Строгие Родители – Нужно Ли Быть Строгими Со Своими Детьми. Если папа слишком строг

Порицания достойны родители,
не желающие воспитывать своих детей

в строгих правилах. (Петроний Арбитр)

У каждого родителя свой подход к вопросу воспитания детей. Строгое воспитание - это неплохо, оно делает детей самостоятельными и дисциплинированными, но, если такое воспитание переходит в разряд авторитарного, то ни о какой самостоятельности речи идти не может. Авторитарный метод воспитания порождает комплексы и нервозность у детей. Весьма строгие и властные родители, осуществляя неусыпный контроль за каждым поступком ребенка и управляя его поведением, подавляют его волю. Авторитарные родители предъявляют очень высокие требования к детям, закрывая глаза на живое общение и душевный отклик.

Дети приходят в этот мир с открытым сердцем и живой душой. Они любопытны, жаждут всему научиться и со всем познакомиться. И очень часто натыкаются на ситуации, которые учат их одному из принципов выживания в современном мире. Каждый ребенок приходит в этот мир со своим темпераментом, определенным набором задатков и способностей, поэтому и подход нужен к каждому свой. Нельзя предъявлять ко всем детям одни и те же требования, тем более, подавлять своим авторитетом.

Несколько лет я наблюдаю за одной знакомой семьей, имеющей троих детей. Мама, Т.В., настоящий диктатор, требующий беспрекословного подчинения своей воле. Папа в воспитании детей практически не принимает участия в силу своей загруженности на работе, соглашаясь с методами жены. Все трое: мальчик и две девочки, разные. Каждый из них имеет свои особенности и генетические возможности. Все трое - очень способные и даже одаренные, в связи с тем, что родители - интеллигенты с высшим образованием. В семье - строгий распорядок дня, ранний подъем и ранний отбой, обед и ужин по часам. У детей имеется определенный круг обязанностей, невыполнение хотя бы одной из них влечет за собой жесткое наказание, иногда даже в виде ремня. Правила в семье, примерно, следующие:

Встал - заправь за собой кровать!

Мой руки перед едой!

Когда я ем, я глух и нем!

Ты обязан все доесть за собой!

Поел - помой посуду!

Убирай за собой одежду в шкаф!

Во всем нужно слушаться взрослых!

Обманывать нехорошо!

Не смотри телевизор слишком близко и долго!

За компьютером можно сидеть один час в день!

После девяти часов вечера гулять нельзя!

Ты обязан хорошо учиться!

В школу нельзя краситься!

Не шумите, мешаете соседям!

Пока живешь в моем доме, выполняй мои требования!

Своим поступком ты позоришь семью!

Будешь наказан за нарушение режима!

По сути, ничего плохого в этих правилах нет, даже наоборот, много плюсов. Дети растут организованными, дисциплинированными и аккуратными, если не относиться к ним без фанатизма. Но в том-то и дело, что в этой семье любой перегиб наказуем, также мама не оставляет пространства для творчества и фантазии детей, подвергая критике любую неудачу или оплошность. Ни о какой поддержке, одобрении и похвале вообще говорить не приходится.

Старший сын Рома, как и свойственно первенцам, с детства был очень старательным, пытаясь во всем угодить родителям, рос неконфликтным ребенком, делал успехи в учебе. Спокойный, уравновешенный мальчик во всем слушался свою маму, боясь сделать хотя бы один неверный шаг в сторону. Страх, порожденный ее диктатом, все время мешал ему проявлять инициативу. В один прекрасный момент Ромке с задатками сильного характера и здравомыслия захотелось прервать цепь ограничений, придуманной мамой, и он научился обманывать. Сначала близких людей, а затем и всех остальных. В итоге потерял доверие к людям. Мальчик вырос добрым, дисциплинированным, пунктуальным и аккуратным, но неуверенным в себе, хитрым и недоверчивым. Имея огромный потенциал, так и не смог реализовать себя в жизни, отведя себе роль рядового инженера.

Марина, на два года младше своего брата, родилась с подвижной психикой, явно выраженный холерик . Живая, веселая, общительная, эмоциональная, она не смогла вынести давления со стороны матери и стала активно сопротивляться. Протест выражался в отказе от выполнения навязанных правил, нарушении режима, проявлении лени и грубом обращении с матерью. Упрямство - первая заявка ребенка на самостоятельность и требование признать в нем личность. Это естественная, закономерная реакция, свойственная большинству детей. Но и эта заявка была принята Т.В. в штыки, повлекла за собой усиление жесткого режима, подавление протеста насильственными методами. Такой подход способствует формированию у ребенка неуверенности в себе, низкой самооценки, нервозности. Жизнь матери и дочери превратилась в бесконечный конфликт, который длится по сей день. Пострадала и творческая энергия дочери, но Марина выросла хоть и неуверенной в себе, но сильной целеустремленной личностью, борцом за справедливость, с умением постоять за себя и окружающих, с активной жизненной позицией и стремлением к постоянному саморазвитию.

