Развитие самосознания детей дошкольного возраста. Курсовая работа: Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

У детей дошкольного возраста накапливается определенный жизненный опыт, который приводит к более глубокому осознанию самого себя. В дошкольном возрасте расширяются представления о собственных качествах, особенностях, возможностях. Осознание самого себя складывается из познания себя и отношения к себе. Самосознание ребенка дошкольника складывается из:

1. Осознания своей внешности . Дошкольники, в основном, положительно воспринимают свою внешность, но младшие завышено оценивают свой внешний облик («Я красивый»), а старшие – более самокритичны. В самосознании ребенка формируется целостный образ тела, представление об индивидуальности лица, телосложения. Осознавая свою излишнюю полноту или худобу, какие-то физические недостатки или видимые изменения внешности (остриженная наголо голова, сыпь), ребенок испытывает смущения. А иногда из-за этого отказывается посещать детский сад.

2. Осознание своего имени . Дошкольники не только откликаются на имя, но и реагируют на разное его звучание. (Анна, Анечка, Аннушка), спокойно воспринимают ситуацию совпадения имен, гордятся своим именем, выбирают любимую форму обращения к ним и чаще именно так и представляются. Важно в дошкольном возрасте заложить положительное отношение к собственному имени через утверждение своего достоинства («Петя – хороший мальчик»).

3. Осознание своего пола . Дошкольники не только знают о своей половой принадлежности, имеют представления о ее неизменности (девочка – девушка – женщина, мальчик – юноша – мужчина), но и различают друг друга по особенностям строения тела, а не только по прическе, одежде. У дошкольников вырабатывается чувство гордости, что он является именно мальчиком (или девочкой) и адекватное отношение к детям другого пола. Естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми, надо отвечать искренно на «каверзные» вопросы детей, тактично объяснять причину природных различий.

4. Осознание себя во времени . Дошкольник воспринимает себя в трех временных измерениях: прошлом, настоящем и будущем. Способны дошкольники и планировать свое будущее («Вырасту и буду мамой, врачом» и т.д.).

5. Осознание своей индивидуальности. Оно зарождается в семейных отношениях, т.к. родители обычно подчеркивают исключительность собственного ребенка. Но и воспитатель должна подчеркивать неповторимость личности каждого ребенка, формировать чувство собственного достоинства и уважительное отношение к проявлению индивидуальности другими. Личностно ориентированное обучение и воспитание нацелено на то, что надо соблюдать чувство меры, чтобы не сформировать у ребенка чувства превосходства над другими.


В дошкольном возрасте под влиянием оценки взрослых, сравнения себя с другими формируется самооценка ребенка: завышенная, адекватная и заниженная, что выражается в оценке своих достижений и результатов деятельности, во взаимоотношениях с другими.

Г.А.Урунтаева выделяет особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

1. сохраняется общая положительная самооценка;

2. возникает критическое отношение к оценке себя взрослыми и сверстниками;

3. складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и психических процессов;

4. к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка (оценивание себя по-разному в разных видах деятельности), самокритичность;

5. развивается способность мотивировать самооценку;

6. формируется идентификация с именем собственным, половая идентичность, осознание себя во времени и личное самосознание.

В заключении необходимо отметить, что основными факторами, влияющими на развитие самосознания, являются общение со взрослыми и со сверстниками, правильно организованная система нравственного воспитания.

Протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

Реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.) .

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

Постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.

Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Материал с сайта pedlib.ru

Курсовая работа Особенности формирования самосознания дошкольника

Курсовая работа

Особенности формирования самосознания дошкольника

1. Развитие самосознания дошкольника на

различных его этапах.

1.1 Развитие самосознания в онтогенезе. с. 5 - 7

1.2 Развитие самосознания в раннем возрасте. с. 7 - 12

1.3 Формирование самосознания в дошкольном возрасте. с. 12 - 16

2. Влияние семейного воспитания на развитие

самосознания ребенка.

2.1 Типы семейного воспитания и их влияние на становление

самооценки ребенка. с. 17 - 22

3. Исследование отношения ребенка к самому себе.

