Что делать, если годовалый ребенок заболел. Что делать если годовалый ребенок съел кусочек картона

: Время прочтения:

Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.

На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:

«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».

В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.

Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства . Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться

Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.

1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.

2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.

3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».

4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.

5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.

6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».

А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.

Иногда родителям тоже нужно поработать над собой

Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.

Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.

А ведь на самом деле злиться — нормально . Злость появляется, когда желаемое не совпадает с результатом. Задача родителей — не подавлять чувства малыша, а помочь ему научиться выражать их без вреда для других.

Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.

Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».

Маленькие детки – маленькие бедки, вырастают детки, не уходят бедки. Кажется, ребенок подрастет, и к году станет легче. Он будет сам засыпать, спать всю ночь, и станет легче. Бывает и так, но не часто. Внимательные родители годовалого малыша замечают, что спит он плохо, постоянно просыпается. Почему так происходит? И что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?

Причины нарушения сна годовалого малыша

  • нарушения работы желудочно-кишечного тракта;
  • заложенность носа, связанная с аллергией, началом респираторного заболевания;
  • нарушения микроклиматических условий в комнате грудничка;
  • отсутствие режима сна (дневного, ночного), его нарушение, неправильные ассоциации со сном;
  • переутомление ребенка (физическое, эмоциональное);
  • посторонние шумы;
  • мокрый подгузник;
  • нарушение режима питания, в результате чего ребенок хочет ночью есть или пить;
  • фобии, ночные кошмары;
  • режутся зубы;
  • неврологические заболевания;
  • плохое самочувствие.

Это основные причины, по которым сон малыша может нарушаться. Например, кишечные колики к 3-х месячному возрасту проходят, но и в годовалом возрасте такое явление может беспокоить малыша время от времени. Это связано с тем, что ребенок пробует все новые и новые продукты. И некоторые могут вызывать метеоризм, плохо усваиваться или стать причиной аллергии и кишечного расстройства. Такие явления проходят достаточно быстро, и причиной постоянных нарушений в режиме сна-бодрствования быть не могут.

Если у ребенка заложен нос, спать в течение всей ночи, скорее всего, не получиться. Во-первых, трудно дышать, во-вторых, мозг обеспечивается кислородом недостаточно. Гипоксия сказывается на состоянии нервной системы крохи, и, как следствии, на качестве его сна. Так же трудно крепко и сладко спать, если ребенку холодно или жарко, душно или некомфортно.

Если ребенок перегревается (слишком тепло одет или укрыт, нет притока свежего воздуха), он будет спать очень беспокойно, постоянно крутиться и пытаться сбросить с себя одеяло. Так же он может просыпаться от жажды. Вспышки света, громкие хлопки (проезжающие мимо дома машины с очень громко включенной музыкой в салоне, фейерверк) могут послужить причиной плохого сна младенца.

Если у малыша мокрый подгузник до такой степени, что моча сочится из него, кожа ребенка раздражена — это очень мешает малышу спать.

Ребенок должен полноценно кушать в течение дня, если он не доедает при каждом приеме пищи, ночью он может очень хотеть есть.

Ночью ребенок плохо спит и постоянно просыпается, если неверно организован режим его дня. Дети, которые недостаточно активны днем, мало устают, не очень хорошо спят ночью, постоянно просыпаются. Но это не значит, что у ребенка должен отсутствовать дневной сон, или его нужно измучивать играми до полусмерти.

Переутомление также губительно для качества сна, как и недостаточная активность. Казалось бы, ребенок пропустил дневной сон, устал, он будет спать всю ночь «без задних ног». Но это не так, во-первых, перевозбуждение очень мешает заснуть. Во-вторых, сон становится поверхностным, в-третьих, повышенная двигательная активность приводит к тому, что кроха вздрагивает во сне, дергает ножками и ручками, и постоянно будит сам себя.