Самая младшая дочь Наденька родилась тихой, спокойной, умненькой девочкой. Ей тоже не нравился мамин режим, но один сильный воин за права детей в семье уже был. Куда уж меланхоличной Наде было тягаться со старшей сестрой. Обычно дети со слабой нервной системой, впечатлительные, возбудимые не остаются безучастными к строгим требованиям родителей, но и выполнять их также не могут. Может, поэтому Наденька и стала такой малоинициативной и инертной, находясь под постоянным прессом постоянной строгости и наблюдая безрезультатные попытки сестры улучшить ситуацию. Не желая получать все время ответную жестокость, младшая дочь предпочла оставаться в тени. В результате она так и замкнулась в себе, не позволяя эмоциям выходить наружу. В семье она автоматически стала любимым ребенком, ведь такие дети удобны для родителей. Но никто никогда не задумывался и не спрашивал, каково ей, хоро
шо или плохо, что она хочет и чего так боится. А боялась она много чего и втихаря плакала, обвиняя себя в собственной беспомощности. Выросла Надя тихой, скромной, неуверенной, опять же, покладистой, безотказной, аккуратной и отзывчивой к людям, только вот про себя совсем забыла.

Мама в данной ситуации применила один и тот же метод воспитания ко все детям, на выходе получились разные, но плачевные результаты. Несомненно, положительные моменты тоже есть: все дети воспитанные, порядочные, организованные, аккуратные, отзывчивые, добрые, чуткие. Но постоянные запреты, порицания, шлепки мешают осмыслить, что же на самом деле хорошо, а что плохо. Поэтому все трое детей постоянно путаются в жизни, сомневаясь в правильном выборе, ими руководит одна общая черта - неуверенность. Коль мама никогда особо не хвалила и не поощряла, дети бояться сделать опрометчивый шаг. Страх перед будущим - вот что еще их объединяет, а также отсутствие самостоятельности, ведь без маминого согласия не начиналось ни одного дела. Пострадало также эмоциональное развитие детей. Но никто из детей не смирился со строгим отношением мамы, каждый из них в силу индивидуальных особенностей нашел свой выход из ситуации, кто-то прикрывается ложью , кто-то бесконечно вступает в конфликт, а кто-то замыкается в себе. При этом все трое испытывают душевные страдания и угрызение совести, ведь врать нельзя, даже самому себе. Отсюда - высокий риск развития тревожных расстройств и приступов паники.

Но выход всегда есть! Дети, получившие авторитарное воспитание, работают над собой, искореняя комплексы из детства. Всегда найдутся люди, которые помогут преодолеть страх и справиться с трудностями. Главное, открыться новым людям, новым идеям и новым, даже самым смелым поступкам. А начинать никогда не поздно!

И начинается «затягивание гаек». Составляется расписание дня, которое подлежит неукоснительному исполнению. Строго по часам подъем, одевание, умывание, завтрак, учеба и т. д. На игры отводится минимальное время (тоже — строго по часам), причем выбираются в основном обучающие варианты (например, из кубиков полагается собирать не футуристические башни, а исключительно составлять слова). Отдельное время отводится работе по дому. За несоблюдение расписания и невыполнение ценных указаний (приказов) родителей — наказание. Оно может быть различным, начиная от лишения просмотра мультфильмов и заканчивая физическим наказанием, иногда очень жестоким.

Считается, что таким образом дети приучаются к дисциплине и послушанию, что у них появляется стремление к цели (еще бы, не доберешься до поставленной родителями цели — накажут). Ну и, конечно же, строгость призвана воспитывать уважение к старшим, в частности — к родителям.

Ни один шаг ребенка при такой системе воспитания не является полностью самостоятельным. Он всегда под контролем, всегда под присмотром. Каждый его приятель изучается чуть не под микроскопом: мало ли, вдруг этот «друг» занесет заразу вольнодумства, научит неуважению и т. д. В идеале — если друзей вообще нет, ну, а если уж их появления не избежать, то это должны быть только отобранные родителями экземпляры (оптимально — из приличных (по мнению родителей) семей, где используют аналогичную систему воспитания, в крайнем случае допускаются друзья из «вольнодумных», «либеральных» семей, но в этом случае семьи должны быть хотя бы на пару ступенек выше на социальной лестнице).

