Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги
Марина Корыстина
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Легкое перышко»
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад . Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть :
К отсутствию близких, родных людей;
К соблюдению режим дня;
К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям , а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период .
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия . Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия , соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад .
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова , и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду . С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений : строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно . Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»
Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи :
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду .
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ;
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ;
Развитие внимания, восприятия, речи, воображение;
Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей
План мероприятий реализации проекта с детьми
месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь - игры : «Ласковое имя» , «Ладонь на ладонь»
Сказкотерапия
«Я люблю сказки»
Беседа о группе
«Вместе весело шагать»
Телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»
«Мыльные пузыри»
Музыкатерапия
«Вот как мы умеем»
Телесная терапия «Обними меня»
Пальчиковые игры «Семья»
Сказкатерапия
«Я люблю сказки»
Театрализованные игры «Колобок»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»
«Музыканты»
Упражнения на дыхание
«Греем ручки»
Телесная терапия «Обними меня»
октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Упражнения на дыхание
«Рубим дрова»
Телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»
Музыкатерапия
Телесная терапия «Обними меня» - игры
«Матрешка» «Котята»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры
«Дружная семейка» «Собери пирамидку»
Музыка терапия
«Чебурашка»
Телесная терапия «Обними меня»
ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»
Сказка терапия
«Я люблю сказки»
Рисуем пальцем «Дождик»
Телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»
Игры с водой «Переливание»
Музыка терапия «Антошка»
Телесная терапия «Обними меня» - игры
«Непослушные мышата» «Солнце и дождик»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра
Музыкатерапия «Антошка»
Телесная терапия «Обними меня»
декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»
Игра с водой. «Мельница»
Музыкатерапия
«В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.
Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания
«Каша кипит»
Игры «Поиграем в кубики» , «Мячик»
Сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»
Музыкатерапия
«В лесу родилась елочка»
Сказкатерапия
«Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»
Пальчиковые игры «Колючий ёж» , «Идет Коза рогатая»
Театрализация
«Репка»
январь - игра «Носик»
Игра с водой «Паровозик»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра
«Сорока – белобока»
Игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
Сказка терапия
«Я люблю сказку
Упражнение на дыхание.
«Веселый паровозик в пути»
Игра с водой «Наливаем, выливаем»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»
Игра на дыхание «Носик»
Сказкатерапия. «Я люблю сказку»
февраль - подвижная игра
«Зайка»
Игра на дыхание «Носик»
Рисуем пальцами «Снег»
Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»
Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
Игры со строительным материалом.
А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»
Пальчиковая игра «Мы играем на рояле»
Игры с конструктором «Лего»
Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра .
Упражнение на дыхание.
«Звонкий петушок»
Игры с конструктором «Лего»
Чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки»
март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
игра с водой.
- «Наливаем, переливаем
Упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»
Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»
Игры «Чудесный мешочек» , игры с камушками.
Сказкатерапия
«Я люблю сказку» - игра
«Кукольный театр»
Игра с водой «Кораблик»
Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»
Упражнения на дыхание.
«Часики идут»
«Чудесный мешочек»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»
Театрализованная деятельность
«Кукольный театр»
Игры «Мячики»
Сказка терапия.
«Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования
Игры на дыхание «Рубим дрова»
игры со строительным материалом.
Сказка терапия.
«Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»
Игры с конструктором «Лего»
Пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра
«Колючий ёж» .
- «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.
Игры с водой.
«Плывет, тонет»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
май -Игра «Собери пирамидку»
Упражнение на дыхания.
«Веселый паровозик в пути»
Игра в уголке экспериментирования
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»
Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
Игра со строительным материалом.
Сказка терапия. «Я люблю сказку» . -пальчиковая игры «Мячики» , «Веер»
Игра с конструктором «Лего»
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»
«Дождик, дождик веселей.»
Упражнения на дыхание.
«Вырасти большой»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
Работа с родителями в период адаптации детей направлена на :
Оказание консультативной помощи по вопросам адаптации , воспитания детей раннего возраста
Решение проблем адаптационного характера
Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
Она включает в себя следующие задачи :
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;
Подготовить ребенка к посещению детского сада .
Мероприятия :
Родительские собрания;
Анкетирования;
Консультации;
Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;
Демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах
И предполагает результат : безболезненная адаптация детей к условиям детского сада .
Результаты работы по проекту :
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ , но и в дальнейшем воспитании и развитии детей . Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.
Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья» ; «Наши успехи» ; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.
Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу : у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации .
Проект: «Успешная адаптация»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «партнёрство» и"сотрудничество".
Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.
Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание партнёрских отношений с семьями воспитанников.
С августа по декабрь 2013 года я работала над проектом «Успешная адаптация».
Тип проекта: практико – орентированный, долгосрочный, коллективный.
Задачи:
Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
Повысить уровень психологической культуры родителей.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Методы:
элементы телесной терапии;
создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;
развивающие игры;
рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;
наблюдение за поведением детей.
Актуальность.
Работа с родителями в адаптационный периодважная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Д/С №50 КВ. В период адаптации детей раннего возраста к условиямдошкольного учреждения взаимодействие и преемственность между воспитателеми родителями крайне важна. Ребёнок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.
По данным официальнойстатистики заболеваемость среди детей от 1 года до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детейраннего возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.
Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна,так каквоспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.
Считаю что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, необходимость, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так важна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.
Подготовительный этап.
родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ);
знакомство с участком, групповым помещением;
сбор информации о потенциальных воспитанниках;
ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
установление партнерских, доброжелательных отношений;
первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.);
анкетирование (социальное, медицинское);
составление адаптационного маршрута;
прогулка на участке/ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.
На основе этих данных определяю степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даю соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Основной этап.
поэтапный прием детей в группу;
постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
консультирование родителей;
наблюдения за поведением детей;
разработка индивидуального режима для ребенка;
организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенциив вопросах адаптации малышей к ДОУ;
оформление листов адаптации;
заполнение карт нервно-психического развития детей.
Итоговый этап.
обработка результатов (анализ адаптивных листов,анализ индивидуальных карт развития);
выявление детей с тяжелой адаптацией;
индивидуальная работа с детьми;
родительское собрание «Итоги адаптации».
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Для определения результативности работы по данному направлению проводится следующая диагностика.
1. На всех детей группы заведены карты нервно-психического развития (разработаны К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной), в которых отражаются результаты состояния здоровья детей, их физическое и психическое развитие и поведение.
2. Совместно с медицинской сестрой осуществляется контроль за уровнем заболеваемости детей в период адаптациик условиямМКДОУв течение всего учебного года. Заболеваемость составила в период с августа 2013 года по май 2014 года 3,2%.
3. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится лист адаптации, где указываются состояние настроения, аппетита, сна, уровень общения с детьми и взрослыми. В группе наблюдалось 40% детей с лёгкой степениадаптации, 60% детей с адаптацией средней степени, адаптации тяжёлой степени не наблюдалось.
4. Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации (анкетирование).
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше беспокойства, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Таким образом, я считаю, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОУс детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействиис родителямидети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
2 – младшая группа «Капитошка»
Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.
Информационная карта проекта
Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители
Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»
Из опыта работы воспитателя ДОУ: Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Автор проекта: Варлашова Мария Леонидовна, воспитатель МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации проекта: группа раннего возраста МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации проекта: июнь – сентябрь 2013 года.
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
Изучить инновационный опыт;
Установить систему взаимодействия участников проекта;
Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Программа проекта:
I этап: Организационно-подготовительный – июнь;
II этап: Основной – август – сентябрь;
III этап: Заключительный – сентябрь.
I этап: Организационно-подготовительный этап:
# Изучение методической литературы;
# Повышение уровня педагогической компетенции;
# Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
# Составление диагностического инструментария;
# Составление планов работы с детьми, родителями;
# Создание системы в планировании;
# Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
# Создание эмоционального комфорта;
# Составление и подбор информационного материала для родителей;
# Повышение педагогической компетенции родителей;
# Анкетирование родителей;
# Исследование социальных навыков детей;
# Выявление особенностей семейного воспитания;
# Прогноз вероятной степени адаптации детей.
II этап: Основной:
Принципы работы:
# Постепенное заполнение группы (прием 2-3 малышей в неделю);
# Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
# Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
# Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:
Мероприятие Дата Результат
Знакомство и наблюдение Июнь
Диагностирование детей, прогнозирование результатов Июнь
Учет домашних привычек, интересов Август -сентябрь
Индивидуальный подход к ребенку Август -сентябрь
Игры-занятия Август -сентябрь
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми Август -сентябрь
Игры-упражнения Август -сентябрь
Игры-инсценировки Август -сентябрь
Использование фольклора Август -сентябрь
Сюрпризные моменты Август -сентябрь
Продуктивная деятельность Август -сентябрь
Элементы закаливающих мероприятий Август -сентябрь
Сохранение и укрепление здоровья детей Август -сентябрь
Оптимальный двигательный режим Август -сентябрь
Работа с родителями Август -сентябрь
Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие Дата Результат
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду
Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать». Июнь
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания».
