Осенний кукольный театр для ясельной группы. Кукольный спектакль в младшей группе на тему: Осень. Основные направления в реализации проекта

Cценарий осеннего развлечения для первой младшей группы

ЧТО У ОСЕНИ В КОРЗИНКЕ

Реквизиты:

    ширма;

    сказочные герои: заяц, лиса, ежик;

    корзинка с угощением;

    зонт;

    листья;

    овощи;

    грибы - 3 корзинки

Дети под музыку заходят в зал, их встречает Осень. Дети садятся на стулья.

Ведущая:

- Осень снова к нам пришла, веселый праздник принесла,
Всё вокруг принарядила и о нас не позабыла.
Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.
Погости у нас, Осень и послушай нашу песню.

Песня «Осень к нам пришла».

1. Осень, осень к нам пришла.
Дождь и ветер принесла.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап -
Дождь и ветер принесла.

2. Пожелтеет зеленый сад,
Листья желтые шуршат.
Шур-шур-шур, шур-шур-шур -
Листья желтые шуршат.

3. Птичьи песни не слышны.
Подождем их до весны.
Чик-чирик, чик-чирик -
Подождем их до весны.

Осень: - Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, есть у меня большая корзина, а там много всего интересного. Хотите узнать, что у меня есть? (Ответы детей.) Есть у меня волшебный зонт. Я зонтом покручу, игру начать хочу.

Звучит волшебная музыка.

Ведущая: - Светит солнышко с утра, значит, нам гулять пора.

Игра «Солнышко и дождик».

Звучит фонограмма дождя.

Ведущая:

- Вот и капли-капитошки застучали по ладошке,
Тучки собираются, дождик начинается.

Дети бегут под зонт.

Песня «Дождик».

1.дождик,дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Брызни в поле пуще,

Станет травка гуще.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Осень: - Спасибо, милые друзья! Порадовали вы нас! А в моей корзинке для вас лежат расписные осенние листочки - вот они. Давайте потанцуем с листиками! (Раздает детям листья.)

Танец «Пляска с листочками».

    Покачайся надо мной, мной листочек золотой

    Мы за листиком сидим из-за листика глядим

Листики дубовые, листики кленовые.

    Вдруг веселый ветерок, хочет вырвать мой листок

Листики дубовые, листики кленовые.

    Мы листочек не дадим, пригодиться нам самим

Листики дубовые, листики кленовые.

Осень: - А в моей корзинке для вас овощи лежат - вот они. Давайте назовем их и споем песенку. (картошка, морковка, свекла)

Песенка «Огородная»

    Чтобы выросла картошка

Мы похлопаем немножко

Тра-ля-ля -2р

Тра-ля-ля-ля-ля.

    А чтобы выросла морковка

Постучим по ножкам ловко

Тра-ля-ля -2р

Тра-ля-ля-ля-ля.

    Свекла чтоб росла быстрее

Все танцуем веселее.

Тра-ля-ля -2р

Тра-ля-ля-ля-ля.

    Чтобы всё росло на грядке

Дружно топаем, ребятки.

Тра-ля-ля -2р

Тра-ля-ля-ля-ля.

Осень: - Загляну ещё в корзинку. Ой, да здесь грибочки лежат, поиграть они хотят.

Игра «Собери грибы в корзинки».

В игре принимают участие по 3 ребенка.

Осень:

- Я на праздник к вам пришла и сказку за собой привела.
Закрывайте, детки, глазки, попадём мы с вами в сказку.

Кукольный театр «Корзина Осени».

Действующие лица:
Осень-взрослый ведущий
Куклы:
Заяц
Медведь
Еж
Белка

На переднем плане ширма, на втором плане – декорации осеннего леса. Из-за ширмы выходит Осень-взрослый.

Осень:
Вьется, петляя тропинка лесная,
По лесу Осень идет золотая.
Тихо касаюсь я листьев рукой-
Льются с небес тишина и покой.
Будет дождик тихо капать
Будут листья сверху падать.
Только грусти не видать,
Буду я гостей встречать!
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Вы узнали меня? Я – чудо-хозяйка Осень? Нравится вам мой осенний лес?

Дети: Да!

Осень: А хотите узнать, что в лесу сейчас происходит?
Слышу чьи-то голоса.
Может, ждут нас чудеса!
На полянке посидим.
Кто же это? Поглядим!

Звучит музыка. На ширме-поляне из-за дерева выходит зайка с узелком.

