина Владимировна


Задачи:

    Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и городу и их истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов)

    Приобщать к культуре и традициям русского народа и народов Дальнего Востока, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

    Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

    Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Подготовка воспитателей по данной теме:

1 Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края

посетить краеведческий музей, художественный салон, геологический музей,

военно-патриотический музей, музей «рыбы Амура».

2. Изучить статьи об истории города Хабаровска и Хабаровского края.

3.Изучить краеведческую литературу, пополнить книжные уголки в группах

литературой и иллюстрациями о городе и крае.

    Вместе с родителями оборудовать в группах региональные уголки (предметы быта народов края, фотографии, слайды, значки, открытки о Хабаровске)

    Подобрать библиотечку произведений писателей Хабаровского края, чьи имена отражают быт, культуру, национальные традиции.

6. Сшить для куклы женский нарядный костюм народов Хабаровского края.

    Собрать и систематизировать фольклор русского народа и народов Хабаровского края: пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера и народов края: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

    Изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид Хабаровска» (мозаика), «Пройди по городу» (лабиринт), «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема).

    Организовать сюжетно-ролевые игры: «Мы пришли в музей», «Путешествие по городу» с целью закрепления полученных знаний по теме.

    Разучить с детьми подвижные игры народов Хабаровского края.

    Посетить детскую библиотеку №1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы поданной теме.

Первый этап работы

2-я младшая группа

Темы

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Я и моя семья, мой дом,

мой адрес, улица,

ближайшее окружение,

детский сад, труд людей в

детском саду.

Специально

организованные занятия,

беседы в свободное

время, экскурсии по

детскому саду,

наблюдения за трудом сотрудников детского сада, целевые прогулки в ближайшем окружении.

Дидактические словесные

игры: «Расскажи мне о

себе», «Радио», «Кто

потерялся».

Развлечение вместе с

родителями «Поле чудес»

Природа на территории

детского сада.

Экскурсия по территории

детского сада,

наблюдения на прогулке,

экологические занятия,

работа и наблюдения в

уголке природы, чтение произведений о природе Чарушина, Пришвина, стихов, пословиц, загадок.

Отражение наблюдений в

календаре природы, в

рисунках, рассматривание

иллюстраций, картин, на

которых изображена

природа края.

Фольклор: народные

сказки, пословицы,

Использование их на

занятиях, в режимных

моментах, драматизация

сказок, кукольный,

пальчиковый, настольный театр.

Театрализованные игры

по сказкам народов

Дальнего Востока.

Музыкальное развлечение

«Бабушкины сказки»

Знакомство с предметами

быта народов Дальнего

Востока, упоминаемых в

Рассматривание

экспонатов музея

народного быта (в группе

занятиях), рассматривание

иллюстраций Павлишина

к сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми.

Рассматривание и

обследование предметов

быта в свободное время,

сюжетно-ролевая игра

«Мы пришли в музей»

(роли: экскурсовод,

кассир, смотритель музея)

Средняя группа

Темы

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Знакомство с народной

музыкой, пение народных

песен, пляски.

Музыкальные занятия,

дни народной музыки,

прослушивание народных

мелодий в свободное

Музыкальные праздники

и развлечения,

самостоятельная

театрализованная

деятельность.

Знакомство с нанайским

национальным костюмом

(общий вид)

Рисунки детей, игры.

Знакомство с народно-

прикладным искусством

народов Приамурья.

Рассматривание

орнаментов на одежде,

предметах быта, обуви. Рассматривание изделий народного творчества

(амулетов, рукояток, сувениров)

Оборудование в группах

региональных уголков.

Знакомство с деятелями

культуры- земляками-

писателями: художником

Павлишиным или

писателем Г.Ходжер.

Рассказ воспитателя о

писателе, его жизни.

Рассматривание картин,

портрета.

Театрализованные и

творческие игры по

сказкам народов

Приамурья, отражение

впечатлений в рисунках.

Второй этап работы Старшая группа

Тема

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

Хабаровск-это улицы,

площади, памятные

места. Наш район-

Индустриальный.

