Гигиеническое воспитание детей в разных возрастных группах. Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях. личный пример работников детского сада, родителей

Гигиеническое воспитание детей

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.

Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.

В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:

1) закатать рукава;

2) открыть кран;

3) смочить руки;

4) взять мыло;

5) смочить мыло и руки;

6) помылить руки;

7) положить мыло;

8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;

9) смыть мыло;

10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;

11) тщательно смыть пену;

12) стряхнуть воду;

13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;

14) повесить полотенце на место;

15) опустить рукава.

Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.

Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.

В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.

Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки. Тем не менее необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.

Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.

Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.

Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.

Еще по теме Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей:

  1. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАIIИЕ В ДОУ

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е.Ковшило "12" ноября 1975 г. N 1366-75

Для педагогического и медицинского персонала дошкольных учреждений

Для работников органов народного образования

Для санитарно-эпидемиологической службы и домов санитарного просвещения


С первых дней Советской власти забота о здоровье детей стала главнейшей задачей государства. В стране создана огромная сеть детских лечебных и профилактических учреждений - поликлиник, больниц, санаториев, детских яслей и детских садов. На страже здоровья подрастающего поколения стоят сотни тысяч медицинских работников. Однако успешную профилактическую работу медики не могут вести только своими силами; в ней должны принимать участие все, кто занят воспитанием детей, и в первую очередь - персонал дошкольных учреждений.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей встает особенно остро в связи с их подготовкой к школе, которая должна начинаться уже с раннего дошкольного возраста.

Стоящая перед работниками дошкольных учреждений задача воспитания здорового ребенка - сложна и ответственна. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно-образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения - вот основные задачи этого раздела работы.

Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями).

Содержание работы по гигиеническому воспитанию детей определено следующими разделами "Программы воспитания в детском саду":* "Организация жизни группы и воспитание детей", "Воспитание навыков личной гигиены", "Игры", "Занятия", "Труд", "Физическая культура". Программа предусматривает сообщение на каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков.
__________________
* Программа воспитания в детском саду. М., "Просвещение", 1971.


Многие культурно-гигиенические навыки, несмотря на казалось бы благоприятные условия для их формирования, долгое время остаются неустойчивыми. Это - выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, соблюдение правил личной гигиены и др. Например, очень часто ребенок, который каждый день в течение 4-5 лет делает зарядку в детском саду, не приобретает стойкого навыка к ней (по данным ЦНИИ санитарного просвещения, только 15% первоклассников делают утреннюю гимнастику).

То же самое можно сказать и о других гигиенических навыках, прививаемых дошкольникам. Педагоги объясняют это тем, что еще слабо разработаны методы постоянного упражнения в поведении, в то время как необходимость накопления детьми такого опыта очевидна.

Следует учитывать, что характер педагогических приемов определяется эмоциями дошкольников: требования воспитателей должны вызывать у детей положительное отношение.

В воспитательной работе важно использовать увеличивающуюся с возрастом самостоятельность и активность детей.

Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю. Это непрерывный и планомерный процесс. Усложнение программного материала от группы к группе соответственно меняет и методику формирования и закрепления гигиенических навыков: в младшем дошкольном возрасте - совместные действия, показ и объяснения, в старшем - обоснование требований, создание навыков, контроль и самоконтроль за действиями.

Гигиенические сведения, сообщаемые детям, должны быть доступны и достоверны. Излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка. Так, целесообразно дать, например, некоторые сведения о пользе зарядки, закаливания, о необходимости мыть руки. От старших дошкольников надо требовать сознательного и прочного усвоения материала программы по гигиеническому воспитанию.

Большое значение в воспитании и обучении имеет принцип наглядности. Поэтому в работе с детьми необходимо широко использовать фотографии, диафильмы, иллюстрации, наборы к фланелеграфу и др. Большинство гигиенических вопросов связано с предметами и явлениями окружающей среды. Показ этих предметов и действия с ними позволяют раскрыть те их стороны, которые играют важную роль в формировании гигиенического поведения, но обычно остаются незамеченными или недостаточно осмысленными детьми. Наглядными пособиями могут служить предметы личной гигиены, ухода за одеждой и обувью и др. Наглядность должна сочетаться со словесным воздействием: воспитатель - показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок - смотрит, отвечает, пересказывает, объясняет.

СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правильное развитие и здоровье детей зависят от соблюдения режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе. Кроме этого, большое значение приобретает закаливание, санитарное состояние помещений, соответствие гигиеническим кормам естественного и искусственного освещения, мебели, а также то, насколько дети овладели навыками и привычками, способствующими охране здоровья.

От персонала дошкольных учреждений требуется немало усилий, чтобы создать необходимые условия для гигиенического воспитания и правильно их использовать.

Ознакомление с дошкольными учреждениями показало, что подавляющее большинство из них соответствует установленным гигиеническим требованиям. Здесь строго соблюдается режим, проводятся мероприятия, необходимые для правильного физического и психического развития детей, для укрепления их здоровья.

Вместе с тем наблюдения показали, что имеющиеся условия для правильной организации гигиенического воспитания детей не всегда полностью используются. Это относится к проведению закаливания, занятиям физкультурой.