Если пропустить время сна, когда ребенок демонстрирует все признаки усталости, ожидая «режимного времени» можно перегрузить нервную систему и привести к тому, что малыш будет капризничать до полуночи. Если ребенок привык спать с мамой, а его вдруг решили «отделить» от нее. Он может спать плохо, постоянно просыпаться, не чувствуя себя в безопасности.

В годовалом возрасте зубы у детей, вернее процесс их прорезывания, могут доставлять много неприятностей, как в дневное время, так и ночью. Некоторые малыши очень стойко переносят этот процесс и не страдают ни обильным слюноотделением, ни сильным зудом в области дёсен.

Но везет так далеко не всем, у некоторых и слюноотделение так сильно, что малыши не успевают сглатывать слюны и могут поперхиваться и зуд очень сильный, так что они крутят во сне головой и пытаются даже почесать десна о подушку или простынь. Это не постоянное явление, зуд усиливается, затем стихает. Но в период активного прорезывания дети спят плохо и просыпаются очень часто.

Ребенок может плохо себя чувствовать по самым разным причинам, иногда их даже трудно обнаружить, но на качестве сна недомогание обязательно отразится. Очень плохо, беспокойно спят детки с повышенным ВЧД. Особенно при изменении погодных условий. Трудно заснуть с сильнейшим приступом головной боли.

Метеозависимые малыши могут плохо себя чувствовать как при изменении атмосферного давления, так и при повышении солнечной активности. Детки, страдающие разного рода неврозами, так же спят беспокойно, плачут во сне и часто просыпаются. Их, чаще, чем других детей, беспокоят неприятные сны, и пугающие иллюзии при засыпании (это нарушает процесс засыпания) и при резком переходе от состояния сна к состоянию бодрствования (например, при резком звуке).

Профилактика нарушений ночного сна

Чистота и прохлада в помещении для отдыха – залог здорового сна, как для ребенка, так и для взрослого.

Несмотря на то, что ребенок подрос, ежедневные влажные уборки в его комнате не повредят. Проветривать комнату перед сном нужно в обязательно порядке, как и следить за температурой. Комфортная для малыша температура от 18 до 25 О С (22 О С считается оптимумом). Если в комнате прохладнее, лучше теплее одеть малыша, чем включать приборы обогрева.

Кормить ребенка в течение дня нужно полноценно, он не должен недоедать. Если ребенок родился крупным, он может съедать больше, чем указано в нормативах для его возраста. Если ребенок активен и не доедает днем, он будет часто просыпаться ночью, плакать, пока не поест. К годику малыш не должен пить молочко ночью, и от этой привычки его надо отучать. Но делать это следует постепенно, заменив молоко детским чаем или соком. А затем убрав и этот атрибут.

Не нужно позволять малышу слишком активные игры перед сном. Если ребенок любит купаться, можно дать ему возможность вдоволь поплескаться в ванной. Если прием ванны его расслабляет – хорошо это делать перед сном, если возбуждает, то за час до сна. К годику ребенок должен уметь засыпать сам (без укачивания и бутылочки с едой на ночь). Для этого нужно формировать правильные ассоциации со сном.

К этому возрасту советуют отход ко сну превратить в ритуал. Можно, например, 15 минут перед сном поиграть с папой (если он приходит поздно и не может это сделать раньше), можно рассказать ребенку сказку, спеть песенку, и уложить в кроватку с любимой игрушкой. Дети хорошо реагируют на шипящие звуки, поэтому если в песенке много слов с буквой «ш» это очень хорошо. Ее можно произносить длинно, тихим ласковым голосом. Это поможет крохе уснуть.

Если ребенок привык спать с мамой, а его вдруг решили отлучить и приучить ко сну в манеже, не сомневайтесь, проблем будет много. Кроха, как только окажется в кроватке сам, проснётся, и будет просыпаться по нескольку раз за ночь. Как должен спать малыш (с мамой или сам) в каком возрасте кроха должен переходить к самостоятельному отдыху, эти вопросы до сих пор не имеют единого мнения. В любом случае ребенка с рождения нужно приучать к тому, что у него есть место для сна, и умению засыпать самостоятельно.