Занятие, экскурсия с

родителями по городу,

рассматривание

фотографий с видами

Хабаровска. Целевая

прогулка по улице

Космической

Сюжетно-ролевые игры:

«Строим город»,

«Путешествуем по

Развивающие игры:

«Пройди до указанного

места» (лабиринт), «Разбитая картина» (сложить виды Хабаровска из частей)

Виды транспорта в

железнодорожный,

автомобильный,

воздушный, водный.

Занятия, беседы с

воспитателями,

рассматривание карты

города, экскурсии,

наблюдения, целевая

прогулка.

Сюжетно-ролевая игра:

«Путешествуем по

городу», «На чем

приехали к нам

гости» рисунки детей,

конструирование, лепка.

Труд родителей-

промышленность

Индустриального района.

Занятия, беседы с

воспитателями,

посещение мест работы

родителей,

рассматривание альбома

«Хабаровск-город

трудовой»

Творческая игра: «Мы

строители», строительные

и конструктивные игры.

Сюжетно-ролевые

Игры. «Торговый центр»,

красоты», «Ателье», «Больница»

Леса, реки, края -

элементарные

географические сведения.

Занятия по экологии,

наблюдения, опыты, труд

в природе и в уголке

природы. Рассматривание

физической карты края, иллюстрации к книгам о природе Хабаровского края. Чтение, заучивание стихов о природе.

Творческие игры: «На

уроке географии»,

«Путешествуем по реке

Амур», «Что увидели в

Краеведческие сведения о

Хабаровске.

Рассказ воспитателя на

занятии, посещение

краеведческого музея,

исторических мест

Хабаровска. Сбор

краеведческого и

познавательного

материала о городе и крае

для своего регионального

уголка в группе. Рассматривание иллюстраций в

исторических книгах о Хабаровске.

Творческие игры; «Мы

пришли в музей»,

«Путешествуем в

прошлое города на

машине времени».

Отражение впечатлений в

самостоятельной

творческой и

изобразительной

деятельности (рисунки,

лепка, ручной труд.)

Знакомство с историей

края через народные

сказания, сказки.

Чтение и рассказывание

сказок о защитниках.

Рассматривание картин.

Беседа о мужестве,

стойкости, любви к

Родине, ратных подвигах. Отражение истории в названиях селений.

Театрализованные игры,

игры по сказкам.

Отражение впечатлений в

ИЗО деятельности.

Развлечение: «Что за

прелесть эти сказки»

Музыкальное творчество

русского народа и

народов Приамурья

Обучение детей пению

народных песен,

исполнению народных

мелодий. Знакомство с

народными

инструментами. Танцы,

фольклор русского

народа и народов

Приамурья. Народные игры.

Самостоятельное

исполнение детьми песен,

игра на музыкальных

инструментах.

Театрализованная

игра: Концерт».

Спортивные народные

игры:» Перетягивание

каната », «Борьба».

Знакомство с жизнью

выдающихся деятелей

культуры (Кола Бельды)

И земляками-героями.

Рассказ воспитателя на

занятии, чтение

произведений,

рассматривание

портретов, беседа о

творчестве и жизни

писателей, певца, их

вкладе в культуру края, культуру России. Заучивание стихов.

Тематический вечер:

«Певец- нанаец

К.Бельды.» (с участием

родителей)

Рассматривание

иллюстраций. Рисование

фантиков к конфетам

«Хабаровск»

Отражение полученных

знаний и впечатлений в

изобразительной и

трудовой деятельности.

Занятия по ИЗО

деятельности.

Работа с детьми по теме:

«Народно-прикладное

искусство»

Работа с берестой,

соломкой (панно)по

мотивам сказок,

аппликация из кожи

совместно с воспитателям

или с родителями,

вышивание бисером.

Совместная

художественная

деятельность детей.

Выставка работ: «На

Амурских просторах»,

«Любим город свой

родной» (город в разные

времена года, в праздники

и будни) Выставка

творческих работ детей и

родителей (вышивка

орнамента и вышивание

Тематические вечера,

развлечения с

привлечением родителей.