Заяц:
По лесочку я бежал.
И замерз я, и устал...
Уж морозы на носу,
Очень холодно в лесу.
Мерзнут ушки, мерзнет носик,
Мерзнут лапки, мерзнет хвостик.
Куда заиньке мне деться,
Как мне заиньке согреться! Апчхи!

Осень:
Здравствуй, заинька-дружок, что ты такой грустный и куда собрался?

Заяц:
Здравствуй, чудо-хозяйка, Осень Золотая
Мне бы шубку поменять, а где менять не знаю.
Зимой быть серым не могу,
Лиса заметит на снегу.

Осень:
Помогу тебе я, зайка
Длинноухий попрыгайка.
Вот и шубка, нарядись
(подает зайцу "шубку")
Да ребятам покажись!

Зайка прячется за кустом и выпрыгивает уже белым.

Заяц:
Вот спасибо, так спасибо!
Ведь на белом на снегу
Теперь я спрятаться смогу!
И меня не будет видно!
Вот Лисе будет обидно!
ОЙ!

Слышится треск сучьев, заяц убегает, выходит Медведь.

Медведь:
Я косолапый мишка
Я по лесу бреду!
Я по лесу бреду
И громко я реву!
Где моя берлога?
Не найду дорогу!

Осень:
Здравствуй, мишенька - дружок, что у тебя случилось?

Медведь:
Здравствуй, Осень, чудо-хозяйка.
Мне косолапому ты помогай-ка.
Спать пора в берлоге мне,
А берлоги-то и нет!

Осень:
Ты ступай по той дороге
И найдешь себе берлогу
Под высокой под сосной

Будет новый домик твой.

Медведь:
Вот спасибо, Осень.

Теперь в берлогу лягу спать.
Буду лапу я сосать.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.

Медведь уходит. Выходит ежик.

Еж:
Я колючий серый еж,

Я на елочку похож.
Мне не страшен зимний день,
Ведь работать мне не лень.

Осень:
Здравствуй, ежик, чем ты занят?

Еж:
В норку я ношу листочки,
А потом еще грибочки.

Ежику тепло зимой
Под листвою золотой.

Я зимою тоже сплю,
Холодов я не люблю.
Но без еды я не смогу
Съестной запас приберегу.

Осень:
Не будем ежику мешать, он важным делом занят – норку к зиме готовит.

Еж, захватив несколько грибочков, уходит. Появляется белочка, прыгает с дерева на дерево.

Белка:
Раз, два!
Раз, два!
Шишка раз, шишка два-
Не страшна теперь зима!

Осень:
Здравствуй, белочка, а ты все скачешь?

Белка:
А я спешу, спешу, спешу,
Шишки и грибы сушу,
Орешков делаю запас!

Осень:
Ну что ж, старайся. В добрый час!

Белка:
У меня припасов склад!
Угощу-ка я ребят!

Белочка подает корзинку с угощением для детей – орехами.

Белка:
Мне теперь бежать пора!
До свиданья детвора!

Белочка убегает.

Осень:
Ну что же, все в лесу толково.
К холодным дням здесь все готовы.

Ведущая: - Ой, как весело у нас, пора всем нам пуститься в пляс.

Танец «Приседай»

(эстонская народная мелодия Сл. Ю. Энтина, Обр. А. Роомере).

1. Поплясать становись
И дружку поклонись. Ля- ля…

2. Будем все приседать:
Дружно сесть! Дружно встать! Ля- ля…

3. Машут ручки ребят-
Это птички летят. Ля-ля…

4. Ножкой топ, ножкой топ,
Еще раз, топ да топ. Ля-ля…

5. Ручки-хлоп,ручки- хлоп,
Ещё раз, хлоп да хлоп. Ля-ля…

6. Вот и кончился пляс,
Поклонись ещё раз. Ля-ля…

Осень:

- Моя корзина большая и она не пустая.
В ней угощения лежат, для всех-всех ребят. (Отдаёт корзину ведущей, дети благодарят.)

Ведущая: - А сейчас мы просим Осень сфотографироваться с нами. (Уходят.)

Музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ д/с №7 «ВИШЕНКА» г. ПРОТВИНО Московской обл. Пичугина Татьяна Васильевна

Участники взрослые: Волшебница Осень, Маша, Медведь.

Участники дети: Девочки в рус.нар. сарафанах, Мальчики в шапочках- грибочках.

Участники за ширмой: Кукла Маша, Кукла Бабушка, Кукла Дедушка.