В общем, вся жизнь ребенка проходит под девизом «Не уставай, бия младенца». Играл в снежки и разбил окно — наказание. Играл в снежки и промочил ноги — наказание. Играл в снежки и пришел домой на пять минут позже предписанного времени — наказание. И так далее, до бесконечности. Строгость, строгость и еще раз строгость. Ни малейшего послабления, ни на секунду. Чтоб чего не вышло. Чтоб все было по плану.

Вот только результаты подобного воспитания чаще всего далеки от поставленных родителями целей. Отлично на эту тему сказано в милейшем телеспектакле «Малыш и Карлсон» (1971 г.).

Фрекен Бок, рассказывая об успехах на ниве воспитания детей, приводит в пример своего племянника Рудольфа (Рулле), который, как известно, стал вором: «Нужна система воспитания. Вот я воспитала своего мальчика, племянника. С раннего детства я из него выбила все эти штучки, все эти фантазии, все эти крыши. Каленым железом выжигала. Я ему говорила: „Это нельзя, это нельзя, это нельзя“. У меня он вздохнуть боялся, пошевельнуться не смел. Я за ним подсматривала, подглядывала. Я с ног валилась, но зато я знала о нем все! Куда он ходит, с кем он дружит, о чем он думает. И теперь я за него спокойна, и я в него верю».

А затем Рулле рассказывает своему приятелю Филле о том, как его воспитывали: «Если б ты знал, какое у меня было детство… Тетушка фрекен Бок с утра до вечера мне твердила: „Это нельзя, это нельзя“. Все нельзя! Тогда я стал врать. Тогда я стал делать все потихоньку: потихоньку ходить в кино, потихоньку таскать деньги из ее сумки, вся моя жизнь стала потихоньку, потихоньку, потихоньку… Она украла у меня детство!»

Одна женщина, которую в детстве жестоко наказывали и унижали за малейшую провинность, причем наказания преподносились под соусом: «Мы же тебя любим и хотим, чтобы ты выросла настоящим человеком!», рассказывала: «Когда я была маленькой, то по ночам лежала и ненавидела. Воображала, что встаю, беру на кухне самый большой нож и убиваю им всех. Всех-всех! Маму, папу, бабушку, сестру!». Кстати сказать, бабушка и сестра не имели никакого отношения к наказаниям, однако в представлении ребенка они являлись неотъемлемой частью семьи, родителей, а следовательно, подлежали уничтожению.

Дети, которых воспитывают в излишне строгой атмосфере, становятся похожими или на «киношного» Рулле, или вот на эту женщину. И иногда целая жизнь уходит на то, чтобы справиться с этой глубинной ненавистью, с желанием делать все наоборот, в противовес любым рекомендациям (например, стоит непременно украсть, если уверяют, что воровать нехорошо).

Самое худшее, что ненависть распространяется не только на членов семьи. Человек не может любить и себя тоже, не верит в то, что к нему хоть кто-то может испытывать добрые чувства. В самом деле, если он такой плохой, как уверяют родители, то за что же его любить? Таких не любят… И разрушительная ненависть не только к окружающим, но и к себе, ломает всю жизнь.

Рассуждая о необходимости строгости вплоть до физического наказания, современные родители не забывают упомянуть о различных соблазнах современного мира. Порнография, наркотики, алкоголь, культ денег и т. д. , и т. п. И многие думают, что, воспитывая ребенка в строгости, доходящей почти до абсурда, смогут уберечь его от вредного влияния окружающего мира.

Подобное мнение тесно связано с другим заблуждением: дети — это почти что животные, они еще не умеют думать самостоятельно, различать плохое и хорошее. Воспитательный процесс во многом подобен дрессировке, вырабатыванию условного рефлекса. То есть, за каждым проступком должно следовать наказание так же неотвратимо, как удар током по собачьей лапе при нажатии на неправильную кнопку.

Но доказано, что мыслительные процессы начинаются даже до рождения ребенка, еще в утробе матери. Нерожденный младенец уже чувствует, мыслит, оценивает окружающее. Собственно говоря, об этом было известно с древних времен, недаром ведь будущим матерям не позволялось смотреть на различные уродства, в некоторых культурах запрещалось даже приближаться к животным — наши предки беспокоились, чтобы ребенок не получил превратного представления о мире, воспринимал с первых секунд своего существования только положительное.