3.1 Описание методики. с. 26 - 32

3.2 Результат исследования. с. 32 - 33

Выводы. с. 34 - 35

Список литературы. с. 35 - 36

Приложения. с. 37 - 43

Введение.

Общество без качественного образования не имеет будущего. Воспроизведение интеллектуального потенциала народа, повышение науки и техники на мировой уровень является необходимым условием развития Украины как цивилизованного государства. Осуществить это невозможно без совершенствования системы образования, которая является основой национального возрождения.

Раннее детство - период, когда закладываются основы всех психических функций и свойств личности, формируются познавательные процессы, интенсивно развиваются различные виды деятельности, создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития. Важная роль в этом процессе принадлежит родителям, воспитателям, практическим психологам.

В современной литературе появляется все больше статей по проблеме социального развития малышей, формирование самосознания дошкольника, воспитание волевых качеств, самостоятельности и т.д..

Изучением данной проблемы занимаются научные сотрудники лаборатории психологии дошкольного института психологии имени Г. С. Костюка АПН Украины: С. Е. Кулачкивська, Т. А. Пироженко, Л. Г. Подоляк, С. А. Ладывир, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института проблем воспитания АПН Украины Кононко А. и ее коллеги и многие другие ученых и педагогов - практиков.

Объект курсовой работы: самосознание дошкольников.

Предмет исследования: динамика развития и особенности формирования самосознания дошкольников.

Цель исследования: изучить особенности формирования самосознания дошкольников.

Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования самосознания дошкольника.

Изучить главные подходы к организации учебно - воспитательного процесса, который бы способствовал всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

Выяснить положительные и отрицательные факторы семейного воспитания, влияющие на развитие самосознания ребенка.

1. Развитие самосознания дошкольника на разных его этапах.

1.1 Развитие самосознания в онтогенезе.

На современном этапе развития дошкольного образования утверждаются ценности гуманистической педагогики. Существенно изменяется методология и теория дошкольного образования: традиционный функциональный подход, на котором основывалась советская педагогическая наука, уступает место личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания. ­то в свою очередь предопределяет превращение дошкольного учебного заведения на личностно ориентированный учебное заведение, нуждается организации учебно - воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка, способной к реализации своих способностей, к сознательному и ответственному выбору в разно-ных жизненных ситуациях, способной успешно адаптироваться к жизнедеятельности в современном обществе.

Приоритетной составляющей педагогического процесса в дошкольном учебном заведении становится личностно ориентированная взаимодействие педагога с ребенком, при которой каждый ребенок имеет право на свое «Я», на полноценное проживание каждого возрастного этапа развития.

Взрослые создают вокруг ребенка особо-ный мир, полный любви, тепла и уважения. Именно при таких жизненных обстоятельств постепенно расцветает детская личность, для которой доверительные отношения, тепло сильной руки так же значимы, как вода, пища, воздух для организма. Такими людьми сна-чала становятся родители, затем воспитатели, взрослые, наделенные чувством ответственности за судьбу каждого ребенка, которые понимают ее внутренний мир, умеют разделить с малышом его горести и радости, успехи и тревоги, всегда помогут, все объяснят.

Чтобы личность была неповторимой, надо научить ребенка понимать свое Я, других людей, окружающий мир. Проблема самопознания всегда беспокоила человека и сегодня она является важнейшей и актуальной.

Процесс самопознания ребенком себя достаточно сложный и длительный. Познавая окружающий мир, ребенок делает первые шаги в познании самого себя, а значит, и в развитии самосознания.

Самосознание представляет собой сложный психический процесс, суть которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем в понятие своего собственного "Я" как субъекта, отличающийся от других субъектов.

Самоосознание - это процесс, с по-мощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Сознание характеризуется своим продуктом («Я») и является формой переживания люди-ной своей личности как ценности и одновременно является объектом самосознания.

«Я» имеет несколько аспектов - физическое «Я», духовное «Я», социальное «Я». «Я» - образ - это субъективная система представлений и понятий человека о самом себе, своей внешности, способности и возможности, черты характера, личностные качества, умение, привычки и навыки, мировоззренческие ценности, свое место в обществе, характер взаимоотношений с другими и т.д. .