Зал украшен по-осеннему, вдалеке – лес. В лесу избушка. В углу стоит ширма. Под музыку дети входят в зал и встают в круг.

Наступила, детки, осень

Ветер с клёна листья сбросил

Золотая пора

Деткам праздник принесла.

Как хорошо в гостях у осени

Среди берёзок золотых,

Подольше б золота не сбросили

Стоял бы лес багрян и тих

Не слыхать весёлых песен соловья,

Улетели птицы в дальние края.

Непогода, солнце скрылось,

Лужа тонким льдом покрылась

Словно бабочки порхают,

Листья с веток облетают.

Дождь холодный льёт и льёт

Погулять нам не даёт.

Птиц дорога позвала -

Это осень к нам пришла.

Дети исполняют песню-хоровод про осень. «Приходи, красавица, осень золотая» муз. Е.Гомоновой.

Ведущая приглашает детей сесть на стулья.

Под нежную музыку входит Осень и танцует.

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черёд.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Да! Хороши твои подарки!

Деревья все осенним днём

Красивые такие!

Сейчас мы песенку споём

Про листья золотые!

«Листья золотые» муз. Т. Попатенко

Спасибо, милые певцы

Я вас хвалю, вы молодцы!

ВЕД. Осень, а наши дети ждут от тебя чудес

Ну, что ж, мои друзья

Расскажу вам сказку я.

Под спокойную р. н. мел. Осень начинает рассказ.

В одной деревушке жили – были дед и баба (на ширме появляются персонажи) и была у них внучка Маша. Вот говорит однажды Маша: «Дедушка, бабушка, отпустите меня в лес погулять, грибов, ягод собрать»….Отвечают они ей: «Что ты, внученька, одна пойдёшь и заблудишься, где тебя искать?»

МАША: Нет, не одна, а с подружками. Дед и баба: Ну, что ж, раз не одна – тогда иди.

ОСЕНЬ: И отпустили бабушка и дедушка Машу гулять. (Кукла Маша уходит. Из-за ширмы выходит Маша –воспитатель)

МАША: Эй, подружки, берите корзиночки и пойдёмте в лес.

«Как пошли наши подружки» р.н.песня-хоровод (исполняют девочки, в последнем куплете Маша остаётся одна в лесу)

Праздник осенью в лесу и светло и весело

Вот какие украшенья осень здесь развесила

Каждый листик золотой – маленькое солнышко.

Соберу в корзину я, положу на солнышко.

ОСЕНЬ приглашает собрать листики детей мл. группы и потанцевать с ними.

«Танец с листочками» муз. Н. Вересокиной

ОСЕНЬ: Вот Маша кустик за кустик, деревце за деревце ушла далеко от подружек, и заблудилась. Шла она, шла по лесу и увидела избушку. Постучалась, никто не открывает. Зашла Маша в домик. А тем временем возвращался к себе домой Медведь, зашёл в дом и увидел там Машу. Обрадовался Медведь.

Вот кто мне будет печку топить,

Кашу варить, меня кормить.

ОСЕНЬ: И стала Маша жить у медведя, а сама думает, как бы от него убежать. И вот, что она придумала.

МАША: Мишенька, я пирожков напекла для бабушки и дедушки, в корзину их положила, а ты отнеси в деревню им. Да смотри, в корзину не заглядывай, пирожки не вынимай. Миша, выйди на улицу, посмотри, не идёт ли дождик? (звучит фонограмма дождя)

Дождик, дождик, ты длиннющий

Ты от неба до земли

Дождик, дождик, пуще, пуще

Чтоб грибы скорей росли.

Осень предлагает Медведю послушать песню и потом поиграть.

«Дождик» муз.Герчик (исполняют песню дети ср. гр.) «Солнышко и дождик» (играют дети мл.гр.)

ОСЕНЬ: А тем временем Маша села в корзину, а блюдо с пирожками себе на голову поставила. Медведь ничего не заметил, взял корзину и пошёл в деревню. Идёт Медведь за ёлочками, бредёт за берёзками, в овражки спускается, на горки поднимается. Устал, присел.

ОСЕНЬ: Вдруг, подбегают к нему грибочки (мальчики в шапочках – грибочках) и говорят все вместе:

Не садись на пенёк

Не ешь пирожок

МЕДВЕДЬ:Кто вы?

Мы – лесные человечки

Живём в домике у речки

Ты лукошко положи

Вместе с нами попляши.