Закаливание

Важное место в общем комплексе оздоровительных мероприятий занимает закаливание. Под закаливанием обычно понимают систему воздействий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды. Закаливание позволяет быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Проведение закаливающих процедур не только укрепляет здоровье ребенка, но и развивает его волю, положительные черты характера.

Наиболее благоприятный период для начала закаливания детей и выработки привычки к нему - летнее время. Вполне естественно, что в это время работа дошкольных учреждений строится с учетом наиболее полного использования естественных закаливающих факторов: воздуха, воды и солнца.

Закаливание воздухом . С наступлением теплых дней необходимо так организовать жизнь детей, чтобы большую часть времени они находились на свежем воздухе. Для этого надо использовать время, отведенное на прием пищи, игры, занятия, дневной, а там, где возможно, и ночной сон.

Место для дневного сна на воздухе должно быть сухим, хорошо защищенным от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Для ночного сна хорошо использовать специально оборудованные веранды. Если же дети спят ночью в групповой комнате или спальне, то, чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха, рекомендуется открывать окна. В дневное время при температуре воздуха (в тени) 30° и выше во избежание перегревания детей также желательно уложить спать в комнатах с открытыми окнами.

В долгие летние дни дети обычно плохо засыпают. Для воспитания у ребенка привычки засыпать в новых условиях нужно строго следить за тем, чтобы время отхода ко сну было постоянным. Во время сна в группе должна быть полная тишина. Разговоры воспитателей, стук и иные шумы отвлекают детей. Если кто-нибудь из детей не может долго заснуть, не следует его травмировать частыми и резкими замечаниями.

Одежда дошкольников. Закаливающее действие воздуха обусловлено разницей температур окружающей среды и поверхности тела ребенка. Разница эта колеблется в больших пределах в зависимости от одежды. Естественно, что чем легче одежда, чем более открыто тело, тем свободнее доступ воздуха и эффективнее его воздействие на кожу ребенка.

В первые теплые летние дни дети ходят с обнаженными руками и ногами, затем в легком сарафане или майке и, наконец, в одних трусах. В дальнейшем, когда выработается привычка переносить температурные колебания воздуха, детей можно оставлять в легкой одежде и в более прохладные дни.

Во время прогулки воспитатели следят за тем, чтобы у каждого ребенка был головной убор (панама, соломенная кепка, пилотка). Это защитит детей от перегревания и солнечного удара.

Хождение босиком. Общепризнанной закаливающей процедурой считается хождение детей босиком, которое им доставляет большое удовольствие. Однако при этом следует учесть ряд обстоятельств: начинать ходить босиком нужно в теплые дни по прогретой сухой земле, лучше всего по прибрежному песку. Это полезно и с точки зрения предупреждения плоскостопия.

После того как дети привыкают ходить босиком по прогретой сухой земле, им можно разрешить побегать по лужайке. Однако, чтобы избежать травм, необходимо предварительно принять самые тщательные меры предосторожности. На участке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, сучков и др. Кожа у детей нежная, и во избежание ушибов, проколов и других мелких травм не рекомендуется гулять босиком в лесу, особенно в хвойном.

После хождения босиком следует проследить, чтобы дети не только вымыли ноги, но и старательно их вытерли.

Из специфических закаливающих процедур широко распространены воздушные ванны.

Для воздушных ванн выбирают теневую площадку, защищенную от ветра (терраса, веранда). Дети остаются в одних трусах. Начинать закаливание следует в тихую погоду при температуре воздуха 23-24°. Когда ребята привыкнут к такой температуре, воздушное закаливание можно проводить и в более прохладную погоду. Длительность первых воздушных ванн должна быть не более 10-15 минут; затем она постепенно увеличивается до 30 минут, а при благоприятных условиях - до 1 часа.

При проведении ванн лежа следует через одинаковые промежутки времени поворачиваться на спину и живот. Детям, у которых отмечается повышенная нервная возбудимость, длительность воздушной ванны должна быть ограничена до 15 минут при температуре воздуха в тени не ниже 18°.

Таблица 1

Закаливание воздухом

Возраст

3-12 месяцев

Минимальная температура воздуха в градусах

Продолжительность первой ванны в минутах

Максимальная продолжительность ванн в минутах


Воздушные ванны хорошо сочетать с подвижными играми и физкультурными упражнениями. Воздушные процедуры обязательно должны контролировать медицинские работники дошкольных учреждений.

Закаливание водой . Водные процедуры можно проводить в любых условиях (в городских и загородных). Их легко дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального настроения детей.

Приучать ребенка к холодной воде следует с самого раннего возраста.

Постепенное снижение температуры воды содействует более быстрой адаптации, приучает кожу, весь организм ребенка к холоду, способствует предупреждению простудных заболеваний.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем является ее хорошим массажем, способствует лучшему ее кровоснабжению.

Умывание, которое ежедневно проводится по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может стать и закаливающей процедурой. Для этого температура воды с 28° постепенно снижается (на 1° каждые 2-3 дня) и доводится для детей 1-2 лет до 20°, 2-3 лет - до 16°, с 3 лет и старше - до 14°, а обмываемая поверхность тела с возрастом увеличивается: детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, детям 2-3 лет, кроме этого, - шею и руки до локтя, от 3 лет и старше можно мыть и верхнюю часть груди.