Воспитание, основанное на дрессуре, выработке условных рефлексов, практически без обращения к разуму (шалость-наказание), не приносит положительных результатов. Ребенок, воспитываемый таким образом, по большей части даже не понимает, в чем виноват, лишь тупо заучивает ситуации, которых допускать нельзя. То есть, бить стекла нельзя исключительно потому, что за это наказывают. Отсюда только полшага до вывода: если о битье стекол никто не узнает, то и наказания не будет. Следовательно, бить стекла можно, но так, чтобы об этом не узнали.

Только не нужно думать, что строгость в воспитательном процессе вообще не нужна. Нет, разумная доля просто необходима. Иначе ребенок будет расти в атмосфере вседозволенности, что тоже недопустимо. Но во всем нужна мера — и в демократичности, и в строгости. Простой пример: нужна ли соль при приготовлении пищи? Нужна! Но если в кастрюлю с супом вместо щепотки соли бухнуть сразу пачку, то этот суп однозначно будет несъедобен.

А уж тем более не следует путать строгость с жестокостью. Воспитательный процесс — это в первую очередь обращение к человеческому разуму. Это объяснение «что такое хорошо, а что такое плохо», а не дрессура. И уж тем более — не унижение. Воспитать человека жестокостью и унижениями невозможно. Как сможет уважать себя тот, которого с детства приучили, что он недостоин уважения? И как он сможет уважать других?

Дорогие родители! Дети, конечно, вовсе не маленькие ангелочки, с которыми никогда не бывает никаких проблем. И бывают ситуации, когда ребенка приходится наказывать. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы мера наказания соответствовала проступку. И отмерять наказание следует еще тщательнее, чем пряности при приготовлении пищи. В случае пересоленного супа максимум, что вам грозит — вы останетесь без горячего обеда. В случае же превращения воспитательного процесса в дрессировку дикого животного вы рискуете искалечить не только жизнь собственного ребенка, но и свою собственную.

Любите детей, уважайте их — и вы не ошибетесь в балансе либерализма и строгости.

Излишне строгое воспитание может оставить у ребенка не только психологические шрамы, но и реальные физические проблемы , которые ощущаются через много лет.

Одно из возможных последствий жесткого обращения родителей – ожирение и связанные с ним метаболические нарушения.

«При этом наличие одного доброго и заботливого родителя не влияет на этот эффект – строгость второго оказывается сильнее. Жесткость, как мы ее понимаем, всегда плохо отражается на детях. Но она особенно вредна, когда ребенок чувствует резко контрастирующее отношение второго родителя», - говорит автор нового исследования Томас Шофилд (Thomas Schofield).

Под «жестким» воспитанием ученые понимали излишне требовательное и враждебное отношение.

Доктор Шофилд, профессор развития человека и семейных отношений Университета штата Айова, говорит, что до последнего времени его коллеги-исследователи редко выделяли жесткое воспитание, сосредотачивая свое внимание на крайностях, таких как насилие над детьми.

В ходе своей последней работы Шофилд и его сотрудники наблюдали 451 ребенка, которые в 1989 году посещали седьмой класс школы. Все участники проживали в разных округах Айовы. За прошедшие годы дети выросли, окрепли, обрели свое место в жизни, и после этого психологам представилась замечательная возможность оценить последствия их воспитания.

Ученые не только опрашивали детей и родителей, но и с их разрешения записывали на видео происходящее в домах. Все семьи были белыми, англоговорящими, все проживали в маленьких городах или на фермах.

Результаты показали, что жесткое отношение родителей приводит к заметным изменениям в физическом и психологическом состоянии детей. К негативным изменениям, от которых они порой не могут оправиться даже через два десятка лет после окончания школы. При этом достаточно строгости одного из родителей, чтобы испортить ребенку здоровье на многие годы вперед.

Наиболее яркое последствие – это избыточная масса тела и ожирение, которые настигали детей, воспитывающихся под прессом строгих родителей. Авторы полагают, что постоянный стресс в детстве нарушает обмен веществ и способствует набору веса, от которого потом уже непросто избавиться .

Ученые напоминают, что ожирение – это не просто лишние складки. Это бомба с часовым механизмом, которая может в любой момент выдать «сюрприз» вроде сахарного диабета, сердечнососудистых заболеваний или одного из видов рака. Слишком высокая цена за характер папы и мамы.

«Стресс может быть причиной хронических проблем со здоровьем у детей, воспитываемых в излишне жестких условиях. Стресс нарушает работу иммунной системы и гормональный баланс. Детям нужна любовь, а не муштра», - говорит независимый эксперт Майкл Маккензи (Michael MacKenzie), профессор педиатрии.