Ответственный за

Подготовку - муз.

руководитель

Досуг, основанный на

фольклоре. Семейные викторины: «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир: «Знаете ли вы природу родного края»

Третий этап

Подготовительная группа

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления.

Хабаровск-город

трудовой славы.

Беседа с детьми о

предприятиях тяжелой и

легкой промышленности,

где работают их

родители, рассматривание

фотографий, продукции

предприятий.

Посещение детьми и

родителями

краеведческого

музея(экспозиция,

посвященная

современной

промышленности города. Рассказы родителей, рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту»

Скотоводство,

рыболовство

Хабаровского края, его

значение для России.

Рассказы воспитателя,

Посещение родителями и

детьми краеведческого

музея, музея «Рыбы

Полезные ископаемые

Рассказы воспитателя,

беседы с детьми - главное

богатство края -золотодобыча.

Посещение родителями и

детьми геологического

Места боевой Славы

Хабаровска.

Рассказ воспитателя о

мужественной борьбе

русского народа в

Великой Отечественной

войне, в Гражданской

войне, о героях -

Хабаровчанах, чьими

именами названы улицы.

Посещение музея.

Творческая игра: «Мы

пришли в музей».

Хабаровчане - герои

Места боевой Славы: памятник Партизанам, площадь Славы, Утес. Комсомольская площадь. Экскурсия на площадь Славы и возложение цветов к вечному огню. Чтение стихов, рассмат­ривание иллюстраций.

Пение детьми песен

военных лет.

Концерт для ветеранов.

Рассматривание

фотографий родных, которые были на войне.

Экскурсия в музей лесхоза с. Некрасовка.

Рассказ экскурсовода,

осмотр экспонатов, беседа с детьми о впечатлениях от увиденного

Творческие игры

«Путешествие в лес»

Заповедники

Хабаровского края, их

значение для охраны

Экологическое занятие,

Рассказ воспитателя о

природоохранной

деятельности хабаровчан,

редкие реликтовые

животные наших

заповедников (тигр,

росомаха, косуля, бобер).

Посещение с детьми

Дендрария и зоосада на

Воронеже.

Рассматривание

иллюстраций о Большом

Хихцирском заповеднике.

Заповедники

Хабаровского края

Редкие дендрологические

экземпляры

растительного мира в

Дендрарии.

Лотос Петропавловского

Тематическое

развлечение: «Край

родной, навек любимый».

Знакомство с гербом

Хабаровского края и

города Хабаровска

Рассказ воспитателя на

занятии, посещение

краеведческого музея.

Рассматривание герба в

исторических книгах.

Творческие игры: «мы

пришли в музей».

Отражение впечатлений в

самостоятельной

творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка) Выставка фотографий и рисунков о Хабаровске.

Знакомство с флагом

Хабаровского края

Рассказ воспитателя на

занятии. Рассматривание

флага. Рассматривание

иллюстраций в

исторических книгах.

Беседа в свободное

Рисование флага.

Выставка рисунков

«Я рисую флаг Хабаровского края»

Комплексные занятия:

«Почему так назвали

улицу», «Прогулка

породному городу», «Что

я покажу в городе

друзьям из других стран»

Рассказы воспитателей об

улицах Серышева,

Постышева, Муравьева-

Амурского, площади

Славы и др.

Рассматривание

открыток, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен.

Создание альбома «Дети

о своем родном городе»

(фотографии, рисунки

Творческая игра:

«Машина времени»

(путешествие в будущее)

Хабаровск - культурный

центр Хабаровского края.

Рассказ воспитателей о

современных

художниках,

композиторах,

прославивших город.

Показ картин, слушание

музыки М. Журавлева,

оркестра под

управлением В. Тица.

Экскурсия вместе с

родителями в

Художественный салон, в

выставочный зал, в ТЮЗ,

в кукольный театр. Работа

творческой гостиной в

детском саду с участием

артистов театра драмы,

театра кукол и филармонии. Самостоятельное художественное творчество детей.