Формирование самосознания связано с возрастными этапами психического развития человека. Условно в развитии самосознания дошкольника можно выделить следующие стадии: от рождения до одного года, от одного до трех лет, от трех лет до 7 лет.

Развитие самосознания начинается на самых ранних этапах онтогенеза с выделения ребенком себя из мира предметов и людей. Первые игры ребенка - сначала с частями своего тела (ручками, ножками) , а затем и с предметами внешнего мира - удостоверяют наличие первичной дифференциации активной и пассивной ее роли в двигательной деятельности. Именно благодаря манипулированию предметами и во взаимоотношениях со взрослыми ребенок начинает постепенно осознавать свое физическое "Я" .

Существенным условием развития самосознания является появление у ребенка способности к передвижению в пространстве. ­тот факт начинает новые формы взаимоотношений с взрослыми, что открывает новые пути и источники познания собственных возможностей. Расширяет границы познания себя как самостоятельного субъекта.

Особое значение в развитии самосознания имеет возникновение и развитие речи, на качественно новом уровне включает ребенка в сферу взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Дальнейшее развитие детского самосознания связан с выделением побуждений к выполняемым действиям, регулированием их во времени. Побуждения выражаются главным образом в желаниях ребенка. Осознание желания, отнесение его к самому себе, осознание действия как средства реализации этого желания связано с формулированием ребенком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практически реализовать ее.

Третий год жизни - период интенсивного психического развития. Ребенок вступает в тот период, когда потребность в утверждении и завоевании своей самостоятельности приводит к целому ряду конфликтов.

Чаще малыш не имеет целью ничего плохого - он только хочет испытать собственную независимость и ее пределы. ­то период, когда в психическом мире личности закладываются моральные нормы и комплексы, которые в дальнейшем могут перейти в устойчивые особенности личности. На этом этапе решающее значение приобретает характер взаимоотношений ребенка с родителями. Поскольку у ребенка еще нет адекватного знания о себе и отношение к себе, он стихийно принимает отношение к себе родителей.

Развитие самосознания после трех лет происходит в направлении все большего самоутверждения личности ребенка, происходит дальнейшее накопление познавательного, аффективного и волевого опыта, что отражается на дифференциации самооценок и росте их адекватности.

Итак, проблема познания ребенком собственного «Я» была и остается одной из важнейших и актуальных, особенно в период обновления дошкольного образования на основе педоцентризму.

1.2 Развитие самосознания в раннем возрасте.

Личностью называют ребенка, который умеет ответственно самоопределяться, разумеется, в пределах возрастных возможностей. Ответственность свидетельствует умение малыша ориентироваться в своих правах (свободе делать то, что ему хо-четься) и обязанностях (правилах, ограничивающих его свободу, определяют границы социально приемлемого и одоб-люваних поведения, знакомят с тем, что "можно", "нельзя", "необходимо") . Когда педагог уверен, что конкретными ребенок основном знает, чего хочет и одновременно ориентируется в правилах целесообразного поведения, он может считать, что развитие личности происходит нормаль-но. Тревогу может вызвать, с одной стороны, отсутствие у малыша собственных желаний, полная зависимость его пове-Динки и деятельности от воли и выбора взрослых, с второго-го - игнорирование любых правил и норм, стремление добиться своего любой ценой.

самоопределиться - значит по собственной инициативе и в соответствии со своими возможностями и интересов выбирать вид деятельности,характер поведения, предмет симпатии, род занятий, принимать самостоятельные решения. Стоит понаблюдать, как маленький ребенок ведет себя в ситуации не-определенности, дефицита информации, недостатка знаний и опыта. Если она мобилизуется, пытается преодолеть трудности, проявляет настойчивость и сообразительность, обращается ется за помощью к взрослому только в случае необхо-е, есть основания для удовлетворения: малыш делает уверенные шаги на пути своего личностного роста. Если же оно теряется, неуверенное в себе, капризничает, планов че, раздражается, настаивает на том, чтобы взрослый по-вместо него справился со сложной ситуацией или помог определиться с выбором, есть основания полагать, что его личностное развитие уже идет нежелательным путем, потре-бу ет серьезного внимания родителей и педагогов.