Константин Моканов

Мы в этой книге много говорим о том, что чувствуют дети, как их можно и нужно любить, понимать, чувствовать. Но это лишь одна сторона материнства, светлая и приятная. Но есть и другая, без которой все светлое может быть безнадежно испорчено и утрачено.

Все-таки мы несем за своих детей ответственность. До определенного возраста мы принимаем за них решения – нравится им это или нет. Мы их кормим, содержим, создаем для них условия. И это не так просто, особенно с подростками.

Строгость, о которой мы поговорим, – это не розги и не ремень. И эта строгость направлена не только на детей, но и на самих взрослых. Может быть, мы именно поэтому часто эту сторону упускаем, потому что нам самим лень становиться лучше? Или потому что это не так приятно и не так радостно, как все остальное?

Какого же вида строгость и нашим детям, и нам необходима? Давайте попробуем как-то это упорядочить.

Выстраивание иерархии в семье

Очень часто дети в наших семьях становятся центром всего и вся. Они определяют ритм нашей жизни, режим, мы во многом под них подстраиваемся. Например, если сын очень громко кричит, то мы готовы кормить его первым, хотя никто еще не сел за стол. Мы готовы ради них нарушать любые правила, им часто позволено скакать у нас на голове – и мы делаем вид, что все в порядке. Точнее, нам-то это не очень нравится, но что поделать.

У Джона Грея в книге «Дети с небес» описана одна очень хорошая заповедь, которая гласит:

«Ты можешь быть несогласен, но папа и мама – главные».

Что это значит? Не всегда в жизни должно происходить так, как хочет ребенок. Есть ситуации, когда его желания опасны для него же самого, невозможны к исполнению прямо сейчас или нарушают права других членов семьи. И решение принимают старшие – папа и мама.

Скажите честно, хотели бы вы рядом такого отца в своей юности? Чтобы перед теми, кто просто хотел вами воспользоваться, вас кто-то мог защитить? Чтобы несмотря на временное помутнение вашего разума (а у подростков ведь разума еще нет, а энергии и доступа ко всему лишнему – хватает), кто-то рядом смог вас привести в чувство и направить на путь истинный, а не молчать в сторонке, делая вид, что все в порядке? Чтобы парню, который склонял вас к близости, ваш отец поставил ультиматум в достаточно жесткой форме – и тем самым сберег бы ваше сердце от стольких шрамов?

Сейчас родители боятся брать на себя такую роль, хотя это так важно. Боятся потерять своих детей, контакт с ними. Зря. По моему мнению, это роль родителей, это их обязанность – максимально сберечь чистоту своих детей в том возрасте, когда гормоны затмевают рассудок. Не перегибая палку, объясняя и делясь опытом. Но да – чтобы позволять себе такие поступки, нужно до этого времени строить глубокие отношения с детьми.

Наказывать?

Это вопрос спорный. Многие говорят, мол, нас лупили, и мы нормальными выросли. Кто-то категорически против наказаний в любом виде. Это две крайности, а истина – посередине.

Наказание бывает разное и физическое имеет самое слабое воздействие. Оно унижает и подавляет, и кроме обиды у ребенка редко что остается.

Психологическое же действует тоньше, хоть и требует от родителя больше гибкости и строгости. Хотя и этим тоже не советую вам увлекаться.

Когда ребенок делает что-то не так, возможно, стоит просто с ним поговорить и на понятных ему примерах объяснить, к чему это приведет. Я со старшими мальчиками обычно использую их любимых героев и нелюбимых злодеев. Говорю, что вот так поступают герои, вот так себя ведут, вот это делают. А вот так – только злодеи. Злодеем быть мало кому нравится. Иногда этого уже достаточно.

С маленьким в моменты его истерик просто выхожу в другую комнату. То есть не его запираю где-то, а сама запираюсь на пару минут (не дольше), например, в туалете. Дышу, считаю до десяти, успокаиваюсь. И когда выхожу – он просто рад меня видеть.

В крайних случаях, когда температура по больнице зашкаливает, я могу применить самое страшное оружие. Сесть и заплакать. На всех наших детей – вне зависимости от возраста – это действует шокирующе. Каждый из них пытается понять, что случилось, почему мама плачет и что сделать, чтобы этого не повторялось. Но да – это серьёзный инструмент для очень серьезных ситуаций. Например, когда кто-то из сыновей пытается меня ударить (чаще всего – самый младший). Или когда они очень сильно ругаются друг с другом и отчаянно дерутся. Тем самым я показывают им, что мне очень больно это видеть. И это работает лучше, чем если я начинаю кричать и разводить их по комнатам.