Экскурсия в детскую

библиотеку им. Гайдара.

Знакомство с

произведениями

современных детских

писателей, живущих в

Хабаровске.

Рассказ библиотекаря о

творчестве Хабаровских

современных поэтов и

писателей. Осмотр

выставки книг. Чтение

детям стихов

Дальневосточных поэтов, книг о Хабаровске.

Чтение отрывков из книг

Н. Наволочкина «Кот Егор

и другие».

Художественное

творчество детей,

посвященное родному

городу и краю.

Конкурс работ на тему:

«В моей душе твой образ

сохраню»

Выставка творческих

работ детей: «Город мой

любимейший на свете»,

«На Хабаровских просторах широки поля», «Животный и растительный мир Хабаровского края»

Тематические праздники,

вечера с привлечением

родителей.

Ответственный за

подготовку - муз.

руководитель

Фольклорный праздник

(игра на музыкальных

народных инструментах, пение народных песен, исполнение танцев) Вечер народных игр и забав.

Обобщающая викторина: «Что? Где? Когда?» «Колесо истории»-заключительный костюмированный праздник с вручение дипломов (с участием родителей)

План работы с родителями:

1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. 2.Провести семинары- практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»

3. Организовать консультации:

    Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу

    Куда повести малыша в выходной день

    Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания

    Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.

    Устное народное творчество - кладезь народной мудрости

    О мудрости народной педагогики

    Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.

    Провести вечер вопросов и ответов: «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».

    Творческая гостиная: «Воспитаны ли ваши дети?»

    Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».

    Подготовить вместе с родителями фотовыставку: «Мы из Хабаровска» -фотографии детей в самых красивых местах города.

    Организовать видео съемку различных мероприятий в ДОУ.

    Проводитьежемесячнос20 по25число «Дни открытых дверей».

    Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав (игры и

упражнения в смекалке, ловкости).

11. Провести викторину: «Что? Где? Когда?»

12.Организовать работу кружков:

    Вырезывание орнамента

    Вышивание бисером

    Выжигание по дереву

13. Оформить выставку творческих работ детей.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей средней группы.

Дата
Тема

Сентябрь
День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой любимый город»

Октябрь
Моя малая Родина
- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»
-

Ноябрь
История возникновения города
- изготовление альбома «Природа моего края»,
- оформление стенда «Нижний Новгород теперь и прежде»

Декабрь
Знакомство с гербом города
- изодеятельность – «Нарисуй герб семьи»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России

Январь
Экскурсия по городу
- изготовление макета города,
- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Февраль
Они прославили наш город
- «Магазин сувениров»,
- беседа о важности труда всех людей
- викторина «Город, в котором мы живём»

Март
Папа, мама, я – Нижегородская семья
- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,
- заучивание стихотворений о Нижнем Новгороде

Апрель
Нижний Новгород - спортивный
- спортивный фестиваль «Радость движения»

Май
Боевая слава города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
Наша родина - Россия

- рассматривание географической карты
- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
- знакомство с Нижегородскими художественными промыслами

Октябрь
Мой город, дороже которого нет
- прогулки по городу,
- рассказы о
достопримечательностях
г. Нижнего Новгорода, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,
- звание «Почетный гражданин»,
- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город – моя судьба»,
- конкурс «Знатоки Нижнего Новгорода»

Ноябрь
Площадь Минина и Пожарского
- изготовление коллажа «Кремль»,
- история возникновения площади «Раньше и теперь»:
- Герб города
- конструирование «Мосты через реку»

Декабрь
Знакомство с государственной символикой.
Герб. Флаг. Гимн России.
Герб Нижнего Новгорода.
- чтение стихов о Родине,
- прослушивание песен,
- закрашивание изображения герба Нижнего Новгорода

Январь
Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

- Викторина «Нижегородские художественные промыслы»