Мытье ног. Летом детям довольно часто приходится мыть ноги. Очень полезно эту гигиеническую процедуру сделать и закаливающей. Ежедневные ножные ванны, а также массаж ног при вытирании снижают их потливость и служат профилактикой плоскостопия.

Мытье ног прохладной водой, температура которой постепенно, через каждые 3-4 дня снижается на 1° и доводится с 36° до 20° для детей -3 лет и до 18°-16° для детей 4-7 лет, легко организовать в любых условиях. Для этого необходимо иметь хорошо и легко дезинфицируемые тазы, индивидуальные мочалки или губки, специальные полотенца для ног.

Старших дошкольников надо научить самостоятельно насухо вытирать ноги и растирать их полотенцем.

Мытье ног на ночь прохладной водой является успокаивающей процедурой, помогающей хорошему и спокойному сну.

Хорошим средством закаливания является обтирание, которое можно начинать с 3-месячного возраста. Перед его проведением в большой таз с водой нужной температуры (табл.2) кладут индивидуальные рукавички из мягкой материи, которыми производится обтирание. Все это необходимо приготовить заранее, чтобы детям не приходилось ждать.

Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием.

Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.

Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.

Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания.

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки -- это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.

Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.

Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.

Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.

Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:

  • 1. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.
  • 2. Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.
  • 3. Гигиеническая подготовка медицинского персонала.
  • 4. Гигиеническая подготовка технического персонала.

Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2--3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, участие в проведении закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье. В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Используя методы дидактики и дошкольной педагогики, они прививают ребятам гигиенические навыки, сообщают научные гигиенические сведения. Гигиенические навыки и представления дети приобретают на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важным достижением работы воспитателей является обучение детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует при наличии навыка давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно детям сказать, что игра закончилась, через 10 минут будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.

При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей Дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, пользоваться книжками-картинками, плакатами на гигиенические темы и просить детей рассказывать по ним.

Воспитатели устанавливают и поддерживают контакт с родителями для обеспечения единства требований при гигиеническом воспитании дошкольников.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания. Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо.

Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей. Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей. Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая необходимую специальную литературу.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.

Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.

В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:

1) закатать рукава;

2) открыть кран;

3) смочить руки;

4) взять мыло;

5) смочить мыло и руки;

6) помылить руки;

7) положить мыло;

8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;

9) смыть мыло;

10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;


11) тщательно смыть пену;

12) стряхнуть воду;

13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;

14) повесить полотенце на место;

15) опустить рукава.

Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.

Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.

В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.

Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки.

Тем не менее, необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.

Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.

Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.

Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.


Лекция 17. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте

Нормальное развитие ребенка находится в тесной связи с деятельностью его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем.

Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов. Поэтому педиатрия и детская гигиена уделяют большое внимание изучению и разработке детского питания и гигиеническим принципам его организации. Рациональное питание, соответствующее потребностям ребенка и отвечающее гигиеническим требованиям, - основная профилактика заболеваний органов пищеварительного тракта.

Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности. Малышам трудно усваивать сухую, жесткую и твердую пищу, у них легко возникают такие расстройства, как рвота и срыгивание, поносы и запоры. Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, при его заболеваниях она способствует развитию интоксикации; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечнососудистой системы.

Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов начинается заселение его микроорганизмами. Микрофлора в первые месяцы жизни в значительной степени обусловлена характером вскармливания. Она выполняет в организме определенные функции: подавляет и уничтожает болезнетворных и гнилостных микробов, принимает участие в синтезе витаминов и обладает ферментативными свойствами. Однако при ослаблении защитных сил организма или болезненных изменениях в кишечнике некоторые микробы, не опасные при других обстоятельствах, могут вызвать заболевания, объединяемые под названием дисбактериоз.

Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Обеспечению наиболее полноценного рациона ребенка в течение суток служит составление врачом детского учреждения рекомендаций для ужина, которые ежедневно вывешиваются в приемных комнатах групп. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о важности своевременного полноценного питания, бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая таким образом аппетит перед ужином.

Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием .

Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.

Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.

Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания.

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки -- это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.

Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.

Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.

Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.


Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:

1. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.

2. Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.

3. Гигиеническая подготовка медицинского персонала.

4. Гигиеническая подготовка технического персонала.

Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым.

В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, участие в проведении закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье.

В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Используя методы дидактики и дошкольной педагогики, они прививают ребятам гигиенические навыки, сообщают научные гигиенические сведения. Гигиенические навыки и представления дети приобретают на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важным достижением работы воспитателей является обучение детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует при наличии навыка давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно детям сказать, что игра закончилась, через 10 минут будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.

При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей Дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, пользоваться книжками-картинками, плакатами на гигиенические темы и просить детей рассказывать по ним.

Воспитатели устанавливают и поддерживают контакт с родителями для обеспечения единства требований при гигиеническом воспитании дошкольников.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания.

Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо. Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей.

Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.

Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая необходимую специальную литературу.