Со старшим иногда приходится применять и другой вид «наказания» — перестать на какое-то время с ним общаться. Это не недельный бойкот, это максимум полчаса (обычно меньше), когда на любые его просьбы и обращения я говорю только: «Ты сделал мне очень больно. Я пока не хочу с тобой общаться». Это действует очень сильно. Поэтому я пользуюсь такими вещами только в крайних случаях.

И для меня очень ценно, когда спустя сутки или двое, Матвей (как на данный момент самый разговорчивый) подходит ко мне и говорит:

«Мама, прости меня за то, что я вчера на тебя кричал и кидался игрушками. Я вел себя очень плохо».

Сам, я не заставляю его, не напоминаю. Он сам ходит, переваривает – и выдает спустя какое-то время. В ответ я, конечно, его обнимаю, мы обсуждаем, как такие ситуации можно решать по-другому. Но главное, что и без серьезных наказаний ребенок получает обратную связь и выстраивает в голове цепочки «хорошо-плохо».

Все остальные способы – «по попе», крик, лишение чего-то, угол и так далее в нашей семье плодов не приносят. Только ухудшают ситуацию в целом. Не буду лукавить, многое из этого мы так или иначе пробовали – на автомате или осознанно. Но эффект нам не нравится. Хотя иной раз «жесткий разговор с папой» работает быстро и . Но именно с папой.

То есть даже наказания – это в первую очередь внутренняя работа родителей, чтобы не сорваться в автоматический режим к ремню и крику, а найти в себе внутренние ресурсы поступить иначе. Это всегда сложнее, дольше, но эффективнее.

Заметили, все перечисленные виды строгости в большей степени направлены не на детей, а на родителей? На воспитание самих себя, укрепление своего внутреннего стержня, раскрытие своих лучших качеств? Вот именно такой строгости нам не хватает, потому что ремнем махать и орать как потерпевшие мы и так умеем, только пользы – никакой и ни для кого.

Любить детей – это не только сюсюкать с ними и поддерживать их в начинаниях. Это еще и иметь внутреннюю силу для того, чтобы что-то запрещать, ограничивать и показывать это на своем примере.

Любовь не может быть сентиментальной и слепой. Как раз из-за такой отцовской «любви» случилась война 5000 лет назад, описанная в Махабхарате. И даже там все могло бы быть иначе, если бы отец понял, насколько важно уметь не только потакать капризам ребенка, но и давать ему отпор, а кроме того накапливал бы внутреннюю силу и целостность.

И у нас сегодня есть выбор. Мы можем придерживаться старых методов воспитания – не баловать, но пороть, чтобы выросли послушные и нормальные. Можем использовать только новые – заботиться, принимать, потакать во всем, никогда не проявляя строгости, чтобы не нанести им травм. А можем понять, что любви без строгости не бывает, тогда это просто привязанность. Ведь любовь возвышает, пробуждает в человеке все лучшее, иногда причиняет боль, но боль эта исцеляет и переводит на новый уровень развития.

Строгость – как обратная сторона материнской любви, без которой она не сможет быть полноценной и развивающей. Вот только помнить надо, что в большей степени строгость нужна по отношению к самой себе, своим привычкам, поведению. А отношения с ребенком – просто отражение наших отношений с миром.

И закончить мне хочется одной из любимых моих цитат из Библии. О том, что для всего в этой жизни есть свое время и место. В том числе и для строгости. Жизнь многогранна, и этим она и прекрасна.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

(Ветхий Завет, Книга Экклезиаста)

Споры и ссоры с родителями неизбежны в любом возрасте. Однако любые проблемы можно решить, даже если родители строгие или часто сердятся. Важно дать возможность родителям успокоиться, понять причины их поведения и найти способ мирного разрешения конфликта, чтобы избежать ненужной агрессии.


Важно : строгость и склонность к насилию - не одно и то же. Если вы считаете, что ваши родители склонны к физическому или психологическому насилию по отношению к вам или к кому-то еще, сообщите об этом в правоохранительные органы.

Шаги

Как отстаивать свою точку зрения в разговорах

    Постарайтесь успокоиться перед разговором с родителями. Вы не сможете донести до родителей свою точку зрения, если будете кричать. Помните, что во время разговора люди отражают поведение собеседника: чем громче и агрессивнее вы будете говорить, тем больше будут заводиться родители. Если вы успокоитесь и будете вести себя мирно, они будут делать то же самое. Если разговор выйдет из-под контроля, вернитесь к нему через час или позже после конфликта. Не обсуждайте проблемы, пока эмоции бушуют.