Например, на время дневного сна его можно укладывать в кроватку, а на ночь с мамой. Со временем ребенка все равно придется приучить спать самостоятельно. И это потребует терпения и усилий, а также нескольких бессонных ночей для мамы. Почему в этом случае малыш просыпается? Потому, что чувствует отсутствие мамы, некую пустоту, и ему просто страшно. И потребуется время, чтобы почувствовать себя в безопасности отдельно от мамы, пусть даже с любимой игрушкой.

Ребенок к годику должен засыпать в одно и то же время. В летний период это в половине девятого-девять вечера, в зимнее время его можно уложить раньше на полчаса. Однако если ребенок провел очень активный день, и во время спокойной игры перед сном начинает тереть глаза и зевать, не нужно биться за точное исполнение ритуала (искупаться, спеть песенку, лечь спать). Если ребенок засыпает, можете один раз пропустить ванную. Ничего страшного в этом нет. Сон лучше не перебивать.

Как быть, если у ребенка нарушения сна?

Если ребенок плохо спит, часто ночью просыпается и плачет, видимых причин вы не находите – обязательно покажите малыша неврологу.

Если ребенок плохо спит, измеряйте ему температуру, обратите внимание, не заложен ли носик. Если ребенок заболевает или вы подозреваете, что он заболевает – обратитесь к педиатру.

Очень часто при наступлении отопительного сезона, когда включают систему отопления, в квартире становиться тепло и сухо. Вроде бы все хорошо, комфортно. Но излишне теплый и сухой воздух иссушает нежную слизистую оболочку носа, приводит к ее отеку, трещинам, образованию корочек. В таком случае носик нужно промывать, а комнату чаще проветривать. Обязательно нужно гулять с малышом на свежем воздухе.

В летнее время, когда воздух сухой и пыльный, возможно придётся использовать систему кондиционирования или приобрести увлажнитель воздуха, чтобы создать малышу комфортные условия.

Если вы пользуетесь на ночь одноразовыми подгузниками, может быть их нужно менять чаще. Переполненный подгузник и раздражённая кожа не создают условий для комфортного сна.

Почему ребенок в возрасте одного года просыпается слишком часто? Может быть, он поел перед сном? Или голоден? В первом случае он может страдать от метеоризма, во втором просто нуждаться в пище. Годовалого ребенка лучше не кормить перед самым сном. Лучше это делать за 1-2 часа до сна. Малыш сыт, подгузник чист – а сон все также плох и отрывист. Загляните малышу в рот. Если увидите припухшие дёсны, легкое покраснение, вот вам и ответ. Зубы режутся, и это причиняет сильнейшее беспокойство малютке. Стоит посоветоваться с педиатром, какие капельки ему дать, или каким гелем воспользоваться.

Все нормально, подгузник сух, малыш здоров, накормлен, почему же он не спит? Ребенок может демонстрировать «совиные повадки» просто потому, что не хочет спать, не устал за день. Некоторые мамы на прогулке возят малыша в коляске. В возрасте 1 года крохе нужно больше двигаться. Нужно уже, чтобы он ходил ножками. Надо водить его за ручку, катать на всевозможных качелях и каруселях. Пора учить его лазать. Кстати от умственной деятельности малыш устает не меньше, чем от физических упражнений. Развивающие игры с сортером, изучение с ребенком картинок с животными и не сложными действиями людей поспособствую усталости малыша и его сну.

Почему еще может плохо спать кроха? Потому, что нервничает его мама. «Нет ничего важней погоды в доме». Это не пустые слова, и не абстракция. Дети очень чувствительны к отношениям между родителями, к общему фону нервозности. Если мама огорчена, обижена, ее мучит бессонница, вряд ли ребенок будет полноценно отдыхать. Чем спокойнее мама, тем крепче сон малыша. Не всех конфликтов можно избежать, не все переживания сублимировать в позитив, но нужно стараться.