«Танец опят-плясунов» муз. В.Голикова (Мальчики ср.гр.)

Ох, весёлые опята

Все вы, дружные ребята.

Хорошо вы танцевали,

Пирожков мне съесть не дали.

ОСЕНЬ: И пошёл Медведь по лесу. Подходит уже близко к деревне, увидел пенёк и сел опять на него передохнуть.

МЕДВЕДЬ: Сяду на пенёк, съем пирожок.

ОСЕНЬ: Слышит шум. Бегут к нему дети. Окружили его и говорят.

Мишка, Мишенька, Медведь

Хватит, хватит тут сидеть.

Пирожки не смей ты брать

Выходи скорей играть.

Игра «У Медведя во бору» р.н.мел. (К играющим детям подключается Маша. По окончании игры, Медведь видит Машу и удивляется.)

МЕДВЕДЬ: Маша, как ты сюда попала?

МАША: Это ты Миша меня принёс, я в корзину спряталась, а ты не заметил. Спасибо тебе и не обижайся на меня, а лучше оставайся с нами, да потанцуй. (Маша заходит за ширму, на ширме появляется кукла Маша, её встречают бабушка и дедушка, обнимают, благодарят Медведя)

Все смеются, веселятся

До чего смешной народ

Встанем мы сейчас в два круга

Начинаем хоровод!

«Чудо, чудо, чудеса» муз.А.Филиппенко.

В сказке у нас счастливый конец

Кто помогал нам – тот молодец!

Все малыши потрудились и вот,

Каждого нынче подарочек ждёт!

(Осень раздает угощения.)

А сейчас, мои друзья

Попрощаться нам пора.

Много счастья и здоровья

Мы желаем вам всегда!

Проект «Осень»

Цель:

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредством художественно-эстетического, трудового воспитания;

Воспитывать у детей любовь к природе, умение наслаждаться ее красотой;

Развивать патриотические чувства, любовь к своей Родине;

Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей;

Развивать творческие способности детей, учить создавать индивидуальные и коллективные композиции.

Время проведения: сентябрь-октябрь 2017г.

Основные направления в реализации проекта:

Подбор литературы по теме, оформление картотеки (дидактические игры, загадки, пословицы, приметы, стихи, наглядный материал);

Беседы с детьми, рассматривание картин и составление рассказов по ним;

Разработка экскурсионных маршрутов по теме проекта;

Оформление выставки детских работ из природного материала;

Оформление семейного фотоколлажа «Золотая осень».

Предполагаемые результаты:

  • углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
  • пополняет словарный запас;
  • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
  • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
  • развивает художественно-творческие навыки.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «Овощной магазин».

Игра-пантомима «Был у зайца огород». (Приложение 1)

Кукольный спектакль «Корзинка Осени». (Приложение 2)

Игры-драматизации : «Репка», «Под грибом».

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов: «Осенние хлопоты человека», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?».

Сбор природного материала на прогулке.

Сбор гербария.

Познавательное развитие

ФЭМП Упражнения: «Найди похожий листок», «Пересчитай листья», «Сравни количество овощей в корзине»

Сенсорное развитие : рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Дидактические игры : «Витаминки с грядки», «Собери грибы в лукошко», «Зимние запасы», «Узнай дерево по листочку», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?».

Ознакомление с миром природы :

-c итуативная беседа :

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц - нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?»;

- экскурсия в осенний парк .

- цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью». (Приложение 3)

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей «Что у осени в корзинке?».

. (Приложение 4)

Коллективный рассказ-описание «Золотая осень».

Словесные игры : «Вспомни - назови», «Украсим словами», «Наоборот», «Подбери действие», «Да или нет» на приметы осени. (Приложение 5)

Чтение художественной литературы :

Г.Лагздынь «Мокрая считалочка»

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

К. Бальмонт «Осень»

Ю. Тувим «Овощи»

А. Плещеев «Осень наступила…»

И. Бунин «Листопад»

Т. Домаренок «Осень»

В. Даль «Старик-годовик»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Н. Сладков «Осень на пороге»

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Г. Снегирев «Как птицы к зиме готовятся».

Чтение и заучивание стихотворений: М.Ивенсен «Падают, падают листья», А.C. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»)

Художественно - эстетическое развитие

Рассматривание репродукций картин : И.И.Левитан «Золотая осень», «Осень», И.С. Остроухов «Золотая осень».