    Признайте свои проступки, чтобы сместить фокус с вашей личности. Это не значит, что вам стоит молча проглотить все обвинения. Просто протяните родителям оливковую ветвь. Чаще всего родители злятся не потому, что им это нравится, а потому, что им кажется, что вы совершили ошибку или проявили неуважение по отношению к ним. Даже если вы не сделали ничего плохого, принесите извинения за недопонимание и пообещайте исправить ситуацию. Если вы предложите мир, пусть и незначительными действиями, вы сможете быстро погасить негативную энергию. Достаточно начать с извинений.

    Не перебивайте. Это может оказаться самым сложным, но не перебивать родителей очень важно. Иногда родителю просто нужно выпустить пар, а вы как его ребенок всегда рядом и всегда можете выслушать. Хотя слушать неприятные вещи молча может быть сложно, в 90 % случаев у человека закончатся обвинения, если просто дать ему выговориться. Позвольте родителю высказать все, а когда он закончит, объясните, как все выглядит с вашей стороны.

    Повторите вслух главные доводы родителей. Если вы сможете своими словами спокойно повторить сказанное родителям, родители увидят, что вы их понимаете. Будет полезно, если вы сможете показать родителям, как сказанное ими укладывается в общую картину. Но, что еще важнее, все это позволит вам самостоятельно управлять разговором и показывать родителям то, как их видение касается вас.

    • «Я понимаю, что вы переживали из-за того, что со мной могло что-то случиться, когда я вам не позвонил».
    • «Я знаю, что вы боитесь, что я могу не успеть сделать домашнюю работу».
    • «Я понимаю, что вы расстраиваетесь потому, что вы любите меня и желаете мне лучшего».
  1. Подробно объясните родителям свою точку зрения. Чаще всего ссоры, злость и агрессия являются причиной того, что родители не знают, как все выглядит с вашей стороны. Вместо того, чтобы заявлять родителям, что они вас совсем не знают, постарайтесь объяснить им, почему вы все видите иначе. Расскажите им о своем видении спокойно и рационально. Им будет сложнее возражать вам агрессивно, если вы будете говорить здравые вещи. Будьте готовы постоять за себя и объясните родителям, что у всего есть свои причины.

    • «Я не думал, что вы воспримете все так. Я просто хотел...»
    • «Я просто хочу для начала рассказать, как все выглядит с моей стороны».
    • «Я понимаю, почему вы так думаете, но с моей стороны...»
  2. Предложите решения, которые позволят избежать повторения ссоры по такому же поводу в будущем. Не ждите осуждения родителей. Будьте активны и вносите свои предложения. Вместе с родителями постарайтесь найти решение, которое не даст ссоре повториться. Важно показывать, что вы готовы к диалогу и что вам важно уладить конфликт. Даже если вам кажется, что во всем виноваты только ваши родители, такая позиция позволит вам смягчить их отношение. Ведите себя сдержанно и не допускайте появления негативных эмоций у родителей. Например:

  3. Поймите, что поведение родителей - это проявление заботы. Практически во всех ситуациях родители ведут себя так не потому, что хотят этого. Они просто пытаются защитить своего ребенка. Ваши родители любят вас, и их злость чаще всего является отражением страха - страха, что вы пропали, что вы не уважаете их и их желания, что вы недостаточно усердно занимаетесь в школе и так далее. Когда вы поймете, почему родители строги с вами, вам будет проще успокоиться и успокоить их.

    Как попросить о большей свободе и уважении

    1. Составьте список разумных и выполнимых просьб. Если вы просто скажете родителям, что они делают все вам назло, это ничем вам не поможет. Вам стоит продумать конкретные примеры, чтобы что-то можно было изменить. Подумайте, что заставляет родителей вести себя так, как они себя ведут. Что можно сделать, чтобы изменить это?

      • Не относитесь к этой задаче как к составлению списка требований. Родители не должны чувствовать себя как заложники.
      • Аргументируйте каждую просьбу. Объясните родителям, что вас обижает прозвище, которым они вас называют, или что у вас не всегда есть время навести порядок в комнате из-за домашней работы и занятий спортом.
    2. Найдите спокойное место для разговора. Когда успокоитесь, скажите родителям, что вам нужно поговорить с ними о кое-чем важном. Выберите спокойное место дома, где вам никто не помешает, и подберите время, когда и вы, и родители будете свободны. Оставьте как минимум час на разговор.

      • «Мы можем поговорить в гостиной после ужина?»
      • «Я хочу поговорить с вами о кое-чем важном».
    3. Объясните родителям, что вы чувствуете из-за их действий. Возможно, они не понимают, что кажутся вам слишком строгими. Если они будут знать, что вы чувствуете, возможно, они задумаются над своим поведением и найдут способ что-то изменить. Говорите честно, открыто и конкретно. Приводите примеры из недавнего прошлого, чтобы они не думали, что вы все придумываете.