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Спустя 12 месяцев после рождения у крохи меняются вкусы, уменьшается потребность в калориях из-за снижения интенсивности развития.

Если годовалый ребенок не ест почти ничего, стоит пересмотреть его режим дня

Есть и другие причины потери аппетита, из-за коорых не стоит тревожиться:

Худощавая конституция. Таким малышам не требуется много еды.

Индивидуальные биоритмы. «Совам» нужно немного времени после пробуждения до завтрака.

Короткие промежутки между кормлениями. Если от завтрака до обеда прошло меньше трех часов, малыш не успевает нагулять аппетит.

Излишне большие порции. Обилие еды может попросту напугать.

Неприятие определенных продуктов и систематические перекусы.

Иногда ребенок отказывается от еды, потому что она выглядит скучно. В годовалом возрасте малыша привлекают яркие краски и необычные формы. Это стоит учитывать при оформлении блюд для ребенка.

Потерю аппетита вызывают и заболевания:

Аллергические реакции;

Проблемы полости рта или болезненное прорезывание зубов;

ОРВИ и кишечные инфекции;

Недуги желудочно-кишечного тракта и печени;

Проблемы с сердцем и сосудами.

В этих случаях малыш не только отказывается от пищи, но и испытывает болезненные ощущения. Здесь без помощи врача не обойтись.

Что делать, если годовалый ребенок плохо ест

Прежде всего следует оценить уровень развитие крохи, посоветоваться с педиатром на предмет патологических состояний. Если их не отмечено, используйте приемы для повышения аппетита у малыша:

Пищевой интерес стимулирует прикорм. Лучше, если это будет не слишком сладкое яблоко или груша.

Еду предлагайте маленькими порциями каждые 4 часа.

Усаживайте за стол малыша только когда он успокоился и отошел от игрового азарта.

Нелюбимые блюда заменяйте на полезные аналоги.

Прогулки на свежем воздухе прекрасно стимулируют аппетит.

Если во время болезни годовалый ребенок ничего не ест, не настаивайте. На выздоровление требуется энергия. Ее организм экономит за счет переваривания пищи. Недостаток полезных веществ компенсируют витаминно-минеральные комплексы по рекомендации врача.

Важно не только то, сколько ест малыш, но еще и как он это делает. Тщательное пережевывание пищи стимулирует всасывание питательных веществ и выработку желудочного сока, что приводит к улучшению аппетита.

Рвота у годовалых детей встречается довольно часто. Причины такого явления могут быть самыми разнообразными. Далеко не всегда это состояние вызвано какой-либо патологией. Очень важно, чтобы родители знали, как себя вести и что делать при рвоте у годовалого ребенка. Ведь при неправильных действиях можно усугубить состояние малыша, что приведет к тяжелым последствиям.

Причины рвоты у годовалого ребенка

Причинами рвоты у годовалого ребенка могут стать следующие факторы:

  • патологии органов пищеварения;
  • эндокринные заболевания;
  • патологии нервной системы;
  • психические и эмоциональные причины;
  • переедание;
  • срыгивания, или функциональная рвота и прочее.

Рвота у ребенка без повышения температуры и диареи может быть связана с психогенными факторами, нарушениями режима питания и заболеваниями неинфекционного характера.

Функциональная рвота, или срыгивания, обычно наблюдаются в младенческом возрасте. Такая рвота может встречаться и у годовалых детей, но значительно реже. Это может быть связано с перееданием, погрешностями в питании, непереносимостью определенных продуктов, неправильно выбранной температурой пищи и другими подобными факторами. Как правило, функциональная рвота не представляет опасности. Но если ребенка часто тошнот и рвет, он не набирает вес, много капризничает и становится вялым, стоит посоветоваться с врачом.