Рисование: «Картинка про лето», «Осенний лес», «Идет дождь», «Разноцветный ковер из листьев», «Придумай, чем может стать красивый осенний листок», «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду», c натуры «Ветка рябины», «Космея».

Декоративное рисование: «Завиток», «Укрась платочек ромашками».

Лепка: «Фрукты для игры в магазин», «Корзина с грибами», «Хлебная соломка», «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Овощи лежат на круглом подносе», «Осенний ковер», «На лесной полянке выросли грибы», «Букет цветов».

Прикладное творчество : «Корзинка» (из бумаги), композиция «Лесная поляна» (из природного материала), «Мешочек для семян» (из ткани).

Конструирование: «Овощехранилище» (из строительного материала).

Прослушивание музыкальных произведений :

П. И. Чайковский «Времена года;

С. Прокофьев «Фея Осени».

Разучивание песен об осени.

Музыкально-ритмические упражнения «Танец листиков», «Мы - осенние листочки»

Оформление семейного фотоколлажа «Золотая осень»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Листочки».

Физкультминутка: «Солнышко и дождик», «По тропинке» (Приложение 5).

Подвижные игры: «Ели, сосны и ракиты», «У медведя во бору», «Съедобное - несъедобное», «Шишки, желуди, орехи», «Мы - веселые ребята», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «По тропинке» (Приложение 6).

Упражнения на основные движения:

«По мосточку» - учить детей передвигаться вперед и назад по нарисованным дорожкам приставными шагами.

«С кочки на кочку» - учить детей выполнять прыжки с места вперед на двух ногах, c ноги на ногу.

«Мой веселый звонкий мяч» - учить детей выполнять различные упражнения с мячом.

Приложение 1

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Был у зайки огород (изобразить руками заячьи уши),

Ровненьких две грядки (развести руки в стороны).

Там играл зимой в снежки (имитация игры в снежки),

Ну а летом - в прятки (закрыть лицо руками).

А весною в огород

Зайка с радостью идет (шагать на месте).

Но сначала все вскопает (сделать ладошку ковшиком, имитация движения),

А потом все разровняет (похлопать ладошкой по другой).

Семена посеет ловко (потрясти кистями)

И пойдет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя (наклоны вперед),

И глядишь - на грядке вновь

Перец, огурцы, морковь (загибать пальцы, перечисляя овощи).

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Приложение 2

Кукольный спектакль «Корзинка Осени».

Ведущая: Бежал заяц по лесной тропинке, на праздник осени торопился, да запнулся за корягу и упал…

Заяц: Ай, ой, как больно! Ах, ах, умираю, и синяк наверно будет, как же я Осени покажусь? Ой, а что это за корзинка? Ну-ка, я посмотрю…

Ведущая: Посмотрел заяц, а внутри яблоки лежат.

Заяц: Э-ге-ге! Вот так сюрприз! Заберу-ка я все себе, пока никто не видит.

Ведущая: Тут откуда ни возьмись, бежит по тропинке лиса.

Лиса: Зайчонок, что ты здесь делаешь? Почему на праздник не торопишься?

Заяц: Э, а…. Понимаешь, лиса, ударил я ножку, когда бежал по дорожке, какой уж тут праздник! Похромаю-ка я обратно к себе домой.

Лиса: А что это у тебя в корзинке? Ну-ка, покажи. Ах, какая большая корзинка! А что в ней?

Заяц: Э… в ней ветки, камешки, мох…

Лиса: Заяц, не обманывай меня, меня не перехитрить. (Заглядывает в корзинку). Ой, сколько там яблочек! Постой, постой, где то, я эту корзинку видела? У Осени, не она ли ее потеряла?

Заяц: Ну, не…знаю, никому не отдам. Моя, я нашел!

Лиса (тихо): Заяц, а заяц…, а давай поделим все на двоих?

Заяц: Нет, не отдам! Мое, я нашел!

Лиса: Нет, мое! (тянут корзинку в разные стороны).

Ведущая: Мимо пробегал ежик.

Еж: Это что за крик на весь лес? Не твоя это корзинка, заяц, и не твоя, лиса. И не для вас одних эти яблоки.

Лиса и Заяц: А для кого?

Еж: Это Осень для всех лесных жителей и для ребят угощение приготовила.

Заяц и Лиса: Нам очень стыдно, простите нас, давайте разделим все поровну!

Еж: Вот это правильно. Молодцы!

Осень чудная пора!