Февраль
Нижегородская история
- посещение Краеведческого музея,
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения об архитектуре старого Нижнего
конструирование «Когда город был маленьким»
- раскрашивание ложек хохломской росписью

Март
Страна спортивная
- история проведения соревнований,
- спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»
- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
- беседа «Самое любимое место в городе»

Апрель
Вот моя улица
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами:
- рисование «Вечерний Нижний»
- дидактическая игра «Раньше и теперь»

Май
Нижний Новгород – город автомобилестроения
- рассказ о труде автозаводцев,
- чтение стихов, рассказов,
- конструирование из бумаги «Автомобили»
- викторина «Я люблю свой город»

Перспективный план работы по ознакомлению с ближайшим окружением детей младшей группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
Изготовление поделок из природного материала.
Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».
Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».
С/р игра «Детский сад».

Октябрь
«Я и моё имя»
Беседа «Для чего человеку имя?»
Игра «Назови ласково».
«Полное» и «неполное» имя.
Игра «Кто я?»
Составление рассказов: «Я люблю, когда», «Я боюсь, когда», «Когда мне плохо».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Ноябрь
«Моя семья»
Рассказы детей о членах своей семьи.
Выставка семейных фотографий.
С/р игра «семья».
Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Декабрь
«Моя семья»
Беседа «Что значит любить родителей?»
«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

«Мои друзья»

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,
Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».
Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».
Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши защитники»

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Изготовление подарков для пап.
Рисование «Самолеты летят»
Пение песен, заучивание стихов об армии.
С/р игра «Мы солдаты»

Март
«Моя мама»
Беседа с детьми о своих мамах.
Изготовление подарков для мам.
Аппликация «Красивое платье для мамы»
Пение песен, чтение стихов о маме.
С/р игра «Дочки – матери».

Апрель
«Моя улица»
Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.
Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.
Рисование «Моя улица».

Май
«Мой город»
1. Беседа «Город, в котором я живу».
2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».
3. Аппликация «Герб моего города».
4. Рисование «Деревья и кустарники»
5. Конструирование «Дом для куклы»
6. С/р игра «Автобус»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
Мой Нижний Новгород
- чтение стихов о Нижнем Новгороде,
- найти город на географической карте России и мира
- назвать соседей Нижегородской области
- с/р игра «Путешествие по городу»

Октябрь
Путешествие по Нижнему Новгороду
- прогулки по городу
- рассказы о
достопримечательностях г. Нижнего Новгорода
- просмотр документального фильма «На земле Нижегородской»
- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен
- викторина «Папа, мама, я – Нижегородская семья»

Ноябрь
Волга и Ока
- Закрепить знание детей о главных реках нашего города
- охрана рек

Декабрь
Улицы Нижнего Новгорода
- обзорные экскурсии по городу
- д/игра «Назови столицу»
- рисование «Вечерний Нижний»

Январь
Город славный, город древний

Рассматривание книги Ю. Андрианов «Старый Нижний»
- музыкальной развлечение «Путешествие на машине времени»
- конструирование «Когда город был маленьким»

Февраль
Промышленность города
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения о предприятиях города
- конструирование из бумаги «Мастерская мебели»
- С/р игра «Ярмарка - выставка» изделий предприятий города

Март
Памятники Нижнего Новгорода
- рассматривание иллюстраций «Памятники города»
- экскурсия на улицу Маршала Рокоссовского, возложение цветов.
- беседа «Каким бы я хотел видеть Нижний Новгород»

Нижний Новгород – культурная столица

Рассматривание альбома «Театры Нижнего Новгорода»
- мини концерт «Я тебе пою, мой город»

Май
Промыслы Нижегородской области
- рассказ о промыслах Нижегородской области
- чтение стихов, рассказов
- КВН «Юные Нижегородцы»
- экскурсия в музей «Нижегородские промыслы»

Перспективный план

по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом

Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.

МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»

Г.Брянск-2015 г.

Тема

Программные задачи

Пути достижения программных задач

Литература

Дидактические игры, схемы, модели

Литературно-художественный и музыкальный ряд

Сентябрь

«Что такое детский сад?»