Бывает, что двух - трехлетний ребенок по-разному ведет-ся в различных жизненных ситуациях. В таком случае важно выяснить, почему в одних случаях она сознательно регулирует спою поведение, ориентируется на моральные правила, стремится заслужить одобрение взрослого, а в других - "как с цепи срывается": не реагирует на запреты, НЕ отклика- ется на милость и уговоры, ведет воинственно, аг-ресивно, бесстыдно.

Взрослые в таких случаях часто теряются, нервничают, прибегают к физическим наказаниям. А это, как известно, лишь усиливает негативный эффект, "подвергает в огонь жара".

Чтобы выбрать правильную стратегию поведения в сложных них ситуациях, взрослые должны понимать основные причины, обусловливающие негативные проявления поведения ребенка ран-него возраста. Основные из них:

| возрастной кризис, суть которой заключается в осознании ди-тиной своих возросших возможностей, появление желания уравнять себя в правах со взрослыми, освободиться от чрез-ной опеки, демонстрация близким взрослым (больше некому!) своей независимости от них, появление негативизма и упрямства как механизмов защиты "Я", способов апроба-ции и утверждения своей самости

* неучет взрослыми того, что ребенок подорос-лишала, многому научилась и уже способен делать что-то самостоятельно; обращения с ним, как с маленьким: чрезмерная опека, контроль, поучения, упреки, ограничения; жесткое-тке регламентирования жизни, поведения, деятельности, при-нятых им решений вызывают у нее протест.

Период кризиса редкого из детей проходит заметит-но, поэтому стоит набраться терпения (впереди еще немало кризисных периодов!) , пересмотреть свое отношение к ма-лять, отказаться от восприятия его как бестолковой существа, внести коррективы в свои отношения с им. Если хо-Чемо, чтобы малыш был самостоятельным, - следует предоставлять ему возможность упражняться в автономности и независимости, позволять делать собственные ошибки и искать пути их вы правки. Сначала с помощью и поддержкой к-рослого, а со временем - и без них.

У меня возникают вопросы: «Так ли уж важно заботиться о личностном станов-ления ребенка в раннем детстве? Что такое "личностный рост"? Не достаточно ли того, чтобы малыш просто был здоровым, умелым, умным?

Попробуем поразмышлять вместе.

Личностный рост - активный процесс становления, в котором ребенок берет на себя посильную ответ-ственность за свои поступки, деятельность, поведение. Она стремится достичь доступных целей, пытается самостоя-тельно решить элементарные жизненные задачи, у нее есть определенные "детские" идеалы, к которым она стремится. Малыш производит простейшие жизненные планы, пытается их реализува-ти.

Личностью ребенок не рождается, ею она становится. И не только благодаря воспитанию и обучению взрослых, но и в результате собственной работы над собой.

Если же родители или воспитатели потакать попыткам малыша переклас-ты на них ответственность за принятие решений, со временем у него может выработаться привычка жить своей жизнью, действовать в соответствии со своей природой и назначения. И как следствие - возникновение неврозов, недовольство со-бою, внешние и внутренние конфликты, ухудшение сто-ний с окружающими, отказ от активной жизненной позиции, замещение реальной жизни на кажущееся, искусственное. А это - крайне опасно.

Вот почему стоит уже сегодня, пока ребенок маленький, позаботиться о ее полноценное, соответствующее каждому возрастному этапу, становления личности. Чтобы конкретизировать и углубить знания педагогов о детях раннего возраста, на-ведем схему-ориентир возрастных изменений, происходящих в личностном становлении детей в течение первых трех лет жизни. Она поможет уточнить не только основные параметры, важные для личностного возрастанием-ния малыша, но и индикаторы каждого.

Проявления личности в зависимости от возраста ребенка

Первый год жизни

течение 30-50 минут может занять себя самостоя-тельно. По собственному желанию отказывается от пребыва-ния на руках. Становится все настойчивее и любознательны, обследует, исследует пространство вокруг себя. Стремится к-достичь цели; плачет, если что-то не получается.