Все: Угощайтесь, детвора! (Отдают корзинку осени)

Приложение 3

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»

Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);

Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);

Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);

Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) - тяжелыми, низкими; а в солнечные дни - облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);

Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);

Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев - береза, осина, ива, рябина);

Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);

Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах);

Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);

Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели:

  • формировать представления об изменениях природе (день стал короче, ночь длиннее);
  • учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Миновало лето, осень наступила.

а полях и в рощах пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче.

Солнышко не видно, темны-темны ночи.

Рассказ о приметах осени.

Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его запевалой осени и златоцветником; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летаю серебряные нити паутины. Такие дни называют бабьим летом.

Вопросы:

Почему сентябрь называют «златоцветником»?

Какие дни в сентябре называют «бабьим летом»?

Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Наблюдение за березой

Цели:

  • продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Загадка.

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза)

Вопросы:

О каком дереве говорится в загадке?

Какой высоты береза?

Где ствол у березы широкий, а где - узкий?

Ветки у березы толстые или тонкие?

А листья можно достать?

Какого цвета ствол березы?

Как можно сказать про березу?

Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Наблюдение за воробьем

Цели:

  • углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
  • активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Загадка .

Чик-чирик к зернышкам - прыг.

Клюй - не робей! Кто же это? (Воробей)

Вопросы:

Как выглядит воробей?

Чем он питается?

Как передвигается?

Как поет?

Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова серая. Воробей - проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Наблюдение за цветником

Цели:

  • формировать представления детей о том, что цветы живые они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

высохли цветы.

И глядят уныло

голые кусты.

Какими стали цветы на клумбе?

Почему они завяли?

Что надо сделать, чтоб весной цветы снова выросли?

Наблюдение за осенними листьями

Цели:

  • знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием листопад;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики,

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое? (Осень)

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложиться солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень)

Загадка . Сидит-зеленеет,

упадет-пожелтеет,

лежит-почернеет.

Что это такое? (Лист)

Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество - хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадет, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества - желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.

Вопросы:

Почему желтеют листья?

Какого цвета еще они могут быть?

Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Приложение 4

Пословицы, поговорки, загадки об осени

Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Знакомство с поговорками:

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

Осень - запасиха, зима - прибериха.

Холоден сентябрь, да сыт.

Продолжите пословицу:

Цыплят по осени....считают
Осенью и воробей....богат
Упал с дерева один лист -....жди осени
Теплая осень -....к долгой зиме
Сентябрь без плодов....не бывает
Осень....перемен восемь.

Огородные загадки

Без окон, без дверей - Полна горница людей. (Огурец)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Жёлтая, а не солнце.

Круглая, а не луна.

Ее и варят, и парят.

И сырую едят,

И сказки о ней говорят. (Репа)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Непонятна, шишковата, а придет на стол она -

Скажут весело ребята: « Ну, рассыпчата, вкусна!» . (Картофель)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (Помидоры)

Приложение 5

Словесные игры

«Да или нет» на приметы осени

Осенью цветут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Жаркий ветер прилетает? (Нет)

Туманы осенью плывут? (Нет)

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто - часто льют дожди? (Да)

Достаем ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать - шорты, шляпки надевать? (Нет)

Или лучше в теплой куртке погулять по переулку? (Да)

Осень, осень подожди, ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима нам пока что не нужна. ДА? ДА!

«Украсим словами» - подобрать слова-признаки к именам существительным.

Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая).

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).

«Наоборот» - подобрать к слову противоположное значение.

Погода холодная - погода (теплая).

Осень ранняя - осень (поздняя)

Птицы прилетают - птицы (улетают)

Одежда летняя - одежда (зимняя)

Земля сухая - земля (мокрая)

Солнце высоко - солнце (низко)

Дождь начался - дождь (закончился)

Листья на деревьях - листья (на земле)

«Подбери действие» - активизировать в словаре детей глаголы.

Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.).

Приложение 5

Физкультминутка.

Игра «Солнышко и дождик».

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва -

Кап, кап, кап, кап (дети сопровождают эти слова медленными хлопками).

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять -

Кап, кап, кап, кап (хлопки учащаются).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (дети поднимают руки над головой, изображая зонтик).

Игра «По тропинке»

На паузу дети приседают.

По тропинке мы шагаем, дружно ноги поднимаем,

Друг за другом мы идем и с тропинки не сойдем. Пауза.

А теперь поскачут ножки быстро по лесной дорожке,

Прыгай, прыгай веселей, своих ножек не жалей! Пауза

А теперь пойдем все тише, чтоб никто нас не услышал,

Потихонечку крадись и пониже ты пригнись. Пауза.