К патологиям пищеварительного тракта, вызывающим рвоту у годовалого ребенка, относятся такие заболевания, как острый аппендицит, гастрит, непроходимость кишечника, заглатывание каких-либо предметов. Эти состояния могут представлять опасность для жизни и здоровья малыша, поэтому требуют обязательной медицинской помощи.

Причины рвоты у годовалого ребенка могут крыться в патологиях нервной системы. Из них можно выделить черепно-мозговые травмы (сотрясения и ушибы головного мозга), опухоли, родовые травмы, внутричерепную гипертензию. При подозрении на такие проблемы требуется консультация и обследование у невролога.

Рвота у годовалого ребенка также может быть вызвана психогенными факторами. Она может появляться при сильных эмоциональных переживаниях, стрессах, страхе и в других подобных ситуациях.

Помимо вышеперечисленных причин, рвота у ребенка может появиться при передозировке некоторых препаратов, например, витамина Д.

Рвота и понос у годовалого ребенка

Рвота и понос у годовалого ребенка при отсутствии температуры, скорее всего, свидетельствуют о пищевом отравлении. Такое состояние представляет опасность, прежде всего, быстрым обезвоживанием организма ребенка. Также родителям нужно внимательно следить за малышом при рвоте, так как рвотные массы могут попасть в дыхательные пути. Помимо отравления, рвота и понос у ребенка могут быть вызваны:

  • стрессовыми ситуациями;
  • патологиями пищеварительной системы, поджелудочной железы или печени;
  • приемом некоторых лекарственных средств;
  • перекармливание или неправильная диета;
  • аллергия на какие-либо продукты;
  • резкая перемена климата;
  • переутомление;
  • кишечные инфекции.

Температура и рвота у годовалого ребенка

Причинами появления у годовалого ребенка рвоты и температуры могут стать отравления, в том числе ядовитыми веществами, пищевыми продуктами или медикаментозными препаратами, и инфекционные заболевания. Нередок повышение температуры и рвота связаны, то есть именно высокая температура становится причиной рвоты.

При инфекционных заболеваниях кишечника, таких как колит, гастроэнетерит, дисбактериоз и прочие, у ребенка может подниматься температура, наблюдаться рвота и понос. Для пищевых отравлений характерно резкое внезапное начало, как правило, через несколько часов после употребления сомнительных продуктов. Симптомами такого состояния становится температура, рвота, понос, бледность рук и лица.

Кишечные инфекции представляют для здоровья малыша еще большую опасность. Лечение их, как правило, длительное и сложное. Симптомами таких болезней являются боли в животе, рвота, не приносящая облегчения, значительное повышение температуры, понос, изменение цвета кала и наличие в нем примесей. Кишечные инфекции требуют обязательной помощи медиков, самостоятельно справиться с такими патологиями практически невозможно.

Что делать при рвоте у годовалого ребенка

При рвоте у годовалого ребенка следует положить малыша на бок таким образом, чтобы верхняя часть его туловища была приподнята. Кормить малыша при рвоте и сразу после нее нельзя. Если рвота повторяется несколько раз, и наблюдаются другие симптомы патологии, то нужно вызвать скорую помощь или врача. Чтобы не допустить обезвоживания у ребенка, ему дают пить жидкость небольшими порциями. В этом случае в качестве жидкости лучше использовать специальные растворы. А вот давать ребенку противорвотные, антибактериальные и спазмолитические препараты без назначения врача не стоит. Также нельзя проводить самостоятельно промывание желудка, тем более с применением антисептических средств.

Рвота у годовалого ребенка: чем лечить

Специфического лечения рвоты у годовалого ребенка нет. Терапия назначается в зависимости от причин, вызвавших такое состояние. Так, при отравлении врач проводит промывание желудка и назначает специальные препараты и диету. Дефекты органов пищеварения, чаще всего, требуют хирургического лечения. Справиться с частой психогенной рвотой поможет психолог. В любом случае лечение должно согласовываться с врачом.