      • Если хотите, чтобы родители прислушались к вам, будьте готовы выслушать и их. Возможно, окажется, что ваше поведение также задевает родителей.
      • Не обвиняйте родителей и говорите спокойно, иначе они займут оборонительную позицию и разозлятся еще больше.
    4. Продолжайте участвовать в разговоре, даже если он станет очень эмоциональным. Кивайте, когда родители говорят, не скрещивайте руки и ноги, смотрите в глаза родителям. Жесты и мимика дадут родителям понять, что вы слушаете, и им будет проще продолжать разговор. Вы будете казаться спокойным зрелым человеком, который готов искать компромисс и у которого есть свои веские доводы.

      • Не вздыхайте и не используйте жесты, демонстрирующие недовольство.
      • Не скрещивайте руки или ноги - из-за этого будет казаться, что вы пытаетесь дистанцироваться.
      • Не водите ручкой по бумаге, не рассматривайте свои руки и не перебирайте в руках предметы, пока родители говорят. Уделите им все свое внимание.
    5. Продумайте грамотные , реалистичные цели для всех вас. После того, как объясните родителям, что вы чувствуете, изложите свои просьбы. Скажите, что вы хотите работать над целями вместе с ними и что вы цените их вклад. Если у вас будут разумные и оправданные цели, вам будет проще отслеживать изменения и указывать родителям, что они не выполняют свои обещания, если это произойдет.

      • Если вы хотите проводить больше времени с друзьями, пообещайте встречаться с ними только после того, как выполните домашние задания и работу по дому.
      • Если вам кажется, что у вас слишком много домашних обязанностей, покажите родителям свое расписание и предложите выполнять дела по дому только в определенные дни.
    6. Каждый день ведите диалог с родителями и стремитесь к укреплению взаимного уважения. Один разговор не изменит все ваши отношения - это длительный процесс, поэтому вам нужно будет время от времени напоминать родителям о ваших обещаниях и следить за тем, чтобы они держали свое слово.

      Как вести себя с хронически строгими родителями

      1. Постарайтесь понять мотивы родителей. Подумайте, как родители относятся к сложившейся ситуации, и проанализируйте их мотивы. Скорее всего, они ведут себя так не только из-за вас. Возможно, у них есть и другие поводы нервничать и переживать, а также другие проблемы. Не исключено, что из-за этого они срываются на вас. Но такое бывает в любой семье.

        • Можете ли вы помочь родителям справиться со стрессом? Возможно, если вы возьмете на себя 1–2 дополнительных дела по дому, им будет проще расслабиться и успокоиться.
        • Действительно ли строгость родителей настолько проблематична? Может, они просто не в настроении из-за работы? Или они всегда слишком строги по отношению к вам?
        • Попробуйте абстрагироваться от разовых конфликтов и подумайте, поддерживают ли вас родители, любят ли они вас и заботятся ли они о вас? Все родители время от времени выражают недовольство, но это не значит, что они не любят вас.
      2. не является злоупотреблением родительскими правами . Но вам следует обратиться за помощью к школьному психологу, социальному работу или позвонить в милицию (102), если вы:
      • Время - ваш лучший союзник. Постарайтесь выдерживать паузу между спорами и не беспокойте родителей после события, которое разозлило их. Все люди более сговорчивы в спокойном состоянии.
      • Не позволяйте родителям обесценивать ваши чувства. Если у них был сложный день, это не значит, что вы не имеете права обижаться и просить их принести извинения.
      • Всегда старайтесь достучаться до родителей. В правах ребенка сказано, что все дети имеют право выражать свои мысли.
      • Сохраняйте спокойствие и старайтесь понять точку зрения родителей. Ситуация может быть не такой сложной, как вам кажется.
      • Если вы поспорили с родителем, в конце разговора или через пару часов принесите извинения и обнимите родителя. Скорее всего, отец или мать чувствуют себя так же плохо, как и вы.
      • Если ваши родители склонны к психологическому или физическому насилию, позвоните в милицию или обратитесь к социальным работникам либо поговорите с людьми, которыми вы доверяете (с друзьями, родственниками, учителями, школьным психологом). Какими серьезными ни казались бы проблемы, кто-нибудь вам обязательно поможет.
      • Если вам кажется, что родители злоупотребляют своими правами, знайте, что вы можете рассказать людям об этом. Если у вас плохие отношения с родителями, попробуйте заняться с ними чем-нибудь вместе. Можно также поговорить со школьным психологом.