Повышение педагогической компетенции родителей: Август
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
Беседа «Питание – залог здоровья».
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»
Консультация «Капризы и их предупреждение»
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»
Повышение педагогической компетенции родителей: Сентябрь
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».
III этап: Заключительный:
Мероприятие Дата Результат
Наблюдение Сентябрь
Диагностирование детей
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)
Анкетирование родителей
Изучение эффективности деятельности
Анализ полученных результатов
Подведение итогов работы
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
Выявление недостатков
Корректировка планов работы с детьми и родителями
Устранение недостатков
Форма предоставления результатов
Презентация проекта
Методические разработки
Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей
№ Тема занятия Материалы
1.
БОЖЬЯ КОРОВКА игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби¬ки и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме¬шанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
2.
ЛИСТОПАД
большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за¬писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
3.
МЯЧИК большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
4.
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж¬дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки
5.
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
6.
НОВЫЙ ГОД игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де¬тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки¬ми игрушками и т.п.).
7.
МЯЧИКИ большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и рит¬мичной плавной мелодии;
лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
8. ЗАЙКА мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
9. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи;
мячи для подскоков (хоппы).
10. МУЗЫКАНТЫ ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
11. МАМИН ДЕНЬ кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украше¬ния (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик.
12. МИШКА игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).
13. НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;
магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
14. КОЛОБОК куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая. скамейка, обруч.
15. КОТЯТА магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с дет¬скую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, си¬него и зеленого цветов.
Информационные ресурсы:
Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
«Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Проект
по адаптации детей второй группы раннего возраста
«Будем знакомы»
Подготовила:
Воспитатель Пришляк Т.В
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
Воспитатель Пришляк Т.В
1 младшая группа «
Проект "Будем знакомы " МДОУ детский сад
«Аленушка»
Вид проекта : краткосрочный.
Разработчик : воспитатель первой младшей группы участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 2- 3 года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели; медицинская сестра.
Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект « Будем Знакомы » .
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений :
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта .
Цель и задачи проекта
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта , потребовали применения соответствующих методов :
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации ) ;
Анкетирование (родителей) ;
Наблюдения;
Продукты совместной деятельности детей и родителей .
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :
процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители) .
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей .
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей ;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :
элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода) ;
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей ;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт ;
осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра) ;
протекание адаптации (медицинская сестра) .
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов :
1 этап. Подготовительный (организационный) :
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский ) :
знакомство с семьей ;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность :
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность :
совместные праздники, развлечения;
работа с детьми;
итог проекта . Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства » .
3этап. Заключительный (результативность) .
. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов :
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) ;
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Сентябрь
Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек» .
2. Ведение адаптационных карт .
3. Организация мини игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
5. Игры в сухом бассейне.
6. «Познание» . Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры.
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей .
«Социализация» .
Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).
Рисование крупой, песком, манкой.
«Физическая культура»
Пальчиковые игры.
«Художественная литература»
Песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ :
Личные дела воспитанников.
Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .
Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »
Диагностическое обследование.
Анкетирование. Консультации :
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Нужен ли ребенку дневной сон»
е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »
Информационные листы-памятки с кратким материалом.
Основной Моторные игры для детей (двигательные)
«Социализация» ,
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми :
«Давайте познакомимся » , «Игра в гости» . Утреннее приветствие.
Беседы, рассматривание предметных картинок.
«Утро радостных встреч» .
Засыпание (колыбельная) .
Гимнастика пробуждения.
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм : «Отведем дочку в садик» , «Больница»
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» .
Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей : «Физическая культура» ,
«Здоровье»
«Социализация» , «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» ,
«Музыка» , «Чтение художественной литературы»
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут» , «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину) .
Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям .
Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства » .
Анализ деятельности.
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)
а) здоровье ребенка; (8%)
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;(42%)
в) самочувствие и перепады настроения; (6%)
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)
д) ничего, все хорошо;(40%)
е) другое___
2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада :
А)Не знаю (5%)
Б)Знаю (85%)
В) Другое (10%)
3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)
Г) другое (0%) ___
адаптации
организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий : медицинских, педагогических и психологических.
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации , воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.