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе.

Обогащение словаря: детский сад, воспитатель, друг, дружба, «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, до свидания).

* Дидактическая игра

«Давайте познакомимся»

Цель: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому детскому коллективу.

* Дидактическая игра « Что есть в нашей группе»

Цель: помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы, новым игрушкам, мебели, предметам интерьера, ориентироваться в новой обстановке.

*Чтение стихотворения Л.Осипова «Что такое детский сад?», А.Кузнецов «Ссора»

*Пословицы о дружбе: «Один в поле не воин», «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»

*Слушание песни В.Шаинский «Дружба»

*Рассматривание иллюстраций, картинок по теме «Детский сад»

* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 19

Октябрь

1. «Путешествие по детскому саду»

Труд взрослых в детском саду

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада. Развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить названий профессий сотрудников детского сада.

Обогащение словаря: медицинский кабинет, медсестра, воспитатель, кухня, повар, физкультурный зал, музыкальный зал, дворник.

*Дидактическая игра « Клубочек»

Цель: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.

* Дидактическая игра

«Ищем клад»

Цель: помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению детского сада.

* Чтение стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей», Б.Заходер «Стихи о профессиях»

*Загадки о профессиях

*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.60

2. «Осенние приметы»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях своё отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года.

Обогащение словаря: осенний пейзаж, листопад, разноцветные листочки.

*Дидактическая игра

«Что растёт на грядке»

Цель: используя карточки-схемы загадывать и разгадывать загадки об овощах и фруктах.

*Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени.

*Чтение стихотворения Л.Полек «Осень в России»

*Загадки об осени, овощах, фруктах.

*Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением леса летом и осенью

*Музыка П.Чайковский «Времена года. Октябрь»

* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33

* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.50

Ноябрь

1. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сформировать представление об осени как времени года, о приметах осени. Формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада.

Активизация слова: похолодало, листопад, разноцветные листочки: берёзовые, кленовые, дубовые, берёза – символ России.

*Дидактическое упражнение

« Путаница»

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о деревьях.

* Подвижная игра

«Осенние листочки»

*Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ветром с помощью султанчиков и вертушек».

*Чтение стихотворения Н.Найдёнова «Листья золотые», Е.Трутнева «Осень»

*Загадывание загадок по теме «Осень», «Деревья».

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 29

2. Интегрированное занятие

«Мой дом»

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Обогащение словаря: домашний очаг, родной дом, домашний адрес.

*Дидактическая игра

«Кто где живёт?»

Цель: в игровой форме закрепить знание домашнего адреса.

*Дидактическая игра

«Кошка – член нашей семьи»

Цель: используя карточки-схемы составить рассказ о домашнем любимце.

* Чтение стихотворения Т.Кузовлёва «Семья», М.Тахистова «Мой дом»

*Пословицы о доме

*Рассматривание фотовыставки «Я дома»

*Организовать выставку детских рисунков «Мой дом»

* Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 27

«Дошкольное воспитание» №4 2002 стр. 69

3. «Моя семья»

Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи. Формировать этические эталоны поведения в семье. Закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье

Обогащение словаря: семья, родные, дорогие люди, родители, родственники.

*Дидактическая игра

«Моя семья»

Цель: с помощью геометрических фигур на коврографе изобразить свою семью и рассказать о ней.

Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласковыми суффиксами.

Составление рассказа по схеме «Какая моя мама» (используя модели)

*Поговорки и пословицы о семье

*Рассматривание альбомов «Моя семья»

*Музыка из мультфильмов на тему «Мама», «Семья»

*Пальчиковая игра - потешка «Моя семья»

*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 100

*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.135

Декабрь

1. «Родной город»

Формировать понятие «малая родина». Расширить знания детей о городе. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.

Обогащение словаря: Родина, «малая родина», жилые дома, горожане, асфальтная дорога.

*Дидактическая игра

«Радио эфир»

Цель: в игровой форме закрепить знания домашнего адреса.