По собственной инициативе следует движения и действия родных взрослых. Начинает самостоятельно есть, надевать отдельные детали одежды. Выполняет вместе со взрослым элементарные действия с предметами.

Спо-стеригае за реакциями родителей на свое поведение. Видго-кается на собственное имя. Радуется своему изображению в зер-кале.

Различает понятия "можно" "-" нельзя "," хороший "-" плохой ". Охотно общается с приятным-ми людьми, избегает общения с неприятными.

Второй год жизни

Узнает себя в зеркале. Радуется достижению позитив-ных результатов. Воспроизводит действия взрослых в играх.

Выполняет различные требования (подающий приносит, показывает, жалеет, ро-бить рукой "до свидания" и др.) . Присматривается к незнакомым людям, проявляет интерес к сверстникам, три-тельное время наблюдает за ними. Начинает применять в общении язык.

Выполнение простых гигиенические (старается не испачкаться, пользуется платком) и моральные правила (ведет приветливо, делится с другими и т.д.) . Радостно реагирует на ласкательные обращения. Знает, чего мож-ждать от мамы и папы в том или ином случае.

По собственному желанию выбирает объект для подражания. Знает свою половую принадлежность Все выразительными ста-новятся предпочтения и привязанности. Говоря о себе, называет себя по имени.

Третий год жизни

Послушание становится сознательным. Уверена в своих возможностей. Пытается сдержать агрессивные проявления.

Ориентировочный-тируется на моральные правила и социально одобряемые нормы-мы. Оказывает исследовательскую активность. Задает вопрос.

Знает, что люди различаются между собой ростом, весом, стат-ю в возрасте. Имеет представление об особенностях поведения че-чин и женщин. Говоря о себе, использует займен-ник "Я".

Дифференцирует "я", "ты", "мы", "мое", "твое", "наше". Отстаивает независимость ("Я сам!") . Демонстрирует другим свои умения. Переживает успех - неуспех. НЕ пого-верждаемой с плохой мыслью о себе.

Добивается вы-знание своих достижений. Ее можно уговорить отказаться от чего-то. Ориентируется в

Страницы: 1 2345

Подробней

Подробней ogorod.net

Особенности самосознания и самооценки дошкольников

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация:

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

Происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Происходит обобщение переживаний.

Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения.

В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.

Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать.

Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный».

Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств.

Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» - дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним.

В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей.

Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе.

Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе.

В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как: советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

Реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

Постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольников развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый – это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно сравнивать себя запросто. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5 – 5,5 лет.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причины неадекватной оценки состоят в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.



Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Ребенок, предписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной. В возрасте 3-4 лет ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Он добивается признания в группе сверстников, но они интересуют его только как средство самоутверждения.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовольствие.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку. К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. К семи годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания – познание себя и отношение к себе. Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. В объяснении поступков других людей, зачастую исходит из своих интересов и ценностей.

Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступно понимание своего прошлого. У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-нибудь профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протя­жении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием меж­личностных отношений с другими. Попытаемся проследить ос­новные этапы этого развития. В первом полугодии жизни в отношениях младенца с мате­рью явно доминирует субъектное, личностное начало. При бла­гоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и безус­ловной любви, которая не зависит от каких-либо других пред­метных моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень спо­собностей и пр.). В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосоз­нанию, - он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желании. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д.Б.Эльконин).

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка . Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления Детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя сипы ребенка.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реак­ции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с само­оценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возмож­ностями и с самооценкой.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему тре­бований появляются примерно к трем-четырем годам на осно­ве сравнения себя с другими людьми.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывает­ся умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Формирование действий самоконтроля происходит в процессе развития деятельности, они следуют за исполнительской деятельностью или сопровождают ее.

Можно определить основные условия формирования контроля за способами действий. К числу наиболее важных можно отнести:

1. Осознание цели, поставленной перед детьми. Выбор приемов воздействия на детей с этой целью зависит от уровня развития детской речи и его мыслительных функций. Педагог должен выбрать различные приемы с целью введения разных правил "активирующих" сознание чувства и регулирующих поведение детей. Цель должна быть понятной и эмоционально привлекательной.