Побежали наши ножки быстро по лесной дорожке,

Все бежали, торопились. Мы пришли. Остановились.

Приложение 6

Подвижная игра "ПО ТРОПИНКЕ"

Цель: Дать представление детям младшего возраста о разных деревьях

1. По тропинке мы пойдем

И к березке подойдем.

Ты березка покажись! Дети идут за воспитателем. На слова "покажись" ребенок в шапочке - маске определяет какого вида дерево, кланяется,

Всем ребятам поклонись. Дети хлопают, "деревце" кружится

2. По дорожке мы пойдем,

Елочку сейчас найдем.

Елочка покажись!

Всем ребятам поклонись.

3. По дорожке мы пойдем,

Клен кудрявый найдем.

Клен кудрявый покажись!

Всем ребятам поклонись.

По дорожке мы идем

И к дубочку подойдем.

Ты дубочек, покажись!

Всем ребятам поклонись.

Методологическая база:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 368c.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 112c.

3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 112c.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 128c.

5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 112c.

Осенний праздник для детей средней группы с использованием

кукольного театра

«Осень в гости позовем»

Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами пришли в зал, чтобы вспомнить об осени, поблагодарить ее за все подарки, которые она нам преподнесла.

Исполняется песня про Осень

Ведущая. В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

Где же осень, где же ты?

Как найти тебя скажи?

Ребята, осень везде побывала: украсила лес в разноцветный наряд, убрала урожай с огородов и полей, проводила птиц в теплые края. Может быть, Осень-красавица придет к нам на праздник? Как нам ее пригласить? Какими словами позвать? Какая она – Осень? (Дети называют слова характерные для осени – желтая, рыжая, оранжевая, красная, урожайная, грибная) Ребята, давайте позовем ее этими словами скажем все вместе: «Желтая, урожайная в гости к нам приди, всех ребят повесели!» (Дети повторяют)

Под музыку на ширме появляется Репка.

Репка. Здравствуйте, ребятушки. Я спешила, торопилась. Прямо с грядки прикатилась. Сейчас земельку отряхну, прихорошусь, да добрым людям поклонюсь (кланяется).

Ведущая. Вы кто?

Репка. Я – тетушка Репка, круглая, да крепкая. Вы ведь сами меня звали. Я желтая, урожайная красавица.

Ведущая. Да, хороша Репка!

Репка. Спасибо, что позвали. А я не с пустыми руками. В моей корзинке – мои друзья, овощи. Отгадайте, кто рядом со мной на грядке вырос.

Аттракцион «Узнай овощи»

На ощупь (Лук, капуста, морковка, картошка, свекла, чеснок)

Репка. А по запаху можете узнать?

По запаху (Лук, чеснок)

Репка. А по вкусу

По вкусу (Морковка)

Ведущая. Репка, наши ребята хорошо знают овощи и по запаху, и по вкусу, и на ощупь, потому что они помогают убирать урожай на дачах, в деревнях – на огородах.

Исполняется песня про овощи.

Репка. Молодцы, ребята, хороший урожай вырастили на грядках. Только мало урожай вырастить, его же надо еще убрать.

Ведущая. А мы весь урожай убрали. Даже репку вытянули из грядки.

Исполняется инсценировка «Репка»

Репка. Правильно, когда все дружно за дело берутся, тогда любая работа спорится. А все ли хорошо потрудились?

Ведущая. Ленился только один Антошка, но ребята и его научили трудиться.

Исполняется танец «Антошка»

Только убрать урожай это еще полдела. Надо урожай еще и сохранить и запасы на зиму сделать.

Ведущая. А мы заготовили. Капусту, например, мы засолили.

Исполняется попевка «Мы капусту режем»

Репка. А из других овощей вы что приготовили? (Соленья, разносолы, салаты, супы, рагу) А из фруктов что? (Варенья, компоты).

Осеннее развлечение проводится в 1-ой младшей группе. Понадобятся:

  • ширма;
  • сказочные герои: заяц, лиса, ежик;
  • корзинка с угощением (конфеты или яблоки);
  • зонт;
  • листья — 2 штуки;
  • шишики — 1 штука;
  • грибы — 3 корзинки. листья по 2 шт, шишки по 1шт. грибы, 3 корзинки.