*Чтение стихотворения о родном городе:, Н.Грибачёв «Над десной»

*Рассматривание иллюстраций, фотоальбома о родном городе.

*Записи песен о родном городе.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 15

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 57

*Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108

Январь

1.Транспорт родного города

Закрепить название родного города. Уточнить и расширить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».

Обогащение словаря:

*Дидактическая игра «Светофор» (используем макет улицы)

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения

* Дидактическая игра

«На чём едем, летим, плывём»

Цель: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.

Дидактическое упражнение «Опиши»

Цель: используя карточки-схемы составить небольшой описательный рассказ про самолёт, автобус, поезд.

*Загадывание загадок о транспорте

*Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц, транспорта и автомобилей разных видов.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 17

Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108

2. Прогулка по улицам города к проезжей части, светофору

«Улица полна неожиданностей»

Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Формировать у детей чувство любви к своему городу.

Активизация словаря: пешеходы, тротуар, мостовая для машин, проезжая часть, светофор.

Обогащение словаря: зебра, обочина (сбоку), дорожные знаки.

* Дидактическая игра

«Как быть?»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре.

*Чтение стихотворения И.Лешкевич «Светофор»

*Загадывание загадок о транспорте и светофоре

* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 21

Февраль

1.Труд взрослых в родном городе

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города. Формировать уважение к труду людей направленному на благо родного города. Формировать у детей чувство любви к своему городу.

Обогащение словаря: профессии: учитель, рабочий, пожарный, врач, продавец, водитель, завод, фабрика.

*Дидактическая игра

«Кто что делает?»

Цель: поиск соответствующего понятия: учитель- учит детей, пожарный – тушит пожар.

* Дидактическое пособие «Назови профессию»

Цель: составить небольшой рассказ о профессии (с чем работает, и что делает?)

* Чтение стихотворения В.Берестов «Я расту», С.Чертков «Стихи о профессиях»

*Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессии.

*Пословицы и поговорки о труде.

*Загадывание загадок о профессиях.

* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.58

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.61

*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения»стр.68

1. Экскурсия в детскую областную библиотеку

Познакомить детей с библиотекой: для чего нужна библиотека, с её интерьером, оформлением, кто работает в библиотеке. Развивать наблюдательности и ассоциативное мышление. Воспитывать любовь и любовь к книге.

Обогащение словаря: библиотека, библиотекарь, газеты, журналы, каталог, картотека.

*Дидактическая игра

«Что такое библиотека»

Цель: знакомство с библиотекой, его функциями, кто и что делает в библиотеке.

* Рассказать детям о правилах поведения в библиотеке (правила в виде пиктограмм)

*Чтение стихотворения Б.Заходер «Стихи о профессии».

**Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 107

Март

1. « Мама – первое слово »

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная

*Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

*Дидактическое упражнение

«Какая моя мама»

Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.

*Дидактическое упражнение

«Назови чей?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

* Модель изображения лица человека «Фоторобот»

*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»

*Рассматривание фотографий наших мам

*Пословицы и поговорки о семье.

*Музыка из мультфильмов на данную тему.

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100

2. Прогулка в весенний парк

Познакомить детей с изменениями в природе. Обобщать и систематизировать знания детей о существенных признаках весны. Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна»

*Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах весны.

Подвижная игра «Горелки»

*Чтение стихотворения Л.Осипова «Весна», Г.Граубли «Кораблик»

*Загадывание загадок на тему «Весна»

*Приметы, поговорки, пословицы о весне.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 85

Май

1. Занятие «Экскурсия по родному городу»

Закрепить и расширить знания детей о городе (улицы, жилые дома, общественные здания и их назначения). Уточнить знания детей о правила поведения на улице, о правилах дорожного движения. Воспитывать чувство любви к своему городу.

Активизация словаря: Брянск, Брянцы, земляки, светофор, дорожные знаки.

* Словесная игра «Веди себя правильно»

Цель: Закрепить знания правил дорожного движения

*Чтение стихотворений Брянских поэтов: И.Швец «Наш Брянск»,