Ход осеннего развлечения ЧТО У ОСЕНИ В КОРЗИНКЕ

Дети под музыку заходят в зал, их встречает Осень. Дети садятся на стулья.

Ведущая:

— Осень снова к нам пришла, веселый праздник принесла,
Всё вокруг принарядила и о нас не позабыла.
Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.
Погости у нас, Осень и послушай нашу песню.

Песня «Осень к нам пришла».

1. Осень, осень к нам пришла.
Дождь и ветер принесла.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап —
Дождь и ветер принесла.

2. Пожелтеет зеленый сад,
Листья желтые шуршат.
Шур-шур-шур, шур-шур-шур —
Листья желтые шуршат.

3. Птичьи песни не слышны.
Подождем их до весны.
Чик-чирик, чик-чирик —
Подождем их до весны.

Осень: — Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, есть у меня большая корзина, а там много всего интересного. Хотите узнать, что у меня есть? (Ответы детей.) Есть у меня волшебный зонт. Я зонтом покручу, игру начать хочу.

Звучит волшебная музыка.

Ведущая: — Светит солнышко с утра, значит, нам гулять пора.

Игра «Солнышко и дождик».

Звучит фонограмма дождя.

Ведущая:

— Вот и капли-капитошки застучали по ладошке,
Тучки собираются, дождик начинается.

Дети бегут под зонт.

Песня «Дождик».

Осень: — Спасибо, милые друзья! Порадовали вы нас! А в моей корзинке для вас лежат расписные осенние листочки — вот они. Давайте потанцуем с листиками! (Раздает детям листья.)

Танец «Листики дубовые».

Осень: — А в моей корзинке для вас шишечки лежат — от они. Давайте поиграем с ними. (Раздают шишки.)

Игра «Шишечки».

Текст, описание движений и музыка Сизовой Н.Ю.

1. Мы катаем шишечку (Катаем шишку между ладонями.)
Между двух ладошек.
Вот какие шишечки
Есть у наших крошек!

2. Превратилась в ежика- (Берем шишку в правую руку и осторожно колем левую ладошку.)
Колется иголкой,
Левой нашей рученьке
Очень-очень колко!

3. Пощекочем шишечкой (Берем шишку в левую руку и щекочем ладошку правой руки.)
Правую ладошку,
Как приятно шишечкой
Щекотать немножко!

4. Обхватили шишечку, (Обхватили шишку правой рукой, носиком вниз, широкой стороной-вверх, стучим указательным пальцем левой руки.)
Вот и барабанчик!
Превратился в палочку
Наш веселый пальчик!

5. Выросли сестреночки (Перевернули шишку широкой стороной на ладонь левой руки, чуть придерживаем. Немного раскачиваем рукой.)
На опушке летом —
Это наши шишечки,
Елочки с секретом!

6. Поливает дождичек, (Пальчики быстро дотрагиваются до отдельных «лепестков» шишки.)
Капает по веткам,
Вырастайте, елочки,
Все на радость деткам!

7. Вот устала шишечка (Положить шишку в ладошку, накрыть другой ладошкой и качать.)
И легла в кроватку,
Спи спокойно, шишечка,
В колыбельке сладко!

Осень: — Загляну ещё в корзинку. Ой, да здесь грибочки лежат, поиграть они хотят.

Игра «Собери грибы в корзинки».

В игре принимают участие по 3 ребенка.

Осень:

— Я на праздник к вам пришла и сказку за собой привела.
Закрывайте, детки, глазки, попадём мы с вами в сказку.

Кукольный театр «Корзина Осени».

Ведущая: — Ой, как весело у нас, пора всем нам пуститься в пляс.

Танец «Приседай» (эстонская народная мелодия Сл. Ю. Энтина, Обр. А. Роомере).

1. Поплясать становись
И дружку поклонись. Ля- ля…

2. Будем все приседать:
Дружно сесть! Дружно встать! Ля- ля…

3. Машут ручки ребят-
Это птички летят. Ля-ля…

4. Ножкой топ, ножкой топ,
Еще раз,топ да топ. Ля-ля…

5. Ручки-хлоп,ручки- хлоп,
Ещё раз,хлоп да хлоп. Ля-ля…

6. Вот и кончился пляс,
Поклонись ещё раз. Ля-ля…

Осень:

— Моя корзина большая и она не пустая.
В ней угощения лежат, для всех-всех ребят. (Отдаёт корзину ведущей, дети благодарят.)

Ведущая: — А сейчас мы просим Осень сфотографироваться с нами. (Уходят.)